Расчеты и просчеты

Первый день-работы по новому графику
дал прирост на полпроцента вместо 5 проц.,
второй день-—на 0,6 прец., третий день—
на столько же... Трудно было ожидать иного

В Рославльском райкоме ВЕИ(б) было
людно и шумно. Сперва секретари райко-
ма об’яснялись с уполномоченными, выде-
ленными для руководства. хлебозатотовками,
(Очередная, пятая по счету, проверка их
обнаружила, что 9 из 20 уполномочен-
ных райкома и райисполкома самовольно
вернулиеь из сельсоветов в город и пре-
спокойно отсиживаютея по домам. Средя
этих фигур были и такие, как первый 34-
месТитель председателя райисполкома тов.
Калугин, заведующие отделами райиспол-
кома Демин, Кусков, Бакутнн, Алхимея-
ков, Марьенков, управляющий конторой
Маслопрома Иикифоров и другие.

0б’яенение свелось к тому, что секрета-
ри райкома требовали от уполномоченных
немедленного возвращения в деревню и
предупреждали их о персональной ответ-
ственности за выполнение плана хлебоза-
TOTOBOK B закрепленных за ними сельсове-
тах, а уполномоченные лениво оправлыва-
лись и ссылались на. неотложные якобы
дела в городе. Повторяем, такие об’яенения
пропеходили уже в пятый раз.

После разговоров © уполномоченными в
кабинете секретаря райкома Сергачева от-
крылось совещание председателей сельсо-
ветов. Совещание началось © опозданием.

Открывая совещание, тов. Сергачев ‹<00б-
ил, что Рославльевий район сорвал авгу-
стовский график вывоза хлеба на элева-
торы, TO же произошло и в сентябре. Что-

бы наверстать упущенное, надо обязательно

выполнить в октябре новый график, ©о-
етавленный фрайкомом и райкополкомом.
Для каждого колхоза устанавливается еже-
дневное задание по вывозке зерна, опреде-
ляется количестве лошадей, которое надо
выделить для этой цели, и т. д.

— Учтите, — заявил секретарь, — на-
днях меня вызывали в обком и строго пре-
хупредили. Налг район занимает большой
удельный вес в областном плане хлебозаго-
товок, а мы очень отстали. Я предупре-
Haw каждого из вас о самой строгой лич-
ной ответственности за выполнение октябрь-
ского графика. Райком не допустит, что-
бы © новым графиком случилоеь то же, что
с августовеким и сентябрьским.

Председатели сельссветов один за дру-
гим ветавали из-за стола и обещали, что с
«завтрашнего дня хлеб пойдет». Руково-
дитель Крапивенского сельсовета тов. Чер-
воник прямо так и сказал:

— Полагаю, что через пять дней еда-
дим все.

Тов. Марков, председатель Кирилловеко-
го сельсовета, тоже заверил:

— График выполним.

Особенно многообещающим было высту-
пление прелселателя Липовского сельсове-
та тов. Самохина: ais

— Зерна у нас намолочено порядочно,
лвинем хлеб по графику.

На совещании никто не обратил серьез-
ного внимания на то, что, например, тот
же Марков еше лве недели назад, выету-
пая на районном партсобрании, обещал
выполнить план хлебозаготовок до 1 октяб-
ря и, мягко выражаясь, не сдержал слова;
что тот же Червоник в течение 15 дней не
Clad на заготовительный нункт ни грамма
зерна, хотя на обещания не был скуп; что
тот же Самохин полтора месяца подрях
обещает «двинуть хлеб по графику», а не-
хоторые. колхозы ЛТиповского сельсовета
выполнили годовой план на 10—15 проц.

Очередные обещания были приняты на
веру, и совещание закрылось. Утро следую-
его дня сразу же принесло разочарование.
Первый телефонный звонок в кабинете сек-
ретаря райкома возвестил, что с выполне-
нием октябрьского графика неблагополучно.
Грузовая машина, посланная в Астапкович-
ский сельсовет за зерном, вернулась ни ©
чем, хотя еще вчера председатель сельсове-
та, он же секретарь первичной парторгани-
зации, тов. Беляев обещал загрузить две
автомашины. Через лваднать минут после-
довал звонок из Заготзерна: колхоз «Путь
Ленина», Липовского сельсовета, привез
немного зерна, но оно оказалось таким сы-
рым, что его пришлось отправить обратно.

