7 августа 1942 г., № 184 (1138)

Doesasl агитация

Родина наша переживает грозные лни.
Сейчас, как никогда, каждый из нас дол-
жен проникнуться сознанием своего долга
перед страной и народом. Каждый должен
понять, что обстановка требует от любо-
го советского воина-патриота, независимо
от того, находится ли он далеко от Дона
иги близко к нему, действий поистине re-
роических, настойчивых и неукротимых.
Теперь особенно сильно должно звучать
слово агитатора-болышевика, призывающе-
го массы к самоотверженной борьбе с вра-
у гм, В этом сейчас смысл агитационной
работы.

Агитационно-процатандистскую работу в
твардейском истребительном авизполку мы
стремимея направить на воспитание у
бойцов жгучей ненависти к фашиетам, Ha
укрепление веры в силу советского ору-
жля. Девиз гвардейцев: «Если надо, то пю-
гибнуть, но из боя выйти победителем».

В агитационной работе используются
все формы воздействия на массы. Мы дав-
HO уже практикуем хоклалы, длящиеея не
больше 20—30 минут. Проводим их HaKo-
ретке, в перерывах между дежурствами
пли боевыми вылетами, в нелетную пого-
ду. Нередко бывает так: начнется доклад,
п вдруг об’являют боевую тревогу. Доклад-
чик © аэродрома не уходит. И, как только
самолеты вернутся, доклад продолжается.

Агитационная работа тесно связана ¢
общетюлитическими задачами, с вопросами,
которыв волнуют личный. состав.   :

В ответственный период, когда на полк
возложили задачу — охранять важнейший
об’ект, некоторые молодые летчики, при-
бывшие из училища, неточно представляли
себе силу и технику немецкой армин. И
вот в этот момент всю агитационную ра-
боту мы направили на воспитание у моло-
ых летчиков веры в советское оружие, на
умелое использование первокласеной совет-
ской техники. Были проведены доклады, в
вторых ярко показывалось, что немецкая
армия и её техника не так сильны, как
кое-кто представлял себе. Опытные, уча-
ствовавшие в воздушных схватках летчики
подробно рассказывали молодежи о своих
боевых делах. Они сделали небольшие док-
лады на темы: «Боевые качества самоле-
та-истребителя», «Воздушная тактика вра-
та», «Что ине помогает бить немпа». Воен-
вомы эскахрилий особенно широко раз-
вернули индивидуальные беседы с молоды-
ин летчиками. Все это быстро сказалось и
пало положительные результаты. Молодыю
летчики стали лю-настоящему^ осваивать
боевую технику и в первых же боях на-
учились бить немецких стервятников.

Проводя массовую работу в связи с пер-
вомаисклы приказом товарища Сталина,
привлекая для этого конкретный материал
из опыта боевых действий летчиков полка,
наши зтитаторы много сделали для подня-
тия у личного состава высокого морально-
= хуха и решительности в боях с фаши-

aM,

Не так давно наши летчики отогнали
50 фашистских бомбардировщиков, которые
или на бомбежку важного пункта, при
этом было сбито 10 вражеских машин.
Этот удачно проведенный бой воотушевил
наших летчиков, они стали добиваться все-
мерномо увеличения боевого счета. И если
летчик В. Петров за 10 месяцев  отечест-
венной войны самостоятельно сбил лва сА-
молота противника, то недавно за коротков
время он уничтожил три манины и, кро-
№ того, сбил несколько самолетов в труп-
повых боях,

Так слово агитатора принесло огромную
пользу в боевой работе.

Агитация будет веской и Убедитель-
ной, к словам агитатора будут  прислу-
шиваться массы в том случае, если сам
агитаюр пользуется авторитетом, показы-
зает в боях личный пример отваги и 400-
Чести, овладел техникой, умело Bower.
Мы поэтому и вылелили на эту работу
тучших людей, В одной из нааших эскад-
т агитаторы — летчики-орденоноецы
митриев и Латуткин, техник Филатов,
инженер Метельников, мотористы Демилов
и ВБуминский. Они обладают способностью
рассказывать ярко и убелительно. Их
страстное слово убеждает людей, зовет в
Kok ¢ pparow. :

