ь

—«& < =>

: построено и восстановлено

‹ восстановлении школьной сети в западных
*

\ свыше 60.000 детей. Нуждающиеся ребята
`’обеспечены одеждой и обувью. Возобновил

` вования учителей.

‚ ниях, снабжены необходимыми ‘учебниками

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 ФЕВРАЛЯ 1945 г. № 29 (8639)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Великому вождю советского ’народа 5

товаришу СТАЛИНУ

Письмо трудящихся Сталинграда и Сталинградской области

Дорогой Иосиф Виссарионович! мест, больница, бани и другие бытовые
Пишем мы Вам это письмо накануне! Учреждения. Отремонтировано и восста-
знаменательной даты — 2-й годовщины   Новлено 24 километра ‘водопроводной
разгрома немцев под Сталинградом. сети. Две тысячи студентов учатся в

Два года прошло с тех пор, как отбор-  медицинском, механическом и педагоги-
ные дивизии немцев были окружены и ческом институтах, Вновь открыт сель-
уничтожены доблестной Красной Армией сКохозяйственный, институт. В городе
под Сталинградом. За эти два года мно- Работают театр, радио, выходят 12 га-
гов изменилось в нашей стране. Далеко   З6Т.
ушла Красная Армия от Водги, от стен  Сталинград раньше был городом зеле-
героического Сталинграда. Полностью НИ. Таким он и вновь будет. Весной и
очищена советская земля от немецких   осенью 1944 года в городе посажено
захватчиков. Наши доблестные воины  65 тысяч деревьев. ‘
находятся теперь на немецкой земле, бьют  На восстановлении Сталинграда тру-
врага в ‚его собственном логове. AATCH десятки тысяч строителей.  Знат-

Славно потрудились в эти годы и с0- НЫЙ каменщик города Смолянинов Иван
ветские люди в тылу. Самоотверженным Васильевич, плотник Конова Елена Фе-
трудом У станков, на колхозных полях, ДоСеевна, слесарь Богданова Вера Гри-
в набораториях они помогали и помогают! ГоРЬевна, бетонщик Якушев Иван Пет-
Красной Армии в достижении полной по-  РОВИЧ, штукатур Орешин Григорий Анто-
беды над ненавистным врагом. нович не только сами выполняют по пол-

В прошлом году, накануне первой го- ТОРЫ-две нормы на восстановительных
довщины разгрома немцев под Сталин- работах, но и обучают своим специаль-
градом, в своем письме мы сообщали Вам, Е молодых ` строителей.
Иосиф Виссаряонович, о наших первых © город восстанавливают не
успехах в возрождении Сталинграда. С АХ
тех пор прошел еще год, и вот мы пишем адровые рабочие заводов и фабрик,
Вам второе письмо, в котором желаем Железнодорожники, служащие, учителя,
рассказать о наших трудовых делах, о ЛОМОХозяики по и: Александры Чер-
том, как живет, строится, растет наш! КАСоВей ре TPS ригады и в свобод-
Сталинград. ное от основной работы время выходят

Упорный труд рабочего, дерзновениая  #8 СТРойку и при участие в вос-
иыель инженера творят на берегу матуш- и школ, мау, ЖИЛЬЯ.
ки-Волги новую героическую эпопею — т р ОВ Ор. ВАО
эпопею возрождения славного города.

Сталинград  отстраиваетея заново. В
городе после битвы не осталось камня на
камне.

Rak только смолкли раскаты великого
сражения за Волжейую твердыню, ста-
линградцы взялись за восстановление
родного города. На помощь им страна
послала своих сынов. И в город, совер-  „о
шенно разрушенный, испепеленный, во-
шла жизнь. Правда, жизнь р тя-
желая: не было жилищ, не было воды И ще М ; a
света, негде было испечь хлеб. Но жите-  ой Hove teen hee ee
ли Сталинграда, сменившие сталинград-  нет таких крепостей, которых бы не мог-
ских бойцов, унаследовали их стойкость, ди взять большевики, что трудности для
их мужество. Они не испугались трудно-  того и существуют, чтобы их преодоле-

только

тысяч сталинградцев. Черкасовцы выпол-
нили больной об’ём работы. Сейчае ты-
сячи их учатся по вечерам в кружках и
школах, они овладевают второй  специ-
альностью — специальностью  строите-
лей, чтобы еще плодотворней трудиться
над возрождением родного города. -

В Сталинграде многое уже сделано по
сетановлению разрушенных предприя-
тий, коммунального хозяйства и жилья.
Но впереди предстоит сделать еще. боль-

вается 1.084. В них состоит свыше 20)

Сейчас, зимой, колхозники нашей об-
ласти заняты подготовкой к весеннему
севу. Сортируются семена, ремонтируют-
ся сельскохозяйственные машины, про-
водитея снегозадержание.

