г

Смерть немецким оккупантам!
ее ПИ

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

й 263 (1214)

OBI

Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны
товарища И. В. СТАЛИНА на торжественном заседании _
Московского Совета лепутатов трудящихся с партийными
и общественными организациями г. Москвы
6 ноября 1942 года.

Товарищи!

Сегодня мы празднуем 25-летие победы Советской
революции в нашей стране. Прошло 25 лет с того
времени, как установился у нас Советский строй. Мы
стоим на пороге следующего, 26-го года существова-
ния Советского строя.

На торжественных заседаниях в годовщину Ок-
тябрьской Советской революции обычно принято под-
водить итоги работы государственных и партийных
органов за истекший год, Мне поручено представить

Мирная строительная работа наших руководящих
органов выразилась за этот период в перебазировании
нашей промышленности как военной, так и граждан-
ской в восточные районы нашей страны, в эвакуации

и устройстве на новых местах рабочих и оборудова-

ния предприятий, в расширении посевных площадей
и в увеличении озимого клика на востоке, наконец,
в коренном улучшении работы наших предприятий,
работающих на фронт, и в укреплении трудовой дис-
циплины в тылу, как на заводах, так и в колхозах
и совхозах, Нужно сказать, что это была труднейшая
и сложнейшая организаторскоя работа большого мас-
штаба всех наших хозяйственных и административ-
ных наркоматов, в том числе — нашего железнодо-
рожного транспорта. Однако трудности удалось пре-
одолеть, И теперь наши >аводы, колхозы и совхозы,
несмотря на все трудности военного времеки, рабо-
тают бесспорно удовлетворительно. Наши военные
заводы и смежные с ними предприятия честно и ак-
куратно снабжают Краскую Армию орудиями, мино-
метами, самолетами, танками, пулеметами, винтовка-
ми, боеприпасами. Наши, колхозы и совхозы также

2. Военные действия ка

Что касается военной деятелькости наших руково-
дящих органов за истекший год, то она выразилась
в обеспечении `Наступательных и оборонительных
операций Красной Армии против  немецко-фашист-
ских войск. Военные действия на советско-немецком
фронте за истекший год можно разбить Ha Ba пе-

риода: первый период—это по преимуществу зимний:

период, когда Красная Армия, отбив атаку немцев
на Москву, взяла инициативу в свои руки, перешла
в наступление, погнала немецкие войска и в течение
4-х месяцев прошла местами более 400 километров.
и второй период — это летний период, когда не-
мецко-фашистские войска, пользуясь отсутствием
второго фронта в Европе, собрали все свои свобол-
ные резервы, прорвали фронт’ в юго-западном на-
правлении, и, взяв в свой руки инициативу, прошли
местами в течение 5 месяцев до 500 километров.

Военные действия в течение первого периода, осо-
бенно же успешные действия Красной Армии в рай-
оне Ростова, Тулы, Калуги, под Москвой. пол Тих-
вином и Ленингралом — вскрыли два знаменательных
факта. Они показали, во-первых, что Красная Армия
н ее боевые кадры выросли в серьезную силу, спо-
собную не только устоять против напора немепко-
фашистских войск, но и разбить их в открытом бою
и погнать их назад. Они показали, во-вторых, что
немецко-фашистские войска при всей их стойкости
имеют такие серьезные органические нелостатки, ко-
торые при некоторых благоприятных условиях для
Красной Армии могут привести к поражению не-
мецких войск. Нельзя считать случайностью тот
факт, что немецкие войска, поошелшие тоиумфэль-
ным маршем всю Европу и сразившие олним ударом
французские войска, считавшиеся первоклассными
войсками, встретили действительный военный отпор
только в нашей стране, и не только отпор, но ока-
зались вынужденными под улапами Красной Армии
отступить от занятых позиций более чем на
400 километров, бросая по пути отступления колос-
сальное количество орудий, машин, боеприпасов.
Одними зимними условиями войны никак нельзя
об’яснить этот факт.

