А. С. СЕРАФИМОВИЧ В СВЕРДЛОВСКЕ

СВЕРДЛОВСК. (Наш ворр.). Почти двё недели пробыл в Свердловске автор «е-
лезного мотока» A, С. Серафимович. речи © писалелем были отганизованы на
ряде заводов, в вузах и библиотеках, а также в Ломе партпросвещения, в театре -
им. Луначарского и в Доме печати.

Рабочие, служащие, писатели и журналисты, учалциеся школ и студенты тепло
приветствовали одного из старейших советских писателей,

А. С. Серафимович рассказывал о своих встречах © Горьким, Короленко, Андрее-
вым, Куприным и другими писателями. ?

На снимке: А. Серафимович беседует с ‘автором книги уральских сказов «Мала-

хитовая шкатулка» П. Бажовым. Фото И. Тюфякова-

- соо

Теория и история
_ литературы.

Ученый совет Института мировой лите-
ратуры им. А. М. Горького одобрил к пе-
чати законченный сейча порвый TOM
«Истории английской литературы».

На том же заседании Ученый совет ут-
вердил к печати первый оборник теоре-
тических работ института. В сборник во-
тли статьи Г. Абрамовича «Проблема тю-
этического образа». Г. Поспелова «К раз-
траничению понятия стиля, метода и на-
правления», М. Столярова «Принципы
анализа поэтического языка», Л. Якобоо-
на «Образность в поэзии›, Г. Бровмана
«Проблема драмы в русской эстетике» и
В. Никонова «Строфика».

Больнюй интерес ‘представляет  подго-
товляемый отделом античной литературы
института мифологический словарь. Ha
основе просмотра античной литературы
создана картотека мифологических имен
И образов в 4—5 тысяч карточек.

Первый том мифологического словаря,
от буквы А до буквы В, будет закончен
составлением в этом году.

Мифологический словарь, не только
справочное, но в известной части и эн-
нциклопедического характера издание,
включает ряд сводных статей по отдель-
ным разделам и проблемам мифологии.

Интерес к творчеству

Низами

МАХАЧ-КАЛА. (Наш корр.). Творчество
Низами оказывало и оказывает огромное
влияние на поэзию народов Дагестана.
Произведения тениального  азербайджан-
ского поэта пользуются большой популят-
ностью и у лезгин, и у аварцев, и у дар-
тинцев. Люди, близкие к Сулейману
Стальскому, рассказывают, что алпуг знал
наизусть всю поэму «Лейли и Меджнун».
Хорошо знал поззию Низами и глубоко
восхищался ею классик аварской литера-
туры Махмуд из Бетль Кахаб-Россо.

И не случайно, что предстоящий юби-
Глей Низами вызвал в Датестане . всеоб-
щий интерес. Писатели и поэты респу-
блики проделали большую работу в части
популяризации и пропаганды произведе-
ний Низами. На все основные языки на-
родов Дагестана переведены лирические
стихи поэта и отрывки из «Семи портре-
тов красавиц». Переводится на кумыкский
язык поэма «Лейли и Меджнун». —

Готовится специальная радиопередача
на тему: «Низами и датестанокая литера-
тура». Будут проведены доклады © твор-
честве Низами.

У ПИСАТЕЛЕЙ БАШКИРИЯ

УФА. (Наш корр.). В связи с подтотов-
кой к предстоящей в будущем году декаде
башкирского искусства писатели респуб-
лики © большим интересом взялись за
ссздание новых драматургических произ-
ведений. Пьесу о людях Второго Баку пи-
met А. Чанышев. Переработкой драмы
«Салават Юлаев» занят Б. Бикбаев. Герои-
ческую борьбу Красной Армии за взятие
Уфы показывает в своей пьесе ›Р. Ниг-
мати.

М. Бурантулов и В. Галимов  тотовят
бытовую драму (о башкирской свадьбе).
Над пьесами также работают С. Кудашев,
А. Киреев, К. Даянов и др. Либретто для
нескольких опер пишут С. Мифтахов,
М. Хай, Х. Каримов.

Каталог Музея
западного искусства

Музей нового западного искусства вы-
пускает в ближайшем будущем каталог
© перечнем всех произведений живописи,
скульптуры и рисунков, находящихся в
ето экспозиции и запасниках. В каталог
войдет, около полутораста кратких твор-
ческих биографий художников, чьи про-
изведения имеются в фондах музея. Био-
графические данные о художниках будут
дополнены точным перечнем их работ,
хранящихся в музее, с указанием дат их
написания. Таким образом, каталог явит-
CH пенным материалом по истории вза-
падноевропейского изобразительного искус:
ства и первой половины В.

