an

it?
Ро
pel
ged
 .
iB :
zi
ie
po

10 CENTRBPA 1945 г., № 222 (8993)

eid een Se ee ee

ПРАВДА

И МЕ ЕР ОЕ аи Е ИНОЕ РИ ЕО БЕ ТИ Se ВИ ЕВЕ бы РИЧИ
—

Михаил Илларионович Кутузов —

(Окончание. Начало см. на 2-й стр.).

император шёл к Москве. В те дни Наполе-
он понимал, что решается судьба всех его
планов, что ему для их успеха нужно вы-
играть генеральное сражение, необходим
полный разгром русской армии. Кутузов
видел, что соотношение сил далеко ешё не
в пользу русской армии, что главная задача
его заключается в дальнейшем усилении
войск. И пока у французов больше шансов
выиграть генеральное сражение, надо от
него уклоняться. Но он понимал также, что
в определённый момент потребуется всту-
пить в генеральное сражение. Этот момент
наступил у Бородина.

Русская армия насчитывала 120 тысяч
солдат, в том числе 10 тысяч ополченцев.
7 тысяч казаков. Русская артиллерия на-
считывала 640 орудий. У французов было
135 тысяч человек при 587 орудиях. Ку-
тузов доносил 21 августа (2 сентября)
Александру I:

«Позиция, в которой я остановился, при
селе Бородине, в 12-ти верстах впереди Мо-
жайска, одна из наилучших, какую только
на плоских местах найти можно. Слабое
место сей позиции, которое находится с ле-
вого фланга, постараюсь я исправить но-
средством искусства. Желательно, чтобы
неприятель атаковал нас в сей позиции: в
таком случае имею я большую надежду к
победе; но ежели он, найдя мою позицию
крепкою, маневрировать будет по дорогам,
ведущим к Москве, тогда должен буду идти
и стать позади Можайска, где все сии доро-
ги сходятся».

Кутузов видел, что из двух дорог, прохо-
лящих через Бородинское поле, Новая Смо-
Ленская у правого фланга позиции шире и
лучше Старой Смоленской, прорезавшей ле-
вый фланг. Новая Смоленская дорога была
основным стратегическим направлением на
Москву, и это направление прикрывал Ку-
тузов, в то время как все остальные пунк-
ты позиции имели только тактическое зна-
чение.

Кутузов, понимая стратегию и тактику
Наполеона, предвидел его возможные манев-
ры. Располагая свои главные силы у широ-
кой Новой Смоленской дороги и за центром,
Кутузов сохранял за собой возможность пе-
рехода в контратаки крупными силами. В
то же время при попытке Наполеона к обхо-
ду или при неудачном исходе сражения
русская армия могла ответить контрманев-
ром, стать позади Можайска и опять за-
крыть путь к Москве. 0 том, насколько
прав был Кутузов, видно из того, что Налюо-
зеон не рискнул обходить левый фланг рус-
ской армии.

Так в решающем Бородинском еражения,
которое было для русской армии оборони-
тельным, в котором инициатива должна бы-
ла принадлежать наступавшему Наполеону,
Кутузов искусно лишил его этого преиму-
щества и вынудил к кровопролитному фрон-
тальному наступлению.

В распоряжениях войскам Кутузов 06060
подчеркнул значение резервов, указав, что
«резервы должны быть сберегаемы сколь
можно долее, ибо тот генерал, который ео-
хранит ещё резерв; неё побеждён...»

Свои резервы Кутузов умело расположил,
обеспечив полную свободу их использова-
ния в бою.

Таким образом, Кутузов правильным за-
мыелом сражения, искусным построением
боевого порядка, наличием резервов обеспе-
Чил себе максимальную свободу действий п
возможность управлять ходом еражения.
Вутузов шёл на это оборонительное сраже-
впе, уверенный в своих силах, уверенный
в непоколебимой стойкости русских войск.

