#

``

‘ны М. И. Кутузов в приказе войскам при

СРЕДА, 19 СЕНТЯБРЯ 1945 г. № 221 (8831)

Тем, где умер Кутузов

В боях за полную победу над гитле-
ровской Германией, на пути к Берлину,
войска Красной Армии прошли через го-
род Бунцлау, где в 1813 году скончалея
фельдмаршал М. И. Кутузов.

Здееь во главе войск, освободивигих
Россию, а потом и народы Европы, закон-
чил свой славный жизненный путь вели-
кий русский поаководек.

За несколько месяцев до своей кончи-

переходе границы Восточной Пруссии пи-
сал:

«Заслужим благодарность иноземных
народов и заставим Европу © удивлением
восклицать: непобедимо воинство русское
в боях и ненодражаемо в великодушии и
добродетелях мирных! Вот благородная
цель, достойная воинов, будем же стре-
миться к ней, храбрые русские солдаты».

Кутузову не довелось вернуться во гла-
ве своих победоносных войск на родину.
Весной 1813 года он умер. Умирая, Куту-
зов сказал окружавшим его соратникам:

— Прах мой пусть отвезут на родину,
& сердце похоронят здесь, у Саксонской
дороги, чтобы знали мои солдаты—сыны
России, что сердцем я остаюсь с ними.

Прошло сто тридцать два года с тех
пор, как близ Бунцлау, возле  де-
ревни Тилендорф, над погребенным серд-
цем Кутузова возник могильный холм
и друзья полководца поставили на нем
скромный памятник. И вот в весен-
ние дни 1945 года в этих местах сно-
ва раздались залпы русских пушек, вновь
по этим дорогам двинулись русские‘ полки
— полки Врасной Армии. Добивая гитле-
ровеких захватчиков, они шли вперед
по той же земле, по которой когда-то
шли кутузовекие гренадеры, герои Bopo-
дина, Смоленека и Красного. И перёд ни-
ми, как живой, вставал мужественный 0б-
раз Михаила Кутузова.

Здешняя земля вновь увидела велико-
ленное мужество наших бойцов, их безза-
ветную любовь и преданность отчизне.

Когда немецкий дзот пулеметным огнем

рисункам и гравюрам восстановили домик,
где умер Кутузов, и в нем оборудовали
музей.

Ныне музей Кутузова посещают тыся-
чи экскурсантов. Они подолгу задержи-
ваютея в комнате, где умер Кутузов.

В соседней комнате оборудована вы-

ставка, посвященная  полководческой
деятельности Кутузова. Здесь собраны
интересные — исторические — документы,

книги и журналы, относящиеся к той
эпохе, образцы оружия и воинского ена-
ряжения русской армии, медали и памят-
ные знаки. Висят портреты прославаен-
ных соратников Кутузова — генерала
Багратиона, Барклая-де-Толли, Дохтуро-
ва, Милорадовича, Платова, первого рус-
ского партизана подполковника гусар-
ского полка Дениса Давыдова. Здесь же
карта знаменитых исторических битв и
походов Кутузова, схема расстановки
боевых сил на Бородинском поле перед
сражением, схемы Шевардинекого боя и
другие.

Следующие две комнаты посвящены
Красной Армии и ее великим победам.

Внизу, на первом этаже — комната
венков. Здесь особенно чувствуешь жи-
вую нить, протянувшуюся в глубь исто-
рии от наших дней. На одном из венков
надпиеь: «Великому русскому полковод-
цу от генералов, офицеров, сержантов и
красноармейцев Н-ского Смоленского op-
денов Красного Знамени и Кутузова coe-
динения». Советские воины, освобождав-
шие Смоленск и награжденные орденом
Кутузова, почтили память того, кто 06-
вободил Смоленск сто тридцать три года
назад.

