Западный фронт. На снимке: бойцы части тов. Новикова, выполняя боевое задание командования, движутся к цели

*

на

лыжах по открытой местности.
Фотэ М. Калашникова.

Елец занят советскими войсками

Славная победа частей командиров КОСТЕНКО и rOPOAHAHCKOrO

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 декабря.
(По телефону). Мобилизовав значитель-
ные резервы и ©осредоточив крупные си-
лы в районах, прилегающих кв городу
Елец, немецкие войска предприняли нё-
ступление на восток. Ценой огромных
потерь им Удалось потеснить наши части
и захватить город. Уже в процессе боев
за обладание городом фашисты понесли
весыма значительный урон. 45-я немеп-
кая пехотная дивизия потеряла в сраже-
ниях почти половину личного состава. В
ве ротах осталось в среднем по 80 чело-
век, в том числе не больше десяти кад-
ровых солдат; остальные были присланы
из запаса. Огромное большинство солдат
не имело теплого обмундирования и же-
стоко мерзло.

Несколько дней назад войска Врасной
Армии Юго-Западного фронта перешли в
контратаку. Четыре дня продолжалась
ожюсточенная борьба за город Елец. Вчера
наши части, руководимые тенерал-лейте-
нантом Костенко, и части командира Го-
роднянокото нанесли сокрупительный удар
немецко-фашистоким войскам. Елец снова
занят частями Врасной Армии.

В этих боях полностью разгромлены
15-я немецкая пехотная дивизия гене-
pata Матернера и 95-я дивизия генерала
Сикст фон Армин. Немцы потеряли на по-
ле боя убитыми и ранеными 12.000 сол-
дат и офицеров. Захвачены огромные
трофеи. Взято много пленных, большин-
ство из них — обмороженные. Части
командиров Руссиянова и Арюченкина
продолжают преследовать противника, на-
нося ему новые удары.

Разгром 95-й немецкой пехотной диви-
зни был осуществлен неожиданным для
фашистов ударом © фланга. Немцы начали
отступать, но их веюду настигали наши
танкисты, кавалеристы и пехотинцы. Толь-
ко в боях под деревней 3. гитлеровцы по-
теряли убитыми свыше 900 солдат и офи-
перов. В районе населенных пунктов С. и
Д. дивизия потеряла еще один свой полк
и лва батальона друтого полка. Подразде-
ления тт. Бузиного и Пталцкина вчера в
конном строю атаковали немецкий баталь-

он и уничтожили ем. На снежном поле
осталось 200 трупов фашистов. Атаву
конницы с большим успехом поддерживали
пулеметные тачанки. `Сейчас_ доблестные
кавалеристы продолжают беспощадно
истреблять немецко-фалистоких  головоре-
зов.

За три дня боев кавалеристы тов. Арю-
ченкина уничтожили свыше тысячи сол-
дат и офицеров. Немцы оставляют на поле
боя пушки и пулеметы. Наши бойцы не-
мелленно обращают их против фашистов.
Так, например, вчера в бою кавалеристы
попользовали против гитлеровцев три взя-
тых на поле сражения немецких орудия,
23 пулемета и 20 автоматов.

В боях с ненавистным врагом бойцы и
командиры проявляют исключительное му-
жество. Раненый  комсомолец-пулеметчик
тов. Сивак пробрался со своим пулеметом
на дорогу, по которой отступали немецкие
солдаты, и метким огнем уничтожил 30
фашиетов.

Активно содействуют контратакам на-
ших частей артиллеристы и летчики.
Чтобы спасти жалкие осталки 95-й диви-
зии, немецкое командование бросило вче-
ра против советских войск свою штурмо-
вую и бомбардировочную авиацию. Berpe-
ченные нашими истребителями и мощным
отнем зенитной артиллерии, фашистские
самолеты вынуждены были ретироваться
во-свояси, потеряв 4 бомбардировщика.
Артиллеристы тов. Зубанова уничтожили
в селе В. ло 300 немцев, разгромили вра-
жеские 0б0зы и транспорт.

Прекрасно работали летчики авиачасти
Героя Советского Союза тов. Полышнина.
Они умело помогают наземным войскам,
нарушают коммуникации фашистских
войск. истребляют их резервы. 3a один
только день летчики тов. ПЦолынина Уни-
чтожили выше 200 автомашин, 4 ци-
стерны с торючим и истребили 1.150 че-
ловек пехоты,

За четыре дня боев нашими войсками
освобождено более 30 населенных пунк-
тов.

