Е I

Великий русский полководец Михаил
Плларнонович Голенищев-Кутузов родился
5 (16) сентября 1745 года в Петербурге.
Отец его Илларион Матвеевич начал служ-
бу ешё при Петре [, тридцать лет прослу-
жил в инженерном корпусе и, выйдя в от-
ставку в чине генерал-поручика, продол-
жал работать в гражданском ведомстве.
По его проектам строили в Петербурге
каналы, возводили крупнейшие сооруже-
ния. Свою любовь к труду и наукам CTa-
рый  инженер-генерал прививал сыну.
В 1757 году Кутузов был определён в
инженерно-артиллерийскую школу.

Будушнй полководец отлично Учился.
Он внимательно изучил военную историю,
тактику и превосходно знал артиллерию
и инженерное дело. Любил историю и ли-
тературу, изучил языки — французский,
немецкий, латынь, а впоследствии ешб
шведекий, английский, турецкий и поль-
ский.

1 (12) января 1761 года Кутузов, про-
изведённый в прапорщики, начал службу
в строю. Он пришёл в русскую армию в
период её крупных военных успехов. Всем
были памятны великие победы Петра Г в
Северной войне, прочно утвердившие по-
ложение Росспи на берегах Балтийского
моря. В Семилетней войне русские войска
в своих знаменитых походах разбили ар-
мию Фридриха П, считавшуюся лучшей в
Европе, п заняли Берлин. Эти успехи вы-
двинули Россию на положение великой
европейской державы. В победоносных
войнах выросло и окрепло русекое военное
искусство, блестящими представителями
которого былн Пётр [, Румянцев и Суворов.
Воспитываясь на бесемертных образцах
деятельности этих полководцев, Кутузов
поднял русское военное искусство на но-
вую высшую ступень в более сложных
_ условиях исторического развития России.

Строевую службу Кутузов начал коман-
диром роты в Астраханском полку, кото-
рым командовал Суворов. Суворов явился
тем учителем, от которого Кутузов вос-
принял основные качества военачальника.
Вутузов глубоко усвоил содержание суво-
ровской «науки побеждать». От Суворова
он унаследовал твёрдое убеждение, что
главная сила русской армии в её солдате.
что, проявляя заботу 0 солдате, завоевав
его доверие и любовь, можно требовать от
войск высшего напряжения на войне и
побеждать в боях.

Кутузову предоставаялаеь возможность
придворной службы. Но будущего полко-
водца влекло к боевой работе, и, когда в
1764 году в Польше открылись военные
действия, он добился назначения в дей-
ствующую армию. И с тех пор началиеь
долгие годы боевой службы Кутузова. Этот
громадный бозвой опыт и опыт службы в
войсках развили его могучее военное даро-
вание. Тяжёлым трудом русского строевого
офицера, беспримерной личной храбростью,
длецинлинированностью ‘и талантом до-
стигал Кутузов. успехов, которыми отмечен
его жизненный путь.

Кутузов последовательно проходит все
ступени военной службы и получает один
за другим чины: прапорщика (1761 г.),
капитана (1762 г.), майора (1770 г.).
подполковника (1771 г.), полковника
(1777 г.), бригадира (1782 г.), гене-
рал-майора (1784 г.), генерал-поручика
(1791 г.), генерал-лейтенанта (1796 г.),
тенерала от инфантерии (1798 г.).

Кутузов принимал участие во всех вой-
нах этого периода. В служебном формуляре
отмечено, что Кутузов участвовал в похо-
дах 1764. 1765 и 1769 гг. В 1770 году
сражалея в Молдавии против турок при
Рябой Могиле. В том же году принимал
участие «в сражении на Пруте, на баталии
при реке Japre», «Ha баталии при реке
Кагуле». В 1771 году — «при Попештах
в сражении при разбитии сорок тысяч
неприятелей». В качестве офицера в ис-
ключительной храбростью сражался Вуту-
зов у Кинбурна, в Крыму, штурмовал co
знаменем в руках деревню Шумы близ
Алушты, участвовал в осаде Очакова и при
взятии крепостей Аккерман и Бендеры.
Вутузовым был сформирован Бутекай
егерский корпус, с которым он нес охрану
границ, где «всегда храбро с малыми си-
лами отражал неприятеля». Егеря были в
то время самой передовой и 060бо обучен-
вой частью русекой пехоты. Солдат-егерей
тетовили к бою в рассыпном строю, к бою
в одиночку, что требовало от солдата ини-
циативы и  самостоятельности. Кутузов
блестяще подготовил евой корпус. Одновре-
менно он разработал тактику егерей, изло-
жив её в виде особой инструкции.