результата, когда составление трафиков
He сопровожлается настойнивой борьбой за
их выполнение.

На столе у секретаря Липовского сель-
совета тов. Аниконова мы нашли октябрь-
ский график, адресованный колхозу
«1 Мая». i

— Почему вы не вручили график пред-
седателю колхоза, — спрашивает секре-
тарь райкома.

— Ла в колхозе, наверное„ нет намолочен-

ного зерна, — равнодушно отвечает ком-
муниет Аниконов. — А если и есть, то
сырое.

—- Если сырое, надо сушить.

— Где его сушить?

— Давно следовало построить сушилку.

— Лоски нужны! — отмахивается Ани-
конов. — Доски возить надо.

Бригадир первой бригады кандидат паф-
тии Михеева только в чае дня дала колхоз-
нипам наряд на работу. С утра стояла хо-
рошая погода, и полдня пошли прахом. Рай-
ком и райисполком послали колхозам и
сельсоветам десятки директив о строитель-
стве сушилок, но в большинстве случаев
эти директивы остались невыполненными.
Мы были свидетелями такого разговора
в колхозе «Политотделец», того же Липов-
ского сельсовета.

— Почему не сдаете хлеб? — спраши-
вает секретарь файкома у председателя
колхоза тов. Ковалева.

Насушим и сдадим.

— Где же вы сушите?

— Негде сушить.

— Как же вы будете сдавать, если не-
где сушить?

— Не знаю.

Секретарь райкома поехал дальше.

Слабая партийная’ и государственная
диецинзина — во* основная причина ог-
ставания Рославяьского района. Районный
партийный и советский актив всячески
старается избежать работы в колхозах.
Председатели сельсоветов и кояхозов при-
учены к тому, что указания райкома и
райисполкома можно обойти, He выпол-
нить, можно обещать горы, но ничего не
сделать, можно иногда и просто обмануть.

Районные организации считали, что по-
чти все колхозы готовы к уборке и заго-
товкам. 05 этом говорили акты государ-
ственной проверки. Вогда начались заго-
товки, то’ оказалось, что некоторые сельсо-
воты ‘очень недобросовестно отнеслись к
делу. Например, Ладыженский сельсовет
составил акт 0 TOM, что в колхозах есть
4 сушилки и 8 крытых токов. На деле ни
тех, ни других не оказалось. Жарынский
сельсовет отметил в акте наличие 5 суши-
лек, хотя их не существовало в природе.
Пе окззалось сушилок в Крапивенском
сельсовете. Райком во-время не рассмотрел
эти факты. А это ударило по темпам заго-
товок.

В райкоме и райисполкоме говорят: «У
нас намолочено столько зерна, что его
хватило бы выполнить два плана загото-
вок». Но государственный хлеб хорошо
подсчитывать, когда он засыпан в госу-
даретвенные закрома. Некоторые товарищи
вздыхают: «Ах, хоть бы хорошая погода
подольше подержалась».

Но в погоде ли дело? Анализ поступле-
пия хлеба по пятидневкам показал, что
как раз в те пятилневки, когда стояла хо-
рошая погода, колхозы сдавали зерна мень-
ше, чем обычно.

Нет, не в погоде дело. Настоящую пого-
ду в районе сделает повышение партийной
и государственной дисциплины, повыше-
ние уровня  партийно-массовой работы.
Району еще надо сдать тысячи центнеров

хлеба.
Н. НОВИКОВ.
(Корр. «Правды»).
Рославльский район,
Смоленсксй области,

Первыми в Татарии

Колхозы Елабужекого района первыми в
республике завершили выполнение годово-
го плана хлебозаготовок. Сдано государ-
ству 280 тысяч пудов зерна. Передовые
колхозы «Волна революции», им. son
Космодемьянской, «Красный Колос» и
другие вывезли 15 тысяч пудов сверх
плана.

Наши колхозы в прошлом году во-вре-
мя, в лучшие агротехнические сроки по-
сеяли озимые, нодняли зябь и весенне-по-
севную. кампанию провели по всем  пра-
вилам агротехники. Так были заложены
основы высокого урожая.

