\

[1
Ave

ли
ЫХ
pp=
ой
пе
Ta
MIT

105°

14 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 220 (9991)

Победа в Маньчжурии”

3.

По прямому проводу маршал Василев-
ский доложил в Кремль Генералисеимусу
Сталину о том, что железобетонная линия
японцев прорвана.

С востока и © запала наши войска во-
рвались в Маньчжурию.

‘ * * *

Войска Забайкальского фронта Bel
маршал Малиновский. На левом крыле этого
фронта были войска генерала Александра
Дучинского.

Если итти вдоль границы, то от исход-
ного рубежа атаки войск генерала Николая
Крылова до исходного рубежа атаки войск
генерала Александра Лучинского надо было.
пройти 2.500 километров. Таковы былв
маспттабы этой войны. Войскам Крылова и
Лучинского надлежало соединиться. В пу-
стынях среди камня и песка, на высоте
Toy самыми небесами, в битвах суждено
было родиться подвигу.

Войска генерала Лучинского наступали
из района Старо-Цурухайтуй. Границей
с Маньчжурией тут служила река Аргунь.
Медленно плыла спокойная ее гладь. Без-
людная река... Ничто не говорило о присут-
ствии человека на ее берегах. Но наступила
ночь на 9 августа — и на реке, словно
по волшебству, появилось огромное коли-
чество войск н техники. Через стремнину
легли гибкие мосты.

Закипела Аргунь.

Десантные батальоны бросились через
стремнину молча. Они смяли японские кор-
доны. Когда забрезжил расевет, на высотах
командных пограничных сопок глаз ясно
различал силуэты советских солдат. Онв
стояли лицом к врагу. За их спиной пере-
правлялись через Аргунь войска.

Маньчжурия!

о Пустыня открылась перед войсками:
безлюдье, унылое пространство раскину-
лось повсюду, куда хватал глаз. Человече-
екая жизнь не могла пустить корня в этой.
угрюмой земле.

Тишина... Начало подниматься солнце.
Поднялось и зажгло, запалило. Словно язы-
ки пламени, лучи солнца лизали солдатам
руки, лица.

Зной...

Войска нацелилиеь на Хайлар. Он лежал
в 120 километрах — там, за пустыней.
Генерал БРурмасов пытливо посмотрел впе-
ред, на пустыню, и сказал:

— Придем!

Его группа войск шла первой. Это был
ударный кулак огромной силы: танки да-
вили дорогу своей металлической массой,
длинные колонны мотопехоты, артиллерия
на прицепах, зенитная, самоходная проти-
вотанковая артиллерия — всё это углубля-
лось в зной пустыни.

Мчались. тяжелые «катюши».

К раскаленному небу поднялась пыль и,
клубясь всё выше, повисла под тучами. 3а-
тем громада танков, автомашин и пушек

(От военного корреспондента «Правды»)

— В мостам! Е мостам! — коротко при-
казывал он, провожая мчащиеся мимо него
танковые десанты.

Подполковник  Курносов  выбрасывал
свои машины вперед. Уже разворачивались
орудия майора Поднос. Бой разгорался. За-
говорили доты 0б0-ту, в городе поднялось
пламя. И начала каменная чаша Хайлара
наполняться дымом и огнем.

Японцы бросились на русских. И виер-
вые послышался пронзительный гортан-
ный крик:

— Банзай!

Батальон капитана Левченко вошел в бой
весь. Рота старшего лейтенанта Ваеилье-
в& мчалась по улицам на танках, захватив
сразу три квартала. Она вырвалась на пер-
БЫЙ и второй мосты, захватила их и уже
отражала контратаку японцев. Рядом с пер-
вым мостом вел бой танковый экипаж млад-
шего лейтенанта Мышкова. Танк захватил
третий мост и, яростно ведя огонь, не от-
ходил от моста ни на шаг.

Японцы лезли на танк. Их косили пуле-
метами.

Японцы выкатили артиллерию. Танк
расстрелял две’ пушки.

Веюду был огонь,— город огня, спавший
15 лет, ожил.

По захваченным мостам уже двигались
самоходы, танки, артиллерия, веб глубже
врезаясь в японский гарнизон. Новые силы
входили в бой. И никто пе заметил, как
прошел день, как спустился вечер. На вы-
сотах густо дымился порох — артиллерия
вела огонь по бесчисленным дотам. Отту-
да по траншеям скатывались в город япон-
UbI—Ha помощь своему гарнизону.

И уже наши карабкались вверх, на-
встречу японцам.

Сошлись люто.

Вторая стрелковая рота встретила япон-
цев огнем в упор и штыками. Командир
роты пал. Лейтенант Мурзин повел бойцов.
Рота опрокинула японцев и засела в их
траншеях.

— Банзай!-—слышалоеь слева.

