СРЕДА, 12 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 215 (8825)

Дороги

Эетония обладает густой сетью дорог.
Они связывают столицу Эстонской ССР
Таллин © десятью уездами, ° свя-
зывают города и промышленные пред-
приятия с сельскими районами, поста-
вляющими сырье и продовольствие.

Мне пришлось проехать около тысячи
вилометров по шоесейным дорогам Эсто-
нии, Надо отдаль должное — республика
содержит свои дороги отлично. По доро-
гам идут вереницы машин, мотоциклов,
велосипедов, На велосицедах рабочие
и стужащие едут на работы в. города,
крестьяне, вооруженные косами и лопа-
тами, спешат на поляна покос и уборку
хлебов; на велосинедах жители деревень
везут в город продукты сельского хо-
зяйства.

Во время хозяйничания немцев в 9с-

тонии население видело, как Варвареки]

относились немецкие захватчики к их
труду, воплощенному в безукоризненных
дорожных линиях, в стройных железо-
бетонных и железных мостах. Немцы
уничтожили, сожгли вее лучшее, причи-
нив республике убыток в дорожном хо-
зяйетве на несколько cor миллионов
рублей.

За восстановление своих дорог рес-
публика принялась в первого дня оево-
бождения эстонской земли от немцев.

В города, освобожденные от фашист-
ских захватчиков, вместе с передовыми
частями наших войск входили дорожни-
ви, уездные дорожные отделы явились
едва ли не первыми советскими органи-
зациями на освобожденной территории.
В рядах лавных дорожников были:
тяавный механик Управления — шоссей-
ных дорог Клаусон, главный инженер
Ушосдора Кирюхин,  слесарь-моторист
Нылвак, руководитель Управления 10с-
сейных дорог подпоаковник Аснин, до-
режник - воестановитель Новицкий и
еще десятки старых испытанных кадро-
виков; в рядах Красной Армии их труд
и умение были использованы на строи-
тельстве военных дорог.

Вальтер Иванович Клаусон — глав-
ный механиь Ушосдора, командир до-
рожной части, кавалер двух орденов,
вместе с группой дорожников вошел в
город Тарту, когда в городе еще шли
бои. В течение десяти дней, находясь
под непрерывным артиллерийским и ми-
нометным огнем, дорожники собирали
механизмы и станки, нужные для дорож-
ного хозяйства, одновременно вели вое-
становительные дорожно-мостовые рабо-
ты, чтобы обеспечить прохождение во-
инских транспортов.

Иван Ильич Кирюхин — главный ин-
женер, возглавляя оперативную группу
дорожников, вошел в Выру через четыре
часа после того, как передовые части
Ераеной Армии ворвалиеь в город. Това-
рищ Кирюхин лично организовал тушение
пожара силами местного населения, лик-
видировал пожары, принял меры в епа-
сению и охране государетвенного иму-
щества, поеле чего взялся за восета-
новление дорог.

Дорожники понимали, что воестанов-
ление дорог и мостов немыслимо без
создания прочной мощной технической
базы и механизмов. Поэтому начали с
восстановления подорванных  MacTep-
ских, со сбора и ремонта всей техники.
Руководители дорожных отделов, инже-
неры, токари, слесаря, шоферы сами
ходили по дорогам, искали в складах и
на свалках металла машины, станк,
инструменты и отдельные детали. За ко-
роткий срок были собраны 124 автома-
шины, 59 тракторов, 19 камнедробилок,
большое количество автогрейдеров, авто-
прицепов и других механизмов. Восста-
новили одиннадцать мастерских, В них
начался ремонт механизмов,

Эстонии

В мастерской дорожного отдела Харь-
юмасского уезда мы увидели грузовые
автомобили, мощные дорожные машины,
восстановленные силами самих  дорож-
ников. В этой мастерской шофер Кару
показал нам  «Бюсеинг» — грузопод’ем-
ностью в щесть тонн. Товарищ Кару во
всех уездах сам разыскивал авточаети,
ежедневно работал по 14 часов, собирая
машину, & сейчас на ней ежедневно вы-
полняет по две нормы. Инженер Парт,
технорук Унт, бригадир токарей Самуль,
мастер Линц, слесарь Вальк день и ночь
работали над тем, чтобы выпустить ма-
щины в срок.

