14 октября 1942 г, № 242 (1193)

История батальона

морской

Перёд нами  об’емистая  рукописная
хнига. На плотном картонном переплете
написаао:  «Истормя 3-ю — батальона

М№-кото морского стрелкового полка. На-
чата 9 сентября 1941 года».

Люди, создавшие эту кнагу, сделали
большое дело. Рядовые участники боев,
они поняли, какое значение для будуще-
то имеют вое детали сегодняшних боевых
будней, и постарались запечатлеть их
правдиво и подробно.

Историю батальона писали те, кто ее
творил,—командир батальона майор Пру-
сено, снайпер-орденоносец Дубель, унич-
тоживший 54 гитлеровцев, медицинская
сестра орденоносец Нина Буракова, вынес-
шая°с поля боя 40 раненых с их ору-
жим, ветеран батальона секретарь парт-
бю№ Филюшкин, младший сержант ha-
торжный и многие друтые командары и
краснофлотцы. Организатором всей работы
и центром сосредоточения материалов бы-
Jo партийное бюро. Ono специально ч0-
стядало вопрос © составлении история
батальона, привлекало через партийный
авлив авторов, проверяло правильность
изложения фактов. .

° Первый раздел книги повествует о
формировании батальона. Указанная Ha
обложке дата — 9 сентября 1941 года —
была днем рождения Части, комплекто-
вавшейся в основном из краснофлотцев-
хобровольцев. Попасть в отряд военных
о моряков, отправлявшихся на сухопутный
фронт, считалось большой честью.

\ Боец Тордевв пишет: «Война застала
ионя на строительстве аэродрома. Or
командования я Получал за свою работу
премии и благодарности. Как одного из
лучиих краснофлотнев меня послали в
отряд Прусенко, м я отим горжусь Jo
сих пор».

Следующий раздел истории озаглавлен:
«Первая боевая операция».

Художник сержант Москвин ‘изобразил
заснеженные горы и идущий по дороге на
фронт отрях военных моряков. Стоял су-
ровый декабрь. Озверелые немецкие пол-
чища Твались к Мурманеку. Отойко сра-
хтались морские пехотинцы, отстаивая
каждую пяль советской земли. В первом
же бою батальон Прусенво истребил 450
вражеских солдат и офицеров. Упорство
и мужество военных моряков признавал и
противнак. «Это не люли, а черти дра-
шись», — заявляли пленные фрицы. При-
мер мужества и отваги показывали всем
бойцам коммунисты батальона. Секретарь
партбюро Филюшкин, будучи ранен, ‘не
покинул поля боя и Bex краснофлотцев
8 лихие зтакм.

В книге приводится MHOTO волнующих
Впизодов тех дней. Вот рассказ © Добле-
ста сержанта Дмитриенко:

«Комсомолец Владимир  Дматриенко
взял листок  бумати и, сидя на снегу,
писал заявление. Луна- ‘была  крутлая,
полная, она светила ярко, и буквы на
листке бумага были видны отчетливо.
«Ия в 00й, — писал Дмитриенко, — я
клянусь драться до последней капли кро-
Bu. Если погибяу в бою, прошу считать

меня коммунистом». Отзажно дрался в! Северный флот. (От наш, корр.).

Забота об инвалидах

НОВОСИБИРОК, 13 октября. (ТАСС).
Большой заботой и вниманием окружают
органазации и трудящиеся Новосибирска
инвалидов отечественной войны. Сотни
человек определены на заводы, фабрики,
в артели, учреждения. Некоторые пошли
учиться в техникумы и вузы. Сотни ра-
неных бойцов, еще ‘находясь в  госпита-
лях, изучили различные  специальноетя.
По решению горкома ВКП(б) крупнейшие
предприятия торода прикреплены к Toc-
питалям для проведения пирокого произ-
водственного ‘обучения раненых. Завод-
ские организации заранее, до прихоха

пехоты

бою сержант Дмитриенко. Когда вышел
из строя командар роты Артамоненко, од,
несмотря на то, что тоже был ранен,
взял командование ротой на себя,

— Отомстям 3a вашего командира!
Смерть фашистским  тадаи! Вперед! —
кричал он краснофлотцам, и вся рата по-.
шла за ним. Он бежал вперела бойцов.
Тельняшка, облитая кровью, прилапла к
телу. Он вязнул в глубоком снегу, падал,
Но поднимался вновь и шел вперед».

