> Semyr ряды большевиков

че

\ влечение боевой

‘

у

> этаж корабля

ноября 1942 г. № 258 (1209)

К

ЗАВОЕВАННЫЙ АВТОРИТЕТ

[а тральщик пришел  вовый замести-
seq командира По политической части
г. Ганбарг. Решительный, инициативный
1 смелый, ои вскоре завоевал уважение
враснофлотиев. Tos. Tan6apr правильно
лил свои Задачи, как заместителя
хоантира По Политической части. On
cmewutes, чтобы вся политическая рабю-
3 13 корабле была направлена па обес-
деятельноети тральщика,
ms мопитание железной стойкости и му-
хотва BCePO экипажа,

Тральцик зышютняют задания на, ответ
мвояных переправах Tox Сталинградом.
fly очах корабль доставляет на правый
fener праеноармейцев,  боезапае, боевую
муняку; & в обратпый рейс забирает ра-
‚вых. Пи один поход ие обходится без
‘ую, чобы немцы не обстреливали траль-
их из орудий. И всетда в напряженный
мун  среди краснофлотцев появляется
+, анбарг. Он постоянно следит за на-
ииилиями людей, умело направляет их
увели к одной цели -—— любой ценой вы-
полить’ боевое задание, Тов.  Тамбарт
я боттел опасности, он не раз прюявлял са-
митверженность, и за это краснофлотцы
пят ео и уважают.

(MARI тральщик уже соверитил че-
ти рейса, хотя обычно он успевал сдё-
ить не более трех. Близилея рассвет,
Тральщику нужно было уходить на етоян-
уу H замаокироваться, но поступит при-
мз помехленно соверптить еще один фейс:
ню было срочно доставить  дополни-
seen боезапае им захватить оставиихся
фененых. Изрядно потаботавтий xo этого
действовал необычайно
зупряженно. Тральщию вышел ва выпол-
neiie задания. И тогда прозвучало торя-
38 слово агитатора-болыпевика Галбарга:

— Помните, товаритши, что героические
птитиихи Статинтрала нуждаются в на-
mei пюмотии. Чем больше мы сделаем рей-
из для доставки боезапас», тем устой-
чи будет оборона города Сталина. тем
усвтунюе маши воины будут перемалы-
ть живую силу и технику врага. Мы
ндергаомся (PUCK, каждый из Hat
лихает, HO пали долг, наша святая 0бя-
илноеть-—во Что бы то ви стало выпол-
ить приказ,

— Правильно! — заявили краснофлот-
т. — Сделаем рейсов столько, сколько
требуется.

‚ в-время было сказано горячее правди-

вое большевистское слово политработника.
Ганбарг чувствовал, что каждый храсно-
флотец © честью выполнит свой лолг пе-
ред родиной. И он не опибся. Рейс mpo-

шел благополучно. Задание командования
было выполнено.

В эти трудные дни т. Ганбарг система-
тически рассказывал экипажу о боевой
Работе передовых краснофлотцев, mepera-
вал их отыт  боевой работы. Он приходил на
боевые посты” и рассказывал © краено-
флотцах верхней команды Лешкове, Вак-
meese, Beperenone, Куще, о мотористах
Хабалове и Зелянинове, которые своей
самоотверженной работой лобивалиеь бое-
вых успехов. Тов. Ганбарг, ставя их в
пример, призывал краснофлотцев учиться
У них так же, как они, выполнять долг
перед родиной.

Всю ночь  краснофлотпы проводят на
переправах. После. многочасовой работы
нало тщательно замаскировать корабль.
Свободного времени остается очень ‘мазо,
буквально ечитанные минуты. Тов. Ган-
барт неизменно пользуется случаем, чтобы
рассказать краснофлотцам о положении на
фронтах отечественной войны, о боях под
Сталинградом, о действиях кораблей Волж-
ской военной флотилии, читает краено-
флотцам газеты. беседует © ними.

Заместитель командира по политической
Части оказывает большую помощь атита-
торам и активистам корабля. Секретарь
комсомольской организации тов. Kym,
вандилат в члены партии Полетаев сиете-
матически читают краснофлотпам газеты,
очерки и рассказы © священной война ¢co-

Бетското народа против немецких захвал-
YHKOB,

Tos, Ганбарг улеляет 00б0е внимание
краснофлотцам, недавно пришелшим из
корабль. Он учит их, как. успешнее дей-
ствовать на переправах. Для этой пели
т. Ганбарт привлек опытных квраснофлот-
цев Торбумова, Медведева, ЕКуща. За ко-
роткое время т. Ганбарг сумел сплотить
боевой акТИВ из коммунистов и EOMCO-
мольцев,

Так изо хня в лень т. Ганбарг помогает
командиру тральщика укреплять боеето-
собность корабля. Умелым подходом к лю-
дям, тесной и постоянной связью © крас-
нофлотцами ‘и командирами, личным при-
мером он завоевал авторитет ереди бойпов.

