a ee

СЕНТЯБРЯ 1941 Г.

ЧЕТВЕРГ
У plot

№ 214 (868)

Цена 15 копеек

\

SLY

‚ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

Ec

ОРГАН
НАРОДНОГО

КОМИССАРИАТА
ВОЕННО-МОРСКОГО
ФЛОТА СССР

АВТ

мхи Военно-Морского
  июекях кораблей па морских театрах и
mugs моряков на сухопутных фронтах
призлию  исключительную
здакливость. История. пикогда пе забу-
et
ais действий. натих надводных и под-
ых кораблей, боев морских отрядов на
[верном Фропте,
  рнннтрада

hima Звезда» получает за отвагу и

Ю
в

я

i

Ч Уолет OB.

pa

из четыре километра плыл к своему

, В.И. Мухин, лейтенант А. Д. Шме-

*

Стойкость
и выносливость в бою’

Мужественно и отважно сражаются мо-

жили не
Флота: ‘Ouunann се, бомбили в течение многих часов

и расставили вокруг нее сети. Разрывы
повредили приборы, вывели из строя осве-
щение. Гибель казалась неизбежной, _ но
ни один человек ни на мипуту не потерял
стойкости и самообладания, Проявляя ис-
ключительную выносливость при нехватке
воздуха, устраняли подводники поврежде-
ния, без тени страха смотрели в’ лицо
смерти — и победили. Темной ночью, вы-
рвавшись из фашистского плена, лодка
всплыла и благополучно вернулась в базу.

С боевым лозунгом «За родину! За
Сталина!» идут наши воины в смертель-
нью схватки с врагом. Этот лозунг удеся-
теряет их силы. Пламенные патриоты де-
PYTCH с врагом до последней капли крови.
Даже серьезно раненные бойцы не хотят
покидать своих постов и бьютея до тех
пор, пока в силах двигать хотя бы одним
мускулом.

Ирин взятии пункта К. на Юго-Западном
участке фронта старшину рулевых катера
коммуниста Щербаха серьезно ранило вра-
жеским снарядом. Истекая кровью, стоя
па одной ноге, храбрый воин управлял
иггурвалом, пока корабль не вышел. из
боя. В боях на Северном фронте красно-
флотец комсомолец Самохин один четыре
часа прикрывал отход своего подразделе-
ния на новые позиции, самоотверженно от-
бивая паседающие фашистские части. Рус-
ские воины всегда отличались высокой
выносливостью и стойкостью. Ни ненастье,
ни горы, пи лютые морозы не останавли-
вали их в стремительном движении на вра-
гов. Эти славные традиции живут и по-
выне.

Быть непреклонными в бою до конца,
громить врага ло последнего своего дыха-
НИЯ -— ЭТО выюший закон воинов Крас-
ного Флота. Наши бойцы и команлирь во-
одушевяены великими идеями, борются
за своболу и счастье своей рохиньь, своето
народа. Эти идеи улесятеряют силы Ha~
  ших людей, рождают сотни и тысячи ге-
роев, воодущевляют наньих воинов Ha са-
моотверженную и победоносную борьбу, за-

стойкость и

подвигов  тероических защитников

неприступной обороны
и Одессы. Твердая воля и
уозание страха в борьбе увеличивают на-
ии силы в борьбе с врагом.

Пехавно один из сторожевых кораблей
(херного Флота выполнял ответственное
яишие командования. В море поднялся
торм. Волной корабль клало до 35 гра-
ов. В этой обстановке начались нале-
qu spaxeckol авиации. Вее это потребо-
ни от экипажа исключительной вынос-
oon, отваги, и советекие люди с
wth выдержали ‘исатытание.

(ub палетов предриняли фашисты
дутив. совотекого корабля. Окатываемыю
joo волной, артиллеристы 35 часов
» итодили от боевых  поетов, муже-
enero выполняя свой долг перед роди-
1, Песмотря на огромную качюу ‘и близ-
18 разрызы б0мб, комениоры Касьятюв,
Цашкои Шепелев быстрю натодили ору-
11, держали цель точю в крестовино Hit
#1 к уетких заградительным огнем сби-
иш нохецкие самолеты © боевых курсов,
‘мтавляя их беспоряхочно сбрасывать бом-
в море, Отарший лейтенант Калмыков
пел боролся со стихией и выводил ко-
уть изюх ударюв фашистских бомбар-
певщиков. Самоотверженню работал лич-
iwi сотав эх боевых частей. Ни
тори, пи атажи врага не помешали му-
IATRUINOMY, выносливому экипажу. вы-
queers боевой приказ.

