2“

ы и а не

6 сентября 1942 г. Ne 210 (1161)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

130-летие Бородинского сражения

РУССКАЯ СТОЙКОСТЬ

«Вве жажлали решительного боя, как
единой отрады, единого- средства победой
окупить смасение погибэющему отечест-
ву, пли пасть под его развалинами», —
рассказывает артиллерист, участник Ore-
чественной войны 1812 года, о том пе-
риоде отступления русской армии, кото:
рый закончился сражением у Бородина.

Любой ценой остановить, отбросить вра-
г стало единодушным желанием каждого
русского. Широкие массы народа, внача-
ле выражавшие свою ненависть к врагу
фоготвом из деревень и уничтожением при-

; пасов, чтобы они не лостались  наполео-

новским войскам, стали переходить к ак-
тязным формам борьбы и организовывать-
ся в партизанские отряды, Каждый чув-
отвовал себя обязанным всеми силами бо-
роться с завоевателем.

В дня, «когда туча бедствий налегла на
отечество, каждый сын его обязан был

платить ему наличными силами и сред-
вами», — писал Денис Давыдов, выра-
ия общую мысль. Между тем, армия,

главный естественный защитник государ-
(тва. день за днем отетупала.

Й народ и войска с восторгом отклик-
нулись на назначение Кутузова главноко-
мандующим, ожидая, что он остановит на-
(тулавшую «великую армию» Наполеона.

У села Бородина, в двенадцати верстах
or Можайска, должна была. наконец про-
изойти та великая битва, которой Bee так
жаждали,

жк

Her большей жертвы, чем жертва
Утзнью, но нет и более властного над
ючеловекои чувства, чем любовь к родине,
В этом чувотве все сливается воедино:
узажение к памяти отцов, вера в незыб-
пемоть народных святынь, ‘любовь к
родной земле и к близким, чувотво долга
и товарищества, национальная тордость.
Военная история налша показывает бес-
численное множество примеров того, каб
нависшая над родиной опасномть вызы-
вала такое мощное обострение любви к
отчизне, которое парализует самый страх
перед смертью и обралцает простых, буд-
ничных людей в героев. В 1812 тоду по-
робныю явления приняли поистине масс-
вый характер и стали повседневными,

‚ Даже в латере Налюлеона русская стой-
хоть вызывала изумление.

В высоком порыве патриотического под*-
из русские солдаты и офицеры наказу-
ше Бородинского боя ¢ радостью и 6e3
полебаний тотовилясь к сражению. «Дух
нашей армии был превосходный, -— рас-
уикозывает один из участников этой бит
вы. — Солдаты, офицеры и генералы то-
ели желанием сразиться © неприятелем.
победить его или умереть. Никогда еще
Боохущевление не было так велико».

У солдат и офицеров не возникало сом-
нений. Но насколько трудней, сложней и
ответотвенней было пололение Кутузова!
On принимал на себя весь риск битвы, &
риск был немалый: перед руссклми был
нисленно превосходящий, технически пер-
воклассио оснащенный врал, армия и пол-
ководец, завоввавлите EBpony и окружен-
ные ореолом непобедимости. Кутузова не
могло не подавлять сознание. что за его
епиной — Россия, елинотвеннал защита,
единственная надежда которой — войско,
ожидалютцее вотречя в врагом HA довольно
нвудобной, но единственно возможной в сло-
кившихел условиях бородинской позиции,
‚ Приняв решение о битве, Кутузов от-
бросил всякие колебания. Он сиышно ук-
реплял слабый левый фланг и нелостаточ-
HO защищенный центр позиции.
юЮборюны фланга были сделаны «Батгра-
иионовы флеши» у дер. Семеновокой, a
Центра — высота Курганная с батареей
генерала Раевского, расположенная при
впадении ручья Семеновекого в речку №-
ноту, обрывистые берега, которой  пред-
Юютавляли хоропй естественный pyle
обороны правого фланга.