Wan

Этт рассказ я услышал из уст двад-
Цатилетнего балтийца Павла Демина.
\ „Юн помнит все до мелочей: и свое
уждение после обморока, и зловеще-
отненный закат, обагривший в тот’ вечер
море, и злобные лица финнов, возбужден-
но прытавших вокруг советского моряка.
— Ч%0, отдохнул? — насмешливо обра-
Тилея к моряку офицер, ехидно щуря
мутные, нетрезвые глаза. — Побеседуем!
  Демин приподнял толову и понял. весь
Ужас своего положения. Молодой балтиец
пожал в луже воды. Рядом стояло два, пу-
тых ведра. Его обливали холохной во-
и палачи хотели допросить его тотчас

«Как же это я попал в лапы к этим
собакам? »— подумал Демин и закрыл гла-
3. Юноша, увидел себя на эсминце, сре-
ии товарищей, слышал приказание коман-
дира: «Товарищ Демин, бросайтесь в воду,
побирайтесь вплавь к пункту С., коррек-
тируйте наш огонь»... И через минуту Па-
вел уже рассекал ладонями прохладные
золы Финского залива. Добраться Ao цели
Не удалось: откуда-то выплыл вражеский
юмоскит», долго гонялся во тьме за, Де-
Миных, стрелял в него. Павел нырял,
воплызал, чтобы перевести дух, и Bce-
таки угодил под. финскую пулю.

Раненный в голову, в обморочном CO-
стоянии, он попал в руки паламей.

Чего молчишь, коммунист?—«рик-
вул офицер и ударил ногой  Демина. —
Товори, кто и зачем послал?

Демин спокойно смотрел в глаза врагу
№ молчал. Ноюящая боль в затылке мутила
сознание. Офицер приблизилея к Демину:
  — Будешь товорить правду—вылечим,
Кормить будем. Смолчишь — изрубим на
куски... :

— Рубите, — тихо ответил Павел.
  (фицер омал приказание соллатам. Тол-
CTH веснущатый палач опустился на ко“
‘enn и рванул к себе правую руку Де-
мина. Остервенелый финн принялея .10-
Мать пальцы моряка. Пленный, стисвув
Зубы, молчал, и это приводило палача в
Ярость,

был заведен и трещал, как пулемет.

Особенно хороших результатов  доби-
вается т. Ягодзинский, один из лучших
атитаторов в полку. В каждую свободную
минуту он читает летчикам тазеты, бесе-
дует с ними. Он в курсе событий, проис-
ходящих в стране, вникает в жизнь сво-
его звена п вею работу таким образом
увязывает с вопросами, которыми интере-
суется личный состав. подразделения.

Когда в звене запоздали < подготовкой
изтериальной части и один самолет не
вылетел в боевой полет, . Ягодзинский
сразу же провел беседу с техниками, под-
черкнув, что они не выполнили сетодня
приказа командования. Таких фактов. в
звене больше не наблюдалось.

Или другой пример. ) Техники, когда
готовили материальную часть самолета к
полету, He прюсматривали вооружение,
надеясь, что его проверят  оружейники.
Командир звена приказал техникам  сле-
дить не только за состоянием мотора и
других частей самолета, но м за вооруже-
нием. Тов. Яголзинский после этого нро-
вел с техниками беседу о взаимопомощи
в боевой обстановке,

— Если дважды булет просмотрено во-
оружение, — говорил агитатор, —— оно не
полведет в бою, и летчик выйдет из
схватки побелителем,

Агитатор Ятгодзинский умеет быстро
реагировать на недостатки и добиваться
их исправления. Такой атитатор всегда
пользуется большим уважением у  лич-
ного состава.

Большевистской агитацией должны за-
ниматься не только специально вылелен-
НЫе люди. Агитировать должен уметь
каждый коммунист и комсомолец: В на-

шем полку немало таких людей.

Как-то нахлинейке собралась группа лет-

чеков. Зашла речь © ербических зашит-

никах Севастополя. У некоторых летчиков
были общие знакомые, которые самоотвер-
женно обороняли легендарный город. Раз-
товор принял оживленный характер. В эт9
‘время подошел летчик Петров и сказал:

— В «Правле» сегодня напечатаны
«Севастопольские записи» Войтехова. Да:
 вайте прочтев их вслух,

Нетров. начал читать негромким голо-
сом. Чуветвовалось, что очерки. сильно
‘подействовали на летчиков. то-то про-
‘изнес:

—- Здесь, под Ленинтрадом,
немцам. за Севастополь!

