}

т

——
——

15 января 1941 т., №12 (666)

Поверхностный подход к изучению.
революционной теории

Недавно в училище имени Дзержинеко-
№ закончились государственные экзамены
по курсу «Основы маркеизма-ленинизма».
Вычвилось, что курсанты пятых курсов
сд всей ответственностью относились к изу-
нию революционной теории.

Значительная группа курсантов-выпу-
скников (в первую очередь тт. Лебедев,
Яковлев, Рыбал, Андресв, Чуевский, Соло-
уянный и Давренов) показала глубокое по-
нимание  марксистско-денинской теории,

‚ выкокий уровень зналий. Курсанты отве-

чали Уверенно, четко. Этот успех—резуль-
тат. систематического и серьезного изуче-
ния «Краткого курса истории ВКП(б)» и
рекомендованной литературы, часто по-
щения музеев, театров, хорошего зна=
хомства с художественной литературой.

Но было бы ошибочным предполагать,
что в училище им. Дзержинского нет су-
щественных недостатков в преподавалии и
в учении маркоистеко-ленинской тео-
рии, Недочетов еще очень много. Среди
курсантов все еще но изжиты полностью
«школярский» подход к учебе, зазубри-
вание выводов ‘учебника, неумение увязы-
дать Торню и историю большевизма © 60в-
ременностью. На экзаменах выявился
очень’ низкий уровень знаний у куреач-
тов тт, Мухина, Мамая, Шершеня, Чернова,
Доибика.

По мнению курсанта т. Чернова, поли-
тика нейтрализации середияка в период
подготовки октябрьского вооруженного вос-
стапия означала «не обрцать ‘на него
нигакого внимания», тогда как ‘известно,

. что» политик» предполагала активную

борьбу за отрыв середняка от буржуазии
и 34 привлечение ого на сторону револю-
ция, Говоря © программе РЕП(б), приня-
той па УШ с’езде партии, он утверждал,
что «программа не допускала права наций
на самоопределение». Все выступление
т. Черновь пестрило такями выражения-
ми, как «пропатандическая работа», «му-
лиципализация»,  «интервеция», «упроч-
Нилась» и т, п.

Rypeant т. Домбик ие знает ленинско-
сталинской теории о возможности победы
социализма в одной стране, не читал и не
лзучил доклада товарища Сталина ma
ХУ сезде ВЕИСб). Свой провал на эк-

заменах т. Домбик пытается об’яснить
и Пя и очень нервни-

Государственные экзамены ‘показали,
что наиболее слабо усвоены маркеистско-
ленинекая философия, борьба партии с
враждебными группировками в 1920—
1921 гг. ив 1923—1925 гг., характер
и движущие силы буржуазно-демократи-
ческой революции 1905—1907 rr. Hexo-
торые курсанты упрощенно понимают
соотношение стихийности и сознательно-
сти, слабо знают Устав ВКП(б), решения
ХУП е’езда партии по организационному
вопросу и труды В. И. Денина.

Причины серьезных пробелов в знани-
ях части курсантов надо искать не тодь-
ко в нерадивом отношении их к учебе, но
и в организации ‘учебного процесса. Не-
дестатки преюдавания курса «Основы
марксизма-ленинизма» заключаются в от-
рывё теории от истории, в неумении -тес-
но увязывать теорию и историю больще-
визма с современностью.

Значительное число курсантов не уме-
ет самостоятельно работать над книгой,
откладывает подготовку к очередным с<-
минарам на последние дни. Поэтому семи-
нарекие занятия проходят скучно и по-
верхностно. Некоторые преподаватели но
умеют правильно организовать замятия и
пассивно наблюдают за выступлениями
курсантов. При изучении основ изаркоиз-
ма-ленинизма не используются в должной
мере примеры и фажты из жизни Военно-
Морском Флота, из жизни училища.

Необходимо отметить, что партийные и
комсомольские оргамизации еще слабо б0-
рютея з& авангардную роль коммунистов
и комсомольцев в учебе, многие случаи
нерадивого отношения к учебе проходят
мимо их внимания.

Военно-морские учебные заведения приз-
ваны готовить всестороние развитых, зна-
ющих и любящих военно-морское дело,
марксистски образованных командиров.
Чтобы © честью выполнять эту почетную
и ответственную задачу, надо репитель-
но повысить качество учебного процесса,
поднять уровень успеваемости курсантов.

Батальонный комиссар А. КОМАРОВ.

КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ИСПОЛНЕНИЯ

(Секретарь партийной организации тов.
(стапенко, составляя месячный план р8бо-
ты, всегдь советуется с коммунистами. Он
выясняет, какие мероприятия они хотят
внести, и одновременно намечает исполни-
телей. Продуманный подход к составлению
планов работы парторганизации дает хоро-
шие результаты. Достаточно сказать, что
за последние три месяца планы полностью
ВЫПОЛНЯЛИСЬ.

Тов. Остапенко работает секретарем пар-
тяйной организации всего пять месяцев. Он
правильно понял свои задачи и повседневно
работает с каждым коммунистом. В основу
он положил контроль и проверку ‘исполне-
HHA решений собраций изиндивидуальн
заданий коммунистами.

В планах партийной организации отра-
xacTca ‘работа каждого коммуниста. Так,
например, ‘указано, что тт. Восток,
Авалесов и Иванченко проводят по отделе-
ниях беседы и читки о созыве ХУПГ Вее-
союзной партконференции. На эту ‘тему уже
провели по три беседы тт. Стрижак и Су-
мин. ня мобилизовали бойцов на развер-
тывание социалистического соревнования в
честь ХУШ Всесоюзной партконференции.

В плане на январь есть и такой пункт—
васлушать на партеобрании т, Петущкова о

работе с семьями начеостава и сверхероч-
ников; проверить и оказать помощь тт.
Данилову, Лукашу и Ткач в выполнении
решения партийного собрания о разверты-
вании культурно-массовой работы. в отде-
лениях и взводах. ?

Прежде в парторганизации проверка ис-
полнения была поставлена плохо. С канди-
датами не работали, выполнение поручений
не проверялось. Не случайно поэтому от-
дельные коммунисты. не являлись пример-
ными в боевой и политической подготовке и
даже нарушали воинскую дисциплину. ^

Кандидаты тт. Лукаш и Банков имели
по нескольку взысканий. Секретарь т. Оста-
пенко неодкократно. беседовал с ними, да-
вал конкретные поручения, помогал их вы-
полнять. Сейчас тт. Лукаша и Банкова пе
узнать. Тов. Лукаш растет на практиче-
ской работе. Недавно он провел обстоятель-
ную беседу о новом Дисциплинарном уставе.
Сейчае т. Лукаш готовится к вотуплению
в члены ВКП(б).

Оживление работы партийной организа-
ции способствует росту ее рядов. За по-
следнее время ‘принята в партию группа
отличников боевой и политической подго-

товки.
Т. РЫБАЛЬЧЕНКО.

Техническая конференция

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 14 января.
В части № торпедных катеров, по ини-
циаливе комсомольского бюро, проведена
техническая конференция.  (бстоятельный
доклад об истории развития аккумуляторов

_ lead инженер-капитан-лейтенант т. Кузь-

мин. Он подробно рассказал о значении
аккумуляторов, применении их на’ под-
водных лодках и торпедных катерах.

С большим интересом присутетвующие

прослушали доклад старшего инженер-лей-
тенанта т. Шарапова © химических реак-
циях в кислотных и щелочных аккумуля-
торах.

Старшина второй статьи т. Алдошин
поделился опытом обслуживания, заряд-
ки и разрядки свинцовых аккумуляторов.
Главный старшина т. Кравченко сделал
доклад о правилах ухода за щелочными
аккумуляторами.   Н. БАДЕЕВ.

a

Краснофлотец Максименко редко выету-
пах на собраниях и проявлял слабую ак-
тивность низ политзанятиях. Но стоило ру-
ководителю задать ему вопрос, как Макси-
менко давал исчерпывающий ответ, после-
довательно и точно излагая свои мысли.

Церез некоторое время т. Максименко
назначили помощником групповода. Но от
этого мало что изменилось. Тов. Макснмен-
ко попрежнему чувствовал себя рядовым
слушателем и «огонька» в учебе не про-
яваял. Грушювод т. Иванов, просиживая
вечерами за учебниками, готовилея к заня-
тиям, а ого помощник в это время почи-
тывал художественную литературу.

Но sor групповод уехал. в отпуск. Заме-
ститель командира по политической части
политрук т. Петров вызвал к себе Макси-
менко и об’явил ему, что он будет руково-
дить группой. Ему предстояло. посещать
инструктажи, тотовиться к занятиям, про-
водить вводные лекции. А этого то Макси-
менко ‘и боялся. Он никогда не выступал с
докладами.