Подготовку к уборке колхозы и MTC
начали е весны. Комбайны, лобогрейки,
жатки, молотилки были отремонтированы
загодя. Еще наливались хлеба, когла B
районе было построено 40 крытых токов,
88 овинов. много сушилок. Колхозы гото-
вились к бесперебойной молотьбе и сдаче
хлеба на случай ненастной погоды. Это
выручило нас во время дождей в августе и
сснтябре.

Перед началом уборки в колхозы был на-
правлен районный партийный и советский
актив. За отстающимн артелями были за-
креплены руковотящие работники райкома
партии и райисполкома.

Во веевх комбайновых агрегатах, моло-
тильных и транспортных бригадах поето-
янне, находились агитаторы, которые ут-
верждалиеь райкомом. Отдел пропаганды
райкома проводил с ними совещания и се-
минары, контролировал их работу.

Транепортные бригады  укомплектовы-
гались ло начала уборки. Перевод людей
и тягла из бригат на другие работы кате-
горически запрешалея. Стариими  возчи-
ками назначалиеь лутшие, проверенные
колхозники. Их утверждал исполком рай-
совета.

Ежедневный график вывозки зерна,
установленный для каждого колхоза, был
нерушимым законом. Выполнение его коя-
тролировали постоянные представители
райкома и райнеполкома. Если какой-либо
колхоз начинал отставать, райком незамед-
хительно принимал меры. Артель «Власть
Советов» несколько дней подряд нарушала
трафик. Туда выехал один из секретарей
ззйкома партии, провел собрание колхоз-
ных коммунистов п общее собрание кол-
хозников. волхоз вскоре после того выпол-
нил план хлебопоставов и сейчас сдает
зерно сверх плана.

Решающую роль в достижении успеха
сыграло социалистическое соревнование,
развернувшееся между колхозами, брига-
дами, звеньями и отдельными колхозника-
ми за выполнение обязательств. Читки га-
зет, беседы агигаторов, доклады на обще-
политические темы, с которыми выступа-
ли руководящие партийные работники
района, увязывались < практическими за-
дачами колхоза. Большой политический и
производственный под’ем в колхозах вы-
звало историческое обращение товарища
Сталина к народу 2 сентября.

На опыте нынешней уборки и хлебоза-
готовок мы еще pas убедились, какое
огромное значение имеет гласность ре-
зультатов социалистического  соревнова-
ния. Показатели соревнования и опыт пе-
реловиков постоянно освещались на стра-
нидах районной газеты, в стенной печати
и боевых листках. Передовые колхозы и
лучшие люди заносились на районную до-
ску почета. Учрежденные переходящие
Красные знамена вручались передовикам
немедленно после подведения итогов за пя-
тидневку или декаду,

Можно назвать много имен передовиков
соревнования, стахановцев колхозных по-
лей. Вот они: комбайнер тов. Шушков,
убравший своим «Коммунаром» 320 гекта-
ров, машинист тов. Зайцев, намолотивший
конной молотилкой 2.000 центнеров зер-
на. мапинист лобогрейки тов. Грахов, ско-
сивший более 150 гектаров, жнипы из кол-
хоза «12-й год Октября» тт. М. Сошни-
кова и Е. Сошникова, выжавшие вручную
по 8.5 гектара, транспортное звено, в0з-
главляемое т. Ватлиной, кажлый возчик
которого доставило на  заготовительный
пункт по 1.350 пудов, и многие-многие
другие.

Хлебозаготовки завершены. Но приток
зерна на ссыпные пункты не прекращает-
ся. Многие колхозы продолжают  сверх-
плановую сдачу зерна. Мы рассчитываем,
что всего сверх плана будет вывезено не
менее 30 000 лудов хлебз. После создания
семенных и фуражных фондов в колхозах
сстанетея многа зерна для распределения
на трудодни.

Сейчас колхозы района  развертывают
уборку и сдачу государетву картофеля и

овощей.
И. КИЯЕВ.
Секретарь Елабужского райкома ВКЧ(б)
Татарской АССР.

Партийная школа
при ЦК КП(б) Эстонии

ТАЛЛИН. 7 октября. (ТАСС). При ЦВ
КН(б) Эстонии открылась годичная пар-
тийная школа, которая готовит партийных
и комсомольских работников.