В г. Раквере восстановаенную мастер-
скую возглавил рабочий тов. Нылвак,
ему 63 года, но он полон энергии
и бодрости, До войны Нылвак рабо-
тал в этих же мастерских слесарем-
мотористом, ушел добровольцем в Kpac-
ную Армию, работал в дорожной части,
& сейчас — вновь за любимым делом и
добилея того, что его мастерская вышла
на первое мезто по республике.

Bee руководители партийных и совет-
вких организаций республики лично 3a-
нимались дорожным строительством.

В осенние дни 1944 года в Эстонии
развернулось несколько крупных  народ-
ных дорожных строек. В  полутораме-
сячный срок был построен мост в горо-
де Пярну длиною 365 метров. Скорост-
ными методами воестанавливалиеь доро-
ти. Уже зимой в республике поддержи-
валось беспрепятственное движение 10
главным нюссейным дорогам.

В июне 1945 года по всей территории
Эстонии были проведены массовые  до-
рожные работы. Дороги и мосты строи-
ли около ста тысяч крестьян 60 своими
подводами. За две недели было вывезе-
но 195 тысяч кубометров гравия, 10
тыс. кубометров леса, выполнены много-
численные строительные и ремонтные
работы, построено 115 мостов.

Председатель Ярвамаесского уездного
исполкома тов. `Эйхе рассказал нам:

— Надо было подготовить предеедате-
лей волисполкомов, сельских уполномочен-
ных побеседовать с крестьянами, под-
готовить заранее необходимый  инвен-
тарь, повозки, лошадей, изыекать мале-
риалы, нужные для строительства и вое-
становления. Я вам побывал во всех
волостях, проследил, чтоды Bee было
подготовлено, и ежедневно выезжал на
работы по ремонту дорог.

Сейчас Ярвамасский уезд имеет отлич-
ные дороги, идет первым по республике.

Ерестьянство Эстонской ССР активно
участвует в дорожном строительстве.
Ереетьяне волости Ранну по своей ини-
циативе восстановили 12 мостов. Ересть-
янка волости Вески Тартумаеского уез-
да Хильда Пярн свое задание, ›расечи-
танное на шесть дней, выполнила за два
дня и осталась на работе. 68-летний кре-
отьянин из уезда Вильяндина Палу Иохан
по своей инициативе въипел на  дорож-
ные работы и за три дня выпелнил
шестидневную норму. Братья Иван и
Сергей Сельмяе из Вырумасского уезда
вдвоем сверх нормы вывезли гравий и
привели в порядок участок дороги в два
километра. eat

В итоге в Эстонии сегодня все доро-
ти отремонтированы,

Успешно выполняется
программа 1945 года.

Эстонский народ любит свои дороги,
он заботливо ухаживает за ними, вее
время поддерживает в хорошем состоя-
нии, следит за их чистотой.

Г. ЯСТРЕБОВ,
спен. корр. «Известий».

строительная

Юбилей Яниса Райниса

РИГА, 11 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Сегодня в Риге состоялся торжест-
венный вечер, посвященный 80-летию со дня
рождения латышского народного поэта Яни-
са Райниса.

Докладчик А. Упитс подчеркнул, что про-
изведения Райниса проникнуты ненавистью
к извечным врагам латышского народа —
немецким захватчикам. Янис Райнис преоб-
разовал латышский язык, обогатил куль-

туру своего народа. Он перевел на латынт-
ский язык произведения Шекспира, Пушки-
на, Лермонтова, Горького и других класси-
ков мировой литературы. 3

С речью о Янисе Райнисе, невце латыш-
ского народа, выступил председатель Сов-
наркома республики В. Лацис.

СНК республики и ЦК КП(б) Латвии но-
становили соорудить в Риге памятник народ-
ному поэту Янису Райнису,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ: СССР.