Состоялось первое’ занятие. Максименко
пришел заранее. Когда вся группа собра-
лась, он с вилимым волнением. об’явил:

— Свгодня, товарищи, будем заниматься
самостоятельно.

Новый‘ трупповод прохаживалея между
столами, интересовался, кто искак’ ведет
конспект, словом; во всем старался подра-
жать прежнему руководителю.

Рассказывая краснофлотцам, Kak нахо
вести конспект, записывать главные, узло-
вые вопросы, он впервые почувствовал, что
на нем лежит большая ответственность. На
вопросы ему хотелось отвечать яснее и
полнее, но нехватало знаний. Ответы были
расплывчатыми, неконкретными. Kpacno-
флотцы-отличники это видели и, ках пока-
залось т. Максименко, старались задавать
вопросы потруднее.

— Нам,-— заявил краснофлотец Смир-
нов,— групповод ме рассказывал о работе
Плеханова «Социализм и политическая
борьба», а.о ней упоминается в «Кратком
курсе истории ВЁП(б)». Не изложите ли
вы кратко еб основное содержание?

Тов. Максименко не ответил, пюобещав
рассказать о работе Плеханова на следую-
щем занятии. —

Цолитрук Цетрав, вызвав т. Максимен-
ко, спросил, как прошли занятия. Тов:
Максименко ответил, что хорошо.

— Однако, — сказал он, — некоторые
краснофлотцы задавали сложные вопросы.
При всем желании я все же сомневаюсь,
справлюсь ли с таким ответственным хе-
лом?

Заместитель командира внимательно вы-
слушал его, предложил лучше готовиться
в занятиям. `

На следующем занятия т. Максименко
лолжен был сделать вводную лекцию. По-
литрук попросил  групповода показать
конспект.

Через несколько минут перед ним лежал
конспект, составленный... в. 1938 году.

erin

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ИСПЫТАНИЕ

Tak легкомысленно отнесся к делу, не
оправдал вашего доверия,— заявил он.—
Руководство группой ине не по силам.

Жжден, что Максименко может стать непло-
хим пропагандистом, если серьезно примет-
ся за учебу. Тов. Петров долго. беседовал ¢
краснофлотцею и указал’ ему, что прочный
авторитет завоевывается глубокими знания-
ии и активной работой, ri

\ Makcrwenko Bhimex 13 KalwTbhl взволно-
ванный. Он решил во что бы то ни ‘стало
оправдать оказанное ему доверие. Готовясь
к вводной лекции по четвертому № пятому
разделам первой главы
истории ВКП(б)», он привлек. дополнитель-
ную  литературу,.
статьи
Изучая все эти материалы, т. Максименко
составил
строчка конснекта представлялась
ясной, отчетливой, глубоко Итан.

собирался говорить долго. и. обстоятельно,
но сказав фразу, смутился, начал путать.

ленное ‘время, ‘вести свой рассказ. Лекцию
он закончил, раньше срока и оставшееся
время, использовал для раз’яснения отдель-
ных вопросов. Он чувствовал себя уже уве-

способностях вести группу.

\ —

— Мне очень неудобно и стыдно, что я

Но политрук думал иначе. Он был убе-

«Краткого курса

использовал
и пропагандистские

газетные
журналы.

Кажлая
ему

общирный конспект,

Настал день занятий. Тов. Максименко

Через несколько секунл, преодолев робость,
ен стал торопливо; чтобы уложиться в отве-

реннее, но все още сомневался в своих

Занятие закончилось. Тов. Максименко
снова встретился с заместителем командира.

— Ну, как? — спросил т. Петров.

— Неважно, товарищ политрук, Te-
ряюсь...

И он рассказал обо всем, что чувствовал
и переживал во время лекции, как не сумел
правильно рассчитать ‘время, `

Заместитель командира подробно разобрал
ошибки групповода, рассказал о своем опы-
те подготовки к лекциям, составления кон-
спектов, расчета времени:

Каждый, кто лаже не впервые вы-
ступает с докладом, всегда волнуется. Но
эм легко преодолеть. Дело у вас. пойлет,
я уверен. А будет заминка — обращайтесь
ко ине, помогу. Не забывайте главного —
быть на голову выше своих ‘слушателей.