— Отомстим! — в один толос восклик-
нули летчики,

Читка газеты оказала необычайно вы-
‘сокую силу воздействия на слушателей,

‹ Большую роль итраюу, короткие митин-
ти, которые в нашей агитационной рабо-
те стали сейчас одной из самых живых
форм политического просвещения Macc.
Ча них с короткими и страстными те-

OPOMCTHM

чами выступают летчики, техники, MOTO-
ристы. _
Вотла к нам пришло  взвестие, ‘что

гвардии  капитанам Васильеву и Цоко-
лаеву присвоено звание Героя Советского
Союза, весь личный состав полка на ми-

тинге поздравлял BX © высокой чатралой

и клялся еще лучше драться ©. немцами,

униатожать ‘без ‘пощады   фалистекие ca-
молеты. В этом, заключалось значение ко-
роткого митинга.

Несколько замечаний о лозунгах, тран-
спарантах и плакатах. Наши условия не
позволяют пользоваться большими плака-
тами, лозунгами и другими видами на-
тлядной агитации. Мы решили заменить
их маленькими, написанными на бумаге
плакатами, на обрезках фанеры и  кар-
тона. Й от этого много выиграли.

В небольнюй палатке, тле живут лет“
чики, в землянке командного пункта, в
столовой эскадрильи развешены  хоропю
исполненные и бросающиеся в глаза не-
большие лозунги и плакаты. Мы всегда
приурочиваем их выпуск к важным €0=
бытиям в стране или в полку.

Сейчас, в дни ожесточенной и беспо-
пцадной борьбы с вратом, наша атитация
лолжна быть 0с0бенно действенной, 9000-
бенно страстной, должна звать масеы на
отпор зарвавшимся врагам.
`. Старший политрук.Ф, АНАСТАСЕНКО.
 ’ Краснознаменный Балтийский флот.

дни

Павел пришел в себя в концентрацион-
ном лагере для военнопленных. Здесь бы-
ло десятка четыре советских людей — пе-
хотиниев, моряков и мирных граждан. Ла-
терь находился в ложбине, между двумя
бараками, где жили финские солдаты.

Левая рука Павла висела, как плеть.
 Малейшее движение вызывало жестокую
боль: связки суставов были разорваны,
ногти почернети, на лбу и затылке за-
пеклась кровь.  Нестерпямо хотелось
шить. Демин узнал, что обитатели лагеря
уже шесть суток не получали ни питья,
ни елы.

Рядом лежал полуголый красноармеец ©
окровавленным лицом и отрубленнымх
ушами. Демин обратился к нему:

— Давно ты здесь, браток?

— Пятые сутки терзают, бандиты... —
тихо ответил тот.

В сумерки в лагере разыгралась страшг-
ная сцена. Привели неомолодого русского,
по вилу — иштатского. Его окружала целая
ватага финнов, ему задавали вопросы, би-
ти рукояткой пистолета по лицу и труди,
но он молчал. Появился седоватый фин-
ский полковник в пенсне и перчатках,
солдаты расступились. Демин запомнил
диалот между русским и финном. Полков-
ник Сказал по-русски:

— Что пользы от вашего ‘упорства?
Ваша страна и фронт не пострадают от
того, что вы расшифруете некоторые бу-
маги и ответите на наши вопросы. Будь-
те блаторазумны, и вам будет подарена
жизнь. Ведь вы не коммунист!

— Я русский и 6в0ю родину не про-
дам!...

— Бросьте! Опомнитесь, пока не поэд-
по Мы с вами люли культурные. Я сам
прожил 20 лет в Петербурге, люблю этот
город. Но война есть война... Вы будете
товорить?

— Никогда!

Полковник судорожно сжал кулаки, его
лицо поблелнело от гнева. Он резко обер-
нулся и что-то крикнул солдатам,

К вхоту в лагерь подвели eae

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Нещадно мастить Фашистенига извергага!

Свыше гола титлеровские толоворезы
бесчинствуют во временно оккупированных
ими районах. Они сжигают дома, разруша-
‘ют города и селения, грабят и ублвают
советских люлей. Жестоким террором тит-
леровцы рассчитывают запугать населе-
щие, сделать его безропотным. Ho лости-
тают немцы обратного: народ не смиряет-
ся, 3 восстает, идет в партизанские отря-
ды, чтобы бить захватчиков, уничтожать
убийц и насильников.