Большой 06’6м работы выполнили го-
сударственные машинно-трактоерные стан-
ЦИИ.

Тракториетка Добринской MPC Cyxo-
рукова Анна Петровна трактором «СТЗ—
НАТИ» выполнила две годовых нормы и
сэкономила 946 килограммов горючего,
тракторист Дмитриевской МТС Яненко
Илья Прохорович трактором «У-2» вы-
полнил более двух годовых норм и 6эко-
номил около полутора тонн горючего,
трактористы Дронова Анна Елизаровна—
Безымянской МТС, Левин Василий Геор-
гиевич — В. Черенской МТС, Кондрашов
Василий Степанович — Ленинской МТС
также значительно перевыполнили  годо-

вые планы тракторных работ и сэконо-
мили от 300 до 500 килограммов горю-
чего. Комбайнер Новинекой МТС Кара-
куца Алексей Евтихеевич  комбайном
«Сталинец» убрал‘ хлеб ¢ площади
978 гектаров и Сэкономил около тонны
горючего, комбайнер С.-Кондрашевской-
МТС Моторин Сергей Борисович убрал
хлеб с площади 1003 гектара и сэконо-
мил 690 килограммов горючего.

В 1944 году около 600 трактористов
и больше 700 комбайнеров перевыполни-
ли годовое задание и сэкономили боль-
шое количество горючего.

Сейчас в тракторных мастерских ши-
роко развернулся ремонт тракторов и
сельскохозяйственных машин к весенне-
летним работам этого года. Рабочие МТС
и трактористы поставили перед с9бой
задачу своевременно и высококачествен-
но отремонтировать ‘весь тракторный.
парк.

Богатый урожай собрали в истекшем
году совхозы области. Они не только вы-
полнили государственный план хлебопос-
тавок, но и сдали государству сверх пла-
на в фонд Красной Армии 680 тысяч пу-
дов хлеба. В совхозах также широко pas-
вернулась подготовка к весенне-посевной
камнании.

стеи, не дрогнули перед ними. ‚  вать. И мы преодолеем трудности вос-

Всю свою энергию, всю страсть вкла- становления города, разрушенного до ос-
дывают сталинградцы в восстановитель-нования, перенесем все тяготы.
ные работы. И сейчас, после двух лет Город Сталина, город легендарной сла-
труда, мы сообщаем Вам, дорогой Иосиф вы советского народа будет полностью
Виссарионович, о том, что нами сделано. восстановлен. Он снова будет сиять над

Ширеким фронтом идут работы но в0с-  Волгой гирляндой сверкающих огней.
становлению первенца сталинской пяти-  3. истекшие два года многое еделано и
летки — Сталинградекого тракторного за-  в области под’ёма и укренления сельского
вода. На заводе ветупило в строй уже  хозяйства. Самоотвержённый труд кол-
немало цехов. С большого конвейера  хозного крестьянства принёс свои плоды.
СТЗ сходят новые тракторы. Завод освоил В 1944 году многие колхозы нашей об-
‚производство дизелеи и запасных частеи  ласти собрали высокий урожай. В колхо-
KR сельскохозяйственным машинам. На по- зах Ново-Анненского, Нехаезвского, Ле-=

селке восстанавливаются 4-этажные жи-  мешкинского, Вумылженского и других
лые здания, выстроены школы, открыты   районов отдельные звенья и бригады co-
кинотеатр и другие культурно-бытовые брали по 100—150 пудов зерна с гектара.
учреждения. „  Звеньеводы колхозов Киквидзенского
На металлургическом заводе «Красный   района Ростокина, Железняк, Кондратье-
Октябрь» в восьми восстановленных мар-  ва, Самоходкин, Куренко, звеньеводы
теновских печах круглые сутки варится  колхозов Ново-Анненского района Ребри-
сталь. Мощный блюминг выдает прокат.  на, Рогожина, Филатьева, звеньеводы
Металлурги  «Прасного Октября» доби-  колхозов Лемешкинского района Трети-
лись первых производственных успехов.   лова, Резняк — все они собрали с закре-
Работая в трудных условиях в незакон- пленных за ними участков от 100 до 134
ченных еще восстановлением цехах, они пудов пшеницы с гектара.
дают Родине металл сверх плана. На до-  Бригад и звеньев, собравших высокий
чиста сожженной земле Краснооктябрь-  урожай, насчитывается в области 50-
ского района снова вырастают жилые до-  лее 400.
мики, красуется прекрасное здание вы-  Передовые колхозы области, выполнив
етроенной школы. план хлебопоставок, сдали сверх плана в

