(6

И,
у

У6-
кий

oan

0B
ии!
st

oil?
ий

‚ етема Менделеева, световое давление ]е-

` вальского, русское языкознание, BOCTOKO-

ВТОРНИК, 6 НОЯБРЯ 1945 г, № 262 (8872)

Е
Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Россия, Россия, Россия!

Ты Ленина миру дала,

Ты знамя Советов впервые

Могучей рукой подняла.
На подвиг святой, благородный
Не раз тебя Сталин водил.
В победной войне всенародной
Он славу твою утвердил.

Навеки слилась величаво

Под сенью советских знамен

Былая российская слава

Со славою новых времен.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Poe Cu Ft

Кремлевские звезды родные
Над миром горят, как маяк,
Как светочи новой России,
Рожденной в трудах и боях.

С Востока легла до Заката

Великая наша страна,

Народною дружбой богата

И правдой народной сильна.
Не страшны нам грозы любые,
Бессмертен советский народ.
Россия, Россия, Россия, —
Веди нас к победам, вперед!

сука Советской

Советская страна получила от Россин
немалое научное наследетво. В него вхо-
дили физическая химия Ломоносова, гео-
мэтрия Лобачевского, периодическая еи-

Академик С. ВАВИЛОВ
Президент Академии наук СССР

вития деятельности Академии наук СССР.
Ее бюджет, из года в год возраставлгий,
перед войной, в 0 году, равнялся
176.912.000 рублей. К 1 января 1941 го-

бедева, физиологические исслодования (е-
ченова, технические опыты Якоби, Яблоч-
коза, Попова, замечательные путешествия
Крашенинникова, Миклухи-Маклая, Пржз-

ведение. тельных

‚ a

страны

достигнутые в СССР за двадцать восемь
лет. Ограничуеь немногим. В области
математики упомяну замечательное раз-
витие аналитической теории чисел в ра-
ботах академика И. М. Виноградова, а в
области физики — получившие всеобщее
признание исследования академика П. d.
Капицы по новому явлению сверхтеку-

Aa B составе Академии было пять ПОЧеТ` чести. Далее необходимо назвать откры-
ных членов, сто девятнадцать  Действи- тие замечательного

оптического явле-

членов (в 1917 году их 6Ы26  ния — комбинационного рассеяния све-

Советский Союз получил почти двух-  сорок пять) и сто восемьдесят два члена- та академиком Л. И. Мандельштамом

сотлотнюю Академию наук, славные Мос-   корреспондента. Общее число сотрудников и

членом-корреспондентем Академии

ковекий и Тенинградекий государственные   Академии достигло десяти тыеяч человек. наук Г. С. Ландебергом, сделанное одно-
университеты, Пулковскую обсерваторию   До Октябрьской революции Академия 60- временно с индусским физиком Раманом;

— «астрономическую столицу мира»,
лату мер и весов и многое другое.

а-   стояла из трех отделений, почти не имев- блестящую методику исследования косми-
ших научно-исследовательских инетиту-   ческих лучей члена-корреспондента Ака-

Но дореволюционная русская наука, бу- тов. В 1940 году восемь отделений Акаде-  демии наук CCCP Д. В. Скобельцына,

дучи самобытной и высокой mo своему ка-  мии располагали семьюдесятью шестью! впервые с полной
честву, оставалась явно недостаточной по   научно-иселедовательскими институтами и  завшего существование

своим размерам, по числу научных CHe-  другими научными учреждениями. Акаде-
циалистов, по неразработанности

важных разделов науки и техники. Моло-
дому Советскому государству принлось
на добротном, но очень ограниченном
фундаменте выращивать новую обшир-
ную и разнообразную свою науку и тех-
HURY.

В годы гражданской войны и интервен-
ции, несмотря на лишения и трудности
первых лет, советское правительство
и партия большевиков 06060е внима-
ние обратили на укрепление и рост
науки. В. И. Ленин набросал план научно-
технических работ Академии, имея в ви-

филиалы.