После боя у Шевардина 24 августа (5
сентября) две армии стояли друг против
друга. Кутузов об’езжал войска и говорил
< солдатами. Присутствие любимого вождя
вдохновляло армию. С 6 часов утра 26 авгу-
ста (7 сентября) французы, как п предпо-
лагал Кутузов, повели атаки на Багратио-
новы флеши и на батарею Раевского. Семь
раз бросались французские корпуса в атаку
п откатывалиеь под контрударами Багра-
тяона. Во время восьмой атаки смертельно
раненый Багратион пал. Его дивизии стали
отходить. Наступил кризис сражения. На-
полеон уловил тот решающий момент, когда
вводом в бой резервов можно решить успех.
Он отдал приказ: «Гвардию в огонь! », и
главный резерв французской армии — им-
ператорская гвардия тронулась в наступле-
ние. Это грозило русским войскам пораже-
впем. Кутузов, узнав об этой опасности,
грозившей его левому флангу, предприни-
мает искусный маневр, бросив в тыл левого
фланга Наполеона казачий корпус Платова
и кавалерийский корпус Уварова. Они по-
сеяли панику среди французов, В тревоге
2a свой левый фланг Наполеон остановил
тварлию и потерял время, а Кутузов пере-
вёл свой резерв к левому флангу и упрочил
его положение. Через несколько часов На-
полеону удалось ценой новых огромных
жертв захватить центральную батарею Ра-
евского, которую ‘обороняли войска генгра-
ла Барклая-де-Толли. Но русская армия
осталась непоколебимой до послелнего часа
Бородинского сражения. Французские мар-
шалы настаивали на необходимости бросить
в бой последний резерв — старую гвардию.
Но Наполеон понял, что русских не сло-
мить, что, вводя в бой свой последний pe-
зерв, он может потерять свою гвардию и не
добиться победы в войне.

. Воля п искусство Кутузова победили во-
лю Наполеона. К ночи Наполеон отвёл своп
войска с Бородинского поля, на котором он
оставил более 58 тысяч убитых и раненых
солдат и 47 генералов, не добившись побе-
ды в генеральном сражении, в котором он
стремплея решить судьбу войны. Кутузов

‘те дни Кутузов, — избегая

одержал крупнейшую победу. Великая за-
слуга Вутузова заключается в том, что, опи-
раясь на стойкость русских солдат и искуе-
ство подчинённых командиров, он так opra-
низовал и руководил сражением, что не по-
зволил Наполеону не только осуществить ка-
кой-либо маневр, но и прямым массирован-

пым ударом пехоты и конницы с мощной

артиллерией одержать хотя бы частный
успех.

Наполеон впервые проиграл генеральное
сражение и сам должен был признать это:
«Из пятидесяти сражений, мною данных, в
битве под Москвой выказано наиболее доб-
лести и одержан наименьший успех». «Рус-
ские стяжали право быть непобедимыма».
Русская армия готовилась продолжать сра-
жение у Бородина, но, когда Кутузов узнал,
что его армня потеряла 44 тыейчи убитых
п раненых солдат и 23 генерала, он поика-
зал отходить к Москве. Это было нанболее
целесообразное решение, так как оно давало
Кутузову возможноеть восполнить потери и
продолжать войну в более выгодных усло-
виях, чем это было для Наполеона. «Когда

`дело идёт не о славе выигранных только ба-

талий, но вся цель, будучи устремлона на
истребление французской армии, я взял на-
мерение отступить», — доносил Кутузов
Александру [.

Па военном совете в Филях 1 (13) сентя-
бря Кутузов поставил вопрос — сразиться
ли с Наполеоном под стенами Москвы или
оставить её неприятелю? Мнения раздели-
лись. Кутузов приказал отступать, обратив-
шись к присутствующим со словами: «Ло-
воле будет существовать армия и находить-
ся в состоянии противиться неприятелю,
до тех пор сохраним надежду благополучно
доверить войну, но когда уничтожатся ар-
мия, погибнут Москва и Россия. Понказы-
ваю отступать». 5

Кутузов отчётливо понимал, что Налтоле-
он стремится разгромить русскую армию п
добиться скорой победы. В Бородинском сра-
жении Кутузов не далоему этой возможно-
сти, сорвал его план. И под Москвой он ре-
шил этой возможности Наполеону не давать,

Понимая глубоко противника, Кутузов
был убеждён, что Наполеон, войдя в Москву,
задержится в ней, будет ждать мира. В те-
чение этого времени Кутузов рассчитывал
лишить его подвоза продовольствия п под-
хода резервов. «Самой сдачей Москвы при-
готовлю я гибель неприятелю», — писал
Кутузов. «Я баталию выиграл прежде Mo-
сквы, но ‘надобно оберегать армию, а скоро
все наши армии, то-есть Тормазов, Чичатов,
Витгенштейн и ещб другие станут действо-
рать к одной цели и Наполеон долго в Мо-
скве не пробудет», — писал в этот период
Кутузов своей дочери. я

Оставляя Москву, Кутузов замышлял дей-
ствия, которые решительным образом ме-
няли обстановку в пользу русской армни.
Сначала он повёл свои войска по Рязанской
дороге, а затем неожиланно свернул с Ря-
занской дороги на Красную Пахру и Тару-
тино, где и остановился.