Затем экскурсанты идут на могилу,
где погребено сердце фельдмаршала. (9-

всем недавно здесь был пустырь, и памят-

ник на великой могиле стоял одиноко
среди сосен, заросший травой и бурья-
ном. Теперь не узнать этого места. У мо-
гилы Кутузова разбит цветник, из бело-
го камня выстроена широкая лестница,
окаймленная красными стягами. Пло-

преградил дорогу нашим подразделениям,   щадка вокруг могилы расчищена, убрана.
старший сержант комсомолец Павел Зай- Здесь стоит бессменный почетный ка-

цев грудью своей закрыл амбразуру. Ко-
тда немецкие бомбардировщики появились
над боевыми порядками наших частей, в
воздухе находилея летчик младший лей-
тенант Казаков. У него кончались боепри-

пасы. Последними снарядами он поджег   дорогу,
один вражеский бомбардировщик, а вто-  домик. 9

рой сбил тараном. Могилы Героев Совет-
ского Cosa Зайцева и Казакова, как и
многих других отважных воинов, павших
смертью храбрых в те дни,
возле сердца Кутузова.
..Бои уже шли возле-Бунцлау, на ули-
Wax города бушевало пламя пожаров, ко-
тда подполковник Репин на стене одного
из домов увидел доску с надписью: «B
этом доме умер князь Михаил Вутузов.
28 апреля 1818 года». Дом горел. Работ-
ники комендатуры, возглавляемые майо-
ром Кравченко и его заместителем майо-

9 ха .
ром Вовалевым, советские граждане, 0с- ВН ду 8. Вашего Народа Торжественным

Находятся крат умножили славу русского оружия в

данную в истории человечества, победу.

Тилендорф, в Силезии высятся могиль-
ные обелиски — памятники двух эпох,

раул. Влево от могилы лестница спу-
скается к другому памятнику — намят-
нику над могилами героев Великой Оте-
чественной войны против немецко-фа-
шистеких захватчиков. Напротив, через
построен небольшой деревянный
TO — читальня и место отдыха
посетителей исторических мест.

Так чтят советские воины память
своего великого предка. Они во много

Великой Отечественной войне 1941—
45 годов. Под водительством великого
Сталина они одержали блестящую, неви-

На дороге к Саксонии,

близ деревни

символ бессмертия русской славы и вели-

.ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

Десять двенадцатиквартирных домов для рабочих

строительства завода «Красное Сормово».

se

строит управление капитального
Фото Н. Капелюш.

Лирика Саят-Нова

Салт-Нова — литературный псевдоним
Арутюна Саядянц, крепостного армянина
по происхождению, ткача по ремеслу, са-
зандара— певца по влечению души своей.

Саят-Нова в переводе означает «царь
песнопений» или «владыка музыки».
Действительно, прошаю два века, а песни
Саят-Нова, созданные на трех закавказ-
ских языках — армянском, грузинском,
азербайджанском, звучат с той силой и
свежестью, какая свойственна истинной
поэзии. Юго лирика — ярчайшее проявае-
ние общности интересов, духовного род-
ства народов эакавказья.

Точная дата рождения Саят-Нова не
установлена. Родина его — Тбилиси. Сбын
крепостных, он провел юные годы за
ткацким станком, но дарование  певца-
апгуга проявилось у него еще в ранние
годы. Он пел свои песни в дни народных
увеселений на площадях, в домах, на ба-
зарах. Слава певца распространялась в
народе, дошла она и до грузинокого царя
Ираклия П. Саят-Нова был приглашен во
дворец в качестве певца-сазандара. Нахо-
дясь во дворце, он не изменил своим де-
мократическим убеждениям и продолжал
воспевать свободу как высшее благо че-

Студенты приступили к занятиям

ЯРОСЛАВЛЬ, 18 сентября. (По телеф.
от соб. корр.). Начался новый учебный год
в вузах Ярославля. В медицинском инсти-
туте среди приступивших к занятиям перво-
курсников — шестьдесят шесть участников
Отечественной войны. У студента Ю. Ка-
саткина — ордена Красного Знамени, Алек-
сандра Невского, Отечественной войны 1-й
степени и Красной Звезды; у студента
В. Соловьева ордена Отечественной
войны 2-й степени, Красной Звезды и две
медали «За отвагу».

