iy

oli

iro
=
Ma
it-
ЗЫ
За-

ИЗ.
1Я=
НЗ
0B.
oue
ath
Mo-
ол

[60
MO
pat
30°
Ilo
Ноу,

оЬ

pot
ср
ot
o30
ye

OK:
yo)

ка ОКТЯБРЯ 1945 г., № 235 (10006)

ПРАВДА

руны успех

советских энергетиков

г

Московский угольный бассейн. Золотая
парча осени на деревьях и желлизна с про-
зеленью на полях, покрывающих чер-
ные пласты угля от Скопина до Уз-
лозой, от города Донского до Сталипогор-
ока.

Холодному ясному дню пришла на ©ме-
ну, Езк на бессонную вахту, долгая звезл-
ная ночь. В густой синеве этой ночи — ог-
ни хиукомбината, огни фенольного завода,
дальняя россыпь огней южного Сталино-
торска. Все это отсюда — из сверкающей
электричеством ГРЭС им. Сталина.

В ночь на 30 сентября 1945 года кол-
лектив электростанции включил четвертый
по счету турбогенератор. Начался пробный
УСК.

Новые 50 тысяч киловатт мощности,
в дополнение к существующим 150 тыся-
чм, дадут Москве, московским фабрикам
п заводам, трудящимся столицы многие
миллионы  киловатт-часов электрической
энергии,

Эта ГРЭС — детище двух сталинских пя-
тидеток. Она создавалась по ленинекому
иану электрификации, как районная
электростанция, работающая на местном
топливе. Первые камни мощной  электро-
манции — крупнейшей в системе Moc-
знерго — закладывались по решению пра-
вительства в 1930 году. В 1934 году был
пущен первый турбогенератор.

Закладывалась электростанция в районе
уольного Подмосковья, в самом пентре под-
хосковных шахт. Создавалась электроетан-
ция по соседству с новостройкой — хим-
хобинатом, у которого велика и нескон-
чзема потребность в‘ электроэнергии. Но
саме главное и основное состоит в TOM,
что в балансе электроснабжения московской
истемы Сталиногорекая ГРЭС призвана бы-
18 рать крупнейшую роль.

В начальный периох строительства стал-
ции усилиями землекопов, бетонщиков был
соружен водоем, получивиеий название ре-
si Любовки. Сооружалась и крупная пло-
на. Электростанцию оборудовали по по-

ценему слову техники, причем проекти-
ивали и монтировали ее наши специали-
ты, Все оборудование для ГРЭС изготовля-
loc двумя заводами Ленинграда и Москов-
вии траноформаторным заводом. Здесь же
на месте, в Сталиногорске, монтировалея
эмювлезный ленинградекими металличе-
ку заводом и заводом «Электросила» тур-
ботенератор в 100 тысяч киловатт. С 1940
тодз я о октября 1941 года. когла в связи
6 приближением немецких захватчиков 5
Туле и Сталиногореку началась эвакуация
оборудования, станция на полную мощ-
ность снабжала электроэнергией промыш-
ленность. Москвы, Московской и Тульской
a Сталиногорская ГРЭС обеспечива-

в предприятия, работавшие на оборону.
измещала недостающую энергию столице,
к Юрой подетупал враг. Сталиногорск,
залиная с сентября, находился уже в зоне
муущных тревог и яростных налетов вра-
хикой авиации. Но коллектив ГРЭС имени
(Изиз в этот опаснейший период оста-

вая на посту, На своей рабочей вахте.

Ставщия продолжала давать энергию.

Ho Bot пришел горький этап эвакуации.
(тадиногорск стал .об’ектом прямой. угрозы
зторжения гитлеровцев. Часть оборудова-
ния демонтируется.

Две недели  хозяйничали фашисты в
(талиногорске. И, когда мощным контрна-
(туплением наша Красная Армия выбила
немцев из города, сооружения и остав-
щевся оборудование ГРЭС представляли со-
бой развалины, груды камня и взорванного,
покореженного металла.

В освобожденный Сталиногорск на свою
электростанцию, на любимую «Сталиногор-
зу», быстро ‘возвращались с Урала, из Си-
бир, из Москвы кадры строителей, мон-
жников и эксплоатационников станции.

Была зима, суровая военная зима 1942
дз. Тюди самых разнородных квалифика-
ций принялись за расчистку площадки от
Труд металла, железобетона и щебня.