Тарутинский маневр Кутузова по праву
считается таким достижением военного ис-
кусства, которое одно могло бы дать ему
славу гениального полководца. Этим манев-
ром он резко изменил всю стратегическую
обстановку в свою пользу; во-первых, сн
вывел армию из-под ударов врага и обезпе-
Чил ей спокойные условия для отдыха и
подготовки в новым боям; во-вторых, Куту-
зов прикрыл не только Калугу, где были
сосредоточены огромные, необходимые для
армии запасы, но и Тулу с её оружейным
заводом; в-третьих, он сохранил в своих
руках сообщения с южными областями Poc-
сни, которые питали армию людским попол-
нением, коноким составом и всеми видами
снабжения. Ёроме многих выгод оборуни-
тельного характера, Кутузов приобрёл воз-
можность активно действовать на сообще-
ния врага между Москвой и Смоленском п
этим самым лишил противника свободы ма-
невра. В конечном счёте он подготовит вы-
годные условия для блокады наполеоновекой
армии в Москве.

Кутузов занял столь выгодное положе-
ние, что все возможные варианты даль-
нейших действий Наполеона встречали
противодействие русских войск в условиях,
более благоприятных для них, чем для
французов. Насколько фланговый маневр
Кутузова оказался неожиданным и губи-
тельным для врага, можно заключить из
слов Наполеона, которые впоследствии им
были сказаны одному русскому генералу:
«Ваша хитрая лиса — Кутузов, меня силь-
HO подвёл своим фланговым маршем».

Маленькая деревушка Леташевка, близ
Тарутина, где располагалея штаб Кутузова,
стала тогда военным центром Росеии. Туда
стекались пополнения, туда приезжали co
всех концов России люди, чтобы убедиться,
что цела русская армия, что она готовится
& новой борьбе. Эти вести укрепляли в на-
роде веру в победу. Из Петербурга потребо-
вали наступления, указывали, что бездей-
ствие Кутузова беспокоит Россию, но’ Ку-
тузов, потеряв терпение, ответил: «Дело
надо вести к тому, чтоб Россию спасти, а
не успокоить». Кутузов не бездействовал.
Укрепляя свою армию, воздерживаяеь до
поры до времени от крупных наступатель-
ных операций, Кутузов широко развернул
боевые действия на коммуникациях про-
тивНикКа.

«Поелику ныне осеннее время наступает,
чрез то движения большою армиею делают-
ся совершенно затруднительными, напбо-
лее с мноточисленною артиллериею при ней
находящеюся, то и решилея я,— писал в
генерального
боя, вести малую войну; ибо раздельные
силы неприятеля и оплошность его подают
мне более способов истреблять его, и для
того, находясь ныне в Б0-ти верстах от
Москвы с главными силами, отделяю от
себя немаловажные части в направлении к
Можайску, Вязьме и Смоленску. Кроме се-
го вооружены ополчения Калужское, Ря-
занское, Владимирское и Ярославское,
имеющие все свои направления к пораже-
нию неприятеля».

Кутузов энергично развивает партизан-
ские действия и всячески помогает развёр-
тыванию народной войны против инозем-
ЕЫХ захватчиков.

Вся дорога от Москвы до Смоленска бы-
ла под ударами партизанских отрядов. По
приказу Кутузова от Смоленска ло Гжат-
ска действовал. партизан подполковник Да-
выдов, от Гжатска до Можайска — ‘тене-
рал-майор Дорохов, от Можайска до Мо-
сквы — капитан Фигнер. «Я принимаю, —
писал Кутузов, — теперь в операцию co Bce-
ми силами линию, посредетвом которой, на-
чиная $ дорог Тульской и Калужекой, пар-
тиями моими буду пересекать вею линию
неприятельскую, растянутую от Смоленска
до Москвы, и тем самым, отвращая всякое
пособие, которое бы неприятельская армия
с тыла своего иметь могла, и обратив на
себя внимание неприятеля, надеюсь прину-
дить его оставить Москву и переменить вею
свою операционную линию. Генералу Вин-
центероде предписано от меня держаться на
Тверской дороге». Кутузов — первый пол-
ководец, который так широко организовал
взаимодействие ‘армейских партизанских
отрядов с отрядами крестьян. что их удары
приобрели стратегическое значение. После
Бородинского сражения ‘партизаны пстре-
били и взяли в плен свыше 30 тысяч фран-
цузов. Е

Кутузов готовил главные силы к новым
решающим боям, а в районе Арзамаса и
Мурома создавал резервную армию.

