ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

Фильм ‚Иван Грозный

Внутренность Успенского собора. Тор-
жественно поёт хор. Перед митрополитом
Пименом стоит на амвоне молодой князь
московский Иван Васильевич. Престарелый
митрополит передает ему знаки царского
достоинства: шапку Мономаха, скипетр и
державу. Хоры поют всё громче. Радостно
звонят колокола. Два молодых боярина
осышают царя` дождём золотых монет...

Так начинается фильм о Грозном.

Роль Ивана Грозного исполняет в
фильме Н. Черкасов. Напряжённая и
страстная воля в возвеличению своей
родины яваяетея главной чертой ха-
рактера Ивана. Умный, воодушевлён-
ный великой целью человек, видящий
в своей государственной власти тот под-
виг, который он должен евершить во имя
отчизны, дальновидный политик и круп-
ный полководец, — таков Иван Грозный в
фильме С. Эйзенштейна.

Фильм этот — яркое, своеобразное и
большое произведение кинематографиче-
ского искусства. Идейная насыщенность и
глубокое общественно-историческое содер-
жание фильма выражены в живописной,
остро впечатляющей манере.

Вот облечённый в бармы Мономаха, ¢
державою и скипетром царь Иван произ-
носит свою первую речь. Во всей фигуре
молодого царя величие. и просветлённая
сосредоточенность. Его лицо, совсем ещё
юное, с умными, горящими глазами, ¢ TOH-
ким овалом, дышит уверенностью и волей.
Сначала глухб, потом явственнее и твёр-
же раздаётся его голое. Венчаясь на цар-
ство, он тем «навеки многовластию—зло-
козненному, боярскому, на Руси предел
кладёт». a

«Нужна сильная власть, — произно-
сит он решительно, —дабы шеи гнуть тем,
кто единству державы российской проти-
вится...» И выпукло, крупно показывает
режисеёр тех, кто слушает речь царя. В
трупие иностранцев иронические возгла-
сы. Среди бояр испуг и скрытое возмуще-
ние.

° Скорбной силой звучит та чаеть речи
царя, в которой`он говорит © русской от-
чизне, как о теле, «по локти и колени
обрубленном», выход к морю — в чу-
жих руках... А посему в день сей, про-
возглашает он с достоинством, «вен-
чаемся мы на владение и теми землями,
что ныне до времени под другими государ-
ствами находятся».

_ Сохраняя драматическую напряжен-
ность, фильм словно приоткрывает заве-
су над далеким прошлым нашей родины,
и события эпохи Ивана Грозного ожи-
вают во всей их грандиозной значитель-
ности и глубоком историческом смысле.
Мы видим ожесточенную борьбу Ивана с
боярством за единую и централизован-
ную власть, — эту борьбу царь ведет во
имя высших интересов родины. Мы видим
подготовку к войне с Тивонией, истори-
чески необходимой для России, ибо
нужно было открыть стране нашей пути
на Запад, поставить Московекое государ-
ство в должные отношения © другим
державами. :

Смелые реформы Ивана, его большие
военные предприятия обнаруживают в
нем талант государственного деятеля и
выдающегося полководца, и они показа-
ны в фильме средствами большого ис-

*) Художественный исторический фяльм.
Первая серия. Автор сценария и постанов-
щик Сергей Эйзенштейн. Производство
Алма-Атинской киностудии.

Наша

На-днях вышла на экран первая серия
фильма, снятого мною по собственному
сценарию. Работу над сценарием мы на-
чали в 1941 г., еще до войны. В середине
февраля мы приступаем к работе по за-
вершению второй серии, в основном сни-
мавшейся одновременно с первой, и ле-
том надеемся выпустить ее на экран.

Работа над фильмом была исключи-
тельно сложкой. Надо было решительно
пересмотреть отношение . в личности и
исторической роли Ивана Грозного.