} Сражение намечалось дать как оборони-
тельное, чтобы затем, при успехе, перей-
жи в наступление. В основу обороны была
положена огневая защита позиции, 0бес-
печивающая маневрирование пехоты и
конницы, В приказе Кутузов требовал
тесного взаимодэйствия всех родов оружия
в тщательного сбережения резервов,
евоих обумцениях к солдатам главноко-
мандующий призывал их к стойкости и
упорству. Именно стойкость, несокруши-
Мая сила сопротивления, проистекавшая
из высокого морального духа русской ар-
мии, из непоколебимой воли каждоте сол-
ата к победе, и составила ту силу, ©
воторую разбилась мощь непобедимой до-
Tore армии Наполеона.

ie * & &

В отромной силе русского сопротивле-
ния Наполеону пришлось убедиться уже
б смнтября (24 августа старого стиля), в
Первый день соприкосновения © остано-
вившимися на Бородинском поле русски-
Ши войсками.
  Обнаружив далеко выдвинутый перед
русским левым флангом  Шевардинский
редут, Наполеон послал Мюрата с 30 ты.
пехоты, 10 тыс. конницы, 186 орудиями
Взять это укрепление.

\ Редут был не достроен, так как русское
командование признало его не соответству-
ющих назначению и намеревалось оста-
вить, Русские войска, оборонявшие редут,
хостояли из 12 тысяч человек при 30
Юрудлях.

{ Французы открыли действия  напря-
Жепным огнем. Артиллерийская  перест-
фелка сменилась ружейной; начались яро-
ютные рукопашные схватки. Русская пе-
ora дралась с неноколебимым упорством.
Артиллеристы в Упор расстреливали про-
Твавшиеся массы врага. Их было невоз-
можно отвести от орудий. Они защищали
их, отбиваясь врукопаллную, и гибли воз-
(е пушек, не отхоля от них ни на шаг.
«Отоять ма-смерть!» — было общей во-
пей русского войска. Вытесненные из ре-
Пута подавляющей силой противника, рус-
®кие бросались в контратаки и вновь вы-
б‘ивали врага. Укрепление переходило из
рук в руки. № наступлению темноты
французы были окончательно отброшены.
В первый раз случилось, что войска, На-
полсона оказались не в силах выполнить
приказание своего полководца.

Ночью русские войска, в соответетваи
в приказом, отданпым еще утром, до
‘ранцузсчих атак, были выведены из ре-

Основой

дута и направлены на подкрепление 1ле-
вого фланга.

Генеральное сражение началось ва pas-
свете 7 сентября грохотом более 100 фран-
цузских орудий, нацеленных на Багратио-
вовы флеши.

План наступления, установленный На-
тюлеоном, как и воегда, был прост, оригя-
нален и неожилан. Он наметил отвлечь
внимание русских демонстрацией на их

правом фланге. решительный же удар на-
нести с левого фланга, прорвать русский

центр и кратчайшим путем выйти на но-
вую Смоленскую дорогу. При этом разор-

ванные части русской армии, по наполео-

новскому плану, должны были быть ог
бринены к сезеру — в излучину рок
Москвы и Колочи, и к югу в гуетой
Псаревский лес, и здесь уничтожены,

В 4 часа утра густые колонны кор-

пуса Богарно бурным натиском ринулись
на село Бородино в намерении овладеть
им и прорваться на другой берег Колочи,
В селе в это время был расположен гвар-
лейский егерский полк, охранявший пере-
праву через Колочу и ручей Войну.
Несмотря на, огромное  превосходство сил
противника, егери оказали стойкое сопро-
тивление. Наконец, подавляемые массами
наседавиих на них французов, они 019-
шли за Колочу и разрушили мост yepes
нее. Опьяненные первым успехом. фран-
цузы велед за ототупавшими
речку, HO егери, получив  поддёржку
бригады 24-Й дивизии, бросились на вра-
га в штыки и полностью истребили всех
перебравшихея на правый берег.
Наступление Вогарне этим было закон-
чено. Как демонстращия оно также не

дало эффекта: уверенный в своем правом’

фланге, Кутузов не произвел никаких пере-
группировок. Его внимание все более при-
ковывалось к левому флангу: артиллерий-
ский оботрел последнего усиливалея, a
массы противника, тотовившегося к ата-
ке, быстро увеличивались,

Очень своевременно Багратион выззал
подкрепление. Оно подошло незадолго до
того, как плотные колонны врата пох 95-
щим начальством маршала Даву пошли в
атаку. В четверти версты от флешей ax
встретил напряженный огонь картечью, а
с фланта ружейный обстрел егерей,
рассыпанных в кустарнике левее флешей.
Юставляя труды убитых п’ раненых, фран-
цузы отхлынули.

