=

ЭРЗАЦ-БАТАЛЬОНЫ

г .
(От специальных военных корреспондентов «Правды»)

Отихает бой. По тропинке заснеженного
леса боец ведет пленного. У блиндажа
командного пункта они останавливаются.

— Немца привели, товарищ командир.

Гергардт ЕКирхгеенер входит в блиндаж.
Не дожидаясь вопросов, он об’являет:

— Я не немец, я серб, виноградарь, из
провинпии Банат, что в Югославии.

— Но воюете за гитлеровскую Герма-
нию? — спрашивают его.

— Нас вызвали в местный клуб и ©ка-
зали, что мы должны защищать нашу ро-
длину — Германию. Но я хочу вам сказать,
ЧТо Моя родина Югославия. Мои предки
приехали туда двести лет назад.

Перетрусивший еолдатик, в облике ко-
торого нет никакой воинской стати, слу-
жит, однако, в ливизии «Норд», в отбор-
ной эсэсовской фашистской части, кула по
прежним временам его не пюдпустили бы
на пушечный выстрел. Он воего три дня
на фронте и лишь несколько недель на
военной службе. Этот юноша — отнюдь н
кадровый солдат.

— Почему вы попали в дивизию «СС»?
Туда отбирают пвет гитлеровской моло-
дежи, добровольцев.

— Hae посалили в поезд, отправили. в
Прагу, там нам перед строем об’явили,
чо мы есть добровольцы и направляемся
в полк «Мертвая голова». Потом нас бы-
стро послали на фронт, вот сюда, в Варе-
лию. Наш полк понес тяжелые потери.
В нем было 2.300 человек, a теперь
осталось 7002

В этот же день была взята в плен зна-
чительная группа солдат. Среди них много
юнцов — низкороелых, сутулых, кривоно-
тих. Например, у солдата Адольфа Шиллера
одна нота короче другой.

Это пополнение собрано со всех уголков
гитлеровской империи. Они идут на сме-
ну кадровым частям, перемолотым в боях
на Восточном фронте, замерзающим в
карельских снегах. Среди пополнения
эсэсовцев встречаются немцы самых раз-
личных мастей; польские,  судетские,
венгерские, югославские. Генерал Фолькен-
горст, командующий северной фалтистской
армией, презрительно называет их «третье-
COPTHEIM военным материалом». Но генерал
вынужден принимать в свои дивизии этот
солдатский эрзац и бросать его в бой.

Кадровые эсэсовцы, ныне в большинстве
перебитые, отличались бандитской удалью.
Они шли в психические атаки, они
бешено лезли под огонь. Не то

преемники. Это люди иного сорта. Они
ищут повода уклониться от боя, сдаться в
плен; а при допросах усиленно просят не
суешивать их с пруссаками и баварцами.

— Я не немец, я не немец, — испуган-
по вопят они один за другим.

Это люди, для которых война — личное
горе, & военные планы Гитлера — чужды
и непопулярны. Судетский немец Готфрид
Пох говорил, что гитлеровские военные
авантюры мало волнуют его товарищей,

— Они не из Германии, — поясняет
он.-— Они не хотят воевать и воюют толь-
ко из-под палки. Да и коренные германцы
за последнее время поостыли здесь, на
севере.

Боевой лух нового пополнения весьма
невысок, В пятой роте второго батальона
9-го немецкого полка, разгромленного недав-
HO нашими частями в районе Вестеньги,
фатлисты расстреляли 10 солдат за отказ
итти в наступление. Многих солдат они
расстреляли при попытке сдаться в плен.
Теперь за «добровольцами» в германских
войсках усиленно следят, они доставляют
много забот гестапо. Введены дублирован-
ные караульные посты — один часовой
следит за другим.