Значительное количество бывших фрон-
товиков начало заниматься также в педа-
гогическом, сельскохозяйственном и техно-
логическом институтах,

Помощь демобилизованным воинам
Красной Армии

ТАМБОВ, 13 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Подведены первые итоги помощи де-
мобилизованным воинам Красной Армии.
Колхозы и предприятия построили или от-
ремонтировали около двух тысяч домов и
квартир демобилизованных. На строитель-

ство новых домов демобилизованным отпуше-
но более четырех тысяч кубометров лесо-

материалов, сто восемьдесят тысяч штук

ЛЬВОВ, 18 сентября. (По телегр. от соб.
корр.). Вчера в одиннадцати вузах города
начались занятия. Восемь факультетов
университета раскрыли свои двери перед
полутора тысячами студентов. На первом
курсе филологического факультета начал
заниматься внучатный‘ племянник Ивана

Франко, выдающегося украннского писа-
теля.

Три действительных члена Академии наук
УССР, три члена-корреспондента Академин
и сорок профессоров, имеющих звание док-
тора наук, передают свои знания новым пи-
томцам университета.

кирпичей, сто тонн извести, значительное
количество мела, алебастра, гвоздей.

Колхозы и подсобные хозяйства предприя-
тий помогли демобилизованным обзавестись
скотом. Им выдано сто пять коров, триста
телок, триста овец, семьсот пятьдесят поро-
сят. В порядке единовременных пособий де-
мобилизованным выдано тридцать тысяч
рублей, тридцать две тонны хлеба.

Сборник «В помощь советскому работнику»

РИГА, 18 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Латвийское государственное изда-
тельство выпустило на латышском языке
10-тысячным тиражом сборник «В помощь
советскому работнику», В него вошли основ-
ные законы союзного и республиканского
правительств последнего времени. Главные

вобожденные из фашистской неволи, вед-   МАРшем, под звуки оркестров, с разверну- Разделы сборника: законы о земле, бюд-
рами новини золу. Дом отовоиам. тыми боевыми знаменами к могиле при-
А векоре в окрестностях города были   ХОДЯТ а части. Они ИИ И ‚НА ТЕМЫ

найдены и другие памятники русской   ^®, Чтобы почтить память великого pyc- ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

славы — могила, где похоронено сердце   Кого полководца; они останавливаются eee

Кутузова, обелиск в его память, па- возле его могилы и склоняют свой зна-  В квартире гражданина В. Иванова вне-
мятник русским воинам — тероям вой-  Мена. Прославленные в боях советские ыы ме А
ны 1812 — 13 годов в двух километрах   Офицеры, опускаясь на колена, возла- Lag :

от Бунцлау, на окраине деревни Гросе-  Гают венки. На знаменах многих частей,
Краушен. С огромной любовью и заботой  На груди многих генералов и офицеров
наши офицеры и бойцы взялись за вос- сияют ордена, названные именем того,
становление и приведение в порядок исто-  Ч5е сердце покоится в этой земле.
рических мест. По старинным описаниям, Майор Г. КУПРИЯНОВ.

НН

Сборник документов о Нутузове

Главное архивное управление подгото-
вило к 200-летию со дня рождения М. И.
Кутузова сборник документов, посвящен-
ный жизни и деятельности великого рус-
ского полководца.

В сборннк включено двести двадцать де-
вять документов, освещающих путь, прой-
денный Кутузовым за сорок четыре года
его служения родине. Первый раздел по-

священ военной деятельности Кутузова до
1812 года.

Отечественной войне 1812 года посвящен
второй раздел, документы которого, состоя-
щие из девяти глав, последовательно осве-
щают основные этапы войны.