В Кишиневе

Мотороремонтный завод

Восстановлена первая очередь Кишинев-
ского мотороремонтного завода, разрушен:
ного оккупантами, Завод ‘приступил к вы:
полнению заказов МТС,

За успехи в возрождении завода коллек-
тиву присуждено нереходящее красное зна:
мя горкома партии и горисполкома. Ряд
работников Президиум Верховного Совета
Молдавской ССР наградил почетными гра-
мотами,

Декадник искусства

Открылея декадник искусства, в котором
принимают участие коллективы молдавской
филармонии, русский драматический и мо-
давский музыкально-драматический теат-
ры. Симфонический оркестр филармонии в
сопровождении хоровой капеллы «Дойна»
и солистов исполнил кантату «Штефан Ве-
ликий», недавно законченную композитором
С. Няга. С болыной программой молдав-
ских народных песен и плясок выетунил на-
циональный оркестр «Тараф».

Гастроли Тамары Ханум
Закончились гастроли лауреата Сталин-
ской премин Тамары Ханум. В программу
концертов, которые давала узбексказ арти-
етказв Кишиневе, входили узбекские, ка-

Вчера в Москве открылась конференция
работников заводов Наркомата мннометно-
го вооружения. Конференция обсуждает
вопросы производства станкового оборудо-
вания.

Народный комиссар минометного ‘воору-
жения СССР тов. П. И. Паршин в своем
вступительном слове отметил, что заводам
сейчас необходимо в несколько раз увели-
чить выпуск машиностроительной продук-
ции, технически перевооружить предприя-
тия станками новых конструкций и прежде
всего увеличить выпуск специального стан-
кового оборудования.

С докладом о задачах станкостроителей
выступил заместитель народного комиссара
тов. Н. И. Кочнов.

Е АЙ

Конференция станкостроителей

(От корреспондента „Известий“)

захские, киргизские, туркменские,
байджанские и грузинекие песни,

С большим успехом Тамара Ханум испол:
няла молдавскую’ народную песню, сопро-
вождающуюся характерной пляской.

азер+

Рабфан при педагогическом институте

Для молодежи, не имеющей среднего
образования и намеревающейся поступить в
вузы, при Молдавском педагогическом ин-
ституте открылея рабочий факультет с Tpex-
годичным сроком обучения. Преподают на
рабфаке главным образом профессора педа:
гогического’ института.

По решению Совнаркома Молдавской
ССР  рабфаки будут организованы и при
других выеших учебных заведениях рес-
публики.

Открылся музей краеведения

Восстановлен и на-днях открылея: реснуб-
ликанский музей краеведения. В музее —
отделы фауны, истории и этнографии Мол:
давии, выставка старинных молдавских
ковров, домотканных и кустарных чзделий.

Ремонт пятнадцати комнат и двух боль-
ших зал, а также восстановление экенона-
тов осуществлены силами работников му-
зея.

— На больщинстве заводов наркомата,—
сообщил тов. Кочнов, — развернулось про-
изводетво станкового оборудования. Освоен
серийный выпуск ста девяноета типов стан-
ков. Организовано производство пятидесяти
типов специальных станков высокой точно-
сти для часовой промышленности. На ряде
заводов приступлено к выпуску специаль-
ных  апрегатных высокопроизводительных
станков для общего машиностроения. В бу-
дущем году на большинстве заводов. необ-
ходимо организовать  етанкостроительные
цехи и мастерские.

В прениях по докладу выступали дирек-
тора и главные инженеры предприятий нар-
комата, р

На сессий Академии педагогических наук РСФСР

Вчера, 11 сентября, на научной сессии Ака-
демии педагогических наук РСФСР нача-
лось обсуждение доклада вице-президента
Академии И. А. Каирова о современном со-
стоянии и очередных задачах педагогической
науки.

Вице-президент Академии педагогических
наук РСФСР К. Н. Корнилов. в своем вы-
ступлении охарактеризовал современное со-
стояние и задачи психологии в СССР и под-
робно остановился на проблемах развития
детской психики. Е
’В работах научной сессии принимают уча-
стие ученые ‘и педагоги Болгарии и Чехо-
словакии, председатель ученого. совета
при министерстве просвещения Болгарии
профессор Тодор Самодумов, доцент Софий-

ского университета Генчо Пирьов, замести-
тель уполномоченного но просвещению Сло-
вацкого Национального Совета доктор
О. Павлик, профессор Пражского. универси-
тета И. Гендрих, доцент Пражского универх
ситета В. Пржигода и профессор универси-
тета в Брно О. Хлун. , :

На вчерашнем вечернем заседании заме-
ститель уполномоченного по просвещению
Словацкого Национального Совета доктор
О. Павлик приветствовал советских педаго-
гов от имени словацких педагогов. С при-
ветствием от педагогов Болгарии выступил
доцент Софийского университета ` Генчо
Пирьов.