№и с сильным и коварным врагом, ка-
их является терхапский фапгизм, требу-
и от каждого моряка огромной выдержки и
мых физических усилий. Артпиллери-
им корабля приходится действовать под
‘теточеиным огнех прогивяика, маштини-
их давать нужные хода, несмотря на
гу п длительную вахту. Железная вы-
вливость нужна бойцам морских сухо-
тивых отрядов, штурмующим  выюоты,
пеуолевающих большие расстояния, вюд-
ва преграды и оборонительные линии
тотианика, Наши люди показывают чуде-
‹ табрости и физической выносливости,
ии идут в атаки и громят превосходя-
1 по ‘количеству части прогивника.

Рзаостная любовь к родине закаляет
Ц убальные и физические силы, повы-
Шот энергию, вселяет тверхую веру в ус-
вт. Нихакие опаслости не лияпалот нашях
оз мужества, пе туманят рассудка.
Изоть цели и пралхуга своего дела 30-
 м к проодолепию любых трудностей,
` беде, Так, командир подводной лодки
(палович, преоходевая все трудности и
Цетатствия, провел свой корабль во вра-
титую гавань и потопил крупный транс-
у; так, краснофлотец Гребенников шел.
} искаленный коллектор котла, чтобы
\трлить повреждение; так, краснофлотец

стоких боях с врагом. Бить врага стойко
и самоотверженно, не жалея своей крови
и самой жизни, — вот к чему зовет на-
ших бойцов великая родина.

Бойцы, командиры и политработники
Военно-Морского Флота, как и весь наш
народ, охвачены священной ненавистью к
фашизму. Великой ненавистью наполняется
сердце каждого патриота, когда он  слы-
шит о зверствах фапгистско-немецких мер-
завцев, © их издевательствах над нашими
людьми во ‘временно захваченных врагом
советских городах и селах. Враг мучают и

ны стойки и мужественны. Они скорее
умрут, чем предадут своих товарищей. Ко-
гда бойцу, грозит верная смерть, он бес-
страшно устремляется на врагов, бросает
в них гранату и гибнет вместе < ними.
Такова сила воли советского бойца.

Наши бойцы и весь советский народ
смело идут на жертвы, чтобы отстоять
родину и разгромить врага. «Нрезрение к
смерти должно распространиться в массах
и обеспечить победу» — эти о слова
были и есть

лю с центым донесением, Боевая за-
ца и богатырежая сила — вот черты
ORETCRONO воина.

Поводлая лодка М Краснознаменного   Владимира Ильича Ленина
атийекого флота, в сложной обстановке   боевой лозунг каждого бойца, опреде-
реллровав и потопив крупный танкер   ляют его действия в бою. Победа будет
IMM, легла на. трунт. Фашисты обнару- 1 з& нами!
—_ д д—дд—д—ж__
ГЕРОИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И БУДУЩЕГО ВСЕГО МИРА _
№ лия товарища Сталина получена   тельством,  тероически защищающими

культуру и будущее всего мира.
Эчевац Кастильо Сегундо
Нието Мартинец.
(TACC).

чнующая телеграмха из. Панамы:

Тысячи паламиев шлют сердечный
Die? и выражают свою солидарность
шоетоких народом, его армией и прави-

ПРИВЕТСТВИЯ `СОВЕТСКОМУ НАРОДУ

В Иотаннесбурга (Южло-Африканский   поддержке AO завоевания окончательной

(уз) похучена, следу :   победы.
в ледующая телеграмма: J
Мазь организованный xayO wyaprypst  Да здравствует Советевий Cows и ero

ихивоких рабочих Иоганнесбурга шлет и Красная Армия! hel

мего сврдца братский привет и лучшие Aaron ee
Manin храброму народу, стойким ру-
здителях Советского Союза, его герои-
И Врасной Армии, Флоту и Воздушных
му, мужественно ведущим величайшую
 тууическую битву за полное уничтоже-
пе фашистского варварства и чудовищ-
преступников, Клянемся в братской

*

Чехословащкий Национальный ‘Союз в
Канаде зыражает искреннее восхищение
тероический сопрогивлением Красной Ат-
мии и свою уверенность в победе над
фашизмом.
. Секретарь Карел Бузек.
(ТАСС

Вручение орденов и медалей Союза ССР.