Донееения, рапорты, приказы Кутузова
той поры рисуют нам суровые. трудовые
булни генерала, честно и бдительно охра-
няющего границу России. Он строит. укреп-
ления, составляет карты пограничных
районов. Он овладевает опытом службы в
поде, столь необходимым офицеру и тене-
ралу. Устанавлявая суровый распорядок в
лагере, Кутузов в то же время постоянно
заботится о сэлдате. о его здоровье и пита-
НИИ.

Во многих боях Кутузов ве раз. смотрел
в лицо смерти, дважды получил смертельно
опасные пулевые ранения в голову. Буту-
зов после ранения потерял глаз, но по из-
лечении снова вернулся в строй.

Осенью 1790 года Кутузов командовал
отдельным корпусом, стоявшим против
сильнейшей крепости Измаил, где, как за-
писано в формуляре, «имел многократно
дело с ноприятельскою конницею. Разбил
оную лёгкими войсками, в команде ero
находившимися, в шести верстах от города,
с немалою потерею со стороны неприятеля»,

Затем в качестве начальника одной из
колонн на ответственнейшем участке Вуту-
зов принял участие в знаменитом суворов-
ском штурме Измаила 11(22) декабря
1790 года. Колонна Кутузова штурмовала
Килийские ворота. Сильный орудийный и
ружейный огонь турок остановил колонну.
Тогда личным примером Кутузов увлёк
свои войска на штурм и ворвался в ров.
Лважды он полнимался на вал. и дважды
его отбрасывали назал. Неся большие по-
тери, Кутузов просил у Суворова поддерж-
ки. но получил ответ, что в Россию уже

послано донесение о взятии Измаила, а са-
мого Кутузова он назначает комендантом
Измаила. Кутузов, собрав гренадер и егерей,
повёл их в третий раз на бастион. Его вой-
ска штыками проложили себе дорогу К

центру крепости. Там они соединились с
другими колоннами Суворова и в жестоком
бою истребили турецкий гарнизон. Это был
тяжёлый бой. После штурма Кутузов писал
жене: «Век не увижу такого дела. Волосы
дыбом становятся... Страшный город в на-

щих руках... Надобно в порядок привесть.

город, в котором одних турецких тел боль-
ше. пятнадцати тысяч». Победа была пол-
ная, хотя «не было крепче крепости, 0бо-
роны отчаянней, чем Измаил. Только раз в
жизни можно пускаться на такой штурм», —
говорил Суворов,

Впоследствии Кутузов спросил Суворова,
что означало назначение его комендантом
Измаила в момент штурма. «Ничего, —
ответил тот. — Кутузов знает Суворова, а
Суворов Кутузова. Если бы не взяли Измаи-
ла, Суворов умер бы под его стенами и Ву-
тузов тоже».

В. победе под Измаилом Вутузозу при-
надлежала ответственнейшая роль. «Он
тиёл на моём левом фланге, но был моей
правой рукой», — доносил Суворов. Вели-
кий полководец питал исключительное до.
верие к Кутузову. Суворов говорил: «Одно.
му прикажи, другому намекни, а Вутузову
и говорить нет нужды — он сам всё пони-
мает». В рапорте Потёмкину 9 BATHE
Измаила Суворов Нисал: «Генерал-майор и
кавалер Голенищев-Кутузов оказал новые
опыты искусства и храбрости свсей, прзо-
долев под сильным огнём неприятеля все
трудности, взлез на вал, овладел бастионом
и, когда превосходный неприятель прину-
дил его остановиться, он, служа иримером
мужества, удержал место, превозмиг силь-
ного неприятеля, утвердился в кремости п
продолжал потом поражать врагов». За
Измаил Кутузов был награждён орденом
Георгия 3-го класса и произведён в гене-
рал-поручики. Он остался комендантом
Измаила и начальником войск, располо-
женных между Днестром и Прутэм.