Вступают в строй цехи завода «Барри-  фонд Красной Армии около 200 тысяч
калы>. Выдают продукцию заводы: кон-  пудов хлеба.
сервный, деревообрабатывающие, гидро-  В нашей области многие колхозы доби-
лизный, метизный и десятки других. лись замечательных результатов и в раз-

В отстроенных цехах день-и ночь ки- витии животноводства: увеличили пого-
пит напряженный труд. Токарь дизельно-  ловье и продуктивность крупного и мел-
то цеха СТЗ Губина добилась в 1944   кого скота.
году рекордной выработки. Она в тече-  Доярка колхоза им. Сталина, Эльтон-
ние одного месяца выполнила полугодо-  ского района, тов. Слащева М. С. от 16
Boe задание. Самоотверженной работой закрепленных за ней коров сохранила и
на заводе «Красный Октябрь» славятся   вырастила 16 телят.
сталевар Соколков, вальцовщик Ивченко,   Чабан колхоза, «Труд крестьянина»,
сварщик Коровин. На заводе «Баррика-  Камышинского района, тов. Кожин М. А.
ды» высокой выработки добиливь брига- от 155 овцематок сохранил 235 ягнят,
диры фронтовых бригад тт. Горячев и  перевыполнив задание по выращиванию
Бурлаченко, сталевар Попов и старшии  ягнят на 80 голов.
мастер Ефимов. Свинарка колхоза им. Жданова, Ни-

Речники Нижней Волги, успешно пора-   колаевского района, тов. Божко К. М. от
ботав в летнюю навигацию, сейчас гото- 8 свиноматок получила и сохранила 90
nat флот `к перевозкам 1945 года. На-  поросят, вырастив сверх задания 42 по-
пряженно работают железнодорожники.   росенка.. 2 :
В 1944 году Сталинградская дорога до-  Табунщик колхоза им. Крупекой, Сред-
срочнб вынолнила государственный план не-Ахтубинекого района,
перевозок. На дороге сверх плана было   Е. И. or 17 KOHEMATOR получил и сохра-
погружено 15 тысяч вагонов и выгруже- нил 17. жеребят,
но 19 тысяч 800 вагонов.

Повсюду, не ослабевая, идут восстано-
вительные работы. За два года  сталин-
градцы восстановили свыше
квадратных метров

площади колхозы своевременно заготовили корма

Колхозники и колхозницы, рабочие и
работницы МТС и совхозов Сталинград-
ской области твердо решили добиться в
1945 году еще более высокого урожая.
Для достижения этой цели мы не пожа-
леем ни средств, ни сил своих.

Вместе с рабочими и колхозным кресть-
янством самоотверженно трудится и наша
интеллигенция. В дни героической борьбы
за восстановление Сталинграда с творче-
CRAM напряжением работает учительство.

Еще не дымили заводы Сталинграда, мол-

чали разбитые цехи, & в районах города,
в разрушенных зданиях открылись школы.
Самоотверженно работают о инженеры “и
техники, медицинские работники, агро-
номы, работники искусства.

В области проведен смотр работы изб-
читален, в результате чего усилилась
культурно - просветительная работа на
селе.

Интеллигенция Сталинградской обла-
сти идет в ногу с0 всей советской интел-
лигенцией, помогая своим. еозидательным
трудом общему делу разгрома врага.

` Минувший год был годом решающих
побед Красной Армии и армий наших 0-
юзников над гитлеровской Германией, го-
дом полного очищения нашей Родины от
немецких захватчиков. Красная Армия,
выполняя Ваш приказ, перешла в новое
стремительное наступление. Нанося удар
за ударом, она быстро продвигается впе-
ред, на запад, к центру вражеского 20-
говЗ. pen

Ваши приказы о блестящих победах
Ерасной Армии придают новые силы нам,
труженикам города и села. Каждый из нас
стремитея работать еще лучше, еще упор-
нее, чтобы своим трудом помочь Красной
Армии довершить святое дело разгрома
врага.

Мы твердо уверены, Иосиф Виесарио-
нович, что недалек час нашей полной и
окончательной победы над врагом.

Заря этой грядущей победы пламенеет
на знаменах наших армий, громящих не-
мецко-фашистекого зверя в его собствен-
ном логове.