На следующих страницах читатель на-
ходит описание подвятов других учаетва-
ков памятного сражения, узаает © слав-
ной медицинской сестре Нине Бураковой,
о снайперах, пулеметчиках, о работе аги-
таторов в бою.

В книге собран поучительный боевой
опыт.  Орденоносец сержант Каторжаый
просто и обстоятельно рассказывает, как
он руководил в бою своим подразделени-
ем. Отдельные статья посвящены работе
служб связи, снабжения и санитарной,
сыгравших большую роль в обеспечении
успех& боя. Рассказы о первой крупной
операции батальона заканчиваются спа-
ском бойцов и командиров, награжденных
орденами и медалями Советского Союза.

После этой операции батальон ушел на
отдых и ‘некоторое время занимался бое-
вой учебой. Этому посвящен следующий
раздел книги, также весьма поучитель-
ный с точки зрения методов освоения
боевого опыта, организации партийно-по-
литической работы, воспитания нового
пополнения в духе боевых традиций части.

Передышка была недолгой — батальон
снова пошел в бой. Период учебы не про-
пал даром — морские пехотинцы дрались
теперь еще более Умело, се еще большей
отвамй и стойкостью. 3& шесть дней
действий в десантной операции они унич-
тожили 700 гитлеровцев и захватили 69-
гатые трофеи. Этой операции целиком

посвящен специзльный раздел книга, За-

поминаются слова, написанные здесь мо-
лодым бойцом комсомольцем Михвлец:

«Мы знали, что, может быть, нас убь-
ют, но мы не боялись смерта. Смерть
нас испугалась и ушла в фрицам. В бою
я вспомнил свою Украину, родителей,
братьев, сестер. Гле она? Неужели оста-
лись на поругание немцам? Я о злостью
бил фрицев. Наша группа враснофлотцев
истребила около 40 фашистов».

В кнаге много фотографий активных
участников боев с их подробными харак-
теристиками. Показан рост партийной ор-
танизации, увеличившейся за год в пять
раз. Приведен ряд других сведений, кото-
рые спустя много лет’ ‹ благодарностью
в составителям книги прочтут историки.
«История батальона» сохранит для по-
томков правдивый образ славных воинов
морской пехоты, сражавшихся е врагом
на Крайнем Северо нашей родины.

В кпите двести страниц. Но заполнена
пока только половина. Дальше идут чи-
стые листы. Война не отончела, — не
окончена и история батальона. Она ‹03-
дается сейчас в боях с вратом.

А. ПЕТРОВ,

отечественной войны

бойцов на проазводетво, заботятся 06 их
жилащном устройстве, создают ям. нёоб-
ходимые бытовые условия.

В большинстве районов гороха при or-
делах социального обеспечения созданы
общественные советы инвалидов отечест-
венной войны. В Октябрьском, Дзержин-
ском и Ипподромовском районах обеледо-
ваны условия жизим десятков инвалидов,
олвим подыскана работа, других обеспе-
чили олеждой, обувью, топливом. В Дзер-
жинском районе совет силами комеомоль-
цев и Членов семей фронтовиков органи-
зовал заготовку дров для инвалидов
войны.