В конце заседания с заключительным сло-
вом выступил вице-президент Академии пе-
дагогических наук И. А. Каиров.

-—————————————_— eee eee ell EEE

Ha заводе, где директором т. Бесеонов,

patos. На переднем плане — механик сборочного цеха Е.

начался массовый выпуск звуковых кино-
передвижек К-25, предназначенных для отдаленных районов. На снимке—оборка аппа-

Н. Боровицков.
Фоте Н. Колли,

море. Трижды пересек я его на пароходе,

и сложилось так, что первый и третий  «За боевые заслуги» отмечено участие в

рейсы довелось мне плыть вместе с вои-
нами-земляками. A
..BTopoli день войны. Маленьвий го-

pox Пошехонье-Володарек провожал ‚пер-

вую партию мобилизованных. На берегу,
где у причалов дымил, готовый в отилы-
тию пароход, вобрались горожане. При-
шаи мужчины, еще. не получившие по-
весток из военкомата, пришли женщины,
девушки, дети, чтобы добрым словом на-
Путствовать своих родных и близких,

Ja, еще вчера они были мирными
людьми, создававшими чудесные совет-
ские стройки, такие, как Волгострой ©
его водохранилищами, шлюзами и про-
чими вооружениями. Совсем недавно рас-
чищали от лесов дно моря, заготовляяи
древесину, выращивали хлеб. Сегодня
они идут в бой. Врач пошехонской по-
ликлиники Я, Перфильев, председатель
Соеновекого колхоза Голубев, мастер
Люксембургеното лесопункта В. Малков и
начальник пункта А. Кукушкин, Bee
они — колхозники и служащие, рабочие
и интеллигенты — направлялись на свои
боевые места.

Но вот снова знакомый водный вокзал
в Рыбинске. Пароход «Подарок Первому
мая» взял курс на Пошехонье. Большин-
ство

Через Рыбинское море

Шумит, плещет волнами Рыбинсвое чика Леонида Щербакова —орден Красной

пассажиров — люди гражданские.   воторым новые специальности. Все это

Звезды и три боевых медали. Медалью

освобождении Риги артиллериста Семена
Коробова — бывшего председателя кол-
хоза «Марьино» Колобовекого сельсове-
та. Двумя медалями «За отвагу» на-
гражден связист Михаил Киселев —
участник боев в Карпатах. Отмечена и
служба агронома Александра Черевина.

Все они — бывалые люди, пронесшие
славу русского оружия далеко по свету.
Из Восточной Пруссии возвращается в
свой колхоз «Красный пахарь» Юрнев-
ского сельсовета Анна Панова. В Вос-
точной Пруссии сражался и комбайнер
Пошехоно-Воходарской МТС Григорий
Иванов. В Данциге и других польских
городах побывал награжденный медалью
«За победу над Германией» солдат Иван
Большаков, в прошлом рядовой колхоз-
ниЕ деревни ЁКладово. Он бережно хра-
HUT листок с письменной‘ благодарностью
командованияг <...Сотни тонн боеприпа-
вов, — говорится в листке, — достави-
ла наша часть фронту, оказав тем самым
немалую помощь в достижении оконча-
тельной победы, и Вы были в первых
рядах по выполнению этих боевых зада-
НИЙ».

Врасная Армия научила их твердой
дисцинлине, организованности, дала не-

ppxany залцитник ‘Тенинграда старшина
онстантин Юдин, бывший завхоз не-
полной средней школы имени Некраео-
ва. — Точно знает, что домой едем. Ау
меня жена и ребятишки не знают, что я
в ним скоро нагряну. Как шлюз минуем,
там уже задержек не будет.

—= Да и тут не задержимся, — гово-
рит Щербаков. — Вон как подгадали,—
и ворота раскрыты;

Громадные ворота шлюза открыты на-
стежь. Пароход вошел в каменную ко-
робку и в сравнении с ее высоченными
стенами стал маленьким, каким-то хрун-
ким. Вскоре в шлюз вошло еще несколько

ко, высоко виднелсея квадрат неба.