Е следующему занятию т. Максименко
тотовилея лучше, больше и организован-
нее. Советы заместителя командира не про-
пали даром. Конспект оказалея покороче,
но зато лучше, без лишних записей. Глав-
ные . мысли, ‘узловые вопросы Maxcu-
менко подчеркнул цветными карандашами,
чтобы бросались в глаза.

Лекция. по второй главе «Краткого курса
истории ВЁЛ(б)» оказалась куда удачнее.
Спокойно и убедительно говорил т. Макси-
менко. Он был твердо уверен в себе.

Вернулся из отпуска т. Иванов, Ему по-
ручили другую груплу.

Тов. Максименко назначили. групповодом

политзанятий.
И. ХРИПУНОВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

Газета, не замечающая недостатков

‚27. декабря в «Красном. каспийце» поме-
шена статья старшего лейтенанта т. Чуб-
рика. В статье говорилось, что «личный со-
став корабля образцово-выполнял все зада-
ния командования», а в последнем абзаце
автор’ заявлял: «Включаясь в социалисти-
ческое соревнование в честь ХУШ конфе-
ренции ВКП(б). личный состав налнего ко-
рабля должен не только закрепить достиг-
нутые успехи, но и развертывать их даль-
ше..». Все это было бы хорошо, если бы
корабль действительно имел успехи. Но это
не так.

Чем руководетвовалея исполняющий обя-
занности редактора т. Ширямов, помещая
эту корреспонденцию? Корабль, о котором
идет речь, занял по боевой подготовке, по-
слоднее место,—-это отметил командующий
флотилией. На каком же основании автор,
& с ним и редакция утверждали; что ко-
рабль «образцово выполнял все задания
командования»?

Приведенный нами случай показывает,
что редакция не связана с командованием,
с штабом флотилии, не знает действитель-
ного положения вещей, i

В номере от 20 декабря Ta же газета

поместила снимок краснофлотца Скородумо-
Ba, сообщив, что ‘он = отличник `бозвой и
политической подготовки. Скородумов же
накануне помещения его портрета в газете
совершил грубый проступок, за что понес
суровое ` наказание.

Редакция «Красного каспийца» плохо по-
могает командованию флотилии, не мобили-
Byer краснофлотнев на повышение ‘боевой
готовности кораблей и частей, не борется
с недостатками. Она почему-то не крити-
кует недисциплинированных бойцов и млал-
ших командиров. Страницы газеты пючти
всегда заполнены сообщениями об успехах.
Создается впечатление, что. все корабли и
части хорошо выполняют боевые ‘захачи, что
все бойцы — отличники.

Но фактически еще не веюду решены за-
тачи боевой и политической подготовки, не
везде высоки дисциплина и’ организован-
ность. А редакция об этом забывает.

Отдел ‘политической пропаганды не ру-
ководит как следует редакцией «Красного

каспийца».
Я. ШАИРКО.
- С.. БАРАНОВ.

ния водолазов Пыльнова, команда эпронов-

‚серьезны лица. Перед моряками проходят

тан?» -— мучительно думает Груздев и за-

КИНО

Где «Орел»? Что, сталось. с. героическим
его экипажем и капитаном Ф. П. Чистя-
ковым? `

Сгрудившись вокруг командира отделе-

ского судна «Камбала» внимательно слу-
шзот опубликованное в очередном ‚ номере
журнала «Эпроновец» продолжение пове-
сти «Гибель «Орла». Сосредоточены и

картины ‘прошлого — далекого и вместе с
тем такого ` близкого.

...1920 rox. Новороссийск захвачен 6e-
лыми. День и ночь их волчьи стаи рыщут
по городу, ловя и расстреливая реводюци-
онных рабочих и моряков, В порту стоит
большой пароход «Орел». Боцман Груз-
дев, руководитель судовой  большевист-
ской организации, ускользнул от контрраз=
ведчиков и пробрался к местным похполь-
щикам. Команду корабля белогвардейцы не
выпускают ‘на берег. Капитан парохода
Федор Платонович Чистяков неожиданно
получает известие: два его сына погибли
в неравном бою с офицерской бандой. Тело
Сергея предано земле, тело Федора найти
не удалось. Я

Горе, тяжелое горе, словно тисками, сда-
вило старого мужественного моряка, Ша-
таясь, поххолит он к стене и снимает фо-
тографию. На ней изображены двое креп-
ких улыбающихея юношей. Седая голова
отца тихо склоняется, ничего не. видящие
глаза устремляются вдаль, губы еле слыш-
но шепчут:

— Нет вас больше, нет...

