Стало быть главная причина тактических успехов
немцев на нашем фронте в этом году состоит в том,

что отсутствие второго‘ фронта в Европе дало им

возможность бросить на наш фронт все свободные
резервы и создать большой перевес своих сил на
юго-западном направлении,

Допустим, что в Европе существовал бы второй
фронт, также как он существовал в первую мировую

войну, и второй фронт отвлекал бы на себя, скажем,

60 немецких дивизий и 20 дивизий союзников Гер-

мании. Каково было бы положение немецких войско

на нашем фронте? Не трудно догадаться, что их
положение было бы плачевным. Более того, это
было бы начало конца немецко-фашистских войск,
ибо Красная Армия стояла бы в этом случае не там,
где она стоит теперь, а где-нибудь около Пскова,
Минска, Житомира, Одессы. Это значит, что уже

летом этого. года немецко-фашистская армия стояла

бы перед своей катастрофой. И если этого не слу-
чилось, то потому, что немцев спасло
второго фронта в Европе.

Рассмотрим вопрос о втором фронте в Европе
в историческом разрезе.

В первую мировую войну Германии пришлось
воевать на два фронта, на Западе, главным образом,
против Англии и Франции, и на Востоке — против
русских войск. Стало быть в первую мировую войну
существовал второй фронт против Германии. Из
220 дивизий, имевшихся тогда у Германии, на рус-
ском фронте стояло не более 85 немецких дивизий,
Если к этому прибавить войска союзников Германии,
стоявшие против русского фронта, а именно, 37 aB-
стро-венгерских дивизий, 2 болгарских и 3 турецких
дивизий, то всего составится 127 дивизий, стоявших
против русских войск. Остальные дивизии Герма-

нии и ее союзников держали фронт главным образом
против англо-французских войск, а часть из них не-_
Cia гарнизонную службу в оккупированных Teppa-

ториях Европы. 2
Так обстояло дело в первую мировую войну,
Как обстоит дело теперь, во вторую мировую

войну, скажем, в сентябре месяце этого года?

По проверенным данным, не вызывающим каких-
либо сомнений, из 256 дивизий, имеющихся теперь у
Германии, на нашем фронте стоит не менее 179 не-
мецких дивизий. Если к этому прибавить 22 румын-
ских дивизии, 14 финских
дивизий, 13 венгерских дивизий,   словацкую диви-
зню и 1 испанскую дивизию, то всего составится
240 дивизий, дерущихся сейчас на нашем фронте.
Остальные дивизии немцев и их союзников несут гар-
низокную службу в оккупированных странах‘ (Фран-
ция, Бельгия, Норвегия, Голландия, Югославия, Поль-

ша, Чехословакия и т, д.), часть же из них ведет вой-

4. Боезой союз СССР, Англии и США против гитлеровской Германии

отсутствие

; период первой

сильно затруднявший положение немцев, тогда ках

дивизий, 10 итальянских

ну в Ливии за Египет, против Англии, причем ливий-
ский фронт отвлекает всего 4 немецких дивизии и
  итальянских дивизий,

Стало быть вместо 127 дивизий в первую мировую
войну, мы имеем теперь против нашего фронта не ме-
нее 240 дивизий, а вместо 85 немецких дивизий мы
имеем теперь 179 немецких дивизий, дерущихся про-
тив Красной Армни.

Вот где главная причина и основа тактических ус-
пехов немецко-фашистских войск на нашем фронте
летом этого года, _

Нашествие немцев на нашу страну часто сравнива-
ют с нашествием Наполеона на Россию. Но это срав-
некие не выдерживает критики. Из 600 тысяч войск,
отправившихся в поход на Россию, Наполеон довел
до Бородино едва 130—140 тысяч войск. Это все,
чем он мог располагать под Москвой, Ну, а мы
имеем теперь более трех миллионов войск, стоящих.

‘перед фоонтом Красной Армии и вооружеяных всеми,

срелствами современной войны. Какое же может.
быть тут сравнение?
Нашествие немцев на нашу страну  сравкивают

иногла также с нашествием Германии на Россию в
мировой войны. Но это сравнение.
также не вылерживает критики. Во-первых, в первую
мировую войну существовал второй фронт в Европе,

в этой войне нет второго фронта в Европе. Во-вто-
рых, в эту войну против нашего фронта стоит вдвое
больше войск, чем в первую мировую войну. Ясно,
что сравкение не подходит.

