Что показала проктика

зимнего

`Практика круглогодового плавания по-

казала, что подводные лодки, оснащенные
высокой техникой, могут в зимнее время
выполнять любые боевые задачи,

В этой статье мы хотим поделиться
опытом экоплоатации материальной части
зимой. В период подготовки к плаванию
штаб тщательно продумал всевозможные
случаи работы материальной части в зим-
нее время и дал основное руководство для
кораблей в виде инструкций и наставле-
пий по эксплоатации механизмов.

Наиболее трудным этапом зимнего пла-
вания для подводных лодок является вы-
Ход из бухты и вход в нее, когда она за-
кована льдом. Лед, хотя и битый ледоколом,
производящим вывод лодки, все же силь-
но затрудняет движение, особенно поворот-
ливость, и создает. угрозу повреждения лег
кого корпуса.

`Наиболее уязвимым местом являются
волнорезы торпедных аппаратов, так. как
даже незначительный перекос волнорезов
не дает возможности. открыть крышки тор-
гедных аппаратов. Однако боеспособность
корабля может быть обеспечена; по при
этом возможна незначительная потеря ско-
рости. Чрезвычайно: вредно отражается на
корпусе форсирование на полных ходах
толстого, торосистого льда.

Значительно облегчается швартовка, ко-
Tia другая лодка, стоящая у пирса, или
первая, подошедшая к нему и закрепив-
таяся на швартовых, работает винтом. Ky-
ски льда (предварительно разбиваемые ле-
доколом) отгоняются создавшейся струей,
и следующему кораблю легко пришварто-
‚зваться вплотную с меньшей затратой вре-
мени и электроэнергии.

Важны знание и натренированность лич-
ного’ состава в использовании главных
двигателей. Был такой случай, когда ко-
рабль благодаря использованию главных
хвигателей в ледовых условиях пришварто-
вался в пирсу, не производя зарядку ба-
тареи.

Во время надводного хода, особенно в
пиормовую погоду, сильно обмерзают над-
стройки, мостик, пушки,  Своевремен-
ные осмотр и очистка обеспечивают воз-
можность нормального погружения подвод+
пой лодки. Лучшим средством освобожде-
HHA корабля от льда являются погруже-
ния, при этом нужно учитывать измене-
ние нагрузки лодки в связи © большим ле-
довым обрастанием корпуса и надстроек.

Много неудобств приносит застывание
перископов. Нужно не забывать спускать
через краники воду из сальников, часто
проворачивать перископ, поднимать и опу-
скать его. При проворачивании ‹периско-
пов. в электрическую включение электро-
моторов перископных лебедок надо произ-
водить очень осторожно.

В зимнее время нужно с особенной тща-
тельностью регулировать дизели. При вхо-
дь в битый лед происходит резкое уве-
личение нагрузки машин. Плохо отрегу-
лированная машина может вызвать пере-
трузку отдельных цилиндров, что влечет
3a собой большой изное подшипников и
даже задир поршней,

плавания

Необходимо также уделять внимание
тепловому режиму дизелей. Охлаждающая
вода имеет низкую температуру, и от ма-
лейшего  недосмотра может произойти. пе-
реохлаждение машин, 8 это во время ра-
боты вызовет задир поршней.

Некоторые командиры, чрезмерно ‘увле-
каяеь экономией электроэнергии, н6 раз-
решалот включать эдектрогрелки, допускают
очень низкую температуру в отсеках, что
отражается на бытовых условиях личного
состава. Учитывая незначительный расход
электроэнергии‘ при правильном использо-
вании надводного хода, ухудшать бытовые
условия личного состава нецелесообразно.
Держз отеечные переборки закрытыми, так-
же ‘удается сохранить тепло в отсеках,
Нужно выделить часть наиболее доступных
наблюдению грелок специально для про-
сушки валенок и верхней одежды.