ЗК ТАС ЕЕ РООВНЕСЕЛОИОСВВ

Тактика немецких

торпелмьх катеров

«4 — О германеких торпедных катерах было
2’ известно що их действиям в Северном мо-

ре и Английском канале на первом этапе’

текущей мировой войнь, развивавшейся
тогда в основном как война англо-гер-
манская. Большие мореходные катера, с
‚ ограниченной для данного класса скоро-
стью. не намного превышающей скорость
хода современных быстроходных  крей-
ров и эсминцев, имеют пару Нобовых
торпедных аппаралов и достаточно силь-
10о артиллерийское вооружение, включа-
ющее пушки 20-—25-ми калибра и круп-
нокалиберные пулеметы, Эти катера ши-
роко участвовали в действиях фашистоко-
™ военно-морского флота против авгли-
чан. Они патрулировали оккупированное,
побережье Франции и Норвегии, охраняли
транспортные караваны, производили Ha-
беги па английские пути, пролегающие в
пределах Северного моря, достигая п0бе-
режья Англии, ставили мины, несла
службу противолодочной обороны и вы-
‚ полняли много других обязанностей.

_`В отечественной войне нашим морским

силам пришлось ближе познакомиться 5

вражескими торпедными катерами. На oc-

нове имеющегося опыта можно сделать

` некоторые выводы 06 их тактике, кото-
рыв могут помочь бороться © фашистеки-
Ми кораблями атого класса.

Имея достаточный опыт использования
торпедных катеров в Северном море, про-
тивник пачал применять их с первых же
дней войны с нами, сначала на Балтике,
а затем и на Черном море. Задачи, кото-
рые решаются неприятельскими торпед-
TMM катерами в настоящее время, не
вноят ничего принципиально ново В
использование кораблей этого класса.

Основные действия немецких торпед-
ных катеров напразлены против наших
коммуникаций, а также на создание помех
вповоедневной лоятельности наших боевых
слд. Подобные операции проводятся про-

тивником систематически и включают пех
рокое использование мин, которые катера
берут на борт, ;
Действия неприятельских торпедных кз-
теров, направленные непосредотвенно про-
тив наших сил, включают в себя набеги
на корабли, находящиеся на незащищен-

ных якорных стоянках, и нападения на’

‘наши дозорные корабли. Относительно
торпедных атак неприятельских катеров
необхолимо заметить, что ло сего времени
они не дали противнику сколько-нибудь
существенных результатов. Здесь фаши-
стам похвастать явно нечем. Из этого, од-
нако, совсем не следует, что неприятель-
ские торпедные катера являются оружя-
ем недействительным, & УГроза их атак
мало реальной. Наоборот, весь опыт вой-
ны на море, и, в Частноети, опыт борьбы
с неприятельскихй торпедными атаками,
свилетельствует, что противник не имел
успеха именно там, где эта угроза учи-
тывалась во всей своей полноте.

Вели при выходе в море хоропю знали
обстановку и не тратили драгоценного
времени на раздумье —— «евои ли обнару-
женные торпелные катера или противяи-
ха»-—еоли наблюдение за волной поверх-
ностью было хорошо поставлено, если
быстро и правильно приводились в хей-
ствие артиллерийские средства и корабли
умело маневрировали, уклоняясь от атак,
противник, независимо от соотношения
сил, ни разу яе имел успеха. Он либо
отказывалея от атаки, либо поепепгяю въ-
пускал торпеды с такой позиции, при ко-
торой падеяться на попадание было очень
трудно.

Имел место случай, когда один наши сто-
рожевой катер заставил четыре неприя-
тельских торпедных катера отказаться от
атаки транспортов, которые ой охранял на
переходе. В другом случае оказалось 10-
слаточным накрыть противника первых
удачных залпом, чтобы большая группа

лия. Это бесстрашный Ладожский флот ©

ложеких вод в TOPO] устремиляеь потоки

= С ВАЗ

КРАСНЫ

Краснознаменный — Балтийский
орудия.