Создание крепкого централизованного
государства вместо разрозненных и враж-
дующих между собой феодальных кня-
кеств было основной и главной задачей
Ивана ГУ. Им закладывалея фундамент
громадной и мощной державы. За этот ве-
ликий исторический шаг мы глубоко чтим
память Ивана Грозного — одного из вы-
дающихся государственных деятелей.
Очень интересны оценки Ивана Грозного,
которые были даны в течение двух веков.
В частности, Петр Первый относился к
нему с исключительным уважением.

Иначё относились’ к Грозному после
царствования Петра Г.

Потомки раздавленных Иваном феода-
лов, не желавших принять единодержа-
вие, не гнушавшихся предательства, за-
говоров и тайно подготовлявших напа-
дение на Россию западных соседей,
вопили о жестокости и кровожадности
московского царя. Крутые меры Ивана и
беспощадная последовательность в защите
интересов государства, вопреки беярскому
своекорыстию и своевластию, истолковы-
вались, как бессмысленная ‘злоба и ма-
ниакальная кровожадность.

Но в основном мы обязаны искажением
исторической перспективы все той же
враждебной руке, которая чернит и раз-
руштает все нам национально дорогое:
руке немцев и предателей, не гнушавших-
ся союза с любыми врагами нашей от-
зизны. Основные источники, придававшие
заовещие очертания фигуре Ивана, это —
записки князя Курбского, изменника, пе-
ребежавшего к полякам; немцев — Тау-
бе, Крузе и немца-опричника Штадена,
втиравигихся в доверие московского ца-
ря и собиравших сведения для облегче-
ния интервенции в русские земли.

Их писания, в основном питавшие
прошлую историческую и художествен-
ную интерпретацию роли и образа Гроз-
ного, — это отнюдь не об’ективные «кар-
тины прошлого». Это — злонамеренные
агитационные материалы, которые долж-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗД АТ Е ЛЬОТВА: Москва, 6. Пушкинская плошаль, 5.
Советского строительства — К 3-98-77; Пропаганды — К 1-42-86; Литературы и искусства — К 0-57-27; Иностранного — К 3-91-08; Писем — К 3-75-№; Художественнсго — К 5-36-58, Издательста

— —

B 12693,

5. РОМАШОВ

кусства, в яркой и правдивой манере.
Достоинство фильма в том, что под-
линная, исторически верная картина
России Х\Г века, с ее своеобразной ар-
хитектурой, с её монументальным сти-
лем, связанным с Византией, с высоко
развитой музыкальной культурой и жи-
вописью-—оживает во всем своем блеске.

Режиссер и автор сценария С. 9й-
зенштейн достигает большой выразитель-
ности благодаря размаху своей творче-
ской фантазии и искусству создавать за-
конченные картины, убеждающие яркой
живописностью. С. Эйзенштейн минует
частности и в крупном плане показывает
борьбу тех сил, которые создают нара-
стающее историческое действие. Он еме-
ло оперирует эффектными драматур-
гическими приёмами, чтобы раскрыть

главную тему фильма — как, подверга-
ясь суровым испытаниям судьбы, фор-
мируется и крепнет мощный характер
Ивана Грозного, исполненного одной все-
поглащающей страсти — укрепить дер-
жаву Русскую.

Исторические события первого периода
его царствования — победный поход на
Казань, подготовка войны с Ливонией, —
драматические коллизии личной его судь-
бы измена Курбского, козни бояр, отрав-
ление царицы Анастасии — служат теми
вехами, по которым проходит глубокая,
мучительная, но и торжествующая жизнь
его неуёмного и высокого духа... И
цепь этих драматических событий пере-
даёт впечатление о бурной, напряженной
жизни русского народа в один из ответ-

ственнейших периодов исторического раз-

BUTHA...

Молодой державе Русской приходится
вести ожесточённую борьбу с внешними
врагами, чтобы защитить цельность своей
земли от всевозможных посягательств, за-
ставить другие государства уважать своё
достоинство.

