ay,

]
A

Орган правления Союза советских писателей СССР.
Выходит под редакцией В. Вишневского, А. Кулагина,
М. Лифшица,
Н. Погодина, А. Фадеева. ,

В. Лебедева-Кумача,
—

Е. Петрова,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

AT IPHA Sl
АЗЕТА

№ 12 (926)

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ СССР.

Еще в 1934 г. А. М. Горький в своей
речи на с’езде писателей указывал, что
развитие литератур народов СССР намно-
го опередило их изучение, В последние
годы отставание критики и историко-лите-
ратурной науки стало ощущаться еще рез-
че, так как наше многонациональное ли-
тературное движение сделало громадный
шаг вперед. Накоплен новый, весьма об-
ширный материал, требующий обобщения.
Достаточно сказать, что к нынешнему году
У нас сложилось уже около сорока нацио-
нальных литератур, в которых можно
встретить произведения всех жанров: поэ-
зию, драматургию. прозу.

вполне естественный, здоровый про-
цесс, обусловленный успехами ленинско-
сталинской ‘национальной политики. Стоит
только учесть, что при советской власти
74 народа получили свою письменность и
воспитывают свои писательские кадры, Мза-
ленькая Адыгея, например, насчитываю-
щая около левяноста тысяч населения и
имевшая еще в 1929 г. только двух гра-
мотных на каждые CTO человек, теперь
создала свою литературу. Все языки за-
звучали в согласном, стройном хоре.

При всем этом накопленный опыт еще
не сведей воедино, а достижения многих
’изциональных литератур не стали достоя-
нием всесоюзного читателя. Лучшей фор-
мой обобщения этого опыта Горький счи-
Тал создание истории национальных ди-
тератур. Это, действительно, наиболее
верный путь. Ведь только изучение исто-
рии литературных процессов и может
стать научной базой для критики. Иначе
она неминуемо будет отставать от задач,
зылвигаем перед ней самой жизнью,
будет не способна к широким историческим
обобщениям, а следовательно, к влиянию
Ha лальнейшее развитие самой литературы.

Некоторые изменения к лучшему, прав-
да, произопыи. Так, подготовка Институ-
том им. Горького большой «Истории co-
ветской литературы», составление новых
учебников национальных литератур, безус-
10BHO, “ABHAHCh TOITKOM, TOOyANBITEM pec-
публиканские союзы писателей и научно-
исследовательские институты  об’ехинить
коллективы критиков и литературоведов.
Известно, что такие коллективы сущест-
вуют нз Украине, в Грузии, в Татарии.
На Украине готовится трехтомный учебник
истории украинской литературы. Задуманы
и уже подготовляются. такие же издания
в Армении,  Азербайджаче, Узбекистане,
Белоруссии; даже в ряде автономных рес-
публик. Появились сборники историко-ли-
тературных и критических статей.

Беда, однако, заключается в том, что
Bee это делается крайне медленно. Мы ни-
Бак не научимся ставить это дело пол
общественный контроль, который мог бы
воздействовать на работу, оживить ее.
Упразднение критических. секций при сою-
зах писателей означает, что критикой и ли-
тературоведением лолжны вплотную зани-
маться союзы писателей в целом, как об-
‚ Щественно-творческие организации. Это
значит, что создание истории советеких
литератур также должно находиться под
общественным контролем союзов писателей.

Хотя создаваемые в республиках лите-
ратурные научно-исследовательские инети-
туты вбирают обычно в свой состав на-
личные калры критиков и литературове-
хов--членов Союза писателей, на практике
возникает часто разрыв между работой
критика и литературоведа как члена Сою-
за писателей и как научного работника
литературного института. Отсюда необхо-
димость — наши литературные научно-
исследовательские институты’ теснейшим

разом связать с работой союзов писате-
лей. Бак может любой наш институт ли-
тературы существовать оторванно от прак-
тических проблем и задач, вылвигаемых
литературной жизнью? Проведение юбилеев
классиков, вопросы классического наеле-
AHA, проблемы формирования литературно-
го языка, наконец, общие задачи уяснения
путей развития современной литературы—
все эти вопросы в равной мере, хотя и
под разным углом зрения, составляют со-
держание работы и союзов писателей и
научно-исследовательских институтов.
Здесь интересы научных учреждений и
с0юзов писателей переплетаются. На деле
же мы часто наблюдаем обратное: распы-
ленность и разобщенность кадров.