Захватив Н-ский район и насалив В
городе торолекого голову, в селах волост-
ных старшин, старост, полицейских, лес-
ную стражу и т. п. фашисты начали
устанавливать пресловутый «новый поря-
лок». Вот правила, преподанные населе-
нию: !

За непослушание старосте — розги,

За оскорбление старосты — расстрел.

За самовольную рубку леса — расстрел.

За хранение охотничьего оружия — рас-
стрел.

За оскорбление немецкого солдата
расстрел.

За помощь партизанам — расстрел.

За укрытие коммуниста — расстрел,

Пройти из олной дерёвни в другую мож-
но было только с разрешения фатистских
старост, которые, как правило,  вербова-
лись немцами из среды воров-рецихиви-
стов, банлитов и иных уголовников,

Секретарь райкома ВЮ) т. Петр П.
рассказывает:

— ИЖтучая ненависть к врагам подни-
мала нас Ha священную борьбу за 9сво-
бождение. Партизаны портили линии свя-
зи, взрывали мосты, минировали дороги,
уничтожали десятки машин с немецкими
солдатами. офицерами, боеприпасами, про-
довольствием. ;

разрозненных действий  партизав-
ские отряды переходили к более широ-
ким операциям. В марте власть на терри
тории 16 сельсоветов района полностью
перешла в руки партизан. В конце марта
120 фашистских соллат-лыжников пыта-
лись забраться на территорию, контроли-
руемую партизанами, но ни один из них
‘He ушел от меткой партизанской пули,

Весьма знаменателен был бой за дерев-
ню П., показавший воэроешую силу пар-
тизан и`их воинское умение. Немцы на-
правили против партизан карательный от-
рял. Ему сначала улалось занять дерев-
ню П. Но решительным уларом партизаны
выбили немцев из деревни, погнали их В
болото, там окружили и истребили всех до
единого. Нам достался 0603 с боеприпаса-
ми и продовольствием.

Весть © разгроме карательного отряда
облетела весь район. Население горячо

Зверства фашистских извергов, Варварским пыткам.
тельствам, мучительной смерти предают гитлеровские палачи
пленных и раненых бойцов и командиров Красной Армии. На снимках:
кровавый тестаповский

превращенный
бойцы обнаружили

немцами в
десятки трупов

& палачами фанёных красноармейцев,

скому связали руки и ноги, & конец верев-
хи привязали к заднему щитку мотоцикла,
За руль сел финский ефрейтор. Солдат
сбил с ног ‘связанного узника. Мотоцикл
рванулся с места и понесся вокруг кони-
лалеря, волоча несчастного пленника, Мо-
лоцикл набирал скорость, делая большие
круги вокруг лагеря, Финны следили за
кровавой скачкой, некоторые из них ух-
уылялись: бандитская забава пришлась
им по вкусу.

Мотоцикл остановился. Русский был
обезображен, окровавлен, но еше жив. Ему
развязали руки и ноги, приподняли и при-

] елонили к столбу. Полковник приблизился

и снова задал пленноиу вопрос. Русский
молчал. `

Полковник нервно сорвал © руки пер-
чатку и отдал новое приказание. Полу-
мертвого русского потащили на край лаге-
ря, бросили в одну из заранее приготов-
ленных ям и.зарыли живьем.

С замиранием сердца, с тневной дрожью
следили за чудовищным этим злодеянием
Демин и его собратья по лагерю. Затеу
финны покинули лагерь, остались только
часовые. Наступил вечер. Изредка доно-
сялея приглушенный грохот орудий;
фронт находился недалеко.

На следующий день концентрационный
латерь пополнился новой группой узни-
ков: это были советекие старики и. по-
ростки, взятые заложниками в фашиет-
ский застенок. Их тоже причислили к
военнопленным, — это широко” практи-
куется в фашистских  латерях и казема-
тах.

Ежедневно умирали в лагере по 5—
6 человек. Хоронили их тут же. Нерелко
закапывали и живых. Финский фельдшер-
палач  причислял их к покойникам. Ни
капли волы, ни крошки хлеба, не дали за-
ключенных в последующие дни. За от-
каз рыть могилу лля замученных товари-
ней финские убийцы закололи штыками
троых бойцов. Трупы лежали неубранными
два ДНЯ.