—- Поднимаемея!

Откуда-то из-под стен с шумом забила
вода, Казалоеь, что она вползала на сте-
ны. Уровень воды в шлюзе поднялся
чуть не на полтора десятка метров и

ушла под воду передняя стенка коробки;
открыв пароходу путь.

— Как хороню, что такую махину не
дали немцам разрушить, сказал
‚сержант, с восхищением любуясь вели-
чественным сооружением.

— Не зря служили, — с удовлетворе-
нием заметил Юдин, бывший в роте аги-
талором. — Немало богатства оберегли.

Разговор перекинулся на сугубо мир-
ные темы, Валентина Иванова, ушедшая
в армию из деревни Фоминское рядовой
колхозницей и возврашаюнщаяся домой

судов, и ворота закрылись. Тде-то высо-

сравнялея с уровнем моря. Незаметно,

ли, понесли в рунах солдалевие пожитви;
Официантки в столовой приветливо рас-
пахнули двери:

— Добро пожаловаль!

Добро пожаловать! — эти слова зву-
чат тенерь в районе веюду, где появится
демобилизованный, — в колхозах, учреж-
дениях, на предприятиях. В райкоме
партии мне рассказали, как ждут демоби-
лизованных, кав готовятся к их приему,
создают условия для отдыха и работы.
Демобилизованного Ивана Бойцева код-
хоз «Нраеный восход»  Колодинокого
сельсовета встретил подарком — новым
домом, построенным Ha  артельные
средства. Николаю Грибкову тот же
колхоз дал корову и отремонти-
ровал дом, Вернувшиеся из армии сразу
же получают из общественных фондов
хлеб, молоко, мясо и другие продукты,
деньги.

Осмотрев свое хозяйство, познакомив-
шись с делами в колхозе или учрежде-
нии, демобилизованные в жаром прини-

маются 3a работу. Василий Розов
зарекомендовал вебя  стахановцем на
сеноуборке в своем колхозе имени

Сталина  Юрневского сельсовета. Ивав
Соболев из сельхозартели «Юдино» снова
управляет косилкой. В колхозе «Брасный
путь» Старо-Петровекого сельеовета од-
ну из бригад возглавляет демобилизован-
ная Ульяна Телегина,

„.Шумит, плещет волнами Рыбинско
водохранилище, за свою величину cupa-
велливо прозванное морем. Плывут но

радиотелеграфистекой propord  клаесва,
расспрашивала, найдется ли работа по
новой специальности. Нассажиры резон-
но раесуждали, что управяение канала
Москва — Волга должно увеличить чис-
ло пароходов на Рыбинском море. Один
пароход не справляетея е перевозками в
Пошехонье-Володарек, Череповец, Брей:
тово, Весьегонск, Мяксу.

Берег у пристани заполнен большой
праздничной толпой. Встречавшие повез-

Однако в наютах, коридорах и особенно пригодится на мирной работе в родных
на палубе немало вовнных— мужчин и де-   местах. Ярко сияет солнце. ЭЗвонко шле-
вушек. Снова знакомые, родные лица. Но  пают по воде плицы колес. Кучками со-
как-то изменились людн, стали непохо-  брались воины вперемешку со штатеким
жими на тех, что ехали CO мною четыре   народом. Не смолкают разговоры. Вепоми-
тода назад. В аккуратных гимнастерках,   нают походы и сражения, боевых товари-
в до блеска начищенных сапогах, в лад-   щей. Велух высказываются думки о пред-
ных шинелях они стали как-то стройнее, стоящем свидании с родными, о будущей
моходцеватев, Едут победители, увенчан-   работе.

,  he славой. На груди бывшего учителя  — Ишь ты, спешишь, — посматривая

{ Временевской начальной школы развед-!на убегающие берега, обращается к па-

морю’ московские теплоходы, плывут па-
роходы-колесники, Едут в них демобили-
зованные воины-победители, едут домой.
Нетерпеливо ждут они, скоро ли пока-
жутся знакомые берега. Торопятся вои-
ны к редному очагу, к мирному труду.