Старший политрук Л. ОГНЕВ.

ПО СЛЕДАМ ЗВЕРЯ

(От специального военного корреспондента «Правды»)

В ноябре части тенералов Харитонова,
Ремизова и Лопатина от упорной обороны
и контратак перешли к репгительному на-
ступлению. Комбинированным ударом был
нанесен большой урон немецко-фашистекой
армии, действующей на юге России. Разбив
отборные гитлеровские дивизии, Красная
Армия стала преследовать врага, отступаю-
щего на запад.

И вот мы идем по следам фашистов.
Дороги усеяны трупами солдат и офицеров.
По заснеженным широким равнинём, в
тлубоких балках и селах, по обочинам
больших проселочных путей — всюду од-
на и та же картина: брошенные немецкие
автомащины и мотоциклы, каски и Opy-
жие, скелеты сожженных самолетов и
танков. Врат еще силен, он хватается за
каждый мало-мальски удобный рубеж, ор-
ганизует оборону, а кое-где пытается пе-
рехолить в контратаки.

Враг предчуветвует свою тибель и еще
больше звереет. Всю свою ненасытную
злобу за неудачный поход на Восток вры-
вает на мирном, безоружном населении, на
стариках, женщинах и детях, на плен-
ных и раненых красноармейцах. Огнем и
кровью отмечает свой путь отступающая ©
юга армия Адольфа Гитлера. Трудно опи-
сать весь произвол, грабежи и зверства,
которые чинят немецкие оккупанты BO
временно оккупированных районах.

Село Больше-Крепинское было одним из
самых благоустроенных в Ростовской обла-
сти. Ровные улицы, побеленные хаты, от-
личные школьные здания, больница, клуб.
Узнав о наступлении наших частей, немцы
стали полжитать постройки. Испутанные
жители выскакивали из хат, и тут же
расстреливались из автоматов и винтовок.
Над селом, 0б’ятом пламенем и дымом,
стояла стрельба, крики и стоны умираю-
ших людей, рев убиваемых животных.
Свыше тысячи дворов сожгли немцы В
этом селе.

В деревне Ново-Бороздино немцы про-
были всего две недели, Срок небольшой,
но и здесь всюду вилны следы разбоя и
трабежа, убийств и насилия. В саду кол-
хознипы Ульяны Лаврененко похоронены
пять советеких граждан: два пленных
командира и один красноармеец, впова кол-
хозница Евдокия Семеновна Сербекая и
ве 16-летний сын Петя. Накануне бегства
немцев из деревни все население Ново-
Бороздино было свидетелем зверекой pac-

правы фашистов над пятью безоружнымя
людьми. Петр Сербский открыто возмутит-
ся грабежюм немцев. Звери закололи юно-
шу штыками, а его мать Фаестреляли.

_B деревне нет ни одной семьи, которая
бы не пострадала от оккупантов. Молодая
колхознина В. стала жертвой развратных
насильников. Почти весь скот и птица
порозаны и с’едены толодной ордой. Хлеб
и топлью вещи забраны.

Мы побывали во многих деревнях и
селах, освобожденных от немцев. В селе
Яново и Аграфеновке, Волобаново и Гре-
ково-Балка — всюду кошмар разбоя. В
селе Генеральсекое найден толый труп из-
насилюванной девушки. Мерзавпы после
глумления нанесли своей жертве несколько
ножевых ран в область груди, а затем
застрелили. 16-летнюю дочь  колхозни-
цы Г. офицеры насильно увезли с собой.

На хуторе Зоря в хату колкозника Ве-
рептьева Захара Сидоровича вошли два
немецких офицера с собакой. В люльке
спал грудной ребенок. Офицер выбросил
ребенка из люльки и положил туда соба-
ку. Мать ребенка попыталась былю проте-
стовать против бесчеловечного произвола.
Рассерженный офицер выхватил пистолет
и стал избивать им женщину.