В первые недели войны мы видели
письма, найденные в ранцах убитых гит-
леровских молодчиков. Они полны были
бахвальства и нахальной самоуверенности.
Мы видели и пленных того времени. Это
были породистые бандиты, чистокровные
эсэсовские головорезы, наглые и кровожад-
ные. В письмах, подбираюмых на поле боя
сейчас, нет былого энтузиазма и самоуве-
ренности. Все больше нытья, отчаяния,
все больше обреченности и хныканья. Не-
кий Вальтер сокрушается в письме к
своей невесте: «Условия жизни у нас: как
у первобытных людей». Солдат Павел
Людвиг плачется на тяжелую солдатскую
судьбу: «Й холодно, и голодно, и трязно,
и страшно в этих дремучих лесах Каре-
Лии».

Люлские резервы фашистской Германии
начинают иссякать, пополнение немецкой
армии очень часто состоит теперь из
неполнопенных солдат. В войсках гитле-
ровской армии все чаще и чаше попала-
ются эрзац-солдать, эрзац-роты и эрзац-
батальоны.

А. ДУНАЕВСКИЙ, М. ШУР.

их  Карельский фронт.

Ленинградский фронт. На снимках: 1. Связисты старший сержант С. Абузяров
(слева) и красноармеец Ф. Шатоба, смело и мужественно действующие в борьбе

с

немецкими захватчиками. 2. Танковый экипаж лейтенанта

М. Леонова,

уничтоживший в одном бою три вражеских танка.

Фото А. Агича,

ПРАВ

be

БОИЦЫ КРАСНОЙ АРМИИ! УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЙТЕ УСЛОВИЯ СУРОВОЙ
ВЫВОДИТЕ ИЗ СТРОЯ ВРАЖЕСКИЕ ТАНКИ, ИСТРЕБЛЯИТЕ ЖИВУЮ СИЛУ

НЕМЕЦКОЙ АВИАДЕСАНТНОЙ
ДИВИЗИИ

КОНЕЦ 7-й

(От специального военного корреспондента «Правлы»)

Перед отправкой на Восточный фронт
7-я немецкая авиадесантная дивизия счи-
талась отборной кадровой частью герман-
ской армии и подчинялась непосфедствен-
но Гитлеру. Дивизия участвовала в ответ-
ственных военных операциях в Готлан-
дии, Норвегии, на острове’ Крите. Уком-
плектованная солдатами в возрасте не
старше 24 лет, состоящая на 60 процен-
тов из членов союз» гитлеровской моло-
дежи, обученная в паралпютных школах
ий на специальных саперных курсах, про-
шедшая  двухгодичную  Ффронтовую ‘выуч-
ку,—дивизия была сильной единицей.

По возвращении с Крита -— после тор-
жественных парадов, награждений и предо-
ставленного для отлыха отпуска — полки
дивизии в течение двух месяцев находи-
лись в военно-учебных лагерях. Там про-
водились тактические и стрелковые заня-
тия, полки доукомплектовывались офицер-
ским и солдатским составом.

Дивизия состояла из трех парашютных
и одного штурмового полков. На © воору-
жении находилось большое количество ав-
тематического оружия, легких и тяжелых
пулеметов, минометов, противотанковых и
зенитных орудий.

В ожесточенных боях на. Восточном
фронте размалывались и уничтожались
‘одна за другой фашистские дивизии. Для
восполнения миллионных потерь Гитлер
бросал на фронт все новые и новые части,
Резервы иссякали, их нехватало. Тогда
очередь дошла и до 7-й авиадесантной ди-
визии. К концу сентября в самом спешном
порядке по железной дороге и на транс-
портных самолетах она была переброшена
на Ленинградский фронт. На отборную
часть возлагалась задача первостепенной
важности участвовать во взятии Ленин-
града.   »