Вплотную стал уже вопрос о создании
маркоистеких книг по истории литератур
народов, недавно воссоединенных c CCCP.
Два с лишним десятилетия народы При-
балтики, молдавский народ, в известной
части финский, народы западных областей
Украины и Белоруссии были против
их воли. оторваны ‘от русской куль-
туры, с которой были исторически свя-
заны, Буржуазные литературоветы немало
пюстарались за эти два десятилетия, что-
бы исказить историческую правду, очер-
нить русскую и советскую культуру, «пе-
реориентировать на Запад», в интересах
западной буржуазии, свои литературы.
Нам надо восстановить историческую
истину. Известно, что в Литве, Латвии,
Эстонии, в так называемом «паретве Поль-
ском» развивалась в условиях старой Рос-
сии своя литература, были свои литера-
турные традиции, талантливые писатели-
реалисты.

Воскресенье, 23 марта 1941 г.

Цена 45 коп.

Сегодня в номере:

шие задачи литературы.

2 стр. Иоганн АЛЬТМАН. О Любови Яровой, Анне Лу-
чининой и творчестве. М. ЗЕНКЕВИЧ. Джамбул Джабаев.
Николай ВИРТА. Наш Алексей Силыч.

3 стр. А. АДАЛИС. Единство и многообразие.  А. ЭС-
ХЕЛЬ, Л. АГАКОВ. Певец Чувашии С. Эльгер. Александр
ДРОЗДОВ. Сила традиции. БИБЛИОГРАФИЯ.

4 стр. ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОСКОВСКИХ

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. История литератур` народов СССР.
ИНФОРМАЦИЯ. Праздник советской культуры. Важней-

ПИСАТЕЛЕЙ. Обсуждение книги Н. Емельяновой и праизч
ведений А. Яшина. Выступления А. Дермана, Н. Михайя-

ва, И. Халтурина, Н. Емельяновой, В. Перцова, Н. Незло-

тели... Беседа с

ИНФОРМАЦИЯ.

бина и Д. Данина.
5 стр. М. ГЕЛЬФАНД. Как это могло

Л. ПРИЦКЕР. Драматургия Ивана Кочерги.  М. СЕРЕБ-`

РЯНСКИИ. Не домысел, а недомыслие.
6. стр. ФАКТЫ И ЦИФРЫ. Книги,

случиться?

библиотеки, чита-
М. Б. Храпченко о репертуаре театров.

Известно, далее, что передовая pea-
тистическая литература этих народов, пи-
тавшаяся идеями национально-освободи-
тельной борьбы, всецело опиралась на
опыт и традиции передовой русской ли-
тературы Белинского, Добролюбова, ШЩед-
рина, Толстого, Короленко, Чехова, Горь-
кого. Наконец, передовая революционная
литература, слагавшаяся у этих народов в
последние два десятилетия, росла пох
непосредственным ‘` влиянием, шедшим из
СССР, под влиянием советской культуры
и литературы, влиянием Горького, Маяков-
ского, Шолохова, Фурманова, Островекого.
И поэтому закономерно, что лучшие пере-
довыв писатели воссоединенных © нами
республик и областей органически и проч-
но вошли в советскую литературу. Такие
писатели, как Ванда Василевская, И. Ва-
pec, Il. Цвирка, 1. Гира, С. Нерис,
А. Упите, В. Лацие, — не случайное явле-
ние в литературе прибалтийских народов
и народов воссоединенных областей. В их
творчестве отразились жизненные инте-
ресы народов, мотивы революционной
борьбы — все то, что связывает их
крепчайшими узами co всей советской
литературой.