В каких условиях шло восстановление
танции?

На Сталиногорской ГРЭС вступает в строй турбина мощностью 50.000 киловатт

Хлебозавод сгорел — испытывались за-
труднения © хдебом. Столовые были разру-
шены, Жилье — бивуачное, как и где ири-
цется, Угля нехватало — враг варварски
разрушил шахты.

Но ГРЭС восстанавливалась, несмотря на
эти невероятно трудные условия, Коллектив
взял на себя обязательство восстановить и
смонтировать к ХХУГ годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции
два котлоагрегата и турбогенератор в
59 тысяч киловатт.

1943 год был годом восстановления ос-
ковных строительных сооружений Ha
Сталиногорской ГРЗС.

1944 rox. В апреле этого года коллектив
цосрочно смонтировал и ввел в экеплоата-
цию второй по счету турбогенератор мощ-
ностью в 50 тысяч киловатт и мощный
кэтлоагрегат.

1945 год. В январе были смонтированы
и ввелены в эксплоатацию третий турбогене-
ратор и еще один котел. Коллектив строи-
телей и монтажников рапортует товарищу
Сталину о проделанной работе. 25 фев-
раля 1945 года Сталиногорекая ГРЭС по-
лучает ответную от товарища, Сталина. те-
леграмму. Товарищ ‘Сталин ° поздравляет
коллектив строителей и монтажников
Сталиногорской ГРЭС с одержанными upo-
изводственными победами и выражает уве-
ренность, что Сталиногорская  электро-
станция будет восстановлена в короткие
сроки на мощность большую, чем довоен-
ная.

— Ответ на’ приветственную телеграм-
му товарища Сталина воодушевил весь кол-
лектив, — говорит нам в беседе началь-
ник строительства Сталиногорской ГРЭС
тов. Роговин.— Строители и монтажники 34-
кончили монтаж и ввели в экеплоатацию
два крупных котлоагрегата системы про-
фессора Рамзина и мощный турбогенератор
в 50 тысяч киловатт. Темпы работ непре-
рывно нарастали. Если монтаж первого кот-
лозгрегата занял пять месяцев, то монтах
второго был выполнен в три с половиной ме-
сяца. Наша основная задача заключается в
том. чтобы подготовить станцию к работе
в зимних условиях и вместе с коллективом
эксплоатационников обеспечить использо-
вание установленного оборудования на
полную мощность. Одновременно с этим кот-
лектив усиленно работает над подготовкой
к монтажу новых котлов высокого давле-
ния и сверхмощных турбин.

Ускорение темпов строительства и мон-
тажа новых агрегатов — это в первую
очередь результат технического и культур-
ного роста людей. Люди, пришедигие на
строительство ГРЭС и не имевшие никакой
квалификации, выросли в квалифицирован-
ных рабочих, бригадиров, мастеров. Член
партии тов. Боженко, который пришел на
строительство простым котельщиком,—сей-
час один из наиболее квалифицированных
бригадиров. Его бригала выполняла работу
по изготовлению конденсаторов для трех
турбин. Ранее работавший рядовым обму-
ровщиком, кандидат в члены партии тов.
Кривов работает теперь прорабом по обму-
ровке. Его участок в рекордно короткий
срок выполнил все. обмуровочные. работы на.
котлах №№ би 7. Обмуровщик, ныне стар-
ший мастер Михаил Лукин возглавляет
наиболее сложные работы по отделке стан-
ЦИИ.

Комсомолки Мария Безгина и Тоня Ула-
нова пришли на строительство без всякой
квалификации. Сейчас Безгина — опыт-
ный электромонтер, а Уланова — электро-
сварщик 5-го разряда.

..Мы находимся в новом здании главно-
го щита управления. Захватывающий и рз-
достный момент: сейчас включится в сеть
четвертый генератор. Поворот рукоятки, и
стрелки нз приборах медленно пошли вверх.
Есть! Липа повеселели; четвертый турбоге-
нератор взял пробную нагрузку и дал пер-

вый ток.
Л. МИТНИЦКИЙ.
(Спец. корр. «Правды»)
ee la eg a el

Московский авиационный

институт им. Орджоникидзе,

Студенты-дипломники
на практических занятиях в кабинете производства самолетов. Фото Ю. Афонина.