При резком изменении температуры
внутри лодки, особенно когда она, придя
Из моря в базу, начинает обогреваться па-
ровым отоплением, появляется большое от-
потевание корпуса. Повьишенная влажность
и капли воды, попадающие на механизмы,
понижают изоляцию электрооборудования.
Поэтому электрики должны чаще контро-
лировать состояние изоляции. По мере вы-
‚явления электромеханизмов с низкой изоля-
цией надо немедленно принимать меры к ее
повышению, например, просушкой © ‘по-
мощью электролами, грелок или включениех
электромеханизма в цепь с пониженным На-

пряжением, Для поднятия изоляции аккуму-. .

ляторной батареи следует обдувать ее пере-
носным вентилятором через грелку, которая
просушивает воздух, попадающий в бата-
рею. Путем установки щитков можно пре-
дохранить электромеханизмы от попадания
в них капель воды.

В период зимнего плавания командиры
боевых частей, в особенности командир
электромеханической части, должны obec-
печить усиленный контроль за выполнением
инструкций и наставлений, Малейшая за-
бывчивость иногда приводит к большим ма-
териальным затратам. Если перех уходом в
море не продули паровую магистраль, то
наверняка потребуется ее разборка с заме-
ной части труб и клапанов; если забыли
спустить воду из магистрали пресной во-
ды, то ее придется отогревать; несвоевре-
менно провернули горизонтальные, верти-
кальный рули-—лодка осталась без упра-
вления. Даже такая на первый взгляд
мелочь, как непродутие после веплытия
сифона сирены, создает дополнительную
работу трюмным, и без того имеющим
много хлопот. Таких примеров из практи-
ки зимнего плавания можно привести мно-
го. Это заставляет подводников быть точ-
ными в исполнении инструкций и наста-
влений, ‘для того чтобы зимой так же
спокойно и ‘уверенно плавать, каки
летом.

Инженер-капитан 3-го ранга
Н. ЕМЕЛЬЯНОВ.

Изучать новую технику

Знашие о материально9й части дает
командиру твердую уверенность в дейст-
виях. Когда известны капризы ‘приборов,
10 наготове и приемы устранения воз-
можных неисправностей. Вроме того коман-
дир обязан руководить техническим совер-
шенствованием личного состава на ко-
рабле,

Военно-Морской Флот пополняется ко-
раблями, оснащенными самой новой техни-
кой. Это требует увеличения времени на
изучение техники и повышения качества
залятий, Между тем в некоторых военно-
морских училищах новейшая техника не
изучается, Метод обучения также устарел:
чаще употребляются описательный рассказ,
схема, чертеж и реже—прибор или меха-
пизм, В результате курсант забывает при-
емы обращения с приборами, начинает
«бояться» их. Эта боязнь усугубляется
еще и тем, что преподавательский состав
в свою очередь опасается поломок прибо-
ров во время практических занятий.

Методы изучения курсантами вмузов ма-
териальной части должны быть коренным

образом изменены. Необходимо отводить
больше. времени практическим занятиям,
целеустремленным на приобретение навы-
ков обращения с приборами. Изучение тех-
ники надо проводить у механизма или
агрегата. Такие практические приемы, как
пуск механизма в ход, остановка, регули-
ровка, устранение мелких неисправностей,
должны быть освоены всеми курсантами
без исключения. Бояться поломок приборов
не следует: лучше сломать один прибор
в училище, но взамен его сохранить впо-
следствии десять приборов на кораблях.
Преподавательский состав должен знако-
миться с новой техникой по мере поступ-
ления ев на корабли. Военно-морские учи-
лища следует снабжать новыми приборами
п их описаниями в первую очередь.
Командир, хорошо изучивший технику,
освоивший практические навыки и такти-
ческие приемы, будет уверенно управлять
ею в любой обстановке и смело может
рассчитывать на успех в бою.

Капитан 2-го ранга Ф. БУЛЫКИН.