Что нам оставила литература названных
народов? Что составляет ее основу? Гаде
проходят линии, связующие ее с класеи-
ческими традициями мировой литературы
прошлого и советской литературой? На
Все эти вопросы может правдиво ответить
только марксистокая история литературы.

Изучение и разработка истории литера-
тур народов СССР помогут выяснить и ре-
шить ряд вопросов, имеющих как научное,
так и “политическое значение. Одной из
таких насущных проблем является Выяс-
нение культурных и литературных взаи-
мовлияний, общих истоков зарождения я
развития отдельных литератур. дна приоб-
рела актуальность в Средней Азии, y
тюркских народов в связи с подготовкой
юбилеев Навои, Низами и других великих
поэтов прошлого. Эти же вопросы етали
предметом дискуссий литературоведов и
на Кавказе, и у научных работников ин-
ститутов угро-финской языковой группы.
Возникновение подобных дискуссий —
следствие роста национального самосозна-
ния социалистических народов, развития
исторической мысли, исторических инте-
ресов в области литературы, что, несом.
ненно, *надо рассматривать как глубоко по-
ложительное явление. Известно, что на
формирование целого ряда литератур иной
раз влияли одни и те же лица, оказав-
шиеся у истоков процесса, впоследетвия

-приведшего ь возникновению самостэатель-

ных национальных языковых образований.
Так, творчество Мажит Гафури повлияло
на развитие татарской и банкирской ли-
тератур. Навои сыграл важную роль в
развитии ряда тюркских литератур. Именно
история национальных литератур при-
звана проследить эти процессы и дать
четкий ответ на вопросы, кажущиеся по-
рой неясными в силу их недостаточно
глубокой разработки. Изучение классиче-
ского наследия должно обогатить  совет-
скую культуру, содействовать еше боль-
шему укреплению дружественных связей
между советскими народами, наконец, сде-
лать достоянием всех трулящихея богат-
ства художественной литературы, создан-
ные в различные эпохи различными на-
родами нашей родины.

Другим очень важным вопросом, жду-
щим своего разрешения, является вопрос
0 месте и значении устного народного
творчества и фольклора в нашем лите-
ратурном процессе.  Неупорядоченность,
отсутствие единого научного центра и
даже правил записи и публикации фоль-
клорных произведений приволят к тому,
что начинают появляться издания, по су-
ществу фальсифицирующие народное твор-
чество. Подобные случаи возможны пото-
му. что у ряда редакторов и ‘издателей су-
ществует чисто аллилуйское отношение к
памятникам устного народного творчества.
Они готовы  восхвалять и печатать все,
что имеет марку «народного творчества,» ,
не разбираясь в действительной ценности
и даже оригинальности материала. Понят-
Н0, все это Не имеет ничего общего © на-
учным подходом к явлениям устной и
исьменной литературы,

История литературы народов СССР хол-
жна дать подлинно научную картину ли-
тературного процесса, как многостороние-
го исторического явления, включающего
все виды словесного и письменного твор-
чества. ITO — важнейшее дело советской
культуры, трудность и размах котороге
никак нельзя’ недооценивать. Оно требует
концентрации сил наших научных и ли-
тературных кадров, лучшей организации
самой работы научных учреждений и cow-
зов писателей, и уж ни в коем случае
не должно быть подвержено стихийности,
самотеку. Внимание ‘общественности —
это первостепенный фактор, помогающий
решать крупные общегосударственные, на-
родные дела. Такое внимание и помощь,
активная, действенная, должны быть о5з-
заны в создании истории литератур ‘надо’
дов СССР. ибо это действительно больнюе
народное дело. т :

МИТИНГ ПИСАТЕЛЕЙ КИЕВА ,   РАЗДЕЛЯЕМ ВЕЛИХУЮ РАДОСТЬ

ВИЕВ. (Наш нморр.). В киевском Клубе
писателей состоялся митинг, посвященный
присуждению Сталинских премий за вын
дающиеся работы в области искусства и
литературы.