Знамя нашей победы будет реять над
Берлином. Гитлеровекая Германия будет

тов. Прохоров Иовергнута в прах.

Достижению этой возвышенной и бла-
городной цели мы, трудящиеся Сталин-

Свыше 1.600 животноводов в 1944 го-  града и Сталинградской области, отдадим
ду получили дополнительную оплату за все.свои силы, будем работать еще напря-
перевыполнение планов по выращиванию   женней, чтобы давать нашей Красной Ар-
600 тысяч! и сохранению молодняка и заданий по мии вее
производетвенной   продуктивности. Е зиме 1944—45 тг. боепринасов, продовольствия.

больше и больше снаряжения,

Келаем Вам, дорогой и любимый Иосиф

т Г р
С гордостью мы можем сообщить Вам,   И обеспечили скот теплыми помещения- Виссарионович, доброго здоровья и долгой

Йосиф Виссарионович, что снова дымят
заводские трубы Сталинграда, что Ста-
линград опять становится городом мощ-
ной индустрии.

Ширитея размах и Но
нального строительства. В городе в 1944
году восстановлено более’ 115 тысяч
квадратных метров жилой площади,
7 школ на
3.840 мест, 13 детских садов на 2.480

Окрепли колхозы освобожденных райо-
нов. В хуторах и селах, опустошенных
подлым врагом, выстроены новые дома,
школы, клубы, больницы, детские сады и
яели, восстановлены животноводческие
фермы; хозяйственные постройки.

града и Сталинградской области.

жизни.
Да здраветвует наша великая Родина!
Да здравствует наша могучая Красная
Армия!

Да здравствует нанг мудрый вождь ве-
ликий полководец товарищ Сталин!

Письмо обсуждено на всех предприятиях, во всех колхозах, машинно-трак-
торных станциях, совхозах, учреждениях, учебных заведениях гор. Сталин-

Письмо подписали 520.865 человек.

ИИ

Восстановление школьной сети

в западных областях Белоруссии ВОРОШИЛОВГРАД, 3 февраля. (ТАСС).

Донбассовцы строят новые шахты коксую-
щихся углей. :
В тресте «Сергоуголь» на новом уголь-
ном месторождении построена шахта
№ 36-бис. Заканчивается сооружение шах-
ты «Краматорская» треста «Брянскуголь».

МИНСК, 3 февраля. (ТАСС). На колле-
тти Наркомпроса БОСР обсужден вопрос о

областях Белоруссии.
В городах и селах Пинской области вос-

становлено 510 школ, в которых обучается

свою деятельность институт усовершенст-

é

КИЕВ, 3 февраля. (По телеф. от соб.
корр.). Сегодня в Киеве закончилось fec-
публиканское совещание работников обще-
ственного питания и подсобных хозяйств.
Более 350 участников совещания обсудили
итоги работы в прошлом и задачи в ны-
нешнем году. :

С докладами выступили заместители
наркома торговли УССР тт. Холодников и

В Барановичекой области работают 890
вачальных, средних и неполных средних
школ. Они размещены в лучших помеще-

и пособиями. ;

Всего в Западной Белоруссии возобнови-
ли работу 3.655 школ, в которых обучается
430.000 детей. К началу нового учебного
тода будет выстроено еще --80 началь-
ных и средних школ. ie

Новые шахты коксующихся углей

Эта шахта будет давать коксующийся
уголь с нетронутых пластов мощностью до
одного метра. На недавно разведанном уча-
стке целого пласта заложена шахта № 178.
26 шахт, где будет добываться коксу-
ющийся уголь, строятся на других участ-
ках комбината «Ворошиловградуголь».

Всеукраинское совещание работников общественного питания
и подсобных хозяйств

За прошлый год в республике восстанов-
лено более 5,5 тысячи предприятий общест-
венного питания, более 200 столовых, 1.275
буфетов в школах. В Киеве, Харькове,
Одессе и других городах открыты столо-
вые для инвалидов Отечественной войны,
столовые усиленного детского питания.

Совешание приняло обращение ко всем
работникам общественного питания и под-
собных хозяйств республики.

Второй Белорусский фронт. В Восточной
Пруесяи. На улицах города Вилленберг.

Фото Э. Евзерихина. (ТАСО).

Сессия учёного совета
нефтяного ‘института

Вчера, 3 февраля, закончилась продол-
жавшаяся девять дней сессия ученого <о-
вета Всесоюзного нефтяного научно-иссле-

довательского института. На сессии были

подведены итоги работ, выполненных ин-
ститутом за годы Отечественной войны.