Олнажлы ночью раздался треск автома-

та. Пьяному финну почудилось, будто
олин из пленных собирается бежать. В
результате — несколько раненых и один

убитый.
На рассвете четвертого дня заключен-

приветствовало народных метителей. Пар-
тизан повсюду встречали и провожали,
как. героев.

1 мая было провозглашено сущебтвова-
ние в районя советской власти. Райиспол-
Kou u райком БКШб) выпустили спе-
пиальное обралцение к трудящемея рай-
она.

Нарол ликовал. Тысячи ‘людей направя-
лись в рялы Красной Армии и в парти-
запские отряды. ,

Партизаны стойко и бдительно защитша-
ют район, отвоеванный у немцев. Населе-
ние всячески поддерживает партизан: снаб-
жает  их хлебом, одеждой, полвозит б0е-
припасы, вылавливает немецких развелчя-
ков и шиионов,

B rolorpmuny отечественной войны co-
ветского народа против германского фа-
шизуа вблизи деревни Б. — в нескольких
километрах от врага-——сосетоялея районный
антифашистекий митинг. Стояла лождли-
вая погода. Тем не менее на митинг
©’ехалось свыше 500 человек. Он открыл-
ся выступлением председателя райисполко-
ha, ne Ш. и докладом секретаря райкома
tos. IL.

Докладчик рассказал собравитимея © Te-
роических бойпах, команлирах и политра-
ботниках Красной Армии и Военно-Мор-
ского Флота, o боевых действиях совет-
ских партизан. ›

Олин за другим пюлнямались на трибу-
ну люди и рассказывали собравшимся ©
зверствах немцев.

С большим вниманием была выслуша-
на речь учителя Никанора. Он сказал:

— В войнах прошло не . найти
зверств, которые напоминали бы элодея-
ния фаптистских палачей. Не найти в ок-
купированных немцами районах ни одно-
те города, ни одного селения, где они не
оставили бы кровавых слелов. Всюду сто-
ны и плач ни в чем не повинных детей,
женщин, стариков. Всюду кровь, слезы,
ъужасающее горе. Злолеяний немецких фа-
шистов не перечесть, позора своих пре-
ступлений этим  шакалам не искупить.
Смерть невинных зовет нас к отмщению.
Зее, кому дорога родина, все, кто хочет
отомстить за слезы и кровь. за страла-
ния и смерть своих жен, летей, отцов и
братьев, — к оружию! Уничтожайте гитле-
ровских мерзавцев, как бешеных  зобак!
Освобождайте родину эт кровопийц и из-
вергов!

Участники митинга поклялись отлать
все свои сильь чтобы изгнать фаяпистов
с советской земли.

Лейтенант В. АЛЕКСАНДРОВ.

бесчеловечным издева-
захваченных ими
сарай,
застенок, Здесь наши
замученных и казненных гитлеровскими

ным заявили, что лагерь переводится на
новое место. Пленных выстроили в колонну
и приказали итти. Путь лежал долгий и
мучительный: сорок. километров. Голодные,
изиожденные люди шли на верную гя-
бель. Каждому было известно, как посту-
пают финны с отстающими или замешкав-
имися...

Уже на третьем километре отстали двое.
Ki Hi подошел финский охранник. При-
вычнымх жестом снял он с плеча винтов-
ку. Улары штыка -— и оба пленника упа-
ли замертво. Палач равнодушно вонзил
окровавленный штык’ в землю, выдернул
его и пошел дальше. В дороге упало еще
четверо, их постигла та же участь. ©

№ вечеру третьего дня погибло более
половины пленных. Остальные едва воло-
чили ноги, ожидая неминуемой гибели.
Павел Демин оказался выносливее дру-
тих, -— недаром на корабле он елыл си-
лачом и спортеменом.

В олной из деревень, наполовину сож-
женной и безлюдной, финны расположи-
лись на ночлег. Охраняли русских не
очень бдительно, зная, насколько они 0с-
лаблены и изнурены.