С приветствиями сталинским лаурезтгам
тт. П. Тычине и А. Корнейчуку высту-
пили писатели И. Панч, И. Кочерга,
Е. Кротевич и Ю. Мартич.

С влохновенными речами на митинге
выступили Павло Тычина и Александр
Корнейчук. Они говорили о большом праз-
днике в их жизни, © готовности еще ак-
тявнее служить своим творчеством совет-
©кому народу, великой коичумистической
партии.

КАУНАС. (По телеграфу). Высокая nar-
рада писателям, поэтам, драматургам ста-
линской эпохи — праздник всей литера-
туры нашей великой родины, новое. яркое
доказательство блестящего расцвета твор-
чества в стране победившего социализма.
Писатели молодой Литовской республики
разделяют с вами, дорогие товарищи-лау-

реаты, великую радость, гордятся сталин-

ской заботой обо всех областях творческого
труда. Желаем новых достижений, достой-
ных нашей замечательной эпохи, СовдАИ
ной гением Сталина. I

ОРГКОМИТЕТ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
ЛИТВЫ.

Праздник

культуры.

советской

На московском собрании писателей

Двалцать четыре мастёра прозы, поэ-
зии, драматургии и критики награждены
Советом Народных Комиссаров Союза ССР
Сталинской премией первой и второй сте-
пени,

Радостный праздник советской литера-
туры был отмечен торжественным собра-
нием московских писателей, состоявшимея
в клубе 19 марта. Приветствуемые горя:
чими аплодисментами сталинские лауреа-
ты — А. Толстой, С. Сергеев-Ценский, К.
Тренев. Н. Погодин, Н. Вирта, С. Михал-
ков, А. Тварловский, В. Соловьев и И.
Нилин — заняли места в президиуме.

Открывая собрание, А. Фадеев сказал,
что нограждение людей. отлающих свои
знания, талант и труд на преобразова-
ние и улучшение жизни нашего народа,
кажется особенно замечательным в дни,
когда капиталистические страны ввергну-
ты в разрушительную кровавую мировую
бойню. Это натраждение не только отмз-
чает успехи талантливых деятелей науки
и искусствах за последние 6—7 лет, но
является в то же время и программой
нашей дальнейшей работы.
` Наряху с мастерами, прошедшими боль-
пюй творческий путь, награждены моло-
Able писатели, проявившие себя лишь за
последнее десятилетие, люди самых раз-
нообразных. жанров и видов литератур-
ного труда — от создателей монументаль-
ных эпопей до. авторов массовых песен.

Партня и правительство отметили лю-
дей, произведения которых имеют громад-
ный, общественный резонанс, эти произ-
ведения патриотичны, они служат защи-
те нашего социалистического отечества,
служат освобождению человечества от ига
капитализм» и прославляют нашу роди-

ну. В этом большой политический емысл

награждения. _

Тов. Фадеев закончил свое выступле-
ние благодарностью партии и правитель-
ству за величайшее внимание к искусст-
ву социализма и здравицей Сталину, выз-
вавшими горячую овацию собрания.

ИТОГ МНОГОЛЕТНЕЙ РАБОТЫ.

Слово предоставляется автору эпопеи
«Севастопольская страда» С.  Сергееву-
Ценскому.

—Я едвз лю не старейший из сталин-
ских лауреатов, — сказал он, —и как
старейший я хочу прежде всего взглянуть
на прошлую жизнь писателей. Мы жили
разрозненно, по клеточкам, раз’елиненные
редакциями соперничавших между собой
журналов. нас не было и не мотло
быть общих писательских интересов.