Капитан сходит с корабля. Нехотя ка-
раул вынужден пропустить его в город.
Капитан знает, где находится большевик-
боцман, и отправляется к нему, чтобы. по-
делиться трагической вестью со своим стз-
рым другом. Ласковым и мужественным
словом Груздев несколько успокаивает
капитана. Тут же боцман сообщает, что к
утру город займет Красная Армия. Он про-
сит капитана принять все меры, чтобы не
дать белым увести «Орла». Твердо, реши-
тельно капитан заявляет, что пароход не
будет уведен.

Шум стоит в порту. Белогвардейцы и
местная буржуазия, до смерти напуганные
приближением Красной Армии, осаждают
пароход.

Белогвардейский генерал приказывает на-
править пароход в один заграничных
портов. Обращаясь к капитану, генерал
напыщенно говорит ему O «долге перед
родиной».

Глядя прямо в глаза генералу, капитан.

отвечает:

— Я выполню свой долг перед роди-
ной! — Уверенно и твердо звучит его
команда. Медленно’ отваливает «Орел»...

На утро город. заняли красные. Боцман
Груздев мчится в порт. Где же «Орел»?
Старый портовый рабочий мрачно расска-
зывает, что пароход ушел накануне вече-
ром. ,

«Что же это— обещал ведь капи-
мечает вдруг стоящего рядом молодого
красноармейца. Они смотрят друг на дру-
га, и Груздев узнает: это сын капитана
Федор Чистяков, тот самый, тело которого
не удалось найти.

Но куда же девалея «Орел»? Где его
экипаж и капитан?

«Продолжение следует» — два сухих,
равнодушных слова обрывают увлекатель-
ную ‘повесть в самом интересном месте.

Глубокий интерес на лицах моряков
«Камбалы» сменяется досадой: Водолаз
Пыльнов, захлопывающий книжку, судо-
вой врач, кок, ученик Жора, вся коман-
да думают над продолжением этой драмы,
разыгравшейся много лет назад. Спросить
у командира «Камбалы» Груздева — быв-
шего боцмана «Орла»? Да ведь и он после
того утра 1920 года в порту больше ни-
когда не слыхал 06 «Орле» и капитане
Чистякове. Но где же, где они?

Груздев убежден, что капитан Чистяков
сдержал свое слово и не дал увести паро-
хол за границу. После настойчивых просьб
Груздева ему поручают произвести в море
разведку: быть может, «Орел» затонул.
Команда «Камбалы» с восторгом узнает
эту весть. Все здесь мечтают о розыске
«Орла», о разгадке его таинственного

—ы—ы—ы—
—_——

Гибель! «Орла»

исчезновения. По приглашению командир

«Камбалы» для участия в этой экспеди-
ции прибывает Федор Чистяков, сын капи-
тана «Орла», ныне знаменитый водолаз
ерденоносец. { 43

Начинаются поиски. Долго, настойчиво
ищут эпроновцы, но тщетно. Море крепко
хранит свою тайну. И вдруг, когда, «Кам-
бала» уже собиралась вернуться, когда
хальнейшие поиски казались совершенно
бесплодными, по случайно найденному на
дне моря старому бачку удалось напасть
на след пропавшего корабля. И снова на-
чинаются розыски. Первым «на почетную.
разведку» отправляется Федор Чистяков.
Он опускается на хно. Там, наверху, на
борту «Камбалы», люди напряженно ждут.
И вот на 160-метровой глубине водолаз
обнаруживает большое судно.

— Это «Орел», — сообщает он.

В каюте капитана «Орла» находят опе-
чатанный металлический ящик. В нем з8-
писи командира. Несколько ‘наспех запи-
санных строк раскрывают тайну гибели
«Орла». Когда под дулами белогвардейских
винтовок капитан и команда вынуждены
были вывести из Новороссийского порта
пароход, они решили затопить его, но-не
отдать врагам. И в открытом море, предва-
рительно густо залив машины маслом, ге
роический экипаж потопил корабль...