Демин решил воспользоваться этим и
бежать. Наступила ночь. Финны, налакав-
шшись волки, захрапели. Дежурил олин
только солдат, да и тот подремывал на
посту. Лемин оюмотрелея, прислушался.
Тихо пгуршали деревья. Черное, беззвезд-
ное небо лежало нал деревней. НИачинался
ДОЖлЬ.

Демин поднял c земли ’бульжник я
бесшумно приблизилея к ‘Часовому. Он
ударил солдата по голове. Финн Jame He
вскрикнул. Балтиец оттащил отлушенного
солдата в сторону, снял с него гимнаетер-
ку и картуз и побежал к лесу. Потом
остановился и вернулся к месту, где ле-
жали русские. Он растолкал их и Шопо-
том сказал: «Бегите, друзья, кто мо-
жет!»

Через час Павел Демин уже бым лале-,
ко. Колхозники помогли балтийцу пере-
правиться через линию фронта. В сле-
дующую ночь он прибыл в советскую
часть.

Ею. отправили в глубокий тыл и 1по-
местили в госпиталь.

А. ВЕРБИЦКИЙ.

Госпиталь ма воде

Это было в районе чулесной  злравни-
цы — Сочи. В километре от берега стоял
Ha рейде красавец-теплоход, украшавший
своим видом однообразный морской гори-
зонт.

Юркий катер лоставил нас К трапам
теплохода. Смеясь и шутя,  взбирались
пассажиры на палубы, занимали шезлон-
ти, размещались в комфортабельных каю-
тах...

Три протяжных гудка... Теплохох тро-
нулея в путь — в югу, к Гаграм, Суху-
ми, Батуми...

Было это за месяц до войны...

Второй раз мне пришлось подниматься
по трапу этого теплохода в дни отечест-
венной войны. Вид его преобразилея от
киля до клотика, от наружной окраски
бортов ло внутреннего оборудования
кают,

Теплоход был выкралмен в олнотонный
маскировочный цвет моря. Вечерами на
палубе и на мачтах уже не сверкали ог-
ни, все светящиеся точки были тшательно
залратированы.

.  корабля...

В кают-компании и салоне стояли опе-
ращионные столы, шкафы с хирургически-
ми инструментами, сосуды с дезинфициру-
ющими растворами...

Классные помещения теплохода превра-
тились в госпитальные отлеления, каю-
ты —в палаты для раненых. Шо тралам
и узким прохолам уже не сновали, как
раньше, пассажиры. Tam’ можно было
встретить лишь сосредоточенных санита-
ров, переносившах на носылках тяжело
раненных бойцов.

Так е началом войны теплоход стал са-
нитарным судном.

Знаменитый русский хирург Нирогов в
прошлом столетии — во время Восточной
войны — небезуспешно пытался приме-
нять эвакуацию раненых в тыл. Нынеш-
няя война доказала крайнюю  необхоля-
мость этого. Существовало мнение, что
санитаоно-транспортное сулно иожно ис-
пользовать лишь для перевозки раненых
и что во время рейса корабля лостаточно
только обеспечивать раненых хоропгим пя-
танием, теплом, улобно размещать их.

— Лечить булут на берегу, — рассуж-
дали некоторые теоретики. Опыт. перевоз-
ки раненых Ha  санитарно-транепортном
судне доказал иное. Крепкий, квалифици-
рованный состав врачей сулна с первых
же дней своей работы стремился оказать
раненому всестороннюю лечебно-хирурги-
ческую помощь. На судне было создано
несколько перевязочных, лве операцион-
ных, госпятальные отделения и палаты,
выполнялись сложные хирургические. опе-
рации, ;

‚ Судну приходилось принимать раненых
 непосредетвенно с фронта, из медсанбатов,
иногла через несколько часов после ране-
ния. Многие находились` в тяжелом сосло-
янии, нуждались в первичной обработке
ран, в остановке кровотечения и даже в
срочном оперативном вмешательстве. Рейс

‘транспорта часто продолжался три-четыре

Начальник санитарной службы корабля
военврал 2-го ранга Ратозин и хирург
военврач 2-го ранга Раскин организовали
молицинское обслуживание раненых во
время рейса корабля так же) как и в лю-
бом госпитале на суше,

Бым случай. когда теплоходу поналоби-
лось только несколько часов для доставки
раненых в тыл, но и за это короткое вре-
мя через перевязочные прошло свыше
четверти всего состава больных.