Пикеатель Президиума Верховного   — Я убежден, что наш коллектив от-
бам СССР тов. М. И. Калинин вручил   вегит на высокую награху новыми. боль-

игими делами и обеспечит налпу армию,
налиу авиацию самыми лучшими и на-
дежными моторами и в потребном для
пее количестве.
‘уйство в борьбе с терманским фашиз-  Награжденные встречают заявление тов.
и стамний лейтенант Н. М. Чепурной.   Жезлова дружными. аплодисментами,
„Аа вручаются затем группе коман- . (Ордена и медали были вручены   затем
ae еНой Армии, пагражденных за натражденным рабогникам завода. В их
вое выполнение боввых заданий   ние славный инженер тов, А. А. Куия-
ет на фронте борьбы © ТеР-  жи, заместитель тлавного конструктора
„би фашизмом и проявленные ПРИ   т,’ М; Р. Фляский, мачальнив цеха тов.
a №лесть и мужество. Среди них   д. В, Деменов, помощник начальника це-
ити А. Е. Лебедев, полковник   5. тов, М. Г. Туров, заместитель дирек-
Швауев, майоры А. 3. Калашии-  тора тов. М. С. Комаров, главный моха-
пик тов. В. Д. Дамилов, начальники пе-
хов. тт. Р. И. Вильнер, М. И. Иванов,
Л. Л. Полонецкий, старшие мастера
тт. Л. К. Балашов, А. И. Красавин,. по-
мицник начальника отдела тов.
Соиников и многие другие производствен-
ники-—стахановцы замечательного завода.

Орден Ленина за выдающиеся заслуги
в деле изыскания и промыпиленното
освоения новых лекарственных средств,
получивших широкое применение в лечеб-
ном деле, вручается доктору химических
наук. профессору 0. Ю. Магихсону.

Тов. М. И. Калинин после вручения 9р-
денов и медалей серлечно поздравил на-
тражденных товарищей и пожелал им
дальнейших успехов в их

м омена и медали награжденным..
ory о присвоении звания Героя
см Союза, орден Ленина и медаль

ath I Xp.

pou mimo OT имени пагражденных
91 Советского “Союза тов. Н. Че-
ПИиюй, горячо поблагодарив за высокие
ipa, заверил, что награды эти будут
eee оправданы на полях сражений
тив непазистного врага.

я 61 Ленина получает через предста-
тей коллектив завода № 24 имени
и ТМ, Коллектив удостоен высшей на-
№ пашщей страны за образцовое вы-
ито заданий правительства 10 вы-
КЕу авиационных моторов для болвых

УТ имени орленоностого коллектива ВЫ
oe директор завода тов. М. С. 3-

каляют их упорство и выносливость в же-.

пытает наших пленных. Но советские вои-

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Утреннее сообщение 10 сентября

В ночь на 10 сентября наши войска

продолжали боя с противником на всем  2

фронте.
м >
Советские танкисты героически cpama-
ются против немецко-фашистских войск.
Толыко 3з& один день—7 сентября—в упор-
ных боях © противником наши танковые
части по далеко неполным подочетам унит-
тожили на всех участках фропта более
100 немецких тажков и бронемашин. 80
пропивотанковых пушек и 42 орудия раз-
личных калибров, около 300 пулеметов и
минометов, 560 автомашин, 7 тысяч сол-
хат германской пехоты, 3 кавалерийских
эскадрона, 300 конных ‘повозок, 225 у0-
тоциклов, 415 велосипедов и 16 радио-
станций.
Бойцы, командиры. и политработники
танковых войск в боях с противником про-
являют отвагу и смелость. Ha Cenepo-
Западном. паправлении фронта 40 немец-
ких танков пытались атаковать наши
части, захватить железнохорожную стан-
цию и прорваться в нал тыл. Когда ма-
шизы противника приблизились на лять-
сот метров к станции, из. засады Wa rep-
манскую. колонну стремительно, ринулиеь
советакие танкисты. Завязался танковый
бой. В течение часа немцы потеряли
19 танков. Остальные машины повернули
обратно. В этом бою особенно ‘отличился
заместитель политрука т. Флегентов: Не-
смотря на то; что ето танк был повреж-
ден, т. Флегентов метким орудийным огнем
полбил два легких вражеских танка. На
следующий лень противник брослл для за-
хвата станции новую колонну из 46 ‘тан-
`ков и батальон пехоты. Советские тан-
кисты отбили и эту атаку © болыними
для врата потерями. В лвухдиевных боях
немцы потеряли 40 танков и 743 солдата.
Героизм проявил в б0ю с врагом тан-
кист —— лейтенант Лобасов. Приблизивиись
на своем танке к пруппе немецких мапгин,
лейтенант открыл сильный огонь. В за-
вязавшемея бою тов. Лобасов  полбил
8 германских танков. Инициативу и ©ме-
лость в бою неоднократно показывал
командир така лейтенант Алексеенко.
Въытолняя приказ ‘командования © ири-
крытии наших частей, отхоливших на но-
вый рубеж обороны, ‘т. Алексеенко олин
целью сутки сражался с фашистами, 3a
это время он поджег 4 немецких танка и
уничтожил много солдат и офицеров.
Геройский рейх в тыл противника с5-
вершил танковый вэвод лейтенанта Мишу-
стина. Глубокой ночью советские танки-