Второй период военных действий на советско-
немецком фронте отмечается переломом в пользу
немцев, переходом инициативы руки немцев, про-
рывом нашего фронта на юго-западном направлении,
продвижением немецких войск вперел и выхолом
в районы Воронежа, Сталинграда, Новороссийска,
Пятигорска, Мозлока. Воспользовавшись  отсутст-
вием второго фронта в Европе, немцы и их союз
ники бросили на фронт все свои свободкые резервы
и, нацелив их на олном направлении, на юго-запад-
ном направлении, создали здесь большой перевес
сил и добились значительного тактического успеха.

Повидимому кемпы уже не столь сильны, чтобы
повести одновременно +ступление по всем трем на-
правлениям, на юг, на север, на центр, как это имело
место в первые месяцы немецкого наступления летом
прошлого года, ко они еще достаточно сильны для
того, чтобы организовать серьезное наступление ва
каком-либо одном направлении.

вам отчетный доклад об этих именно итогах за истек-
ший год — от ноября прошлого года до ноября теку-
щего года.

Деятельность наших государственных и партийных
органов протекала за истекший периол в двух направ-
лениях: в направлении мирного строительства и орга-
низации крепкого тыла для нашего фронта, — с одной
стороны, и в направлении проведения оборонительных
и наступательных операций Красной Армии, —с дру-
гой стороны.   i

1. Opranu3zaropckaa pabota B Thiny.

честно и аккуратно снабжают население и Красную
Армию продовольствием, а нашу промышленность —
сырьем. Нужно признать, что наша страна никогда
еще не имела такого крепкого и организованного
тыла,

В результате всей этой сложной организаторской и
строительной работы преобразились не только наша
страна, но и сами люди в тылу. Люди стали более
подтянутыми, менее расхлябанными, более дисципли-
нированными, научились работать по-военному, стали
сознавать свой долг перед’ Родиной и перед ее 3a-
щитниками Ha фронте — перед Красной Армией. Ро-
тозеев и разгильдяев, лишекных чувства граждан-
ского долга, становится в тылу все меньше и мень:
ше. Организованных и дисциплинированных людей,
исполненных чувства гражданского долга, становит-
ся все больше и больше.

Но истекший год является, как я уже говорил, не
только годом мирного строительства, Он является
вместе с тем годом Отечественной войны с немецки-
ми захватчиками, подло и вероломно напавшими на
нашу миролюбивую страну.

советско-немецком` фронте.

Какую главную пель преследовали немецко-фаши-
стские стратеги, открывая свое летнее наступление на

вашем фронте? Если судить по откликам иностранной

печати, в том числе и немецкой, то можно подумать,
что главная цель наступления состояла в занятии

‚ нефтяных районоз Грозного и Баку. Но факты реши-

тельно опровергают такое предположение. Факты го-
ворят, что продвижение немцев в сторону нефтяных
районов СССР является не главной, а вспомогатель-
ной целью.

В чем же, в таком случае, состояла главная цель
немецкого наступления? Она состояла в том, чтобы
обойти Москву с востока, отрезать ее от волжского
и уральского тыла и потом ударить на Москву.
Продвижение немцев на юг в сторону нефтяных рай-
онов имело своей вспомогательной ‘целью не только
и не столько занятие нефтяных районов, сколько от-
влечение наших главных резервов ва юг и ослабление
Московского фронта, чтобы тем легче добиться успе-
ха при ударе на Москву. Этим собственно и об’яс-
няется, что главная группировка немецких войск на-
ходится теперь не на юге, а в районе. Орла и Ста-
линграла,

Недавно в руки наших людей попал один немец-
кий офицер германского генштаба. У этого офицера
нашли карту с обозначением плана продвижения не-
мецких войск по срокам. Из этого документа видно,
что немцы намеревались быть в Борисоглебске
10 июля этого года, в Сталинграде — 25 июля, в Са-
ратове — 10 августа, в Куйбышеве. — 15 августа, в
Арзамасе — 10 сентября, в Баку — 25 сентября.

Этот документ полностью подтвержлеет наши дан-
ные о том, что главная цель летнего наступления
немцев состояла в обходе Москвы с востока и в уда-
ре по Москве, тогда как продвижение на юг имело
своей целью, помимо всего ‘прочего, отвлечение на-
ших резервов подальше от Москвы и ослабление
Московского фронта, чтобы тем легче было провести
удар по Москве.