И. МИХАЙЛОВ,

Передовые воины Волжской флотилии

вступают

BOIRCRAA ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 31
tips. (По телеграфу от наш. спец.
рр,), В боях за Оталинград растут и
Волжской
вэнной флотилии. Увлеченпые примерох
томунистов, беззаветно борющихся 2 не-
навистным врагом. стремясь быте ближе
Е партии Ленина— Сталина, за дело ко-
Мих оли сражаются,  зволжекие моряки
подают заявления © просьбой принять ax
B past BRIL(6).

‚ В 60 хочу итти коммунистом» вот
wimors иногих заявлений командиров
и праспофлотпев в парторганизалия,

Парторганизащия корабля, re секрета-
их плавный старптина Пригода, за we-
Мой сток приняла в евои рялы боль-
18 менных моряков, чем за весь прош-
mit год. ‘Это лучпгие люди корабля, до-
мэзние в боях с фалгизмом свою пре-
анность родине, В партаю приняты Ko-

в партию

манлиры орулий главного калибра стар-
шины 2-й статья Чистяков и Коган. Их
пупки уничтожили свыше 500 фрицев.
0ба молотых коммуниста награждены м6-
далью «За боевые заслуги».

В канлидаты ВП (б) вступал ecrapom-
на 2-й статьи Павлов. Он обеспечил все
боевые операций корабля отличной
связью. Парторганизация приняль в свои
ряды метких зенитчиков старшину 1-й
статьи Корнеева и краснофлотца Махно.

Подали заявления © просьбой принять
их в кандидаты ВКП(б) лейтенант Гряз-
HOB,  натражленный нелавно  орленом
Красного Знамени, и крас Ba-
зылыьк. Они-— отважные корректировщи-
ка корабля, точно направляющие огонь
по живой силе и технике немецких ок-

купантов.
А. ЦЕЦОРИН.

Самолетостроители—фронту

Паступити решающие дни предоктябрь-
т соревнования. Коллектив  Н+6кого
‘аольтостройтельного завода, Где дирек-
и тов. Казаков, досрочно закончив
иесячную программу, увеличивает выпуск
ерхилановой продукдии.

Цех, то начальником тов. Кузьмин,
ду с досрочным выполнением плана

[2

и

своими силами отремовтировал ‘в октябре
и блал в оксплоатацию 30 станков. Не
выходя из графика, проделал большую
сверхпмановую работу и цех, тде началь-
ником тов, Парашин. Он закончил пере-
становку станков по потоку, что соврати-
ло на 3 дня производственный цикл 0б-
работки основной детали. {TACC).

сборник «Гневное слово».

Краснознаменный Балтийский Флот.
Снайпер-краснофлотец  орденоносец
А. Федоров. уничтоживший 125 фа-

TIHCTOB. Фото Б. Васютинокого (ТАСС)

Боевые дни партизан

Витебщины

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 октября.
(Слет. корр. ТАСС). В белорусскую дерев-
ню С. прибыл немепкий карательный от-
ряд из 500 человек. Начались грабежи
и зверская расправа» над населением.

06 этом крестьяне поставили в извест-

180 партизан окружили

деревню м повели. наступление. Немцы’
съ бежать, ню всюлу натыкались

нФ  ожесточенный  ружейно-пулеметный
огонъ. Потеряв более 150 человек Убиты-
ии, каратели разбежались.

В олну из темных осенних ночей грут-
па, партизая возвращалась на свою базу.
Пробраться в лагерь было нелегко, кру-
том — немцы. Два мололых партизана
тли последними, Пробираяеъь через боло-
то, бни потеряли аз вйху своих товари
щей и заблулилиеь.

Вокоре партизаны набрели на, строения.
Perm подойти ближе, Но
оба провалились в тов.
они попали в замаскированную немецкую
трантею. Выбравитись оттуха, они обна-
ружили немецкий дзот. Прислутались —
засаду. Имея при себе  прогивопехотныю
мины, они быстро заминировали траниието,
три изота. пулеметные и минометные тне-
зла. Затем они без пгума оставили тран-
men и, отойдя, открыли огонь. Немцы
BHCHIMIAIM ИЗ ат м бросились в танитею

a даты. Мины взорвались, большинство.