После измаильского штурма Кутузов вы-
ступает уже в качестве известного воена:

чальника, на которого возлагаются B28
более ответственные поручения. 4 (15)
июня 1791 г., лично командуя OTL ATOM

войск, Кутузов разбил при Бабадаге турец-
кие войска численностью в 23 тысячи
человек. В решительном сражении у Мачн-
на 28 июня (9 июля) 1791 г. главно-
командующий русской армией князь Репнин
возложил на корпусе Кутузова самую труд-
ную задачу — обходный маневр против
турок. И здесь Кутузов проявил еъои вы-
дающиеся военные таланты. Он не пря-
держивалея малоподвижных линейных. по-
строений, а искусно маневрировал, приме-
няя разнообразные боевые порядки. По-
строив войска в пять каре с кавалерией
на левом фланге, он смело и рапительно
атаковал выеоты на правом фланге турок.
Затем он проявил cBoé замечательное
упорство и искусство в отраженяи враже-

ских атак. Перестроив к левому фэзангу в

одну линию все пять каре, Кутузов уверзн-
но отразил огнём страшный натиск огром-
ных ‘Масс турецкой конницы и затем отбил

все атаки турецкой пехоты. В & nue cpa-

жения он снова решительно ‘атаковал своей
конницей неприятеля, скопивщегея 33
укреплённым лагерем. Турки были разбяты
и бежали. «Расторопность и сообразитель-
ность генерала Кутузова превосходит вся-
кую мою похвалу»,—доносил Репнин импе-
Татрице Екатерине. Кутузов был награждён
орденом Георгия 2-го класса.

Тридцатилетний период службы Кутузо-
ва в войсках, заполненный почти непое-
рывными боями и походами, выявил его
замечательные черты талантливого воена-
чальника, Кутузов раскрыл себя как из-
кусный тактик, сочетающий  смэлость п:
решительность с осмотрительностью, тша-
тельным изучёнием боевой обстанотки. Эти
его качества, превосходное знание Bolick
и всех деталей военного дела, боевая закал-
ка сыграли крупнейшую роль в развиеии
зрелого и умудрённого опытом позководла.
каким Вутузов проявил себя-в пэследую-
щих войнах.

В начале 1793 года, по окончании вой-
цы с турками, Кутузов был виазван в
Цетербург. С этого времени  аачинается
продолжительный период его динломатиче-
ской и военно-административной службы

Благодаря своему уму и талантливости,
образованию п широте воззрений, умению
располагать к себе и обходиться е гамыми
различными ‘людьми Кутузов достиг вы-
дающихея успехов на дипломагаческом
поприще. Кутузов является не только за-
мечательным полководцем, но и крупней-
шим русским дипломатом.

В 1793 году Кутузов был назначен м
вычайным и полномочным послом в Вч-
стантинополе, Эта миссия считалась THYI-
нейшей, ибо в Турции переплетались
сложные, противоречивые интересы ряда
европейских государств. Вутузову предстоя-
ло закрепить искусством дипломата то, что
было завобвано на полях сражений.

Он превосходно справился © трудным
поручением. ПШышностью и великолепием
посольства он произвёл впечатление на ту-
рок, а его обходительность и любезность
приобрели ему расположение султана, ви-
зиря и турецких сановников Кутузов
искусно добился разрешения в пользу Por-
сии важнейших вопросов, вытекавших из
Ясекого мирного договора, в частности он
добилоея права для русских судов плавать
в Архипелаге ин заходить в турецкие пор-
ты, Он добился ограничения враждебных
России влияний на внешнюю политику Typ-
ции, усплив одновременно влияние и авто-
ритет русской державы. :

Кутузов тщательно’ изучил состояние
Турции. Глубокое знание этой страны по-
зволило ему в нужный момент ясно осве-
тить обстановку и твёрдо высказать свою
точку зрения при решении важнейших по-
литических вопроеов, вопросов о войне и
мире. Кутузов 5 (16) января 1794 г. пи-
шет Суворову: «Господин генеральный кон-
сул Северян доносит мне, что он уведомил
ваше сиятельство, будто бы Порта намерена
через три месяца об’явить России войну,
Я лолжностию елужения своего побтавляю
предупредить вас, милостивого государя,
Что по примечаниям моим, не полагаю я
разрыв с нами столь близок... Везде разва-
лившиеся её крепости не приведены в г0-
вершенно оборонительное состояние, флот
её ещё пе силён, предпринятые перемены
в денежной части не достигли надлежащей
зрелости, а пуще всего вчутренноеть рас-
строена, везде почти непослушание, во мно-