Теперь вы можете представить, насколько серьез-
ны и необычайны те трудности, которые стоят перед
Красной Армией, и до чего велик тот героизм, кото-

рый проявляет Красная Армия в ее освободительной

войне против немецко-фашистских захватчиков.

Я думаю, что никакая другая
другая армия не могла бы выдержать подобный на-
тиск озверелых банд немецко-фашистских разбойни-
ков и их союзников. Только наша Советская страна,
и только наша Красная Армия способны выдержать

такой натиск. (Бурные аплодисменты), И не только.

выдержать, во и. преодолеть его,

Часто спрашивают: а будет ли все же второй!

фронт в Европе. Да, будет, рано или поздно, но бу-
дет. И он будет не только
нам, но и, прежде всего,

вышла из строя, отсутствие второго фронта против
фашистской Германии может кончиться плохо для

aR с т     I   Oh + i ae i 3
всех свободолюбивых стран, в том числе — для Са- ед, Гитлер говорит: «Мы уничтожим Россию, чтобы
она больше никогда не смогла подняться». Кажется,

мих союзников,

и ее союзников в Европе.

Теперь уже можно считать неоспоримым, что в

холе войны, навязанной народам гитлеровской Гер-
про-

манией, произошла коренная размежовка сил,
‚ изошло образование двух противоположных лаэгеоей,
лагеря итало-германской коалиции и лагеря англо-
советско-американской коалиции.

Неоспоримо также и то, что эти две противополож-
ные коалинии руководствуются двумя
противоположными программами действия.

Программу лействия  итало-германской
можно охарактеризовать следующими пунктами:
расовая ненависть; госполство «избранных» наций;
покорение других наций и захват их территорий,
экономическое порабошение покоренных наций и рас-
хищение HX национального лостоявия;
демократических свобод; повсеместное устанозление
гитлеровского режима,

Программа лействяя аигло-советско-американской
коалиции: уничтожение расовой  исключительносси;
равноправие вапий и неприкосновевность их теори-
торий: освобожление порабошенных наций и soc:
становление их суверенных прав; право каждой на“
ции устраиваться по своему желанию:  экономиче-
ская помощь потерпевшим нациям й солействие им
в леле постижения их матернального благополучия;

коалиции

восстановление демократических свобод; уничтоже-
ние гитлеровского режима.
Программа действия  итало-германской коалиции

все оккупированные

привела к тому, 4TO
Дания, Бельгия,

Европы — Норвегия,

страны

разными

уничтожение

Голландия,

Франция, Польша, Чехословакия, Югославия, Гре-
ция, оккупированные области СССР — пылают не-
навистью к итало-германской тирании, вредят нем-
цам и их союзникам, как только могут, и ждут
удобного момента для того, чтобы отомстить своим
поработителям за те унижения и насилия, которые
они переносят.

В связи с этим одна из характерных черт совре-
менного момента состоит в том, что прогрессивно
растет изоляция итало-германской коалиции и исся-
кание её морально-политических резервов в Европе,
растет ее ослабление и разложение.

Программа действия’ англо-советско-амеряканской
коалиции привела к тому, что все оккупированные
страны в Европе полны сочувствия к членам этой
коалиции и готовы оказать им любую поддержку,
на какую только они способны.

В связи с этим другая характерная черта совре-
менного момента состоит в том, что морально-поли-
тические резервы этой коалиции изо дня в день ра-
стут в Европе, — и не только в Европе, — и что эта
коалиция прогрессивно обрастает миллионами со-
чувствующих людей, готовых биться вместе с ней
против тирании Гитлера.

Если рассмотреть вопрос о соотношении сйл двух
коалиний с точки зрения человеческих и материаль-
ных ресурсов, то нельзя не притти к выводу, что мы
имеем здесь бесспорное преимущество на стороне
англо-советско-американской коалиции.

Но вот вопрос: достаточно ли одного лишь этого

потому, что он нужен!
потому, что он не менее
нужен нашим союзникам, чем нам, Наши союзлики
не могут не понимать, что после того, как Франция.