Рота японцев бежала вниз. Офицер
сверкал саблей, размахивая ею над голо-
вой. Пятеро японцев ворвались в окоп ря-
дового Аникина.

— Camypan! — прохрипел
Пятеро на одного!

Он бровил гранату им под ноги. Японцы
были уничтожены: как сноп, упал на них
ий сам Аникин — славный герой 3-го ба-
тальона... Прорвались японцы к орудию
сержанта Бянкина. Японский офицер всё
еще махая саблей и кричал; «Банзай!»
Бянкин бросился на него. Успел, проклятый
японец! Сверкнула сабля, отлетела прочь
левая рука у Бянкина. Как лев, кинулся
Бянкин на своего противника и правой
рукой сдавил ему горло.

Так и умер, зажав глотку самурая в CBO-

Аникин.—

закачалась в мираже и, как бы поднявшись   ей руке, славный артиллерист Бянкин...

над землею, поплыла на юг.

№ исходу дня группа Бурмасова должна

была ворваться в Хайлар.

Хайлар являлся главным заслоном япон-

Японское пакло кинело.

— Не спеши, ребята! Не дури понапрас-
ну!-—<трого покрикивал старший сержант
Бынков своим четырем товарищам. — Бей

Ццев на пути к Хинганскому перевалу. Это наверняка!

был укрепленный район предельной мощ-
ности. Слияние водных путей и дорог завя-
зывалось здесь в важный, решающий узел.

Тород с его мостами лежал внизу, словно
на дне гигантской каменной чаши. А Bo-
круг поднимзлась цепь больших высот.

Они обнимали горол тесным кольцом.

Грозен Хайлар. Остроконечные громалы
опорных пунктов 0бо-ту, Хэнаньтай, Ши-
тон, Идунь-дай, Лин-тай словно зубцы од-
ной гигантской крепости преграждали путь.

Они могли остановить любое войско.

Ярусами вверх поднимались доты. То
были железобетонные сооружения, уходя-
шие в глубь гор на 27 метров: в глубь
гор спускались три-четыре этажа — бое-
вые и наблюдательные казематы, арсена-
лы и бункеры для гарнизонов. Эти доты
многим напоминали залитый каменной ла-

вой город.

0б0-ту имел 19 лотов, Хэнаньтай — 22,
Идунь-дай — 15, Лин-

Шитон — 36,
тай — 19 дотов.

Важдый из этих опорных пунктов имел
круговую оборону. Они могли вести бой
каждый самостоятельно и в общем взаи-
модействии. В них были свои радиостан-
ции, водопровод, электричество. Они были
опутаны сетью. траншей, ходов сообщения,
противотанковыми
рвами. Подземные ходы сообщения и под-
земный кабель соединяли эти опорные
можно было ма-

колючей проволокой,

пункты в один кулак;

Они держали мост.

Взвод японцев атаковал их, но ничего
пе ‘мог сделать. 16 японских трупов уже
лежало перед мостом. Бынков, рядовые Пер-
минов, Тюрин, Просвирин и Карташов,
потемневшие от пыли и мокрые от пота,
старательно вели огонь.

Японцы откатились.

Атака русских продолжалась. Всюду
гремели гусеницы, визжало железо. И, на-
конец, из хайларской чаши поднялся дым
к небу, словно выплеснулея вон, и поплыл

хз

Тем временем в пустыне к Хайлару дви-
гались полки подполковника Огурцова и
подполковника Григорьяна. Генерал Зама-
хаев, управлявший боем в Хайларе, поджи-
дал их.

Нестерпимо было пешему человеку в
пустыне. НПалил зной. Степь дышала жа-
рой, как нутро огромной печи. Ветер жег,
иесок жег. Не было воды. А солдаты шли
по 50 километров в сутки.

И ложились люди на раскаленную груде
пустыни. Лежали е открытыми ртами, слов-
но птицы. Мерещилаеь им вода, прохлада...
Потемнели лица. Сгорели и потрескалиеь
губы; словно крупная спелая калина па-
дала с них на гимнастерки кровь.

Рождалея подвиг...

4.
Неведомый и коварный враг был узнан,

неврировать живой силой под землей. Его разгадан и раскрыт. Теперь он не пред-

гарнизон составлял 6.500 человек.

Хэнаньтай и Шитон имели дополнитель-
ные форты. Они были призваны прикры-

вать огнем пругие опорные пунЕты.

Словно гранитный бастион,  высился
0б0-ту-——гора, закованная в сталь и це-
мент. Ее доты были сильнейшие. Поезда с
боеприпасами входили внутрь 0б0-ту, пи-
тая его гарнизон. Железобетонные тумбы,
соединенные стальными бруфъями, прикры-
вали подошву 0бо-ту.