Германекие парашютисты попали на
участок напряженных и ожесточенных бо-
ев и вынуждены были сразу зарыться в
землю. Несмотря на это, полки ливизии
ежедневно несли большие потери. За пер-
выю же три дня боев (© 29 сентября по
2 октября) два батальона штурмового
полка потеряли убитыми двух командиров
рот, убитыми и ранеными 12 офицеров и
свыше 50 процентов личного состава.
Третий батальон первого парашютного
полка занял позиции в ночь co 2 Ha 3 OK-
тября. За 20 дней он потерял до 70 про-
центов своего состава. В девятой роте из
140 человек осталось 25

В те дни пареютист Гепц Шуан пи-
сал домой: «Вчера и сегодня здесь под
Петербургом опять началея настоящий ад.
Мы ходили в атаку на гигантекую линию
укреплений. В сплошном огне нельзя бы-
ло различить отдельных выстрелов. Наши
потери велики. В гавани Денинтрама на-
ходятся линкор и крейер. Линкор стре-
ляет по нас. Трудно себе представить, Ka-
кие воронки образуют их снаряды при
разрьисю. из них взорвался в 200
метрах от меня. Я взлетел на два метра
в воздух и грохнулея на землю. И зачем
нас только сюда прислали?»

Еще более показательной является судь-
ба третьем полка этой дивизии. 3 ноября
два батальона этого полка, находившиеся
на позиции с середины октября, были из-
за больших потерь отведены в тыл. Ш№-
зиции занял первый батальон, ло этого
находиващийся в резерве. Через 15 ‘дней
и этот батальон бым уничтожен. Захва-
ченный в плен 11 ноября старший ефрей-
тор Пройль Фольфганг — ярый фашист,
натражденный «Железными крестами» пер-
вой и второй степени, —на допросе заявил,
что на 10 ноября третья рота этого ба-
тальюна, потеряла убитыми одного офице-
фа, двух старших фельдлфебелей и 20 соа-
дат; 47 человек ранено; остались в
роте один ефрейтор, один фельлфебель
и 45 солдат. В 18 ноября рота вместе с

ее командиром старшим лейтенантом
Штремполь была полностью уничтожена.
Почти полностью истреблены и остальные
роты батальона. Так, пленный солдат
22-го немецкого пехотного ‘юлка 1-й пе-
ходной дивизии Франц Гляйкснер заявил,
что «в роте парашютистов, которую мы
оменили, осталось 9 солдат».

7-я авиационная десантная дивизия,
почти полностью уничтоженная, измотан-
ная и обескровленная, в короткий срок
выведена из строя.

Kak это произошло, можно видеть по
дневнику убитого старшего ефрейтора пер-
вого батальона 3-го полка. Вот его содер-
жание:

_ «1 онтября. Кенигеберг. Вытгрузились в
девять. В 12.30 выметаем нь «Ю-52».
Посадка в Пскове.

2 октября. Вылет в 6.45. В 8.00 по-
садка в Любани. На авто через Шапки.
Ночью рлем лесом, очень холодно.

3 онтября. Нас встречает сильный ми-
нометный огонь. Второй взвод занимает
оборону.

4 октября. Старший ефрейтор Раук убит
осколком гранаты. Мы остаемся лежать в
лесу. ®лем, пока можно будет занять 960-
рону. Проводим холодную ночь, лежа на
земле. Только две палатки и одно: одеяло.
Русские минометы обстреливают нас.

11 октября. В 7 час. 30 мин. налет
истребителей, Стреляют из бортовых opy-
дий. Приходится ползать и скрываться.
У нас в роте двое убитых, шесть’ ране-
ных. Вклинение русских на этом берегу
реки нам не взять. Как долго это будет еще
продолжаться? ??

12 октября. Солнечно. Снег, холод. Pyc-
ские стреляют из минометов. Русские лет-
чики атакуют. Три солдата десятой роты,
отправившиеся за едой, убиты в 5.30

утра.

16 онтября. Русские бомбардировщики
атакуют. Ночь была очень холодной.

18 онтября. Сильный налет авиации.
Все олно и то же. Вечером светло, как
днем, — горят дома.