Около 7 часов утра началась вторая
алака флешей, Огонь русских опять внес
расстройство в ряды противника, по он
емыкаясь, атаковал левую флешь и за-
хватил ee, Русские  гренадеры тотчас
перешля в контратаку, возвратили себе
укрепление и, преслелуя беспорядочно от-
ступавших французов, изесама истребля-
и их. -

Озадаченный невиданной стойкостью
сопротивления русских, Наполеон усилил
колонны Даву. частями корпуса мартиала
Нея, и в 8 часов французы снова пошли
в атаку. Сильнейший артиллерийский 06-
стрел, в этому времени частью разрушив-
щий русские укрепления, становилея все
юмертоноснее и наноспл русскам больное
потери. И вое же наполеоновские войска
не в силах были подавить сопротивление
защитников укреплений, Стойкость их
увеличивалась вместе © ростом опасности
и силой натиска,

«...Шосле каждого попавшего ядра, пос-
ле каждой потери все более и более раз-
торалось общее ожизление.

Вак из придвигающейся грозовой тучи,
чалце и Чаще, светлее и светлее вепыхи-
вали на лицах всех этих людей (как бы
зв отпор совершающегося) молнии скрыто-
то, разгорающегося огня» (Л. Н. Толстой).

Вотда французские колонны приблизи-
лизь к флешам, русскяе вновь вотретиля
их убийственной картечью. На этот раз,
олнако, французы  неулержимой лавиной
катятся к цели. Ней риереди своих войск
врывается в правое укрепление. Дивизия
Компань штурмует левое. Число защит-
ников флешей редеет. Ho русские по-
лучают поддержку, Штыковым  натяском
они гонят неприятеля и истребляют его
массами, Под шквалом ядер они движутся
вперед и ров дальше тонят противника.
Тусских солдат невозможно улержать, но
силы их быстро тают в этом стражном
наступлении.

Между тем, бой развернулся и на край-
пем левом фланге, где Французы атакова-
ли войска, расположенные у деревни Ути-

цы. Но противник получил здесь столь
вынужден был

жестокий отпор, чт
поспешно отступить к блажайшему лесу.

В сюответотвни ¢ опрелелившейся кар-
тиной боя Кутузов отправляет

из главного артиллерийского резерва.

Наполеон дает новые подкрепления Да-
ву и Нею, и французы в четвертый раз
атакуют флеши. Ценой невероятных усл-
ЛЕЙ им удается на этот раз захватить ук-
репления и вырваться в сторону деревни
Псарево. Но, оттесненные за Семеновскую,.
русские успевают привести евой вилы в

порядок м, получив полкрепление, перехо-
пят в контратаку. «ON шти вперед с ве-

личайшей отвагой по зрупам павших, —
тенерал Пе-
ле. -— Русские колонны двигались, как
подвижные шанцы, сверкая сталью и паа-

рассказывает французский

мекем.  Поражаемыюе налией картечью,

атакуемые то коннимей, то пехотой, они
терпели огромный уфол, но нападали Ba

нае попрежнему».
Ё 10 часам утра Багратноновы флети
‘вновь были заняты руссками, & французы
далеко отброшены,
Одновременно развивается ‚другой кро-

вавый эпизод — атака франпузами бата-

peu Раевского на Курганной высоте. Фран-
цузы вынуждены были отетупить и здесь.

Но Наполеон непреклонен. Ней и Даву в

пятый, в Шестой, в седьмой раз велут
свой беспрерывно полкрепляемые
Ha штурм флешей, но снова и снова тер-
пят неудачу, Наполеон массирует против

флешей свою артиллерию. Огонь 400
орудий обрушивается на полуразбитыю
укрепления.

Межлу тем, французам, атакующим вы-
cory Курганную, удалось добиться успеха:
русский фронт прорван.

Не ожидая вновь движущихся к фле-
шам густых колонн противника, Баграти-

yn IE

перешли

Сильвы
полгрелления ео своего правого фланга на
левый и вводит в действие до 100 орудий

войска

он выводит свои части из укреплений, бро-
сается навстречу атакующим и берет ах в
штыки В это время вблизи разрывается
снаряд, осколок которого смертельно ранит
Багратиона. Среди солдат и офицеров про-
исхолит замешательство. Французы позлу-
чают перевес и теснят русских з8 дерев“
ню Семеновекую.