Положение блокированной в Москве на-
полеоновокой армин стало невыносимым. В
этих условнях Наполеон окончательно по-
нял, что война проиграна и надо заклю-
чать мир. Но мира он не получил.

6 (18) октября у Тарутина был разбит
авангард французской армии под командо-
ванием Мюрата. На следующий день Напо-
леон принял решение покинуть Москву и
пробиваться на Калугу, в губернии, не ра-
зорённые войной.

На этом этапе снова проявляется спо-
собность Кутузова решительно переходить
от обороны к наступлению, совершать
искусный маневр, требуя от своих почи-
иённых генералов и войск предельной бы-
строты действий. Узнав о движении На-
полеона нз Валугу, Кутузов двинул свою
зрмию к Малоярославцу. Туда же раньше
был двинут корпус генерала Дохтурова.
Атаману Платову Кутузов приказывает:
«Немедля нимало, имеет ваше высокопре-
восходительство выступить ео всеми ка-
зачьими полками и ротой конной артил-
лерии... и следовать на Боровекую дорогу
& городу Малоярославцу».

У Малоярославца Дохтуров и Платов пре-
градили путь французам. 12 (24) октября
закипел бой, восемь раз город переходил из
рук в руки. К вечеру подошёл к городу Ку-
тузов со всей армией, и Наполеон был вы-
нужден отступить на Смоленскую дорогу
к Можайску. Таким образом Кутузов загра-
дил Наполеону дорогу в южные, богатые
продовольствием области, не’ затронутые
войной.

Вынудив Наполеона к отступлению по
разорённому `пути, которым он шёл к Мо-
скве, Кутузов этим уже обрёк француз-
скую армию на уничтожение. Война была
выиграна. Все решения Кутузова в этот
период его деятельности являются строго
последовательными; направленными К 0д-
ной цели, весьма“емелыми и ответственны
МИ И В то же время осмотрительными и тща-
тельно взвешенными. Инициатива была те-
перь прочно в руках русского полководца.
С величайшим напряжением он повёл пре-
следование. Кутузов 29 октября (10 но-
ября) обратился в войскам с приказом:
«После таковых ‘чрезвычайных успехов,
одерживаемых нами ежедневно и повсюду
над неприятелем, остаётся только быстро его
преследовать и тогда может быть земля
русская, которую мечтал он поработить,
усеется костьми его.

Итак, мы будем преследовать неутомимо.
Настаёт зима, вьюги и морозы: вам ли б0-
яться их — дети Севера? Железная грудь
Balla не страшитея ни суровости погод,
ни злости врагов. Она есть надёжная сте-
на отечества, о которую всё сокрушается.
Вы будете уметь переносить и кратковре-
менные недостатки, если они случатся. Доб-
рые солдаты отличаются твёрдоетью и тер-
пением, старые служивые дадут пример
молодым. Пусть всякий помнит Суворова:
он научал сносить и голод, и холод, когда
дело ло о победе и о славе русского на-
рода. Идём вперёт, е нами бог, перед нами
разбитый неприятель: да будет за нами
тишина и спокойствие».

Бутузов Tam организует преследование,
что Французская ‘армия непрерывно нахо-
дитея н днём и ночью под ударами с ты-
ла и фланга. Направляя Платова пресле-
довать неприятеля, Кутузов пишет:

«Генералу Милорадовичу приказано от
меня следовать по большой дороге за не-
приятелем и теснить его сколько можно бо-
лее. Беледствие чего старайтесь выиграть
марш над неприятелем так, чтобы главны-
ми силами вашими по удобности делать на
отступающие головы его колонн нападая
во время марша, и беспрестанные ночные
тревоги. Сие самое предписано гр. Орлову-
Денисову делать слева по большой дороге».
Ол указывает в письме Витгенштейну 15
(27) ноября, «что одна и главнейшая цель
всех наших действий ость истребление вра-
га до последней черты возможности... ре-
пительные ‘удары неприятелю нанесены
быть должны и от коих зависит, может
быть, благоденствие не одного народа рус-
ского, но п всех народов Европы».

Замечательная организация параллель-
ного преследования в небывалых  лотоле
масштабах дала богатые плоды. В резуль-
гате преследования, в крупном сражении
под Красным, на Березине, между Берези-
ной п Неманом завершил Кутузов полное
уничтожение французской «великой ap-
ини». Кутузов привёл победоносную pyc-
скую армчю в город Вилыно, откуда и па-
писал: «Война окончилась за полным
истреблением неприятеля».

Русский народ и русская армия торже-
ствсвали победу. Великий полководец, по-
сле победы под Бородино получивший зва-

ние тенерал-фельдмаршала, был награж-
дён орденом Георгия 1-го класса.