Теперь же; в стране социализма как
писатель-художник я прежде всего чув-
ствую, что на меня смотрит вся страна,
меня читают все, а не только подписчики
того журнала, в`каком я печатаюсь. Это
придает мне очень большую энергию, м я
чувствую твердую почву под ногами.

сейчас, когла подводится итог моей
многолетней литературной деятельности, я
испытываю величайнгую благодарность к
партии и правительству, обративтим на
меня внимание, и непосредственно к
Иосифу Виссарионовичу Сталину, — кото-
рый был одним из первых читателей «Са-
вастопольской  страды».

РАДОСТЬ ХУДОЖНИКА

0 глубокой благодарности партии и
правительству и громадной ответственно-
сти, которую налагает высокая натрада
на сталинских лауреатов и всех пиезте-
лей, говорит в своей речи Е, Тренев.

— Сталинские ‘премии, — сказал он,—
учат нас требовательности к себе. Писа-
тель не должен успокаиваться на JOCTHT-
нутом, ему нужно много и упорно работать
Hal литературным произведением, тогда оо
не только не будет стареть е годами, &
наоборот, становиться все более актуальным.

Мы собрались здесь, чтобы пюрадовать-
ся светлой радостью за наших товарищей.
Но можно не только радоваться успеху
товарища, но и завиховать ему. И это
не всегда плохо, — ибо есть зависть и
зависть: Когда-то Чехов писал Горькому
0 TOM, Kak завидует, что не он написал
рассказ «В степи». Сам Горький тожа
писал однажды молодому беллетристу, что
с завистью читал ето рассказы. Это пи-
сал человек, для которого не было радо-
сти более «светлой, чем удача  мололого
писателя, и который на помощь этим уда-
чам отдал столько сердца, таланта и не-
возвратимого времени. Такая «зависть»
должна быть атмосферой налиих отнопе-
ний. Ради этого чувства и даны нам пре-
мии, недаром носящие имя человека, ко-
торый столько сил и внимания отдает
воспитанию в нас лучших человеческих
качеств, необходимых для строителей ком-
мунистического общества.

ОПРАВДАЕМ НАГРАДУ

А. Твардовский отмечает громадный
путь, пройденный за короткий срок совет-
ской литературой, которая прославила на-
шу страну классическими, уже всемирно
известными произведениями, — «Тихий
Дон» и «Чапаев».

— Проявленная ‘нашим правительством
щедрость, -— пюдчеркивает А. Твардов-
ской, — должна быть оправлана советскя-
ми писателями. Я натражден за работу
моего юношеского периода, за произведе-
ние 0 колхозной жизни. Теперь колхоз-
ная тема перестает быть для меня един-
ственной, такой же близкой и родной стз.
новится для меня тема Брасной Армии.

НА БЛАГО. РОДИНЫ

Поэта Твардовского сменяет Ник. Вирта.

— Я познакомился © представителями
молодой литературы Советской Латвпи.
Еще недавно их жизнь была бесемыслен-
ным, беспрарным существованием. Низкие
по идейно-художественному уровню про-
изведения буржуазных литераторов широ-

ко рекламировались, в то время, как за-
малчивалось и уничтожалоеь творчество
прогрессивных писателей. Яркой иллюст-
рацией этого является тот факт, что
прекрасный фильм и роман В. Лациез
«Сын рыбака» были окружены заговором
‘молчания.

И теперь, когда писатели Советской
Латвии прочли 06 этом награждении и
увидели, как процветает советская куль-
тура, они лишний раз убедились, каким
вниманием и почетом окружена литерату-
ра в советской стране и как радостно
работать советекому писалелю на блато
его народа.

ВЫСШИЙ СУДЬЯ — НАРОД

Выступивший затем В. Соловьев так-
же горячо благодарит советское  прави-
тельство за высокую награду.

