16 СЕНТЯБРЯ 1945 г., 1 222 (5333)

[27.31

Приём т. А. Я. Вышинским
Посланника Финляндии г. К. Сундстрема

15 сентября Первый Заместитель Нарож-   ляндии г. К. Сундетрема в связи с предето=
ного Комиссара Иностранных Дел СССР  ящим вручением им своих верительных
А. Я Вышинский привял Чрезвычайного   грамот Председателю Президиума Верхов-
Посланника и Полномочного Министра Фин-   ного Совета СССР.

Румынская печать 0 результатах

COBEMICKO -румынских переговоров 6 Москве

БУХАРЕСТ, 15 сентября. (ТАСС). Румын-   бесспорный успех, что даже самые злонаме-
ская печать широко комментирует результа-   ренные клеветники на нынешний румынский
ты советеко-румынских переговоров в Мо-   режим должны будут признать безусловную
скве, ценность этих результатов. Правительство
Советского Союза высоко ‘оценило усилня

Приём у английского премьер-министра Эттли

ЛОНДОН, 15 сентября, (ТАСС). Агентство   странных дел СССР Молотов, посол СССР
Рейтер сообщает, что вчера английский в Англии Гусев, английский министр ино-
премьер-министр Эттли дал обед, на котором   странных ‘дел Бевин и английский посол в
присутствовали народный комиссар ино-   Советском Союзе Арчибальд Кларк Керр.

Десятое заседание Союзной комендатуры Берлина

БЕРЛИН, 14 сентября. (ТАСС). 13 сен-
тября под председательством британского
коменданта генерал-майора Нейрс состоя-
лось десятое заседание Союзной коменда-.
туры города Берлина, на котором присут-

ствовали французский комендант —
бригадный генерал де Бошен, советский
комендант генерал-полковник Горбатов и

исполняющий на время отпуска генерала
Паркса обязанности американского комен-
данта генерал-майор Габи.

Коменданты обсудили вопрос об отведе-
нии официально назначенных мест для об-
мена товарами и приказали обербургомистру
как можно скорее выделить по крайней
мере по одному такому месту в каждой
оккупационной зоне Берлина.

Коменданты приняли решение о передаче
под контроль городского самоуправления

трёх больших продовольственных холо-
дильников, которые до настоящего времени
находились в распоряжении союзных вла-
стей. Коменданты решили, что все прожи-
вающие вне пределов Большого Берлина,
но работающие в Берлине, не будут полу-
чать берлинских продовольственных карто-
чек. Каждый, находящийся в Берлине до
30 сентября 1945 года, за исключением лиц,
следующих через Берлин проездом, полу-
чит продовольственные карточки. Всем
лицам, прибывшим в город позднее этого
срока, независимо от того, проживали ли
они в Берлине прежде или нет, продоволь-
ственные карточки выдаваться не будут.

Было решено, что нарушения граждан-
скими лицами нового режима в городе
впредь будут рассматриваться в немецком
уголовном суде.

Избрание в Финляндии членов суда и назначение Следственной
комиссии по делам об ответственности за войну

о ХЕЛЬСИНКИ, 15 сентября. (ТАСС).
13 сентября были избраны 12 членов .суда
по делам виновников войны,

От Демократического союза народа Фин-
ляндии (ДСНФ), от социал-демократиче-
ской партин избраны по три члена суда и
по три их заместителя.

От аграрной партии также избраны три
члена суда и три их. заместителя. От про-
грессивной партии — 1 член суда и 1 его.
заместитель, от ‘шведской народной пар-
Tay — 1 член суда и 1 заместитель, от
коалиционной партии — 1 член суда и 1 за-
меститель.

Кроме того, в состав суда по делам об
ответственности за войну на основании за-
кона входяг в качестве председателя —
президент Верховного суда и в качестве
членов — президент Верховного админист-
ративного суда и один профессор юридиче-
ского факультета Хельсинкского универсч-
тета, избираемый (так же, как и его заме-
ститель) факультетом университета.

Как сообщают столичные‘ финские газе-
ты, государственный совет создал 13 сен-
тября Следственную комиссию по делам о
виновниках войны. Председателем этой. ко-
миссии назначен советник юстиции OHHH
Петяюс. В своем заявлении он сообщил:

«По закону о наказании виновников вой-
ны лицо, решающим образом содействовав-
шее вступлению Финляндии в войну в

Забастовки

АФИНЫ, 14 сентября. (ТАСС). Греческие
власти и так называемые национальные ор-
ганизации прилагают все усилия, чтобы сло-
мить забастовочное движение. Против заба-
стовщиков широко используются полиция и
отряды хитосов (члены организации Х), ко-
торые избивают бастующих, разгоняют со-
брания и производят многочисленные аресты.
Корреспондент ТАСС был свидетелем того,
как на мостовой против полицейского управ-
ления 6 полицейских избивали. дубинками
старого рабочего, пришедшего вместе с деле-
гацией бастующих протестовать против тер-
рора. В нескольких случаях вооруженные
хитосы об’езжали на грузовиках рабочие
кварталы, пытаясь силой оружия заставить
рабочих поехать на работу. Среди бастую-
щих произведено более 500 арестов. Аресто-
ваны руководитель рабочего центра Афин
Мастроиание, руководители многих профсою-
зов ий члены стачечных’ комитетов многих
предприятий.