титлеровцев былю убито. Партизаны благо-
получно добрались ло татеря.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ИЗДАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

В ХУУ-летию Октября Госуларственное
издательство художественной литературы
выпускает рях юбилейных изханий. Нам-
более крупным изданием является «Аято-
логия русской совотокой поэзии».

Из высказываний русских писателей 0
своей полино м народе составлен сбот-
ник «Родина».

Мучигие повести, рассказы. и. стихи
крупнейших представителей литературы
народов ОССР вопши в шесть юбилейных
сборников национальных литератур: «За-
кавказский сборник», «3a советскую Бе-
лорусь», «Ва остонской земле», «Слово
Латвии», «мвая Литва» и украинский

МОРСКИЕ ПРОЖЕКТОРИСТЫ

С pes воем, стреляя из пулеметов
G пушек, пикирует по лучу на прожек-
тор фашистский самолет. Он не в силах
вырваться из световых клещей, в кото-
DHe ero взяли гвардейцы. Кажется, стоит
тоько зыключить рубильник Aa прожев-
торе, ливень огля мгновенно прекратит-
я. Опасность милует, Но луч упорно
держит ‘чемца.

‚ Твархии сержант Черкашин решает
зтупить в единоборство © самолетом.
Таздаетея четкая команда. м прожектор
Начинает мепрерьвию мигать,  ослешляя
Чика и В TO Же время Не выпуская
9 из луча, Вее ближе фев мотора, Не-
епкий летчик уже сбилея с боевого кур-
“. це один миг — и вдруг раздается ог-
ушитольный взрыв: это самолет $
леплонным немецким летчиком врезался
8 лю и подооралея на собственных
bondax,

Прожектористы вышли ‘победителями
№3 ТОГО «Дорзкото, совсем необычного
поехияка, ^ Радостно улыбается раненый
Ianrnct, который ¢ такой стойкостью,
Kerekag кровью, держал самолет в луче.

Никогда’ твардейцы-прожекториеты He
Пекращают поиск самолетов врага. Be-
Шеяый ‘обстрел с воздуха не может за-
ставить их погасить луч. Никакие новые
чактические приемы немецких летчиков
Но застают их врасплох.

Урожекторная станщия, тде пачальни-
№4 грарлии старитина Лала, находилась
У олень важного об’екта. который подвер-
Талея интенсивным  налетам вражеской
&виалии. Комаалир настойчиво учил лич-
ВЫЙ состав искусству поиска противника
1 различным признакам. Ночью каждый
Прожекториет полон внимания. Вгляды-
Bate, В темноту и ВОлушиваясь в ГУл
MOTOPOR  бамолетов, находящихся в о вВ03-
Путь, on стараются обнаружить противня“
Ba,

Отнажды ночью немецкий самолет стре-
Уится во что бы то Hy стало прорваться
& об’екту. Прожектористы по Шуму №0-
торов установили тиц. самолета, а затем

10 выхлопу определили его местонахож-
ние и сразу же взяли в 19. Фалияст

д эАЗ// — = vw? _

заметался, стремясь вырваться, и поспетш-
no сбросил бомбы в море.

Во время интенсивного налета авиации
осколками бомбы был поврежден распре-
лелительный щит. Прожектористы Tos
непрерывным отнем быстро восстановили
повреждение и, продолжая  еветить, ©ор-
вали замысел противника. Дяем личный
состав станции бесстралтно отражал нале-
ты фаптистов м совместно © другими под-
разделениями сбил m3 пулеметов 4  02-
молета.