Таково вкратце содержание этого, фильз
ма, поставленного режиссером В. Журавле-
вым по сценарию Г. Гребнера. От первогв
и до последнего кадра зритель напряженно
следит з» тазвертывающимея на экране
действием, Талантливый коллектив, рабо-
тавший пад картиной, сумел ярко pa-
скрыть образы замечательных героев-моря-
ков, беззаветно преданных родине. Заслуз
женный артист ‚ республики орденоносец
Анненков создал убедительный. образ .cta~
рого капитана Чистякова, преданного сына
родной страны, верного революционным
традициям русских моряков, до последней
минуты жизни твердо и неуклонно выпол-
няющего свой . долг перед родиной, перед
народом. на

Яркими штрихами нарисовал образ больз
шевика-боцмана, & впоследствии капитана
Груздева артист В. А. Громов. В лице
Груздева зритель видит старого, закален-
ного в боях с вратами большевика, не зна-
ющего преграх для решения задачи, поста-
вленной партией.

С большой художественной ‘теплотой,
правдиво показаны в фильме прёдставите-
ли молодого советского поколения (Пыль-
нов — арт. П. Соболевский, Федор Чистя-
ков — арт. С. Столяров, ученик Жора —
К. Туманов, моряки-эпроновцы). Смотришь
на них и видишь: это наша, советская
молодежь, любознательная, веселая, `см6-
лая, горячо любящая свою родину, беспре-
хдельно преданная великому делу Ленина—
Сталина.

Когда прекращается поступление B03
духа в скафандр и Ф. Чистяков на дне
моря теряет сознание, ни секунды пе раз-
мышляя, на помощь. к нему спешит Пыль=
нов, за ним другой водолаз. Они обнару=
живают и быстро устраняют аварию; Эта
и многие другие сцены правдиво рисуют
‘великолепные черты. советской молодежи—

крепкую дружбу, взаимную выручку в
трудную минуту, готовность к самопо-
жертвованию.

Режиссеру В. Журавлеву, операторам
Ю. Фогельману, С. Урусовскому и худож-
нику Ю. Швецу пришлось преодолеть не-
мало трудностей, приложить немало изо-
бретательности, чтобы создать эту карти-
HY, в частности подводные кадры. И пусть
не все гладко в этом фильме (например,
внезапное исчезновение фонаря водолаз
за) — все же зритель, и юный, на которо-
го собственно рассчитана картина, и взрос=
IH, с интересом посмотрит этот волную-
щий фильм:

Хотелось бы только, чтобы наша кине-
матография уделяла больше внимания мо-
рякам и чтобы новые морские фильмы ‘не
отраничивалиеь только историческим ма-
териалом. Героическое сегодня советского
Военно-Морского Флота — какой ‘это заме-
чательный, благодарный материал для ху-
дожника! Возможно полнее использовать
это богатство — почетный долг работников
советской кинематографии.

Я. ОСТРОВСКИЙ.

Адриатический

Пюшло около четверти века © тех пор,
зак отгремели последние раскаты орудий-
ной канонады на Адриатическом море.
новь этот район средиземноморекого ‘теат-
ра, как и в шюшлую имтериалистическую
войну, приобретает сейчас большое значе-
них, становится одним из плацдармов вто-
рой мировой войны.

В средние века палей эры, в период
расцвета торговли Венецианской республи-
ки, угасло господство Рима на Ахриатике
и оказалась вытесненной из этого района
обтирнал торговля Генуи. В ХХ в. за. из-
иепениех обстановки в этом районе зорко
следила Австро-Венгерскал ‘империя; от-
лично понимая возростее ‘значение Алриа-
тики 10сле открытия Суэцкого канала, пра-
вители империи сделали все, нтобы укре-
питья на восточном поберьжье, в портах
Пола и Триест. Этому помогло поражение
итальянского флота в центральной части
хоря в 1866 г. После мировой войны
1914—1918 гг. порты Триест и Фиуме
перешли к Италии, Захватив в первой по-
ловлие 1939 г. Албалию, Италия усилила
свои позиции на Адриатике и фактически
тоспохствует в этом водном бассейне,

#и*

Алриатическоев море представляет” собой
растянутый по длине широкий залив Сре-
Ameumoro моря общей площадью в
132.000 кв. км, глубоко вхающийся в Ма“
терик Европы. Ограниченное © востока
Балканских п с запала Аппенинеким полу-
островами, оно омывает берега Италии,
Югославии и Албании, Ллина его — около
460 итль. щирина —— 90-—100 миль в
центральной части,

Алриатика является самой мелковолхиой
частью Средизомноморского бассейна. Паи-
большие тлубипы в 1.590 м встречаются

к югу от срелней части моря, где дно

образует впадину. № северу глубина умень-

taerca 30 180 м и в Венецианском за-
ame Ho превьдиает 30 м. Средняя. глу-
бин» в этой части бассейна составляет
242 и, в то время ках для Эгейского и

морской театр

Черного морей она равна 958 м, для за-
падного Средиземноморья — 1.615 м и
юго-восточной части бассейна — 1,656 м.