Вся печать, кроме печати ЭАМ (Нацио-
нально-освободительный фронт), а также
назначенные правительством члены руково“
дящего совета Всеобщей конфедерации тру-
да ведут яростную кампанию против заба-
стовщиков. Несмотря на это, забастовоч-
ное движение ширится с каждым днем. 12
сентября забастовали крупнейшие в Греции
химические заводы Канелопулоса. Сегодня
х стачке присоединились табачники Пирея.
Профсоюз рабочих обувной промышленности
об’явил, что в случае отказа предпринима-
телей принять требование рабочих 15 сен-
тября забастуют все обувные фабрики и
мастерские. Начались забастовки в провин-
циях Патра, Салоники, Волос, Каламата, Ра-
бочие 5 текстильных фабрик в городе Волос
добились увеличения зарплаты на 100’ про-

Созданный решением Берлинской конфе-
ренции Совет министров иностранных дел
пяти держав приступил к работе. Мервое
заседание Совета состоялось 11 сентября.

Вопросы, подлежащие рассмотрению Co-
ветом в первую очередь, были определе-
ны ещё в Берлине. В решениях Берлин-
ской конференции указывается: «В каче-
стве немедленной и важной задачи Совета
на него возлагается составление мирных
договоров для Италии, Румынии. Болгарии,
Венгрии и Финляндии для представления
их 0б’единенным нациям и выработка
предложений по урегулированию неразре-
шенных территориальных вопросов, встаю-
щих в связи с окончанием войны в Ёвро-
пе». Совет приступил уже к обсуждению
условий мирного договора с Италией.

Совершенно очевидно, что вопросы. мир-
ного урегулирования чрезвычайно сложны.
Ведь в данном случае речь идет о странах,
которые ранее были либо союзниками. ли-
бо сателлитами гитлеровской Германии. Шо
мере разгрома гитлеровского блока отпадали
от гитлеровекой Германии ее союзники и
сателлиты, менялея внутренний режим в
этих странах, они переходили на сторону
протнвогерманекой коалиции, вносили свой
вклад в дело борьбы против блока агрес-
соров. Все эти моменты, естественно, долж-
ны быть учтены при составлении мирных
договоров. Кроме того, ветает множество
® других вопросов. Так, например, поскользу
речь идет об Италии, возникают проблемы
территориальные, вопрос © дальнейшей
судьбе итальянских колоний и т. д.

Общественное мнение союзных стран,
всех свободолюбивых народов проявляет
большой интерес к работе Совета министров
иностранных дел. Миролюбивые народы свя-
зывают с работой Совета свои надежды на
достойное закрепление победы путем орга-
низации прочного и. справедливого мира.
Никто не заблуждается насчет того, что Со-
вет министров иностранных дел встретится
е трудностями в своей работе. Да они и не-
избежны. Но уже накопленный опыт со-

зрезвычайно быстро, так как при этом не-

Международное обозрение

1941 г. против Советского Союза или Со-
единенного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии, или во время войны
препятствовавшее заключению мира, при-
суждается за злоупотребление своим слу-
жебным положением к установленному за-
коном наказанию. Государственный совет
создал особую Следственную комиссию для
производства предварительного расследовз-
ния в целях возбуждения иска против BH-
новников войны. Это расследование в пер-
вую очередь будет касаться действий, учи-
ненных в период между московским миром
и соглашением о перемирии.

Комиссия в своей работе будет пользо-
ваться необходимыми кисьменными мате-
риалами, а также устным опросом тех лиц,
которые ей могут дать те или иные раз’яс-
нения по делам о виновниках войны. Рас-
следование проводится об’ективно, незави-
симо от партийной принадлежности, и спра-
ведливо, на основании сушествующих по-
становлений о предварительном судебном
следствии и согласно добрым обычаям су-
дебной практики.

Расследование` должно быть проведено

обходимо будет обращаться к различным
организациям, опросить многих лиц и со-
брать обширный письменный следственный
материал. Всё это не позволяет заранее
установить день окончания следствия».