Вечернее сообщение 10 сентября

В течение -10 сентября наши войска!

продолжали вести упорные бои < против-
ником н% всем фронте. ;

В течение 8 сентября в воздушных
боях и на аэродромах противника уничто-
mono 59 немецких самолетов. Наши
потери — 27. самолетов.

Г # % *.

В течение 9 сентября немецко-фашист-
ские самолеты пытались несколько раз
произвести налет на Ленинграх, но каж-
дый раз отгонялись нашей авиацией и
огнем зенитной артиллерии. Около 10: ча-
сов вечера одиночные самолеты против-
пика на большой высоте прорвались в
Ленинграду и сбросили в различных пунк-
тах Topoia фугасные и зажигательные
бомбы. Возникшие в тезультате налетов
вражеской авиации несколько пожаров
жилых зданий были быстро ликвидиро-
ваные а

Нашей авиацией и зенитной артилле-
рией 3a 9 сентября на ‘подступах к 1е-
нинграду и над городом, & также на аэро-
дромах противника, уничтожен 31 ‘немец-
кий самолет:

* * *

Группа саперов под командованием
старшего сержанта, Дубина готовила взрыв
моста. Заложив взрывчатые вещества, бой-
цы подожгли шнур и залегли в ближай-
шей воронке от снаряда. Шальная пуля
перебила‘ шнур’ и’ взрыва не последовало.

На другом берегу реки в это время пока-

залась колонна противника. Пренебрегая
опасностью, тов. Дубина вбежал на мост
и. бросил гранату в ящик со взрызчаты-
ми веществами. Огромный взрыв разрунгил
мост ло. основания. Отважному самеру уда-
лось спастись.

Отарший сержант Мелконян готовил ©
труппой саперов взрыв пюссе, по которому
противник перебрасывал свои войска. Ha
дороге остановился немецкий танк и не-
сколько автомашин с пехотой. Бутылками
с горючим и гранатами саперы положтли
фашистский танк и автомашины. Потеряв
офицера и нескольких солдат, немцы be-
жали. Наши. саперы быстро заложили
взрывчатые ‘вещества и взорвали дорогу.

Старший сержант Боровцов с бойца-
ми-саперами’ Харыбиным,  Ситниковым,
Щукиным и Желудевым, пробравшиеь на
железнодорожную станцию в тыл против-
ника, взорвали паровоз, железнодорожный
мост и волокачку. Отстреливаясь от’ обна-
руживших их фашистских солдат, саперы
отошли. По пути они подожгли две ци-
стерны © горючим.

МЕСЯЦ ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ОДЕССЫ

ОДЕССА, °10 сентября. — (Сиещкорр.
ТАЮС). Состоялся многолюдный общегород-
ской митинг трудящихся, посвященный
героической обороне города. Первым вы-
ступил представитель командования, диви-
зионный комиссар Ворощин.

Доблестью и славой покрывают себя
воины Красной Армии ин моряки Черномор-
ского флота, беспощадно гроиящие на пол-
ступах к Одессе полчища врагов. Мы по-
бедим, потому что нас ведет к побеле ге-
пиальныт етралег великий Сталин. Одесса
была, есть и будет советской!

Пламенную речь произносит стахановец
завода имени Январского восстания Пет-
рушинский.

=”

сты разпромили штаб полка, уничтожили
радиостанции, раздавили 8 пушек и
6 минометов. Пользуясь замешательством
врага, наши танки успешно выполнили
зацание командования и без потерь воз-
вралились в свою часть.