Препятствием к этому государетвен-
ному и военному подвигу царя Ивана бы-
ла боярская измена. Не прибегая к под-
чёркиваниям и карикатуре, с реалистиче-
ской убедительностью фильм показывает
силы боярской реакции. Родовое спесивое
боярство, не гнушаясь никакими сред-
ствами, пытается сорвать планы царя.
Борьба ожесточает характер Ивана, но

не лишает его глубокой нравственной
силы.
Через весь фильм проходит идея

преданности царя Ивана, делу возвеличе-
ния Русского государства. Мудрый, даль-
новидный политик, обладающий широким
кругозором и глубоко верящий в славное
будущее Русского государства, Иван
Грозный прилагает немало усилий, что-
бы завоевать достойное международное
положение для России. Великие военные
предприятия, которые он проводит, возвы-

‘шают Московскую державу.

Когда взволнованный, радостный и
окрылённый счастьем молодой царь пирует
на свадьбе, толпа, подстрекаемая боярауи,
врывается во дворец. Москва взволнована
пожарами.

Артист Н. Черкасов очень тонко прово-
дит сцену первой встречи царя Ивана
с народом. Здесь, а также в прекрасно вы-
полненной сцене с послами Орды уже
чувствуется в юноше-царе взмах крыльев
молодого орла.

После славного похода на Казань тя-
жело заболевает царь. Кажется, настал его

последний час. Но и перед лицом смерти
Грозный думает о будущем России.

В финале фильма мы видим уже не сем-
надцатилетнего юнопгу, каким он был во
время венчания на царство. В Алексан-
дровой слободе (куда удалился царь
Иван) ждёт призыва народного суровый
муж, выстрадавший свою глубокую думу о
великой судьбе своей родины. И, как при-
сяга на верность родине и народу, звучат
его слова: «Ради русского царства вели-
кого». ‘

Из ближайшего окружения царя выде-
ляется фигура Малюты Скуратова (артист
М. Жаров). Но образ Малюты Скуратова,
как государственного человека, не нашел
еще в Игре талантливого артиста глубо-
кого истолкования, не вышел из рамок
жанрового рисунка. Мягко и лирично
трактован артисткой Л. Целиковекой об-
раз царицы Анастасии, преданно любящей
царя, поддерживающей Ивана в его пла-
нах, хотя, артистка не сумела передать
черты строгого и верного характера. Ко-
лоритна фигура Басманова - erapmero
исполнении артиста Бучмы. :

Силы враждебного царю боярства раз-
работаны в фильме разнообразно, с сохра-
нением психологической характерности
действующих лиц. Вот несоглаеный с по-
литикой царя Ивана по отношению к
боярству молодой Колычев, решивший
уйти в монастырь. Артист Абрикосов на-
шёл в этой эпизодической роли черты
крупного характера, который, несомнен-
но, развернётся в дальнейшем...

Князь Андрей Курбский (артист На-
званов) показан молодым, образованным,
властолюбивым и коварным царедворцем.
В сцене целования креста Курбекий не
оставляет никакого сомнения относитель-
но своего лицемерного, предательского ха-
рактера.

Воплощением боярской ненависти, зло-
бы и властолюбия является в фильме
боярыня Ефросинья Старицкая, характер-
ный облик которой раскрыт артисткой
С. Бирман скупыми и сильными сред-
отвами. :

Не выпадая из монументального стиля
всего фильма, играют артисты, создавая
очень ровное ансамблевое исполнение.
Почти все образы (даже самые эпизодиче-
ские) словно написаны широкой киетью.
Фигуры бояр, монахов, иностранцев, вои-
HOB, татар, людей из народа выленлены с
необычайным мастерством и живописной
сочностью.

В фильме очень ярко показаны богат-
ство и пышность двора Ивана, взятие Ка-
зани, поход царева войска на хана, под-
коп под казанскую крепость, стремитель-
ная конная атака. Нельзя не отметить
отличную работу операторов 9. Тиссе и
А. Москвина.

Очень колоритно представлены сцены
венчания царя на царство, его болезни и
соборования, шествия народа в Алексан-
дрову слободу по заснеженным подмоеков-
ным полям... Исторический колорит этих
энизодов усиливают величественная музы-
ка, написанная Сергеем Прокофъевым, и
прекрасно звучащие хоры.