в Греции
центов. Таких же результатов добились пор
товые рабочие Каламаты. Хозяева двух 3a”
родов в Салониках также приняли все тре-
бования рабочих. Некоторые предпринима-
тели Афин также согласились увеличить зар-
плату рабочих на 75 процентов и снабжать
их определенным количеством продуктов и
топливом. Другие предприниматели продел-
жают упорствовать, ссылаясь на, то, что рас-
ценки установлены правительством, хотя эти
расценки были введены вместе с установле-
ннем твердых цен на продукты питания.

В беседе с делегацией ЭАМ премьер-ми-
нистр заявил, что он не может допустить
повышения расценок, так как это привело
бы к инфляции. ЭАМ предложил во избежа-
ние инфляции выплачивать рабочим часть
зарплаты в натуре, но это предложение
осталось без ответа. я

* * &

АФИНЫ, 15 сентября. (ТАСС). Газета
«Ризоспастис» опубликовала документы, из
которых видно, что политическое бюро при
премьер-министре дало по инициативе гене“
рала Дракоса указание всем министерствам
очистить подведомственные им учреждения
от левых элементов. По данным левой пе-
чати, Дракос является одним из руководи-
телей военного союза, об’единяющего офи-
церов-монархистов.

АФИНЫ, 15 сентября. (ТАСС). °Издаю-
щаяся в Янине газета «Агонистис» сообща-
ет, что 70 албанских фашистов и военных

пользуются гостеприимством греческих во-
енных и гражданских властей. Газета при-
водит имена многих из них и перечисляет
их преступления против албанского нарола
и греческого населения Северного Эпира.

Организация и упрочение мира—дело на-
столько серьезное, в нем так кровно заинте-
ресованы многомиллионные народные массы,
что начало работ Совета министров можно не
справедливости назвать важнейшим собы-
тнем настоящего политического момента.

хх

Орган французских социалистов «Попю-
лер» опубликовал статью Шарля Дюма, ко-
торый утверждает, что ведущиеся в настоя-
писе время в Лондоне переговоры о. франко-
британском союзе превосходят по’ своему
значению конференцию пяти министров ино-
странных дел.

Дело не только во франко-британском ©0-
юзе. Речь идет о более широких планах, о
планах так. называемого «западного блока»,
который после интервью де Голля стал
предметом широкой дискуссии во франпуз-
ской печати. 7

Уже самое противопоставление газетой
«Попюлер» франко-британского союза (в
качестве базы «западного блока») сотруд-
ничеству великих держав в Совете минист-
ров иностранных дел говорит само за себя.
flo vo, чего не. хоговаривает Шарль Дюма,
совсем откровенно выкладывает Андре Фи-
лили, член руководящего Комитета социа-
листической партии, на страницах газеты
«Сите дю вуар». Он с упоением говорит о
созлании блока, в который войдут не толь-
ко Франция, Англия, Бельгия и Голландия,
но и Италия и Испания, в одной стороны,

и Швеция, Норвегия, Дания — © другой.
Прочный 0103 этих стран должен быть
подкреплен экономическими соглашениями.
«Чиело экономических соглашений, — пи-
шет Андре Филипп, — должно быть уве-
личено для того, чтобы привести к тамо-
женному союзу и, возможно, в скором вре-
мени к политической федерации. Таким
образом, может быть создан на базе неру-
шимого фоанко-британского союза запад-
ный блок, который вместе с колониальными
имлериями Франции, Вельгии и Голландии
явится достаточной силой для того, чтобы

трудничества и воля народов к миру создают

блатоприятные предпосылки для преододе-

тия этих трудностей.

АДРЕС РЕДАКПИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА; Моск
Д 3-36-82; Иностранного —

Г$13224.

3-37.50; Писем

па равных правах поддерживать отноше-
ния с двумя великими державами нашей
эпохи — CCCP и США».

ва, 40.

преступников нашли убежище в Греции и’

‘даже «западный блок», а создание «социа-

Ленинградское птоссе, улица «Правды», д. 24.
— JL 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Информации — Д 3-

‚Газета «Скынтейя» в передовой статье пи-
met: «После десятидневного полного на-
дежд ожидания страна с огромной радостью
узнала, что её посланцы возвратились с но-
выми доказательствами дружбы и понимания
со стороны Генералиссимуса Сталина, что
великая страна Советов продолжает помо-
гать нам и поддерживать нас, как ни один
народ `не поддерживал другого.

Страна находится в тяжелом экономиче-
ском положении. Используя это, реакция
стремится увеличить затруднения народа,
чтобы в союзе с голодом и нищетой вновь
занять потерянное ею место на спине народа.
Однако невиданное в истории великодушие
Советского правительства рассеяло тучи и
оказало нам неоценимую помощь.