Александр ЯШИН

Осень-красавица вышла 3 леса.
Я не видал на чужбине такую,
Кружится около ног лиса,
Над головой косачи токуют.

Из раззолоченных листьев наряд,
По сарафану оборки и стежки,
Красные клёны — расшитый плат,
Гроздья рябины — в ушах сережки.

Ходит красавица в’ березняке
В желтых сапожках, — мягка дорога, —

Осень-красавица

С желтой корзинкою на руке:
В роще грибов и брусники много.

К озеру выйдет, махнет рукой —
Утки с воды летят в поднебесье,
Волны шумят.

А махнет другой —

Даль огласят журавлиные песни.

[Что за походка!

А смех! А пляс!

Сколько в глазах голубых простора!
Где еще есть на земле, как У мах,

В золоте реки, в рябинах озера?!

Концерты Рафаэля Кубелика

28 и 30 сентября в Москве выступил в
симфонических концертах талантливый
чешский дирижер Рафаэль Кубелик.

В первом концерте Государственный op-
кестр СССР сыграл под его управлением пя-
Ty симфонию Дворжака и четвертую CHM-
фонию Чайковского. Оба произведения бы-
ли исполнены Кубеликом мастерски, ор-
кестр звучал замечательно. Кубелик обра-
щает большое внимание на тонкую отделку
всех деталей, но это же помогает ему 6
большой убедительностью передавать и 00-
шее содержание произведения. Очень хоро-
шо ему удаются динамические оттенки OT
еле слышного пизнисеимо до звучного фор-
THCCHMO,

В исполнении Кубелика пленяют ясность
и точность замысла. Технически Кубелик
также очень силен. Его жест убехительный,
ритм железный. Он свободно влалеет пере-
ходами из темпа в темп. Замелление и уско-
рение у него всегда пластичны, без какой-
либо судорожности.

Дворжак, гордость чешекого народа, яв-
ляется мастером самого высокого класса,
а 5-я симфония— одно из лучших его произ-
ведений. Ее свежесть, юношеская непосред-
ственность, хотя симфония писалась уже
в зрелом возрасте, тонкое мастерство пле-
няют слушателя. Мне кажется, что симфо-.
ния Лворжака была исполнена Кубеликом
безупречно.

4-ю симфонию Чайковского игоают ча-
сто. Эта симфония имеет многолетнюю ис-
полнительскую традицию. В мире, пожалуй,
не найдется ни одного дирижера, который
не исполнял бы 4-ю симфонию Чайковского.
Дирижеру, берущемуся за исполнение этой
симфонии, предстоит всегда трудная задача.
Трудность заключается в. том, чтобы про-
изведение, столь известное и часто испол-
няемое, прозвучало убедительно и опять бы
захватило слушателей.

В основном Кубелику эта задача удалась.
Я бы упрекнул его лишь за исполнение пер-
вой части. Необычайная трагическая Ha-
пряженность и взволнованность этой части
не была донесена в должном звучании. Мне
кажется, что Кубелик подал взволнованную

Государственные трудовые резервы

Завтра, 2 октября, исполняется 5 лет
дня издания Указа Президиума Верхов-
но Совета ССОР о государственных. тру-
ивых резервах Советского Союза.

Как известно, идея создания государст-
нных трудовых pesepBOB принадлежит
тварищу Сталину. Товарищ Сталин забла-
временно позаботился о том, чтобы обра-
вать надежный источник для пополнения
1абочих кадров в важнейших отраслях на-
Юного хозяйства.

В памятном Указе Президиума ны
№ (овета Союза ССР от 2 октября 1940
а 0 государственных трудовых резервах
ворилось:

«Задача дальнейшего расширения нашей
помыиленности требует постоянного при-
тка новой рабочей силы на шахты, рул-
инки, транспорт, фабрики и заводы: Без
впрерывного пополнения состава рабочего
Васса невозможно успешное развитие нЗ-
пей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена
безработица, навсегда покончено с нищетой
1 разорением в деревне и городе, ввиду
этого у нае нет таких людей, которые бы
вынуждены были стучаться и проситься
8 фабрики и заводы, стихийно образуя,
ким образом, постоянный резерв рабочей
силы для промышленности.