ный вклад в мировую науку. Советские
математики обогатили науку трудами нер-
востепенного значения, особенно в области
диференциальных уравнений, конструк-
тивной теории функций, аналитической
теории чисел и теории вероятности. Общее
признание получили работы советских фи-
зиков в области низких температур, кос-
мических лучей, полупроводников, физики,

ду возможно более тесное участие нау- добились советекие химики в вопросах ор-
кинетики химиче-

ки в реорганизации промышленности, в   Танического синтеза, x
обеспечении экономического под’эма стра-  ских реакции, катализа, поверхн
HEI. явлений.

Общий характер деятельности Академии  Исключительны успехи советской наук
в новых условиях стал резко изменяться.  в изучении произведительных сил страны.
Прежние небольшие кабинеты и индиви-  За последние двадцать пять лет Академия
дуальные лаборатории со скромным 000-  организовала более пятисот различных
рудованием и незначительным чиелом сот-   комплексных экспедиций. На территории
рудников быстро превратились в обшир-   СССР найдены почти все химические эле-
ные современные инетитуты. Академиче-  менты, открыты богатейшие в мире залежи
ская наука уже с первых революционных   калийных солей, месторождения никехе-
лет ширилась, захватывала все новые 0б-   вых руд, марганца, кобальтовых соедине-
ласти, организовала в своих стенах под-  ний, апатитов, бокситов, олова.

готовку кадров молодых ученых, стала BO) Академия тесно связана с высшей шко-
главе таких крупных научно-техничееких   ой. Многие академики и чдены-коррес-
начинаний, Kak исследование Курской! поденты являются профессорами высших

магнитной аномалии, как изучение еете-   „лоб о
учеб B ] ja и
ственных производительных сил страны.  УЧе?НЫХ заведении Москвы, Ленинграда

История Академии наук в советский
период ев существования неразрывно
связана с именами великих вождей на-
рода — Владимира Ильича Ленина и
Иосифа Виссарионовича Сталина, ко-
торые всегда проявляли исключительную   НЫХ У
заботу о процветании
ки. Заботами В. И. Ленина Акаде- Ми  научно-техническими
мия наук в тяжелые для молодой рес- конференциями.
публики годы сохранила свои научные

водящим центром для всей сети научных,
технических. а иногда и производетвен-

чреждений. На нее легла почетная

советской нау-  Обязанность руководства многочисленны“ условиях мира неред наукой вотают но-
совещаниями, вые грандиозные задачи. В практической
связаны с осуществлением
Быстро ширится и растет внеакадеми- послевоенного государственного пятилет-

отчетливостью пока-
космических лу-
«ливней»;

чей и открывшего явление

МНОГИХ   мия открыла в союзных республиках свои  важные теоретические работы в области

строения атома, принадлежащие акаде-

Академия наук СССР внеста значитель-   MARY В. А. Фоку.

В советские годы продолжались клас-
сические исследования академика И. ИП.
Павлова по условным  рефлексам. Цен-
нейший вклад в мировую науку в области
теории корабля и аэродинамики внесли
академики А. Н. Крылов и С. А. Чаплы-
гин. Гигантская работа проводилась со-
BeTCRUMH геологами.

Нельзя не упомянуть также об яфети-

радио и оптики. Серьезных достижений! ческой теории академика Н. Я. Марра, о

Ре наших востоковедов, историков.
о прежде всего в области гуманитарных

остных   Наук, науки об обществе, Советская стра-

на гордится развитием гениального уче-

и ния Маркса — Энгельса — Ленина —

Сталина, — учения, ставшего основой
существования и роста нашего государ-
ства.

На базе науки выросла могучая тех-
ника во всех ее многообразных проявле-
ниях. Армия работников науки и техни-
ки за годы советской власти создала
единый научный фронт.

Великим испытанием для Советского

Союза явилась Отечественная война.

Борьба с до зубов вооруженным врагом
потребовала напряжения всех сил стра-

Советские
артиллерия,
других городов, руководят иселедователь-  ‹катюши», радио, советская военная оп-
скими работами в различных отраслях иа-  тика — все было отдано фронту, и побе-
родного хозяйства. Академия стала руко- хоносная Красная Армия полностью ргд-

ее возможностей.

ны, всех
танки, корабли,

самолеты,

громила врага.