Политика уважения национальной незави-
симости и эффективной помощи всем демо-
кратическим и сзободолюбивым народам со
стороны СССР нашла еще раз своё блестя-
щее выражение в новых соглашениях с Ру-
мынией. Радость и признательность румын-
ского народа выразились в полной энтузиаз-
ма встрече делегации народного правитель-
ства Петру Гроза, которую устроило ей все
население Румынии, доказав свою беспре-
дельную любовь к своему демократическому

правительству».
«Нам остается, — пишет газета «Журна-
лул», — ответить на благожелательность

Советского Союза нашим трудом и сердечно-
стью. Румыния остается глубоко признатель-
ной своему великому восточному соседу,
проявившему по отношению к ней’ столько
понимания и расположения в тяжелые мо-
менты».

В передовой статье «Плоды дружбы и
лойяльности» газета «Либертатя» пишет:
«Результаты поездки правительственной де-
легации в Москву представляют собой столь

румынского народа и его правительства по
переводу страны на демократические рельсы
н по укреплению самых искренних отноше”
ний с советскими народами. Покажем себя
достойными оказанного нашей стране дове-
рия и проявленной по отношению к Нам

дружбы».

«Сообщение о результате советско-румын-
ских переговоров в Москве, — пишет газета

«Универсул», — является новым доказатель-
ством полного понимания и искреннего же-
лания подлинной дружбы, ‘проявляемых по

отношению к нашей стране нашим великим

восточным соседом».

БУХАРЕСТ, 15 сентября. (ТАСС). Каса-
ясь успеха, достигнутого в переговорах в
Москве румынской правительственной деле-
гацией, газета «Тимпул» пишет:

Какое из правительств на протяжении
всей нашей политической истории добилось
подобных успехов? Ни одно. Чем об’яенят-
ся достижения румынской правительствен-
ной делегации во главе с доктором Петру
Гроза? Тем, что нынешнее правительство
является истинным представителем широких
народных масс демократической Румывии.
Это об’ясняется также, как отметило и со-
ветское правительство, лойяльным выпол-
нением Румынией условий соглашения о ие-
ремирии. В результате этого правительство
СССР выразило свое полное доверие кы-
нешнему румынскому правительству, оказав
ему полную поддержку. Успех, достигнутый
румынской правительственной делегацией в
Москве, является одновременно успехом
правительства широкой демократической
концентрации доктора Петру Гроза и наро-

да демократической Румынии.

Приём у Патрашкану в честь годовщины подписания перемирия
между Румынией и СССР

БУХАРЕСТ, 15 сентября. (ТАСС). В свя-
зи с первой годовщиной со дня подписания
перемирия между Румыяией и союзниками
12 сентября у бывшего председателя румын-
ской делегации по подписанию перемирия
Л. Патрашкану состоялся приём, на котором
присутствовали министры Раля, Теохари
Жоржеску, Константинеску-Яш, Василиу
Рашкану, Багдасар, Бурдуча, Зарони, Рада-
чану, Бежан, Николау; суб-секретари и 0б-
щественные и политические деятели Румы-
нии. От Союзной контрольной комиссии
присутствовали генерал-лейтенант Виногра-
дов, вице-адмирал Богденко, генерал-майор
Москвитин, секретари советского посольства
Дангулов, Шутов и Корж, представители
Югославии, Франции и Болгарии.

В своём выступлении Патрашкану сказал:
«События 23 августа и подписанное 12 сен-
тября 1944 года перемирие дали возмож-
ность Румынии выйти из катастрофического
союза с Гитлером и его сателлитами и при-
соединиться к нациям, борющимся за сво-
боду. Благодаря перемирию румынская ар-
мия смогла вместе со славной Красной Ар-
мией внести свой вклад в дело освобожде-
ния человечества. Усилиями правительства
были устранены огромные трудности на пути

Американская газета
о достижениях СССР

НЬЮ-ЙОРК, 15 сентября. (ТАСС). Газе-
та «Реджистер» в передовой статье высо-
ко оценивает достижения советских учё-
ных в области сельского хозяйства, а так-
же достижения СССР в области литерату-
ры, музыки и философии. Заявив, что ранее
о Советском Союзе существевало много
неправильных представлений, газета ли-
шет:

«Россия становится синонимом стойкости
и мужества. Доблесть русских приобретает
для нас большое значение. Восхищение
американцев Россией оказалось вполне обо-
снованным. Мы должны сотрудничать с
Россией, как с одной из величайших сил в
мире».

eee ия

БЕЛГРАД, 15 сентября. (ТАСС). Бел-
градское радио передаёт сообщение Албан-
ского телеграфного агентства о том, что на
заседании совета министров Албании было
принято решение приступить в скором
времени к выборам в учредительное собра-

Едва ли можно более откровенно ска-
зать, что «западный блок» должен быть
направлен против СССР и США.