й ФЛОТ

флот. Отличившийся в боях знатный зенитчик корабля ПН. старшина Колбасников у

Фото Б. Васютинского (ТАОО)

Ранней весной я летел нал  Ладогой,

Зимняя дорога — дорога жизни — ROHMA-
лась. Уже были разволья. Уже снег по-
чернел, лед ломался. Кончался тероичес-
кий период эимней Ладоги, уходил под Во-
AY тот широкий путь, по которому шел

бесконечный поток грузов Ленинтралу 1
фронту, Самолет шел почти бреющим 1по-
летом, и стало видно, как среди малень-
ких сосенок и елок стоят вмерзшие в
снег крошечные сулекышки. Их. бы
много, и, как антенны, торчали тоненькие
мачты в голубом весеннем воздухе,

Но я знал, что это не простая флоти-

экинажами испытанных моряков. И, дейст-
вительно, наступили дни навигация, и
хажлое из этих маленьких судов получн-
лю свою миссию. свой боевой приказ. На

смеяу вопнственному племени дорожников

и шоферов пришли отважные моряки. По

широкому простору Лалоги устремились
всевозможные корабли и кораблики. Ile-

Mee семейства наследственных мореходов
работали на Ладоге. Военные моряки —

в6е моряки стали злесь военными моряка-
ми —— устремились павстречу опасностям
© хлалнокроваем бойцов, и

Под обстрелом, пол бомбежкой перево-

зиля они тень за анех пассажиров этого
aera:
тей, женщин, перевозили пенные грузы
ий BCG, что нужно для обороны великого
города. _

эвакуируемых  ленинтрадцев,

№ воляующейся poryéoH xopore 1а-

продовольствия и бобприпасов. Ленинграл
звал хорошо, кому он обязан каждым
мешком муки, каждым  кулем сахара,
каждым ящиком крупы. Ленинград знал,
что есть преданпые и храбрые дети роди-
ны, которые не выдадут, которые не под-
ведут, которые найдутся в самых трул-
вых оботоятельсмвах, которых ничем ве
запугаешь. Это моряки Ладожской флоти-
Лии, ;

Ленингралцы зяали, что работа на Ja-
yore требует особых качеств. Бурное 03e-
ро, враги на берегу, враги в нёбе, вра-
ти, грозящие © севера на воде, — все это
презирали и преололевали ладожекие мо-
ряки. Простые суровые люли крепко лер-

жали штурвал в своих привычяых руках. .

Большая дорога через Лалоту, как и
зимой, когда она имела указатели и ледя-
вые домики и регулировщи

Rs are

faa

пемецких торпедных катеров отказалась от.

зтакя нашего конвоя,

Враг на море, Как и везле, хитер, кова-
рен, но труслив. Хорошего отпора он. не
выдерживает. Это следует учитывать пря
отражении атак торпедных катеров.

Свой атаки вражеские торпедные катера
производят преимущественно ночью и в
плохую видимость. В дневное время они
рискуют нападать только на одиночные
транепорты, невооруженные и неохраняе-
мые шхуны. При атаке малых транспортов
й шхун они, как правило, торпед не ис-
пользуют, & оботреливают суда из пушек
и пулеметов. Kpome тото, в этих случаях
замечено использование противняком глу-
бинных бомб, которые он сбрасывает под
носом атакованного сулна на ето курсе, с
расчетом, что они взорвутся под днищем.

Действия неприятельских торпедных ка-
теров широко опираются на воздушную
разведку. Самолеты ведут развелку баз и
траФе наших путей. Обнаружив цели, они
вызывают свои торпедные катера, кото-
рые выходят в определенный район с рас-
четом встретиться $ нашими кораблями
или транспортами, произзодят лополнитель-
ный поиск и атаку. Судя по тому, что не-
приятельские калера быстро появляются в
районе нахождения наших сил, после того,
хак они были обнаружены самолетами-
разведчиками, можно сделать вывод, что
наволение у немцев отработано довольно
четко. При этои торпедные катера либо
развернуты по базам и стоянками вблизи
наших вероятных путей, либо отдельными
труппами находятся в море.