В этих условиях перед тосударством
ClOHT задача организованной подготовки но-
вых рабочих из городской и колхозной моло-
ужи и создания необходимых трудовых
резервов для промышленности».

Товарищ Сталин не только выдвинул
ею создания резерва молодых рабочих, HO
и подсказывал, как надо подойти к делу
практически. Товарищем Сталиным было
Дано указание — взять на полное государ-
етвенное обеспечение всех учащихся, при-
нимаесмых в новые профессионально-техни-
ческие учебные заведения. С  непоередет-
венных участием и помощью товарищз
(тадина разрешались все вопросы, касав-
шиеся оформления новой системы рабочего
образования, вплоть до того, как именовать
школы, в которых будет обучаться рабочая
молодежь. По совету товарища Сталина были

х®х>®
П. МОСКАТОВ.

Начальник Главного управления
трудовых резервов

o¢o¢

приняты простые и популярные теперь в
народе названия: «Ремесленное училище»,
«Железнодорожное училище», «Школа
ФЗО0».

Великая Отечественная война В первые
me месяцы показала всё значение и пре-
имущества предложенных товарищем
Сталиным новых методов подготовки рабо-
чих.

Когда училища и школы ФЗО, только что
разверяувшие свою деятельность, были по-
ставлены в ходе войны перед серьезными
затруднениями, товарищ Сталин, ззгружен-
ный до предела человеческих сил, всё же
всегда находил время, чтобы поззботиться о
нуждах рзбочей молодежи.

Отеческую заботу о трудовых резервах
проявляет товарищ Сталин п теперь.

+ * &

За истекшее пятилетие сэветског праБи-
тельство имело возможность направить В
промышленность, на строительство и транс-
порт ‘из’ государетвенных трудовых резер-
вов 2 миллиона 250 тысяч квалифициро-
ванных рабочих и рабочих массовых про-
фессий.

Молодые рабочие распределялись между
наиболее важными отраслями поомышчен-
ности. За эти годы на военные заводы бы-
ло передано свыше 600 тысяч молодых
рабочих. На железнодорожный и водный
транспорт — 310 тысяч. На заводы черной
и цветной металлургии — 250 тысяч. В
промышленное строительство и на пред-
приятия стройматериалов — 200 тысяч. В
угольную промышленность-—180 тысяч. На
нефтепромыслы и крекинг-заводы—70 ты-
сяч. В энергетическую промышленность—
80 тысяч. На машиностроительные заво-
лы — 150 тысяч молодых рабочих и т. д.

Празительство направляло государствен-

ные трудовые резервы преимущественно
отрядами, иногда в сотни и тысячи чело-

век. Магнитогорскому металлургическому
комбинату имени Сталина и тресту «Маг-
нитострой» было передано 27 тысяч мо-
лодых рабочих. В освобожденный Красной
Армией Донецкий бассейн выехали отря-
ды учащихся в составе 20 тысяч человек.
На многих предприятиях, в особенности
эвакуированных и выстроенных уже в го-
ды войны, воспитанники училищ и школ
Ф30 состазляют 30—50—70 процентов
веего состава рабочих.

На тысячах предприятий, рассеянных по
просторам нашей Родины, встречаем мы
ныне юношей и девушек, еще не успевших
порою износить ученическую форму. Боль-
шинство их получило хорошую жизненную
закалку и сформировалось в опытных 13-
бочих, выполняющих и перевыполняющих
производственные ‘нормы. Сотни недавних
учащихся, проявивших себя на работе,
уже выдвинуты на посты младших и сред-
них командиров производства.

В число лучших людей рабочего класса,
удостоенных за стахановекий труд высоких
правительственных наград, вошли многие
воспитанники Магнитогорского ордена Тру-
дового Красного Знамени ремесленного
училища металлургов № 13. Среди НИХ:
Константин Хабаров — газовщик крупней-
шей в Европе домны, Геннадий Вильдюш-
кин — мастер скоростных плавок, руково-
дитель молодежной бригады Иван Женин,
который вместе со своей бригадой не паз
завоевывал первенство в соревновании мо-
лодых прокатчиков комбината.

Орденом Трудового Красного Знамени на-
тражден воспитанник Московского ремес-
ленного училища № 39 Василий Славен-
ков. Он первым организовал на оборонном
заводе комсомольско-молодежную  фронто-
вую бригаду. В дни боев за Сталинград,
когда было получено задание изготовить
вооружение для немедленной отправки на
фронт, бригада Славенкова выполняла зада-
ния более чем на 300 процентов.