наши дни великих побед, обес-
печивших мировое признание могущества
и величия нашей славной советской ‘ро-
дины, фильм, правдиво рассказывающий о
том историческом прошлом, когда впервые
утверждалось достоинство державы Рус-
ской, не может не возбуждать глубокого

волнения. Удача первой серии фильма за-

ставляет нас с интересом ждать второй 1

третьей серий фильма.

работа над фильмом

С. ЭЙЗЕНШТЕЙН

ны были служить средством разжигания
ненависти к Москве, дискредитации ее в
глазах Запада.

Характерно, что наиболее передовые и
светлые умы ХПХ века высоко ценили
историческую роль Ивана Грозного.
Так относились к нему Пушкин и
Лермонтов. Так относился к нему и Бе-
линский в своей критике на «Русскую
историю для мервоначального чтения»,
нападавший на Полевого за то, что <у
него Иоанн не гений, а просто замеча-
тельный человек».

Понадобилась победа Великой Октябрь-
ской социалистической революции, чтобы
окончательно и в должном свете уяснить
многообразную деятельность’ Ивана Гроз-
ного.

Еще задолго до Великой Отечественной
войны ‘наш народ все пристальнее вгля-
дывается в свое прошлое. Уважению к
своему прошлому нас неустанно учит
товарищ Сталин. И ответом на эти устре-
мления в области кино уже служит галле-
рея образов героических защитников и
строителей нашего государства в про-
шлом. Так, у нас поставлены фильмы: об
Александре Невском и Петре Первом, о
Минине и Пожарском. Сейчас вышел
фильм об Иване Грозном, который пока-
зан в картине прежде всего человеком
своего времени.

Величие темы требовало монументаль-
ных средств оформления. На второй план
уходили частности, и все подчинялось
основной идее могущества России и ве-
ликой борьбы за ев` величие. Основные
конфликты борьбы, в которых Иван те-
рял родных и близких, — либо отходив-
ших от него, не понимая его замыслов;
либо боровшихся с ним из-за корыстных
целей; либо погибавших рядом с ним в
борьбе, ‚— естественно, звали к формам
трагедийным.

Так определялся стиль вещи, идущий в
разрез со многими традиционными приб-
мами, к которым мы привыкли на экране,
как зарубежном, так и нашем. Там обык-
новенно исторический персонаж, истори-
ческого героя стараются сделать «обще-
доступным», представить его в чертах
характера и постунках обыденных и 06-
щепринятых: в халате и ночном колпаке.

0 царе Иване хотелось говорить иначе.
В образе сго хотелось прежде всего
дать ощущение величественности, и это
влекло к величавости форм. Речь стано-

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцовз- Степанова, Пушкинская площадь,

вилась размеренной. Часто в речь вли-
вается музыка, в диалог вплетается хор.
На первый план поведения царя просту-
пала одержимость основной идеей госу-
дарственности.

Из характеристики других персонажей
уходили мелочи, крупно прорисовывалиеь
основные черты, — прежде всего враж-
дебность или преданность делу Ивана.
Может быть, из-за этого отдельно взятые
персонажи могут показаться несколько
однобокими. Но в том-то и дело, что брать

их нужно в целом, в общей взаимосвязи.

их с делом жизни Ивана, как нельзя вы-
делять из сложного оркестра партию од-
ного инструмента, ибо смысл их отдель-
ных действий раскрывается лишь в 00-
щем взаимодействии. Нельзя их раесмат-
ривать и вне их пластического оформле-
ния и музыкального целого, в которое
они погружены. В этом отношении нужно
отдать должное глубокому чутью, © кото-
рым на решение проблемы создания
трагедии шел и коллектив артистов, и
замечательные мастера-операторы А. Мо-
сквин и`9. Тиссе, и С. Прокофьев, чья
великоленная музыка до глубины векры-
вает все оттенки трагедийного, внутрен-
него движения действия.