0бо-ту стоял впереди всех опорных пунк-
тов с севера и первым должен был ветре-
тить советские войска.

Таков был
твердыня.

Этот укрепленный район строился япон-

цами около 15 лет. На его сооружение

были согнаны десятки тысяч китайцев. Вее
работы велись в строжайшей тайне. Рабо-
чие 06060 секретных 0б’ектов по окончании
работ уничтожались. Так японцы уничто-
Жили тысячи людей.

Укрепленный район был закончен. Ге-
керал Номура спокойно засел в этом дья-
вольском городе огня, словно седой и злоб-
ный каменный крот. Кроме того, он на-
деялся на 120-километровую пустыню, от-
делявшую его укрепленный район от совет-
ской границы.

Тишина пустыни оказалась роковой.

В полночь у нодошвы 0бо-ту загрохо-
тали советские танки подполковника Вур-
носова— части Бурмасова с хода ворва-
лись в Хайлар.

Бойцы подполковника Харченко уже пе-
ресели © автомашин на броню. С лязгом
прошумели гусеницы, огибая 0б0-ту— в
город. ПШрюкатила артиллерия — туда же.
Улар был внезапен, дерзок. Японцы были
захвачены врасплох.

Долго стояла зловещая тишина. Доты
молчали. (Оцепенело всё — город, боевые
высоты, оцепенела сама ночь.

Затем грянул бой. В отеветах огней по-
казался подполковник Харченко.

———-

*) Продолжение, См. «Правду» № 218.

Хайлар-—японское пекло,  .

ставлял неизвестности ни дая Koro. Co-
ветские войска, готовые ко всему, насту-
пали уверенно, зная, что будет впереди. Это
было ужё широкое вторжение главных сил.
Но росло и усиливалось сопротивление.
Квантунская императорская армия была
отлушена, но далеко еще не парализована.
на вступила в бой вся, всей своей мил-
лионной массей и предельной свирепостью.

* * F

По узкой теснине двигались войска ге-
нерала Николая Крылова — острие 1-го
Цальневосточного фронта.

Японцы занимали вершины высот и от-
туда сбрасывались на наши войска подоб-
но каменному обвалу. Бои кипели всю-
ду — впереди, в середине движения, да-
леко в тылу. Схватки завязывались в 68-
мых различных местах: в кюветах дорог, в
одиноких фанзах, на привалах. Передовые
батальоны наступали далеко впереди от
основных сил.

Не было предела и японской ярости.
Веюду у японцев ‘были оставлены смерт-
ники— солдаты, которые должны были от-
крыто совершать диверсии. Они таились
за камнями или в высокой траве, как змеи.
С пронзительным криком они бросались на
наших солдат. Смертники, обвешанные
взрывчаткой в особых поясах со специаль-
но оборудованными взрывателями, брова-
лись под танки и, подрывая их, погиба-
ли сами.

Этих наши прозвали «противотанковыми
собаками».

Нет, ничто не могло остановить советские
войска. На флангах, по сопкам и дремучим
лесам двигались батальоны прочесывания,
и нередко было видно, как они накрывали
артиллерийские батареи японцев на вер-
шинах гор и со страшным грохотом сбрасы-
вали оттуда вниз японские пушки.

Между тем танковый десант кайитана
Ивана Куренкова — того самого, что штур-
мовал высоту «Офицерскую», — двигался
вперед, к. городу Сяосуйфынхэ (Хобей).
Связь с полками прервалась — радиостан-

ции танков уже не достигали идущих поза-
ди основных сил.

Но дерзость и отвага увлекали вперед.

Танки,  облепленные — автоматчиками,
сокрушая встречные группы японцев, вы-
рвались к городу. Они вели отчаянный
огонь с хода, смяли японские пулеметные
гнезда на окраине и влетели в Сяосуйфын-
уз. Там они вели ожесточенный уличный
бой. Японский гарнизон был сокрушен. и
танки на полной скорости двинулись даль-
ще, на город Мулин. Десантники слышали
шум боя позади себя и удалялиеь всё даль-
ше от основных сна.

Капитан Куренков стучал в башню
командирекого танка. Это означало: «Веё
хорошо!»

Вапитан Белан отвечал из танка таким
же стуком. Это означало: «Идем дальше!»

Они двигались прямо на запад. Вдрут
какой-то боец закричал:

— Берегись! Противотанковая собака!

Огонь автоматчиков брызнул по кюве-
там дороги, по траве. Но было поздно. Япо-
нец в желтом подрывном поясе мелькнул,
как шакал. Мгновение — и он скрылся под
броней. №то-то успел крикнуть: «Прокля-
тый краб!» — как оглушительный взрыв
сбросил с танка весь десант... Но просчи-
тался бешеный самурай! Танк осталея цел,
гусеница была исправлена тут же.