Для наведения торпедных катеров в н09-
106 время неприятельские  самолеты-раз-
ведчики взаимодействуют сними непосред-
ственно. Установив наблюдение за целью,
опий держалея на малой высоте порядка
200 метров и прокладывают свой курс
перпендикулярно курсу нашего корабля. В
момент нахождения над целью самолеты
рключают бортовые огни для указания сво-
им катерам места и направления движения
пели. Нахождение неприятельских бамоле-
тов над нашими кораблями должно слу
Жить и другой цели — отвлечь внямание
от наблюдения за водой для облегчения

ae

ков, работала

ЕН

<>

Николай ТИХОНОВ
<>

Worn ходом. Миото подвигов совершено
скромными бойцами Ладожекой флотилии,
много сделано славных дел, много опас-
ных переходов соверпено с похвальной
точностью.

Хоропю поработали ладожщы. Сейчас
нова осень.. Штормы уже вздымают ©е-
 дые валы и бросают легкие суденышки в
‘водяную бездну. Туманы и дожди закры-
‘вают горизонт. Все так же непрестанно
‘работают люди Дадоги, видя, что 10 OKOH-
чания навигации остались считанные
дни,

Дорогие моряки Ладоги! Ленинграл, ве-
‘ликий боёщ, отразивший вое атаки свире-
‘moro врага, закованный в броню, сам нё-
`восит врагу сокрушительные удары, — он
 неприступею блатодаря постоянному болр-
 ствованию и бовершенотвованию своей
обороны. Ox тоже готовится к новой зи-
‚ме, второй зиме — блокадной и суровой.
Скоро Ладога покроется первым балом, по-
0х и леляной корой. Наладить дорогу
epasy не удастся, может быть, будет пе-
ферыв, когда ни корабль, ни грузовик не
смогут преодолеть водную преграду.

Что это значит? Это значит, что терои-
ческие моряки Ладоги сейлас должны уд-

кам, должны напрячь вбе силы, все уме-
Hino, чтобы больше перевезти, больше за-
кивуть грузов в Ленинтрал. Надо, чтобы
еще п еще выросли запасы для великого

торода.

Зимой не сделать того, что можно се-
лать летом, и нало сейчае совершать еше
больше рейсов, еше быстрее оборачиваться
между пристанями, еще больше брать гру-
за. Родина переживает грозное время. Враг
рвется na Юге, не жалея жертв. Но он,
потекая кровью, может совершить беше-
ный прыжок отчаяния и на наш город.
может снова попытаться отрезать нас
неожиданным ‘ударом, Hato быть натото-
5, надо быть стойкими и зоркии. Hato
быть терпеливым и запасливым бойцом.
Tew больше даст Ладога Ленинграду 3a-
пасов продовольствия и боеприпасов, тем
спокойнее, тем увереннее будет стоять
наш чудесный, прекрасный город.

Ss С ЕТ АИИС БКИ

ORT

rae

атави торпедных катеров. Это требует ие-

прерывного наблюдения в 0б0их направле-
ниях — и 34 воздухом и 38 ВОЛОЙ, — НИВ
воем случае не ослабляя бдительности ни
в оном из них, ни при каких обстоятель-
ствах. При этом нужно иметь в виду, что
присутствие неприятельских самолетов на
малой высоте маскирует шум моторов ата-
кующих торпедных катеров.