Неслыханную кровавую расправу TBO-
рят немецкие части над пленными и ра-
неными красноармейцами. Попирая межлу-
народные правила обращения © военно-
пленными, немцы применяют ужасные
пытки. В ходе боев за село Генеральское
группа раненых красноармейцев и коман-
лиров попала в фашистский плен. He под-
лается описанию кровавая тризна, кото-
рую устроили нал ними оккупанты. Олин
раненый красногрмеец был облит бензл-
ном и заживо сожжен, второму разрубили
Ha четыре части голову саперной лопз-
той, третьего, изрезанного ножами, разде-
ли догола и выбросили на м0роз пол охра-
ной часовых. Остальных пленных немцы
вывели за село и расстреляли разрывны-
ми пулями. 7

Немецкая армия покрыла себя позором
Ha века. Мы взышем © нее за все — и за
слезы наших малерей и детей, и за смерть
наших отцов и бральев, и за поруганную
честь наших жен и сестер, и за разгром-
ленные города и села. Расплать будет
беспюлцадной, она уже недалека.

Д. АКУЛЬШИН.

Южный фронт, 10 декабря.

“

ии Ыыыы

В ОСВОБОЖДЕННОМ ТИХВИНЕ .

Недолго хозяйничали фалпистские орды
в старинном русском городе Тихвине.
Доблестные бойцы Красной Армии мощ-
ным ударом разгромили врага. Упорные
бои за город длилиеь десять дней.

В районе Тихвина немцы сосредоточи-
ля 8ю и 12-ю танковые дивизии, 18-ю
и 20-ю моторизованные дивизии, входив-
шие в 39-й армейский корпус генерала
Пуидта, и 61-ю пехотную дивизию.
тем не менее немцам пришлось поспешно
уносить ноги. Еще 8 декабря части Врас-
ной Армии вплотную подошли ® Тихвину.
На ближайших подступах K городу разго-
релись ожесточенные бои. В результате
сильного огневого налета нашей артилле-
рии и яростных атак пехотинцев немцы
отступили. В первом часу ночи разведчи-
ки командира Моисеенко первыми ворва-
лись в город:

Вскоре улицы были целиком очищены
от неприятеля. Город горел. Немцы, от-
ступая, подожгли свой склад боеприпасов,
базу с горючим и житые дома.

Дорого обошлась немцам  тихвинская
авантюра. Город превращен вы немецкие
кладбища. Kya ни взглянешь — везде
частокол крестов. На окраинах чернеют
подбитые нашей артиллерией танки и мз-
шины. Трофеи подечитываются.

Население вышлю из ям и подвалов и
ралоство приветствует своих освободите-
лей. Жители рассказывают о тех бесчин-
ствах, какие чинили немпы в Тихвине.
Оли вешали мирных жителей, грабили и
избивали население. Мы идем по главной
улице. Как изуродовали, как истерзали
титлеровокие бандиты старинный тород!
Здания на площади Свободы превращены
в развалины и груды кирпича.

Заходим в аптеку. Склянки и банки раз-
биты, шкафы повалены, полный фазгром.
Тостиный двор, жилью дома, школы —
везде следы погромов, учиненных банли-
тами. Варвары сорвали доски, которыми

были обшиты памятники, надрутались над

HUME,
Н» стенах

домов и амбарюв  чернеют
надписи по-немецки: «На улицах и пло-

щадях стоять запрещено». В русском ro-
роде — немецкие надписи. Бойцы стара-
тельно стирают их, чтобы и духа прокля-
тых немцев здесь не было.

По улицам бродят женщины и дети.
Они щурятся: в ямах и землянках от-
выкли от дневного света.  Изнуренные,
бледные лица. Дорогие братья, как много
вы испытали горя! Немцы морили населе-
ние голодом. Когда дети обращались к ним
3a хлебом, фашисты  издевательски отве-
чали: — Кормитееь снегом, вон Y Bac
его сколько!

Немпы обобрали население до нитки.
Вечером они ворвались к 72-летней Ека-
терине Моисеевне Максимовой,’ выгнали
старуху на мороз и дочиста ограбили
квартиру. Грабители забрали даже чайную
ложечку и две дамских кофточки, & дом
сожтли.

К нам подходит 75-летний Алексей
Антонович Муравьев. Немцы дали ему по-
чинить 5 пар обуви, а когда он попро-
сил оплатить работу, избили старика
и отобрали у него 500 рублей — все ебе-
режения старого. $

Несколько дней в городе висели трупы
двух замученных тихвинских жителей. В
одном из них опознали Елизавету Андрееву,
работницу лесопильног завода. Смелая
патриотка укрыла У себя дома партизана.
Это стало известно немцам, и они пове-
сили работницу на улице. Около города
наши бойцы обнаружили 12 трупов крас-
ноармейцев. Все они изуродованы до неуз-
наваемости.