20 октября. Русские атакуют.

21 октября. До обеда опять атаки.
В 8 часов ранен Густл. Я у пулемета.
Русские опять идут. Старый егерь Беккер
убит.

22 октября. Днем очень беспокойно.
Показываются танки. Гейнц ранен.

24 октября. Когла же будет конен?
Русские атакуют.
25 онтября. Тяжелый  минометный

огонь. Русские переправляют танкх. Силь-
ные атаки пехоты противника.

26 октября. Сегодня был большой бой.

29 сктября. До обеда тихо. В 3.30
большая атака противника. Тяжелые по-
тери. Я —в роли санитара. Старший
егерь Вейз. Герт убиты. Очень тяжелый
день:

30 октября. Русские сравняли наши
позиции с землей, Отчеянно держатся. Из
саперного батальона к нам приходят сол-

даты для пополнения. Они сразу же
несут тяжелые потери от минометного
orHa.

1 ноября. Произведен в старшие сер-
жанты.

2 ноября. Будит нас канонада, пулемет-
ный и миномелный огонь. Наконец, появи-
лись семь немецких истребителей. Русские
зенитки сбивают одного.

3 ноября. Вечером нас сменяют. После
обеда — могучий огонь по нас.

4 ноября. Мы идем 7 километров назад
к роте. Тут плохие землянки.

3 ноября. Вечером занимаем позиции»,

На этом советекая пуля оборвала запись
и жизнь старшего ефрейтора Герменау

Вальтер.
А. МАЛЮТИН.
ЛЕНИНГРАД, 7 декабря. (По телефону).

‘большого университетекого города, или B

Западный фронт. Автоматчики энской части отправляются в разведку.

Фото А, Установа,

Забота о раненом бойце

(В М-ском эвакуационном госпитале)

Длинные корилоры устланы мягкой до-
рожкой, она заглушает шаги, — ничто ‘не
нарушает строгую тишину в большом
многоэтажном здании. Тишина и чисто-
т& — святыни в нем, хотя ежедневно
здесь санитары убирают немало крови и
пноя, хотя боль могла бы порождать здесь
кризи и стоны. Здесь страннюе па пер-
BH взгляд сочетание суровой военной
писЦиШлины и домашнего, семойного уюта.
Вдоль отен расставлены цветы, & у сестер
в строгих тимнастерках и высоких сало-
гах — ласковые и приветливые тлаза.
Могло бы показаться, что вы в клинике

ванатории приморского курорта. Но вы в
большом  эвакуационном госпитале, тгле
начальником воешврач 2-ro ранга Tos.
Вольпер.

Эвакуацконный госпиталь работает в
сравнительно безопасных условиях. Ране-
ные не остаются злесь налолго. Jer-
KO раненых лечат и возвращают фронту.
Тяжело раненых, пужаающихся в дли-
тельном лечении, после оказания пеобхо-
AMM хирургической помощи, отеравляют
в глубокий тыл. Через тоспиталь пцет
непрестанное лрижение. Наряду © лече-
нием эваюуалия здесь важная, серьезная
часть работы. Это очень сложное, ответ-
ственное дело. От перевозки раненый ино-
а страпает больше, чем от раны. Боец
на носилках требует к с0бе не моныйа
внимания, чем на операционном столе.

Чистота и уют-— это закон М-екого
госпиталя. Его, пожачуй, не так трумно
поддерживать, в тородокой обетаноске, гла
есть подхолящиех для этого условия. Но
жизнь далеко Ho воегла баловала госпи-
таль такими условиями. Не так дарю па-
латы размещались в землянках, в палат-
ках. Коугом был лее. Фешнистокие бомбар-
дировщики сбрасывали #8 госпиталь ‘свой
емертоносный груз. Неподалеку  разрыва-
лизь снаряды вражеской артиллерии. M