Именами выпускников Бакинского желез-
нодорожного училища № 1 Синдяшкина и

Алиева назвзно движение, широко развер-
нувшееся вз Зажавказской дороге и полу-
чившее общее признание. Новый метод рз-

мяавную партию излитине лирично и ©10-
койно. От этого пропал контраст между
взволнованной, трагической главной и ли-
рически ясной побочной партиями.

Чайковский, как, никто, владел контраста-
ми музыкального материала. Особенно это
относится к его последним симфониям.
Вспомним, например, главную и побочную
партии в 6-й симфонии. В 4-й симфонии
контраст между двумя темами
ком сглажен, Из-за этого не было трагиче-
ской напряженности. 2-я часть прозвучала
хорошо, кроме среднего эпизода, который по-
лучилея несколько тяжеловатым, 3-я и
4-я части сыграны превосходно. По на-
стойчивому требованию публики финал 4-й
симфонии был бисирован.

Во втором концерте была  повторена
5-я симфония Дворжака, сыграны скрипич-
ный концерт (солист Д. Ойстрах) и увертю-
ра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайков-
схого.

Концерты Кубелика собрали мзесу слу-
шателей и явились яркой демонстрацией ве-
ликой дружбы двух славянских музыкаль-
ных культур: русской и чешской.

Русская и чешская музыка занимает

ведущее положение в мировой музыкальной

культуре. Русский и чешский народы пода-
рили миру целую плеяду великих музыкан-
тов. Кубелик — достойный преемник своих
славных музыкальных предшественников.
Очень хорошо, что для первого выступления
в Москве он исполнил два замечательных
произведения чешской и русской музыки.

Это — символ братства русекого и чеш-
ского народов, братства по оружию в общей
борьбе с заклятым врагом всего поекраеного
и гуманного — с германским фапизмом.

Мы приветствуем Рафаэля Кубелика как
посланца родного нам чешского народа, как
представителя замечательной чешской му-
ЗЫКИ,

Хочется надеяться, что Кубелик высту-
пает у нас не в последний раз. Он нахо-
тится в раснвете своих творческих сил, и
нам будет интересно следить за лальнейшим
ростом этого талантливого мастепа.

Д. ШОСТАКОВИЧ;

боты, предложенный молодыми паровозни-
ками, намного ускоряет ремонт подвижно-
го состава и дает большую экономию вре-
мени и средств.

Пройдя в училищах и школах O30 ceps-
езный курс производственной учебы, юно-
ши и девушки заменяли на заводах отцов
и старших братьев, уходивших защищать
отечество с оружием в рукзх. Возвращаясь
снова к станкам, воины-победители ветре-
чают там ныне своих сынов и дочерей—
выросших, окрепших.

Значительные производственные заказы
государства были выполнены молодежью
еще в ходе учебы, т. е. до перехода Ha са-
мостоятельную работу. Обучаясь професси-
ям, юноши и девушки производили на учеб-
ных станках вооружение и боеприпасы.
«Чем больше мин, тем меньше фрицев!»—
так говорили учащиеся. Под руководством
‘мастеров производственного обучения уча-
щиеся изготовили полезную продукцию и
выполнили работы, оцениваемые в 5 мил-
лиардов рублей. Эта тоже было немалым
подспорьем для фронта, для страны.

Молодежь трудилась и училась в горо-
1ах, осажденных врагом, на железных до-
рогах, подвергавшихся бомбардировкам, в
прифронтовой полосе и в глубоком тылу, на
морских путях суровой Арктики, на в0з-
лушных линиях гражданской авиации, в
горах и тайге, на новостройках, в цехах
заводов и фабрик, на электростанциях и в
забоях, на нефтяных вышках и радиостан-
ЦИЯХ.

С глубоким довлетворением и гордостью
восприняли юноши и девушки высокую
оценку, которую дал товарищ Сталин совет-
ской молодежи, поставив ее труд рядом с
самыми великими и славными делами, ко-
ree совершил наш народ в Отечественной
войне.