Среди слушателей — участники Великой
Отечественной войны, партизаны, работни-
ки предприятий. В программе — история
ВКП(б), история народов СССР, полит-
экономия, география, эстонский и русский
языки. К чтению лекций привлечены луч-
шие преподавательские силы республики.

—о—-

Встреча Героя Советского Союза
Бегельдинова с рабочими завода

АЛМА-АТА, 7. (Корр. «Правды»). Сюда
приехал дважды Герой Советского Союза
летчик-штурмовик капитан Талгат Бегель-
динов. Его боевой путь начался под Кализ
нином зимой 1941 года и завершен уча-
стием в штурме Берлина. На счету тов.
Бегельдинова 395 боевых вылетов.

Советское правительство’ высоко оценило
доблесть и мужество верного сына ка-
захского народа. Его грудь украшают две
Золотые Звезды. Он награжден двумя ор-
денами Отечественной войны, орденом Але-
ксандра Невского, тремя орденами Крас-
ного Знамени, орденом Славы и медалями
«За победу над Германией в Великой Отече-
ственной войне», «За освобождение Варша-
вы», «За освобождение Праги». :

На-днях тов. Бегельдинов уезжает в Мо-
скву, где будет учиться в Военно-Воздуш-
ной академии имени Жуковского,

Osos

Речники выполнили обязательства

РОСТОВ-на-ДОНУ, 7. (Корр. «Прав-
ды»). В начале навигации речники Дона
дали слово завершить план перевозки гру-
зов и пассажиров к 7 ноября. Свое обяза-
тельство они выполнили на полтора меся-
ца раньше и перевезли тысячи тонн различ-
зых грузов еверх плана.

Напряженно и слаженно работают коман-
лы многих судов. Пароходы «Красный
Ден» и «Чапаев», например, систематически
перевыполняют месячные задания и два-
жды завоевали переходящий вымпел Нар-
комречфлота. Болыпих успехов добился
коллектив Растовского порта. Бригады
грузчиков тт. Житнева, Ульшиной, Барило-
вой дают по полторы нормы изо дня в день.

До конца навигации речники Дона обя-
зались перевезти еще 40 тысяч тонн хлеба.

—o—
20 тысяч коров — колхозникам

СМОЛЕНСК, 7. (Корр. «Правды»). Гит-
леровские захватчики из’яли и уничтожили
тысячи голов крупного рогатого скота, на-
ходившегося в личном пользовании ‘колхоз-
ников. Чтобы помочь колхозному кресть-
янству, пострадавшему от немецкой окку-
пации, государетво передает сейчае бес-
платно бескоровным колхозникам области
20 тысяч коров и телок. Выдача скота
началась. В первую очередь коровами на-
деляются семьи партизан и воинов Ёрас-
ной Армии, погибших в борьбе с оккупан-
тами.

—о—

Колхозы помогают семьям
защитников Родины

ТАМБОВ, 7. (Корр. «Правды»). Колхозы
области проявляют теплую заботу о семьях
защитников Родины. Для них выделено в
текущем году более 3.500 голов скота, по-
строено и отремонтировано 2.460 домов.
В Гавриловском районе созданы специаль-
ные ‘строительные бригады, которые за ко-
рсткий срок выстроили для семей демобили-
зованных воинов 59 домов ‘и отремонтиро-
вали сотни квартир. Колхозы Старо-Юрьев-
ского района заготовили 7.000 кубометров
топлива.

Нуждающимся семьям оказывается продо-
вольственная помошь, для чего передовые
колхозы создают специальные фонды. Из
магазинов семьям военнослужащих отпуще-
но 320 центнеров сахара и кондитерских из-
делий, 20 тыс. метров мануфактуры.

—о—
Художник-орнаментист

РИГА, 7. (Корр. «Правды»). Художник-
орнаментист Жанис Венпаскрастс за много
лет работы создал. богатейшую коллекцию
рисунков латышского национального орна-
мента. По его рисункам выпущено 1.800
образцов тканей, ковров, изделий из бронзы
и серебра и т. д.

Гроза в Рязани

РЯЗАНЬ, 7. (Корр. «Правды»). Сегодня
вечером нал Рязанью разразилась необыч-
ная для этого времени года сильная проза.
Она продолжалась несколько часов. Неко-
торые улицы города были залиты водой вы-
ше тротуаров. На Оке после сильного лив-
ня уровень воды поднялся на полметра сверх
обычного.