В сборнике содержатся также докумен-
ты, автором которых является Кутузов: его
донесения, письма и рапорты.

ee ии а паи аа корпуса, появились просторные, светлые, М

С. КАФТАНОВ

Председатель Комитета по делам

rece ores Зысшая школа
в новом учебном 100Y

17 сентября в высших учебных заведе-, В 1945—46 учебном году контингент
ниях Советского Союза начали новый   студентов вузов будет соответствовать
учебный год — первый учебный год  уровню 1940 г., а но некоторым отрас-
после великой победы, в обстановке мир-   лям даже превысит его. Это даст возмож-
ного, созидательного труда. ность ежегодно выпускать для народного

Проведение в жизнь первого п0-  хозяйства и культуры не менев 100—120
слевоенного пятилетнего плана разви- тысяч специалистов.
тия народного хозяйства потребует, есте-   Учебно-материальная база вузов за по-

ственно, большого количества хорошо   следнее время значительно расширена.
подготовленных специалистов. Стране Восстановлены и отремонтированы учеб-
нужны сотни тысяч  высококвалифици- ные и лабораторные корпуса и учебно-

рованных специалистов с высшим обра-   вспомогательные учреждения, а также
зованием, преданных социалистической   студенческие общежития и жилые дома
родине, великому делу Ленина Сталина. для профессорско-преподавательского co-

+ става. Значительно пополнилось учебное

оборудование лабораторий, кабинетов,
Серьезные, весьма ответственные за- мастерских и других учреждений вузов.
дачи стоят перед высшей школой в но-

Професеорско-преподавательские кад-
вом учебном году. Несмотря на все труд-

ры в вузах в основном обеспечат учеб-
ности военного времени, высшая ШКота  но педагогический процесс по всем дис-
неуклонно двигалась вперед. Еще во вре-

циплинам учебных планов. В текущем
мя войны вузы восстанавливали контии- году в вузах будет работать свыше при-
тенты студентов и повышали качестве хцати четырех тысяч научных работни-
Подготовки специалистов, закладывая

ков. Но весе же вузы будут ощущать не-
основы для мирного послевоенного строи- тоторый недостаток в профессореко-пре-
тельства высшей школы.

подавательских кадрах, особенно по спе-

Новый прием в текущем году протнел  циальным дисциплинам и социально-эко-
более организованно, чем в предыдущие   номическим наукам.   i
годы. Центральной задачей руководителей

На счастье у Иванова на квартире есть
телефон. Он снимает трубку и убедительно
просит центральную соединить его с номе-
ром 4-38.

— Это бюро повреждений?.. В моей квар-
тире не горит свет. Прошу прислать монте-
ра. Адрес — Радищева, 16.

— Надоели вы. Не могу. Звоните началь-
нику, пусть даст указайие, — раздается в
трубке раздраженный голос.

— Кто ваш начальник?

— Зубцов Георгий Федорович, — уже по-
чтительно отвечает дежурная.

— Как его разыскать?

— Ha линни он.

— Но ведь пока его найдешь, будет пол-
ночь. Вы — дежурная и решите вопрос сами.

— Ничем помочь не могу. Не найдете на-
чальника, звоните заместителю председателя
горисполкома.

ниям. До войны вопрос с учебниками в
значительной степени был решен. За вре-
мя войны выпуск учебников резко сокра-
тился. В 1945 году будет издано свыше
250 наименований общим тиражом бо-
лее четырех миллионов экземпляров, Од-
нако вузы еще не будут полностью
обеспечены учебниками. Эта задача бу-
дет разрешена в новой пятилетке.

За годы войны некоторые вузы замех-
но ослабили производственную подготов-
ву студентов. Имели место нарушения
установленных учебным планом сроков
производственной практики, факты пло-
хого руководства кафедр и предприятий
студентами-практикантами, факты сви-
жения требований, пред’являемых к сту-
дентам на практике.

Проведенное Комитетом в марте с. г.
методическое совещание по производствен-
ной подготовке студентов указало пути
правильной организации дела. Задача
всех работников высшей школы — пол-
ностью выполнить намеченные мероприя-
тия, внести твердый порядок в производ-
ственное обучение студентов.