* * €

В первый год войны немецко-фашиет-
ские захватчики глубоко проникли в пре-
лелы Советского Союза, разорили и преда-
ли огню богатейшие цветущие районы на-
шей Родины. Большой ущерб, превышаю-
щий 1 миллиард 200 миллионов рублей,
нанесён и системе государственных трудо-
вых резервов. 900 наших училищ и школ
были разрушены и разграблены врагом;
немцы уничтожили в них или вывезли в
Германию около 12 тысяч станков и двига-

был Кубели-  .

но

ки

Три ‘документальных фильма

За последние годы, за время войны, ис-
кусство кинохроники приобрело 060б0е
значение в общественно-политической жи-
зни миллионов людей. Советские докумен-
тальные фильмы, посвященные важнейням
событиям наних дней, неизменно привле“
кают самую широкую аудиторию, Заелу-
женную популярность завоевали у нас
фильмы о блестящих победах Красной Ар
мии, 006 исторических конференциях руко-
водителей трех держав и ряд других, ко-
торые на долгие, долгие десятилетия оста-
нутся живыми и волнующими локументами
Halle бурной эпохи:

Сейчас в ряде московских  кинотеатрое

‘демонетрируются при переполненных за-

лах три новых документальных фильма:
«Берлинская конференция», «Подписание
акта о капитуляции Япении» и «Албания».

С формальной точки зрения первая из
этих картин не являетея новой: она пред-
‘ставляет собою цветной вариант той, кл-
торую мы уже видели на экране. Но по су-
ществу — ее смотришь так, как будто ви-
дишь впервые. Здесь дело ие только и. не
столько в том, что красочность этого филь-
ма радует глаз: в цветном варианте всё
приобрело какую-то неожиланную и 061-
рую новизну. Стали заметны многие. чрез-
вычайно интересные детали, которые скра-
дывались в обычном, черно-белом изобра-
женили Ha экране. И всё — от выражения
липа товарища Сталина, когла он беседу-
ет с руководителями союзных правительств,
до общей картины зала, в котором проие-
ходили заседания конференции. — залечат-
певается теперь в памяти особенно свежо
и рельефно. Вы надолго запомните и пано-
раму поверженного Берлина — развалины
зданий, пустоту притихших улиц и Ера-
сочные интерьеры потедамеких дворцов,
услышавших державный шаг победителей,
и застывшие Фигуры советских. амеоикан-
ских и английских. солдат, стоящих на ча-
сах у под’езда дворца в Сесилиан-Хоф.

Еще глубже, полнее ощущается в новом
варианте фильма самая атмосфера Берлин-
ской конференции — атмосфера взаимопо-
нимания и укрепивиегося ‹отрудничества
между правительствами трех великих дер-
жав. И можно с уверенностью сказать, что
эта превосходная кинокартина, посвящен-
ная знаменательному историческому собы-
тию, будет еще много раз возвралцаться на
экран, привлекая к cede неослабевающее
внимание зрителей.

Истек всего один месяц после Берлин-
ской конференции, и произошло новое
событие, которое будет отмечено. как одно
из важнейших в истории всех времен: в
своем обращении к народу товарищ Сталин
об’явил о безоговорочной капитуляции Япо-
яии и поздравил советских люлей с вели-
кой победой, с успешным окончанием вой-
ны. с наступлением мира во всем мире.

И вот. мы видим на экрапе кино бес-
славный конец империалистической Япэ-
нии. Широкая гладь Токийского залива.. . Ha
рейде близ японской столицы CTOAT воен-
ные корабли союзников. Во главе соедине-
ний союзного флота — американский тин-
кор «Миссури». На его борту должен
быть подписан акт о безоговорочной капи-
туляции Японии.

2 сентября 1945 года. 10 часов по то-

‘кийскому времени. На налубе линкора за-

стыли белые шеренги матросов. Гремит
оркестр. Верхняя палуба переполнена до-
отказа представителями прессы, киноопе-
раторами и фотокорреспондентами. К высо-
кому борту линкора плавно подходит катер.
По трапу поднимаются представители C0103-
ных держав: генерал Макартур, генерал-
лейтенант Деревянко, адмирал Фрезер и дру-
гие.

На палубе линкора стоит обыкновенный
стол с простым чернильным прибором. За
этим столом сейчас будет поставлен послед-
ний крест над завоевательными планами
японских империалистов, вместе с Гитле-
ром возмечтавших покорить весь мио и 3a-
хватить весь советский Дальний Восток,
всю Сибирь, вплоть до Урала.