Советская страна вступает в двадцать
своего существования. В

девятый год

части они

футбольная

кадры и смогла уже в тот период присту-   Ческая наука. Уже в первые годы револю-  него плана, с дальнейшим увеличением
пить к реорганизации своих лабораторий   ции возникают учреждения, во многом ои-  мощи нашей родины. Вместе с тем перед
в научно-иселедовательские институты.  ределившие новые  научно-технические   советской наукой — интереснейшие и
В 1925 году, к двухсотлетию евоей дея-  пути. Это — институты Ленинградекий  широчайшие принципиальные проблемы,
тельности, Российская Академия наук бы-  физико-технический, Государетвенный оп-  относящиеся к изучению материи, живо-
ла преобразована в Академию наук СССР.   тический, Центразьный аэродинамический, го вещества, земли, человека, челове-
Это преобразование превратило Академию   Веесоюзный электротехнический, Физико- ческого общества и его истории.
В штаб советской научной мыели, храня- химический институт имени Парпова. Во Советская культура, несомненно, вету-
IH и развивающий все лучшее из дости-  много раз по сравнению с дореволюцион-   пает в новую фазу своего развития. По-
жений научного творчества передовых  ным временем возросло число университе- беда является мощным стимулом этого
русских ученых. В круг изучения Акаде-  тов и других высших учебных заведений, развития. Партия и правительство, това-
мии вошли почти все отрасли человече-  в которых также велаеь и научно-исследо- рищ И. В. Сталин будут попрежнему на-
ского знания. вательская работа. правлять усилия науки, труд ученых на
Советское Я не емог бы перечислить здесь даже   благо всех народов нашей великой стра-

государство создало исклю-

чительно благоприятные условия для раз-! самые выдающиеся научные результазы,

ны-победительницы.

Алма-Атинской
станции А. Т. Никитина раскрашивает вазы

Художник керамической

для выставки, посвященной 25-легию Ка-
захстана,
Фото М. Галкина.

Открытие
Ленинградского филиала Музея
В. И. Ленина

ЛЕНИНГРАД, 4 ноября. (ТАСС). Сегод-
ня состоялось торжественное открытие
Ленинградского филиала Музея имени
Ленина. В Мраморном дворце собрались
партийные работники, пропагандисты, пред-
ставители ленинградской общественности.

Торжественное заседание открыл замз-
ститель заведующего отделом пропаганды
и агитации горкома ВКП(б) тов. С. И. Ав-
вакумов. Он подчеркнул огромное значение
музея как могучего орудия пропаганды
марксизма-ленинизма.

Директор Центрального музея В. И,
Ленина тов. Леонтьева отметила, что от-
крытие МЛенинградского филиала — это
больнюе событие не только в жизни Ленин-
града, но и всей нашей страны. Ленинград-
ский филиал располагает многими цезны-
ми экспонатами, освещающими жизненный
путь и деятельность величайшего гения
человечества В. 1. Ленина.

Затем многочисленные
осмотр залов музея.

гости начали

Футболисты «Динамо»
вылетели в Лондон

4 ноября для встречи с английскими
футболистами вылетела в Лондон команда
мастеров московского «Динамо».

Первый матч будет сыгран с одним из
крупнейших клубов Лондона — «Челси».

Лондонцы проявляют огромный интерес
к приезду советских футболистов. По све-
дениям, полученным в Москве, все билеты
на матч «Динамо» — «Челси» уже прода-
ны. Встреча произойдет на стадионе, вме-
щающем 86 тысяч зрителей.

*

ЛОНДОН, 4 ноября. (ТАСС). По сообще-
нию лондонского радио, московская
команда «Динамо»  се-
годня прибыла на самолете на Кройдон-
ский аэродром близ  Лондона. Команду
встретил секретарь английской футбольной
ассоциации Роуз.

В Театре имени Вахтангова

В ближайшее время в Театре имени Вах-
тангова состоится премьера пьесы А. Глад-
кова «Ленинградское шоссе». Постановщик
спектакля Б. Бабочкин, художник
Ю. Пименов. В главных ролях заняты
Ц. Мансурова, Е. Алексеева, Г. Пашкова,
Б. Бабочкин, А. Абрикосов, М. Сидоркин,
И. Каширин.