Одной из важнейших задач вузов яв-
ляется дальнейшее развертывание науч-
но-исследовательской работы. В 1945—
46 учебном году научно-иселедова-
тельскую работу должны вести все
профессора, доценты, научные работ-
ники вузов. Кафедрам вузов,  веду-
щим  научно-исследовательскую  рабо-

Качество нового пополнения в этом   высших учебных заведений, профессор-
году, ках показали приемные экзамены,   ско-преподавательского ee и студен-
значительно выше предыдущих лет, и это тов в предстоящем. ученом году являет-
является важным достижением средней ся дальнейшее повышение качества под-
й высшей школы. готовки специалистов. Заботу 0б успеш-

Большую часть принятых в высшие   ных итогах учебного года необходимо
учебные заведения составляют юноши И  проявлять с первого дня занятий.
девушки, окончившие средние школы Высокое качество подготовки может
в 1945 году с алтестатом зрелости. В вузы быть обеспечено всемерным укреплением
пришло много участников Отечественной учебно-материальной базы вузов, даль-
войны. Как показал опыт предыдущих лет,   нейшим повышением квалификации про-
эта категория студентов по своей орга-   фессореко-преподавательского состава
низованности и серьезному отношению   вузов, улучшением самостоятельной ра-
к учебным занятиям является ведущей   боты студентов, укреплением дисципли-
в вузах. Наконец; в вузы влились многие  ны в вузе, серьезной организацией вос-
тысячи советской молодежи во средним   питательной работы. р
образованием, прошедшей за время вой-  Подготовка высшими учебными заведе-
ны большую трудовую школу в качестве   ниями высококвалифицированных специа-
квалифицированных рабочих промышаен-   листов немыслима без хороших учебни-
ных предприятий, ков, отвечающих современным требова-

ту, надо чаше практиковать созыв
научных конференций, совещаний, орга-
низацию научных дискуссий,  публи-
кацию законченных  научно-исследова-
тельских работ. При составлении тема-
тических планов научной работы на
1946 год следует сосредоточить внимание
на разработке важнейших проблем, наи-
более актуальных для развития науки и
народного хозяйства. При этом следует
расширить практику комплексного про-
ведения научно-исслеловательских работ
(силами нескольких кафедр или коллек-
тивов преподавателей). Больше надо
привлекать к научной работе аспирачтов
и наиболее успевающих студентов.

Чтобы добиться лучших показателей в
учебе, необходимо сочетать учебную
работу в вузах с хорошо  поставлен-
ной политико-воспитательной, культурно-

ИКЕА

Как вызвать монтера?

жете и торговле, государственном страхо-
вании, революционной законности, об охра-
не материнства и младенчества, о народном
просвещении, о труде ит. д.

Книга издана на хорошей бумаге, на
24 печ. листах. Ею обеспечены все руково-
дители сельских, волостных, уездных,
районных и городских Советов.

Так повелось в Курске: чтобы вызвать
монтера, нужно потратить целый вечер.
Если не удастся угозорить какого-нибудь
городского руководителя повлиять на де-
журную бюро повреждений, света в кварти-
ре не будет. Ежедневно в бюро поврежде-
ний обращаются с просьбами десятки граж-
дан. И в большинстве случаев просьбы их
остаются неудовлетворенными.

Почему же в Курске нельзя вызвать мон-
тера? Бюро повреждений имеет достаточное
количество рабочих для того, чтобы обслу-

жить трудящихся. Однако они используют-
ся неразумно. Вечером, когда обычно бывает
много заявок, дежурит всего один монтер.
Ясно, что он успевает выполнить только
«сверхсрочные», как здесь называют, наря-
ды, то-есть, исправить повреждения по до-
мам руководителей города. Не мудрено, что
в результате этого многие граждане оста-
ются по вечерам без света.

: Н. ГЛАЗДИН,

г. КУРСК. соб. корр. «Известий».

просветительной работой. Воспитатель-
ная работа должна быть органической
частью всей деятельности высших учеб-
ных заведений. Глубоким изучением
курса оенов марксизма-ленинизма, орга-
низацией лекций, политических докладов,
теоретических конференций, бесед, уси-
лением  агитационно-массовой работы,
активным участием всех студентов в прак-
тической общественной работе мы дол-
жны расширить их политический и куль-
турный кругозор, прививать им серьез-
ное отношение к своей учебной работе.
Мы должны подготовить и закалить сту-
дентов идеологически, политически, по-
мочь им глубоко изучить законы обще-
ственного развития.