Командир группы управления артиллерийским огнем лейтенант Н. Огородников,
‘отлично изучивший технику, хорошо подготовил личный состав к предстоящим
стрельбам. На снимке: лейтенант Н. Огородников знакомит младших командиров -

Младший сержант

В первый день прихода на батарею Иван
Бережков смотрел на орудие, как зачаро-
ванный. Его назначили погребным. Он ока-
залея очень любознательным и даже в сво-
бодное время знакомилсея с орудием, изу-
чал технику. Командир не мог не заметить
этой черты. Когда перед стрельбой один
установщик прицела выбыл из строя, тов.
Бережкову предложили. готовиться к заме-
не. В его распоряжении было три дня, и
он тренировался почти все время.

Перед’ стрельбой проверяли выполнение
нормативов. Тов. Бережков волновалея, но
действовал четко. `Представитель штаба,
об’явил:

— Лучший результат показал Бережков.

Даже опытные установщики прицела от-
стали от него. Это ободрило бойца. Стрель-
бу он провел безукоризненно. Векоре его
назначили замковых, и нова в выполие-
нии нормативов никто не мог с ним срав-
ниться. Многие удивлялись и спрашивали:
каким путем он так быстро осваивается и
получает такую сноровку? Молодой комен-
дор смущенно отвечал:

— На тренировку, на учебу времени
не жалею. Полюбил я свою  ‘специаль-
ность...

Комендор Бережков приобретал все боль-
ше и больше опыта. На, стрельбах он не
допускал ни одного пропуска. Старалея
тренироваться в затрудненных условиях.
Это не раз выручало. Однажды ‚застыло
масло в полуавтоматике. Она вышла из
етроя во время стрельбы. Бережков не рас-
терялся и быстро перешел на ручную ра-
боту. Орудие не отетавало от других.

— Бережков работал, как автомат, —
товорили товарищи; после стрельбы. .

Шли дни; Бережков уже заменял коман-
дира орулия. Обучая бойцов, он и сам
много и упорно занимался, образцово сдал
экзамен и получил звание командира отде-
ления. Новые высокие обязанности он вы-
полняет с честью.

— У кого материальная часть в исклю-
чительно хорошем состоянии? У Бережко-
ва. В каком отделении. дисциплина на вы-
cote? Опять же у него. Чье орудие про-
должительное время дёржит первенство в
социалистическом ‘соревновании? Орудие

КРАСНЫЙ ФЛОТ

с планом занятий. (Краснознаменный Балтийский флот).

15 янв
  ‚п рмвивать
инструкторс

Военно-морские училища за последние го-
ды добились значительных успехов в физи-
ческом воспитании курсантов. Особенно
выделяются вмузы Ленинграда. Система
физической подготовки направлена на BOC-
питание у курсантов ловкости, смелости,
силы и выносливости, на усвоевие ими
морских ‘навыков. В училищах организова-
ны сборные спортивные команды, система-
тически тренирующиеся по плаванию, вод-
ному поло, гимнастике, тяжелой атлетике
ит. д. Соревнования и спартакиады на
первенство училища стали традиционными
и проводятся ежегодно. Особенно хорошо
ведут массовую физкультурную работу в
училище им. Фрунзе.

Большую часть рекордеменов и чемпио-
нов Военно-Морского Флота по различным
видам спорт составляют курсанты и
жомандиры военно-морских . училищ. В
Военно-Морском Флоте широко известны
имена рекордсмена CCCP no плаванию П. Го-
лубева и мастеров спорта тт. Лесина и Ли-
беля, чемпионов СССР по прыжкам в воду
лейтенанта Баркан и краснофлотна Гайко-
вого, чемпиона ВМФ по гимнастике старше-
го военфельдшера Вавилова и т. д.

Массовая физкультурная работа в Учи-
лищах поставлена. неплохо, и опыт лучших,
несомненно, должен стать достоянием всех
вмузов.