Вак рассказывает ад’ютант
мандующего Михайловский, Кутузов, п0-
лучив донесения о прорыве центра, «же-
лая лично удостовериться в справелливо-
сти допесений, вз’ехал на пригорок, осы-
паемый обломками гранат, летевшими во
все направления», и тотчас же принял
решение. На левый флант были посланы
резервы, а 1-му конному корпусу, стояв-
шеиу на правом фланте, и казакам Плато-
ва было приказано атаковать левый фланг
противника.

Кавалерийская атака п внезалное появ-
ление казаков в районе расположения
французских 06030в очень  вотоевожили
Наполеона. Император остановил подкреп-
ления, высланные на помощь Даву и
Нею, и, ослабив нажим в районе Курган-

ной, бросил освободившиеся силы на свой

левый фланг. Успех, ранее достигнутый
французами в центре, был потерян.

Однако положение остается напряжен-
ным. С потерей флешей обнажаетея флант
Курганной; зместе е тем противник м0-
жет отрезать крайнее левое крыло рус-
ских, подкоепить которое достаточно бы-
стро нет возможности. Но 06 ототуплении
не может быть и речи. На место Батрати-
она Кутузов послал герцога Вюртемберг“
ского, но, узнав, что тот приказал отсту-
тать, фельдмаршал «пришел в ярость и,
послав 3& ним нескольких ал’’ютантов, нё-
чал громко и при всех поносить его брап-
ными словами» (Михайловский). Команло-
вание было перелано генералу Дохтурову.

Около двух часов дня Наполеон начал
новый (третий) штурм Курганной. Теперь
он мог взять ее пох перекрестный артил-
лерийский обстрел и атаковать не телько
с фронта, но и с обоих флангов. В не-
продолжительной яростной ‘битве многие
защитники славной батареи Раевского были
перебиты. Но этот успех ничего не решал.

Войска центра и левого фланга, ототви-
нувиись за деревню Семеновокую, т, е.,
примерно, на версту от линии первона-
чального расположения, продолжали ве-
сти упорный бой Французы были иста-
шены, обескровлены. Их натиск ослабевал.
Маршалы уговаривали Наполеона ввести в
дело старую твардию, но император я
хотел рисковать своим последним pesep-
вом, Кутузов тоже сберегал около 10 ты-
яч отборных войск,

Приближалея вечер, Битва начала за-
TUXATB.

Около шести часов пополудни Вутузов,
желая воодушевить утомленные войска,
послал по линии фронта «поздравить всех
с отражением `неприятеля и предварить,

[TO завтра мы атакуем». По свидетельству
Михайловского,
вестью  предположенного нападения. От
радости бросались в 0б’ятия вестника и

«войск» было восхищено

снимали его с лошади».
хжк

Кутузов мог бы в следующем сражении
разбить армию Наполеона. Но это обескро-
вило бы русскую армию и не решило бы
исхода войны. Наполеон собрал бы остав-
шлеся в тылу войска (к нему уже шли
подкрепления). Что мог бы тогла Кутузов
противопоставить врагу? mn

Цель, которую Кутузов ставил cebe ne-
per Боролинским сражением, была в глав-
ной своей части достигнута, Правда, про-
тивника не удалось пока остановить, да
это и невозможно было, но — что очень

важно — Наполеон у Рородина понес та-

кие потери, которые он уже никак и ни-
чем не мог компенсировать. Вак свиде-
тельствуют архивные данные, русские В
Бородинском сражении потеряли 42.438
человек (38,5 проц. общего состава регу-
тярных войск), тогда как французы —
58.478 человек (44 проц. состава войск,
из них 58,3 проц. общего числа кавз-
лерии). f

Наполеон,. © первых дней вторжения в
Россию искавший тенеральной битвы, по-
лучил в итоге ее COBCOEM неожиданные
результаты,

Дело было не только в огромном мале-
риальном ущербе, в страшном физическом
ослабления захватчиков. Горазло стралтнее
был моральный ущерб, понесенный напо-
леоновской армией. Дотоле считавшая ¢6-
бя непобедимой, она должна была по край-
ней мере разочароваться в этом. Шотряса-
oman стойкость русских, их бесспориая
моральная победа не могла не отразиться
на моральном состоянии «великой армии»,
трагическая судьба которой была оконча-
тельно предрешена на Бородинском поле.