Н, РАКИТИН,

соб. корр. «Известий».

г. ПОШЕХОНЬЕ-ВОЛОДАРСК,
Ярославской области.

НАУКА И ТЕХНИКА

28 августа 1945 г. шведский астроном
Тамм открыл звезду 8,5 величины в созвез-
дии Орла, Телеграмма об. этом была полу-
чена в Москве, в Государственном астрено-
мическом институте имени Штернберга 1
сентября, и в тот же вечер звезда была
сфотографирована астрономом Т. С. Черно.
вой. Открытие было подтверждено, Звезда
оказалась ярче, чем при наблюдении Там-
ма,—7,9 величины, Сообщение о новой звез-
де получено и от директора Сталинабад:
ской обсерватории А. В. Соловьева, Наблю-
дения продолжаются,

Вновь открытая звезда относитея к так
называемым. новым звездам, которых из-
вестно ужё свыше ста пятидесяти. Нужно
отметить, что название «новые звезды»,
сложившееся исторически, не отражает су-
щества явления. Когда-то думали, что дей-
ствительно образовываются новые звезды.
Впоследствии, однако, было установлено,
Что никаких новых звезд не образуется, а
вспыхивают давно известные, но слабые
звездочки.

Эти вспышки удается наблюдать очень
редко, один-два раза в году, На самом же
деле ежегодно происходит около тридцати
таких вюпышек, остающихся в большин-
стве незамеченными. Спектральные наблюде-
НИЯ установили, что во всех. елучаях явле-
ние вспышки новой звезды состоит в том,
что под влиянием еще неясных причин
звезда начинает раздуваться и увеличи-
вается в размерах в сотни раз, а по блес-
ку —в десятки тысяч раз.

Когда звезда достигает максимального
размера и блеска, от ее поверхности отде-
ляется тонкая газовая оболочка. Расширяясь,
она постепенно рассеивается в мировом ‘про-
странстве. Сама же звезда, уменьшаясь в
размерах и блеске, превращается в так на-
зываемого «белого карлика». Этот процесе
длится несколько лет.

У многих астрономов возник вопрос, не
может ли наше солнце постигнуть такая же
судьба? Не вспыхнет ли солнце внезапно,
в результате чего не только все живое на
земле, но и сама она неминуемо сгорят?
Такая точка зрения поддерживалась лет
пятнадцать назад некоторыми иностранны-
ми астрономами. Однако незадолго перед
войной астроном Б. В. Кукаркин вместе с
автором этих строк показали, что
нашей земле не угрожает опасность
гибели от солнечной «вспышки». Ана-
лизируя данные наблюдений советских и
иностранных астрономов, мы обнаружили,
что существуют определенные звезды —
«белые карлики», которые и вспыхивают в
виде новых звезд в среднем раз в три ты-
сячи лет. К чиелу таких звезд солнце как
раз не относится.

В Галактике существует весьма неболь-
шое (по сравнению с общим количеством
звезд) число «белых карликов»—приблизи-
тельно 30 Х 3.000, или около 100.000. Время
от времени они вспыхивают и дают явление
новых звезд.

Свечение звезд обусловлено сложными
превращениями элементов  — ядерными
реакциями, благодаря которым водород в

Новые звезды

конечном счете медленно превращается в
гелий. Можно высказать предположение,
что в «белых карликах» имеются подходя-
щие условия для накопления с течением
времени какого-то признака, в результате
которого спустя в среднем три тысячи
лет и происходит цепная ядерная реак-
ция — атомный развал, влекущий за собою
освобождение внутриатомной  энергии и явле-
ние вспышки новой звезды.