ПРАВДА

РЕ ВАН

‚Управление проитанды и аштации UK BKM)

РНЕ Se ee
т

рионович Кутузов

К 200-летней годовщине co дня’ рождения

rex местах мятежи, часть Аравии, большая
Румелиа” и окрестности Требизонда доволь-
но занимают непокорностью своею Порту.
Bee син причины должны воздержать её,
судя по здравому рассудку, от веякой ток-
мо лля неё пагубной крайности»,

Этот вывод Кутузова, основанный ча
трезвой оценке сил и возможностей Турции,
полностью оправдался. Турция не решилась
об’явить войну России.

В 1794 году Вутузов закончил свою
миссию в Константинополе и выехал в Пе-
тербург. Но он не раз возвращалея к ди-
пломатической деятельности. В мемент ofio-

стрявшихея отношений между Россией и
Швецией ему поручали ветречать и сопро-
вождаль швелекого короля. И Кутузов пре-
врасно выпоанил возложенную на него за-
дачу, содействуя улучшению шведеко-рус-
ских отношений. Чтобы добиться привле-
чения Пруссии на сторону России в борь-
бе против Франции, Кутузов в 1798 году
был послан в Берлин. Он успешно выпол-
нил и эту задачу. По отзывам современни-
ков, он «столь действовал неутомимо, столь
делал свои предетавления настоятельно и
выдерживал важность своего звания столь
сильно п удачно, что менее нежели в тече-
ние одного года, приведены были полити-
ческие тогдашнего времени дела к желае-
мому концу наилучиити образом».

В течение всей деятельноети Кутузова
его талант дипломата помогал таланту пол-
ковотца. Это ‘особенно сказалось впослед-
ствии. в 1805, 1811. 1812 и 1813 годах,
когда Кутузов руководил крупнейшими во-
енными операциями, когда военные дей-
ствия приобретали такой размах. что они
неизбежно, по пригроде своей, связывались с
действиями дипломатическими.

Кутузев занимал ряд крупных воелно-
административных должностей. Он был ка-
занским и вятеким генерал-губернатором,
тлавнокомандующим сухопутными войека-
уи, флотилией и крепостями Финляндии,
тенерал-губернатором в Литве, петербург-
ским военным губернатором. В течение не-
скольких лет он был главным директором
сухопутного шляхетского корпуса, основ-
ного учебного заведения, подготовлявитего
офицеров для русской армии. Он значи-
тельно усовершенствовал подготовку моло-
дых офицеров, ввёл преподавание. тактикп,
нередко сам в присутетвии офицеров пре-
подавал кадетам тактику, военную историю
п другие науки и даже словесность. Вуту-
зов явилея мастером в деле воспитания и
эбоазования будущих офицеров.

Кутузов никогда не достиг бы таких ус-
пехов. если бы он не был образованнейшиу
человеком своего времени. Получив в юно-
сти широкое образование, он непрерывно
его совершенствовал и углублял.

И

В первые годы ХГХ столетия в Европе
происходили крупные исторические собы-
тия. В 1800 году Налюлеон разбил Австрию
и вынудил её к миру. В 1802 году был за-
ключён Амьенекий мир между Англией п
Францией; вторая коалиция держав против
Франции распалась. Но это была временная
передышка. Налолеон стремилея в влады-
честву над Европой. Это являлось непосред-
ственной угрозой и для Роееии. В 1804 го-
ду создалась третья коалиция против Фран-
ции. Россия заключила союзный договор в
Аветрией. Коалицию поддержала Англия.
Пруссия сохранила нейтралитет. В 1805
году началась война вновь образовавшейся

коалиции против Франции.