Наоборот, русские убедились, что врат,
перед которым трепетала Европа, в реша-
ome битве с нашии войском че сумел
добиться не только победы, но даже су-
пцественного успеха. Миф о непобедимо-
сти паполеоновекой армии развеялся. Пер-
спективы ее поражения прояснились, уве-
ренность, что русский народ победит ар-
мию Наполеона, умножила силы сопро-
тивления.

Бородино во весь пигантекий рост пока-
зало непоколебимую, ни с чем не сравнямую
стойкость русских войск и явилось важней-
гим этапом в мудром стратегическом за-
мысле Кутузова, несколько месящев спустя
завершивтемея поголовной гибелью напо-
леоновской армии, втортшейся в Россию.

В лни жестоких сражений ¢ дакнии
орлами гитлеровских захватчиков. 808и3-
мерившихся поработить напг нарох, кар-
тины Отечественной войны 1812 года
встают в памяти в особенно ярком свете.

Участники битв 1812 года учат своих
потомков — COBETCKUX воинов — ст0й-
кости, упорству, тероизиу в борьбе с при-
шельцами-разбойниками. He mata жи-
зота CBOCTO, отстаивать Каждую  пяль
родной земли, безжалюстно истреблять
врата, перебить захватчиков — наш свя-
той лол’ перед отечеством, перед памя-
тью наших доблестных предков, ,

Фалистские орды будут разгромлены и
уничтожены. как и полчища Наполеона,
погибшие на русской земле 130 дет
назад.

Проф. Н. КОРОБКОВ,

главноко-.

Наводчики береговой батареи. где

командиром старший лейтенант
Л. Шимкевич, краснофлотцы В. Оно-
прейко (справа) и А. Кузьмин. (Крас-
нознаменный Балтийский флот). <
2 Фото Б. Уткина (ТАОО).

Вас. Лебедев-Кумач

KOMCOMODIbLIbI-
МОРЯКИ

За степи^ донские, за горы Кавказа
„Два друга дерутся в пехоте
морской.
На целую книгу хватило б
рассказов
О людях таких и о дружбе такой!

Они по-геройски решают задачу —
Ползут ли в разведку, идут ли
в штыки.

Доложат и скажут: — А как же
иначе?

Ведь мы ж номсомольцы, ведь мы ж
моряки!

Однамды в пылу штыкового удара
Родной номиссар был захвачен
’ врагом, —
Два друга пробились, спасли
комиссара
И гору врагов уложили кругом.

Сказал комиссар им горячее слово:
— Спасибо, герои) Спасибо, сынки!
Они засмущались: — Да что ж тут

такого?
Ведь мы ж комсомольцы, ведь мы Ht
я моряки!

Немецкие танки друзей окружили,
И с фронта и с флангов, мерзавцы,
зашли,
Два друга стоять до конца :
порешили, —

Полдюжины танков вдвоем подожгли.

Когда же лавина врагов поредела

И к норам своим откатились враги,

Друзья улыбались: — А что было
делать?

Ведь мы ж номсомольцы, ведь мы м
моряки! ©

a
За степи донские, за горы Навказа
Два друга дерутся в пехоте
морсной.
На целую книгу хватило 6
. рассказов
О людях таких и о дружбе таной!

„Комсомол в боях

за родину”

Сборник очерков. Издание «Мо-
лодой гвардии». Тираж 25.000.

Издательлтво ЦК ВЛЕСМ — «Молодая
твардия» выпустило сборник «Комсомол
в боях з& родину». В еборник вошли 6пуб-
ликованные в центральной и военной пе-
чати очерки и записки участников Вели-
кой отечественной войны — комсомольцев.
Ряд публикуемых в сборнике произведений
посвящен морским пехотинцам, военным
морякам Действующего флота. 0 них рас-
сказывают Л. Ломазов, В. Орлов. А. Пет-
ров, В. Рудный, А. Хамалан и др.