Прожектористы-гварлейцы таБ же хо-
ропю. владеют винтовкой м автоматом,
как и прожектором. Гвардии краенофло-
тец Верное, выполняя боевое задание, за-
метил, как около одной из бухт накапли-
вается группа ‘лемецких автоматчиков.
Верное собрал находившихся вблизи
краснофлотцев, организовал их и устроил
засалу. Жогда автоматчики подошли co-
всем близко. Вернос скоманловал «Огонь».
Передние фашисты упали, скошенные
метким огнем. Еще мгновение, и военные
моряки во главе с Верносом ринулись в
атаку на втрое  превосходящего против-
ника. Ни один гитлеровец Be ушел от
кпаснофлотского штыка.
oa умение и беззаветную храб-
рость не раз проявлял слухач-снайпер
ТШлопак. В исключительно Фложных ус-
повиях, при непрерывном туле, под тро-
хот арптиллерийско-минометного обстрела
и бомбежки, он точно определял на своем
звукоулавливателе местонахождение и тип
фашистского самолета. Охнажды против-
ник пустился на хитрость, чтобы уничто-
ить безошибочно действующий искатель.
На наши прожекторные точки на разных
высотах шли Два «Ю-88», причем задний
самолет при подходе к позициям шел на
приглушенных моторах и и малой высо-
те. Фашисты фассчитываши, что первый
самолет отвлечет на себя все прожектора
этого участка. а в это время второй «Юя-
Fepe> спокойно отбомбит, Во расчеты
немпев не оправдались. Гварлеец Шлопак
точно ш своевременно определил и пПер-
вый и второй. самолеты.

Любые хитрости врага разгалывал от-
важный слухач. Олнажды ночью бомбар-

дировшик противника пытался Прорваться
через налпи защитные зоны, выдавая се-
бя за наш самолет. Для этого немец
включил бортовые огни и летел на не-
больнюй высоте. Слухач Шлопак «разу
же определил, что летит «Ю-88», и тем
самым  предотвратил бомбовый удар по
важнейшему об’еклу. ` ИЕ

Никогда че забудут  враснофютны
светлый образ гварлейпа Петрова. Bo
время отражения наЛета авиации была
выведена из строя линия связи © команд-
ным пунктом. Связь Надо было восстано-
вить немедленно, так как новая волна
фатиистских самолетов подходила в важ-
ROMY об’екту и почти Bee прожектора
надо было сосредоточить на ней. Петров
бросмлея к месту повреждения. Там не-
прерывно рвались снаряды и бомбы. Пе-
ребегая вдоль линия, Петров бых дважды
ранен, но, облаваясь кровью, продолжал
работать. Наконец связь была воссталюв-
лена. При возвращении осколок снаряда
насмерть сразил храбреца-гвардейца.

Ни один самолет противника Be про-

секторе прожекторного взвода гвардии лей-
теланта Усенко Однажды взвод ПОПАЛ В
окружение. Усенко Умело организовал
круговую оборону. а сам с ударной груп-
пой прорвал окружение, вывел кв своим
личный состав и ©1ас всю материаль-
ную часть. >

98 самолетов в течение отного месяца
осветил прожекторный взвод под Команхо-
ванием твардии лейтенанта Буплина. Про-
жеклорные системы при интеноивых на-
летах работали ночи напролет. Днем лич-
ный состав отдыхал под гул артиллерий-
ского обстрела и бомбежки, & затем про-
изволил ежедневный технический осмотр
материальной чабти. Все детали тщатель-
30 очитались, осматривалиев, механизмы,
проверялись в действий.

Тварлейцы наглядно доказали Всо зна-
чение наших прожекторных хистем. Изу-
чить и научиться применять в боях опыт
твардейцев-—задача прожектористов Воен-
но Морского Флота.

Военинженер 2-го ранга
М. БЕРШАДСНИЙ.

они вообще могли располагать в этом году

холил незамеченным и неосвещенным в  (т

РАСНЫЙ ФЛОТ

м

Бой 3

В Октябрьких лозунгах Ц ВВС)
06060 отмечается героическая залпита на-
шими войсками Сталинграда, Ленинграда
и Мавказа. Г.

Великая битва, наштих войск за Оталин-
град имеет совершенно исключительное зна
чение во всех боях лета и осени этого гола,

Боя под Сталинградом развертываются
уже в течение многих недель. Три месяца
немцы ведут в этом районе наступление,
вводя В бой все новые и новые силы. Вели
me иметь в веду операции немцев, вклю-
чая наступление в болышой излучине До-
на, То борьба на этом участке ‘ведется

`   уже больше 100 дней.

Активные операции в направлении на
Оталинградх немцы начали еще в августе
месяце. План их состоял в том, чтобы че-
рез Воронеж зайти в тылы нашим южным
войскам и в течение двух —— трех недель
захвалать Сталинград, весь советский Юг,

Вначале немцам удалось сравнительно
оъетро продвинуться на Юге. И в немен-
кой печати, и по радио уже можно было
услышать хвастливые заявления © том,
что операции на Юге развивалотся по пла-
ну, что в две три неделю с Юмми все
будет закончено. Тогда, писали немецкие
тазеты, можно будет^ перебросить часть
аруми для борыбы против Англии, а часть
армии —- для наступления ва Москву,
Немцы рассчитывали на быстрое осуще-
ствление этого плана, бросив на Юг ос-
новную свою армию — около 100 дивизий
OH сосрелоточив в этом районе не‘ менее
двух тысяч самолетов, большую часть
танков и артиллерия.