Кутузов был назначен главнокомандую-
щим русекой армией, которая в августе
1805 г. двинулась в Аветрию. Кутузову
предстояло встретиться с Наполеоном, сто-
явшим во главе огромной по тому времени
армии. Перед русской армией и перед Ку-
тузовым как полководцем встали новые за-
дачи, гораздо более сложные, чем в эпоху
войн Румянцева и Суворова,

Для правильной оценки деятельности Ку-
тузова каж полководца следует подчеркнуть,

что ему приходилось действовать в трудных,
неблагоприятных условиях. Во-первых, Ку-
тузов в противоположноеть Наполеону не
пмел достаточных прав для принятия сам0-
стоятельных решений. Ему приходилось от-
стаивать свои взгляды против Александра 1,
постоянно вмепивавшегося в область руко-
водства операциями. В войне 1805 гола он
был подчинён аветрийскому штабу, отли-
чавшемуся своей пресловутой бездарностью.
Во-вторых, Налюлеон был более полготовлея
к войне, чем его противники. Это давало
ему возможность сразу же захватить ини-
циативу в свои руки.

М. И. КУТУЗОВ

‹

’План кампании 1805 г. был разработан
австрийцами. Силы союзников оказались
разбросанными по нескольким театрам во-
енных действий,

Наполеон, следуя обычной: своей страле-
гии — бить противника по частям, стреми-
тельным маршем двинул свою 220-тысяч-
ную армию в Баварию, окружил австрий-
скую армию Макка ивынудил её к капиту-
ляции 7 (19) октября 1805 г. В этот мо-
мент русская армия под командованием Ку-
тузова ещё сосредоточивалась в Браунау
(на р. Инн). Капитуляция австрийцев со-
эздавала гибельную обстановку для русской
армии. Наполеон не терял ни одного дня: он
твёрдо был уверан в том, что русекая армия
будет застигнута враеплох и разбита. 17
(29) октября французы уже были в Bpay-
нау. Но русской армии там не было: №уту-
зов раскрыл замысел своего противника и не
дал себя окружить ни тогда, ни впоелед-
ствии. Началея его знаменитый отетупа-
тельный марш-маневр. Русская армия отхо-
дила с обозами, и подвижные Французекие
корпуса могли легко еб опередить. В тяжб-
лой, почти безнадежной обстановке против
вчетверо превосходящих сил врага Вуту-
зов показал выдающиеся качества полко-
водца. ди мастерскими движениями уводил
русскую армию от окружения и гибели. Это
было единетвенно правильное решение, но
австрийский император требовал от Куту-
зова оборонять Вену, оборонять претмоетные
укрепления на Дунае у .Кремеа. Он прислал
Е нему своего генерала Шмидта с приказом
не допускать отхода русской армии. Алек-
сандр [ подтвердил приказ оборонять Вену.
Кутузов доказывал императорам, что это не-
возможно и гибельно, что этого и добивает-
ся Наполеон, чтобы разбить русекую армию.
Кутузов знал, что Наполеон уже перебросил
корпусе Мортье на левый берег Дуная с 3a-
дачей отрезать Кутузова, а по правому бе-
регу русскую армию преследовал Мюрат,
Русский полководен продолжал последова-
тельно свой маневр. 24 октября (5. ноября)
Мюрат был отброшен в бою у Амштеттена,
и Кутузов успел отойти к Времеу. Прикрыв-
шись арьергардами у С.-Пельтена, русская
армпя переправилась через Дунай и сожглз
мост. Мортье, не успевший отрезать Куту-
зова, был разбит у Дюренштейна 30 октяб-
ря (11 ноября) и отброшен 3a Дунай. Впер-
вые за всею его полководческую карьеру
Налолеону перед лицом всей Европы был
нанесён серьёзный удат. =

31 октября (12 ноября) Мюрат захватил
Вену, pees Дунай и наступал к Цнай-
му. Кутузову снова грозила отаеность быть
отрезанным. Чтобы спасти армию, Кутузов
направил отряд Багратиона в 6.000 человек
с приказом задержать Мюрата. Послелний,
не зная. какие силы перед ним, завязал пе-
реговоры о перемирии. Подписанный акт п
перемирии был направлен на ратификацию
Кутузову и Наполеону. Кутузов не давал
ответа, продолжая отступление, и. успел
пройти Цнайм. Наполеон, поняв, что рус-
ские перехитрили Мюрата, приказал ему
немедленно атаковать, русский арьергарл.
4 (16) ноября Багратион в течение дня
сдерживал натиск Мюрата, был окружён, но
сумел вырваться с 3.000 человек и присо-
единился к Кутузову, который был уже у
Ольмюца, Tye соерелоточивалиеь. союзные
войска. Французокий маршал Мармон на-
звал отступление Кутузова «классически
геройским».