В новом учебном году вузы обязаны
хорошо поставить спортивную и военно-
массовую работу. Следует всемерно раз-
вивать и всячески поощрять спортивные
встречи между командами студенческих
спортивных клубов, организовать изуче-
ние истории военного искусства, радио,
военной техники, снайперской стрельбы,
планеризма, парашютизма и др. ;

Необходимо добиться дальнейшего
улучшения материально-бытового и куль-
Турного обслуживания студентов и про-
фесворско-преподавательского состава.
Теперь имеются возможности лучше орга-
низовать работу столовых, успешно за-
вершить ‘весь ` цикл работ в учебных и
подсобных хозяйствах, организовать са-
наторно-курортное обслуживание учащих-
ся, улучшить работу торговой сети и

ловека. Саят-Нова, назвав себя в одной
из своих песен «елугой народа», муже-
ственно и смело бросал вызов угнетате-
лям народа.
Саят-Нова был удален из дворца. На
Это он ответил песней:
«Не всем мой ключ гремучий пить:
особый вкус ручьев моих!
Не всем мои писанья чтить: особый
смысл у слов моих!
Не верь: меня легко свалить! Гранитна
твердь основ моих!
Так наводненьем без конца их тщетно
подрывать ‘зачем? »
(Перевод В. Брюсова).
`По некоторым данным, Саят-Нова быт
насильственно пострижен в монахи. Но
высокие монастырские стены не могли от-
городить Саят-Нова от жизни, от народа.
Тайно он пробирается в Тбилиси и поет
свои песни толпе, благодарной своему
поэту. Жизнь  певца-ашуга обрывается
трагическим образом. В 1795 году — 150
лет тому назад Саят-Нова был зверски
Убит на пороге крепостной церкви при
взятии Тбилиси воинами иранского Ага
амед-хана.
Творчество Саят-Нова дошло до нас.
двумя путями, Первый путь — через ис-

Ss

K 150-aeruto
CO OHA смерти

полнителей HapoqHo  TecHu — amyros.
Поколения народных певцов воспитыва-
лись на его творчестве. Второй путь —
литература. В 1852 г. в Москве появился
первый сборник армянских песен Caat-
Нова под редакцией и с предисловием
крупнейшего исследователя ашугокой поэ-
sun Ю. Ахвердяна. Исследователи и поэ-
ты —— 0. Туманян, В. Брюсов, Гришашви-
ли, Леванян, Леонидае и Мелик-Садбе-
ков — занимались изучением творчества
гениального певца.

Широкой популярности достигла поэзия
Саят-Нова после Великой Октябрьской
социалистической революции. Велед 3a
монографическими статьями последовали
переводы лирики Саят-Нова на многие
языки народов СССР. .

Наследуя лучшие традиции фольклора
востючных народов, Саят-Нова выразил в
своей лирике мироощущение человека, не
мирящегося с оковами, налагаемыми цер-
ковью и феодальной моралью. Гимн чело-
веку, свободным и чистым человеческим
чувствам —— главный мотив поэзии вели-
кого ашуга. Он был истинным трубаду-
ром народа, защитником его прав про-
тив тирании, он выразил в своей лирике
богатый мир чувств, не замутненный
косноетью средневековья. Светлые идеалы
возрождения в лирике Саят-Нова получи-
ли многогранное преломление.

Поэтом-новатором был Саят-Нова. Жи-
вой литературный язык Саят-Нова смело
ввел в обиход поэзии. В. Брюсов писал:
«Саят-Нова первый показал и доказал
своим примером, какая сила таитея в
голосе народного певца, показал, что
этот певец — не только увеселитель на
пиру, но и учитель, нророк».

Песня любви — главное в поэзии Саят-
Нова. Любовь для Саят-Нова—путь к че-
ловеку, к утверждению жизни во всей ее
полноте, к преодолению косности, ханже-
ства средневековья.

Валерий Брюсов писал: «Он почти вез-
де говорит о любви, но как разнопветны
оттенки ее в разаичных стихотворениях,
все эти переходы от тихой нежности к
пламенной страсти, от отчаяния в востор-
гу, от сомнения в самом себе к гордому
самосознанию художника!»