В конце декабря театр покажет пьесу
братьев Тур и Л. Шейнина «Кому пол-
чиняется время». Ставит спектакль А. Ре-
мизова, художник — Н. Акимов. Главные
роли готовят Р. Симонов, М. Синельнико-
ва, Е. Измайлова, М. Некрасова, А. Абри-
косов, М. Державин, Б. Шухмин, С. Лукья-
нов, И. Солозьев, И. Доронин.

\

Недавно Совет Народных Комиссаров
Союза ССР принял постановление о ме-
рах по восстановлению города Сталин-
града. Постановлением намечена гран-
диозная программа строительно-восота-
новительных работ на ближайшие два
года. Только на жилищное, культурно-бы-
товое, административное строительство и
одновременное расширение промышален-
ности строительных материалов в Сталин-
граде правительство определило Ha
1945—1947 гг. капиталовложения в сум-
ме около шестисот миллионов рублей.

Для осуществления намеченной про-
граммы при Совнаркоме РСФСР создано
Главное управление по восстановлению
Сталинграда с местопребыванием в Ста-
линграде. На Главное управление по в0с-
становлению Сталинграда возложена боль-
шая и почетная задача — организовать
выполнение постановления СНЕ СССР о
восстановлении города-героя.

Известно, что восстановительные рабо-
ты в Сталинграде начались немедленно
после разгрома немцев под Сталингра-
дом. За прошедшее с тех пор время сде-
лано уже много. Восотановлены и введе-
ны в действие основные производствен-
ные мощности крупнейших промышлен-
вых предприятий города: Сталинградекого
тракторного завода, метахлургического
завода «Красный Октябрь», машино-
строительного завода «Баррикады» и
других. В трудных условиях военного
времени сталинградцы добились также
значительных успехов в восстановлении
предприятий местной и легкой промыш-
ленности, коммунального хозяйства,
школ; культурных и бытовых учреждений,
жилых домов и общежитий,

Однако жилищное  строительетво в
Сталинграде до сих пор резко отетавало
от темпов восстановления промышленно-
сти и Е тому же велось довольно упро-
щенно.

Постановление Совнаркома СССР от
22 августа знаменует собой начало но-
вого этапа в возрождении Сталинграда.
Оно направлено главным образом на усн-
ление жилищного и культурно-бытового
строительства. В этом ярко отражается
неустанная забота нашей партии, прави-

тельства, лично товарища Сталина 06
удовлетворении бытовых нужд трудя-
щихся.

По постановлению СНЕ СССР должно
быть широким фронтом развернуто капи-
тальное строительство жилых домов,
культурно-бытовых. зданий и администра-
тивных учреждений в соответетвии c ге-
веральным планом восстановления Ста-
линграда.

В центре города на площади Павшах
борцов и по Коммунистической, Ломоно-
совекой, Саратовской, Октябрьской, Но-
вовокзальной, Рабоче - Крестьянской, Je-
нинской и Гоголевекой улицам, а так-
же в Дзержинском и Ворошиловском рай-
онах в 1946 —47 rr. должно быть вос-
становлено свыше двух миллионов вубо-
метров жилых зданий. Одновременно в
заводских районах города за тот же срок
намечено провести жилишное строитель-
ство в 0б’еме около двух с половиной
миллионов кубометров.

Большие работы предстоит развернуть
также по восстановлению школ, лечеб-
ных, культурно-бытовых и администра-
тивных учреждений, по благоустройству
города, на что правительство ‘ассигнузт
громадные средства.

Для практического выполнения постав-
ленных задач при Главном управлении по
восстановлению Сталинграда уже созданы
и приступили к первоочередным работам
три строительных треста — «Сталин-
граджилетрой», «Сталинградкультстрой»,
«Сталинградтехстрой» и контора «Сталин-

Город-герой возрождается

градтехснаб». Укрепление их идет 34
зчет наиболее опытных инженерно-техни-
ческих работников, среди которых нема-
ло офицеров-фронтовиков, прошедшах
большую школу строительной практики в
годы Великой Отечественной войны.
Ведется усиленная подготовка в раз-
вертыванию строительных работ в
1946 году: составляются проекты, ти”
тульные списки, сметы и т, д. Инженеры
и техники Главсталинградетроя разраба-
тывают планы механизации строительно-
восстановительных работ. Для этого по-
требуются мощные экскаваторы, башен-
ные краны, транспортеры, механические

агрегаты по приготовлению растворов
и др.