Теперь танки уже шли на малой скоро-
ети.

Приближалея город Мулин. Дорогу раз-
ведывали дозоры —— и японцы были нащу-
паны точно. И вот снова танки и пол-
ный батальон пехоты на броне ринулись
вперед, открыв убийственный огонь изо
всех пушек, пулеметов и автоматов. Ничто
не могло выдержать этого огненного натис-
ка. Танки протаранили оборону японцев,
прободали город й выбросились на запад-
ный берег реки Мулинхэ.

И тут их ветретили доты.

Японцы закрыли дорогу назад. Отряд
попал в критическое положение. Словно
семья металлических лосей, танки заняли’
круговую оборону, и начался бой.

Этот бой перекликался с другим боем,
слышавшимея позади.

Гарнизон Мулина был большой. Японцы
атаковали танки сразу же. С тыла на де-
сант наседали японцы из дотов. Но не дрог-
кули отважные советские воины. Держа-
лись упорно.

Во время боя чье-то чуткое ухо уловило
стдаленный грохот советского танка. Затем
он показался па склоне. Танк шел один Ha
предельной скорости. Он чудом избегал огня
и мчался прямо, как черное ядро. Вот он
исчез в городе, вынырнул за ним и с хода
вошел в расположение круговой обороны
десанта. В танке оказались командир тан-
кового полка полковник Величко и коман-
дир стрелкового полка полковник Уфимцев.

Солдаты, державшие оборону, были до-
стойны своих командиров, а командиры—
своих солдат.

— На пергправу!-— закричал полковник
Величко. _—

Казалось, это было свыше сил. Но танки
с автоматчиками двинулись к переправе
сквозь огонь японцев. А японцы тоже бежа-
ли к мосту. Показалась японская грузовая
машина с взрывчаткой. Наш передний тан-
Бист © хода положил снаряд прямо в кузов
машины, и она взлетела на воздух с оглу-
шительным грохотом. Тем временем авто-
матчики бросились вперед. Их вел капитан
Иван Макаров. Они ворвалиеь в деревню у
моста. Сам Макаров убил шестерых япон-
цев. Мост был захвачен.

И в это время на склоне горы, на доро-
ге, показались «виллисы», переполненные
бойцами. «Виллисов» было сто пятнадцать,
за ними шли 85 тяжелых «етудебеккеров»
в пушками. Это был мотоотряд майора Гри-
гория Злобина. Он вышел из района Ма-
цяохэ и прибыл во-время.

Тяжкий огонь обрушился на японцев.
Теперь оказались зажатыми они. Они ме-
тались в огне, дикие вопли их оглашали
воздух. Шум боя сотрясал горы. Широкая
волна Мулинхэ уносила трупы японцев...

Еогда был очищен город, солдаты майора
Злобина увидели, что многие танки обаг-
рены кровью, а танкисты и десантники
увидели, что и на «виллисах» еще свеже
алеет кровь.

Бойцы понимали друг друга. Они емотре-
ли на высокие горы, поднимавшиеся над
ними, и знали, что впереди предстояло еще
многое.

В этих местах леса стали еще гуще. До-
рог не было. Значительная часть войск
пошла в обход, и их путь удлинился. Ле-
жал он через высокие сопки и скалы. Ка-
мень всюду был одет в леса, как в толстые,
наглухо зашитые шубы.

Дебри... А солнце так нещадно палило!
Воздух был влажен, дышать было трудно.
Близость Тихого океана не приносила про-
хлады. Те, что шли по главной дороге,
превратились в каких-то глиняных людей.
Толстый слой пыли лежал на бойцах и на
машинах. Пыль душила. Друзья е трудом
узнавали друг друга. Так изменились люди!
Лица осунулись, сила уходила вместе с
потом. И от пота тлели рубашки на разго-
ряченных телах. Зной, зной!

Ночи не приносили облегчения. То тем-
ные, хоть глаз выколи, то звездные, —
они одинаково дыптали влажной жарой, и.
казалось, что`вся Маньчжурия, как колос-
сальный паровой котел, полна паров и огня.
Почва здесь была горяча, словно ве подо-
гревали снизу. Она не остывала даже
ночью. Млечный путь стоял над безоста-
Новочно движущимися войсками, и только
он напоминал людям, что они идут по обык-
новенной человеческой земле.

И всё дальше уходили геройские войска
генерала Николая Крылова, сокрушая Кван-
тунскую армию.