Все было устремлено к тому, чтобы
донести до зрителя монументальную мощь
российского государетва. Поэтому разра-
стаются палаты, подымаются ввысь’ но-
толки, сверкают парча, мех, драгоценно-
сти, поэтому звучат мощные хоры древ-
них духовных песнопений. Третьим Римом
рисовалась Русь людям Х\[Г века. На
роскошь России того времени дивились
иноземцы. И не кропотливого восстанов-
ления мелочей и документальных деталей
искали мы в оформлении, a старались
прежде всего уловить ощущение величия,
мощи и силы Руси времен Ивана LY.

Сейчас закончен первый этап больнто-
го труда.

Работая над фильмом «Иван Грозный»
в глубоком тылу, работая над темой да-
лекого прошлого, весь наш коллектив
жил ‘одной жизнью со всей страной. Свой
вклад в общенародное дело мы видели в
том, чтобы вею свою любовь, все свой
мечты и всю свою энергию вложить в то
дело, которое было нам поручено, — по-
казать на экране прошлое нашей страны
и образ того великого человека, который
торячо любил свое государетво и рев-
HOCTHO отдавал ему свои силы, ум и волю.

Насколько нам удалось справиться с
большой задачей, — скажет зритель.

Телефонь: отделов редакции:

Секретариата — К 4-77-96;

Военные действия СОЮЗНИКОВ

B

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). В сооб-
щении штаба верховного командования
экспедиционных сил. союзников говорит-
ся, что в районе леса Моншау пехотные
части союзников, ‘преодолев незначительное
сопротивление противника, продвинулись на
расстояние от 1.500 до 2.000 ярдов и до-
стигли пункта, расположенного в 3/2 мнлях
к востоку от Гофена. Другие пехотные сое-
динения подошли к восточной оконечности
леса.

Южнее части союзников продвигались в
восточном направлении, преодолевая пре-
пятствия линии Зигфрида; противник встре-
чал их усиливающимся пулемётным и ру-
жейным огнём. В. результате этого продви-
жения части союзников достигли высоты,
расположенной к западу от Рамшейда (Гер-
мания}. В 5’/2 милях к востоку от Буллянге-
на занят германский город Нейгоф; в Уден-
брейте продолжаются ожесточенные бои.

Перейдя германскую границу восточнее и
юго-восточнее Cen-Buta, части союзников
заняли Аув и Мютцених и, овладев Гросс-
лангенфельдом, достигли окрестностей
Блейальфа. Хукхусшейд, находящийся в
3 милях к юго-западу от Хагенау, также за-
нят союзниками. В Обергофене, юго-во-
сточнее Хагенау, в боях, которые ведутся
уже второй день, достигнуты некоторые
успехи.

Пехотные и танковые части союзников

прорвались в центр Кольмара; некоторые  .

успехи достигнуты также на восточной и
западной окраинах города,

Войска союзников достигли Рейна и
удерживают в настоящее - время западный
берег Рейна на протяжении примерно 35
миль к югу от Страсбурга. Некоторые ус-

Европе \

пехи достигнуты в районе леса к востоку

от Кольмара; близ Аппенвейера и Бисхей-
ма идут ожесточенные бои.

В ночь на 3 февраля весьма крупные сое
динения тяжелых бомбардировщиков совер-
шили налёт на Висбаден, Карлсруэ и завод
синтетического горючего в Ванне-Эйкеле.
Лёгкие бомбардировщики атаковали транс-
портные об’екты в Германии.

ВСТУПЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ ВОЙСК

В КОЛЬМАР j
ПАРИЖ, 3 февраля. (ТАСС). Агентство
Франспресс сообщает о том, что части

французской 1-й армии под командованием
генерала Делаттра де Тассиньи вступили
вчера в Кольмар. Французские танки пре-
следуют отступающего противника.