Авторы каталога — коллектив науч-
ных сотрудников музея, редактор — А. И.
Леонов. Каталог будет  иллюстрирован
80 репродукциями наиболее значительных
произведений искусства, хранящихся в
фондах музея. АН

Вечер Алексея Толстого

Творческий вечер Алексея Толотото ©о-
стоится 20 апреля в Доме ученых.

Писатель прочтет отрывки из своето но-
вото романа. Артисты С. Г. Бирман иБ. Г.
Добронравов выступят с чтением глав из
трилогии «Хождение по мукам». Затем бу-
дут исполнены сцены из пьес А. Толсето-
то «Петр 1› и «Золотой ключик».

КНИГИ

«ГИМН РЕМЕСЕЛ». Два новых произ-
ведения Н. Асеева «Гимн ремесел» и зим-
HAA сказка «Кутерьма» вышли одной
книжкой массовым тиражом в Детизда-
те. Стихи иллюстрированы художником
Л. Головановым.

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ Б. ИВАНТЕРА.
Первая книга Б. Ивантера для взрослого
читателя выходит в издательстве «Совет-
ский писатель». В сборнике — повести
«Четыре товарища», «Моя знакомая» и
рассказы «Аварийная ночь» и «Мальчиш-
ка». Это — произведения 0 любви, о
юности, о глубоком чувстве материнства.
За исключением повести «Четыре товари-
ща», относящейся к периоду гражданской
войны, все веши посвящены темам сегод-
няшнего дня.

«ПРОПАВШИЙ БРАТ». Роман Н. Анова
посвящен эпохе гражданской войны. Это
приключенческий советский роман, в ко-
тором два мальчика ипкут своего брата,
уехавшего в 1918 г. с детским домом из
Ленинграда в Сибирь. Гражданская звой-
на показана в книге от лица самих ге-
роев — детей. Книга выходит в издатель-
стве «Советский писатель». .

«НАПОЛЕОН» Ж. ЛЕФЕВРА, Историче-
ская редакция Гослолитиздата подготовила
KR печати монографию французского про-
фессора Ж. Лефевра о Наполеоне. Труд
охватывает историю Европы от конца
ХУШ по первую четверть ХГХ века. Мо-
нография МЛефевра считается одной из
первоклассных работ буржуазной историо-
графии. К книге приложена библиография
материалов и исторических источников.
«Наполеон» выйдет с предисловием акаде-
мика ЕВ Тарле. т

«КРАСНОАРМЕЙСКИЕ ПЕСНИ». Воен-
издат выпустил в свет сборник красноар-
мейских песен. В него включено около 75
песен В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, Е.
Долматовского, В. Луговского. М. Алитер,
М. Матусовского, А. Коваленкова и дру-
гих советских поэтов. Стихи сопровожде-
ны музыкальными текстами.

«В СНЕГАХ ФИНЛЯНДИИ». Под таким
названием в том же издательстве выходит
в свет книга Н. Митрофанова, представ:
ляющая собой фронтовые записки млад-
‘шего командира о боях с белофиннами.

Артист Куанышпаев в роли Абая Ну-
нанбаева в пьесе М. Ауэзова и Л. Со-

болева «Абай». Пьеса идет в Алма-

Ате на сцене Казахского академиче-

ского театра драмы в постановке
А. Токпанова.

В этом чистеньком и тихом переулке
на Таланке нет и двух десятков. домов.
Здесь почти He елышно грохота трамва-
ев. Только изредка пробежит автомалтина.

Апрельское солнце Звыманило ребяти-
шек на улицу. Она вся наполнена
их говором, криками, смехом. Вот, забыв
на время игры, они с любопытством еле-
UAT за шатающей по мостовой группой
школьников.

—А, эт в музей Маяковского...

И нам уже не надо было спраптивать,
где здесь дом номер пятнадцать.

Котда-то по этому переулку несколько
раз в день проходил Маяковский, Он
жил тотда в верхних комнатах небольню-
TO двухэтажного дома, ‘расположенного
в самом конце переулка. Теперь в этом
доме’ — библиотека-музей Маяковского, &
бывттий ТГендриков переулок носит имя
генизльното поэта советской энохи.

Сюда только что пришла экскурсия
пткольников. В библиотеке-музее побыва-
ло уже несколько десятков тысяч чело-
век. Дом № 15 по переулку Маяковского
знаком не только москвичам. Сельские
учителя с Украины, пограничники с Ge-
Регов Тихого океана, студенты из Гру-
зии, многие, кому дорого и близко творче-
ство поэта, приезжали сюда.