16 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 222 (3993)

Таким образом, Кутузову удалось сорвать   вязно преследовать противника. Вместо этоз
планы Наполеона и спасти русскую армию   го Кутузов, простояв на месте три дня,
от поражения. Стратегия Кутузова былз   взервал крепость Рущук и перешёл с юж-
правильной, и когда союзники соехинились ного берега Дуная на северный. Это было

у Ольмюца, они уже имели численный пе-
ревее над Наполеоном, находившимся у
Брюнна. Это превосходство

должно былое   следовать турок,

лекусное применение военной хитрости.
Кутузов понимал, что если он будет. пре-
то они, убегая,

ещё более возрасти. Австрийские армии шли укроются в Шумле, штурм которой он счи-

из Италии в тыл Наполеону.
вот могла выступить против него.

ников, прежде чем атаковать французов. До
этого Кутузов
вступаль в генеральное сражение с Наполео-
ном. Однако восторжествовало мнение ав-
стрийского штаба. Вопреки Кутузову было
принято решение немедленно наступать про-
тив Наполеона, который только и ждал это-
то. 20 ноября (2 декабря) произонило сраже-

ние у деревни Аустерлин. Диспозиция   и ежели

австрийского штаба предусматривала крайне

запутанные передвижения с целью отрезать   ЖЕ

Наполеона от Вены. Тщетно Вутузов предла-
гал «избегать сложных маневров», тщетно
он предоетерегал, что не следует атаковать
неприятеля, не зная его расположения.

В день сражения Кутузов находился пр
одной из колонн русских войск. Он счи-
тал, что ключом ко всему полю боя явля-
ются Праценокие высоты, и потому ета-
рался задержать на них свои войска. Hla
прибывший к колонне Алексанлю приказал
оставить высоты и наступать дальше, На-
полеон немедленно атажовал и захватил
Праценские высоты, прорвав этим центр
союзников. После этого сражение было про-
играно. Австрия заключила мир с Напо-
леоном. Русская‘армия отошла к своим гра-
ницам.

Пруссия вот-   тал ненужным, и
Кутузор   ПОСТЬ ВЗЯТЬ, & войну выиграть», как TOBO-

считал необходимым собрать все силы союз-   РЕЛ он.

y   COMY уважению пользу

ибо «важно было не кре-

В своём донесении 2 (14) июля 06

считал преждевременным   оставлении Рущука Кутузов написал:

«...Я по совершенному убеждению при-
нял мысль, тотчас после одержанной над
визирем победы, оставить Рущук; сие толь-
ко и можно было произвесть после выиг-
ранной баталии, в противном же случае
казалось бы TO действием принуждённым
бы вместо выигранного сражения
была хотя малая неудача, тогда бы дол-
было переносить все неудобства и для
чести оружия не оставлять Рушук..,
Итак, несмотря на частный вред, который
оставление Рущука сделать может только
лично мне, а предпочитая всегда малому
государя моего...
выведя жителей, артиллерию, снаряды, —
словсм, всё, и подорвав некоторые местз
цитадели, 27-го числа перешёл я на ле-
вый берег Дуная».

А рвавшимся в бой офицерам Кутузов
об`яснил:

«Если пойдём за турками, то, вероятно,
достигнем Шумлы, но потом что станем де-
лать? Надобно будет возвратиться, как в
прошлом году, п визирь об’явил бы себя
победителем. Гораздо лучше ободрить моего
друга Ахмет-бея, и он опять придёт к нам».

Великий визирь вначале пе поверил до-

Царь, форта НЯ ты несениям о том, что Кутузов ушёл за Ду-
нокомандования и пренеорегшии совет най и опасается наступления турецкой ар-

Бутузова, на него же возложил т ай мии. Ободрённый кажущимся бездействием
ность за аустерлицкое поражение. ВУТУз0в   ууских ^ войск, подталкиваемый Наполео:

тором.
Ш

был назначен киевским военным губерна- ном п султаном, верховный визирь усилил

500 армию до 70 тысяч человек и дви-
нулся через Дунай на позиции ‘русской

С 1806 по 1811 rox maa война между   армии. Около 50 тысяч он переправил на

Россией и Турцией. За это время русекой   северный берег, а на южном оставил свой
армией командовали один за другим не-  лагерь — 20 тысяч солдат, знамёна, про-
сколько главнокомандующих. Они взяли   довольствие, вооружение.
ряд крепостей, неоднократно наносили по-  тельно следил за каждым движением ту-
ражения турецким войскам, но так и не   рецкой армии. Военная хитрость удалаеъ.
добились полной победы. И только в 1811   Главные силы турок вышли на северный