Медленно поднимается на борт линкора
японская делегация. Впереди, ковыляя и
тяжело опираясь на массивную трость, идет

и Е аи взорвали и сожгли почти 2 тысячи
школьных зданий.

Одновременно с тем, как ЁВрасная
Армия стала изгонять врага со свя-
щенной советской земли,’ начались  pa-
боты по восстановлению учебной сети в
освобожденных районах. К моменту окон-
чания войны там уже было открыто более
1.000 училищ и школ ФЗ0. Таким образом,
общее по стране количество училищ и школ
$30 к 1945 году не только не уменьши-
лось, но даже увеличилось с 1.550 до
2.570.

По решениям Совета Народных Комисса-
ров Союза ССР и Центрального Комитета
нашей партии в последние годы были орга-
низованы спениальные ремесленные учи-
лища — с четырехлетним сроком обучения
для детей воинов Красной Армии, партизан
и сирот, родители которых отдали жизнь за
Родину. В этих ремесленных училищах обу-
чается и воспитываетея свыше 12 тысяч
мальчиков и девочек. Организованы новые
ремесленные училища и школы ФЗО меха-
низации: сельского хозяйства, школы море-
ходного обучения, художественные ремес-
ленные училища © трехлетним сроком обу-
чения.

Обучение молодых рабочих. недешево 0б-
ходится нашему государству. Достаточно
свазать, что на обмундирование учащихся
и работников было получено 200 миллио-
нов метров тканей, 9 миллионов пар обуви;
училищам и школам выделялось значитель-
ное количество ‘металла, станков, леса.
4 миллиарда 600 миллионов рублей израс-
ходовано на питание учащихся. Общая сум-
ма затрат на подготовку государственных
трудовых резервов за пятилетие составляет
11 миллиардов рублей.

Ныне, когда Великая Отечественная вой-
на победоносно завершена, во весь рост
встала задача скорейшей ликвидации серь-
езных недостатков, еще имеющихся в рабо-
те по подготовке кадров. Огромную помощь
в этом деле окажет постановление Совнар-
кома Союза ССР от 29 августа 1945 года
9 мерах по улучшению учебно-воспита-
тельной работы в ремесленных, железнодо-
рожных училищах и школах $30

В условиях войны училища и школы ФЗ0
производили зачастую ускоренные, досроч-
ные выпуски учащихся. Задания по изго-
товлению в училищах и школах боеприпа-
сов и других специальных изделий не всег-

хинистр иностранных дел Ситемицу. Не-
взрачная фигура, облаченная в узкий чер-
ный сюртук, с высоким цилиндром на го-
лове. Весь его вид, траурный, постный, и
эта отчаянная хромота выглядят во этот
момент весьма символически. Столь же
унылый облик у остальных членов япон-
ской делегации. Глядя на них, трудно сей-
час поверить, что эти люди еще недавно
ваицетворяли собой «высший класс» ваму-
пайской заносчивости и были опаснейшими
маниаками захватнической войны.

Под множеством устремленных на него
глаз, под десятками кино- и фотооб`ективов
Сигемицу подходит к столу, как к эшафоту.
С усилием садится на стул, медленно и
тщательно выводит свою подпись под актом
о‘кацпитуляции. Велед за ним подписывает-
сл начальник японского генерального пега-
)5 генерал Умэдзу. Веё... Японцы сделали
то, что от них требовалось. Теперь им
остается ждать конца церемонии. Стоять
ват так, небольшой кучкой, Ha огромной
палубе чужой пловучей крепости, чуветво-
вать на себе тысячи глаз и ждать.

От имени союзных держав акт поднивы-
вает генерал Макартутр, от США — адмирал
Нимиц, от Китайской республики — гене-
рад Су Юн-чан, от Великобритания — ад-
мипал Фрезер,

В сопровождении генерал-майорз авиации
Воронова и контр-адмирала Стеценко к сто-
лу подходит генерал-лейтенант Деревянко.
Он полписывает акт по уполномочию Вер-
ховного  Главнокомандующего советекими
воопуженными силами.

Церемония закончена. Японцы покидают
борт линкора. И в это же время над Токий-
ским заливом проходят парадным строем
возтушные армады союзечков.