в тоспитале быт тот же порядок, была
Ta me чистота. Пой оботрелем четко и
бесперебойно шла хирургическая работа.
Госпиталь испытал все трудности вы-
хода из окружения. Он был олнажиье от-
резан, и выстрелы автоматчиков уже гре-
мели за спиной. Не теряя ни минуты, вра-
чи и политработники уложили на хаши-
НЫ всех фаненьх. Госпиталь находилея в
большом, дремучем лесу. Неизвестно было,

В. КЕТЛИНСКАЯ

Es ©

РАССКАЗ

Это было в те дни, когда на аэродроме
все меныше становилось боевых машин, а
бои шли ежедневные, напряженные. Ёа-
ждый летчик вылетал по многу раз, что-
бы биться один против многих, чтобы ма-
стерством и дерзостью возместить не-
хватку самолетов.

В этот день все летчики уже вернулись.
чадали только Алиева. Алиев не возвра-
щаля. Авиатехник Попов стоял один ©ре-
ди поля, сумрачный и неподвижный, ©
лицом, поднятым вверх. Ето глаза неот-
рывно глялели в небо, затянутое белесой
дымкой. Его самолет не возвращался.

Командир эскадрильи вышел в поле и
стоял, окруженный своими летчиками, у
pila боевых машин, замаскированных
искусно и быстро.

Молчали летчики, молчал командир. На
глазах у команлира выступили слезы. Мо-
жет быть, от. того. что он слишком долго
и пристально смотрел в небо? ‘

— 13.07, — сказал кто-то.

Уже полчаса стояли они и ждали.
Алиев не возвращался.

И влруг Попов крикнул:

— Идет! :

Самолет был еще почти не виден, но
Полев разглялел его— маленькая ceped-
ряная палочка в белесом тумане.

— Ou!

Командир, отвернувшиеь, вытер глаза и
строго взглянул на часы:

— 13.16.

У самолета была странизя лихоралка.
Теперь, когла он приближался е каждой
минутой, было видно, как он вздрагивает
и шатается. Самолет пошел на посадку,
но пошел как-то неуверенно, рывками,
будто проваливаяюеь, будто вел ето неуме-
лый летчик.

Алиев посадил машину на три точки,
ню затем самолет беспомощно запрытал и
накренилея. Сейчаю Алиев” должен был

выпрыгнуть из кабины, как обычно. Но
он не выпрыгнул.

— Врача!-—коротко приказал командир
эскадрильи и побежал к самолету. Лет-
чики и техники бежали за ним. Попов
первым оказалея у самолет» и первым
заметил простреленные плоскости, покоре-
женно» хвостовое оперение, — он не лду-
мал сейчае о самолете, но просто ве мог,
даже в волнении, мельком не скинуть
машину глазом профессионала. Он вско-
чил на плоскость и застыл на ней.)

# х *

Полчаса назад Алиев принял бой с тре-
мя истребителями врата. У него было
только одно преимущество — дерзость. И
дерзостью отчаянной атаки он сбил одного
врага. Фашистский самолет палал кру-
Hach, окутанный дымох и пламенем. .

— Пятый! — крикнул Алиев громко,
как будто его могли услышать. Это была
его пятая побела. Чувство радостного
опьянения боем охратило Алиева. Шестой
и сельуой шли на него, но он верил в
победу и ринулея им навстречу. «Один
против двоих — это уже неплохо, драться
можно».

— А ну, держись! — крикнул он во
весь голос.