Кутузов внима-

году, когда стало яено, что Наполеон гото-   берег Дуная. Теперь обстановка резко из-

вит новую войну против России, царь вы-   менилась, дорог каждый

час, и Кутузов

нужден был назначить Кутузова главпо-   ремтительно переходит от обороны к насту-

командующим дунайской армией. Кутузов   плению. Семитысячный

отряд генерала

вступил в командование, когда положение   Маркова совершает широкий маневр вда-
русской армии было неблагоприятным. Это   леке от района лействий и переправляется
определялось, прежде всего, международной   нз южный берег Дуцая. Он выходит в тыл
обстановкой. Наполеон готовилея к войне   турецкому латерю и стремительной атакой
против России, и в Европе не сомневались   захватывает лагерь, знамёна, пушки, б0е-
3 ero успехе. В этой будущей войне Напо-   припасы. Мало того: по приказу Кутузова
леон отводил Турции важную роль. Он рас-   Марков ставит турецкие пушки на Южно

считывал, что стотысячная масса турецкой   берегу Дуная и

открывает огонь в Тыл

конницы пройдёт через Украину в Белорус-   войскам визиря, находящимся на северном
cul и примкнёт к правому флангу фран-   берегу. Кутузов атакует турок, прижимает

пузекой армии. Наполеон обещал султану   войска великого визиря к Дунаю. Завер-
Крым и одновременно грозил страшными   шаетея полное: окружение турецкой: арми,
харами, если ‚Турция заключит с Россией   В этой операции проявилась ет одна чер-

мир. К этому времени из русской хунайской   та пелководческого искусства Кутузова —
зомин пять дивизий были взяты для вклю-   ринительный переход от обороны к насту-

чения в состав главных сил, расположен-

ных на западной границе. У Кутузова оста-   ля сражения и удара по
с которыми он   врата.

валось 46 тысяч солдат,
должен был добиться победы над турками.
Мало того, русская армия была растянута
ва фронте в тысячу километров, а 80-ты-
сячная турецкая армия была собрана про-
тив центра русских и занимала сильные
крепости.

В этих неравных условиях борьбы Куту-
зав находит своеобразные стратегические и
тактические решения. Он отказывается от
растянутой, кордонной системы построения
армии и собирает последнюю в кулак, что-
бы действовать ею в решающем направле-
нии. Кутузов 7 (19) апреля 1811 г. пишет
военному министру России Барклаю-де-
Torn: .

«...Оборонительная наша линия, четырь-
мя дивизиями защищаемая, начинается,
можно сказать, от Белграда и продолжает-
ся до Днестра, занимая по изгибам Дуная
охоло тысячи вбрет. Тщетно было бы по-
мышлять, чтобы огромное такое простран-
ство возможно было занять везде довольно
силою, и таковое раздробление войск и без
того умеренных. без сильных подвижных
корпусов к подкреплению. отворило бы
путь первому неприятельскому корпусу не-
сколько сильному».

Кутузов стягивает свою армию к Рущу-
у. На флангах приказывает взорвать кре-
пости Пикополь и Силистрию и гарнизоны
этих крепостей также сосредоточивает к
центру. Он располагает свои войска так,
чтобы в любой момент контратаковать про-
тивника в нескольких направлениях.

Кутузов решил не штурмовать крепость
Шумлу, в которой засели турки. «Идти к
зизирю в Шумлу.— пишет он 20 мая
‹{ июня) Барклаю.— атаковать его в сем
сильном укреплении и невозможно, и поль-
зы никакой бы не принесло... Но может
быть, что скромным поведением моим
сбодрю я самого визиря выйти или выслать
10 возможности знатный корпус к Разграду
или далее к Рущуку и, если таковое собы-
тие мне посчастливится, тогда... конечно. 6
божиею помощью разобью я его...»