—о—

ОТОВСЮДУ

(От корреспондентов «Правды»
и по материалам местных газет)

® Выставку работ художника Виктора
Зинова организовал в Свердловске союз
местных художников. Экспонированы рисун-
ки, наброски, портреты, отображающие
жизнь и быт Красной Армии. («Уральский
рабочий»).

$Ф Три новых автомобильных почтовых
линии открывает в ближайшее время Чи-
тинское областное управление связи. Авто-
мобили будут ходить между пунктами:
Борзя — Бырка — Калга — Нерчинский за-
вод, Чита — Улеты и Чита — Черновские
копи. («Забайкальский рабочий»).

Ф Техникум физкультуры открывается в
Гомеле. Он будет готовить преподавателей
физической культуры для школ и добро-
вольных спортивных обществ. («Советская
Белоруссия»).

$ 65 эшелонов угля дали сверх программы
14 шахт Тульского угольного бассейна, вы-
полнившие 9-месячный план. («Коммунар»).

Ф Меховая фабрика начинает работать в
ближайшее время в Раквере (Эстония).
Фабрика обеспечена сырьем и машинами.
(«Советская Эстония»).

Ф 21 магазин открывается в Красноярске.
Большинство магазинов — продуктовые. Все
они имеют специальное оборудование для
хранения скоропортящихся продуктов.
(«Красноярский рабочий»).

Ф Двадцатидневный семинар секретарей
редакций районных газет открылся в Ар-
хангельске.

Ф Конно-рысистые соревнования начались
после четырехмесячного перерыва на Мичу-
ринском ипподроме. Участвуют лошади кол-
хозов трех районов.

$Ф Индивидуальное жилищное строитель-
ство развивается в Медвежьегорске (Карело-
Финская ССР). Недавно по-_эоено 40 домов.
На-днях демобилизованныВ. зыданы ссуды

на постройку 15 домов. 3.7

ПРАВДА

СЕЛЕ Pe oe eee НЕЕ Е

8 ОКТЯБРЯ 1945 г. № 241 (10012)

SS Fare ee

В разрушенном немцами селе Горки Киевские, Красно-Полянского
жилых домов колхозников. На снимке: председатель колхоза

Е. П. Денежкина.

$®>®

района, Московской области, заканчивается строительство новых
«Маяк» М. В. Кондакова поздравляет ‘с новосельем бригадира

Фото Р. Лагранжа.

Возрожодение

Снаряд со свистом упал возле дома и
вздыбил гигантский султан земли. Зазвене-
ли стекла. Кто-то застонал. Послышалиеь
вопли, проклятья:

— Ироды!

— Убийцы!

— Душегубы!

Еще снаряд. Еще... Запахло гарью. Мо-
розная декабрьская ночь озарилась злове-
щим заревом пожара.

Люди спасались в лесу, в глубокой заене-
женной котловине. Темень. Стужз. Детекий
плач надрывный. Бабы впали в уныние:

— Окоченеем мы тут, бабоньки.

— Марья, голубушка, дорогу нужно шу-
Kath.

— Подальше от басурмана проклятого.

А Марья хлопочет у костра и, кажется,
яе слышит их жалобных причитаний. Во-
гда валежник хорошо разгорелся, бабы при-
двинулись ближе к огню, приумолкли на
минуту. Марья обведа их глазами, кашля-
нула и начала:

— Не стыдно вам, бессовестные?! Рас-
кудахтались хуже наседок. Ты, Аксинья, о
какой дороге судачишь? У нае одна дорога.
Видала, какую силищу двинул Сталин?! Ona
проторит  нам дорогу до самого Берлина...

...Восемь дней содрогалась земля. На де-
вятый немпы попятились. Грохот боя пока-
тился на запад.

Глубокие следы оставил немец на земле
подмосковной. Только трубами печными да
пеплом напоминало э себе село Горки Киев-
ские. Ни кола, ни. двора — всё добро иепе-
пелил враг. Не оставил даже курицы на раз-
ведение. ‘

Крепилаеь Марья в лесу, не давала волю
слезам. А тут не выдержало сердце жен-
ское — полились ручьем жгучие, затума-
нились глаза. Выплакалась, взвалила на
плечи мешок и побрела в Врасную Поляну,
к секретарю райкома:

— Посылайте на фабрику, тошно мне на
пепелище.