Вели иметь в виду не только горох
Сталинград, но и прилегающие в нему
районы, то немпы имеют эдесь несколько
сот тысяч солдат, составляющих наиболее
активную часть немецкой армии, опытную
в боях, сильно насыщенную отрядами,
полками и дивизиями эсэсовцев и лишь
незначительно Beater нную войсками
вассальных государств. Это еделали гит-
леровть: для того, чтобы придать своей
труппировке войск, наступалощей на Ста-
линграх, большую ударную силу. Нужно
иметь такле в виху, что пох Сталингра-
лои уже длительное время сосредоточена,
большая часть самолетов первой линии и
танковых частей германской армии. Бы-
Bal? дни, Когда вражеская авиация. де-
лает на Сталинград до 2.000 и более’ са-
молетовылетов, в отдельные частные ата-
ки немцы бросают до’ 200 и больше тан-
ков. Немцы обстреливают Сталинград из
1.500—2.000 орудай.

Учитывая размах введенной в действие
© обеих сторон военной техники, а также
учатвующей в боях пехоты, можно смело
сказать, что если оставить в стороне бои
под. Москвой зимой 1941—42 г., то в
истории войн еше не было горотов, за ко-
торые сражались бы такие крупные армии
( на захват которых было брошено столь-
хо военной техники. i

Важность отмеченной особенности битвы
38а Сталинграх состоит в том, что немецкая
армия несет здесь исключительно тяже-
мые потери. В отдельные лни ожесточен-
ных, кровопролатных сражений Ramu
войска истребляют в боях до 4—5 тысяя

] немцев. В лни, котла бом идут круглые

сутки, немцы вместе © танеными теряют
до ливизии своих войск,

Налти войска, борюттиеея пол Оталин-
традом, использовали опыт, приобретенный
мии за 16 месяцев войны. Стойкость на-

‚ ших войск носравненно возросла по срав-

нению с первыми месяцами борьбы. Co-
ветский боец борется до последней воз-
можности. Ярость борьбы достигла высо-
кого напряжения. Были случаи, когда у
отлельных бойцов кончались патроны, тра-
наты, когла боец ме мог, будучи схвачен
несколькими немцами, орудовать штыком
и прикладом. Тотла ов бросался на тат
леровца и перепрызал врагу горло, поги-
бая сам в неравной. борьбе. Отвага, стой-
кость, упорство,  теройство  советекого
бойца, -преваотли все, что было известно
в истории ‘войн. Защитники Сталинграда
достойны славы тероических запитников
Москвы, Ленинграда, Севастополя.

Бой, которые Beret Красная Армия од
Оталунградом, продолжаются много недель.
Этот факт имеет исключительное значение

Не только потому, что немцы теряют пох.

Сталинградом ежедневно лю 4—5 тысяч
убитыми и тем самым неуклонно подтачи-
BAWTCH силы врале; что © каждой неделей
увеличивается количестве уничтоженных
‘немепких дивизий; ITO Hamm войска при-
обрели здесь важный олыт защиты совет
ских городов и населенных пунктов. Зна-
ченив сталинтрадеких боев. состоит и в
другом. Героическая оборона советских
воинов задержала немцев под Сталинтра-
дом в течение трех месяцев. А это озна-
чает, что ‘под Сталинградом немцы поте“
ряли самое драгоценное время, которым

для наступления. Весь август, сентябрь и
октябрь гитлеровцы толкутея под Оталин-
градом, теряя сотни тысяч солдат и офи-
перов, массу техники, так и не достиг-
нув рошазлцетго усшеха, потеряв самые
лучшие, решающие летние месяцы 1942
года, в которые они мечтали развернуть
мнотохиллионную армию © 66 техникой
для наступления на Западном фронте. А
Это все означает, что в значительной, ме-
ре благодаря упорной, стойкой обороне
атянграда опрокинут весь стратегиче-
ский план немцев Ha 1942 год.

Защитники Сталинтрада своей героиче-
ской борьбой существенно повлияли Ha
ход и перспективы войны. Уже теперь ос-
новцой генеральный план ‘немцев та, лето
и обень 1942 года провалился с треском.