— Если бывает у писателя настоящая
радость, то она и заключается именно во
внимании к нему со стороны его ‘народа,
его партии и его правительства, Высший
судья тому, что пишет писатель, прежде
Беего его великий адресат — народ и пра-
вительство народа, выражающее его волю.

Что касается меня, то в ответ на вы-
сокую награду я буду продолжать свою
работу, побуждаемый к этому в первую
очередь любовью к моему народу, внима-
нием ко мне нашего правительства, смыс-
лом собственной жизни и желанием
победы коммунистического общества.

ФАКЕЛ ЭСТАФЕТЫ

На трибуне — А. Толстой.

— Товарищи, награждение деятелей ис-
кусств и науки высакой наградой — Ста-
линской премией совпадает с величествен-
ным указом правительства CCCP двухеот-
миллионному народу © том, чтобы за 15-
летний срок мы вышли на первое ‘место
в мире, по всем экономическим показателям.

Мы должны выполнить этот наказ, и
мы, ето выполним, это так же несомнен-
HO, Kak три предыдущие сталинские пя-
тилетки. rod

Сталинская премия это — факел эста-
феты ‘на величественном, непомерном и
неслыханном в исторни пути’ Советекого
Союза, нашем пути к коммунизму.

Настоящему собранию рапортую о ра-
ботах, которые я должен выполнить в
1941 году:

маю” закончить роман «Xwypoe ут-

ро» — третью книгу трилогии  «Хожде-
ние по мукам».
\ осени — налисать, пьесу «Иоанн

Грозный».

С осени этого года начать третью кни-
гу трилогии «Петр [» с тем, чтобы за-
кончить ее в 1942 году.

Да элравствует вдохнфвитель нашего
советского творчества товарищ Сталин!

*

Под бурные аплодисменты собрание
приняло приветствие товарищам Сталину
в Молотову, в котором говорится: «Вее-
ми своими достижениями, всем, что есть
передового, сильного и прекрасного в ду-
ше художника слова — советская злите-
атура обязана прежде всего нашей ве-
ликой коммунистической партии, налиему
любимому, родному Ибсифу Виссарионовичу
Сталину, нашему правительству и на-
пюму советскому народу. Вот почему ce-
годня, приветствуя лауреатов Сталинских
премий, мы обращаем напги взоры и все
чувства и мыели к‘партии, к Сталину.
Мы говорим во весь голос, на весь мир:
мы самые счастливые и свободные ху-
дожники слова! :

жизни нашей социалистической ро-
дины наука, искусство и литература
подняты на такую высоту, о которой пи-
сатели в мире капитализма не могут да-
же м мечтать. И с этой высоты, глядя
на бесчеловечный мир капитализма, видя
кровь и пожар второй  империалистиче-
ской войны, мы с тем большей гордостью
поднимаем могучее красное знамя совет-
ской культуры, свободного социалистиче-
©Кого слова. Пусть широко и побелно ре-
ет оно над миром угнетенных и экенлоа-
тируемых, укрепляя в их сердцах наде-
жду и веру в неизбежную победу социа-
лизма во всем мире!»

На собрании московских писателей,

ласти ‘искусства м литературы.

ВАЖНЕЙШИЕ ЗАЛАЧИ ЛИТЕРАТУРЫ

Два вечера продолжалось собрание пат-
тийной организации Союза советских пи-
сателей, посвященное итогам ХУШ пар-
тийной конференции ВКП(б).

Доклад сделал т. А. Фадеев. Вначале
он говорил о том отромном значении, ка-
кое имеют вопросы, обсуждавшиеся на
ХУШ партконференции, в жизни нашей
партии и в жизни советского народа.

— Мы, работники литературы,  долж-
ны подумать о том, как применить к на-
шей области все то, о чем так страстно
говорилось на ХУШ партийной конферен-
ЦИИ. ‘

— В’ последнее время в- нашей - лите-
ратурной жизни было несколько  корен-
ных, принципиального значения’ идейных
событий, которые по существу определи-
ли для нае наши задачи и пути осуще-
ствления этих задач.