— Мы стремились так построить” эдесь
работу, — рассказывал нам хирург судна
Й. А. Раскин, — чтобы создаль обстанов-
ку стационарного госпиталя...

Тов. Раскин — кандидат медицинских
наук, до войны работал ассистентом хи-
рургической клиники Горьковского меди-
цинекого института.

Оперировать раненых, оказывать им
сложную хирургическую помощь   приходи-
лось в любых условиях — и в штормовую
погоду и во время яростных бомбежек.

Rak-To раз транспорт перевозил ране-
ных из Севастополя, На ‘море разыгралея
З-балльный шторм. Волны перекатывались
через бак, обдавая брызгами стоявших на

не выдавалю хода

мостике. Из среды личного состава сани“
тарной службы укачались лаже те, кто
раныше стойко переносил пиормовую по-
Tory. Слегли некоторые врачи. Метлицин-
ские сестры Заболотная и  Маковозова,
стараясь пересилить тошноту, перевязын
вали раненых, ;

А работа в онерационной кипела. Ра-
неному краснофлотцу Насрединову,  по-
терявшему много крови, было сделано ка-
цельное внутривенное вливание фиэиологи-
ческого раствора © глюкозой. Оно продол-
жалось ‘несколько часов. К концу влива-
ния раненый почувствовал себя хорошо и
заснул. На операционном столе хирург ©
помощниками залпивал кровоточащие со-

суды, извлекал израны осколки. Раненым

бойцами Яблокову и Семенову тут же наё-
клалывались сложные глухие  корсетно-
гипсовые повязки. За этот рейс Ha Napo-
ходе было сделано несколько сот перевя-
30Е и двадпать две хирургические опера-
ции, А как часто до войны говорили, что
во время шторма работать в операционной
будет невозможно!

Олнажды корабль принимал раненых в
непосрехетвенной близости в фронту. Мно-
тие из них нахолились в тяжелом шоко-
вом состоянии. Среди них был и красно-
армееп Онищенко. Врачи еще на берегу
сделали ему. ин’екцию морфия и камфоры.
И когда раненый был на причале, в опе-
рационной уже приготовились к перелива.
нию крови.

Но в это время разлались сигналы б60е-
вой тревоги. Из-под облаков с нескольких
сторон вынырнули пикировщики. На ко-
рабль посыпались бомбы. Они разрывалиеь
рядом. Осколки бомб пробивали  борты,
впиваясь в стены кают. Но лвери опера-
ционной не закрылись. Туда внесли ране-
ных. Военврач 2-го ранга Четвертак вме=
сте с медсестрами тт. Шмеренковой и Ма-
FOBOSOBOH начал переливание крови крас=
ноармейпу Онищенко. \

Й пока отражалась атака стервятников,
Онищенко был вырван из рук смерти. Че-
рез 36 часов он уже в хорошем состоянии
был сдан в порту для следующего
этата эвакуации.

У раненного в прелилечье краснюармей-
ца П. Меланье во время рейса транспорта
была обнаружена газовая гангрена. Эта
тяжелая форма осложнения раны грозила
смертью. Раненого немедленно доставили
в операцаонный блок корабля. и там под
хлорэтиловым ‘наркозом ему было сделано
несколько широких разрезов. Пол кожу
звелено до 1.000 куб см  кислороха. В
разрезы вставлены тоипоны © перекисью
водорода. Тяжело больной стал оживать.
Ночь он спал спокойно. Упала темпера-
тура. Порозовели губы, выравнялось лыха-
ние. Утрои раненый попросил есть. А ко-
тла теплохол пришвартовалея к стенке в
перу. раненый Меланье сам сошел с Ео-
рабля.

Раненому краснофлотпу М. Л. Глушко
хирург Ратозин во время сильного птторма
ампутировал ногу и этим спас ему жизнь,
В тяжелых штормовых условиях опериро-
`вались краснофлотпы Биковеп. Дулиноз,
Япенко и другие. Все они блатоларя сво-
евременному хирургическому вмешательст-
ву были спасены.

Начальник санитарной службы транс-
порта военврач 2-го ранга Ефим Алексан-
дрович Рагозин, старый большевик, на-
тражденный орденом «Ёрасное Знамя», от-
лично организовал медицинскую службу.