НАЛЕТ 1.0% АМЕРИКАНОКИХ
БОМБАРДИРОВШИКОВ НА БЕРЛИН

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Штаб

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 ФЕВРАЛЯ 1945 г. № 29 (8639)
a NN nnn nnn

Отклики среди канадских
солдат на победы
Красной Армии

ОТТАВА, ‘3 февраля. (ТАСС). Газета
«Фри пресс» (выходит в Виннипеге) опуб-
ликовала сообщение своего корреспондента
при канадской армии в Голландии, кото-
рый пишет, что канадские солдаты, сражаю-
щиеся. на Западном фронте, находятся под
сильным впечатлением победоносного на-
ступления Красной Армии. «Мысли и раз-
говоры канадских солдат, — пишет коррес-
понлент, — концентрируются главным обра-
зом вокруг блестящего советского наступ-
ления. Канадские солдаты выражают глу-
бочайшее восхищение силой русского на-
ступления, великолепной штабной работой,
превосходной системой коммуникации в
невероятно тяжелой работой, повидимому,
проделанной русскими для подготовки
наступления в таком огромном масштабе».

К положению в Германии

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). ЗЛондон-

американских военно-воздушных сил на
европейском театре операций сообщил,
более тысячи )
щиков 3 февраля совершили налет
военные об’екты в центре Берлина.
Свыше 400 тяжелых

ское радио, ссылаясь на дипломатических

что   представителей нейтральных стран, пере“
американских бомбардиров- даёт, что из северных и восточных рано-
на нов Германии в Берлин продолжают при-

бывать потоки беженцев. Число их увели-
бомбардировщиков   чивается с каждым днем. На улицах Берли-

совершили налёт на заводы синтетического   на можно видеть массу женщин и детей,

горючего ‘в предместье
сортировочные. станции в. Магдебурге.

более 900 истребителей.
ЛОНДОН, 3 февраля.

не официально об’явлено,

бомбардировщики сбросили 3

(ТАСС). В Лондо-

Магдебурга и На   которые ходят из
лостыню. В связи
Бомбардировщики шли в сопровождении   административные органы
О нс ной Германии прекращают всякую деятель-
ность. Власть в этих городах осуществляют
что американские гестаповцы.
февраля на  имущество эвакуированных. Военные вла-

дома в дом и просят ми-
с массовой эвакуацией
в городах Восточ-

Гитлеровские солдаты грабят

центр Берлина 2.500 тонн фугасных и за- сти вынуждены были издать приказ, в ко-

жигательных бомб.

тором говорится, что за грабёж имущества
солдаты будут подвергаться самым суровым

наказаниям.

Правительственный кризис в Бельии

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер из Брюсселя,
регент Бельгии соБещался сегодня утром в
целях, как полагают, урегулирования пра-
вительственного кризиса. Регент просил
Пьерло в течение некоторого времени руко-
водить делами.

Заявлению Пьерло об отставке прави- ные министры дали согласие на это.

_ Церемония в советском посольстве в Лондоне
по случаю 2-й годовщины Сталинградской битвы

ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Вчера в
советском посольстве в Лондоне состоя-
лась ‘церемония по случаю второй годов-
щины великой Сталинградской битвы. На
церемонии присутствовали лорд-мэр  Лондо-
на, государственный министр Ричард Лоу и
другие английские и советские официаль-
ные лица. Поверенный в делах СССР
т. Соболев передал каждому из 18 англий-
ских рабочих, которые делали почётный
меч для Сталинграда, резную шкатулку

тельства предшествовал выход из него ми-
нистров-социалистов.

Пьерло после сегодняшнего заседания
кабинета министров заявил, что он просил
министров членов социалистической
партии не подавать в отставку и продол-
жать вести работу до заседания парламен-
та, которое состоится 6 февраля. Указан-

орехового дерева с альбомом фотоснимков,
отражающих историю Сталинграда в пе-
риод Великой Отечественной войны СССР.
В каждом альбоме имеется послание вы-
пцающихся граждан Сталинграда. Вручая
эти шкатулки, Соболев сказал: «Население
Сталинграда бережно хранит почетный
меч, как. символ растущего товарищества
по оружию народов Великобритании и Со-
ветского Союза. Тесное сотрудничество
армий союзников принесёт Европе свободу».