Это прежде всего те указания,  кото-
рые дали ‘нам руководители партии. Без
всякого преувеличения вх можно назвать
программой нашей работы. Исключитель-
ное значение для развития нашей ли-
тературы имеет решение ЦК ВЕП(б) о
литературной. критике и библиографии и,
наконец, последнее постановление прави-
тельства о присуждении Сталинских пре-
мий

Докладчик сосредоточил свое внимание,
главным образом, на трех вопросах. Пер-
вый из них — 0 коренном повороте со-
ветской литературы к современным проб-
лемам социализма, о повороте писателей
лицом к живой действительности, к росту
‘в формированию советского человека, к
темам советского патриотизма, к темам
труда, как основного критерия обществен-
ной полезности человека.

— Необходимо, — продолжает т. Фа-
деев, — до конца преодолеть ложные,
буржуазные представления © литературе,
которые сводятся в конечном итоге к т0-
му, что литература будто бы развивается
внутри собственного ‘духовного ряда, а не
является отражением живой действитель-
ности, не является выражением идей и
чувств своего общества и своего времени.

Люди, желающие воздействовать своими
произведениями на психологию современ-
ного советского человека, не могут ‘это
совершить без ‹ перестройки своего внут-
реннего сознания, без органической свя-
зи в жизнью, © бытом, деятельностью
миллионов трудящихся напей ‘страны.

В нашей. среде имеются еще люди, ко-
торые считают, что ‘литератору достаточно
‘быть ‘только талантливым. Больше ничего
ему не нужно. Остальное; придет. camo. co-
бой. Такое представление ‘в’ сознании ‘ча-
сти. налиих_ литераторов не что иное, как
нежелание преодолеть трудности создания
нового искусства, это своеобразное выра-
жение сил прошлого, косных сил, тяну-
щих литераторов назад. В преодолении
этой косной силы, этих ложных предета-
влений в значительной степени. состоит
Halla задача идейно-творческого воспита-
ния. Противопоставление морального кон-
кретному есть нелепость, потому что мо-
рали можно научить на чем-то конкрет-
ном, на живом. Наша мораль прежде“ вее-
го проистекает из отношения человека к
труду. И беда налней литературы, что
как раз труд в ней очень мало отражен.

Второй вопрос, которого коснулся в ево-
ем докладе А. Фадеев, — это наличие в
нашей литературе, особенно среди молоде-
жи, таких поэтов и драматургов, а отча-
сети и прозаиков, которые. целиком учили
в лирические темы узко-индивидуального
характера, ушли от больших  политиче-
ских, моральных, духовных задач нашего
времени.

Мы вовсе не хотим, чтобы в литерату-
ре не писали о любви, о дружбе, о семье.
Это неизбежно и, это необходимо в усло-
виях формирующегося нового общества. Но
вся беда заключается в том, что в ряде
произведений эти глубоко общественные
темы разрабатываются в отрыве от живой
действительности.

Социалистическая жизнь внесла много
нового во все отношения людей. Нам и
нужно показать это новое, социалистиче-
ское в его борьбе со старым, а во многих
произведениях видишь повторение  прой-
ленного, то, что было написано и рань-
ше поэтами старого общества и наплиеано
лучше.

Третий вопрос, на котором остановился
А. Фадеев, — это проблемы оборонной
литературы. Речь шла ® произведениях,
показывающих войну.
ИН 3

посвященном

ведений.

Бросается в глаза, что во многих пре-
изведениях эта важнейшая тема решзетея
необычайно легко. Совершенно не пока-
заны трудности преодоления врага. Нод-
виги людей частенько похожи один на
другой, потому что люди даны на одно
лицо.