в тылу продолжалась битва не на
жизнь, а на смерть. Японские гарнизоны

Пограничненского ий оставшиеся ансамбли 1

золынского укрепленных районов продол-
жали сопротивление. Их глушили тяжелой
артиллерией и толом. Наши крупнокалибер-
ные самоходы взбирались на самые верши-
ны укрепленных сопок и наводили свои
стволы в амбразуры дотов. Ползли туда са-
перы с толом. Сокрушались ансамбли в
прах. Так погиб и чудовищный «Верблюд»
co своей стальной броней. Пластуны офи-
цера Ломакина подползали к его дотам. Они
тащили в вещевых мешках песок, чтобы
вогнать в амбразуры надежные кляпы, та-
щили тол и закладывали под ансамбли.
С храпом кололись доты. ~
13 августа всё здесь было
(Продолжение следует)

Гвардии подполковник В. ВЕЛИЧКО.
Маньчжурия,

закончено.

ПРАВДА

Лекции и доклады
для населения
Закарпатской Украины

УЖГОРОД, 13 сентября. (ТАСС). Город-
ские и сельские партийные и профсоюзные
организации создали лекторские группы и
агитколлективы. В Тячевском округе лек-
торская группа об’единяет 14 учителей,
зрачей, инженеров; массово-политическую
работу среди трудящихся здесь ведут 364
чгитатора. В Воловеком округе работают
304 агитатора, в Хустском — 150.

За полтора месяца они прочли в городах
й еблах Раховекого, Воловского, Мукачев-
кого и других округов сотни лекций, в
том числе на темы: «Киевская Русь — ко-
лыбель восточных славянских народов»,
«Лружба народов СОСР», «Советская лите-
ратурз в дни Отечественной войны» ‘и др.

Coa

Распределение. радиоволн
между вещательными
станциями Европы

17 сентября в Лондоне открывается ис-
следовательская конференция по вопросам
распределения частот (длина волны) для
радиовешательных станций, действующих
в зоне Европейского континента, —в пре-
делах ло 40-го градуса восточной долготы
и до 30-го градуса северной птироты. Сего-
дня на эту конфервнцию выезжает делега-
ция Советского Союза, возглавляемая заме-
стителем народного комиссара связи СССР
тов. А. Д. Фортушенко. В беседе с коррес-
пондентом «Правды» тов. Фортушенко со-
общил:

— Как известно, каждой радиовеща-
тельной станции присвоена определенная
плина волны. Распределение радиоволн
регламентировалось соглашениями, заклю-
чавшимися на международных конферен-
ЦИЯХ.

Война внесла коренные изменения в
эксплоатацию радиовещательных станций.
Многие станции были разрушены, некото-
рые возникли вновь.

Вполне понятно поэтому, что назрела
срочная необходимость навести порядок в
эфире, распределить радиоволны таким
образом, чтобы одна станция не мешала ра-
боте другой. Лондонской конференции пред-
стоит всесторонне изучить вопрос и разра-
ботать мероприятия, которые помогут уста-
новить порядок в эфире.

В работах конференции примут участие
делегации Советского Союза, Великобрита-
нии, Соединенных Штатов Америки, Фран-
ции, Бельгии, Голландии, Дании, Норвегии,
Югославии, Чехословакии и Польши.

РЕ

Уральцы готовят кадры
металлургов для Казахстана

ЧУСОВОЙ, 13. (ТАСС). Год назад 37 мо-
лодых казахов приехали на. Чусовской ме-
таллургический завод, чтобы научиться про-
катному делу. Опытные мастера-уральцы
стали энергично обучать молодежь. Рядом
со знатными металлургами ‘у станов встали
молодые казахи.

За год упорной учебы казахи овладели
ведущими профессиями. Особенно хорошо
освоили прокатное дело тов. Маржахов,
выдвинутый на должность бригадира,
тт. Джензанов, Молдабаев, Абильгазеев” и
другие. Все они ежедневно перевыполняют
производственные нормы.’ Вскоре Казах-
станский металлургический завод получит

новые кадры.
о

Неделя детской книги

ВЦСПС и Издательство детской литера-
туры (Детгиз) организуют. в Москве и
Ленинграде «Неделю детской книги».

В течение этой «недели», которая будет
проводиться с 15 октября, состоятся утрен-
ники для юных читателей в Колонном зале
Дома союзов, Дворце культуры автозавода
имени Сталина, Доме культуры детей же-
лезнодорожников, детском Доме культуры
имени Павлика Морозова и в крупнейших
профсоюзных клубах столицы.

Дети дошкольного и школьного возраста
стретятся с писателями и поэтами, будут
проведены беседы, читагельские конферен-
ции, литературные игры. ПОные читатели
примут участие в обсуждении тем детской
книги: образ советского героя, любозь к
Родине, честность и товарищество. В клу-
бах и домах культуры устраиваются книж-
ные выставки, организуются консультации.
Участникам утренников будут розданы по-
дарки — кчиги.

Задача «недели» — ознакомить юных чи-
тателей, педагогов и родителей с новейшей
детской литературой. (ТАСС).