К гибели тов. Уманского
МЕКСИКО, 30 января. (ТАСС). (Задер-  ностью разделяется многими другими `демо-

жано доставкой). Газета «Эль популар» .пи-
шет, что профсоюз железнодорожников
Мексики обратился к президенту Авила Ка-
мачо с настоятеёльным требованнем, чтобы
расследование, ‘предпринятое с целью опре-
деления причин катастрофы, в результате
которой погибли посол СССР тов. Уман-
ский и его спутники, «было ускорено и про-
ведено возможно глубже».

Руководители профсоюза железнодорож-
ников указывают, что их точка зрения пол-

кратическими организациями Мексики.
НЬЮ-ЙОРК, 2 февраля. (ТАСС). Коррес-

пондент агентства Юнайтед пресс передает

из Мексико, что президент Авила Камачо

Подрывная работа фашистов
во Франции

ПАРИЖ, 3 февраля. (ТАСС). Как пере-

дает агентство Франс пресс, французская
печать неоднократно сообщала о том, что в
провинции Прованс %рудуют
банды, которые состоят
полицейских, членов шайки Дорио, а также
бежавших
банды стремятся всевозможными средства-
ми создать атмосферу беспокойства и тем
самым усложнить задачи правительства в
деле реконструкции страны. С этой целью
устраивались покушения, в частности поку-
шение в Шато-ла-Тимон, где в результате
взрыва жители замка были погребены под
его развалинами. Однако, отмечает агент-
ство, преступления,

фашистские

из лавалевских

немецких военнопленных. Эти

совершаемые этими

бандами, не имеют военной важности, а
моральное и политическое значение их ни-
чтожно.

В сообщении указывается, что, согласно

полученным сведениям, центр фашистских
банд находится в Марселе. Немногочислен-
ные группы разбросаны по всему району

в департаментах Воклюз, Буш дю Рон, Вар,
Нижние Алыты. В крупных населенных
пунктах эти отряды имеют в качестве со-,
общников лиц, сотрудничавших с немцами,
воров.

Выетупление Луи Сайяна
ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Как сооб-

2 февраля получил доклад комиссии авиа- щает агентство АФИ, председатель Фран-

ционных экспертов,
стоятельства аварии

расследовавших об-  цузского национального совета сопротив-
самолета, в резуль- ления Луи Сайян, выступая по радио, за-

тате которой погиб посол СССР Уманский. Явил, что нет никаких разногласий между
Доклад не будет опубликован до тех пор,   организациями сопротивления и француз-

пока Авила Камачо не закончит изучение  ским общественным мнением.
Национального совета сопротивления, ска-

его.

Программа

зал он, является общей программой. Сайян

ЗНАНИЕ

`’Помощь советского Красного Креста
населению Польши

Исполком Союза обществ Красного
Креста и Красного Полумесяца отправил
Временному Правительству Польской
Республики две партии медикаментов,
перевязочного материала и медицинского
инструментария для населения районов
Польши, ‘освобожденных от ° немецкой

оккупации.
В посылках — наборы для хирургиче-
ских операций,  рентгенографические

пленки, противостолбнячные и противо-
дифтерийные сыворотки, медикаменты и
перевязочные материалы.

Премьер - министр Временного
вительства Польской

Пра-
Республики

г-н 9. Осубка-Моравский прислал предсе-

подчеркнул, что Национальный совет со-
противления
партией, но «образует французское нацио.
нальное единство». Организации сопротив-
ления выражают лишь одно желание: «У ча-
ствовать в ‘войне, выиграть её, построить
подлинную социальную,
дателю Исполкома Союза обществ Врас-  политическую демократию,

не является политической

экономическую и
об’единиться

ного Креста и Красного Полумесяца тов. ради спасения французского народа».