— Ни одной смерти на корабле, пох
этим лозунгом мы строим свою работу, —
говорит он.

`Ралозин  <колотил дружный  кол-
лектив, умеющий смело тлядеть в глаза
опасности, Медсестры Диулина, Мешкова,
Высоцкая, санитары Цимбалюк, Бонларен-
ко, Скирко и другие работают, не жалея
сил, нео очитаясь с личными интересами,
неззирая на шторм и бомбы.

Десятки рейсов вделало санитарно-тран-
кпортное судно. Сотни, тысячи спасенных
жизней тех, кто отдавал свою кровь на
подступах к Олессе, Очакову, Николаеву,
Севастополю, Керчи, Феодосии, — Bor pe-
зультаты той самоотверженной работы, ко-
торая выполнена емелыми людьми сани-
тарно-транепортного суйна.

Военврач 2-го ранга 3. ФИРСОВ.

Удары ленинградских партизан по’ немцам

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 6 звгуста.
(Спец. корр. ТАСС). Партизанские отряды,
действующие в оккупированных районах
Ленинградской области, нанесли большой
урон противнику в живой силе и технике.

3a вторую половину июля. партизаны
истребили 2.850 немецких солдат и офи-
перов, уничтожили на земле 2 немецких
самолета, организовали крушение 16 вра-
жеских железнодорожных ‘эшелонов. В
результате крушения разбито 2 паровоза,

уничтожено и повреждено 507 валонов ¢
войсками, боевой техникой и военным
снаряжением, i

3& это же время партизанские отряды
взорвали 4 немецких склада ¢ боеприпа-
сами и продовольствием, 2 железнодорож-
ных моста, разрушили в местах же-
лезнодорожное полотно; уничтожили
даота, 4 опневые точки, 12 грузовых и
легковых автомашин и 27 подвод с 60е-
припасами и продовольствием.

Помещику не удалось похозяйствовать

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. 6 авгус-
та. (Спец. корр. ТАСС). Некоторое время
тому назад в усадьбу одного мз крупней-
ших в Советском Союзе свиноводческих
совхозов Ленинградской области, на теорито-
‘рии, оккупированной немецко-фапиистски-
ми войсками. из Германии приехал некто
Адольф Бек. Согнав крестьян, он о0б’явал
им через переводчика, ‘что Гитлер лич-
вым указом подарил этот совхоз немецко-
му помещику, имеющему 9собые заслуги
перед Германией.

Адольф Бек, назначенный управляю-
щим этого имения, стал спешно готовить
обитирное хозяйство в приезду помещика.

В вочь на 1 августа отряд народных.

метителей во главе с тов. К. полошел в
имению, CHAT полицейскую охрану и з4-
нял все дороги. Группа партизан  про-
никла в убадьбу и предложила Адольфу
Беку сдаться. Немец бросил из окна сво-
ей квартиры гранату. Олин из партизан
был ранен ее осколком. Тогда в окно
полетели снаружи несколько противотан-
ковых гранат. Управляющий был убит.

В э10 время другая грутпа партизан
положгла постройки. Первым загорелся
склад с горючим. а затем пламя переки-
нулось на все строения. Забрав 20 лоша-
тей, партизаны ускакали на них в свой
лагерь.

Трудоустройство инвалидов отечественной войны

АРХАНГЕЛЬСК, 6 августа. (ТАСС).
Вниманием и заботой окружают инвали-
дов отечественной войны трудящиеся Ap-
хантельской области. Для каждого из них
находится работа. Каждому оказывается
необходимая помошь. Сотни бывших фроя-
товаков заняты в лесной  промышленно-
ети, в сельском хозяйстве, в кооперация
ит 1. ИП. Мазуров теперь работает  инс-
пектором облфинотдела. И. Елькуев —
участковым агрономом. В Коношеком рай-

оне инвалиды отечественной войны назна-

чены военными руководителями Школ
Ф30. В Вельском пайоне тов. Горбунов —
начальник лесопункта, т. Яшин — лес-

ник, т. Пахтусо — мастер сплава. Много
инвалидов руководит колхозами. работает
колхозными счетоводами и бригадирами.
В различных пунктах областа органи
зуются курсы по подготовке из инвалитов
отечественной войны сапожников, кино-
механиков, слесарей, счетоводов.