Короче говоря, главная цель летнего наступления
немнев состояла в том, чтобы окружить Москву
и кончить войну в этом году.

В ноябре прошлого года немцы рассчитывали уда-
ром в лоб по Москве взять Москву, заставить Крас-

Да здравствует 25-я годовщина Великой

Октябрьской Ссциалистической

Революции,

свергнувшшей власть империалистов в нашей
стране и провозгласившей мир между наро-
дами всего мира!

&

as fIPRMIKA

ere =: ее Ножи

Be

НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

7 ноября 1942 г.

Товарищи красноармейцы,
ботники, партизаны и  партизанки!
Советского Союза!

От имени Советского правительства и нашей боль-
шевистской партии приветствую и поздравляю вас
с днем 25-летия. победы Великой Октябрьской Co-
циалистической Революции.

Четверть века назад рабочие и крестьяне под ру-
ководством партии большевиков и великого Ленина
установили в нашей стране власть Советов. Славный
путь прошли варолы Советского Союза за это время.
За 25 лет наша Ролина стала могучей  социалисти-
ческой индустриальной и колхозной державой. На-
роды советского государства, завоевав себе свободу
и независимость,
ском содружестве. Советские люди освободились от
обеспечили

командиры и политра-
Трудящиеся

всякого угнетения и упорным трудом
себе зажиточную и культурную жизнь.
Ныне двадцать пятую  головщину Великой

Октябрьской Социалистической Революции наролы
нашей страны встречают. в разгаре жестокой борьбы
против немецко-фашистских захватчиков и их coo6-
щников в Европе. }

В начале этого года, в зимний период, Красная
Армия нанесла немецко-фашистским войскам серь-
езные удары. Отбив атаку немцев на Москву, она
взяла в свои руки инициативу, перешла в наступле-
ние и погнала на запад немецкие войска, освободив
от немецкого рабства пелый ряд областей нашей
страны. Красная Армия показала, таким образом, что
при некоторых благоприятных условиях она может
одолеть немепко-фашистские войска.

Летом, однако положение на фронте изменилось
к худшему. Воспользовавшись отсутствием второго
фронта в Европе, немцы и их союзники собрали все
свои резервы под метелку, бросили их на наш укра-

ную Армию капитулировать и тем добиться окончания   инский фронт и прорвали его. Ценой огромных по-

войны га Востоке. Этими иллюзиями кормили они
своих солдат. Но эти расчеты немцев, как известно,
ве оправдались, Обжегшись в прошлом году на лобо-
вом ударе по Москве, немцы вознамерились взять
Москву в этом году уже обходным движением и тем
кончить войну на Востоке. Этими иллюзиями кормят
они теперь своих одураченных солдат, Как. известно,
эти расчеты немцев также не оправдались. В резуль-
тате, погнавшись за двумя зайнами — и за нефтью, и
за`окружением Москвы, —немецко-фашистские стра-
теги оказались в затруднительном положении,

Таким образом, тактические успехи летнего на-
ступления немцев оказались незавершенными ввиду
явной нереальности их стратегических планов.

3. Вопрос о втором фронте в Европе.

Чем об’яснить тот факт, что немцам все же ула-

инициативу

лось в этом году взять в свои руки
тактиче-

военных действий и одержать серьезные
ские успехи на нашем фронте?

Об’ясняется это тем, что немцам и их союзникам

Удалось собрать все свои свободные резервы, бро-
сить их на восточный фронт и создать на одном из
направлений большой перевес сил. Не может быть
сомнения, что немцы без этих мероприятий не смог-
ли бы добиться успеха на нашем фронте.

Но почему им удалось собрать все свои резервы
и бросить их на восточный фронт? Потому что от-
сутствие второго фронта в Европе дало им возмож-
ность произвести эту операцию без какого-либо рис-
ка для себя.

Окончание доклада товарища И. В. Сталина
си. на 2-й стр.