— Опомнись, Мария Васильевна! Ты не
одна. За спиной колхоз у тебя, На тебя лю-
ди смотрят, пример берут с тебя. Опомниеь!

— Тошно мне...

— Мне тоже тошно! Погляди, одни ко-
робки торчат. Нет города-то. Что ж, посо-
ветуешь и мне на фабрику подаваться?!

— Уцепиться-то не за что...

— Уцепимся! Всей силой уцепимея!

..Приехали с пилами, © топорами. Пол-
нолицые девушки, старики седовласые, пу-
тейцы. На лошадях, на грузовых машинах,
кло-то на тракторе-тягаче.

— Tye разыскать Кондакову?

— Это Марью-то Васильевну?

— Председателя вашего.

— Да вон она улицу меряет с архитек-
тором!

А помощь все прибывает.

— Откуда? :

— Из Ленинского. Колхоз «Огородный
гигант» прислал. Нам бы отдельный об’ект,
сподручнее соревноваться будет.

Завизжали пилы. Запахло ароматом емо-
листого соснового леса. Доски, бревна, 0б-
шивка. А вон уже сруб белеет на пепелище.
Кому это?

—- Вербиной Анне Ивановне. Сын погиб
у нее в бою. Рукодельница. Конюхом рабо-
тала. Да и теперь конюхом будет. Без лоша-
дей не останемся.

В доме три комнаты, кухня. Крыльцо,
мезонин, палисадник. В окна с утра до ве-
чера льется свет солнечный. Уют.

— Вот это отгрохали!

— Вы не такое еще увидите.

Напротив «отгрохали» особняк Анаста-
сии Кулясовой. Обозначилась улица. Вчет-
веро шире прежней. И как стрела прямая.
Потом — Егору Денежкину, Сергею Заце-
пову, самой Кондаковой. Пришел с фронга
сын Ленежкина и диву дается: дом с мезо-
нином! Вот она, сила народная.

Когда выросли на пепелище первые
пять домов, колхоз оформил свою бригаду
строительную. Невелика бригада эта, но
дружная. Плотник Егор Петрович Лукья-
нов по натуре своей архитектор. Не лю-
бит он плохого оформления. Тлягет на
окна, покачает головой и скажет Ивану
Ивановичу:

— Наличники твои, как хомут на ко-
рове.

Подетругает, подкрасит, ие мотришь—
наличники уже смеются, становятся лег-
кими, как воздух. Ёрылечко отделает —
посмотреть любо-дорого. И красиво, и проч-
но. Искусством своим дорожит Лукьянов,
но не прячет его от других. Ребятишки
лес подвозят ему: Витя Одинцов, Костя
Коробочкин. Лукьянов скажет им:

— На бревнах кататься — дело нехит-
рое. Возьмите-ка рубанки да постругайте
вон те дощечки. А я погляжу на вас.

Отойдет в сторону, прищурит левый глаз.
и смотрит е лукавой улыбкой. А ‘ребята
стругают е азартом. Потом подойдет к ним
п начнет поучать: ты, Костя, руку при-
жми поплотнее, а ты, Витя, ногу отставь
подальше, чтоб упор был. А ребят хлебом
не корми, когда взрослые становятея ©
ними на равную ногу. Пот проптибет, пока
отберешь у них рубанок иль другой какой
инструмент. И сами не замечают они того,
как постепенно становятся хорошими по-
мощниками деревенских плотников,

Уже стоят тритцать домов один другого
краше. Построены сарай, скотные дворы,
хранилище для продуктов. На пригорке
белеет красивое здание городского типа.

Это новый дом правления колхоза. Правда,
здание это сейчае на замке ‘и охраняется
сторожем денно и нощно: его забили зер-
ном до самого потолка. Но то не вина кол-
хоза: для нынешнего урожая нехватило
амбаров. Уже выполнен годовой план хле-
бозаготовок, уже произведен расчет е мз-
птинно-траклорной станцией, а хлеб всё не
лезет в закрома. Пришлось на время занять
под склад и дом правления.