Бои под Сталинградом дали в фуки
Красной Армия, в руки советских властей
новые материалы © кровожалном, разбой-
ничьем характере титлеровской армии.
Неудачи и поражения немцев лод Сталин:
традом окончательно вывели из себя этих
люлоедов и еще более развязали кровавые
инстинкты тах бетеных псов. В нашей
печати публиковалось достаточно материа-
ла, чтобы судить 06 этой преступной бан-
до убийц, которые понесут суровый ответ
за. в свои злодеяния.

То обстоятельство, что немцы не смогли
rears Сталинград и тем самым освобохить
сви войска для операпий па других
участках. фронта, серьезно’ отразилось Ha
внутриполитическом положении Германия.
В немецкой печати в последнее время тюо-
явллась целая серия статей, успокаива-

Г. Александров

ющих часеление. В этих статьях тгитле-
POBMEE стремятся об’яспить, почему we
удается быстро взять Оталинград. Приво-
дятся разные артумепты. Например, одна
немецкая газета пишет — и это же было
сказано иностранным корреспондентам на
прессконференции в Берлине, — что немпы
не хотят терять лишнее количество войск
и что, следовательно, Сталинтрал не взят
потому, что так и предполагалось разви-
тие этой операции по плану немецкого
командования. Другая немецкая газета го-
ворит о том, что «в Сталинграде обороня-
ющаяся сторона имеет преимущества, по-
тому что Тусские достигли мастерства в
борьбе срели развалин». Немецкое радио
заявило, что русские «неожиланню устано-
вили на восточном берегу Волги тякелую
артиллерию и ‘обстреливают германские
позиции», — вот почему, оказывается, немн-
цы не могут взять Сталинград! Недавно
терманские военные круги сделали заяв-
ление о том, что, мол, бои у Оталинграда.
имеют лишь «второстепенное значение».
И это говорится в то время, когда, немцы
сосредоточили там тлавные CANE своих
войск, танков и авиапии! Сотлемея, на-
конец, еще на один документ -—— на речь,
которую произнес по радио немецкий тене-
рал-лейтенант Дитмар на тему «Бои под
Оталинградом». Дитмар заявил:

«Русские защищают `Сталинтрах с яск-
лючительным упорством. Отазинград отета-
ивается ими не только как крепость? име-
ющая стратегическое эначение, но и КАБ
некий символ. Мы не можем себе позволить
недооценить всей трудности этих боев и
упорното сопротивления неприятеля. Уже
в прежнее время бои за населенные пунх-
ты носили чрезвычайно длительный и
упорный халактер. Трудно взять укреп-

ленный населенный пункт и трудно его.

использовать. Каменные дома, в частности
подвалы, весьма легко превратить в ук-
репленные пункты. Танки, являющиеся
основным видом вооружения, используемо-
то при нападении в боях за какой-либо
Topol, могут быть применены  зищь В
весьма ограниченных масштабах. Чем пла-
номернее удается организовать оборону
какого-либо города, тем труднее ето за-
хват. А ведь веем известна способность
руссвих возводить укрепления».

Так описывает положение дел мох Ота-
лингралом официальный представитель во-
енных кругов Берлина.

Бои пох Оталинтрадом имеют крупней-
ее военно-тактическое и стратегическое,
& также серьезное политаческое значение
для каждой из борющихся сторон.

Если рассматривать сталжинтралские бой
с точки зрения военно-тактичесной, то уже
теперь очевидно, что советские воины, за-
щищающие Сталянграх, ‘уменьшили  не-
мецкую армию на сотни тысяч человек.
Следовалетжьно, во-первых, пох Сталингра-
JOM происхолит быстрое истребление нем-
men и их техники. Во-вторых, бой пол
Сталинградом разрупгили оперативные: пла-
ны немецкого командования. Вместо того,
чтобы развивать операции на других уча-
стках фронта, они вынуждены, наоборот,
стягивать войска пюд Сталинйрад и пере-
малывать там одну свою дивизию за дру-
той. Вместе с тем очевилна для всех глу-
бокая связь, существующая между боями
под Сталинградом и боями на других уча-
стках фронта.

Илущие ныне под Сталинградом битвы
имеют также огромное стратегическое зна-
чение. Прежде всего эта борьба имеет
отромное значение ввиду большой важно-
сти района боев. Этот район имеет боль-
1106 значение для коммуникаций между
Югом и Севером и с точки зрения обла-
дания хлебными районами, сосредоточен-
ными влоль Волги. Борьба пох Сталинтра-
дом задержала основную немецкую армяю
в Этом районе, не дала ей возможности
развернуться для наступательных omepa-
ций на других участвах фронта. В этой

связи большой интерес представляет опен-

ка боев пох Сталингралом в междунатод-
HOH прессе. Приведем несколько откликов
иностранных газет.