Окончание доклада товарища И. В. СТАЛИНА
` преимущества,
‚ведь такие случаи, когда ресурсов много, но расхо-
` дуются они так бестолково, что преимущество ока-
`зывается равным нулю. Ясно, что кроме
‚необходима еще способность мобилизовать эти ре-_
` еурсы и умение правильно расходовать их. Есть ли
основание сомневаться в наличии такого умения и.

чтобы одержать победу?

ресурсов

такой способности ‘у людей англо-советско-америкак-
ской кбалиции? Реть люди, которые сомневаются в
этом. Но на каком основании они сомневаются?
В свое время люди этой коалиции проявили умение и
способность мобилизовать ресурсы своих стран и
правильно расхоловать’ их для целей хозяйственного
и. культурно-политического строительства. ` Спраши-
вается, какое имеется основание сомневаться, в том,
что люди, проявившие способность и умение в деле
мобилизации и распределения ресурсов для хозяй-
ственных и культурно-политических целей, окажут-
ся не способными проделать ту же работу пля осу-
ществления военных целей? Я думаю, что
оснований нет.

Говорят, что англо-советско-американская  коали-
ция имеет все шансы на победу и ока ‘наверняка
победила бы, если бы не было у нее одного орга-
ничеёского недостатка, способного ослабить и разло-
жить ее, Недостаток этот, по мнению этих людей,
выражается в том, что эта коалиция состойт из раз-
нородных элементов, имеющих неодинаковую идео-
логию и что это обстоятельство не даст им возмож-
ности организовать совместкые действия против 0б-
щего врага.

Я думаю, что это утверждение неправильно.

Было бы смешно отрицать разницу в идеологии и
в общественном строе государств. входящих в со-
став — англо-советско-американской ‚коалиции.
исключает ли это обстоятельство
целесообразкость совместных действий членов этой
козлиции против общего врага, несущего им угрозу

страна и никакая   порабощения? Безусловно, не исключает. Более то-

ro, — создавшаяся угроза повелительно диктует чле-

нам коалиции необходимость совместных лействий

для того, чтобы избавить человечество от возврата
к дикости и к средневековым зверствам. Разве про-
грамма действия англо-советско-американской коали-
ции недостаточна для того, чтобы организовать на
ее базе совместную борьбу против гитлеровской ти-

5. Наши

Война порвала все покровы и обнажила все отно-

шения. Положение стало до того ясно, что нет виче- ,
го легче, как определить наши задачи в этой войке.

_В своей беседе с турецким генералом Эркилет, опу-
бликованной в турецкой газете «Джумхуриет», люло-

ясно, хотя и глуповато. (Смех). У нас нет такой за-
дачи, чтобы уничтожить Германию, ибо невозможно
уничтожить Германию, как невозможно уничтожить

Россию. Но уничтожить гитлеровское государство —

можно и должно, (Бурные аплодисменты).

Наша первая задача в том именно и состоит, что-
бы уничтожить гитлеровское государство иего вдох-
новителей, (Бурные аплодисменты).

В той же беседе с тем же генералом людоед Гит-
лер продолжает: «Мы будем продолжать войну до
тех пор, пока в России не останется организованной
военной силы». Кажется, ясно, хотя и безграмотно,

(Смех). У нас нет такой задачи, чтобы уничтожить

всякую организованную военную силу Германии,
ибо любой грамотный человек поймет, что это не
только невозможно в отношении Германии, как ив
отношении России, но и нецелесообразно с точки
зрения победителя, Но увичтожить гитлеровскую
армию — можно и должно. (Бурные аплодисменты).

Наша вторая задача в том именио и состоит, что-
бы уничтожить гитлеровскую армию и ее руководите-
лей. (Бурные аплолисменты),

Гитлеровские мерзавцы взяли за правило истязать

советских военнопленных, убивать их сотнями, обре-

кать на голодную смерть тысячи H3 них, Они насилу-
ют и убивают гражданское население оккупировав-
ных территорий нашей страны, мужчин и женщин, де-

тей и стариков. наших братьев и сестер. Они залались
истребить население

целью обратить в рабство или
Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Крыма,
Кавказа. Только низкие люди и поллецы. лишенные

чести и павшие до состояния животных, могут поз-

ВОЛИТЬ ‹ебе такие безобразия в отношении невинных
безоружных людей, Но это не все, Они покрыли Ез-