Сессию открыл народный комиссар неф-

тяной промышленности тов. Н. К. Бай-

баков. ;
В сессии приняло участие свыше 250 гео-

логов-нефтяников. С докладами выступили
профессора С. И. Миронов, Н. А. Кудряв-

цев, В. В. Вебер, А. В. Ульянов, О, С.

Вялов, член-корреспондент Академии наук

СССР Д.’В. Наливкин и др.

Болышой интерес вызвали доклады о ра-
ботах по открытию нефтяных месторожде-
Русской равнине, о
поисках нефтяных и газовых месторожде-
ний в Нижнем Поволжье и в Ленинград-

ний в девоне на

ской области.

Сессия приняла ряд практических реше-
ний о дальнейшем развертывании иселедо-
вательских и поисковых работ для увели-
чения добычи нефти в стране.

Перед решающими встречами

Зимний спортивный сезон в разгаре

Центральным событием февраля явится  3.600 тыс. пудов хлеба и другие продукты
которая в для нуждающегося населения
этом году проводится в Ленинграде. В ней  Этого дара польский народ никогда не за-
примет участие свыше 1.200 спортсменов.

В программе лыжной части спартакиа-
ды — бег для мужчин и женщин на дистан-
цию от 3 до 50 километров, военизирован-

зимняя спартакиада ВЦСПС,

ные гонки, эстафеты. :
*

С 24 ю 27 февраля в городе я со-
стоится розыгрыш первенства

нию.

В ирошлом году после упорной борьбы
по

звание абсолютных чемпионов СССР
конькобежному спорту завоевали Холщев-

никова и Петров. Смогут ли они сохранить

за собой это звание и на 1945 год?

В начале сезона казалось, что особенна
серьезных противников они не встретят. Од-

нако уже тренировочный сбор в городе Ки-
рове, состоявшийся в декабре прошлого го-

да, показал, что Холщевникова имеет серь-
езных соперниц в лице Исаковой и Карели-

ной, а Петрову предстоит нелегкая ‘борьба с
Прошиным, Игорем Ипполитовым и Аника-
HOBLIM,

Последовавшие за тренировочным сбором
соревнования в Москве (на первенство сто-

лицы) и Свердловске, (матч четырех горо-

дов) подтвердили, что «чемпионы в опасно-
сти». Холщевниковой ни разу не удалось
опередить Исакову, а Прошин, который на-
ходится в этом сезоне в особенно хорошей
спортивной форме, каждый раз оставлял по-
зади Петрова.

*

В конце февраля — финальные матчи ро-
зыгрыша хоккейного «Кубка СССР».
` Соревнования начались в январе. В них
‘приняли ‘участие 48 команд. Розыгрыш про-
водится по олимпийской системе (проиграв-
ший выбывает), и к началу февраля «уце-
лело» менее двадцати команд. В числе вы-
бывших — команды хоккеистов Уфы, Ир-
кутска, Красноярска, Харькова, Чкалова и
других городов.

Полуфинальные встречи мужских и жен-
ских команд состоятся в Москве 18 фев-
раля.

*

26 февраля в Красноярске будет прове-
дено лыжное первенство Сибири и Дальне-
го Востока. В нем примет участие до 350
человек, в том числе представители самых
отдаленных районов нашей страны.

—О<——-

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
«ИЗВЕСТИЙ»

«Белка и спички»

В «Известиях» от 19 января был поме-
щен маленький фельетон В. Мартынова
«Белка и спички» — о плохом качестве
спичек, выпускаемых фабрикой «Белка»
(Кировская область). i я

Директор фабрики тов. Козлов в письме
от 23 января сообщает редакции, что кол-
лектив фабрики, обсудив на общем собра-
нии опубликованный в «Известиях» мате-
риал, обязался сделать всё, чтобы дать пф-
требителю спички хорошего качества. Уси-
лена клеевая часть и толщина слоя намаз-
ки коробки. Упорядочен технологический
режим в автоматном цехе, где изготовляют-
ся головки спичек. Установлен жесткий
контроль за температурой парафина и
влажностью соломки. Спички, выпускаемые
фабрикой, ежедневно проверяются отделом
технического контроля.