Тяжелый танк лейтенанта Слесаренко
охранял мост через реку В. Выюраз удоб-
HOG место, экипаж. замаскировал машину.
Вокоре на противоположном берегу реки
показались немецкие танки и сколо полу-
роты солдат. Подпустив врага на близкое
расстояние. советские, танкисты открыли
стрельбу. Шесть немецких танков были
подбиты. Остатки пемецкой кололны по-
вернули обратно.

С * k* *

Образцы мужества и тероизма показы-
тают артиллеристы части майора Codo-
лева, действующей на Северо-Западном
направлении фронта. За семь дней артил-
леристы частая майора Соболева уничто-
жили свыше 3000 немецких солдат. На-
HeceH серьезный урон 2-му и 3-му 6a-
тальзнам 43 немецкого пехофного полка,
1-му батальону 271 пехотного > полка,
и 9 роте 506 пехотного полка. Наши. бой-
иы уничтожили за эти дим 15 орудий,
31 миномет, 56 пулемегв и б автомашин
с боеприпасами.

x k ®

Продолжают поступать многочисленные
сведения о невероятных зверствах, чини-
мых германской армией в оккупированных
районах. Все населенные пункты вокруг
Ельни, отбитые Красной Армией, совер-
пенно разорень и опустошены фашистами.
Ееть деревни, в которых фалнистскае мер-
завцы уничтожили все крестьянские по-
стройки. У населения забрано буквально
все, валоть до последнего килограмма хле-
ба, одежды и детской обуви.

В оккупированных селах и деревнях
Смоленокой области фашистокие изверги
жестоко издеваются над мирными совет-
скими ясителями. Около деревни Починок
была повреждена телефонная линия:
Немцы согнали оставшихся в деревне ста-
риков, женщин и детей в помещение прав-
ления колхоза и заживо всех сожгли.
В деревне Ляды немцы учинили дикую
расправу над тремя пленными красноар-
мейцами, отказавшимися отвечать на в0-
просы. Во время допроса их звербки пы-
тали, а затем привязали к деревьям и
стали избивать. Также поступили фашисты
с лвумя местными жителями, высказавии-
ми сочувствие раненьм советским бойцам.

В Елыне был расстрелян ученик седь-
мото класса Шура Мармов за те, что у

+ + #

На Западном направлении фропта одна
красноармейская часть выбила противника
из четырех населенных пунктов и уничто-
жила в ожесточенных боях 20 немецких
противотанковых орудий, 2 минометных
батареи, 23 ДЗОТ’а, 7 танков, 11 пуле-
метов и 600 солдат и офицеров. Захва-
чено 6 орудий, 14 пулеметов, 3 танка,
штабная автомашина, оружейная мастер
ская, тысяча мин, десятки ящиков с гра-
‘натами, несколько сот тысяч патронов и
другое военное имущество.

: ; иж.

“На одном из участков Севернего фрон-
т& ‘стрелковый батальон старшего лейте-
нанта Батрикова нанес серьезное пораже-
ние вражеской части. Противник оставил
на поле боя около 500 солдат убитыми и
ранеными, 8’разбитых минометов и 4 по-
врежденных пушки. Бойцы батальона
тов. Багрикова захватили 30 станковых и
15 ручных пулеметов, много винтовок и
боеприпасов.

% *

Команхир артиллерийской баларен, дей-
ствующей на Юго-Западном направлении
фронта, младший лейтенант Щербаков
точным огнем отбил атаку крупной гер-
манской части. Противник отступил, по-
теряв убитыми около 500 солдат и офи-
церов. м

На Западном направлении фронта ваши
части взяли в плен большую группу не-
мецких солдат. Пленные показывают, что
их части несут огромные потери. Длителв*
ные бои измотали и изнурили солдат.
Многие солжаты потеряли всякую надежду
вернуться домой и впали в апатию. Плен-
ный ефрейтор второй роты 510 зтехотного
полка Вильгельм Гейфель на допросе за-
явил: «Ночью командир роты обер-лейте-
нант Краа сказал нам, что на рассвете мы
пойдем в наступление. Солдат охватило
уныние, Для поднятия духа всех напоили
водкой, но и в пьяном угаре многие сол-
даты не могли забыть 96 опасности, кото-
рая их ждет. Ночью стрелки Шеркер, Буш-
ке и Краузе прострелили себе руки. Во
время атаки офицеры следовали сзади, рас-
стреливая тех, кто не шел вперел. Совет-
ская артиллерия и огонь снайперов-крас-
ноармейцев не давали нам шагу ступить
без потерь. После двух атак or нашей
роты уцелело не больше 30 соллат».