Имя великого ашуга, певца дружбы
й счастья человечества, живо в памяти
народной.

А. АРШАРУНИ.

Советский фарфор

Белые, желтые и голубые фарфоровые
вазы, букеты фарфоровых цветов, золоти-
стые чайные сервизы, легкие фигурки
танцовщиц, полосатые тигры и смешные
целующиеся медведи. Все это—за стек-
лом, в шкафах и на витринах,

Мы — в цехах широко известного в
нашей стране фарфорового — завода
имени Ломоносова. Завод был по-
строен по указу Елизаветы ради «выеоко-
го удовольствия» и в течение десятиле-
тий ‘оставался маленьким, полукустарным
предприятием. Талант и высокое искус-
ство русских мастеров даже в тех усло-
виях создали заводу громкую славу. В
Западной Европе в те времена славились
два фарфоровых завода — Мейссенский
и Венский. Методы их производства дер-
жались в строгом секрете. Но русские
мастера и не стремились перенимать чу-
жие секреты. Они испробовали отече-
ственные — гжельские и глуховские —
глины, составили свои рецепты и ста-
ли получать первоклассный белый и про-
зрачный, как стекло, фарфор. Крепост-
ные мастера изготовляли из отечественно-
го фарфора редкостные изделия, служив-
шие украшением царских дворцов и 06об-
няков аристократии. ‘

Более столетия фарфоровый завод ос-
тавалоя небольшим предприятием. Только
в годы советской влаети он стал быстро
расширяться. Эдесь выросли каменные

\

оснащенные современным оборудованием,
цехи. Завод стал работать для всей стра-
ны. Его прекрасные изделия—фарфоро-
вые капители, барельефы и художествен-
ные плиты украшают залы московского
метро и Химкинского вокзала. Его чудес-
ные вазы можно увидеть в дворцах куль-
туры, клубах, санаториях, домах отдыха.

Годы войны оставили тяжелые следы.
Почти в течение трех лет холодными ос-
тавались печи и горны. Безлюдны и пусты
были цехи и мастерские. Но сейчас завод
возрождается. Недавно вернулись из эва-
куации драгоценные экспонаты знамени-
того заводского музея. Музей в’ начале
войны был эвакуирован на Урал. Более
десяти тысяч изделий русских мастеров
дважды перевезены на расстояние тысяч
километров. Но ни один из экспонатов не
пострадал.

— Даже тонкие, как папиросная бума-
га, хрупкие лепестки фарфоровых цветов
остались целы, рассказывает хранитель-
ница музея Пелагея Николаевна Шурыго.

Вернулся с фронта известный художние
Ризнич. Снова на заводе талантливые ма-
стера фарфора, художники Щекотихина-

Потоцкая, Протопопова, Лебединская, Яц-
кевич.

Вот мастерская художницы Беспаловой.
Она заканчивает работу над вазой. Ерас-
ные, синие, зеленые разрывы ракет засты-
ли над Невой, освещая Петропавловскую
крепоеть, здание Фондовой биржи, рост-
ральные колонны. Это ленинградский са-
ют, исторический день победы войск
Ленинградского фронта.

Художники и скульнторы стремятся
воплотить на фарфоре героические дни
Великой Отечественной войны. Свои ра-
боты они посвящают крупным батальным
сценам, запечатлевают образы героев
Красной Армии и Военно-Морского Фло-
та. В мастерских художников сейчас гото-
BATCH фарфоровые вазы, посвященные ос-
вобождению Киева, взятию Берлина.

Над вазой «Победа» работают лучнгие
мастера под руководством главного ху-
дожника Суетина и начальника художе-
ственной лаборатории, крупного портрети-
ста Скворцова. По своим размерам ваза
превосходит все то, что раньше делал за-
вод. Ее высота два метра. На вазе бу-
дут изображены четыре медальона. -В од-
ном из них — портрет Генералиссимуса
Советского Союза И. В. Сталина, в дру-
гом салют в честь победы, в третьем —
знамя Победы над зданием рейхетага и в
четвертом—штурм нашими войсками сто-
лицы фанистской Германии — Берлина.
ежду медальонами четыре ордена —
Победы, Суворова, Александра Невского
и Отечественной войны.