В этих донесениях Кутузова видна спо-
собность великого полководца принимать
соответствующее обстановке оригинальное
стратегическое решение, умение пользо-
ваться ошибками противника и, зная сла-
бые стороны турецкой армии в полевом
бою, навязать ей бой в выгодных для
Гусской армии условиях. В этой кампании
особенно ярко проявилось умение Кутузова
ирименить военную хитрость в интересах
стратегии и тактики.

Искусным маневром в сочетании с уме-
лым распространением ложных сведений
Кутузов выманил турок m3 крепости Шум-
In к Рущуку. Узнав о движении турецкой
армии, Кутузов расположил свои войска
перед Рущуком тылом к Дунаю. Это был
бсезусловный риск, но, как писал Кутузов в
донесении о сражении под Рущуком, эта
позиция «не совсем выгодная, но един-
ственная». (Он смело шёл на риск, зная,
что решающее значение в бою имеет не
только позиция, но прежде всего войска.
затищающие ее,

В сражении пол Рущуком 60-тысячная
турецкая армия великого визиря была раз-
грэмлена и бежала на юг. Вазалось бы, по
правилам тактики было необходимо неот-

плению, с использованием маневра вне по-
коммуникации

Далее, используя свой опыт дипломата,
Кутузов умело довёл дело до подписания
турками выгодного для России бухарест-
ского мира, которым Турция была снята
с0 счетов как противник России в крити-
ческий момент начала войны с Наполеоном.

По бухарестскому миру Бессарабия была
ссвобождена от турецкого ига п присоедн-
непа к Россини, а в Сербии и Болгарии ту-
penkomy игу был нанесён серьёзный удар.
Это была крупная военная и дицломатиче-
ская победа, значительно улучшавшая по-
литическую п стратегическую обстановку
к началу Отечественной войны 1812 г.
Несмотря на это, царь Александр I orerpa-
лил Кутузова от руководства армией, п
русская армия была лишена своего про-
славленного полководца в грозный час, ку-
гла нз борегах Немана сосредоточивалась
огремная французская армия.

IV

Накануне 1812 г. Наполеон уже был вла-
стителем Европы. Раздавленная Пруссия ле-
жала у его ног. Австрия была с ним в с0ю3е.
Наполеон строил планы завоевания мирового
тосподетва. «Через лять лет я буду госпо-
Дином мира; остаётся одна Россия, но я раз-
давлю её», — говорил Наполеон в 1811 10-
ду. Россия наряду с Англией явилась глав-
ным препятствием на пути к созданию мп-
ровой империи Наполеона. Навязанная Ha-
полеоном по Тильзитскому миру в 1807 ro-
ду континентальная система, противоречив-
шая самостоятельному развитию русского
народного хозяйства, гибельно отражалась
на его состоянии.

С 1810 года Наполеон начал в обигирных
масштабах подготовку к войне с Россией,
создав огромную, так пазываемую великую
армию, насчитывавшую 600 тыс. человек,

‚В ночь на 12 (24) июня 1812. г, 68
об’явления войны Наполеон вторгся в пре-
делы России. Две русские армии под коман-
дованием Барклая-де-Толли и Багратиона
отступали в глубь страны, соединившись
23 июля (3 августа) в Смоленске. Отступ
ление продолжалось, что вызывало недо“
вольство в армии и в стране. (о всех сто-
рон требовали назначения единого и полно“
MOUHOTO главнокомандующего, и все взоры
обращались к увенчанному славой, извест-
ному всему народу полководцу — Кутузову.
Царь вынужден был уступить обществея-
ному мнению и 8 (20) августа назначил
Кутузова главнокомандующим. Страна 6
восторгом приняла это известие. 17 (27)
августа он прибыл в Царево-Займище и, 0б-
ходя войска, сказал: «Ну как можно отсту*
пать с такими молодцами», Эти слова 0бле-
тели всю армию. Всюду говорили: «Приехал
№ тузов бить французов». Первой своей
задачей Кутузов поставил поднять дух oT
ступавшей армии и успешно достиг этого,

Прославленный русский полководец стоял
перед исключительно трудными задачами,
Он принимал армию в состоянии отступае-
ния. Близился кризис войны, решавший
судьбу русского государства.. Дело шло 4
жизни и смерти России, о её самостоятель-
ном существовании. Перед Кутузовым была
огромная армия Наполеона. Французский

(Окончание см. на 3-й слр.). ^

о

снова