Необходимо все же отметить, что в физи-
ческом воспитании курсантов есть суще-
ственные недостатки. В «Наставлении по
физической подготовке РЕВМФ» указано,
что непосредственным организатором и про-
водником всей системы физической подго-
товки в ВМФ является начальствующий со-
став и что ‘непосредственно руководит фи-
зической подготовкой в подразделении его
Бережкова. Это примерный воспитатель   Командир. Из этих требований очевидно,
краснофлотцев, — говорит o Бережкове   Что командир должен не только быть хоро-
командир батареи. ; шо физически развитым, но и обладать ор-

Недавно в часть пришли молодые бойцы,   танизационно-методическими познаниями и
Краснофлотец Файнзенберг, развитой, гра-  инструкторскими навыками. Так как уро-
мотный товарищ, с первых дней показал   ки физической подготовки в училищах пла-
себя прилежным артиллеристом, однако на   нируются только для первого и второго кур-
стрельбах терялся. Командир орудия уделил   сов, то курсанты, понятно, не могут полу-
ему 060б0е внимание. Помощь стариюго   чить этих навыков и познаний, не. могут
товарища дала свои результаты. Файнзен-   как следует изучить и освоить положенные
берг стал держать себя спокойно, овладел   нормативы. Это,’ впрочем, снижает и лич-
навыками ‘работы, А на-днях его назна-   ную физичесную подготовку курсантов стар-

Фото И. Драныша.

чили командиром орудия.

Краснофлотец Черчага был недисципли-   систематически, в учебном порядке, ею не
пускалея в рассуждения,   занимаются,

нированным,
horla ему вручили личное оружие, он

относился к нему пюхо, не чистил. Береж-   скую
ков вначале убеждал, но когда это не по-   со
могло, наложил взыскание. Командир и после   сах и в практическом плавании © красно-
этого много беседовал с т. Черчагой, обра-   флотцами. Такие занятия много помогут в
внимание на малейшие недочеты.   формировании качеств будущего командира.
После одной из бесед краснофлотец заявил:   Курсант приобретает таким образом навы-
— Товарищ командир отделения, слово   ки в овладении командным языком, научит-

щал

даю — буду отличником.

И он сдержал его. Тов. Бережков помог   личных команд и упражнений, воспитает в
Теперь   себе требовательность и т. д.

бойцу овладеть специальностью.
т. Черчага — отличник.

Свой двухлетний опыт работы и зна-  вать ежедневные утренние физические уп-

ния, добытые упорным трудом, т. Береж-
ков передает краснофлотцам. Высокая тре-
бовательность, постоянный контроль CO
стороны командира, обеспечивают отличное
содержание материальной части. Велики
успехи и в учебе. Орудие т. Бережкова,

выполнило все стрельбы прошлом. года ©   инструктажа расходятся
отличными и хорошими оценками, вотупив

в. новый год со славой лучшего,
на батарее.

Руковолимая т. Бережковым труппа по-
литзанятий на инспекторской проверке по-

лучила отличную оценку.

Недавно т. Бережкову присвоено новое

военное звание — младший сержант.
говорит:

— Признаться, я взволнован. Что туг
сказать? Чувствуя заботу © нас, младших
команлирах, буду работать еще больше,
еще лучше; Установление новых военных
званий поднимает наш авторитет и ко мно-

гому обязывает.
к Младший политрук С, ЛИВШИЦ,

КАНИКУЛЫ В ВОЕННЫХ АКАДЕМИЯХ

24 января начинаются зимние канику-
лы в ряде военных академий Красной
Армии. В свободные дни слушатели булут
усиленно. тренироваться к предстоящему
всеармейскому лыжному кроссу, ‘посетят
театры, Дворцы и Дома культуры.

На снежных равнинах под Москвой
сотни слушателей  Военно-политической

академии Красной Армии имени В. И.

Ленина сдадут нормы на значок
второй ступени. Группа

та выезжает на боевые корабли Красно-
знаменного Балтийского флота,
(ТАСС).

слушателей и
преподавателей‘ военно-морского ‘факульте- ченков

ших курсов, которые в течение 2—3 лет

Курсант должен получить инструктор-
практику в процессе занятий
своей сменой на младших  кур-

ся замечать. недочеты. в выполнении „раз-

Для начальных занятий можно практико-

аря 1941 т. № 12 (666) —

курсантам
кие навыки

ражнения во всем многообразии их бу,
Такие занятия надо проводить NO orepey
со своей сменой или с курсантами младии
курсов под наблюдением младшего кома,
дира либо дежурного преподавателя физ.
ческой подготовки. Следует оценивать y,
только правильность самого упражнени,
подачи команд и количество повторений, зу
и четкость выполнения. этих упражнени
строевую ловкость, зыправку и диеци.
лину.