Но постановлению правительства на
восстановление Сталингр ада начинают

прибывать новые рабочие. Одной из пер-
воочередных задач нашего Главного ун-
равления является подготовка жилья для
прибывающих кадров строителей. Мы по-
лучили 350 стандартных домов, сборка
которых сейчас ведется ускоренными тем-
пами и в четвертом квартале этого тода
должна быть полностью закончена.
Чтобы успешно вести строительно-
восстановительные работы, Главстатин-
градстрой должен иметь свои собственные
заводы по изготовлению строительных де-
талей. С этой целью Совнарком Союза ССР
обязал соответствующие наркоматы вос-
остановить и вновь построить в Сталин-
граде 28 заводов, производящих стройма-
териалы и детали. Специальная комисеия
СНЕ РСФСР уже закончила на месте пла-
нировочные работы по размещению этих
заводов, а проектные организации Моск-
вы, Менинграда и Сталинграда составляют
проекты строительства. Для будущих за-
водов по изготовлению стройматериалов,
конструкций и деталей получены и ча-
отично находятся в пути крупные партии
оборудования и станков. Создание такой
мощной производственной базы даст нам
возможность вести строительно-восстано-
вительные работы скоростными методами.

Несколько союзных наркоматов, a Tax-
же Куйбышевская, Саратовская и Астра-
ханская области обязаны сейчас постав-
лять  Главоталинградстрою автомашины,
хошадей, цемент, кирпич, гипе, стекло,
твозди; кровельное железо, металл и т. д.
Однако следует отметить, что эти постав-
ки, особенно местных строительных ма-
териалов, пока идут медленно. А между
тем время не ждет. Приближается зима, и
доставка всех этих материалов может
значительно  усложниться. Некоторые
наркоматы, как видно, не спешат с вы-
целнением тех обязанностей, которые воз-
ложены на них постановлением СНЕ
CCCP.

Мы в праве надеяться, что соответ-
ствующие союзные и республиканские
наркоматы примут все зависящие от них
меры, чтобы ускорить выполнение указа-
ний правительства.

Постановление союзного правительства
о мероприятиях по восстановлению
Сталинграда вызвало среди сталинградцев
огромный трудовой под’ем. В городе с но-
вой силой и еще большим эффектом раз-
вертывается черкасовское движение. На
помощь профессиональным строителям вы-
ходят тысячи строителей-добровольцев.

Большой трудовой под’ем являетея по-
рукой тому, что город-герой, носящий имя
великого Сталина, в недалеком будущем
вновь подымется над Возгой во всей его
гордой и величественной красе.

А, ИЖИКОВ,

начальник Главного управления
по восстановлению Сталинграда
при СНК РСФСР.

г. СТАЛИНГРАД.

Новая газовая скважина

САРАТОВ, 5 ноября. (По телеф. от соб.
корр.). На Елшанском газовом месторож-
дении сдана в эксплоатацию новая, 36-я
по счету, газовая скважина. Она дает свы-

ше миллиона кубометров свободного газа
в сутки. Начались работы по присоедине-
нию этой скважины к газовой магистрали
Саратов — Москва.

В о с а О e 66 (Отрывок из романа)
99     EEE

Мария пожелала всем тихой ночи, раз-  дома — восемнадцатого века, Потом уже
крыла тугую дверь и шагнула в ночь —   строили полегче, потоньше.
будто провалилась в ничто. Не было вид- — Не прямое попадание страшно, а
но ни тротуара под ногой, ни домов вдоль   стекла...
улицы, ни неба над головой. Мрак. Она — 0х-ох-ох, спать хо-чет-ея!..
сделала несколько шагов наугад и оста-  И правда, клонило ко сну. Притулив-
новилась — как итти? шись у стенки, Мария прикрыла глаза и в
Совсем рядом прошденали осторожные   полудремоте уже не слушала, о чем го-
шаги, одиноко прозвучал короткий и су- ворят вокруг. Случайные, отрывоччые
хой кашель. Человек осталея невидим.