— Трудно было корни пустить, & те-
перь-то колхоз наш наверняка расцветет.

Мария Васильевна скромничает, конеч-
но. №олхоз ее уже расцвел и принес обиль-
вейшие плоды. Урожаи хлебов стопудовые,
овоши дали больше, чем до войны, карто-
фель тоже. И культура полеводства лучше
довоенной. Один севооборот для хлебов,
другой для овощей; клевера, зябъ, удобре-
ния. До войны колхозники вырабатывали
зз лето по 120—150 трудодней, ныне —
втрое больше. В этом-—источник резервов
и возможностей.

Сейчас только шесть семей живут в ма-
леньких домишках-времянках. Но ско-
ро и у них будут светлые, благоустроен-
ные дома. Уже привезен лес, заготовлен
кирпич, поделаны петли дверные, засовы.
Материалы все под рукой, а за бригадой
остановки не будет. Егор Петрович Лукья-
нов «житья не дает» председателю:

— Не дождусь, когда налие село будет
в одну линейку. Скорее надо убирать вре-
me с глаз долой. Вею конструкцию пор-
TAT

..Ча-днях в село заглянули руководите-
ли Красно-Полянского района. Осмотрев но-
вые дома и фермы, секретарь райкома в
шутку сказал Кондаковой:

— Ну, Васильевна, так и быть, отпу-
скаю тебя на фабрику.

Кондакова сначала не поняла даже, о
чем речь идет. А потом спохватилась и
рассмеялась:

— Ну «ro ж, была слабость такая. C
кем не случается...

..В теплый солнечный день «бабъеге
лета» село это выглядит особенно привле-
вательным. И кажется, что никогда He
было тут ни бурь, ин потрясений. Только
танки с белыми крестами на броне являют
собой картину былого боя. Стоят они нз
деревенской пустоши  исковерканные и
ржавые. Пусть рассказывают эти танки
поколениям 9б истории села подмосковно-
го; о том, чем законтилея бесславный по-
ход на Россию немецких полчищ,

Н. ВОРОБЬЕВ.
(Спец. корр. «Правды»).

Село Горки Киевские,
Красно-Полянского района,
Московской области,

Быстро и хорошо строить дома ДЛЯ колхозников

Кто проезжал по шоссейной дороге из
Орла в Елец, тет невольно становился сви-
детелем потрясающей картины: всюду
терчат черные трубы сожженных дотла
домов. С огнем и мечом прошел немец по
срловской земле, оставив без крова сотни
тысяч людей.

После изгнания фашистских захватчи-
ков в области развернулись восстанови-
тельные работы. В трудных условиях воен-.
ного времени было восстановлено и вновь
костроено свыше 60 тысяч жилых домов.
На первый взгляд пифра внушительная, но
орловские руководители сами признают:
сделан только первый шаг к возрождению
деревни, Это правильно. Ведь во многих се-
лах, особенно в тех, что расположены вдоль
шоссейных и железных дорог, колхозники
все ещё продолжают жить в землянках, в
погребах и в других неприспособленных для
жилья помещениях:

Советское правительство оказало боль-
шую помошь Орловской области: и средет-
вами, и стройматериалами, и специалиста-
ми. Успешное и, быстрейшее переселение
люлей из землянок в жилые дома теперь
целиком зависит от того, как местные руко-
водители организуют  восстановительные
и строительные работы.

Известно, что в каждом колхозе должна
быть создана строительная бригада в соста-
ве плотников, каменщиков, кровельщиков.
Где такие бригады были. созданы, там
в короткий срок были восстановлены все
изи почти все жилища. Здесь уместно со-
слаться на опыт Озерского сельсовета, Из-
малковского района. С чего начали руко-
водители сельского совета? Они учли, кому
и какой вред причинили немпы, затем со-
ставили список, что и как надо построить
или восстановить, и утвердили этот список
на пленуме сельсовета. Выявив всех кол-
хезников и колхозниц, знающих строитель-
ное дело, они организовали в каждом кол-
хозе строительную бригаду. Во главе брига-
ды поставили опытных строителей, умелых
организаторов. В помощь строителям были
выделены подсобные рабочие по производ-
ству самана, по заготовке и вывозке леса.
За сравнительно короткий срок на пепели-
щах было воздвигнуто 250 жилых домов,
школа, баня, медицинский пункт и десят-
ки хозяйственных построек,

В колхозах с уважением называют имена
бригадиров строительных бригад, камен-
щиков, печников, чьими руками в03ро-
ждается орловская деревня. Из среды кол-
хозных строителей уже выдвинулось нема-
10 замечательных мастеров своего дела.
Это Павел Рябцев-—бригадир строительной
бригады колхоза «Свобода», это бригадиры
Илья Иванович Абросимов и Павел Ивано-
вич Дорогсв из села Озерки.