Утренние занятия должны состоять п
гимнастических — вольных  упражнени °
ходьбы, гребли, плавания, гимнастики к
гимнастических и специальных снаряда,
пробежек на лыжах, штыкового боя, Ку»
‘сант должен практиковаться в. проведен
тех форм утренних физических упрахи.
ний, которыми ему как командиру придет
руководить в дальнейшем Ha корабль, ›
части,

06 ‘укреплении организма курган
должны заботиться таботники- санитарны
служб, начальствующий состав и mm,
непосредственно проводящие занятия, Вы
такой случай: курсанты инженерного yu.
лища им. Дзержинского в конце ноября 1
начале декабря при температуре пяке пя
традусов выходили на зарядку в шиныя
и вместо физических упражнений pon.
дили прогулку. Не ясно ли, что в таких у.
ловиях сопротивляемость организуз сне
жается. Курсант не приучается к Gopi
с трудностями, которые он встретит пу
выполнении боевого долга военного моряка,

Ортанизационно-методические знания 1
инструкторские навыки курсант Jory
получать на плановых уроках. Здесь
следует усвоить положенные нормативы,
приобрести навыки в проведении инотруг-
тивных занятий е младшим командных и
ставом, организационно-методические зн
ния и умение обучать краснофлотцев к}.
мативам по гребле, хождению под парусах,
плаванию, гимнастике, лыжной подготовм
ит. д. 0собое внимание нужно уделить №
тодике обучения товарищей, не умеющи
плавать, грести, нырять в глубину, 123}.
ваться в воде, спасать и буксировать те
нущего. Хорошо должен быть  разработа
также раздел гимнастики с использовании
имеющихся на кораблях средств и препя-
ствий,

Курсанты старших курсов должны знать
меры предупреждения травматических п-
вреждений.

Военно-морские училища готовят кочан:
диров различных специальностей. Это зн
чит, что и физическая подготовка во ву]:
зах даже в одном училище; но на различ
ных факультетах, должна вестись диферен:
цированно. Главным образом следует веси
те виды подготовки, которые больше’ всего
будут способствовать улучшению боев
подготовки личного состава соответствую:
щих специальностей.

’ Майор П. ИВАНОВ,

В комендатуре Кронштадта ......

Из. комендантекого управления после
труппы обхода.

Дежурный по управлению т. Родионов го-

передового   ворит, что главных недостатком в поведении

краснофлотцев в городе является неправиль-
ное приветствие старших и друг друга,
Многие краснпофлетцы не’ переходят Ha
строевой шаг, не поворачивают головы,
неправильно прикладывают руку к голов-

Н   ному убору. У некоторых бойцов привет-
ствие выглядит как простой взмах руки.

3a неправильное привететвие были за-

держаны ученик  эдектромеханической
школы И, А. Емец, краснофлотцы Д. Буд-
кин, А. Перов, штатный машинист

П. Кривоногов, горнист канонерской лодки
Н. Белов.

Комсомолец электрик А, А, Смирнов
(потразделение младшего  воентехника
т. Петренко) приветствовал старших това-
рищей, не вынув изо рта папиросы,

Краснофлотец А. В. Быченков, гуляя’
«ГТО»   по центральной улице об руку с девуш-

кой, лениво поднимал руку
ствия,

для привет-
После пререканий с обходом Бы-
с помощью ‘старшего инженер-лей-
тенанта т. Пенского был доставлен в ко-
мендатуру. Злесь он заявил, что испол-
няет в части обязанности командира взво-

ха, что «подготовил немало диспиплини-
рюванных бойцов», что обжалует действия
обхода и т. п. Спрашивается: как могло
командовачие части доверить воспитание
краснофлотцев такому нелисцинлинирован-
ному бойцу?