Библиотека не замыкает свою работу в
четырех стенах. Так, в 1939 г. музеем
была организована в Сочи выставка, по-
священная жизни и творчеству поэта. На
ней побывало 12 тысяч человек. В прош-
лом году в павильоне печати и в кол-
хозном клубе на Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставке музей также от-
крыл две выставки. Веето Же музей об-
служил ва 1940 г. 32.000 человек.

Литературная газета

6 № 15

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер., л. 26, телефоны отделов: современной литературы и критики, писем, искусств и публицистики, иностранного — К 4-46-19; инфор мации — К 4-
611561 Е 4 Тип. изд-ва «Черная металлургия», Москва, Цветной бульв, 30.

ЛЕНИНГРАД. (Haw корр.). Открытое
партийное собрание в Ленинградском от-
делении Союза советоких пихателей дол-
RHO было обсудить журнал «Звезда» за
1940 г. Ряд произведений. напечатанных
Ha страницах «Звезды» в 1940 г., подверг-
лись суровой критике в московской и
ленинградской печати. Совершенно прав
секретарь партбюро т. Киязев, указавший
на важность вопроса, с боелышим опозда-
нием поставленного на открытом партий-
ном собрании. Но как бы. ни были хоро-
ши «предисловия» к состоявшемуся 006-
суждению, надо сказать прямо: собрание
прошло плохо, вяло, неинтересно.

Обзор прозаического отдела «Звезды»
сделал Л. Плоткин, прежде всего заявив-
пгий о том, что он... не намерен говорить
о произведениях: 1) опубликованных в
первом полугодии (ибо тогда журнал ре-
дактировала иная редколлегия), 2) напе-
чатанных в «Звезде» в виде отрывков и
фратментов и 3) требующих специального
обсуждения, как, например, последняя
часть романа Саянова «Небо и земля» (?).
Облегчив подобными «купюрами»  стоя-
щую перед ним задачу критического 0630-
ра прозы, напечатанной в 1940 г., т. Плот-
кин поделился своими соображениями об

отдельных произведениях, все же остав-
игихся в поле его внимания: = романе
Н. Пинегина «Геортий Седов», повести

В. Беляева «Дом на Житомирской», очер-
ках Л. Канторовича «Пограничники идут
вперед», рассказах М. Зощенко о Ленине
рассказах Ю. Термана о Дзержинском,
рассказах Е. Федорова о Кирове, повести
В. Иванова «У синего моря», рассказах
Н. Павловой.

— За редким иоключением. резю-
мирует свои «беглые замечания» т. Плот-
хин, — проза в просмотренных мною но-
мерах «Звезды» литературно доброкачеет-
зенна и находится на ‘должном идейно-
политическом ‘уровне. Однако, — добавил
критик, большинство прозаических

ВСТРЕЧА В ОБКОМЕ

ГОРЬКИЙ. (Наш корр.). В обкоме
ВКП(б) состоялось совещание писателей.

В беседе, основной темой которой были
решения ХУШ партийной конференции,
секретарь обкома ВКТКб) т. Миронов пги-
токо осветил соетояние промышленности
Горьковской области, рассказал о передо-
вых людях ев — стахановцах, изобретате-
лях ит. п. В беседе отмечалось, что горь-,
ковские писатели еще очень мало пишут
о людях социалистической промышленно-
сти орденоносной области.

ского образования писателей.

На полях своих черновиков Пушкин

зарибовал около семисот современников,
исторических деятелей и писателей про-
лото. Многих из них он рисовал He
раз: поэтому общее число сделанных ру-
кой поэта портретных зарисовок доходит
до двух тысяч. ‘
. Кото изображают многочисленные пор-
третные зарисовки Пушкина? До сих пор
это было выяснено только в отношении
семи десятков изображенных Пушкиным
лиц. О том, кого изображают остальные
рисунки Пушкина, мы пока не знаем. К
числу разтаданных до еих пор портрет-
ных зарисовок Пушкина работами Т. Г.
Зенгер-Цявловской добавлено теперь еще
двадцать восемь. Открытия эти сделаны
исслеловательницей в процессе работы по
подготовке к печати альбома рисунков
Пушкина.