Сборнику  предпослано предисловие
М И. Калинина, в котором говорится:

«Желаю широкого распространения сб0р-
ника среди широких масс населения и В
скобенности срели молодежи, комсомольцев
и комсомолок. В чертах живых героев в
рассказах сборника читатели увидят черты
нового, совотского человека: они YBRAAT,
как богат наш комсомол люльми. ставящи-
ми счастье советского народа, идеалы, на-
шей партии выше всего»,

i

”Недалеко от бухты высится скромное

здание. В одной из комнат первого этажа своего поста, не струсила. Она сообщила проговорила она и

beam телефонная станция. За комму-
Tatopom сидит девушка. На груди у нев ме-
даль «За отвату». Это награда отважной
защитнипе Севастополя за доблесть и ге-
ройство.
„/Телефонистка Шура четко обеспечивает
связь частей со штабом. Здесь же, внизу
и ва втором этаже, находятся 12 KpacHo-
флотцев. Они охраняют станцию, исправ-
ляют повреждения на линии.
  Утром противник прорвалея на Север-

вую сторону. Ераснофлотен  Вальковекий.

подошел к окну и увидел четырех  нем-
Цев-автоматчиков и двух  пулеметчиков.

Вальковский моментально спустился на
первый этаж. Пробегая по коридору,
врикнул:

— Шура, держись, главное — спокой-
ствие...

Девушка и так чувствовала себя с©по-
койно, только оглянулась назад и усмех-
HYJach, 4

Подбежав к двери, Вальковокий чуть
не столкнулся лицом к лицу © немцем.
0ба на ия затихли. Но  краено-
флотец успел первым выстрелить в упор,
и фашист замертво свалился. Вторым в,
дверях показался офицер. Меткая пуля.
сразила и его. Третий попытался  отта-
щить от лверей офицера, но Вальковский
сразил и третьего.

Краснофлотцы = моментально заняли

он,

В ночь на 5 сентября наши самолеты

бомбардировали

военные об’екты

городов Будапешт, Кенигсберг

В вочь на б сентября большая группа
наших самолетов в сложных метеорологи-
ческих условиях бомбарлировала военные
и военно-промыпленные об’екты городов
Будапешт и Венигоберг. :

В результате бомбардировки в г. Byza-
пеште возникло 33 очата пожара, из них

9 больших размеров,  сопровожхавигиеся
взрывами большой силы.

В г Кенигеберсе возникло 24 очага
пожара. Отмечено Б взрывов большой cH
лы. }

Все наши самолеты, кроме одного, вер
нулись на свои базы.

Антифашистский митинг
представителей народов Закавказья

На-днях в Тбилиси состоялся  антифа-

— Страшную участь, говорит она,

шистский митинг народов Закавказья. С  уготовал людоед Гитлер женщине. Жен-

огромной и яркой силой отразил он те
чувства и мысли, которыми живут св0бо-
долюбивые народы Азербайджана, Грузии
и Армении в эти суровые дни. Священной
ненавистью к врагу и беззаветной готов-
ностью отетаивать независимость ©80ей
родины быми проникнуты вее выступле-
ния на митинге, ,

Открыл митинг вступительной речью
председатель Президиума Верховного (©о-
вета Грузинской ССР тов. Г. Ф. Стуруа.

— Враг, — говорит он, — в смертель-
ном страхе перед неизбежным возмездием
за свой чудовищные преступления, He
считаясь ни © какими потерями, рвется
вперед к жизненным источникам  Совет-
ского Союза на юге. Нал свободной
жизнью народов Азербайлжана. Грузии,
Армении нависла грозная опасность. Ho
рабочие, колхозники и интеллигенция
Азербайджана, Армении и Грузии. как и
весь великий советский народ, никогда
не будут рабами взбесившихея ‘немецко-
фашистских собак!

Дорогие братья азербайлжанцы. армяне
и грузины! Булем биться 6 врагом до нос-
леднего дыхания, не пропустим его на на-
шу священную землю.

С яркой речью от имени нефтяников
Баку выступил управляющий трестом
«Орлжоникилзенефть», дважды орленоно-
сец Сабит Орудщев. Он рассказывает 0
TOM, как самоотверженно работают нефтя-
ники для фронта.

— Мы и впредь, — говорит он, — бу-
дем давать нефти, вооружения в боепри-
пасов столько. сколько нужно для оконча-
тельного разгрома врага.

От амени армянского народа выступает
академик И. Орбели. В своей речи ов го-
ворит о великой сталинской дружбе- нато-
дов Советокого Союза, которую никогда не
смогут нарушить гитлеровские гиены, He
сущие с собой могильный смрад.