ненавистью говорят тихвинцы о нем-
цах. Дети, и те стремились, чем только
можно, насолить немцам. Боря Михайлов и
Тоня Фиоктистова пробрались в немецкие
окопы и унесли оттуда винтовку и aB-
томат. Ребята споятали оружие в подва-
ле, а сегодня отдали его красноармейцам.

% + <

Каменная громада старинного Тихвин-
ского монастыря. С ним связаны страни-

цы далекой истории русского народа, и он
дорог нашему сердцу. Немцы опоганили

памятник русской культуры, они превра-
тили бывший монастырь в мрачный и
страшный застенок, & затем подожгли зда-
ние. Вот юн горит у нас на глазах —
рушатся кирпичные своды, осыпаются
стены, чернеет роспись. Немцы опозори-
ли себя еще одним актом вандализма.

Пожар не ‘успел уничтожить еледов
кровавой расправы, какую бандиты учи-
нили здесь над советскими людьми.
лежит тру русекой девушки. ЁВровь за-
пеклась на ее русых волосах, лицо иска-
жено предемертными муками. Злодеи за-
тащили ее сюда, уже раненной в ноту. Де-
вушка даже не в силах была сопротив-
лятьея, и над ней долго глумилаеь офи-
церская банда. Немецкие гады зверски
изнасиловали девушку, & затем прикладом
раскроили ей череп.

Вчера в подвале монастыря налти бой-
цы нашли труппу тяжело раненых красно-
армейцев. Они провели в плену у немцев
много дней, их рассказы — грозный обви-
нительный акт немецким разбойникам.

Красноармеец Василий Тимофеевич Гро-
мов в бою получил четыре ранения, 050-
бенню тяжелые в руку и живот. Он
пытался уполэти к своим, но силы поки-
нули его, и немцы настигли бойца. Они
бросили Громова на короткие сани и пота-
щили по ухабам. У раненого свисала го-
лова, он разбил ее © мерзлую землю в
кровь. Раненого свалили в какой-то избе
без окон и дверей. Громов потерял созна-
ние, а когда очнулся, сапог на нем уже
He было: их стащили немецкие солдаты.
Всю ночь Громов пролежал так, босой, и
отморозил обе ноги. Медицинскую помощь
ему не оказывали, шесть суток ничего не
давали есть.

Подобные же мучения испытал раненый
красноармеец Алексей Петрович Толашев,
попавший к немцам в плен в ноябре. Его
бросили в полвал и забыли о нем. Нелеля-
ми он лежал без пищи и 63 всякой по-

мощи.

Так измывались фанистские разбойни-
ки не только над пленными бойцами, но
и над гражданским населением. Слесаря

Цавла Васильевича Степанова, раненного

на улице, тоже бросили в подвал. Мы на-
шли его в крайне тяжелом состоянии. По-

вязки присохли к ранам и насквозь были

пропитаны гноем. Он лежал Ha холодном
полу, полуживой от истощения.

Бандиты пригнали в Тихвин жителей
из других районов, временно захваченных
немпами, и заставляли их работать на
терманскую армию. Федор Алексеевич Ми-
хайлов рассказывает:

— Меня силком привезли из Новгорода.
Вместе со мной пригнали стариков и под-
ростков. Нае принудили возить снаряды
н& немецкие передовые позиции, нас за-
ставляли также отвозить в Тихвин ране-
ных немецких солдат. Их было очень
много. А русских бойцов мерзавць бро-
сали прямо на улице, где они замерзали.

Вот что творили немцы под сводами
бывшего Тихвинского монастыря. Но это
был не единственный застенок. Во многих
домах мы находим трупы замученных рус-
ских людей. В одном доме сегодня обна-
ружен изуродованный труп  военврача
1-го ранга Ранзайцева. На его теле —
следы страшных пылюк. Еще живому ему
выкрутили руки, отрубили нос, отрезали
губу и нанесли несколько ран в голову.
Вот он лежит — молодое, энергичное ли-
цо, весь в крови, телю свела. прелемертная
судорога...