Пленный Г. Платто говорит: «В немец-
ких частях вспыхнула. эпидемия дизен-
терии. В целях борьбы с эпидемией
командование издало приказ, запрещаю-
щий солдатам пить сырую воду. Больные

Домашняя хозяйка Озерова передает
привет бойцам от женщия и детей.

— Никакие лишения, никакие бомбар-
дировки ие сломят воли трудящихся на-
шего города! Мы будем бороться ло полно-
го разгрома врага.

На трибуне — представитель советекой
технической интеллигенции города глав-
ный инженер энского завода Каган.

— Мы дали елово великому Оталипу—   И

отстоять полной город OT Ффаппистских пол-
чищ и клянемся, что мы свое слово сдет-
жим. Не топтать улиц нашего города фа-
шистекой тадине!., : :

Комсомюлка Путилина посвятила Boe
выступление славным делам одесского

В последний час

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРЧИЛЛЯ

В ПАЛАТЕ ОБЩИН

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Как пе-
редает атентство Рейтер, вчера в палате
общин с обзором военных действий высту-
пил премьер-министр Черчилль. Вначале
он. остановился на своей встрече © Руз-
вельтом и указал, что им удалось притти
к соглашению по 4 основным вопросам,
имеющим отношение к войне, Во-первых,
была принята декларация из 5 пунктов
о принципах и целях, которыми руковод-
ствуютея в настоящее время Англия и
США; во-вторых, разработаны мероприя-
THA по оказанию помоши России в ее
сопротивлении гитлеровскому нападению;
в-третьих, определена политика в отноше-
нии Японии «с тем, чтобы, если будет
возможным, прекратить дальнейшую агрес-
сию на Дальнем Востоке, могущую поста-
вить под угрозу безопасность интеребов
Англии и Соединенных Штатов, с таким
расчетом, чтобы  своевременными  дей-
ствиями предотвратить ’ распространение
войны на Тихий океан»; в-четвертых, бы-
Jo обсоуждено болыцое число технических
вопросов; Черчилль’ 06000 ° отметил, что
‘одержалциеся в 6-м параграфе’ совмест-
ной англо-американской декларации слова
«после окончательного ‘уничтожения на-
ционал-социалистекой тирании» показыва-
ют глубокий характер его декларации.

Затем Черчилль коснулся битвы 3a
Атлантику. Он отметил, что в июле и
августе потери английского и союзного
флотов составляют немногим более трети
потерь германского и итальянского флотов.
Это было достигнуто благодаря новой так-
тике, применяемой авиацией береговой
обороны, бомбардировочной авиацией и под-
водными лодками. Вместе с тем Черчилль
подчеркнул, что надо отказаться от мысли
о том, будто битвь за Атлантику уже
выиграна, ибо Гитлер булет стремиться во
что бы то ни стало помешать доставие из
США через Атлантику военных материалов.

Далее Черчилль сделал подробный обзор
хода операций в Ираке, Сирии и Ливии.
Он отметил, что оккупация Сирии нильской
армией обеспечила безопасность Кипра;
английский морокой и воздушный контроль
  нах восточным бассейном Средиземного
моря стал эффективным. «Мы установи-
ли,—сказал Черчилль, —прямой контакт с
нашими турецкими друзьями и получили
контроль над нефтепроводом и над другими
ресурсами». На восточном фланге нильской
армии были нанесены тяжелые удары по
итало-германским силам, захватившим Ки-
ренаику. Хвастливые заявления немцев,
что к концу мая они будут в районе
Суэцкого канала, оказались пустой болтов-
ней. Черчилль сообщил, что 3% последнее
время нильская архия получила мощные
подкрепления, и выразил уверенность, что
англичане смогут успешно защитить Египет
от попыток германского вторжения через
Западную пустыню.

Залем Черчилль перешел к вопросам
борьбы на Восточном фронте.