«Врача не ждите»

Исполком Чкаловского горсовета обсу-
дил корреспонденцию «Врача не ждите»,
опубликованную в «Известиях» 27 декабря,
и признал ее правильной. Чтобы улучшить
медицинское обслуживание населения , го-
рода Чкалов, решено. в короткий срок
укомплектовать станцию скорой’ помощи
квалифицированным персоналом. Приняты
меры к тому, чтобы увеличить транспорт-
ные средства станции скорой помощи,
обеспечить ее горючим, запасными частя-
ми к автомашинам. За грубое отношение к
трудящимся, обращающимся на станцию
скорой помощи, снята с работы медсестра
Лебедева.

ССР по
конькобежному спорту и фигурному ката-

ВАРШАВА, 2 февраля. (ТАСС). В соот-
ветствии с постановлением совета MHHH-
стров о перемене местопребывания цен-
тральных органов Временного правитель?
ства Польской республики вчера в столи-
цу Польши — Варшаву прибыли для по-
стоянной работы президент Крайовой Рады
Народовой Болеслав Берут, председатель
совета’ министров Эдвард Осубка-Морав-
ский, вице-премьеры В. Гомулка и С. Януш,
а также министры и руководящие работни-
ки государственного аппарата. /

В этот же день состоялось первое засе-
дание совета министров Польской рес-
публики, на котором обсуждались вопросы
о перемещении всех центральных государ-
ственных органов в столицу, о продоволь-
ственном снабжении населения столицы и
ее восстановлении.

Посещение Кракова

КРАКОВ, 2 февраля. (ТАСС). 29 января
президент Крайовой Рады Народовой Берут
и премьер-министр. Осубка-Моравский в
сопровождении членов правительства при-
были в освобожденную Красной Армией
древнюю столицу Полыши—Краков. * Узнав
0б этом, жители Кракова вывесили нацио-
нальные флаги. Город принял давно неви-
данный праздничный вид. Появление прези-
дента и премьер-министра на улицах города
было встречено ликованием. «Нех жие Halll
президент Берут, нех жие премьер Осубка-
Моравский», — раздавалось из толпы соб-
равшихся жителей города.

После осмотра города, в частности двор-
ца Вавель и других достопримечательно-
стей, которые благодаря стремительному
наступлению Красной Армии немецкие ок-
купанты не успели уничтожить, Берут и
Осубка-Моравский устроили прием пред-
ставителям организаций города Краков. На
приеме присутствовали министр просвеще-
ния Скшешевский, министр торговли и снаб-
жения Пьотровский, министр общественной
безопасности  Радкевич, представители
командования Польского войска, предста-
витель Красной Армии генерал-лейтенант
Шатилов, краковские писатели, художни-
ки, музыканты и др. Выступивигий на при-
еме президент Берут в своей речи подроб-

да против немейцко-фашистских захватчи-
ков и отметил неоценимую помощь Красной
Армии и народов Советского Союза Поль-
ше в самые тяжелые дни ее истории.

Непобедимая Красная Армия и на-
ше доблестное Польское войско, сказал

Берут, освободили польскую столицу Вар-
шаву. Над древней столицей Польши—Кра-
KOBOM также реют польские знамена. Почти
вся польская земля уже очищена от закля-
тых врагов польского народа—немецких
оккупантов. Народ приступает к восстанов-
лению своей нормальной государственной
жизни, и вот сейчас вновь к нам на помопть
пришли. народы Советского Союза, выделив

Варшавы.

будет.
Остановившись на роли польской трудо-
вой интеллигенщии, Берут отметил, что она
в массе своей никогда не была опорой ре
акции. Польская интеллигенция всегда бы-
ла демократичной, и этот демократизм, во-
лю ‚к свободе она пронесла через самые
трудные годы испытаний.
Охарактеризовав огромные задачи, кото-
рые стоят в деле демократических преобра-
зований страны, Берут призвал польскую
интеллигенцию включиться в борьбу за
восстановление и укрепление Польского
демократического государства.
Интеллигенция Кракова, говорит Берут,
должна оказать всяческую помощь варша-
вянам для скорейшего восстановления раз-
рушенной немцами героической столицы.
Выступивший с речью премьер-министр
Осубка-Моравский детально остановился на

неров, которые рассчитывали ‘утвердить
свое господство в Польше путем неслыхан-
ной эксплоатации рабочего класса и кре-
стьянства, путем террора и бесконечных
интриг на международной арене, направ-
ленных против лучшего ‘друга польского
народа — Советского Союза. Эта полити-
ка реакции,- указывает Осубка-Моравский,
потерпела полный провал и привела к кру-
шению Польского государства в 1939 году.
Она потерпела крах и в 1944 году, когда
реакционные интриганы из клики Ква-

— ИИ

но остановился на борьбе польского наро-.