Постепенно глаза привыкли к темноте.   ваясь. Как странно, всю жизнь говорили: Преградила

мысли возникали и исчезали, не задержи-  жать к «очагу поражения».

Стоя на коленях там, куда ее швыр-
нуло, Мария нашарила рядом чьи-то теп-
лые, двигающиеся тела и поняла, что
осталась жива и невредима, что смерть
еще раз пронесло мимо.

Вдруг алоз пламя осветило окно, пере-
черкнутое полосами бумаги и зигзагами
лопнувших стекол.

— Загорелось, — сказал кто-то.

И стало тихо.

Мария кинулась к двери по вырабо-
тавшейся за два месяца привычке бе-
% о дежурная
ей дорогу и наставительно

Чуть наметилось небо в гуетых, рваных   этаж, потолок, дом: лестница, а теперь — сказала:

тучах, Мария недоброжелательно погля-  лерекрытие, лестничная клетка, об’ект...
дела на тучи и на предательские «окна»   Вот уж зодчие
между ними. Плохое сегодня небо. А ве-  думали, кто будет благословлять их за
чер такой. что немцы ‘будут
яростны. Надо итти скорее.
до очередного налета...

На проснекте было светлее. Пронолзали
тускло освещенные трамваи и словно хра-
дущиеся автомобили с синими фарами. т 2
Иногда бледное сияние выбивалось  на  Реестественной и нереальнои.
секунду из раскрытой двери. Вепыхивали
огоньки папирос, вырывая из мрака не- д я
знакомое лицо; руку в перчатке, козырек Невской Дубровке, ежечасные налеты,
фуражки. Мария почти побежала, лави-  бомбы, смерть... И неужели это я, Мария
руя между темными фигурами прохожих. Смолина, Марина, Муся — это я — на-
Мысли ее были радостны и легки, —
Андрюша еще не спит, можно повозитьел   Рехватили по пути...
< ним полчасика, самой уложить спать и Молодая соседка Марии вытащила из
рассказать ему на ночь сказку. А огнету-
шители сейчас придет заряжать мастер,
добилась все-таки... Да и не бывает так.
чтобы дважды кряду попадало в одно ме-   стрянет, в тревогу.
сто... И шагать легко. вот уж полпути D
пройдено, успею, проскочу... лись ей.

Не успела! — евать не

Протяжный, томящий вой сирен позис   посоветовала молодая женщина, — поло-
над городом, В который pas 3a день, в  жить в рот корочку и сосать, так гораз-

А может

гамом деле — немцы

сказывала, что всегда носит с собой

который раз за неделю, за месяц... до сытнее.
Мария попала в парадную. где в неяс- Мария обернулась на
ном свете синей лампочки густо толои-  был привлекательно звонок и насыщен

лись люди. Она выбрала эту парадную неистребимой жизнерадостностью. Мария
потому. что над нею поднимались семь  увидела курносое, симпатичное лицо и

этажей — самый высокий дом во везм еще успела подумать, что такие лю-
квартале. ди почти всегда оказываются добродуш-
Кругом разговаривали: HBIMH... °
— Шесть перекрытий,  надежная  Ее подбросило и швырнуло о стену.
стройка! Лампочка погасла.

— Шесть перекрытий — это да. А на-  Что-то рушилось, свистело, гремело и
©чет надежности, так самые надежные   лопалось в темноте.

особечно   пречность . построек!.. А пальба усили- еще яветвеннее.
Проскочить   вается... Грохнула бомба... И когда-ни-  дребезжащий свист бомбы и гулкий
вудь попадет и в меня. Вчера прошло ря-   взрыв.
дом, позавчера чуть не спалило... Не все-   ступнях. Через минуту — еще более от-
гда же будет «везти»... Зоя говорит —   четливый,
«противоестественно»... Да, жизнь стала   удар в ноги. Затем — третий...