B rot же вечер были задержаны коусо-
мольцы бойцы С. Дехтярев и Н. Шво-
ченко (подразделение старшего дейтенаи-
та т. Дьячук). Они тзк увлеклись разго-
вором, что «не заметили», как мимо ни
хважды прошел обход, возглавляемый стз:
щим лейтенантом т. Лащетко.

Нарушения дисциплины в городе — pe
зультат нёдостаточной раз’яенительной ра:
боты на кораблях и в частях, Многие №
задержанных об’ясняют свои проступки
тем, что их формально учили привел
ствиям, Не раз’ясняли значения этого,

Поведение личного состава на берет
должно быть предметом‘ внимания не толь
ко обхода или непосредственных комавди.
ров. Каждый командир, идущий по горб
и заметивший малейшее нарушение дис.
плины с чьей бы то ни было стороны,
обязан вмешаться. Такая большевистекая
нетерпимость к недостаткам еще болым
укрепит воинскую дисцинлину.

Г. ПАДАЛНА,

Тактическое испо

лЬьзование авианосцев

в современной войне

Авианосцы, как особый класс надводных
кораблей, были вызваны к жизни развитием
и совершенствованием нового средства
войны на море—авиации. Первые авид-
носные корабли, как правило, были не
специальной постройки, а переделывались
из кораблей других классов. Прошлая ми-
ровая война насчитывала единичные слу-
чаи применения авианосцев на морских те=
атрах. Отсутствие серьезного боевого опы-
та в значительной мере тормозило после-
военное развитие авианосцев и было при-
чиной значительных расхождений в оцен-
ке их использования и направления стро-
ительства. ;

Современные азианосцы-—корабли спе-
циальной постройки. Они во многом отли-
чаются от сроих ролоначальных типов.
Волынцая скорость составляет необходимый
элемент современных авианосцев, так как
она является не только средством уклоне-
ния от боя с быстрохолными неприятель-
скими крейсерами; но необходимым уело-
вием возможности сопровождения быстро-
ходных эскадр. В артиллерийском воору-
жении, в частности английских авианос-
цев, наблюдается тенденция перехода oT
152-мм калибра («Игл») `к исключитель-
но зенитному вооружению, порядка 114-мм
(«Арк Ройял»).

В отношении зохоизмещения существует
большая разница во мнениях. Главным до-
водом иностранных конструкторов против
постройки крупных авианосцев было ука-
зание на серьезную уязвимость подетной
палубы в виду её болыцших размеров. Од-
нако в большинстве случаев, как показа-
ли операции на Севере и в Средиземном
море, палубы авианосцев почти не были
повреждены. 0б’ясняется это двумя при-
чинами: во-первых, трудностью попадания
в быстроходный корабль, имеющий мощ-
ную противовоздушную оборону и значи-

тельную авиацию; во-вторых, невозмож-
ностью обетрела надводными кораблями
авианосца, сопровождаемого мощным эскор-
том своих кораблей. Поэтому в условиях
превосходства сил на. стесненном морском
театре авианосцы остаются, несмотря на
их болыцие размеры и пассивную защи-
ту, почти неуязвимыми.

Анализируя операции авианосцев на (е-
вере, в зоне действия более мобильной гер-
манской авизлии, следует сказать, что н
там размеры авианосцев не послужили 0с-
новной причиной их гибели. 0ба авианос-
ца—«Кэрейджиас» и «Глориэв»—были по-
топленые отнюдь не ударами © воздуха, &
торпедой и снарядом. Иностранные авторы
считают гибель «Кэрейджизс» удачей, рав-
ной которой может быть лишь потопление
германской подводной лодкой трех ‘аяглий-
ских крейсеров в начале войны 1914—
1918 тг. Потопление же авианосца «Гло-
риэс» у берегов острова Ян-Майен было
результатом решительных дейетвий rep-
манской эскадры. Если бы вместо авиа:
носца был другой корабль, тои он в этих
конкретных ‘условиях, вероятно, был бы
обречен нА уничтожение. Потопление авиа-
носца «Глоризс» подтверждает мнение, что
самостоятельные операции авианосцев без
сильной поддержки надводных кораблей
крайне рискованны.