Факты показывают, что при правильно
организованном, тщательном,  непрерыв-
пох наблюдении и 3а волой и за возду-
хом удается © успехом ликвидировать уг-
Poy атаки в этих сложных условиях.
Однажды дозорная пара наших миноносцев
подверглась ночной атаке группы торпед-
вых катеров противника, взаимодейство-
вавших с разведывательными самолетами,
непрерывно нахолившимися над корабля-
ми. Видимость 3—4 кабельтовых эчень
благоприятствовала противнику. Олнахо
он успеха ке имел. Благоларя хоропю ©р-
танизованиому наблюдению на кораблях
своевременно обнаружили неприятельские
катера и, применяя маневр уклонения от
торпед, избегли попаланий. Умело манев-
раруя в течение почти трех часов, пока
продолжались неоднократиыю атаки про-
тивника, эсминцы уклонились от десятка
выпущенных  торпел. Корабли в течение
всего времени, пока имели соприкоснове-
ние с противником, непрерывно  находи“
ch на циркулядии,

Для поисков и атаки фашистские TOD
педные катера используют ‘малые хола,
чтобы уменьшить шум моторов, и приме-
вяют глушителя.

Используя обстановку, неприятельские
катера иногда заходили © кормы на малых
ходах, как бы для того, чтобы занять ме-
сто охранения нашего каравана, под вилом
своих. При отсутетвия доажной -блитель-
ности и незнании силуэтов своях катеров
(DOSMORAM случай использования прогив-
ником маскировки) им иногда удавалось
utTH таким образом некоторое время с
целью занятия выгодной позиций лая
атаки. На запросе опознательных OAM OT-
Речали номелленно и неразборчитю, ста’
ражь усыпить подозрение и выиграть
время.

BOUT, утроить свои усилия по перевоз-

ИВО ПОЙ ЗИ

ГА БОЕВАЯ...

Приближаются славный день двалпати-
пятилетия Великого Октября! В ожесто-
ченной борьбе советекий народ завоевал
себе победу двадцать пять лет назад, пе-
‘ренося всевозможяые лишения, отбивая на-
тиски всевозможных врагов, все преодо-
ger он и вырвал победу. Сегодня снова
приходится советскому народу  праздно-
вать день Октября в ожесточенных сра-
жениях 60 смертельным врагом, который
хочет лишить нас всех завосваний Октяб-
ря и кинуть наш народ во тьму ередне-
BEKOBbA.

Не булет этого, не выйдет это дело У
врага. Будет он истреблен и уничтожен!
Но лля этого надо напрячь все силы и в
тылу и на фронте, 06060 У нас, где и го-

.  род — фронт и озеро — Фронт, и тде

ради великого лня мы должны не посрз-
ить заветов прошлюто и достойно ветре-
тить славную годовщину новыми победа-
МИ.

Во имя пришлого и булущего, во имя
счастья нашего народа, во имя счастья
каждого воветского человека  напряжеи
Bee усилия, братья-ладождщы! Покажите,
Ha что вы способны, когда пускаете `в
SOX Bee свое умение мореплавателей, все
свое искусство и всю отвагу. Ни враг, ни
буря пусть не будут вам преградой. Дай-
те Ленинграду трузов столько, чтобы у
вас в лень Октября было сознание пол-
ностью истюлненного долга, сознание, что
вы сделали даже то, что казалось невоз-
можным, что вы опрокинули все рас9®-
ты, превзошли; себя.

Вся страна, весь наш город будут веч-
HO помнить то, что вы сделали в ети
трудные для родины дни. Ваши дела, ва-
ши имена не булут забыты. А все наши
дела, где бы она ни делались, сольются
в одно мощное дело, в один могучий удар
по врату, которого мы сокрушим, и сокру-
тим окончательно, как бы грозен он ни
казался © вилу. Победа подымет свой зна-
мена и на Юте и на нашей прекрасной,
вольной, непобедимой Ладоге!

Вперед, дорогие ладожщы, вершате Fo-
вые боевые дела, работайте бесстрашно и
иеустанио! Победа будет за нами!

Ленинград.