# * *

Тихвин смывает кровавые следы крат-

ковременного господства немецких раз-
бойников. Бойцы ходят по улицам —
‚ищут мины.  Пронеходит учет  иму-

щества — немцы оставили значительное
количество муки и зерна. Верно, уж очень
они торопились бежать, если бросили про-
довольствие, в котором так нуждаются.
Население возвращается в родной город.

В город из лесов, где они партизанили,
возвращаются партийные и советские ра-

ботники. Вот идет начальник местной
почты,  по-хозяйски оглядывает пор-

ванные провода: «Ничего, скоро восста-
новим евязь!». Секретарь райкома партии
тов. Андреев прикидывает; сколько надо
теса, чтобы отремонтировать дома.

Город возвралцается к жизни!

Д. РУДНЕВ.
Тихвин, 10 декабря.

Лети пришли

Синие зимние сумерки. В белых пала-
тах госпиталя безмолвно.

Несльшными шагами подходит CecTpa
то к постели летчика с забинтованной го-
ловой, то к постели танкиста, ноги KOTO-
рого залиты в гипс. я :
— Сестра, поправьте, пожалуйста, по-
душку.

— Сестра, если

И вдруг голос сестры радостно извещает:

— Дети пришли! Товарищи, дети при-
шли!

— Дети пришли... — перекатывается
словно эхо из палаты в палату.

Две-— три секунды... И вот в Боридор
тоспиталя гуськом входят ребята--пионе-
ры, школьники. Они кажутся важными и
солидными в белых халатах, которые до-
холят до пят. Их круглые, румяные от
мороза лица обаятельно-простодушны.

Дети здесь в госпитале не впервые. Они
быстро расходятея по палатам и здоро-
ваются с бойцами, как со своими старыми
друзьями. И раненые тоже их знают по
именам:

— Здравствуй, Зоечка!

— Здорово, Володя!

— Мишук, да ты никак HOC OTMOPO-
зил?

— А тде Эльвира, ребята?

И как всегда бывает там, где появляют-
ся дети. в палатах становится солнечно и
звонко. Ребята принесли © собой запах
свежего воздуха, снега, мороза, чулесной
вятской зимы. И главное, они принесли
теплый аромат семьи, детства, родных ре-
бятишек.

Ведь у каждого бойца тде-то живут
или сын, или дочка, или млалшие братья
и сестры. У них такие же петушиные го-
лоса, как у Мишука или Володи. Такие
же залорные носы, как у Зоечки. Такие же
шустрые глаза, как у Эльвиты...

Школьники усаживаются поближе к п-
стелям. Разговаривают, слушают, пишут
письма под диктовку, читают вслух газету.

А в широком  госпитальном коридоре
уже готовится концерт. Один з& другим
выходят из палат раненые. Они в теплых
халатах. Тех, кто на костылях, дети за-
ботливо усаживают на стулья. Веселым го-
лоском одна из школьниц об’являет, что
концерт сейчас начнется. И вот в тихом
госпитале звучат боевые песни, слышатся
звуки музыки... Раненые с наслаждением
слушают детский хор. Хор старших сменя-
ет хор младших. Малыши поют, как жа-
воронки. Раненые подпевают ребятам.

Потом выступают юные солисты. Тут и
певуньи народных песен, и раесказчики, и
декламаторы, и фокусники, и плясуны.

Танцуют ребята в ярких национальных
костюмах. Вот — русская «камаринская»...
Вот — гопак. После гопака отплясывают
татарский танеп, носятся в вихре горной
лезгинки. Ралостно рукоплешут раненые.
Раненый артиллерист-украинец растрогался
до слез, когда школьники запели ето ро-
димую песню.

Не забыть, и те бойцы, которые не мо-

можно, опустите

Тушение зажигательных бомб
и пожаров зимой

В 50рьбе с налетами вражеской авиа-
ции население прифронтовых районов на-
копило немалый опыт противопожарной
обороны и тушения зажитательных Soa.

3IMa вносит некоторые гоменения в
способы и приемы тушения зажигатель-
ных авиабомб и вооникающих от них по-
жаров. В ряде случаев уже не придется
прибегать в тем приемам, которыми мы
пользовались летом и осенью.

Основное средство тушения  зажига-
тельных 00мб — воду не воегла возможно
будет применить, так как в большинетве
случаев чердаки и нежилые помещения
He отапливаются и, естественно, вод» в
них будет замюрзать. Держать в таких
помещениях бочки с водой для тушения
зажиталельных бомб невозможно.