Теме «Пушкин-портретист» и был  пос-
вящен доклад Т. Г. Зенгер-Цявловской на
специальном заседании Пушкинской ко-
миссии Союза писателей. Доклад сопро-
вождалея демонстрацией на экране ряда
рисунков Пушкина. Мы увидели неизво-
стные до сих пор замечательные портре-
ты Боратынского и Дельвита, сделанные
рукою Пушкина, портрет декабриста Ка-
ховского, повешенного Николаем Т, пор-
треты Дениса Давыдова, Ф. Толстого-Аме-
pukanna, ТГрибоедова (в символически
изображенном персидском толовном убо-
ре), неизвестный ранее профиль Нико-
лаа Ь неопубликованные портреты Е. К.
Воронцовой и ряд других, не известных
вовсе или не опознанных ранее портре-
тов, сделанных рукой поэта.

Не будет преувеличением сказать, что
портрет Боратынского, зарисованный Пуш-
киным, — самый острый и выразитель-
ный из дошёдших до нас портрегов Bo-
ратынского.

Портрет Дельвига передает сложное вы-
ражение раздумья, улыбки, доброжела-
тельства в’ лице Дельвига. Лицо полное,
даже толстое, не идеализировано, как в
бюсте Гальберга, изображающем Дельви-
та. Uepectyp толстый подбородок ”Дель-
вига не стлажен, его линия подчеркивает
интеллектуальную характерность профиля.
(Предположение о том, что этот рисунок
изображает Дельвига, было высказано

Г. Антокольской проверено и под-
тверждено Т. Г. Зенгер-Цявловской). р

одном из публиковавшихся, но не
опознаниых раньше, профилей М. А.
Цявловский определил сделанный‘ рукою
Пушкина портрет ‘Ф. Толетого-Американ-
па. Докладчик подтверждает эту догад-

Тому, кто хотя бы один раз побывал
в библиотеке-музее, надолго вапомнятся
любовно сохраняемые книги, обстановка,
вещи, которыми пользовался поэт, все то,
что связано с его жизнью и творчеством.

Квартира. где жил Маяковский, состоит
из четырех небольших комнат. Две из
них занимал поэт.

Вы входите в прихожую. Вот под стек-
лом вешалка. На ней висят пальто, пеля-
па Маяковского. Рядом стоит палка.

Сразу же из прихожей вы попадаэте
в столовую. Обстановка сохранена та же,
что была и при жизни поэта.

Эта комната — свидетельница многих
васеданий нового Лефа, поэтических ве-
черов, горячих споров. Здесь Николай
Асеев читал  Маяковскому своего «Про-
скакова»...

Сейчас алтрель, Весна. Комната полна
солнца. Четырнадцать лет, назад. в один
из осенних вечеров, Владимир Владими-
рович читал здесь впервые свою поэму
«Хорошо!». На чтении среди других дру-
зей поэта был и А. В. Луначарский.

Рядом с окном на стене висит телефон
с очень длинным шнуром (Маяковский
любил во время телефонных разговоров
расхаживать по комнате). На столе —
пожелтевшие от времени несколько эк-
вемпляров газет, страница из журнала
«Отонек» за февраль 1930 г. В них за-
метки о выставке «20 лет работы». А на
стене — афиша, извещающая о том. что
1 февраля 1930 г. открывается выставка,
посвященная 20-летию литературной дея-
тельности поэта.

Из столовой дверь ведёт в рабочий ка-
бинет поэта. Ничего лишнего здесь нет.
Диван. На стене коврик-плащ сарапи,

ЕМАДИАТЬ НОМЕРОВ «ЗВЕЗДЫ»

произведений в журнале чрезвычайно рет-
роспективно, обращено в прошлое, в
историю. Современная тема занимает в
«Звезде» явно недостаточное место.

Разбирая поэтический отдел «Звезды»,
А. Дымщиц, в отличие от т. Плоткина,
методически перелистывал журнал, номер
3a номером, квалифицируя почти каждое
стихотворение, как «удачное» или «не-
удачное», «понравившееся» или  иепо-
нравившееся». Но общие выводы оказались
у т Дымщица тоже чересчур краткими и
свелись к указаниям на «музейное вос-
приятие современности»
гих стихотворений. ; .

Нанболее полемическим было сообщение
0. Цехновнцера о критическом отделе
журнала. .

— Критики разных  налтравлений, раз-
ных взглядов, -— говорит т. Пехновицер,
— мирно уживаются на страницах «Звез-
ды>.

В качестве примера он указал на ста-
тью Б. Эйхенбзаума о Тынянове, считая
еб сугубо формалистской, и статью А. Кри-
Бвошеевой о Луначарском, в которой он
нахолит воинствующий вульгарный социо-
логизм. — Руководители критическото от-
дела «Звезды», — утверждает т. Цехно-
вицер. — не только не. имели своего
взгляда на современную литературу, но
проходили мимо крупнейших явлений
современной литературной жизни.