Yi
Неизвестные рисунки Репина

САРАТОВ, 13. (Корр. «Правды»). В. кол-
лекции профессора И. ‘А. Шляпкина, нахо-
дящейся в научной библиотеке Саратовского
государственного университета, обнаружены
неопубликованные и неизвестные до сих пор
рисунки великого русского художника Ре-
пина.

Рисунки сделаны карандашом и располо-
жены в виде рамки на листе бумаги. Они
представляют собой наброски иллюстраций
к произведениям Лермонтова «Герой наше-
го времени», «Демон» и один набросок, от-
носящийся, по всей видимости, к неокончен-
ному произведению Лермонтова «Княгиня

Лиговская».
—_O—

М. М. Ботвинник — заслуженный
мастер спорта СССР

Всесоюзный комитет по делам физической
культуры и спорта при СНК СССР подвел
итоги шахматного радиоматча СССР! — США.
Все советские участники этого соревнования
премированы почетными грамотами и ценны-
ми подарками.

Чемпиону СССР гроссмейстеру тов. М. М.
Ботвиннику присвоено звание заслуженного
мастера спорта СССР.

бы

Вечер туркменской литературы
16 сентября в Колонном зале Дома
союзов состоится вечер туркменской лите-
ратуры, организуемый Союзом советских
писателей. Ha вечере выступят поэты
Б. Кербабаев, А. Кекилов, А. Салих,
К. Сейтлиев, Д. Халдурды, T. Scenosa
П. Антокольский, А. Кочетков, Л. Пень-

ковский, П. Скосырев, М. Тарловский,
Г. Шенгели.
После выступлений поэтов состоится

концерт. Выступят народный артист Турк-
менской ССР А. Кульмамедов, народные
бахши С. Джапаров и П. Сарыев, артистка
Ц. Мансурова, С. Кочарян, заслуженные
артисты Туркменской ССР О. Дурдыева,
М. Кулиева, И. Хумаев и др. Билеты про-
даются в кассе Колонного зала.

кс Ба

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Подняты злободневные вопросы...

С удовлетворением прочел читатель газе-
ты  «Радянська  Украна» (редактор
т. 1. Паламарчук) номер за 26 августа.
Богато и разнообразно отражена в нем
визнь республики, Газета осветила и ход
хлебозаготовок, и партийную жизнь, и ук-
раинекую спартакиаду. Читатель знакомит-
ся по отрывку с новой комедией А. Корней-
чука «Приздть у Дзвонкове».

Газета привлекает внимание партийчых
и советских организаций к одной из важ-
нейших политических задач — к ветрече
освобожденных из немецкой каторги совет-
ских людей.

На Украину из немецкой неволи возвра-
щаются миллионы советских граждан. Bos-
вращаются они в родные города и села ©
горячим желанием трудиться на своё род-
ное, социалистическое государство. Ветре-
THTh их, как подобает, помочь им быстрее
ЗЕЛЮЧчЧиИТЬСЯ В социалистическое сотроитель-
ство, выполнить свой долг перед Роди-
ной — к этому призывает передовая статья
«Большая государственная задача». Про-
сто, живо, убедительно написанная, она
легко читается. Газета напоминает те
страшные дни, когда немецкие изверги в
оккупированных городах ловили людей на
базарах, на улицах, ловили в селах и под
конвоем гнали их на гитлеровскую каторгу.
Верность Родине, вера в то, что Родина
их не забудет, подлерживала дух советеких
людей в тяжкой немецкой неволе. В статье
приводятся песни, которые поют возвра-
щающиеея из Германии советские люди:

«Краю рдний, краю piquuit

Серце мучиться, болить

Из невол! через гори

До тебе воно летить...

Гей настала тз година,

Т наетав веселий час —
3 германськот невол!
Вызволяэ Стал нас».

Находясь далеко от Родины, наши люли
не могли знать всего, что происходило в
ней за годы войны. Подчеркивая это, га-
зета советует:

«...Широко ознакомить репатрииро-
ванных советских граждан © основными
законами советского правительства, при-
нятыми за время Отечественной войны.
Только глубоко продуманная и широкая
политико-воспитательная работа пар-
тийных организаций среди репатрииро-
ванных советских людей поможет им
быстрее ориентироваться в современной
политической обстановке».

В корреспонденции «После возвращения
на родину» показано, как вновь приобща-
ются к строительству и к активной обще-

ственной жизни люди, которых немцы хо-

тели сделать на вст жизнь рабами. Кор-
респонденция рассказывает о культурно-
политических интерегах и запросах репа-
триированных, передаэт опыт работы Вол-
ковинецкого райкома нартяи с репатрииро-
ванными.