В зимних условиях при тушении и
обезвреживании авиабомб надо шире
прежнего применять песок и, как новое
средство, — обледененные бочки и бочки,
промазанные внутри толстым слоем жир-
ной глины. Брошенные внутрь таких
бочек зажигательные бомбы сгорают, не
причиняя вреда.

Бочка обледеняется так. Ее выетавляют
Ha мороз, насыпают нз дно елой песка
толщиной в десять сантиметров, затем на-
тливают волу. Вотла верхний слой воды
замерэнет, надо середину образовавшейся
лелянюй корки вырубить. Постепенно бу-
дут замервать нижние слои воды. Нало
3—4 раза вырубать отверстие в ледяной
корке, пока в бочке образуется ледяной
колодец. Телищина, ледяных стенок колодца
может быть 5—10 сантиметров. Вычер-
пав остаток воды, Halo наполовину на-
бить бочку снегам.

Обледенение бочек можно производить

также мокрым онегом.
Обледенетыю бочки ставятся на черда-

ках, на плоских крышах, в сараях, Ha

неутепленных лестничных площадках.

Если зажигательная бомба упадет на ули-
це или во дворе, ее нано бросить в сне-
говую яму или в сугроб, где она, погаснет.
‚Песок, как средство тушения зажита-
тельных бомб, целиком оправлал себя. Он
полезен и зимой. В некоторых домах @е-
сок оказался непросушенным и с наступле-
нием холодов промерз и юкомковалея. Нз-
обходимо просушить его, затотовить но-
вые запаюы песка, предохраняя ero от
онега, и влаги.

Сильным средством против пожаров яв-
тяютоя огнетушители. Сейчас необходимо

ИИ

11 ДЕКАБРЯ 1941 г., № 343 (8751)

в roc италь

тут подняться © постелей. Дети пом,
декламируют; танцуют для них прямо в

палате. Порой концертная протрамиз, в № ¢
KoTOpo YIACTBYWT ACCATEH  MKOILEKM, em $
ведется только для одного бойца. Jas wary рим Be

одного поет хор, для него пляшут пляс]. port
ны, ему одному читают отрывки из лит
ратурных произведений, ему одному ра.
сказывают юмористические истории. ]
когда’ ва губах этого ЗАИР.
рает улыбка, & щеки порозовеют, pele и
радуются. Эта улыбка, этот румянец — va? cl
лучшая награда детям.

— Вам понравилось? Вам легче? Пу сай
хоть чуточку легче? — © любовью спраш. 128 i
вают ребята. \ pb

— Jerge,— улыбается боеп,— спаси, gta.
ребятки. Приходите почаще.

Ему и в самом деле легче. Эти веселье ( №0
трачи вливают в него силы жизни. sexe

Посещения раненых вошли B Oyun ms. I
ровских школ. Комсомольцы-старшеклае- ди о

‘ники, пионеры даже отчитываются ди #8

перед другом © шефстве над госпиталем. 7 вы.
них имеются целые планы работы сен

раненых. Во всех без исключения Школа” Решил

города созданы концертные бригады ди) 1m
раненых, имеются целые отряды расса ди He
чиков, UTeNOB, KHHTOHOM, MUCRMOHOCHES, gated 3
Особенно энергично работают дети 104, ach 6
17-й и 6-й школ. Они приходят к ране y Assi
HED ежедневно и ORPYHAlOT Hx WCKpemel м
заботой и лаской. ив. J

Кировские школьники ежелневно чити № ;
овощи для госпитальных кухень. Чистить и
щики овощей — это главным образом р я
бятишки младших классов. Видели бы в ™ г
с какой охотой они выполняют эту re
обязанность. Они готовы вычистить цел
торы картофеля, потому что этот кат ре
фель He простой, & «для раненых». Hy, ti
уж если им удастся навестить бойцов т робит
хоть минутку постоять у постели танм ео
та или летчика, они совершенно си. *
JUBE. oak

Секретари школьных комсомольских -\ 13
танизаций, председатели пионерских от „тие
лов и политруки тоспиталей =— больше 2 ve
друзья. И те и другие говорят: «Наш го   De
питаль». Педагоги 17-й школын—литерат- Vara‘
ры, историки, географы, физики, химик #1 в
постоянно читают лекции раненых. №  MOA
темы лекций, прочитанных в последн лье
лни: «Маяковский», «Максим Горькаь, №18.
«Пушкин», «Суворов», «Физнь и к тако
тельность Мичурина», «Астрономия в М
службе обороны», «Устройство вселенной, *% 1
«Отравляющие вещества», «Великобриь и
НИЯ».