«Белые карлики» стали известны астро-
номии всего лет двадцать назад. Наиболее
изученным из них является спутник Сири-
уса — самой яркой звезды на небе. Об’ем
спутника в миллион раз меньше, чем об’ем
Сириуса. Но определение массы спутника
показало, что она всего в два с половинон

свидетельствует, что Плотность спутника
Сириуса крайне велика. Она в 400.000 раз
больше, чем плотность самого Сириуса, и
исчисляется в 50.000 обычных единиц (за
единицу принимается плотность воды).
Самое плотное из известных на земле
веществ — металл OCMHH; он Имеет плот-
ность, равную 29,5. Прамерно таковы же
плотности иридия (22,4) и платины (21,4).
Это значит, что если кубический санти-
метр воды весит 1 грамм, то кубический
сантиметр осмия весит ‘22,5. грамма. Куби-
ческий же сантиметр вещества спутника
Сириуса весит (на земных весах) 50 кило-

граммов. Спичечная Коробка, если бы ее

можно было наполнить веществом епутни-

ка Сириуса, весила бы полтонны,
Впоследствии были обнаружены и дру-

гие столь же плотные H даже еще более

раза меньше массы Сириуса. Этот результат ,

плотные звезды. Все они характеризуются.

белым цветом и очень Малы по. евоим раз-
мерам, хотя имеют нормальные для обыч-
ных звезд массы. Эти звезды и называют-
ся «белыми карликами». Самый рекордный
по плотности «белый Карлик» был открыт

голландским астрономом Кэйпером. Его pa-

диус вдвое меныне земного, так что это
звезда-крошка, а плотность ее превосходит
плотность воды в 36 МИЛЛИОНОВ раз. Куби-
ческий сантиметр вещества звезды Кэйпе-
ра весит 36 тонн.

Причиной такого С
ния материи является Т9, что здееь все

сверхплотного состоя: .

внешние электроны Отсутствуют, и атом-о

ные ядра тесно примыкают одно к друго-
му. Подобное строение материи еще не
удалось воспроизвести в земных лаборато-
риях. © :
Звезды поэтому являются как бы FH-
гантскими лабораториями для изучения со-
стояния материи в таких условиях, кото-
рые особенно ценны для прогресса физики.
В космическом пространстве встречается
материя с другой крайностью — в весьма
разреженном состоянии: Имеются звезды,
плотность которых в Миллион раз меньше
плотности воздуха у земной поверхности:
Известны туманности © плотностью, еще в
тысячу биллионов раз меньшей. Поэтому
изучение небесных светил позволяет бли-
же проникнуть в строение атома и атом-
ного ядра с его грандиозными запасами

энергии.
Профессор П. ПАРЕНАГО,
доктор физико-математических наук.

Медлительность и неорганизованность

О курортном строительстве в Армении

У минеральных источников Арзни,
Джермук, Кенсали, Никитино сохранились
остатки примитивных, сооруженных мно-
го веков назад каптажей и баесейнов для
купанья. Целебные воды привлекали боль-
ных и калек, Народная молва о чудодей-
ственной силе этих источников и поныне
идет в селах Армении,

Только в советское время были приня-
ты меры к всестороннему  использова-
нию минеральных источников для лече-
ния и отдыха трудящихся, В 1926 году
был создан первый в Армении бальнеоло-
гический санаторий на двести коек с ван-
ным зданием в Арзни, где имеются мощ-
ные лечебные и питьевые источники типа
Ессентуков. Залем были построены сана-
торий и ванное здание в Джермуке—у ис-
точников, близких по составу к известным
минеральным водам Карлебада.

Но все это кажется более чем скромным
по сравнению с колоссальными ресурсами
минеральных вод, которыми располагает
республика.

Недавно в Академии наук Армянской
ССР был заслушан доклад о минеральных
источниках. Докладчик указал, что к на-
стоящему времени на территории реснуб-
лики обнаружено около ста пятидесяти
грунт источников. Воды некоторых из
них по своему лечебному значению не ус-
тупают минеральным водам, нользующим-
ся мировой славой. Но пока из всех этах
источников экеплоатируются только два—
Арзни и Джермук, да и то используются
не более пяти процентов их наличного
дебита.

Вопрос о расширении лечебной базы
курортов Арзни и Джермук много раз 0б-
суждалоя в руководящих в научных ор-
ганизациях, Однако результатов пока ма-
ло. Еще в 1936 году Наркомздрав Арме-
нии приступил в строительству второго
санатория в Арзни на двести шестьдесят
Боек. Но

ловину. Если дело и дальше будет итти
такими темпами, то потребуется, вероят-
HO, elle десятилетие для завершения
строительства санатория. у

В 1933 году Армпромстрахкасса при-
ступила к созданию санатория в Дилижа-
не. Строили это здание несколько лет, за-
тратили большие средства и, не достроив,
забросили. .