Фильм о капитуляции Японии, выпущен-
ный Центральной студией локументальных
фильмоз. снимали фронтовые кичооперато-
пы В. Микоша, М. Отурков. А. Поготелый,
М. Поеельекий, М. Прудников и А. Сохогу-
бов. Монтаж слелан режиссетом С. Бубрик.

Операторы и режиссер Мильма хорошо
сппавились со своей задачей. Этот корот-
кий, но яркий кинодокумент об охном из
важнейпгих событий налтего времени остав-
ляет сильное впечатление.

хж*

С большим интересом смотрится также
фильм «Албания». Автор его — лауреат
(‘талинской премии Р. Кармен, производив-
ший семки вместе с кинооператором
М. Трояновским.

Фильм «Албания» дает зрителю большой
и интересный познавательный материал.
Перед нами проходят яркие картины жиз-
ни и быта албанцев — этого отважного,
свободолюбивого народа, который’ на про-
тяжении веков. с честью отстаивал свою
национальную независимость и в наши
дни сумел отстоять ее от злейнгих врагов —
от итальянских чернорубашечников и от
гитлеровцев.

Мы видим на экране живописную при-
роду маленькой горной страны, ее людей,
которые еще недавно вели беспощадную
партизанскую войну против фашистских
захватчиков. Города, становища пастухов-
кочевников, замечательные исторические
памятники... Перед нами раскрываются и
веселье албанского народного ‘праздника,
и труд рабочих этой своеобразной страны,
и патриотический под’ем ее народа, кото-
рый на многотысячном митинге демонстри-
рует преданность своему демократическо-
му правительству, свою благодарность рус-
скому народу за его великий подвиг в
освободительной войне, глубокое уважение
к Сталину, чей портрет участники митинга
торжественно несут на центральную пло-
шаль столицы Албании — Тираны.

Просматривая фильм «Албания», зритель
совершает надолго запоминающееся путе-
шествие по незнакомой стране, путепе-
ствие, в котором ему служат надежными
проводниками острый, верный глаз автора
фильма и его умение компановать общир-
ный материал.

В фильме удачно использована чрезвы-
Чайно мелодичная и темпераментная му-
зыка албанских композиторов Вристо Кона

й Доры Тека.
М. ЛЬВОВ.

да согласовывались с учебными целями.
Сейчас, когда чрезвычайные обстоятель-
ства отпали, надо навести должный порядок
во всей учебно-воспитательной работе и по-
высить качество подготовки квалифициро-
ванных рабочих кадров.

Каждому училищу и каждой школе 030
МЫ Должны: В Братчайший срок обеспечить
надлежащую учебно-производственную базу
(учебные мастерские, классы и аудитории,
лаборатории и кабинеты, благоустроенные,
общежития для учащихся). Надо издать
стабильные учебники по всем предметам и
дисциплинам, которые преподаются в учи-.
лищах и школах, установить номенклатуру
производетвенных заказов в соответствии
с учебными планами и программами. 0со-
бое внимание должно быть обращено на по-
вышение качества урока, как основы пе-
дагогического процесса.

Немало помех в учебно-воспитательной
работе оказывала не изжитая еще в ряде
мест бытовая неустроенность учащихся.
Надо улучшить качество питания, наладить
медицинское обслуживание учащихся. Не-
обходимо точно соблюдать нойтение формен-
ной одежды, установленной правительством
НИ и работников училищ и школ

Училища и школы ФЗО должны не толь-
ко давать знание ремесла. Надо воспиты-
вать у юношей и девушек любовь к труду,
сознательную дисциплину, культурные. на-
выки в труде и быту.

+ +

В новый период своего развития систе-
ма государственных трудовых резервов
вступает окрепшей, проверенной в героиче+
ские годы Отечественной войны. Сразу же
вслед за окончанием войны начался но-
вый призыв 450.000 учащихся в училища
и школы $30. Громадное пополнение при-
ходит сейчас в систему трудовых резервов.

В пятилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства и транспорта
на 1946—1950 годы будет намечено даль-
нейшее развертывание работ по подготовке
рабочих кадров в училищах и школах Ф30.

Под руководством нашей родной больше-
вистской партии, советского правитель-
ства, великого вождя народов товарища
Сталина государственные трудовые pesep-
вы выполнят поставленные перед ними но-
вые задачи.