Средняя. температура в Адриатическом
море по сравнению с другими районами
бассейна — наиболее низкая.  Приливы
незнатительны и существенного влияния
па морские ‘операции оказать не могут.
Имеется небольшое поверхностное течепие,
которое, однако, можно не учитывать при
плавании в ночное время и в туман вбли-
an берегов. Течение тлубиною до 18 м илет
вдоль балканского побережья на север и
спускается на юг вдоль побережья Аппе-
нинского полусогрова.

В этом водном районе преобладают силь-
ные штормы‘ осенью и зимой и штилевая
погода летом. Зимой дуют северные и Ce-
веро-восточные или юго-восточные ветры,
обычно сопровождающиеся сильными тума-
нами и дождями. В такую погоду боевые,
действия у восточного, далмалекого, побе-
режья крайне затрулнены. Временами, 060-
бению зимой, здесь дует бора — отвал хо-
лолного воздуха © высокого восточного бе-
pera kK морю. Со страшной силой и внезап-
ностью бора спускается © гор в море и
причиняет большие бодетвия кораблям,

Вероговые очертания югославского и
итальянского побережья резко отличатются
труг от друга. Югославское побережье от
Фиуме и почти на всем протяжении мор-
ской границы в 1.590 км изобилует ост-
ровками и бухтами. В отличие. от вего,
итальянское побережье изрезато  горазло
меньше и почти не имеет островов и X0-
роших бухт. Как Италия, так и Югославия
располагают в Адриалике портами и воен-
по-морскими базами, значение которых для
ведения морских операций чрезвычайно
велико.

Главная база. югославского военно-мор-
ского флота Каттаро расположена в бухте,
которая справедливо считается одной из
лучших на земном шаре. Горы высотой до
1.000 х зыгодно окружают ее со всех сто-
pon. Basa обеспечена значительными судо-

А

ИТАЛИЯ <

рим

== Liban

keareaa-. i
a Ne cat

ed

каттаро

2 als

= J

/

РЕ fal TH,

ремонтными возможностями, Сплит — су-
хостроительный центр стралы. Здесь стро-
ятея суда средних и малых размеров. Вро-
ме том хорошими маневренными базами
военно-морского флота Югославии могут
служить порты Шибеник и Дубровник.

Количество итальянских военно-морских
баз и портов в Адриатике довольно значи-
тельно. Главнейшие тыловые воепно-мор-
ские базы — Венеция и Пола (в южной
части полуострова Истрия) — оборудованы
сухими и пловучими доками для линкоров
и крейсеров. Здесь сосредоточена крупная
судостроительная промышленность © ©00т-
ветствующим оборудованием. Базы имеют
мощную береговую и противовоздушную
оборону. В северо-восточной части моря
расположен Триест—крупнейший корабде-
строительный район, торговый порт, имею-
щий три сухих и три пловучих дока.

В качестве операционных и маневрен-
ных баз флота, могут быть использованы
manme nopri Tapa (ma восточном добе-

‘ряжении Италии . находятся,

SS=ANBAHHAc,.,

= Ompakmo=2==

TPEUNAY =

«ЗЕЕ!

режье моря), Анкона, Бари и Бринхизи (па
западном побережье). С 1939 г. в расио-
кроме того,

албалекие порты — Дурамцо и Валона,
Торговые коммуникации в Алриатиче-
SKOM иоре издавна привлекали внимание
ряла европейских держав, являясь одним
из узлов империалистических противоре-
чий в Срелиземноморском бассейне. Именно
поэтому этот водный район был ареной

‚жестових схваток в первую империалисти-
‘ческую войну и может стать театром

крупных военных столкновений и сейчас.
жж

Характерной особенностью воежных опе-
раций в бассейне Адриатики‘ в войну
1914—1918 тг. было тесное взаимодей-
ствие морских, сухопутных и воздушных
сил. Италия и Австро-Венгрия применяли
методы «малой войны», т. ев. методы ис-
пользования легкях сил Флота (даже ис-
ключая крейсера), самолетов и минных