Из всех крупных  капиталистических
морских государств, пожалуй, только одна
Италия пренебрегала строительством авиа-
носцев. В составе ее флота имеется лишь
один авиатранспорт «Миралия» водоизме-
щением около 5.000 тонн. Итальянское
командование, повидимому, полагало, что
эффективное использование авианосцев в
условиях сравнительно ограниченното сре-
диземноморского театра невозможно. Одна-
ко в последнее время эти итальянские
взгляды значительно _ эволюционируют.

Этому в немалой степени спозоботвуют
успешные операции английских авианос-
цев.

Примерно такое же отношение к авиз-
носцам можно было наблюдать и во. фран-
цуэском флоте, в составе которого нахо-
дились один авианосец «Безрн» и один
авиатранопорт «Командан Тест». Однако
закладкой ‘двух новых авианосцев —
«Жоффр» и «Пенлеве» — Франция проде-
монстрировала перемену в своей оценке
этого класса кораблей,

Успешные действия английских авид-
носцев доказали, что опасения за их уяз-
вимость на ограниченном морском театре
не обоснованы. Не оправдались надежды
итальянцев на полную замену авианосцев
развитой сетью береговых баз, вынесен-
ных непосредственно к театрам военных
действий, так как оказалось чрезвычай-.
но трудным предусмотреть, когда и те
появятся авианосцы противника, чтобы
организовать им комбинированный отпор.
Когда же итальлнская береговая авиапия
атаковала английские авианосцы, самоле-
ты этих кораблей почти 30 всех случаях
отражали атаки.

Так было, например, во время боя 9
вюля 1940 г. Несмотря на многочислен-
ные атаки английских эскадр итальянской
авиацией, действовавшей с ‘аэролромов Ка-
лабрии и Апулии, ей так и не удалось
решить главной задачи-— нанести урон
английским линейным силам и создать тем
самым благоприятные условия для после-
дующего удара своим главным силам,
уступавшим британским, Александрийская
эскадру англичан даже но изменила <во-
его генерального курса, (На обратном пе-
реходо в Алексанхрию эта эскадра в т6че-
ние 5 дней подвергалась налетам италь-
янских воздушных сил из баз в Ливии и
на Сицилии, однако также безуспешно.

Этому препятетвовали не холько ПВО ко-
раблей, но и главным образом авианоская
авиация,

Тактическое использование авианосцев
в составе эскадры весьма успешно решает
задачу совместных действий авиации с
флотом вдали от еобственных баз.

Наиболее ярким примером того является
операция авианосць «Арк Ройял» против
баз Кальяри и Эльмаса на острове Сар-
линия. Самолеты, вылетевшие < авианос-
ца, повредили антары, уничтожили 4 не-
приятельских самодета на аэродроме и
причинили. значительный ущерб портовым
сооружениям.  Контратаки итальянской
авиации были отражены истребителями
авианосца. Не менее эффективны были
действия авианосца «Игл» против остро-
вов Додеканев. Английские самолеты под-
вергли ожесточенной бомбардировке базы
и аэродромы на 06трово Скарпанто, не
встретив серьезного отпора. Итальянцы
вынуждены признать, что английские
авианосцы причиняют им серьезные ущерб
и беспокойство.

Яркая иллюстрация действий против
флота на якоре--операция  авизносцев
«Игл» и «Идлластриес» против итальян-
ской эскадры в базе Таранто. В резуль-
тате этого налета итальянский флот не
только понес серьезный урон (выведены
из строя, по английским данным, 3 лин-
кора и 2 крейсера), но и лишился спокой-
ной стоянки. Как сообщала печать, италь-
янское командование после этого события
перенесло основную стоянку своего флота
в базу Кальяри на о. Сардиния и в базы
северной части Адриатического моря,

Таким образом авианосная авиация выь
полняег не только оборонительные заха-
чи-—защиту своих линейных сил; но и
наступательные—бомбомотание и торпел-
ные атаки сил противника, Примером мо-
гут быть действия английского авианосца
против тлавных итальянских сил во в06-
мя боя 27 ноября 1940 г. у мыса Теула-
да (южная часть о. Сардиния). Торпедо-
носцы и бомбардирормщики с авианосца,

по утверждению англичан, нанесли в этом
бою тяжелые повреждения итальянским
линкорам и крейсерам. Правда, итальянцы
эти утверждения опровергают.