Идея «западного блока» — не новая

итея. Генеалогически, если можно так вы-
разитьея, она восходит к пресловутому
«санитарному кордону», далее к Локарн-
скому договору, к «пакту четырех», кото-
рый привел к Мюнхену. С этой идеей носи-
лись некоторые реакционные круги во
Франции, равно как и определенные кон-
сервативные круги в Англии. Эта идея
ве имела успеха. И сейчас делается новая
попытка возродить старые планы под
новой вывеской — «социалистической».
Вель Андре Филипп проповедует не просто

листической европейской федерации». Од-
Wako новая маскировка никого не обма-
нет ни за рубежом, ни в самой Франции.
Французское общественное мнение весъма
настороженно отнеслось к идее западного
блока. Так, газета «Эпок» пишет, что «нет
ничего более опасного, как готовиться к
будущему, исходя из соперничества ме-
жлу Западом и славянским миром». И не
потому ли; что широкие круги во Франции
весьма хололно встретили проповедь Андре
Филиппа, другой вилный деятель социали-
стической партии — Даниэль Мейер nocne-
иил заявить, что «социалистическая пар-
тия выступает против блоков».

Что это? Осуждение линии «Попюлер»
или... учет предвыборной обстановки, по-
0) хдающей даже крайнюю правую фран-
пузекую печать умалчивать о своем отно-
шении к идее западного блока?

Не нам отвечать на этот вопрос. Пусть
на него ответят те, к кому он обращен. Но
независимо от того, каков будет этот ответ
и будет ли он, можно смело утверждать, что
проповель, а тем болез организация «бло-
ков», противоноставляемых международному
сотрудничеству в рамках 0б’единенных на-
пий. не может содействовать делу мира.

**

Румынская печать широко отметила го-
довщину перемирия, подписанного в Москве
12 сентября 1944 года. «Перемирие с
CCCP, — писала тазета «Ромыниа либе-
ра»,— явилось для Румынии рычагом, под-

Типография газеты «Правда» имени Сталина, .

выполнения условий перемирия. Тем большую
ценность для нае имело признание советским
правительством того факта, что Румыния
искренне выполняла свои обязательства.
Совместная борьбз на полях сражений и всё,
что румынский народ пережил за этот год
вместе с народами СССР, имели ‘своим пря-
мым результатом укрепление нерушимой
дружбы между румынским народом и вели-
ким советским наролом. Опираясь на дружбу
с СССР и на’`доверие великих союзников во
главе с, Англией и Америкой, мы можем с
надеждой смотреть в. будущее. Мир, кото-
рый наступит, может быть толькс справед-
ливым для Румынии миром».

В заключение Патрашкану провозгласнл
тост за «гармоничное сотрудничество миро-
любивых народов, за вечную дружбу между
румынским и советским народами, за вели-
кого вождя народов  Генералиссимуса
Сталина, за счастливое будущее советского
и румынского народов».

Отвечая Патрашкану, генерал-лейтенант

Виноградов провозгласил тост «за румын-’

ский народ, его правительство, честно
выполняющее условия перемирия, и за_ру-
ководителя этого правительства Петру Гро-
за».

Годовщина освобождения
варшавского предместья Праги

ВАРШАВА, 15 сентября. (ТАСС). Насе-
ление Варшавы — Праги торжественно отме-
тило годовщину освобождения Праги Крас-
ной Армией и Польским Войском от немец-
ких оккупантов.

Вчера по улицам Праги продефилировали
соединения Польского Войска, милиции, а
также колонны организаций молодежи. Сего-
дня здания города украсились националь-
ными флагами и транспарантами в честь
героической Красной Армии и Польского
Войска.

В опубликованном сегодня приказе глав-
ного командования Польского Войска отме-
чается исключительная заслуга Красной
Армии, а также частей Польского Войска в
освобождении Праги.

Подготовка к выборам в учредительное собрание Албании

ние. Утверждён состав комиссии, которой
поручено выработать проект избирательного
закона, после чего этот закон будет пред-
ставлен на утверждение президиума антифа-
шистского веча народного освобождения
А лбании.

нявшим ее из пронасти, в которую ее вверг
гитлеризм». И действительно, истекший год
выл переломным в жизни румынского наро-
да. Красная Армия, разгромив гитлеровекие
войска, открыла перед Румынией путь к в-
вой жизни. Она освободила румынский на-
род от двойного гнета — гитлеровских з8-
хватчиков п отечественных квислингов. В
ислитической жизни страны приняли ak-
тРвное участие демократические силы, ко-
торые подавлялись и преследовались пря
палаческом режиме Антонеску. Румыния
кетупила на новый путь — путь демокрз-
тического развития.