Обычный строй неприятельских кате-
ров при сближения с обнаруженным об’-
ектох — кильватерная колонна; затем они
перестраиваются в строй фронта или
уступа. Шри выходе в атаку они обычно
маневрируют на прямых курсах. Зитзаг с
целью уклонения от артиллерийского огня
немпы не применяют, очевидно, для с0-
кращения времени сближения при ограни-
ченной максимальной скорости хода. Ха-
рактерно, что немецкие катера не истоль-
зуют, как правило, дымовые завесы для
обеспечения алаки от артиллерийского
огня. Зато отход катеров во всех случаях
сопровождается постановкой дымовой за-
весы. Атака обычно произвохится © одно-
то направления. Торпеды въыитускаются по
одной цели всей группой © расчетом пе-
рекрытия площади, в пределах которой
находится цель, узчатывая возможные
ошибки три определении аргументов ее
движения и уклонения. *

Дистанция залпа при хорошей и сред-
ней вилимости находится обычно в пре-
хелах 12—17 кабельтовых, котда атака
производится по коНвоюЮ или боевым
кораблям.

Опыт борьбы е неприятельскими тор-
педными катерами показал высокую 94-
фективность для этой цели нашей авиа-
ции, в первую очередь истребительной.
Поединок вашето истребителя © достаточно
крупной и He слишком  маневренной
целью, какой является фашистский тор-
пелный катер, веегда оканчивался побе-
лой нашего самолета. Разумеется, артил-
лерийские средства отражения торпедных
алак при умелом их использовании 69-
храняют свою роль во всех случаях.

Неприятельские конвои, как правило,
лмеют в своем составе торпелные калера.
Они me эскортируют и боевые корабли.
Тействие этих катеров охранения при. от-
ражений атак наших торпедных катеров
очень характерно: они используются как
тымзавесчики и © нашими катерами в
бой не вступают, отходя за неатакуемы
борт.

Капитан 3-го ранга Б. САМОЙЛОВ.

Аи, —_—Ь,_Ь-

Антифашистский
МИТИНГ интеллигенции
в столице Киргизии

ФРУНЗЕ, 13 октября. (ТАСС). Здесь
состоялся ‘антифашистский  радиомитинт
интеллигенции. В нем приняли участие,
ученые, писатели, композиторы, учителя,
врачи.

Матинт открыл  виднейший ученый,

лауреат Сталинской премии академик
Алексей Николаевич Бах,
— В этот грозный чае, — сказал,

он, — когда все силы нашей родины нд-
правлены на разгром злейшего врага ми“
ровой пивилизащии — немецкого фашиз-
ма, мы, представители  интеллитенции
великомо советского народа, пришли вы-
разить свою непреклонную волю и го-
WOBHOCTD оказать всемерную поддержеу.
нашей героической Красной Армии. Я
призываю моих товарищей — работни-
ков науки, всех представителей  совет-
ской интеллигенции, каждого на CBOCH
посту самоотверженным трулюм неустан-
но приближать исторический час победы
нал ненавистным фашизмом.

Народный артист Союза ССР орденоно-.
сец Аблылае Малдыбаев и писатель Алы
Токомбаев в своих пламенных словах вы-
разили чувства, которыми живет сегодня
киргизский нарол, лучшие сыны которо-
TO с честью зацищают социалистическую
отчизну на фронтах отечественной ие
НЫ.

С речамя выступили также академик
А. А. Борисяк, лауреат Сталинской премии.
композитор Юрий Шапорин, писатель op-
деноносец Борис Лавренев, заслуженный
деятель науки профессор В. М. Воган-
Яеный. заслуженный деятель науки Кир-
тизской CCP профессор Б. Я. Эльберт,
учительница средней школы имени Пан-
филова 0. И. Тарантина. }

Or имени участников митинга член-
корреспондент Академии наук СССР Ха-
чалур Воштоянц огласил призыв ко веем
работникам науки и культуры еще креи-
че сплотиться вокруг ‘партии Денина —
Сталина, неуклонно помогать героической
Жрасной Армии ковать победу над гитле-
ризмом, К