— Пожалуйста, без паники. Где отоя-

восемнадцатого века не   ли, там и стойте.

Здесь, у выхода, грохот боя слышался
Потом Мария услыхала

Сотрясение почвы отдалось в

невыносимый свист, взрыв,

— Три ‘по двести пятьдесят, -— об’яс-

быть, это только снится? Неужели это на  нил кто-то голосом знатока, — эти всег-
в Стрельне и на  да под ряд пускают.

— Влизко... Все в нашем районе.
— К празднику стараются, гады!
Окно висело в тлубине парадной, как

чальник штаба об’екта? И вот меня пе-  ослепительно алый плакат. Плакат шеве-

лился.
— Засветили факел, теперь лети да

портфеля кусок сухаря и со смехом рас- сбрасывай.

Да, сказала себе Мария, дом пылает,

«аварийный запас» на случай, если за- как факел, лети да обрасывай бомбы в

районе пожара, то-есть вот сюда, сюда,

— Рыло бы что носить, — откликну-   где я стою... И она испугалась. Испуга-

лась вдруг со всею силой и неудержи-

надо, — добродушно   мостью. Удобной мишенью для бомбомета-

ния показался ей непрочный закут, Wepe-
полненный людьми. В грохоте выстрелов,
в визге падающих бомб и в тяжелых со-

голос. Голос трясениях почвы звучали подлые немец-

кие слова: «Седьмого будете праздновать,
восьмого — хоронить»...

Видение было ярко и подробно, и уже
на это видение наплывало другое, которое
Мария отгоняла всеми силами, но силы
были сейчас расслаблены страхом и вы-
нужденным бездельм. Андрюша .. Андрю-
ша в кровалке с запрокинутыми на по-
душку ручонками, розовый, теплый. В гро-
хоте раскалывается свод, и она быстро

наклоняется над ним и принимает на се-
бя — спиной, головой, нлечами, руками —
всю тяжесть удара и обвала. Обломни,
балки, куски штукатурки ударяют ее, ко-
лют, засыпают, пригибают все ниже, ни-
же... Но Андрюша цел и даже не проснул-
ся, его ровное дыхание чуть приподни-
мает синее одеяло...

Она увидела все очень ясно, как хоро-
10 знакомое, и вспомнила все детали— от
первого страшного удара по незащищен-
ной спине до легкого колебания детского
одеяла, и поняла, что тайком от самой се-
бя видела, представляла себе это уже мно-
го раз. и потому в часы бомбежек ее все-
гда так тянуло домой — заслонить собою.
И все эти недели при каждом взрыве, при
каждом сотрясении почвы где-то в глуби-
не сердца отдавалась боль: если это слу-
чилось там, я не заслонила собою...

Зачем я здесь? Как я смею укрываться
здесь, когда мое меето там...

Она услыхала проетую и ликующую
трель рожка. Отбой. Но кто знает, что
произошло за этот час, что уже случи-
лось?..

Улина была темной внизу и розовой
наверху, но верхним этажам домов пля-
сали отблески огня. Мария бежала, не
выбирая дорогу и не думая о ней. За
углом она споткнулась о шланг, пожар-
ный крикнул ей: «Полегче, гражданоч-
ва!» Она увидела остов догорающего до-
ма и черные переплеты пожарных лест-
ниц на алом фоне, но не остановилась и
побежала дальше. — Скорее ‘увидеть, что
там!

На перекрестке хрипловатые звуки. ра-
дио на минуту приковали ее внимание.
«Заведание Московского Совета...» Мо-
сква?! Москва, — что ж, это очень хо-
рошо, что в Москве торжественно засе-
дает Совет... Она не задержалась...

Мария свернула в переулок, от кото-
рого было рукой подать до дома, и от-
шатнулась. Переулок был завален гру-
дами обломков, запружен пожарными и
санитарными машинами, наспех выта-

щенными столами, узлами домашнего
скарба, развалины... Новые жертвы...
Сегодняшние...