Не сразу был найден верный путь. Не
обошлось без большой внутренней борьбы.
PYMBIHCKOMY народу пришлось преодолевать
сопротивление не только замаскировавиих-
ся гитлеровских последышей, но и сопро-
тевление реакционных кругов, возглавляе-
мых лилерами так называемых «историче-
ских пазтий» — Маниу и Братиану. Py-
мынский народ с честью вышел из этой
борьбы и создал правительство концентра-
ции всех демократических сил во главе с
Петру Гроза.

Опираясь на подлержку народа, прави-
тельство Петру Гроза сумело осуществить
рят мероприятий, способствующих  демо-
кратизации страны, упрочению ее. вну;-
реннего положения и международных пози-
ций. Правительство Грозы осуществило ar-
парную реформу, воссоединение Северной
Трансильвании, заключило ряд экономиче-
ских соглашений е СССР, открывающих
широкие перопективы восстановления хо-
зяйства страны.

Лойяльное выполнение Румынией усло-
вий перемирия укрепило взаимоотношения
с СССР. Учитывая положение, сложившееся
в Румынии, Советеклй Союз в соответствии
с решениями Берлинской конференции вос-
становил нормальные дипломатические от-
ношения с румынеким правительетвом.

Политика демократического пумынекого
правительства полностью себя оппавдалл.
Румынская печать с величайшим удовле-
творением отмечает успешный пеход пере-
говоров, происходивитих в Москве с 4 по
13 сентября этого года. Она 060бо подчер-
кивает великодушие Советского правитель-

ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68 tt ps Bs iy ey
15-80; Литературы и КВА Д 3-38-73; о Fars eee eae ен at д 3-33-88; Сельск

7-63; Секретариат — Д 3-15-64;

Конгресс британских тред-юнионов

ЛОНДОН, 13. сентября. (ТАСС). Кон-
гресс британских тред-юнионов на заседа-
обсуждения   канской
касающийся   Ситрин, он всё ещё надеется, что она

чии 13 сентября одобрил без
раздел доклада  генсовета,

случалось присутствовать. Он выразил сожаз
ление по поводу отсутствия на ней Амери-
федерации труда. Однако, сказал

международных вопросов, включая особое   присоединится.

заявление, текст которого был роздан де-

Касаясь отношения Американской феде-

легатам только вечером 12 сентября. В этом   рации труда к советским профсоюзам, Сит-

документе
правках к проекту устаза
рации профсоюзов.
английским делегатам на Всемирную проф-
союзную конференцию в Париже предста-
вить эти предложения и «принять все над-
лежащие действия в этом направлении».

Представляя доклад генсовета и допол-
нительный доклад по поводу Всемирной
конференции профсоюзов, Ситрин подробно
остановился на шагах, которые привели к
созыву Всемирной конференции профсою-
зов.

Ситрин в своей речи упомянул о создании
после 22 июня 1941 года англо-советекого
профеоюзного комитета. Этот комитет, ска-
зал Ситрин, установил дружбу, товарище-
ство и взаимопонимание, которые достигли
уровня, невиданного в каких-либо других
областях. После вступления в войну Амз-
рики были предприняты шаги, чтобы прев-
ратить этот комитет в англо-советско-ам?-
риканский профсоюзный комитет. Однако
усилия Конгресса британских тред-юнионов
привлечь в этот комитет Американскую фг-
дерацию труда (АФТ) потерпели неудачу.

Переходя к решению Конгресса британских
тред-юнионов созвать Всемирную профсоюз-
ную конференцию, Ситрин сказал, что англи-
чане при этом преследовали две основных
цели: во-первых, обеспечить более активное
ведение войны и ‘устранение недоразумений
по политическим вопросам; во-вторых, намз-
гить общую политику профсоюзов Об’едч-
ненных наций, имеющую целью мирное уре-
гулирование. «Как вам известно, — продол-
жал Ситрин,— на страницах американской
печати нас публично осуждали, без каких-
либо протестов с нашей стороны, за то, что
мы осмелились взять на себя право созвать
конференцию, которая, по нашему мнению,
была необходима для достижения наших. во-
энных целей». Упомянув о письме прези-
дента АФТ Грина, критикующем Конгресс
британских тред-юнионов за созыв Всемир-
ной профсоюзной конференции, Ситрин зая-
вил, что, даже если бы всемирная конфе-
ренция была созвана международным
об’единением профсоюзов (МОП), АФТ все
равно отказалась бы в ней участвовать. По
словам Ситрина, он попрежнему не пони-
мает, в чём заключается ошибка Конгрес-
са британских тред-юнионов, созвавшего
Всемирную профсоюзную конференцию. Под
громкие аплодисменты слушателей Ситрин
заявил, что, несмотря на все попытки по-
нять точку зрения АФТ, существует, однз-
ко, предел всякого терпения: «Я не могу
пытаться выступать как цензор замечаний,
с которыми выступили видные члены Аме-
риканской федерации труда, признавшие
совместимым с их дружбой ко мне и к Кон-
грессу обвинить меня прямо перед лицом
сбщественности и публично нападать на мои
мотивы». Под аплодисменты слушателей
Ситрин заявил: «В Америке должны понять,
что Конгресс британских тред-юнионов ве-
рит в междунаролное профсоюзное един-
ство». На протяжении многих: лет Конгресс
британских тред-юнионов стремится к этому
вдинству. Когда он пыталея добиться при-
нятия советских профсоюзов в МОП, Амс-
риканская федерация труда и профсоюзные
организации других стран возражали против
этого, угрожая даже выходом из об’едине-
ния. (Раздался возглас с места; «Позор»).
Говоря о Всемирной профсоюзной конферен-
ции в Лондоне, Ситрин указал, что она была
самой представительной международной
конференцией, на которой ему когда-либо