Шведская газета «Социзт-демокрален»
пишет © боях под. Сталинградом:

«Для русских Сталинград является тю-
литическим символом русской революции.
Для немцев же этот город начинает ©та-
новиться почти символом всего их MOKO-
да в России в 1942 толу. Чем ни закон-
читея бой у Сталинтрада, вое же до окон-
чалельного решения войны на русском
фронте далеко. Исступленное сопротивае-
ние русских явно разбило все немецкме
расчеты на быстрый успех».

Другая пивелская газета immer:

«Сталинград серьезно юазрупвил планы
Германии. `В этом уже нет никаких сом-
нений. Нечеловечески стойкое сопротивле-
ние эадержало армию Гитлера у излучи-
ны Волги на много недель больше, чем
немцы рассчитывали. Оно парализовало
также операции на других участках фрон-
та и; в частностя, на Вавказе, где нем-
цы преследуют важные оперативные цели.
Если русским удастся улержать Topol, то
это будет серьезных немецким поюражени-
ем на фронте я тяжельсм ударом по тылу
Германии». }

В таком духе сейча вое чалще высту-
пают многие иностранные тазетья,

Какой же вывод можно сделать из боев
пох градом?

Бои пол Сталингралом превраталиеь в
такие серьезнейшие сражения, которые
оказывалот и окажут важное влияние на
течение войны, ибо они серьезно обескро-
вили германокую армию. Эти бои подры-
BAT cary гитлеровских войск и подго-
товляют почву для булутщето разгрома, He-
мецко-фаптистокой. армий. Тем самым бой
под Сталинградом приобретают неоценимое
значение для нашей дальнейшей борьбы.
В этом все чаще сходятся крупнейшие ‘во-
енные обозреватели нейтральных и 00юз-
ных © нами стран. Так, английская газе-
та «Рейнольде ньыюс» опубликовала wa
эту тему весьма любопытную статью из-
вестного своего обозревалеля Manca Bep-
нера, который писал:

«Уларная сила германской армии в 05-
HOBHOM сконцентрирована под Сталингра-
лом. Выиграть войну под Сталинтрадом
Гитлер не может, во он может проиграть
ее там, так как, если он проиграет эту
битву, то в результале неудачной кампа-
нии он не только понесет огромные поте-
ри в хюдях, во времени и материалах, но

к тавим выступлениям, Они,

а Сталинград

поставит под угрозу вею свою армит wa
Кавказе. Для Гитлера это не только во-
ирос олной битвы, исход которой решает
ся у ворот Сталинграда, но вопросе буду“
шего германокой армии и исхода всей вой-
НЫ...».

Мохет быть, Макс Вернер несколько пе-
реоценивает хол событий, когда говорит,
что под’ Сталингралом решается вопрос
исходе войны. Однако этой битве всеми
придается совершенно 0с0б0е значение. В
заключение Вернер пишет, отвечая тем,
которыю спрашивают — почему  Красаах
Армия не набтупает, не бросает все свои
силы в бой:

«Пока Юрасная Армия не получает
полхержки с Запада и вынуждена приниы
мать на в6бя всю тяжесть терманеких удач
ров, она не смеет рисковать. Ее стратегиям
ческие планы должны быть рассчитаны
на плительный периох. Но вели бы второй
фронт возник сейчас или в ближайшем
булущем, прямым следствием STOTO явил-
ся бы переход русской армии в активным
стратегическим действиям при иепользо-
вании всех сил. В то же время наличие
могущественных PYCCKUX тезервов, кото
рые были бы брошены на русский фронт
с открытием второго фронта в Заладной
Европе, оказало бы огромную помощь 60-
узным войскам в ‘их стремлении зажре-
питься на контиченте».