_ Начался бешеный водоворот боя. Алиев
бросал свой самолет вверх и вниз, шме-
лем кружился вокруг вражеских машин,
поливая их свинцом, В него стреляли то-
ве. Он чувствовал встряски своей верной
машины, когла в нее попалали пули, потом
его будто ужалило в плечо, в левую руку
выше кисти. Пуля покнула по штурвалу,
другая просвистела у самого лица, обожгла
106. Он увертывалея от огня, но снова
и снова бросался в бой, охваченный яро-
стным стремлением к победе, молодой, уве-
ренный в себе, не способный отступать.
Он не думал о смерти,

жизнь для него была в победе, в мастер-
стве, в образцовом служении своему на-
роду, в торжестве своего дела, своей прав-
ды, своего искусства. Ему было двадцать
три года, его мозг, его нервы, его руки
безотказно и точно служили ему,

— А ну, шестой! — и Алиев направял
самолет в 106 неприятельскому истребите-
лю. Они стремительно сближались. Алиев
ждал, все его тело напряглось. «Сейчас не
вытерпит, отвалит, сию секунду oTBa-
лит», — повторял он, слерживая инстинк-
тивное желание отвалить в сторону. Фа-
шист отвалил первым. Алиев пустил в
него пулеметную очередь, но олновремен-
но не столько увидел, сколько почувство-
вал второго врата сзади. И тотчас острый
удар в лопатку заставил его векрикнуть.
Голова закружилась. Алиев стиснул зубы,
и самообладание вернулось к нему. Он
увидел, как, дымясь, уходил полбитый
враг. Оставалея один. «Один-на-один —
это уже малина», и летчик бросил малпти-
ну вниз, чтобы избавиться от висящего
на хвосте фашиста.

Новая ‘пуля впилась ему в челюсть.
Дикая боль оторзала его” руки от штурва-
ла. Самолет повалился на бок и вниз. С
трулом Алиев выравнял машину. Его рот
наполнилея кровью, кровь душила ero.
Пулеметная очередь снова потрясла само-
лет, две пули впились в шею и в руку.
Теперь обе руки были ‘ранены. Бурые
пятна покрыли штурвал. Но бой еще не
был закончен. Враг еще жив. Алиев прео-
долел боль и резко поднял самолет вверх.
Жажла мести, победы и жизни вела ето
теперь на смертный поединок.

Когда фашистский самолет, лишившись
управления, неуклюже ткнулея носом в
землю, Алиев опемнилея, оглядел пустое,
сразу ставшее очень просторным, небо й
влруг © неожиданной яростью ощутил, что
он совершенно один, на поврежленном са-
молете, наз территорией, зачятой врагом,
многократно раненный, слабеющий от по-
тери крови, от боли и усталости, с жал-
кими остатками горючего в баках... Сби-
тые им пятый и седьмой самолеты дого»
рали внизу, шестой ушел, дымя, У него
еще были его израненная верная машина,

он хотел жить и его израненное истекающее кровью тело н
ради жизни бросался в бой, потому что его воля.

пустом огромном небе. Но где-то недале-
5о, на востоке, лежала его родина, Tome
израненная, но сильная волей, и к этой
родине надо было дотянуть себя и маши-
ну — во что бы то ни стало, любой ценой
дотянуть машину...

И он повел машину в ‹торону родины.

Должно быть, полет продолжался не очень
долго. Он вылетел в 12.00, до встречи с
противником прошло минут пятнадцать,
минут семь или десять продолжался бой...
Судя по небу, время еше недалеко ушло
3a полдень. Но Алиеву казалось, что про-
ходят часы. У него не болела именно че-
люсть, именно спина, или руки, или пле-
чо — У него болело и ныхо все тело, це-
ликом, как будто не было на нем ни 0д-
ного здорового места. нужны были
страшные усилия, чтобы сидеть, держать
глаза открытыми и видеть ими весе, что
надо видеть, чтобы держать штурвал и

“ги самолет.