В стратегии Кутузова проявился его вы-
дающийся государственный ум. Его реше-
ния вытекают из тщательного и всесто-
роннего учёта обстановки. Кутузов яено
видит главное, решающее в обстановке, нэ
он не упускает из вилу также частности,
детали. Ему присущи осмотрительность п
стремление собрать наиболее полные све-
дения 0б обстановке и действовать сообраз-
По с её условиями. Эти неоценимые каче-
ства Кутузова были совершенно необходи-
мы в тех войнах, которые тогда вела Poc-
сия, войнах, протекавших на огромных
пространствах, при участии многих тосу-
дарств. Кутузову приходилось руководить
гораздо более крупными армиями, чем в

прежних войнах, имея перед собою превос-.

ходящего в силах противника. В этих.слеж-
ных обстоятельствах Кутузов показал
себя как первоклассный полководец миро-
вого значения, как умудрённый опытом
государственный деятель.

С этим сочетается и одна, весьма свог-
образная черта Кутузова. В его умной, все-
сторонне обдуманной стратегии всегда бы-
вали элементы военной хитрости. Планы
Бутузова всегда были рассчитаны и на то,
чтобы использовать слабости врага и вве-
сти его в заблуждение. Тактическую вне-
запность Суворова Кутузов применял в
стратегических масштабах. Кутузов от
лично понимал Наполеона и умел создавать
более выгодные положения для себя. Пол-
ководческое мастерство Кутузова — его
стратегия и тактика — превзошло полко-
водческое искусство Наполеона.

Кутузов преследовал в своей стратегип
решительные цели, стремясь к полному по-
ражению врага. Он яено видел конечные
цели, войны или кампании и последова-
тельно подчинял все свои действия этим
целям. Для достижения поставленных пе-
лей он применял весь богатейший арсенал
тактических приёмов, накопленный им за
годы боевой службы. Мы видим его одина-
ково сильным и в наступлении, и в 060-
роне. Он применял маневр в самых разно-
образных его формах. Кутузов превосходно
понимал, что победа. выигрывается боем,
сражением. Но он стремился принять его
в наиболее выгодных для себя условиях.
Маневр Кутузова проникнут глубокой стра-
тегической мыслью. Имея перед собой пре-
восходящие силы противника, Кутузов в
необходимых случаях отступал, но лишь
для того, чтобы поставить врага в невы-
годное положение и, перейдя в’ наступле-
ние, разбить его: Кутузов и в стратегии
емел и осмотрителен, дерзок и умён, реши-
телен и хитёр, настойчив и гибок. Он яв-
ляет собой черты стратега высшего класса,
великого полководца мировой истории.

1 (13) января 1813 года руеская армия
перешагнула границу и двинулась в Запад-
ную Европу. Войскам было прочитано об-
ращение фельдмаршала Кутузова, который
назвал русского солдата спасителем отече-
ства и призвал «довершить поражение
неприятеля на еобственных полях его»:

Действия русской армии Кутузова в
1813 г. развивались, как цепь непрерыв-
ных побед. Штурмом был взят Кенитеберг,
капитулировала Варшава. Пал под ударами
русских казаков Данциг. Были заняты По-
знань, Калиш, Торн. Русские войска всту-
пили в Силезию, овладели `Берлином и
Тейпцигом.

Кутузовская армия несла освобождение
народам Европы. Но великий полководец
доживал последние дни своего жизненного
пути. 16 (28) апреля 1813 года в Бунцлау
он скончался.

+ * &

Советская страна отмечает 200-летнюю
годовщину со дня рождения одного из вели-
чайших и талантливейших сынов русского
народа, Михаила Илларионовича Кутузова,
в дни, когда победоносно завершена Великая
Отечественная война против гитлеровской
Германии на Западе и война против япон-
ских империалистов на Востоке.

Нап народ свято чтит память великого
русского полководца М. И. Кутузова.

В тяжёлые дни 1941 года товарищ
Сталин сказал:

«Пусть вдохновляет вас в этой войне му-
жественный образ наших великих предков—
Александра Невского, Димитрия Донского,
Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского,
Александра Суворова, Михаила Кутузова».

.29 июля 1942 года Президиумом Вер-
ховного Совета СССР учреждён орден Ky-
тузова, которым награждаются командиры
Красной Армии за хорошо разработанный и
проведённый план операций, в результата
чего противнику нанесено тяжёлое пора-
жение, & наши войска сохранили свою бое-
способность. Орденом Кутузова награждены
многие прославленные военачальники Крас-
ной Армии,

Красная Армия унаследовала лучшие тра-
диции русского военного искусства, одним
из основоположников которого был Кутузов.