— Родные мои, сыны Вавказа. воины
Врасной Армии! — восклицает академик
Орбели. — Помните, что ваша грудь 3a-
щищает родной Кавказ, защищает Баку
и Грозный, источники великой силы ¢0-
ветской боевой техники, и пусть ваша
грудь будет тверда, как скалы родных
тор и ущелий. Пусть ваш натиск на вра-
га сметет и задавит на своем пути. все,
как все дават и сокрушает катящаяся со
склонов Эльбруса. Казбека, Ужбы не тер-
Tamas препятствий лавина. Шусть ваш
стремительный нажиам настигнет врагов и
сотрет их в прах всех до единого, № это-
MY зовет вас родина, Е этому зовет вах
рожденный в наших горах, общий отеп
BCOX сынов налей роданы, принесптий им
счастье мирного труда, несущий им
побелу, — Сталин.

Слово от амени грузинского натола 1по-
лучает Герой Советского Союза лейтенант
М. Гахонидзе, Он говорит о невиханных в
астории зверствах, чинимых  гитлеров“
скими разбойниками во временно захва-
ченных HMM советских городах и селах.
Рабство и смерть несет ‘фашизм народам
Кавказа, Но этому не бывать!

— Гордые, смелые, свобололюбивые на-
роды Закавказья! Все, как одан, встанем
на защиту нашей чести. нашей свободы,
вашей родной земли!

— Ни шагу назад! Остановим — врага,
преградим ему путь, истребим ero. Вро-
вавая фашистская шайка будет уначтоже-
на! Победа будет за нами!

0 безграничной  преданностя азербайл-
жанекого народа партия Левина-— Сталина,
6 ненависти к кровавому фаптизму гово“
рит представатель азербайджанского наро-
да. лважды лауреат Сталинской премаи,
дважды орденоносец, поэт Самед Вургун,

® беспощалному уничтожению гитле-
ровских захватчиков призывает прелстави-
тель абхазского народа Михаил Делба.

Страстную речь, обращенную в жен-
щинам-азербайджанкам, произнесла учи-
тельница Азербайджанской OCP Саид
Иманова,

‚ момент  телефониетка Шура не покинула

на центральную телефонную станцию:

= Передайте: к нам пробрались фри-
цы, мы вступили в бой, уже шестерых
‚ уложили, вот они лежат недалеко от ме-
‚НЯ.

Тем временем силы немпев увеличива-
лись. Старшина 1-й статьи Надточий из
окна второго этажа увидел, как две груп-
пы немцев, по семьдесят солдат в каждой,
окружают дом. Они  подкатили к самой
  станции две пушки. пулеметы, миночеты.

Превосходящие силы противника, их
многочисленные огневые средетва не сму-
тили тороточку храбрецов. Связь должна
‚ поддерживаться до конца. Ни шагу назад!
  Лол визг и грохот рвущихея мин я гра-
нат, свист пуль телефонистка Шура все
время сообщала © ходе сражения между
двеналцатью краснофлотцами и ета copo-
ка фашистами,

Йз окон черноморцы вели меткий огонь.
Немцы попытались открыть омнь из ору-
дий. но связисты убивали каждого, кто
пыталея к ним полобратьея. Вот уже ис-

`’ треблено свыше трилцати фашистских ав-

томатчиков,. замолкли два вражеских пу-
лемета И миномет. Ho бой свирепел ©
каждой минутой. {
Телефонистка видит немпев под своим
окном. Отин из них готовит гранату Е
брюску. Шура на миг отрывается от аппа-
рата и выстрелом из револьвера убивает

зругвую оборону. В этот напряженный

врага,  .

щины оккупированных областей обе
чены на позор и поругание. Каждая ва“
ля пролитой фашистскими люлоедами н6“
винной крови взывает в мшенаю. Взыз
вают к ищению слезы осаротевших детей.
Взывают кв мшению развалины сожжен“
ных сел и городов. Отдадим все налши си
лы для разгосма ненавистного врата. Заз
щищайте свои очаги, как защищают ор“
лицы наших гор ©вое гнезло. своих птен-
Tos!

Провожая на священную отечественную
войну наших сыновей, мужей, братьев,
мы говорим: — Идите смело в 60й. Пусть
перейлет в ваши руки ботатырекая сила
№ер-Оглы. Пусть сердца ваши наполнят”
ея храбростью Бабека. Пусть вдохновляет
вас великое знамя Ленина — Оталина!