Влиятельная турецкая газета «Тан» в
передовой статье от 28 октября ‘писала, 06
обороне Сталинграда советскими войсками:

«После поражения пол Москвой в 1941
poxy,;— пишет газета, — Германия провела
зиму в обороне. Руководители Германия за-
являли, что. поскольку Германия омотла
пережить  бедственную зиму, война Fa
Востоке этим летом ‘будет завершена и
советская армия будет разбита. Действие
тельно, Советский Союз понес этим летом
большие территориальные потери. После
изумительной обороны Севастополя Крас-
ная Армия вынуждена была оставить этот
город. Но. даже взяв Новороссийск, нем-
пы не смогли установить своето тоспол-
ства на черноморском побережье. Hampac-
ны были гадания о судьбе советского фло-
та. Немпы не смогли одержать решитель-
ной победы под Моздоком. Они не достиг-
ли нефтяных источников Грозного. Они Fe
омотли взять Сталинград. хотя © начала
штурма этого. города прошло уже три ме-
cana. Шо некоторым данным, только в
Оталинграле немцы потеряли убитыми
175 тысяч человек. Если учесть число
раненых и материальные потери, то лег-
во понять, как дорого уже обошелся нем-
цам Сталинград. Радио стран оси еще два
месяца тому назад заявляло, что на сра-
жения, которые происходят в районе
Сталинграда. следует смотреть как на 3a-
включительные. Гитлер в своей последней
речи заявил, что немцы возьмут Сталин-
град во что бы то ни стало, что больше
йх оттуда никто не выгонит. Несмотря на
это, Сталинград сопротивляется квартал.
за кварталом, улица за улицей дом за
домом. Сталинград сопротивляется с изу=
мительным ‘тероизмом. патриотизмом, ка-
ких еще но отмечала история. каких не
энало человечество. Те, кто считал паде-
ние Сталинграда неизбежным. говорили,
чм его может спастя только чуло. Это чу-
ло совершилось. Если даже Сталинград
падет, то планы немцев, мочтавиеих 3a
три месяца оккупаровать всю Россию, но
ве захвативших даже этого города, все
равно будут сорваны, Ходом событий на
Восточном фронте окончательно развеяло
представление о том, что против Германии
нельзя сопротивляться, что немпы непобе-
димы. В Европе в борьбе против народов,
которых прехали их руководители, немпы
быстро добились успеха. Но здесь, где им
приходится бороться против нации, до моз-
га костей пропитанной любовью к родине
и независимости, создалось совершенно
иное положение. Германские армии, кото-
рые в 1941 толу не емогли взять Мосввы
и Ленинграла, которые не смогли разбить
Красную Армию, ‘обречены провести на
русских пространствах ‘вторую зиму. Шос-

ледние речи германских шефов не обещают
‘окончательной пюбеды. Германские шефы

требуют нювых жертв. Не побель на Роз
сточном фронте, & возрастающие трудно=
сти принуждают германоких руководителей
терманекие
шефы, теперь уже и сами не представля-
ют 6666, как и когда смогут быть прео-
долены эти трудности, и избегают penn
тельных обещаний. В этой трехлетней
войне Германия уничтожила много госу
дарств, захватила большие территории, но
она не приблизилась к побеле, а удали-
Tach OF нее»,

Так оценивается международной ‘пез
чалью и общественными мнением мира
борьба пол Сталинградом.

Таково значение боев за Сталинград. Ре-
ками поганой своей крови вынуждены те-
перь платить оккупанты не только за
каждый захваченный клочок  советекой
земли, но даже за желание, за стремление
захватить его. Врат истекает кровью. Таз
wad doppia, образец которой показали ло-
блестные защитники Сталинграда, — 3aq  4
лог наших будущих побед вал  немпамиу
Родина требует от советских людей, не
щаля своей жизни и крови, защищать
свою землло так, как защищают ее вои-
ны под Сталинградом. Родина требует оп
залцитников Сталинграда  беспоталню п
смело тромать захватчиков. В Октябрь-
ских лозунгах Центральный Комитет наз
Men партии обратился к бойлам, команли-
рам и политработнихам Красной Арми,
борюииися плод Сталинтгралом:

«Славные защитники Сталинграда! ©
вами весь советский народ. Бейтесь по
последней капли крови, беспощадно гро-
мите, отбрасывайте и истребляйте враже-
ские полчища! Да здравствуют героические
защитники Сталинграда!»

Советекий натол не может строить себе
иллюзий 9 силе противника. Врат еще
имеет большие силы. Но ести мы семдня
сильнее, чем вчера, то немец вчера бых
сильнее, чем сегодня.

Такова ныне тенленция войны, которая
дает возможность ясно вадеть перспективу
борьбы, быть уверенными в своей победе.

Эта тенденция войны, тах ярко вокрые
зающаяся перед 25-летием Великой Оке
тябрьской социалистической  револютииу
является неплохим предзналменовалием для
наппих будущих успеттных битв с вфалом.

(«Правда». 31 октября 1942 года).