H поднял машину так высоко, как
только мог, это дает возможность спла-
нировать, если нехватит горючего. Но на
высоте у него заколотилось сердце, и это
было очень больно. Кровь прилила
ушам, в ушах зазвенело, и это тоже было
очень больно. Ему стало так плохо, что
он на мивуту закрыл глаза и откинулся
назад, но жгучая боль в спине заставала
его шатнутья вперед и прилечь грулью
на штурвал. «Неужели я умру?» — вдруг
подумал он. Мысль не показалась чудо-
вищной, как раньше. Сейчас смёрть для
него была просто покоем, освобождением
от боли; от головокружения, от лицкой
крови во рту, от упрямого усилия вести
самолет. x

«Нет, врешь!» — хотел крикнуть он,
но крикнуть не мог. Упрямо поднявшись,
поглядел вниз, увидел взлетающие дымки
и вспышки выстрелов, понял — «линия
фронта» — и повел самолет туда, ге в
молочной дымке окрывалея родной аэ20-
дром. «Нало забыть © боли, думать только
0б управлении самолетом», — решил он, и
eMy как будто улалось это. Боль исчезла.
Самолет шел ровно. Только земля стала
очень далекой и туманной, небо каким-то
безжизненно блеклым, а движения—чужи-
ми и ‘медленными.

Больше ничего не было в этом  Алиев терял сознание.

С земли заметили самолет. Орулийные
расчеты засуетились на вражеских зенит-
ных батареях. Белые облачка разрывов
заплясали вокруг спотыкающегося в в03-
духе самолета.

Алиев заметил обстрел только тогда,
когда самолет швырнуло в сторону. волной
взрыва. Он выравнял его и, © усилием
тлядя вперед, стал увертьывалься от снз-
рядов. Но держать глаза раскрытыми было
все труднее. Было бы всего проще закрыть
глаза и умереть в последнем смертельном
штопоре. «Я этого и хочу», — сказал се-
бе Алиев, и это признание было, как
смерть. Он закрыл глаза и выпустил
штурвал... На миг его охватило блаженное
ощущение освобежденности от всего. Но
тотчас острая мыюль, как игла, пронзила
его мозг, — & самолет? Самолет еще ножи-
вет. Попов залатает его и снова выпустит
в 60... Товарищи ждут на аэродроме и
не расходятся так же, как он CaM никогла
не уходил € поля, пока не вернется пос-
ледняя боевая машина.

Нет! Ни за что!

Он искусно маневрировал, затрудняя
фашистам прицел. Воля собрала остатки
его сил и направила их на одно — прове-
сти самолет через линию фронта домой.
Осколок ударил в фюзеляж, другой залетел
в кабину и впился в ногу. Алиев отме-
тил новое ранение © полным равнодуптием.
Теперь ничто уже не остановит ero — oH
доведет самолет. Разрывы остались позади.
Внизу лежала родная земля.

Самолет стал снова шататься и булто
проваливаться вниз. Алиев закрывал гла-
з& и снова раскрывал их, чтобы найти
аэродром. Он увидел его и повел самолет
на снижение.

У Алиева уже не было сил, была толь-
ко воля. И воля была сильнее смерти.
Воля мастера выключила мотор, спланиро-
валь к тому месту, тде нало садиться. и
посадила самолет Ha три точки, ках нало.

#

Врач нашел у Алнева семнадцать ран,
из них три — смертельных.

—Я ничего не понимаю, — сказал
врач, —о©н не мог лететь.

товарищи поняли и, сняв шледь,
несколько минут молчали,

° («Ленинградская правда»).

куда итги, где искать выхола. Спасла р.
кеных и врачей молюдая девушка, д,
лесничего, Галина Шемпур. Она вырки
в лесу, знала в ном вое тропинки. №
CROIBRO дней госпиталь Oper mo чаш.
среди диких зарослей, по елва проходимыи
дорогам, г инотла и без лорог. Галина вы-
вела госпиталь к частям Красной Арут
и сама осталась в госпитале ‹естрой.

Под обстрелом, в труднейших условия
войны складывался и зажалялея колег:
тив госпиталя. Врачи-терапевты, не де-
жавшие, прежде ножа в своих рука,
делались хирургами. В госпиталь при
дили девушки, которые никогта не иен
никакого отношения к медицине. Их пр
ЗРая в армию палриотический лолг.