Грузинский писатель Константин Гам»
сахурдиа . говорит о TOM, что немецкий
фаписты высокомерно третируют культу“,
ру Востока. Не удастся гитлеровским бана,
дитаи уначтожить тысячелетнюю EYIBTY?
ру народов Закавказья, Вместе с братеким
русским народом народы Закавказья раз“
громят подлого врага.

Слово предоставляется ариявскому п03з
ту Наири Зарьяну. 4

— Гитлеровцы, — rosopat 08, — х0*,
TIT лишить армян налией матери-ротиз
ны, лишить чести ий свободы, они хотят
пстребать армянский народ. Отбечем пуз
ку, утрожающую нам. Уничтожим фаши“
cTCRY гадмну. -

От имени грузинского народа. от имени
трулящихея женщин оечь произносит кол
хозница ©. Игоети. Каспокого района,
Трузинской ССР, Мара Чадунели, у кото-

рой сын и брат на фронте. Страстным
призывом звучат ее слова:
„ — (Сын №0й, брат мой! Я призываю

вас: бейтесь до последней капли крови
в кровавыми гитлеровскими еобаками. не
уступайте врагу пяди родной земли!
Не пропустим врата на нашу территорию.
Вперед и только вперел. за нашу победу!
Да здравотвует наш родной вождь @
учитель — товарищ Сталин!

Bee новые и новые ораторы появляют-
ся на трибуне. Срели них: представители
трузинекого нарола — акалемик Бериташ-
вили, писатель Г. Кикодзе, прелетарители
армянского народа — народная артистка
СССР Айкануш Даниелян, наролный учи-
тель Симан Саанян; представитель oce-
тинского нарола композитор ВБ. Галаев,
бакинекий рабочий Г. Харитонов и лоугие.
Все они говорят о беззаветной любви и
преданности советской ‘родине в товарищу
Сталину, о ненависти к фашистским зах-
ватчикам, о непреклонной решимости 10
последней капли своей крови защищать
евою прекрасную родину — Советский
Союз.

Участники митинга, обращаясь в вели*
кому вождю и полководцу народов СССР
товарищу Сталину со словами любви и
горячего привета, приносят торжественную
присягу:

— ИЮще выше поднимем славное, 60808
знамя великой сталинской лружбы вароз
дов, будем < каждым днем усиливать по-
мощь фронту, самоотверженно трулиться,
защищать до последней катли крови каж8-
дую пяль нашей земли. Смерть немепким
damucrau! Ла злравствуют свобололюби-
вые народы советского Закавказья! Да
злраветвует великая сталинская дружба
наролов! Ла здравствует наша еоциали-
стическая родина! Да здравствует наш
героическая Красная Армия! Ша здрав-
ствует великий лруг народов Закавказья,
наш воспитатель товаришт Сталин!

Тромовое «ура», бурные аплотиементы
й приветственные возгласы в честь
тозарища Сталина сливаются в торжест-
венными звуками «Интернационала». -

С исключительным воодушевлением пря-
нимает митинг обращение в пзроламо 3а=

На телефонной стонции

кавказья.
(ТАСС).
— Так тебе и надо, гад немецкий, >
ЛВУМЯ другими вы-

стрелами уничтожила еше лвух panes.

Шура вновь сидит за аппаратом. Связь
поддерживается бесперебойно.

Вечером немцы еще туже сежали коль-
no. Моряки усилили бдительность.  Ееть
еще возможность уйти, вырваться из
сплошного окружения. Но приказ коман-
дования — не отхолить, и связисты CTO
ко выдерживают бешеный натиск врага,

Когда совсем стемнело. позвонил капи=
тан Олейников. Он сообщил старшине: ¢
группой бойцов приказано притти на т6=
лефонную станцию,

Разговор елушала Шура.

— Товарищ капитан, — вмешалась она
в разговор, — слушайте. я вам буду об’-
ACHAT, Kak пройти к нам.

Она толково рассказала, как скрытно
подойти в дому, кто из боймов ветретит.

Через два часа был получен приказ
командования: переправиться через бухту
в горол. Взорвав станцию. бойцы в боем
прорвались ^ сквозь  кольшо врагов. На
присланном катере все ушли в пентралья
ную часть города.

Десять часов двенадцать черноморских
моряков и левушка-телефонистка  yiep-
живали телефонную станпию. Связь ни н&
секунду не прерывалаеь. Приказ коман-
дования был выполнен, как  полобает
военным морякам

Батальонный комиссар Ф, ЧАЦКИЙ.