антинародной политике польских реакцио-

Переезд. Польского ‚правительства
в Варшюву

Кроме этого, были приняты решения о
снабжении продовольствием промышленных
центров Польши — Кракова, Лодзи, Дом»
бровского бассейна, Силезии, Кельце и
других городов и областей.

В виду того, что Варшава сильно разру-
шена немцами, а уцелевигие здания Tpe-
буют капитального ремонта, совет мини-
стров решил до конца ремонта государ“
ственных помещений в Варшаве часть пра-
вительственного аппарата временно размес-
тить в окрестностях Варшавы и в городе
Лодзь.

Начиная с 1 февраля 1945 года, Времен-
ное правительство Польской республики
будет постоянно находиться в г. Варшаве—
столице Польши ий здесь будет выполнять
свою работу.

членами Польского

правительства

пинского, Арцишевского и Рачкевича в
угоду своим’ корыстным целям вызвали
преждевременное восстание населения Вар-
шавы. Жизнями сотен тысяч жителей и
разрушением своей столицы поплатился
польский народ за эту чудовищную прово-
кацию польской реакции.

Красная Армия и Польское войско осво-
бодили Варшаву, говорит Осубка-Морав-
ский. Скоро враг будет изгнан со всей
польской земли. Польский народ и госу-
дарство залечат свои раны. Они никогда не
забудут драгоценного вклада, который внес
советский народ в дело освобождения
Польши от немецких захватчиков.

Речи Берута и Осубка-Моравского не-
однократно прерывались бурными апло-
дисментами.

Выступивший от имени Красной Армии
генерал-лейтенант ’Шатилов был горячо
встречен присутствующими. Ham народ,
говорит ген. Шатилов, дал®клятву не толь-
ко. освободить свою родину, но и оказать
помощь славянским народам в их cope
с немецко-фащистскими захватчиками. Свою
клятву, говорит ген. Иатилов, советский
народ, под водительством великого Марша-
ла Сталина, выполняет < невиданной
мощью, с невиданным размахом, самоот-
верженностью и героизмом,

В своей речи ген. Шатилов особо отме-
THA, что союз и дружба, которые об’единя-
ют польский и советский народы в их об-
щей борьбе против гитлеровских захватчи-
ков, принесут еще большие плоды в период
мирного существования.

На приёме от имени интеллигенции го-
рода Кракова выступили писатель Милопь
художник Жепиньский, профессор музыки
Казура, ректор горной академии Гефель,
ректор университета Лер-Сплавицкий, из-
вестный писатель Чаховский, инженер Тор
и от духовенства ксендз д-р Мохай. Эти
представители ‘польской интеллигенции
Кракова, как и представители демократи-
ческих партий; в своих выступлениях горя-
чо приветствовали президента Крайовой
Рады Народовой Берута и премьер-мини-
стра Осубка-Моравского. Они обешали
энергично участвовать в деле восстанов-
ления хозяйственной, политической и куль-
турной жизни демократической Польской
республики. Все выступавшие горячо бла-
годарили Красную Армию—освободительни-
цу польского народа от ига немецких ок-
купантов. Бурными аплодисментами, стоя,
собравшиеся приветствовали предложение
писателя Чаховского послать приветствен-
ную телеграмму Маршалу Сталину.

В тот же день в Большом театре состоял:
ся митинг-встреча Польского правитель-
ства с представителями Польского войска,
профессорами, учеными, интеллигенцией и
рабочими города. На митинге. выступили с
речами Берут, Осубка-Моравский, началь-
ник польского гарнизона Кракова и от
Красной Армии генерал-лейтенант Шати-
лов.   .

Президент и премьер, поздравив собрав-
шихся с освобождением: от немецкой нево-
ли, заявили, что только в дружбе с вели:
ким русским народом польский народ мо-
жет быть свободным, строить свое демо-
кратическое государство, охранять свои
границы, развивать свою культуру и ис-
кусство, нехопасаясь стать жертвой, оче-
редной агрессии.

Собравшиеся горячо приветствовали Бе-
рута, Осубка-Моравского, главнокомандую-
щего Польского войска Роля-Жимерского
и героическую Красную Армию.

Юбилей театра

За триднать лет своего существования
Камерный театр прошел большой путь. За
это время некоторые театры исчезали, дру-
гие как-то «старелись»—как стареются лю-
ди, как стареются книги... Камерный театр
оставался молодым. Были у театра и взлеты
и падения, и победы, и поражения, как во
всяком болышом деле; но результат нали-
цо — театр жив.