заграждений. Однако нужно отметить, что
иногда вводились в бой и крупные едини-
цы флота. Корабельный состав флотов про-
тивников в Срелиземном море к 1914: г.
насчитывал свыше 250 единиц, из них
Австро-Венгрия имела 52 корабля, Итз-
лия — 84, Фрамция -—— ло 95, Англия —
ло 25. В это чиело входили 42 линкора,
3 линейных крейсера и 30 крейсеров,
Морская война 1914—1918 гг. может
быть разбита на два периода. Первый пе-
риод — до вступления в мае 1915 г. Hra-
лин в войну. В этот период Антанта уста-
новала широкую блокалу Адриатики. Ав-
стро-вентерский флот наносил время от
времени ‘ощутительные  ухары кораблям

‘союзников. В декабре 1914 г. в районе

Бриндизи был торпедирован полволной лол-
кой «0412» флагманский дредноут союзно-
то флота «Жан Бар»; в апреле 1915 г.
подводная лодка «0-5» потопила франпуз-
ский броненосный крейсер «Леон Гамбет-
та». Союзный флот постоянно находился
пот угрозой атак австрийских подводных
лодок. Второй период войны был ознаме-
нован ветуплением в нее Италии, после
чего соотношение сил и обстановка на те-
атре изменились не в пользу Австро-Вен-
гии.

В первой половине 1915 г. была вве-
дена в зействие авиация. 3% 4 года войны
было. произведено 4,087 бомбардировок, из
них итальянцами — 2.238 и австрийца-
ми — 1.849. В 1916 г. Италия, опасаясь
потерь, укрыла большие корабли в базах.
Австро-Венгрия же продолжала вести ак-
тивную потводную войну, потопив только
за 1916 г. около 310.000 т торговых
сулов. 7

В районе Отрантского пролива и восточ-
пого побережья налило широкое применение
минное оружие. Австрия и Италия уделя-
ли 060б0е внимание минным заграждениям.
Очи оказались эффективными. Так, на сво-
ем же заграждлении у входа в Отрантекий
пролив Италия потеряла линкор «Редахина
Маргерита»,

Исключительно широко применялись в
войне на Атриатическом море итальянские
торпелные катера. Их действяя в Далмал“-
ских шхерах, налеты Ha морские базы,
особение ночные, заслуженно вошли‘ яркой
стралицей в историю войны в Адриатике

и подтвердили болыпую пользу кораблей
этого класса. Торпедныю калера, потопили
австрийский линкор «Сент Истван».

* oe

История военных операций в. Средизем-
ном море дает полное основание утвер-
ждать, что и в текущей войне в. Адриа-
тика следует ожидать широкого развития
морбких операций, Уже сейчас можно ука-
заль на несколько эпизодов, являющихся,
возможно, преддверием крупных действий
флотов. обеих сторон. :

Так, наряду с активныхи действиями
англо-греческой авиации по портам Алба-
нии — Валоне и Дуращцо английский флот
настойчиво прорывается в Адриатическое
море и проводит в нем боевые операции.
Известно, что Италия использует порты
Адриатического моря для перевозок войск
на албанский фронт. Против этих перево-
зок английский флот и направляет свои
узары; кромё того, он оперирует против
портов Италии, одновременно оказывая ог-
нзвую поддержку фламгу греческой аруии,
действующей в приморскох районе Алба-
НИИ.

30 октября отрях легких сил греческого
военно-морского флота успешно бомбарди-
овал свыше часа итальянские позиции. в
районе Кописполие (южизя оконечность
Албании). В ночь е 18 на 19 декабря
английские военно-морские силы, форсиро-
вав Отрантский пролив, подвергли сильной
бомбардировке Валону. Отновременно отрях
легких, сид произвел разведку в районе
Дураццо и Бари, тем самым обеспечив
главным силам возможность произвести
беспрепятственно набеговую операцию на
Вадону, Корабли выпустили по Валоне
около 100 снарядов и ушли в море.

Лействуя нз итальянских коммуникаци-
ях Бари-—Валона, английские корабли 12
ноября потопили три итальянских транс-
порта с войсками. Затем в первых числах
января английские эсминцы провели ак-
тивную операцию против итальянских. ко-
раблей,. стоявших в порту Бари. Наконец,
набеговая операщия. греческих эсминцев’ в
ночь па.6 ливаря на Валону, во время ко-
торой они подвергли обетрелу город, гово:
PET о расширении. операций военно-м0р»
ских сил в Адриатике.

Старший лейтенант А; ПЕТРОВ,