В Великой Отечественной войне Красная
Аруия проявила наивыспгий героизм и ие-
превзойдённое воинское мастерство. Совет-
ское военное искусство, основанное на глу-
боком знании законов войны, обеспечило
достижение невиданных в исторпи побед.

Никогда в истории нашей Родины перед
армией и полководцами не стояли етоль
сложные и трудные задачи, как в Великой
Отечественной войне 1941—1945 гг. Крас-
ная Армия под руководетвом гениального
полководца Генералиссимуса Советского Co-
юза товарища Сталина успешно разрешила
эти задачи, преодолела величайшие трудно-
CTH, разгромила сильнейшего врага — фа-
шистскую Германию и её союзников. В ги-
гантских сражениях и беспримерных похо-
дах Красная Армия отетояла честь, свобэ-
ДУ и независимость нашей Родины и под-
няла на небывалую высоту славу русского
оружия. _

aa SE Re a eet DE ae КВ

autos E

жж

Совещание железнодорожников
Московского узла

14 сентября состоялось созванное МЕ и
МГК ВКП(б) совещание железнодорожников
Московского узла, обсудивитее вопросы под-
готовки транспорта к работе в зимних усло-
виях. В работе совещания приняли участие
начальники дорог, отделений, паровозных
депо, вагонных участков, дистанций пути,
станций, машинисты, секретари узловых
парткомов, райкомов и горкомов ВЕП(б).

С докладом выступил народный компесар
путей сообщения тов. И. В. Ковалев.

— Транспорт, — сказал он, — нахо-
дится накануне зимы — наиболее ответ-
ственного периода своей работы. Зима при-
носит ряд трудностей, но, как показывает
опыт передовых коллективов, эти трудности
могут быть успешно преодолены гвоевре-
менной и тщательной подготовкой. Тов. Ко-
валев подчеркнул, что окончание войны не
уменьшает напряжения в работе транепор-
та. Железнодорожники должны обеспечить
перевозками растущую потребность восста-
навливаемото и развивающегося народного
хозяйства.

Анализируя деятельность отдельных
служб и предприятий узла, докладчик отме-
тил успешную работу первого отделения
Октябрьской дороги п второго отделения Mo-
сковско-Курской дороги. Эти отделения вы-
полняют нормы оборота вагонов и другие
измерители работы. Хуже работают. отщеле-
ния Западной, Московско-Рязанекой, Мо-
сковско-Донбасской и Московско-Киевской
дорог.

На ряде примеров тов. Ковалев показал
роль, которую играет в работе Московского
узла клиентура. Многие предприятия задер-
живают вагоны под грузовыми операциями
и тем создают затруднения в работе тране-
порта.

Докладчик подробно остановилея на ходе
подготовки Московского железнодорожного
узла к зиме. Эта подготовка по некоторым
отделениям дорог идет неудовлетворительно.
Сейчас есть еще время для Toro, чтобы
исправить положение. В ближайший срок
надо закончить подготовку паровозного. пар-
ка, депо, ютанций, вагонного хозяйства, за-
верптить ремонт пути, привести в порядок
топливные склады, средства снегоборьбы.

Большую помошь железнодорожникам в
этой работе могут и должны оказать терри-

ториальные парторганизации. Многие про“
мышленные предприятия Москвы и обла-
сти берут конкретные обязательства по ока-
занию помощи транспорту в подготовке в
зиме. Железнодорожники должны умено
использовать эту помощь.

Но докладу тов. Ковалева развернулись
прения. Выступили начальник паровозного
депо Люблино тов. Силаев, начальних Мо-
сковоко-Донбасекой дороги тов. Гундобин,
малтинист Октябрьской дороги тов. Виногра-
дов, секретарь Перовского горкома ВВП(б)
тов. Медведев, начальник станции Москва-
товарная Калининской дороги тов. Бело-
стоков, начальник Моековеко-Курской до-
роги тов. Кутафин, заместитель секретаря
МГЕ ВКП(б) по транспорту тов. Царегород-
цев, начальник Московско-Рязанской .доро=
ги тов. Кадагидзе, секретарь узлового парт-
кома станции Лосиноостровская тов. Щел-
кунов, заместитель наркома путей сообще-
вия тов. Арутюнов и другие.