Сталингралом и уже положивший там десятки

терь немецко-фашистским войскам удалось продви-
нуться на юге и поставить под угрозу Сталинград,
Черноморское побережье, Грозный. подступы к За-
кавказью, . i

Правда, стойкость и мужество Красной Армии
сорвали планы немцев по обходу Москвы с востока
и удару с тыла на столицу нашей страны. Враг ос-
тановлен под Сталинградом. Но, остановленный пол
тысяч
своих солдат и офиперов, враг бросает в бой
новые ливизии, напрягая последние силы. Борьба на
советско-германском фронте становится все более

напряженной. От`исхода этой борьбы зависит Cy lb

ба Советского государства, свобода и независимость
нашей Родины.

Ham советский народ с честью выдержал испыта-
ния, выпавшие на его долю, и преисполнен непоко-
лебимой веры в побелу. Война явилась суровой ппо-
веркой сил и прочности советского строя. Расчеты
немецких империалистов на распад советского госу-
дарства провалились  полностью., Социалистическая
промнииленность, колхозы й строй, лружба народов
нашей страны, Советское государство — показали
свою прочность и  несокрушимость. Рабочие и
крестьяке, вся интеллигенция нашей страны, весь

№ 345

0б’единились в нерушимом брат-

г. Москва

наш тыл честно и самоотверженно работают на
удовлетворение нужд нашего фронта.

Красная Армия выносит на себе всю тяжесть вой-
ны против гитлеровской Германии и ее сообщников.
Своей самоотверженной борьбой против фашистских
армий она завоевала любовь и уважение всех сво-
бодолюбивых народов мира. Бойцы и командиры
Красной Армии, не имевшие ранее достаточного во-
енного опыта, научились бить врага наверняка, уни-
чтожать его живую силу и технику, срывать вра-
жеские замыслы, стойко оборонять от иноземных
поработителей наши города и села. Героические за-
щитники Москвы и Тулы,
Ленинграда и Сталинграда показали образцы без-
заветной храбрости, железной ‘дисциплины, стойко-
сти и умения побеждать. По этим героям равняется
вся наша Красная Армия. Враг уже изведал на своей
шкуре способность Красной Армии к сопротивлению.
Он еше узнает силу сокрушительных ударов Крас-
ной Армии.

Не может быть сомнения, что немецкие захват-
чики еще булут бросаться на новые авантюры. Но
силы врага уже подточены и находятся на пределе.
За время войны Красная Армия вывела из строя
свыше 8 миллионов вражеских солдат и офицеров.
Теперь гитлеровская армия, разбавленная румынами,
венграми, итальянцами, финками, стала значитель-
но слабее, чем летом и осекью 1941 гола.

‚ Товарищи красноармейцы, командиры и политра-
ботники, партизаны и партизанки! .

От вашего упорства и стойкости, от воинского уме-
ния и готовности выполнить свой долг перед Родиной
зависит разгром немецко-фашистской армии, очище-
ние советской земли от гитлеровских захватчиков!

‚„ МЫ МОЖЕМ И ДОЛЖНЫ ОЧИСТИТЬ СОВЕТ:
СКУЮ ЗЕМЛЮ ОТ ГИТЛЕРОВСКОЙ НЕЧИСТИ.

Для этого необходимо:

) стойко и упорно оборонять линию нашего фрон-
та, не давать более врагу продвигаться вперед, все-

°ми силами изматывать врага, истреблять его живую

силу, уничтожать его технику; :

2) всемерно укреплять железную ° дисциплнну,
строжайший порядок и единоначалие в нашей армии,
совершенствовать боевую выучку войск и готовить,
упорно и настойчиво готовить сокрушительный удар
по врагу; ;

3) раздуть пламя всенародного партизанского дви-
жекия в тылу у врага, разрушать вражеские тылы,
истреблять немецко-фашистских мерзавцев.

Товарищи!

Враг уже испытал однажлы силу ударов Красной
Армии под Ростовом, под Москвой, под Тихвином.
Недалек тот день, когда впаг узнает силу новых
уларов Краской Армии. Будет и на нашей улице
праздник!

Да здравствует 25 годовщина Великой
ской Социалистической Революции!

Ла здравствует наша Красная Армия!

Да здравствует наш Военно-Морской Флот!

Да здравствуют наши славные партизаны и парти-
занки! 1

Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Октябрь-

Народный Комиссар Обороны. И. СТАЛИН

Одессы и Севастополя, -