Бывают

таких

Но :
возможность и,

———

7 ноября 1942 г. № 263 (1214)

доклад.
Фото М. Калашникова,

ракии и добиться победы над ней? Я думаю, что
вполне достаточна,

Предположение этих людей неправильно еще в
потому, что оно полностью опровергается событиями
истекшего года. В самом деле, если бы эти люди
были правы, мы наблюдали бы факты прогрессив.
ного отчуждения друг от друга членов англо-совет“
ско-американской коалиции. Однако мы не только He
наблюдаем этого, а наоборот, мы имеем факты и
события, говорящие о прогрессивном сближении
членов — англо-советско-американской коалиции и
об’единении их в единый боевой союз. События ис-
текшего года дают прямое к тому доказательство,
В июле 1941 г., через несколько недель после Hala
дения Германни на СССР, Англия заключила с нами
соглашение «О совместных действиях в войне про-
тив Германии». С Соединенными Штатами Америки
мы еще не имели тогда никаких соглашений на этот
предмет. Через 10 месяцев после этого, 26 мая
1942 г. во время посещения Англии т. Молотовым,
Англия заключила с нами «Договор о союзе в войне
против гитлеровской Германии и ее сообщников в
Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи по-
сле войны». Договор этот заключен на 20 лет, Он
знаменует собой исторический поворот в отношениях
между нашей страной и Англией. В июне 1942 года,
во время посещения США т. Молотовым, Соединен
ные Штаты Америки: подписали с нами «Соглашение
о принцапах, применимых к взаимной помощи в ве“
длении войны против агрессии», соглашение, делаю-
шее серьезный шаг вперед в отношениях между
СССР. и США. Наконец, следует отметить такой
важный факт, как посещение Москвы премьер-ми-
нистром Великобритании г-ном Черчиллем, устано-
вившее полное взаимопонимание ° руководителей
обеих стран. Не может быть сомнения, что все эти
факты говорят о прогрессивном сближении СССР,
Великобритании и Соединенных Штатов Америки и
0б об’единении их в боевой союз против итало-гер
манской коалиции.

Выходит, что логика вещей сильнее всякой иной
логики.

Вывод олин: англо-советско-американская  коали
ция имеет все шансы, чтобы победить итало-герман
скую коалицию ‹и она без сомнения победит.

задачи.

ропу виселицами и концентрациониыми лагерями, Они
ввели подлую «систему заложников». Они расстре-
ливают и вешают ни в чем неповинных граждан,
взятых «под залог», из-за того, что какому-нибудь
немецкому животному помешали насиловать женщин
или ограбить обывателей. Они превратили Европу в
тюрьму народов. И это называется у них — «новый
порядок в Европе». Мы знаем виновников этих безо-
бразий, строителей «нового порядка в Европе», всех
STHX новоиспеченных  генерал-губернаторов и просто
губернаторов, комендантов и подкомендантов, Их
имена известны десяткам тысяч замученных людей,
Пусть знают эти палачи, что им не уйти от ответ-
ственности за свои‘ преступления и не миновать Ka-
рающей руки замученных народов.

Hama третья задача состоит в том, чтобы разрушить
ненавистный «новый порядок в Европе» и покарать
его стронтелей.

Таковы ваши задачи. (Бурные аплодисменты). _

Товарищи! Мы ведем великую освоболительную
войну, Мы ведем ее не одни, а совместно с нашими
союзниками. Она несет нам победу над подлыми вра-
гами человечества, над кемецко-фашистскими  импе-
рналистами. На ее знамени написано:

Да здравствует побела англо-советско-американско-
го боевого союза! (Аплодисменты).

Да здравствует освобождение народов Европы от.
гитлеровской тирании! (Аплодисменты). {

Да злравствует свобола и независимость
славной советской родины! (Аплодисменты).

Проклятие и смерть немецко-фашистским захватчи-
кам, их государству, их армии, их «новому порядку в
Европе»! (Аплодисменты).

Нашей Красной Армии — слава! (Бурные
менты),

Нашему Военно-Морскому Флоту — слава!  (Бур-
ные аплодисменты),

Нашим партизанам и партизанкам — слава! (Бурные,
продолжительные аплодисменты, Все встают, Овация
всего зала), :

к
нашей

аплодис-