Он заявил, что блестящее сопротивяе-
ние русских армий не оставляет сомне-
ний в. том, что ‘надежды Гитлера на
короткую войну © Россией будут рас-
сеяны. Гитлер уже пролил больше крови
терманомих солдат, чем за какой-либо це-
лый год прошлой войны. Он уже сейчас
стоит перед необходимостью поддерживать
свои армии на всем фронте от Арктики
до Черном моря с ‘помощью недостаточных
и полвергающихся нападению линий KoM-
муникаций в условиях суровой русской
зимы и при наличии энергичных контр-
Ударов, которых можно ожилать от рус-
ских армий. Черчилль заявил; что залача
англо-американо-русского совещания состо-
ит в Том, чтобы оказать помощь в деле
дальнейшего обеспечения советской армии
необходимыми средствами. Американская
делегация на этом совещании будет воз-
главляться Гарриманом, & антлийская —
Бивербруком. «Мы должны, — заявил Чер-
чилль,-— быть готовыми пойти Ha боль-
шие жертвы в’ обеспечении себя боепри-
пасами с тем, чтобы удовлетворить нужды
России». (Аплодисменты).

Остановившись на мероприятиях, прел-
принятых в отношении Ирана, Черчилль
указал, что они были продиктованы необ-
холимостью расстроить махинации Гёрма-
нии в этой стране. Черчилль сообщил,
что иранскому правительству пред’явлены
требования 0 немедленной высылее из
Ирана «тевтонских посетителей», © вы-
даче всех немцев и итальянцев, находя-
щихся там. Мы должны добиться, про-
лолжал Черчилль, изгнания германской и
итальянской миссий из Ирана.

Резюмируя свой обзор, Черчилль ска-
зал, что, хотя еще не время для радуж-
ных пророчеств, тем не менез Англия
может сказать, что она все еще является
«хозяином своей судьбы и властелином
своей души»,

него в кармане было обнаружено лезвие
безопасной бритвы для точки карандашей,

В двух километрах от деревни Большие
Нежоды немпы расстреляли несколько
десятков крестьян. Среди расстрелянных—
дети 13 и 14 лет и старик С. В, Худяков,
которому немцы предварительно выколели
00а плаза. Учинив расправу в деревне,
пьяные фашисты открыли стрельбу из
винтовок и пистолетов по портрету вели-
кого русского поэта А. С. Пушкика.

В селе Ханино группа немецких офице-
ров устроила пьяную вечеринку, на кото-
рую затащили местную учительницу и
поочередно ее изнасиловали. 16-летнюю
колхозницу Ч. изнасиловали пять немец-
ких солдат. Фашисты собрали из’ Токарево
и прилегающих деревень всех девушек и
молодых женщин и угнали их в неизвест-
ном направлении. Ни одна из. них до сих
пор домой не вернулась.

* * *

Большой ‘урон фашистам наносят ла-
тышские партизаны. Они уничтожают
связь. взрывают мосты, поджигают ма-
стерокие, которые фашисты организуют. на
территории Латвии для ремонта своего по-
трепанного в боях спаряжения. Парти-
занские отряды. в районе Крустпилеа ‘и
Даутавпилеа заметили, что немцы pery-
лярно пользуются водным транспортом” для
доставки военных материалов на фронт.
2 сентября на один из караванов на реке
Двине совершил ‘нападение партизанский
отряд т. Мициеа. Глубокой ночью пафти-
заны нз лодках подилыли к буксирному
парохоху и двум баржам. Перебив охрану
каравана, партизаны овладели ‘баржами и
пароходом. На баржах оказаликь две ты-
сячи велосипедов и много боеприпасов.
Баржи и пароход были затоплены.

Отрях т. Карлсона“ напал на отряд
пггурмовиков, который реквизирювал про-
довольствие и зимнюю олежду у крестьян
на хуторах у Плявиняс. Немецкие пггурмо-
вики, забзррикадирювавшиеь в доме, от-
крыли стрельбу из автоматов. Партизаны
бросили в окна дома бутылки с бензином
и транату. В доме вспыхнул пожар. Фа-
шистские прабители были уничтожены.

Успешно действует партизанский отряд
железнодорожных рабочих во главе с
т. Лацие. За пятнадцать дней августа этот
отряд ‘организовал несколько крушений
поездов с воинскими грузами. Отряд т. Ла-
циса со дня его организации увеличился
в семь раз, отряд т. Мициса в девять раз,
отряд-т. Карлсона в двенадцать раз. За две
нетели бойцы этих отрялов УнНИЧТоЕили
390 немецких солдат и 40 офицеров.