За тридцать лет работы театр осуще-
ствил семьдесят пять постановок. Из них
сорок посвящены русским классикам и со-
ветским авторам; тридцать пять — евро-
пейским и американским.

Камерный театр известен в Нашем Союзе
не только в Москве: он сделал двадцать
две гастрольных ноездки, и его видели бо-
лее чем сто городов, от Белого до Черного
моря, его знают в пламенной Грузии и в хо-
лодной Сибири,—всюду, а с начала войны
театр горячо отдался военно-шефской ра-
боте, выездам на фронт, обслуживанию
войск.

По мере того, как рос и развивался театр,

в памяти особое места.
женские образы.

В артистическом даровании Коонен’ осо-
бенно пленяет  собранность, четкость,
«мера и грация» — качества, которые Шеп-
кин считал необходимыми в искусстве. В
своем творчестве она неустанно идет впе-
ред. Ей выпала большая. удача работать в
руководимом Таировым сплоченном коллек-
тиве таких прекрасных артистов, как Ценин,
Чаплыгин, Уварова, Миклашевская, с таки-
ми режиссерами, как Лукьянов, Ганшин. В
Камерном театре’ — ‘большой и дружный
коллектив.

Неожиданный и потому всегла интерес-
ный этот театр, неожиданно и всегда инте-
ресно его творчество. Давно ли Камерный
театр показал «Чайку» в фрагментах, про-
шедшую  перед зрителями, как туманные
картины, полные чеховского хрупкого, неу-`
ловимого пафоса под кажущейся просто-
той, —и вдруг — «Без вины виноватые»,
такой реальный, такой теплый спектакль.

Конечно, большую часть ‘успеха этой

Tax y Koonen ee

крепла его связь с жизнью родины.

Театр, отличительным свойством которо-
го было с первых дней его существования
смешение двух линий—романтизма и пафо-
са трагедии с улыбкой сатиры и комедии,
—стремилсея передать романтизм и пафос
Великой социалистической революции. Еще
в «Оптимистической трагедии» Вс. Виш-
невского он выразил подлинную романтику
первых годов революции. В дни Отечествен:
ной войны благородная романтика патрио-
тизма воодушевляет спектакли Камерного
театра и помогает воспитывать чувство
любви к нашей славной Красной Армии, В
«Адмирале Нахимове», где прекрасно иг-
рает народный артист II. Гайдебуров,
театр вполне овладевает эмоциями зрителя
и будит в нем живое чувство гордости бое-
выми традициями русского народа.

В творческих исканиях театра, его до-
стижениях и пробах выделяются некоторые
женские образы, созданные А. Коонен, ар:
THCTKOH, чья обаятёльная женственность
придает театру особый аромат. Нежная и
трогательная Адриенна Лекуврер, жертва
  любви Федра, несчастная Эмма Бовари, на-
конец,—Кручинина в пьесе Островского
«Без вины виноватые»—вот этапы творче-
ства А. Коонен.

Главный признак настоящего артиста в
том, что воплощенный им образ запоми-
нается. Могут забыться сама пьеса, под-
робности ее содержания, другие исполните-
ли, но образ, созданный артистом, занимает

пьесы в Камерном театре надо отнести на
прекрасную игру участвующих, на  поста-
новку пьесы, вводящую зрителя в настоя-
щую, живую жизнь прошлого. Исполнители
все на высоте, начиная с Коонен, которая
появляется перед нами сперва молодой, го-
рячо любящей девушкой, отдавшей люби-
мому человеку без размышления свою
жизнь и свое будущее, потом переживает
всю драму брошенной, незаслуженно. оскор-
бленной женщины и, наконец, неугасающее
отчаяние матери, лишенной ребенка.

Во всех этих превращениях она «настоя-
щая», и верится в ее чистоту, в ее любовь
к сыну, в ее талант. На редкость убеди-
тельно Коонен дает светлый образ чистой
русской женщины, натуры, которую стра-
данья только углубили и облагородили.
Долго стоят в ушах ее два возгласа, такие
разные, оба рвущиеся из. души: возглас в
прологе, когда она узнает о болезни ребен-
ка, и возглас в последнем акте, когда она
находит сына. В одном — вся мука, в дру-
гом — весь восторг неожиданности.

Теплый, взволнованный спектакль, и та-
кой молодой, что трудно поверить в тот
тридцатилетний юбилей, который сейчас
справляет Камерный театр. И хочется по-
желать ему хранить еще долго эту моло:
дость сердца и продолжать свою прекрас-
ную деятельность.

Т. ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК,
заслуженный деятель искусств.