В заключение выступил секретарь МЕ
ВЕП(б) тов. Черноусов. Отметив большое
значение железных дорог Московского узла,
тов. Черноусов обратил внимание на необ-
ходимость лучше использовать имеющиеся
резервы и возможности и главное — уско-
рить оборот вагонов. Нужно быстрее закон-
ЧИТЬ Нодготовкх к зиме всех звеньев желез=
нодорожного: транспорта, подготовить лю=
дей, общежития, столовые, все’ культурно-
бытовые помещения. Внимание железноло-
рожников Московского узла должно быть
сосредоточено сейчас на перевозках важней-
ших грузов для Москвы и в первую очередь
топлива, картофеля и овощей. Далее. тов.
Черноусов остановился на вопросах. массо-
во-политической работы.

В работе совешаяия приняли участие се-
кретарь МЬ и МГЕ ВЕП(б) тов. Г. М. Попов,
зав. транспортным отделом ЦЕ ВКП(б) тов.
Голубев, секретари МГК ВКП(б) тт. Павлю-
ков, Фирюбин, Соколов, заместители народ=
пого комиссара путей сообщения тт. Бещев,
Гоцеридзе, Сологубов, Щуров; Яговкин.

Участники совещания обратились ко
всем железнодорожникам Москвы и Москов-
ской области с призывом своевременно под-
готовиться к зиме и обеспечить четкую ра-
боту всех звеньев железнодорожного транс-
порта в зимних условиях.

Выдающиеся рекорды
КЕМЕРОВО, 15. (Корр. «Правды»):-Ка-
кой производительности можно достигнуть
на проходке подготовленных выработок? На
этот вопрос убедительно ответили два заме-
чательных забойщика шахты «Журинка»
треста «Ленинуголь» Петр Тюменцев -и
Илья Рылов. Заключая соглашение о сорев-
новании, каждый из них надеялся на свои
силы и умение. Оба они потребовали, чтобы
администрация обеспечила им широкий
фронт работы, создала условия, необходи-
мые для достижения высокой производи-
тельности. Такие условия’были созданы.

КИЕВ, 15. (Корр, «Правды»). Предприя-
тия Наркомата легкой промышленности Ук-
раинской ССР, переключившись на выполне-
ние заказов мирного времени, расширяют
ассортимент выпускаемой для населения
продукции. Киевская швейная фабрика име-
ни Смирнова-Ласточкина сейчас выпускает
15 различных фасонов дамских и детских
платьев. Подготовлено еще 38 моделей граж-
данского платья. В третьем квартале по
сравнению с первым выпуск изделий увели-
чился в четыре раза, причем белья и шелко-
вых платьев выпущено в пять раз больше.
Сейчас на фабрике вводится в строй новый
агрегат из 20 машин.

Харьковская фабрика «Красная нить» в

Поиски нефти

НОВГОРОД, 15. (Корр. «Правды»). В
районе города Старая Русса перед Отече-
ственной войной были обнаружены призна-
ки нефтеносности. Развертыванию поиско-
вых работ помешало вероломное нападение
немецко-фашистских захватчиков. Поиски
возобновились лишь в этом году. Работы
ведет Ленинградская сгеологоразведочная
контора.  Вырыты котлованы под основание
металлических вышек, монтируется обору-
дование. Приступили к бурению первой
скважины на глубину в 1.300 метров.

ЛЕНИНГРАД, 15. (Kopp. «Правды»).
Ленинградский областной исполнительный
комитет приступил к работам по восстано-
влению усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» в
Куоккала, сожженной при отступлении .фа-
шистекими захватчиками.

Проект восстановления выполнен докто-
ром архитектурных наук Е. Катониным и
архитектором В. Кирхоглани. Общую? кон-
сультацию осуществляет академик И. Гра-

15 сентября во Всесоюзном Обществе
Культурной Связи с заграницей (ВОКС) со-
стоялся прием в честь члена Сената США
г. Клода Пеппер и членов. Конгресса Соеди-
ненных Штатов Америки гг. Уиллиама
М. Колмер, Клиффорда Р. Хоуп, Джей Ле
Февр, Сид Симпсон, Джесси П. Уолкотт,
Черльза Уолвертон, Орвилл Зиммерман.

В числе гостей на приеме были Поверен-
ный в делах США в CCCP r. JI. Kennan, au-
ректор исследовательской группы Комитета
по экономической политике и планированию
в послевоенный период г. Мэрвей Б.: Фил-
сом, профессор Гарвардского университета,
вице-председатель Бюро. Военного Произ-
водства г. У. И. Эллиот, Джеймс Фаррис,
майор Мосмиллер.