В коллективе врачей горит живой 91
ек научной мысли. Это дает возможЕсть
своими силами производить еложные 91е-
рации, в том числе и. при ранениях ч.
репа. Широко прихеняются сульфидин #
стрептоцпил. Врачи отмечают высокое #4.
чество советских препаратов. Исключение
составляет гипс, не всегда удовлетворяк-
щий требованиям прочности.

Исключительную помощь приносит Te
реливание крови. Свою кровь отдают р
ине не только бойны, & и сотни THOM
советских ’граждан-патриотов. Поистие
‘кровный братекай союз соединяет фронту
тыл. Теперь удается поставить нЕ
людей, у которых от острого кровотечения
уже исчезал пульс, исчезала реакция в
окружающую среду.

Раненые бойцы нередко вместе с кровью
доноров получают письма от них. (т

левтка Института тезтрального искусств

Малиновская писала: «Дорогой боец! Ста:
хостью даю свою кровь. Она быстро ви-
стаповит твое здоровье. Снова буть
бить проклятого врата, вероломно ната
шего на нашу счастливую родину. Желаю
скорейшего выздоровления».

Непрерывная научная и рационализ-
торская работа дала возможность уда
нить сроки консервирования крови, пр
дохранения от инфекции. Стеклянные
трубки делали хрупкой аппаратуру в п
левых условиях. Рюенврач 2-го ранга Хаки
улачно заменил стекло резиной, опыт 4:
равдал себя, получил одобрение авторитет.
ных медицинских инстанций.

Работа сестер—не легкая работа. Ранг
ные прибывают в госпиталь после тяж
го пути, их мучает боль, они часто пех
жили сильное физическое и душевное п
трясение. И как бы ни была утомлена <е1-
ра, проводящая нередко бессонные 10%,
она должна быть всегда предупредительнь,
п каждый раненый должен быть ей д
похлинно родным братом. Нетерпимо в 1%
ниталях формальное исполнение вп
долга. Недопустимы хололные, равнохут

ные слова, а это еще встречается икота.

В М№ском госпитале воспитанию вы
работников уделено много внимания, и №
неный уносит с собой, покидая госпиталь,
теплую память о врачах, сестрах, санита-
рах.

У-ский госпиталь находится на хор
шем счету. Люди в нем работают обыкЕн
венные, хорошие советские люди, воии
танные в советских понятиях культуры
гуманности. Жизнь М№-екого госпиталя
типичная жизнь красноармейских хе
цинских учреждений, где врачи и сет
в боевых условиях, кажлый на своем 1
сту, выполняют CBO скромную по 60%
терзическую по сути работу.

Д. ЗАСЛАВСКИЙ.
—

ВРУЧЕНИЕ ЗНАМЕН ГВАРДЕЙСКИМ
КАВАЛЕРИИСКИМ ДИВИЗНЯМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 jenaipe
(Спец. корр. ТАСС). Сегодня 2-й Гвардей-
ской кавалерийской хливизни было вру
но знамя. :

В 13 чаю. 30 мин. представитель Г
кералыного Штаба, выйдя перед фроети
с развернутым знаменем, об`явил 0 ще
образавании частей команиира Олик
ского во 2-ю Гварлойскую кавалерии
дивизию. Полковник Осликовекий, ©
шивитиеь © коня и опустившись ва п
вое колено, принял гварлейское знамя 7
поцеловал древко. Перелав знамя 129225
нику штаба, полковник Осликовский 0
ратилея к бойцам ‹ короткой речью, $
которой призвал пох пвардейским sia
нем, врученным по приказу вело
Сталина, добиться еше больших успев
в борьбе прогив немецко-фашиетских #^
хватчиков,

В тот же день было сручено зв
1-й Гвардейской кавалерийской jaan
ROTOpoH командует генерзл-майор Баран»

аваыыаз

{8

Bey

by