Однако не везде организованные в свое
время строительные бригады продолжают
существовать. В Урицком районе, напри-
мер, числится около 100 строительных
бригад. Но они только чиелятся, ибо ни
одна из них не работает. А дома етроят или
частники-подрядчики или сами колхозни-
ки, причем строят они без всякой техниче-
ской помощи. А ведь в Урицком районе, в
одном из самых разрушенных районов, надо
в самом срочном порядке переселить кол-
хозников из землянок в благоустроенные
дома. Мы сознательно делаем ударение на
слове благоустроенные, так как кое-где
вместо нормальных жилищ возводятся Kap-
ликовые домики на 2—3 человека. И. стро-
ят’их без учета того, что скоро в родное
село вернутся фронтовлки и им нужно при-
готовить хорошие и уютные дома.

На-днях нам довелось побывать в Архан-
гельском сельсовете, Урицкого района. Этот
сельсовет считается передовым по строи-
тельным делам. Нэ можно ли его считать
передовым, если из 9 указанных в списках
строительных бригад ни одна не работает.
Вто как может, тот так и строит себе жи-
лище. Василий Карандашев строит поделе-
поватую избушку с крохотным окошком.
Карандашев, равно как и его соседи. дела-
ет проемы окон по размерам случайно куп-
ленного им стекла. Какое стекло на база-
ре достанут, такое и будет окно.

Кетати о торговле строительными мате-
риалами и скобяными изделиями. Освобож-
денная деревня испытывает в них огром-
ную нужду. В области лежат дирек-
тивы и телеграммы из Центросоюза об
усилении торговли стройматериалами. Но
не в одном сельпо нельзя купать ни печной
дверки, ни шурупа, ни гвоздя. Пока только
созданы десятки контор, носящих громкое

название «Коопстройпромторг», & на базах
и складах у них нет ни местных, ни при-
возных стройматериалов. Может быть, в
Центросотюзе больше думают о вывесках,
чем о торговле?

В июле в Орле проходила сессия област-
ного Совета депутатов трудящихся. И до-
вкладчик, и выступавшие в прениях това-
риши с мест отмечали, что восстановление
и строительство жилых домов во многих
районах проводятся силами самих колхоз-
ников, без серьезной помощи CO стороны
сельских. и районных советов.

`С тех пор прошло больше двух месяцев,
но положение почти но изменилось. Боль-
ше того, в ряде районов оно еще болез
ухудшилось, так как районные руководи-
‘тели вее заботы взвалили на... вновь с03-
данные отделы колхозного строительства.
А отделы эти сами влачат жалкое сущест-
вование.

В горячую строительную пору Залего-
щенский райком партии закрыл отдел кол-
хозного строительства, а начальника отдела
тов. Каверьянова отправил в продолжи-
тельную командировку. В Малоархангель-
ском и Глазуновском районах начальники
отделов колхозного строительства превра-
тились в штатных уполномоченных райко-
ма и райисполкома. По неделям лежат в
строительных отделах  нерасопечатанные
срочные директивы из области. Их нокому
деже прочесть.

В деревне сейчас горячая пора. Завер-
пгается уборка урожая, идут заготовки сель-
скохозяйственных продуктов, взмет зяби.
Однако нельзя эти работы первостепенной
зажности противопоставлять восстановле-
нию и строительству жилых домов. Между
тем в Шаблыкинском, Болховском и Уриц-
ком районах по существу прекратили строи-
тельство жилищ. И неудивительно, так как
все, или почти вее строительные бригады
Фактически прекратили свое существование.

Приближается зима. Задача переселения
колхозников из землянок в благоустроен-
ные дома становится самой неотложной.

А. ДУНАЕВСКИЙ.

(Спец. корр. «Правды»).
Орловская область.