Всемирной е-

содержатся предложения о по-

рин сказал, что это отношение не является
НОВЫМ. «Безусловно, —продолжал он,—нель-

Документ рекомендует   зя предполагать, что Конгпрессу британских

тред-юнионов ничего неизвестно о статуте,
престиже и положении советских профсою-
зов. Мы знаем, что в Советской России нет
частных предпринимателей. Мы знаем это со
времени революции 1917 года. Поскольку
частных предпринимателей не существует,
то русские профсоюзы в своей основной
структуре несколько отличаются от проф-
союзов в капиталистических странах. Вы-
ражая свою собетвенную точку зрения, я
думаю, что было бы превосходно, если бы
английское правительство было бы способ-
но планировать производетво, потребление
товаров и экономику так, как это делается
в Советской России. (Громкие аплодисмен-
ты): Не поймите меня превратно. Я не го
ворю, что у меня нет никаких критических
замечаний по погоду советской экономики
или что там не делается ошибок. Однако
планировать конструктивно и последова“
тельно всё`то, что вы собираетесь сделать
в экономической области, разумно. Если это
верно, то разве мы имеем какие-либо осно-
вания жаловаться на то, что русские проф-
зоюзы пользуютея доверием в самых высо-
«их сферах, Было бы хорошо для Англии,
если бы Конгрессе британских тред-юнионов
был бы на самых ранних стадиях привлечён
к планированию жизни и экономической
структуры страны. Разве нам нужно ожи-
дать возникновения частной собственности в
России для того, чтобы мы могли об’еди-
ниться с русскими профсоюзами? Я не ду-
маю, чтобы кто-либо из нас был вправе 0б-
винять такое великое профеоюзное движ>-
ние, как советские профсоюзы, в том, что
оно не защищает интересы своих членов».

Ситрин повторвл, что Конгресс британ-.
ских тред-юнионов не намерен оправды-
ваться перед кем бы то ни было за то, что
он созвал Всемирную профсоюзную конфе-
ренцию.

Дальнейшая часть речи Ситрина была по-
священа защите Скевенельса.

Когда Ситрич закончил свою речь, пред-
седатель Эдвардс заявил, что речь Ситри-
на оставила для Американской федерации
труда открытой дверь пля того, чтобы при-
соединиться к Всемирному конгрессу проф-
союзов. Он обратился к делегатам с при-
зывом не говорить ничего, что затруднило
бы задачу достижения международного
единства.

Доклады были утверждены.

После выступления министра труда АйЙ-
зекса были оглашены результаты выборов
генсовета. Из 32 членов генсовета избрано ©
новых лишь пять членов.

В конце утреннего заседания Конгресс
принял резолюцию, требующую, чтобы
профсоюзному движению была предостав-
лена возможность «принять’ на себя свою
полю ответственности в переговорах оргз-
визации Об’единённых наций, в формули-
ровке условий мира и в подготовке и вы-
полнечии программ. послевоенной рекон-
струкции. Конгресе полагает, говорится в
резолюции, что профсоюзное движение мо-
жет сделать существенный вклад в осуще-
ствление мероприятий, направленных к обес-
печению международного экономического
сотрудничества, полной занятости и повы-
шения жизненного уровня во всех странах,
что необходимо для поддержания мира во
всём мире».

Отвод советских войск
с территории Норвегии

В связи демобилизацией советские
войска отводятся с территории Норвегии.
Отвод советских войск начался.

г

ства, внимательно учитывающего нужды и
трудноети румынского правительства.