В войне советского народа ¢ вратами
родины, на полях сражений происходит
формирование людей, рост человеческого
сознания, проявляются новые взаимоотно-
шения. Эта ответственная’ тема только
тогда зазвучит истинно патриотично, ко-
гда в ней будут поставлены большие во-
просы жизни современных людей. Чем в
конце конпов сильны произведения совет-
ских писателей о гражданской войне?
Разве только описанием сражений, опи-
санием бивуачной жизни? Нет, они силь-
ны тем, что в них показаны характеры
людей, их столкновения, судьбы миллио-
нов.

Надо также не забывать, что эти недо-
статки современной оборонной литературы
дают пищу для людей скрыто-враждебных,
которые хотели бы вообще отвести совет
скую литературу от тем советского пзт-
Тистизма. Эти люди под видом критики
слабостей стремятся высмеять все, что
создано в этой области, — таким людям
нужно давать отр.

Большюе место в докладе т. Фадеева за-
нял вопрос о литературной критике и ее
кадрах, разбор критических статей в ряле
журналов.

„В последней части доклада речь ла,
главным образом, о необходимости покон-
чить с организационной нечеткостью в
работе президиума союза, об удовлетворе-
нии творческих запросов писателей. 0
том, что органы союза — издательство,
журналы, клуб — пока еще мало помо-
гают президиуму в работе с каждым OT
дельным литератором, о привлечении веех
членов президиума в более активной дея-
тельности в самом президиуме.

*

Горячее желание повернуть творчество
писателей к задачам, поставленным пар-
тией перед страной, отмечало все речи
ораторов.  Разделяя положения, выхвину-
The доклАдчиком, товарищи в CBOHX BBI-
ступлениях дополняли их, вносили но-
вые предложения.

Неречисляя ряд книг, затрагивающих
тему труда, т. Бахметьева предлагает ox-
‘Ну из творческих конференций писателей
посвятить подробному разбору этих’ нроиз-

Группа литераторов — А. Безыменский
С. Обрадович, Е. Долматовский и другие
товарищи-—в своих выетуплениях подели-
лась опытом работы в печати ряда москов-
ских заводов. Здесь, помогая поэтическим
словом проводить в жизнь решения ХУШ
Всесоюзной партийной конференции, ли-
тераторы в то же время обогащаются ин-
тересными наблюдениями, ветречами ес но-
выми людьми. Многим литераторам рабо-
та на заводах помогает осуществлению их
творческих планов.

0 том, что партийная организация лол
жна больше внимания уделять области ли-
тературной критики, в особенности твор-
честву коммунистов-критиков, обсуждая на
своих заседаниях их работы, говорил в
своем выступлении В. Ермилов.

— Партийная организация Союза ниса-
телей, — говорит 0. Хвалебнова, — 050-
бенно в последнее время, много внимания
уделяла творческим вопросам, в частно-
сти конкретной работе отдельных комму-
нистов-писателей, помощв президиуму. в
его деятельноети. Но когда полводишь пер-
вые итоги этого поворота вашей работы,
— продолжает она, -— видишь и еерьез-
ные недостатки. Обсуждение произведений
не достигает еще необходимой глубины, не
всегда на основе конкретного разбора той
или иной книги товарищи в состоявни пю-
ставить большую литературную проблему.

Кроме того, многие товарищи товорижи
о большем внимании к творчеству каждс-
го литератора, о необходимости бороться ¢
рецидивами групповщины в литературной
среде.  Выступавиеие товорили о том, ка-
кими достойными произведениями писатели
должны встретить 25-ю годовщину Вели-
кой Октябрьской революции.

В прениях по докладу т. Фадеева, Epo-
ме перечисленных выпю, выступили TT.
Никулин, Санников, Калиньченко, Сигков-
ский, Ниало, Богданов, Сурков, Коган,
Чернявский и Люобанский.

присуждению Сталинских премий за выдающиеся работы а ©6-
Фото 6. Курновкюь