С передовой статьей перекликается на-
печатанный в номере очерк Я. Дмитренко
«Слово о русском народе». В одном из кол-
хозов Опошнянекого района, Полтавской
области, состоялось собрание колхозников,
на котором местный учитель сденал доклад
26 историческом пути украинского народа,
0 вековой дружбе украинского и русского
народов. Автор привохнт слова колхозников
и колхозниц, выступавших на’ собрании.
Вот к столу быстрым птатом подходит мо-
лодая колхозница Галя Дубинка.

«Мы все внимательно слушали тов. Да-
нильченко;— говорит она.— Слушала и я.
И знаете, что я думала? Я думала, что лю-
бовь к русскому народу у нае в самой кро-
ви. Давайте вепомним 1941—1942 годы
Немцы в селе. Немцы в районе. Немцы на
всей Украине. Куда ни глянь — немцы.
Немцы и немецкие тюрьмы, немецкие ви-
селицы. Товарищи, с кем, как. не с рус-
ским народом, связывали мы тогда все свои
мечты 0б освобождении? Вспомните, това-
рищи, приходил кло-нибудь из района ити
из города и приносил весточку: «Радио из
Москвы передало...» Или находили сбро-
шенную русским летчиком листовку...
Вспомните, как бились тогда наши сердца.
Как поднималась в нас радость: «Русский
народ борется. Русокий народ призывает
нас держаться. Русский народ обещает нам
скорое’ освобождение». Он выполнил свое
обещание. Он пришел к нам на помощь.
Товарищи, вспомните: возле нашего села
лежат в могилах 235 русских воинов. Они
погибли, чтобы спали с наших рук канда-
лы... 235 русских воинов! Товарищи, раз-
ве можно представить вебе больший под
виг! Разве можно высказать словами все,

чем мы обязаны русскому народу, русским
людям!»

Удачный во мпогих отношениях номер
выпустила 26 августа и газета «Увальский
рабочий» (редаклор т. Л. Шаумян).

Номер спланирован так, что в нем освез
щены важнейшие темы дня и в pasHood-
разных газетных жанрах. Целеустремлен=
ная, содержательная передовая статья ®
хлебозатотовках дополнена корпреспонден-
циями из практики шести районов обла-
сти.

В очерке «Рекорд штукатура» (автор.
Д. Дорская) рассказывается, как знамени“
TH на Урале штукатур Вера. Гущеварова
обучает новые кадры своей столь необхо-
димой строительствам специальности.

Tak же ярко и интересно написана
корреспонленция «На комсомольском па-
ровозе». Ценность ее в том, что в ней
дана подлинная, живая картина соревно-
вания групп молодых железнодорожни-
ков, составивших постоянную комсомоль-
скую бригаду на одном из паровозов депо
Свердловск-Пассажирская.

Выделяются многочисленные материалы
номера о культурно-бытовом обслуживании
населения. Заслуживает внимания очерк
Ник. Чазова «Избранник народа». Многими
нашими газетами часто забывается эта важ-
ная, актуальная тема — работа депутата
совета, связь депутата с избирателями.

Редакция «Уральского рабочего» выбра-
Ja колоритную фигуру для того, чтобы на
ее примере показать, каким должен быть
каждый советский депутат. Автор говорит
о депутале Ивдельского’ городского совета
Марии Семеновне Поповой языком живых
фактов — и это очень убедительно. Он по-
казывает депутата у постели заболевшей
жены фронтовика Смышляк, в квартире
жены советского воина Скурихина, в доме
одного инвалида Отечественной войны.
Депутат заботится 0б открытии хлебного
ларька для жителей одного поселка, об
охране огородов граждан. Автор очерка, по-
казывает, как любит избиратель такого дез
путата. Соня Ковальчук, поднятая буквально
на ноги заботами Марии Семеновны Попо-
вой, обращается к ней со словами, полными
глубокой признательности:

«Ну, чем же я могу отблагодарить
вас, Мария Семеновна? — и вдруг поры-
висто обняла и крепко-крепко поцелова-
ла депутата горсовета».

Читатель сам помогает газете бороться
за лучшее обслуживание нужд трудящих-
ся. Тов. А. Кроваткин. сигнализирует о
непорядках в ОРС’е Верхне-Тавдинской
судоверфи. Тов. А. Въьюгов критикует от-
дел благоустройства своего райсовета, по
вине которого нельзя достать на улице хо-
тя бы каплю воды.

Удачный фельетон  «Самокрякающая
утка» написал работник редакции И. Лик-
станов-——0 незадачливом руководителе рай-
промкомбината. Вместо выпуска предметов
широкого потребления этот руководитель
сочиняет прожектерские планы.