предоставлены самим себе. Медикаменты
достать почти невозможно; врачебного
персонала нехватает. В третьей роте 511
полка за пять дней от дизентерии умерли
12 солдат». Нленный солдат 84‘ стрелко-
вого полка Гергарх Фаузе рассказал: «В
нашем полку свирепствует эпидемия грип-
па и малярии. Солдаты с ужасом думают
о предстоящей зиме. Уже сейчас войска
испытывают. острый недостаток в обмун-
дировании. Что же будет зимой?» Плен-
ный солдат этого же полка Иохим Бихель
сообщил о бесчеловечном обралцении немец-
ких офицеров с больными солдатами:
«Больным не оказывают медицинской по-
мощи; Немецкие солдаты сотнями умирают
не только от снарядов, по и от болезней».
хх

С первых же дней оккупации западных
районов Днепропетровщины гитлеровские
захватчики несут серьезные потери от
многочисленных = партизанских - отрядов.
Пятого сентября отряд под командованием
депутата районного совета тов. А. устроил
засаду. в. 5 километрах от дороги между
Павлово и Михайловка. На mocce были
посланы десять. бойцов во главе с тракто-
ристом тов. Семеновым. Когда на дороге
появилась немецкая рота пехоты, парти-
заны обстреляли ее. Против труппы тов.
Семенова немцы лвинули два стрелковых
взвода. Партизаны, отстреливаясь, начали
отступать по пересеченной местности в
направлении засалы. Подпустив фашистов
на близкое расстояние, основные силы
отряда открыли по немцам пулеметный и
ружейный огонь. Потеряв более 40 человек
убитыми и ранеными, противник отступил.
Захватив 30 винтовок и 2 ручных пуле-
мета, партизаны скрылись.

Партизанский отряд мастера ` Днепро-
петровского металлургического завода тов.
Г. получил от колхозников свеления © том,
что в роще у оврага, недалеко от села
Балимачка, расположилея штаб крупного
немецкого соединения. 5 сентября _ штадб-
ные, офицеры устроили пьяную оргию.
Ночью партизаны окружили рощу, бесшум-
но сняли часовых и напали на пьяную
фатпистскую банду. 10 немецких офицеров
и более 20 солдат были убиты. Партизаны
уничтожили 5 автомашин и захватили
оружие.

Отряд кладомцика МТС тов. Ч. пере-
хватил и уничтожил около пункта
Ивановка 14 немецких автомашин с ¢ta-
перным имуществом. ‘Этот же отрях в
первые дни сентября взорвал два моста,
только что <ооруженные фашистами’ через
р. Мокрая Сура, и полжег большой склад
горючего на станции Сурское, г

ПРИВЕТСТВИЕ ЛОНДОНСКОГО РАДИО
ГОРОДУ ЛЕНИНА

ЛОНДОН, 10 сентября. (ТАСС). Вечером
8 сентября во время передачи последних
известий британская радиовещательная
компания обратилась ‘с приветствием к
гражданам Ленинграда. В приветствия го-
ворится: «Слушай, Ленинград! Говорит
Лондон. Солдаты, моряки, летчики, рабо-
чие, граждане Ленинграда! Солдаты, .мо-
ряки, летчики, рабочие, траждане Лондона
слышали ваш мощный тол. С реки
Темзы шлем вам ответ на Неву. Лондой
с вами. Каждый ваш выстрел находит от-
звук в Тондоне. ‹ Лондон приветствует
героизм Ленинграда. Герои-легчики Англия
летают вместе с героями-летчиками Совете
ского Союза. Минувшей ночью много тонн
английских = бомб засыпали Берлин.
Ленинтрадцы, помните! В ответ па бомбы,
сброшенные на ваш тород, сбрасываются
бомбы на столицу неприятеля. Победа за
нами! Да здравствует Ленинград!»,

комсомола, пославшего лучших свочх сы:
новей и дочерей защищать родной город.

— Мы гомвы битья до последней
капли крови за свободу, за независимость.
Налии силы растут и крепнут, Врат будет
разгромлен.

Долго не смолкают овации и возгласы
«Ура великому Сталину!», когда вносится
предложение послать приветственную те-
леграмму Народному Комиссару Обороны
осифу Виссарионовичу Сталину.

В этом письме трудящиеся Олессы еще
раз подтверждают свою клятву вождю —
заптищать родной город.

Митинг обратился с приветствием к ге-
роическим защитникам Денинграда и
Киева,