Она двинулась по другой улице в 0б-
ход, налынаяеь на встречных. И вдруг

откуда-то издалека ясный голос, очень
спокойный и очень знающий, сказал себе
и ей: «...Наша армия терпит временные
неудачи, вынуждена отступать, вынуж-
дена сдавать врагу ряд областей нашей
страны...»

В голосе было такое спокойствие и
знание, что она невольно прислушалась,
еще не понимая, почему, а голос спросил
себя и ее:

— Где причины временных военных
неулач Красной Армии?

И по тому, как он тотчас уверенно
стал об’яенять эти причины, и еще по
тому живительному ощущению силы и
душевной крепости, которое внушал каж-
дый звук этого мудрого, очень знакомого
голоса, Мария поняла, что говорит
Сталин.

На углу под репродуктором стояла тол-
па. Мария тоже задержалась,  раздваи-
ваясь между сознанием непрочности и
неблагополучия, гнавших ее домой, и не-
отразимой уверенностью голоса, обра-
щавшегося к ней со словами, которые бы-
ли так остро нужны ей сейчас, именно
сейчас, когла после двух месяцев стой-
кости и сдержанности ею овладели смя-
чение, усталость и страх. Она слушала и
про себя отвечала: да, именно так.
И ей уже представлялось, что она и рань-
ше думала так же сама, но не умела
обобщить и высказать свои мыели, и
что ее маленькая тревожная судьба на
самом деле величественна и красива, да-
же если бомба оборвет ее прежде, чем
настанет победа.

Вой сирены воздушной тревоги ото-
рвал ее от голоса Сталина и вернул во
мрак затаившегося города, на который
снова надвигалась смерть. Она побежала,
преследуемая воем сирен и звуками за-
нимающегося над городом боя. Но ей
уже не верилось в несчастье, ей опять
казалось, что вее обойдется, надо соль-
ко перетерпеть, сопротивляться и все
силы сосредоточить на одном — на уби-
лии борьбы.

Вой сирены емолк (она была короче,
чем обычно), и Мария снова услыхала
следующий за нею голое Сталина, знаю-
щий все до конца и утоляющий, kak
родник.

«Немецкие захватчики хотят иметь

истребительную войну с народами
СССР. Что же, если немцы хотят иметь
истребительную войну, они ее получат».

Голос смолк, и какой-то шум хлылул
через рупора, споря с шумами войны. Это
был странно знакомый и позабытый
шум. Мария не сразу поняла, что в да-
лекой Москве громко и самозабвенно
рукоплещут люди, за себя и за нее, п за

тех, кто слушает в этот чае голос
Сталина.

— Отныне наша задача... — ‘продол-
жал спокойный голое, — задача наро-

дов СССР...

С этим голосом над собою и в 066бе
Мария дошла до угла, откуда могла уви-
деть свой дом или пустоту неба над
местом, где он стоял. Она увидела дом
таким, как всегда, черной махиной без
единого проблеска света, зашла в домо-
вую контору и дослушала речь Сталина,
а потом подошла к телефону и спокойно
вызвала нужный номер, зная, что ей
ответит Сизов. И Сизов ответил:

— Маша?! Слушала?!

— Да, да, я для того и звоню!

Она повесила трубку и пошла во двор.
Из соседнего садика. где раньше гуляа
Андрюша, частыми залпами били зенит-
ки. В промежутках между залпами слы-
шался далекий неспокойный гул самоле-
та. С чувством превосходства и вызы-
вающего упрямства поглядела Мария
туда, где кружился невидимый враг.
Что, мечешься? Подбираенься? Ну, ну,
крутись, пока можешь!

И она вбежала в убежище, протиска-
лась через толпу до дверей детской ком-
наты, увидела светлый хохолок, торча-
щий из-под синего одеяла, и припала спи-
ной к дверному косяку, стараясь преодо-
леть дрожь всего тела.

— Слыхали? спросила ее жен-
щина, которую она видела и не видела,
узнавала и не узнавала, — настолько
была вне обстановки, окружавшей ее.

— Конечно, — ответила она и при-
слушалась, и хотя она дослушала до са-
мого конца, ей показалось, что она все
еще слышит голос Сталина.

Вера КЕТЛИНСКАЯ.
г. ЛЕНИНГРАД.