Заместитель председателя Армпрем-
страхкассы тов. Шекерян заявила:

— С тех пор, как начали строить этот
санаторий, руководство Армпромстрахкас-
сы сменяхось несколько раз, и нам, новым
работникам, трудно что-либо сказать ©
причинах затяжки строительства.

Медлительность й неорганизованность
в курортном строительстве наблюдаются
и сейчае,

Совнарком Армянской ССР постаноз-
лением от 7 февраля 1945 года обязал
ряд наркоматов и организаций республики
в нынешнем году постреить в Джермуне
шесть небольших санаториев—на 25 ноек
каждый. Bor уже 1670 Ha исходе.
У расчетливых хозяев строительные ра-
боты подходят к концу. Но Арараттреет,
Айкооп, Наркомлее и Главдорупр Армении
только приступили к заготовке строитезь-
ных материалов и рытью фундаментов на
Этих стройках.

Армпромсовет и Наркомзем республики,
которые лолжны были поетроить в Джер-
муке санатории для своих сотрудников,
еще не приступали к работе. Рассмотрен-
ныв планы застряли где-то в недрах канз
целярий. ?

Таким образом, между возможностями
курортного строительства и фактическим
строительством здесь попрежнему наблю-
дается громадный разрыв.

Х. БУРЧИЯН,
` соб. Корр. «Известий». _

работы выполнены только нано-  г. ЕРЕВАН.

Сто сверхметких стрелков

16 сентября на центральном стрельбище
спортивного общества «Динамо» в Мыти-
шах (близ Москвы) начнутся всесоюзные
соревнования по стрелковому спорту.

Сто сверхметких стрелков Москвы, Ле-
нинграда, Таллина, Архангельска и других
городов в течение семи дней будут состя-
заться в уменьи владеть малокалиберной и.
боевой винтовкой ‘и револьвером.

К соревнованиям допущены стрелковые
команды спортивных обществ «Динамо»,
«Спартак» и Центрального Совета Oco-
авиахима.

Тридцать стрелков-спортеменов отобрало
общество «Динамо», Среди них: абсолют-
ный чемпион общества по всем видам
стрельбы, заслуженный мастер спорта Ва-
силий Однолетков — мировой рекордемен
по стрельбе из револьвера, заслуженный
мастер спорта Балкин — рекордсмен по
етрельбе из малокалиберной и боевой вин-
товки. Нецветаев, недавно установивший
рекорд СССР в стрельбе из малокалибер-
ной винтовки, Долгобородов, который при
стрельбе из боевой винтовки на триста мет-

НОВОСИБИРСК, 11 сентября. (По телеф.

от соб. корр.). Вышла из
книга литературного альманаха  «Сибир-
екие огни». В книге напечатана первая

часть романа Коптелова «Когда. ковалась
победа», главы из «Повести о Тобольском
воеводстве» Л. Мартынова, рассказы, сти-
хи, очерки сибирских писателей и поэтов,

#

ковых соревнований
лейтенант Г. Ф. Морозов.

ров до первого’ промаха сделал под ряд пят-
‘надцать попаданий.

Сильную команду готовит к всесоюзным
соревнованиям Центральный
авиахима. В состав этой команды войдут
победители только-что закончившихся все-
союзных стрелковых соревнований Осоавиа-
хима ленинградцы’ Рокотов, Приходько,
Лебедкин, Зорин, Яковлев и стрелки Эстон-
екой ССР. с

Команду общества «Спартак» возглавит
мастер спорта майор Андреев, недавно за-
воевавший звание абсолютного чемпиона
этого общества. о

В программе соревнований — стрельба из
малокалиберной и боевой Винтовки, из ре-
вольвера и так называемая дуэльная стрель-
ба. Большой интерес представят сорев-
нования на скорострельность, а также
стрельба из нагана © перебежкой, когда за
тридцать пять секунд требуется сделать
семь выстрелов.

Судейскую коллегию всесоюзных стрел-
возглавляет генерал

Альманах «Сибирские огни»

Широко предетавлен в альманахе отдел

печати пятая Критики и библиографии, открывающийся
рецензией на сборзик стихов молодых ноэ-
тов. Хроника