Авианосцы успешно решают также. за-
дачи дальней разведки. Англичане давно
считают авиацию «глазами» флота. На-
холящейся вдали от своих баз эскадре не
всегда ‘удается использовать для целей
стратегической разведки корабельную авиа-
цию ввиду ео ограниченной автономности.
Эти задачи решаются в основном авианос-
пой авиацией.

Англичане используют авианосцы Ha
коммуникациях. Так, при конвопровании
линкорами группы торговых судов в рай-
оне Мальты в ‹оставе конвоя был авна-
носец. Он зыполнял в данном случае так-
же задачу охраны линкоров. Ожеслточен-
ные налеты итальянской авиации, дей-
ствовавшей из баз Сицилии, встретили
серьезное сопротивление самолетов авиа-
носца.

В свое время английский военный 0бо-
зреватель Рассел рассматривал авианосцы
только как вопомогателыяые корабли, при-
соединяемыю к боевым эскалрам для обес-
почения их воздушным оружием. Опера-
ция против базы Таранто доказала, что
авиюносцы не ограничиваются лишь «ob-
служиванием линейного флота». Как пра-
вило, во всех приведенных случаях так-
тическое использование авианосцев осуще
отвлялось всегд» при поддержке флота.
Так, при нападении авианосца на Доле-
канезские острова поддержку ето осущест-
вляли крейсера и эсминцы; при этом эс-
минец «Илекс» успешно отразил атаку
пяти торпедных катеров, вышедигих из ба-
зы нь о. Скарпанто, При операциях авиа-
носцев «Игл» и «Илластриэс» против Та-
ранто английская эскадра прикрывала их,

сосредоточившиюь в северной части *
ческото моря. nee

Весьма существенным является вопрос
в какой мере авианосец служит оборони.
тельным целям и в какой мере—насту-
пательных. Ответ целиком зависит от ob-

становки на каждый данный момент, При.
мером может служить налег итальянекй
авиации из воздушных баз Сардиния п
британскую эскадру у Балеареких ост
BOB. составе эскадры находился авиа.
носец «Арк Ройял»: основная роль (и
авиации заключалась как в отражени
этих атак и в прикрытии линейных св,
так и в собственной зааците. Наобори,
в бою при MEIKE Теулада действия авиа-
носца носили оборонительно-наступалеь
ный характер.

` Что касается подводной угрозы, то авиа
носцы ничем не отличалотся от вех ду
гих крупных кораблей. Современные зи
лийские авианосцы снабжены TIPOTHBOMEE
ными булями, имеют совершенную систе
му водонепроницаемых переборок, нефтя-
ные и воздушные поглотители взрымй
волны и т. д. За истекшее с начала 211.
10-итальянской войны время, пю све
ниям иностранной печати, по наблюлалоь
случаев атаки авианосцев подводным
лодками. 0б’яснить ‘это можно лишь п
лежащим охранением авианосцев эсмие
цами, крейсерами и авиацией, а таки!
быстроходностью самих авианосцев, ява

ющейся лучшей защитой против атак по
водных лодок.

Англичане, отводя авианосцам в 17
вую очередь роль_ транспортов саме
тов, принесли их вооружение в sept!
самолетопод’емности.  Отеюль _ пеобхоп:
мость. надежно защищать азианоспы
артиллерийского соприкосповения 6 1
водными силами,

Kaxoo общее заключение momo crest
из опыта применения авианосцев в т’
щей войне на мор? Несомненно onepatlll
английских авианосцев на Средизехии
море являются фактом, который
дет способствовать ‚измепению  взгаяди
н& использование авианосных кораблей }
условиях стесненного морского. театры,

Капитан-лейтенант П, ЖМАЙЛО.