С. А. Колесникову письмо, в котором го-
ворится:

«Сердечно благодарю Вас за медика-
менты, инетрументы и перевязочный ма-
териал, присланный Обществом Красного
Креста и Красного Полумесяца СССР для
исстрадавшегося под игом немецко-фа-
птистских захватчиков населения Польши.
Польская общественность © большой
признательностью приняла оказанную
Вами помошь».

(ТАСС).

БЕРЛИНЕЦ С ОПЫТОМ...

Берлинскле радио истерически призывает немцев оборонять Берлин —   ДНЯ, вечерн. в 7.30 веч,
«город Фридриха Великого». По сообщениям иностранной печати, руковод-

ство обороной Берлина
. Бор. Ефимова.

поручено Геббельсу и Гудериану.

„Фридрих И. —Я уже однажды «оборонял» Берлин от русских.

С меня хватит,

Фронта — К 5-68-59 wi K 3-39-70;

господа. Пока!

Информационного—К 5-39-70 и K 4-72-37;

5;

ма Экономического—К 3-58-35;
о —Н 5-23-20, К 4-15-06. Приём об явлений в Москве _к 5.74.38

Положение в Греции

‚ ЛОНДОН, 3 февраля. (ТАСС). Как пе-
редаёт агентство Рейтер из Афин, вчера в
Вилле, в 20 милях от Афин, открылась кон-
ференция представителей ЭАМ и греческо-
го правительства,

SS SD

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
о пининииниионнинии ини

БОЛЫПОЙ ТЕАТР — 4/1 утро «Снегурочка»,
Bey. «Дон-Кихот». Нач, утрен, спект, в 12 ч,

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 4/И утро
«Севильский цирюльник», веч. «Царская неве-
ста». Нач. утрен. спект. в 12 ч. дня, вечерн.
в 71.30 веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 4/1 «Варвары».
7.30 веч,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 4/1 «Без ви:
ны виноватые». Нач, в 7.30 вез.

МХАТ ООСР им. ГОРЬКОГО — 4 у «Царь
Федор Иоаннович», seu. кремле, м,
i Нач. утрен. спект, в 12 ч. дня, вечерн. в
.30 веч.

ФИЛИАЛ МХАТ -— 4/1 утро «Дядющшкии сон»,
веч. «Пиквикский клуб». Ньч. утрен, спект, в
12 ч. дня, вечерн, в 7.30 веч.

ГОО. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ул.
Горького, пер. Садовских. 19) — 4/ утро’ «Слу-
га двух господ», веч. закрытый спектакль. Нач.
Утрен. спект. в 12 ч. дня, вечери в 7.30 веч.
Е er ee

ИППОДРОМ, Сегодня, 4/П
РЫСИСТЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
Начало в 12 ч. дня.

Нач я

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 4 февраля 1945 г,

Новый художественный истори»

‘торический фильм
Е ГРОЗНЫЙ» — Метрополь, Ударник, Ко-
изей,

«СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ» — Метрополь.
О Е В В Вона а они аивено военное

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ НА ЭКРАНЫ
КИНОТЕАТРОВ выпускается

новый художественный фильм

«РОДНЫЕ ПОЛЯ,»

т

а — М. ease
sTaHOBKa — Бориса KE ы
ксандра Bocynaése. neve ~
2-й режиссер — А. Оленин,
ta. оператор — C. Onraer,
Гл. художник — А. Босулаев,
Музыкальное оформление — Н. Крюкова,
В тлавных ‘ролях снимались артисты:

Б. Бабочкин, В. Ванин,

А. Лукьянов, Н. Ни-

китина, 0. Викланд, А. Зуева, В. Кольцов
i. и другие.
Производство ордена Ленина киностудия
«МОСФИЛЬМ».

(1944 г.),

Отделение Истории и Философии Акаде-

мим наук -CCOP с прискорбием извещает

© смерти старейшего советского археолога
заслуженного деятеля _ науки

ГОРОДЦОВА Василия Алексеевича,

последоватицей 5 февраля 1945 года,

Сельского хозяйст
‚ в Ленинграде — 36-18.