«Сознательное выполнение перемирия, —
пишет газета «Семналул»,— заложило базу.
дружеских отношений с Советеюим Союзом,
которые булут углублены в будущем путем
тесного сотрудничества. Сегодня Румыния
снова является независимой страной, при-
миривитейся со своими соседями, уважаемой
своими союзниками, страной, перед кото-

рой вновь открылся путь прогресса и прэ-
цветания».

Нынешнее правительство опирается яа
самую широкую поддержку народа. Румыя-
ская печать приводит следующие, не ли-
шенные интереса цифры: профсоюзы, вхо-
дящие во Всеобщую конфедерацию трудл,
безоговорочно поддерживающую правитель-
ство Грозы, насчитывают 1.300 тысяч чле-
HOS; B Земледельческий фронт, возглавляе-
мый премьер-министром, входит полтора
миллиона крестьян; коммунистическая пат-
тия, социал-демократическая партия и 0р-
ганизация национал-цараниетокой партии,
примкнувшей к Национально-демократиче-
скому фронту, насчитывают BMPCTe не ме-
нее 340 тысяч членов; «Союз патриотов»,
имеющий своих представителей в прави-
тельстве, насчитывает 100 тыеяч членов;
организация «Апараря патриотика» наечи-
тывает свыше 300 тысяч членов; органи-
зация прогрессивной молотежи об’елиняет
120 тысяч членов избирательного возраста:
организация женщин-антифалиисток — 300
тысяч членов. И, наконец, венгерский на-

родный союз насчитывает 500 тысяч чле-

нов. Совершенно очевидно, что нынешнее
румынское правительство пользуетея под-
держкой подавляющего большинства изби-
рателей.

Румыния проделала большой путь за год,
прошедший со дня заключения перемирия.
Вклад, внесенный ею в дело борьбы протав
гитлеровской Германии, лемократизация ре-
жима, лойяльное выполнение условий пе-
ремирия — все это говорит о том, что Ру-
мыния вправе с честью занять свое место
среди стран, подлежащих допуску в орга-
низацию 06’единенных наций.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Отдел об’явлений — Д 3-30

охозяйственного — Д 3-10-
-85 п ДЗ-39-00, а

Протест французских ученых
и писателей против попытки Даладье
оправдать политику Мюнхена

ПАРИЖ, 15 сентября. (ТАСС). Группа из-
вестных французских ученых, писателей и
общественных деятелей опубликовала резо-
люцию протеста против попыток Даладье
оправдать политику Мюнхена. В резолюции
говорится, что «эта политика означала изме-
ну французской традиции верности данному
слову и подорвала веру в республику, всег-
да готовую защищать свободу». Подписав-
шие резолюцию деятели заявляют, что «они
не допустят, чтобы возрождение страны мог-
ло быть подорвано защитой подобной поли-
тики, осужденной фактами».

Резолюцию подписали: Арагон, Жорж
Дюамель, Жан Ришар Блок, Фредерик Жо-
лио, г-жа Жолио-Кюри, Анри Ложье, Андре
Mason, генерал Фоше, Лабрус, Мориак, Ше-
валье, Одюбер, Кассэн и многие другие.

бе

Самоубийства японских
деятелей

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). Как
передает токийский корреспондент‘ агент-
ства Рейтер, сегодня покончил с собой
министр здравоохранения в кабинете Тодзио
Цикахико Коидзуми. Самоубийство произо-
шло спустя несколько минут после того,
как японское правительство заявило амери-
канским оккупационным властям, что оно
готово передать им всех лиц, перечислен-
ных в списке военных преступников.

ТОКИО, 14 сентября. (ТАСС). Сегодня в
Токио покончил с собой выстрелом в сердце
генерал Тейнци Хасимото.

ЛОНДОН, 14 сентября. (ТАСС). По сооб-
щению токийского корреспондента агентства
Рейтер, министр просвещения в кабинете
генерала Тодзио Кунихико Хасида принял
сегодня яд и, как говорят, находится
«в серьезном состоянии». Хасида значится
в списке военных преступников, опублико-
ванном генералом Макартуром.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

СЕТ

SE eae

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР —
утро — Бахчисарайский фонтан; веч.—оп. Евге-
ний Онегин. $

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — утро —
оп. Севильский цырюльник; веч. — оп. Тра
виата.

ГОСУДАРОТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — утро —
На всякого мудреда довольно простоты; веч.-
Варвары. .

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Вольит, Опдын-
ка. 69) — утро — Женитьба Белугина; веч, —
я деньги.

АТ СОСР им. ГОРЬКОГО — — Синяя

ИА — Три сестры. vie тв
МХАТ — утро — В сад;
вет. — Пиквикский м oe

85; Эконом =
Я 3349 очень

Изя. № 594,