Художника Ризнич мы застали в его
мастерской. Он завершал свою работу
«Первая Конная». Еще ло войны на боль-
шой фарфоровой вазе, достигающей вы-
соты одного метра, он нарисовал первые
эпизоды боев конногвардейцев. Тепеть,
спустя четыре года, вернувшись е фрон-
та, Ризнич снова взялся за свою работу
и уже заканчивает ее. На фарфоре изоб-
ражены десятки эпизодов, отражающих
боевой путь, пройденный Первой Конной.

Знакомивший нас с работой завода Hu-
Kota Михайлович Суетин рассказал о
планах завода.

— В ближайшее время мы значитель-
но расширим производство художествен-
ного фарфора. Впервые станем изготов-
лять столовые фарфоровые сервизы. Ё ра-
боте над созданием новых образцов хуло-
жественного фарфора завод привлекает
лучших мастеров советской живописи и
скульптуры.

Н. ЗАГОРОДНЫЙ,

соб. корр. «Известий».
г. ЛЕНИНГРАД.

Мотогонки на триста километров
Победитель — Николай Шумилкин

Вчера в Москве начались соревнования
по мотеспорту на первенство страны. Наря-
ду с лучшими гонщиками спортивных об-
ществ в соревнованиях участвуют красно-
армейцы, сержанты и офицеры бронетанко-

различного рода бытовых, ремонтных ae механизированных. войск Красной
мастерских. Вт

* Трехсоткилометровая гонка собрала 220

спортсменов. Хотя погода не благоприятст-

Велики и. почетны задачи, CTOAMMC  sonana — мешал сильный встречный и 6бо-

перед высшей школой. Чтобы достойным ковой ветер, — гонщики показали высокие

образом разрешить их, нам предстоит
большая, упорная и ответственная рабс-
та. Все студенты и работники высшей
школы должны во всеоружии вотретить
первый послевоенный учебный год и до-
биться лучших результатов в подготовке
новых кадров специалистов.

Можно выразить уверенность, что ету-
денты и научные работники Советского
Союза не пожалеют сил, чтобы решить
задачи, стоящие перед высшей школой,
и тем самым выполнить свой долг перед
родиной.

спортивные результаты.

Нанвысшей скорости достиг старший сер-
жант Николай Шумилкин (Ленинградский
военный округ). Обогнав семьдесят семь
гонщиков, он пришел первым через 2 часа
22 минуты 08,5 секунды со средней ско-
ростью в сто двадцать шесть километров в
час. Это новый всесоюзный рекорд. Преж-

ний рекорд принадлежал московскому
спортсмену Евгению Грингаут (122 кило-
метра в час).

Вот что рассказывает новый рекордсмен:
— Впервые я сел на мотоцикл, когда мне
было четырнадцать лет. С тех пор я много

Раз принимал участие в гонках и двадцать
три раза улучшал всесоюзные рекорды.

Николай Шумилкин не только один из
опытнейших советских гонщиков. Он вме-
сте с тем и талантливый конструктор. На
сконструированной им машине «ТИЗ-Коме-
та» он в 1938 году установил девять всё-
союзных рекордов. В 1940 году он на усо-
вершенствованном им мотоцикле «Л-8» че.
тыре раза улучшал рекорды страны.

Вчера же был установлен и ряд других
всесоюзных рекордов. Спортсмен общества
«Трудовые резервы» Овчинкин на маломощ-
ном мотоцикле (125 кубических сантимет-
ров) поставил рекорд скорости для машины
этой категории. Рекордные результаты по-
казал также старший техник-лейтенант Си-
лантьев для мотоциклов категории до 350
куб. см. Новые рекорды для мотоциклов с
колясками установили Окунев (Ирбитский
ыы и Курбашев (Москва, «Буревест-
ник»).

Завтра на двадцать третьем километре
автомагистрали Москва — Минск будет дан
старт большому мотокроссу.