Некоторые бойпы получили тяжелоз   a
нение правой руки, иные потеряли п- Армии
вую руку. Школа № 11 решила научить бут.
таких бойцов писать левой рукой. Самый ом
лучший каллиграф школы - Андрей В фронт
енльевич Поплазухин в часы своего 101  хинни
та приходит в госпиталь к тажим бойцау и   зыт т
учит их писать левой рукой. Труди

Раненые бойцьё и командиры полн (Сы
благодарности к детям и учителям, ком-  0д0
рые так внимательны Е ним. традск

Елена КОНОНЕНКО,

Каров. FOMCO!

1 хра

Toueo!

Чары

заети

19 1

HI B

maul

перезаряхить их незамерзаютщим. зарлут las
WIN перонести в отапливаемые помеще “08,
HES. жи

Применяя названные способы ‘пушени   СТИ:
зажигательных 6056, пеобходимо, однато, WHC
помнить, что разыпраллнийся пожар №05. # Da

но потушвить только водой. Поэтому gay   ВИТ

постоянню хранить воду в телоьих помеще BOK

ниях, воегда иметь чалотове ведра. УНиЧТ
При тушении небольньих пожаров cit

дует пользоваться и гитропультами. Han
Надо следить чтобы водопровонь = UT

устройства не замерзали. В таких зан   MC

нахо воду из водопровода спустить, а 30

провод перекрыть задвижкой. Помещений
где проходит ввод, где установлены в010%
и залвижка, должны отапливаться 96° _
тельно. Во время воздушной тревоги у в
хопрюводных  защвижек устанавливаем
пост пожарной команль. Постовой пуст
воду по сипналу, поданному © Habit
тельного пункта.

Зимой условия несения постовой cays

бы значительно уюлюленяются: крыши п Hay
крыты снегом, обледенены; На крышт а;
должны быть устроены защитные козы Mow
ки, которые предопраняли бы постом №. В
от осколков снарядов зенитной aprame arp
рии из 10 же время защищали от ees =  Nol
и: анега. Постовой должен быть м № т
одет, снабжен веревкой, cmennama! We ,
поясом и другими приспособлениями, хо Wap
рые позволяли бы ему безопасно переди” Ухо
татья по крыше. На крышах 8 №6
устроить траты, & по краях крыше №
парапеты,   Mae
Источниками гохоснабжения в ре зи? Чаи
служат водоемы. Их нужно предотравиь м
от промерзания. Для этого применяем т
простой ‚отособ. Когда на поверхности вх. TaN
хоема. образовалась корка лье в 5—1. МИ
сантиметров, надо искусственным образ   ть
производить наращивание льда сверху п  9
тем последовательной заливки Boe « “My
Общая толщина льда дошжна доотитать ® “Аль
менею 25 сантиметров, ey
слой льда, засыпанный снегом, ayant?
належной теплоизолящией и ие дает п  3
мерзнуть водоему. Ma
На водоеме следует устроить прорубь 1) м
установить ша ней деревянную 91“
опрокинутпую вверх дном. Воздушная 07 e!
слойжа между дном бочки и поверхность?
воды также служит препятствием к 0“ АП
мерзанию проруби. Бочку  веобходии т
утеплить с боков и сверху. Матортаю! т
для этого может служить снег, помп.  ,
опилки, хворост, солома. Когда и78 В
брать воду, дно бочки снимается и в 17  > у
рубь погружается рукав насоса. : ma
В настоящее время московские рай“ tae
ные упраёления пожарной охраны и  чи
овныю жилищные управления 40797, Чль
управляющих домами и начальнике №“ №)
жарных команд новь средетвам тушей ky
зажигательных Som) uo пожаров в 13° Vy
виях зимы. Надо обучить этому также    Me,
нов добровольных пожарных команд. 3150
как и летом и осенью, мы долякы: встр Ne
чать воздушные налеты врата в 102 51
готовности, my
A. PYBHH, =.
Ua,

Военинженер 2-го ранга.