° На приеме присутствовали Заместитель
Народного Комиссара Иностранных Дел

СССР С. А. Лозовский, председатель Коми-
тета по делам высшей школы при СНК

забойщиков Кузбасса

После тщательной подготовки ТФоменцев
и Рылов приступили к рекордной проходке.
Соревнование.было исключительно упорным.
Победил забойщик 9-го участка Петр Тю-
менцев. Работая на проходке конвейерных
штреков, он за смену выполнил почти
30 норм (2.955 проц.).

Блестящих результатов’ достиг также и
Рылов. Он прошел за смену евыше 2 метров
конвейерного штрека, 8 метров. вентиляци-
онного штрека и 10 метров печей, выполнив
за смену свыше 25 норм.

Тюменцев за смену заработал 3.384 руб-
ля, Рылов — около 3 тысяч рублей. q

Расширяется производство товаров широкого
потребления на Украине.

течение третьего квартала дала стране 10
тысяч метров сукна. Теперь на фабрике рас-
ширяется красильный цех, устанавливается
новое. оборудование, подготавливается 100
квалифицированных суконщиков. Все это
даст возможность значительно увеличить
выпуск гражданской продукции. На фабрике
пущен цех, где из отходов хлопка и пряжи
изготовляется трикотаж.

Львовская обувная фабрика приступила к
производству сапог, дамских туфель, муж-
ских ботинок и полуботинок, спортивной и
детской обуви. Львовская швейная фабрика
выпускает мужские костюмы, дамские и дет-
ские платья, белье. Одновременно расщиря:
ются другие львовские предприятия, :

В Киргизии начался сезон
сахароварения

ФРУНЗЕ, 15. (Корр. «Правдыз). После
летнего ремонта пушея в ход Кантский са-
харный завод имени Фрунзе. Технологиче-
ский процесс проходиг нормально. Завод
уверенно. набирает темпы. За два дня здесь
переработано 16 тысяч центнеров свеклы,
выпущены первые 100 тонн сахара. На дру-
гие сахарные заводы Киргизии также посту-
пает из окрестных колхозов сахарная свек-
ла. По накоплении необходимых сырьевых
запасов эти заводы также будут пущены в
ХОД. 21

Восстановление ‘репинских «Пенатов»

барь, часто бывавший у Репина в «Пена-
тах». Проектируется надгробный монумёнт
на могиле художника, находящейся в парке
усадьбы.

‚ В <«Пенатах» произведены первые работы
‘по расчистке парка и строительной площад-
ки. Территория усадьбы обнесена оградой.
Реставрируются ворота с резной надписью
«Пенаты», сделанной рукой Репина.

B BOHC’e

CCCP C. B. Кафтанов, председатель Коми-
тета по делам искусств при CHK CCCP
М. Б. Храпченко, дважды Г ерой Советского
Союза контр-адмирал И. Д. Папанин, со-
трудники НКИД СССР тт. Молочков, Ло-
макин, Янкевич, Базыкин, академики Тарле,
Греков, академик-секретарь Академии меди-
цинских наук Парин, депутат Верховного Со-
вета РСФСР Барсова, ученые, писатели, ар-
тисты, представители советской и иностран-
ной прессы.

Для гостей был дан концерт, в котором
приняли участие Яков Зак, Вера Давыдова,
Галина Баринова и Валерия Барсова.

Сенатор Клод Пеппер, член Конгресса
США Уиллиам Колмер и зам. председателя
ВОКС А. В. Караганов обменялись привет-
ственными речами. В заключение американ-
ские гости, под дружеские аплодисменты
присутствующих, спели хором несколько
национальных песен.

— ei

От’езд советской делегации на вторую сессию
Франко-советекого профсоюзного комитета

Вчера, 15 сентября, выехала в Париж   союзного ко

советская делегация для участия в работах
второй сессии Франко-советского профсоюз-
ного комитета.

В составе делегации — секретарь ВЦСПС
тов. Л. Н. Соловьев, председатель ЦК
профсоюза. рабочих центральных железных
дорог тов. В. Я. Корягин, председатель ЦК
профсоюза рабочих хлопчатобумажной про-
мышленности Ивановской области тов,
В. С. Цветкова, заместитель заведующего
международным отделом ВЦСПС тов. И. Н.
Жмыхов. В сессии Франко-советского проф-

митета будет также участвовать
секретарь ВЦСПС тов. М. П. Тарасов.

Франко-советский ‚профсоюзный комитет
создан в январе 1945 года в результате
переговоров; происходивших в Москве на
конференции представителей Французской
всеобщей конфедерации труда и Всесоюз-
ного центрального совета профессиональных
союзов, Тогда же состоялась первая сессия
комитета, определившая его основные задаз
чи. Вторая сессия откроется в Париже
17 сентября, (ТАСС).