Газета «Советская Кубань» (редактор
т. И. Юдин) продолжает активно бороться
за скорейшее выполнение плана хлебозаго-
товок. В обозреваемом нами номере за
26 августа- «Советская Кубань» выступает
с напоминанием: «Крепко дорожить сло-
вом, данным родине». Это аншлаг специ=
альной полосы о ходе выполнения обяза-
тельств, принятых областью.

В разделе «На темы дня» газета ставит
важный практичефкий вопрос о газетных
витринах, как о серьезном подспорье в ра-
боте партийных организаций, клубов, биб-
лиотек, изб-читален. Корреспонденция «0т-
чет избача на бюро райкома» привлекает
рнимание к работе изб-читален. В коррес-
понденции «Демобилизованный пришел в
райком» рассказывается, ках районная
партийная организапия пополняется демо-
битизованными из Красной Армии комму-
нистами, как они включаются в. политиче-
скую и производственную жизнь района.

Выгодно отличает номер широкое уча
стие в его составлении внередакционного
авторского актива. Авторы номера: прелсе-
датель колхоза С. Шатохин, директор МТС
В. Правдин, комбайне Ф. Грабко, инструк-
тор крайкома И. Насонкин, профессор
М. Архангельский, заводские сверловщилы
Т. Морозова и К. Левина и другие. Это —
большое достоинство.

Умение откликаться на животрепещущие
вопросы, интересующие массы населения, —
основное условие политической целеустре-
мленности большевистского печатного ор-
тана. Это и показывает опыт рассмотрен-
ных газет,

Пров Садовский

К 70-летию со дня рождения и 50-летию сценической деятельности

Пров Михайлович Садовский посвятил
свою творческую жизнь Малому театру.
Ровно 50 лет тому назад, по окончании т6-
атральной школы, он был зачислен в труп-
пу Малого театра и самоотверженно служит
русскому искусству в течение полувека.

Пров Михайлович — достойный предета-
витель знаменитой семьи актеров Садов-
ских, деятельность которых составляет
неот’емлемую и драгоценную часть истории
старейшей московской сцены. Он унаследо-
вал не только славную фамилию своих пред-
ROB, но и их артистический талант и теат-
ральную культуру. В наши дни он является
живым носителем лучших традиций русско-
го сценического реализма, художественной
правды и простоты. .

Среди многочисленных ролей классиче-
ского и современного репертуара, среди об-
разов, созданных П. М Садовеким в оте-
чественных и иностранных пьесах, мне 0ео-
бенно памятны Мизгирь в поэтической
«Снегурочке» Островского, Чацкий в «Горе
от ума» Грибоедова, король в пьесе А. Лу-
начарского «Еромвель», Брут в шекспиров-
ском «Юлии Цезаре».

В молодые годы мне довелось играть с
Il. М. Садовским во многих пьесах, и
везде совершенство его русской речи, бла-
городная простота и художественная лако-
пичноеть его сценических приемов вызы-
вали горячие симпатии зрителя.

П. М. Садовский много и успешно уча-
ствовал 7 советских спектаклях Малого те-
атра. Образы людей советской эпохи волно-

раз героя. Его простоту и обаяние, бесстра-
шие и самоотверженность Садовский переда-
вал правдиво и естественно.

Вее качества, присущие Садовскому, как
актеру, он вложил и в свою режиссерскую
работу. Для Садовского драгоценен замысел
автора пьесы, и он никогда не позволяет
себе посягнуть на него, как бы ни заман-
чива была иногда для режиссерской фантз-
зпи попытка сказать больше, чем того хотел
автор. И в этом отношении он верен луч-
шим традициям Малого театра, заветам свое-
го великого деда, своего отца, своей гени-
альной матери.

Садовский-режиссер помогает актеру
вернее понять. осмыслить и прочувствовать
образ и вместе с тем никогда не посягает
на творческую инициативу и фантазию ис-
полнителя, но осторожно ведет его по наме-
ченному пути. Вот почему работа с Садов“
ским-режиссером доставляет творческое --
удовольствие и болыпое удовлетворение.
Для молодежи он — лучший, неоценимый
педагог. А мы, старые актеры, всегда нахо-
дим в его указаниях и советах руководящие
идейные и художественные принципы, на
основе которых легче лепить человеческий
характер. 1

Не удивительно поэтому, что все арти--
сты Малого театра встретили с- огромным -
удовлетворением недавнее назначение П. М.
Садовского на пост художественного руково-
дителя Малого театра. Этот театр — с дет-
ства родной для него; ему он посвятил свою
яркую жизнь умного и талантливого актёра,
который по праву носит высокое звание На-

вали его с особенной силой. В памятном для
Малого театра спектакле «Любовь Яровая»
вн с огромным успехом играл матроса Rom-
кина. Перед зрителями возникал живой об-

родного артиста Советского Союза, лауреата

Сталинской премии.
Е. ТУРЧАНИНОВА,
Народвая артистка СССР, `