ПОДВИГ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 13 октября.
(ТАС). Из-за леса показался самолет,
охваченный пламенем. Оставляя в ВОЗдухе
следы черного дыма, машина сделала
круг над полем и пошла на посадку.
Похпрыгивая на кочках, самолет побежал
п полю и остановился. Дым м пламя
попрежнему выбивались из машины, & из
кабины никто не выходил. Работавшая в
поле колхознаца Мария Николаевна Гуса-
кова, заметав на крыльях красные зв63-
ды, бросилась в самолету. Она знала, что
огонь может добраться до бензобаков и в
любую минуту может разлатьея взрыв, но
ВИЧто He остановило патриотку.

Подбежав Е самолету, Мария Николаев-
на сразу увадела в кабине летчика. Он
сидел, уронив толову на штурвал, а язы-
хи пламени уже лизалы кабину. Колхоз-
ница бросилась на помощь в пилоту. От
сильного жара У нее воспламеналась во-
лосы. Не обращая внимания на боль, она
торопливо освободила летчика от ремней,
отстегнула парашют, затем, напрягая вое
силы, вытащила раненого через борт
кабины.

Mapas Николаевна доставила летчика

К себе домой, оказала ему первую 0-
мощь, накормила, а затем отвезла в
ближайший тоспиталь.

Придя B ceda, летчик рассказал ©

том, что произошло. Он выполнял зала-
ние командования в THAY противника.
На обратном пути встретил группу «Мес-
сершияттов» и вступил с нимм в Ooi.
Олин фатистекий самолет был сбит,
второй поврежден, но остальные, удирзя
© поля боя, успели поджечь его маши-
ну. Раненый пилот с трудом дотянул до
налей территории и, уже теряя  созна-
ние, посадил машину на колхозное поте.

Бесчинства немцез
на Казказе

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 октября.
(Спец. корр. ТАСС). Во временно окжупи-
рованных районах (Северного Кавказа
немцы подвергают местное  горское насе-
ление диким  насилиям, издевательствам
и грабежам. В Алыгейской автономной об-
ласти фашисты подчистую ограбили уже
многие села, оставив людей без куска
хлеба. Атенты гестапо ежедневно аресто-
вывают десятки адыгейцев, обвиняя ах В
сочувствии партизанам. i

В селе Понежукай оккупанты пелый
лень грабили дома мерных жителей, из-
бивая тех, кто пытался защищать свое
добро. Вечером немцы согналя в помеще-
ние МТС местный актив и начали допра-
шивать, где находятся партизанские OT-
ряды. При этом многих, в том числе де-
вушек  Драгунову и Марченко, раздели
догола‘ и пороли’ розгами. Директора шко-
лы Хахуко, служащих Теучежа и Яхут-
ли, комеомольца = Чеснобаева, которые
пользовались среди адыгейцев всеобщим
уважением, фашисты посадили в машину
и куда-то увезла. Больше их в селе не
видели, очевидно, они расстреляны.

Олно наше’ подразделение выбилю чеи-
цев из горного армянского селения. Мест-
ные жители рассказаля бойцам о крова-
BOM хозяйничаньй фашистских грабителей.

«В течение этих нескольких дней, —
говорит колхозница Баскановач, — наше
тахое селелдие превратилось в сущий ад,
из которого каждый спешил вырваться.
Фашасты рыскали по домам, забирая все,
что попадалось под руку, даже детскую
обувь и одежду. На второй день немцы
схватили старика-армянина и  предложи-
ли ему стать их проводником в горах.
Старик наотрез отказался, и его тут Ee
расстреляли. Офяпер после этого об’явил,
что они так будут поступать 66 всеми
жителями, которые не подчиняются их
приказам». ;

Там, где фашистам не удается ворвать-
ся в населеяные пункты, они подвергаюз
мирные села и горные аулы жестокам
бомбежкам.