Ответу 0. Цехновицеру посвятил свою
речь И. Груздев, редактировавший в по-
следнее время «Звезду». Выступлением но-
вого редактора журнала Н. Лесючевского
и высказываниями т. Равича... прения
были исчерпаны! Хотя т. Князев в заклю-
чение и заявил о том, что «данное обсуж-
дение — только начало разговора, кото-
рый, должно быть, продолжит сама ре-

‚дакция», но едва ли эти об’яснения могут

повысить оценку плохо подготовленного
открытого. партийного собрания.

_ ТВОРЧЕСТВО КРАСНОФЛОТЦЕВ

Управление политической пропаганды
Тихоокеанского флота об’явило конкурс на
лучшее произведение для краснофлотокой
художественной самодеятельности. Цель
конкурса — обогатить репертуах самодея-
тельных коллективов кораблей и частей
флота новыми песнями, стихами и пье-
сами о героических делах тихоокеанцев.

За первые десять дней на конкурс по-
стунпило свыпю 130 рукописей. Заслужи-
вают внимания песня «Тихоокеанцы>,
«Краснофлотская песня о Сталине», одно-

Были затронуты и вопросы экономиче-   актная пьеса «Комендоры>.

Г. ХАЛИЛЕЦКИЙ

Пушкин-портретист

ку, сопоставив рисунок Пушкина с доку-
ментальными портретами «американца»
Толстого. Портрет этого необыкновенного,
преступного и привлекательного человека,
как сказал о нем Лев Толстой, сделан-
ный рукою Пушкина, очень выразителе

Замечателен не  ттубликовавпгийся
сих пор портрет Е. К. Воронцовой (сде-
ланный на отдельном листе), о котором
Т. Г. Зенгер-Цявловская товорит, как 0
портрете, синтезирующем бесчисленные
зарисовки Воронцовой, проходящие в ру-
кописях Пушкина. ;

Самые методы, использованные иссле-
довательницей для разгадки ряда порт-
ретных зарисовок Пушкина, применены
ею чрезвычайно интересно и остроумно.

Обнаруженный Т. Г. Зенгер-Цявловской в

алупкинском  дворце-музее Воронцовых
бюст Е. К. Воронцовой (ранее He 0103-
нанный) помог исследовательнице опре-
делить пушкинскую зарисовку, на кото-
рой Воронцова изображена со спины,
На полях стихов, обращенных к Велья-
шевой, Пушкин нарисовал профиль де-

вушки. Исследовательница предположила,
что профиль этот изображает Вельяше-
ву: длинные глаза и лукавое выражение
девичьего лица характеризуют в рисунке

Пушкина те же черты Вельяшевой, о ко-
торых говорят пупкинские стихи:
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор...
Но сохранившийся в Пушкинском до-
ме документальный портрет Вельяшевой
изображает ее в старости. И вот оказа-
лось, что сопоставление пушкинского ри-
сунка со старческим портретом Вельяше-
вой подтверждает догадку исследователь-
ницы; Пушкину удалось схватить глав-
ное в личности женщины, которую он
зарисовал. Он увидел и изобразил то,
чего не изменили все превращения, через
которые прошла за полстолетия та, кого
Пушкин зарисовал.

‹Т Г. Зенгер-Цявлевекой —
большой вклад в изучение рисунков поз-
та. К этому выводу пришли выступив-
шие на обсуждении ее доклада писате-
ли, художники и литературоведы. Все
выступавшие высказали пожелание об
ускорении выхода в свет специального
тома’ академического издания сочинений
Пушкина, посвященного рисункам поэта.
Эти рисунки представляют очень боль-
пюй интерес для изучения жизни итвор-
чества Пушкина.

И. ФЕЙНБЕРГ.

ЗЛЕСЬ ЖИЛ МАЯКОВСКИИ

привезенный us Мексики. Письменный
стол. На нем несколько десятков книг,
журналов. Вот его знаменитая ручка. Ча-
сы. Корзинка для бумаг. Чернильница.
Зажигалка, подаренная ему во Франции.
И блокнот с заготовочными рабочими 3a-

писями: «Жалела людей... Желудей.. В
серебре, как в песочке... Старичонки...
Височки...» Или вот еще; ‹..Все равно,

что в автомобильном Нью-Йорке искать
на счастье подкову...» И здесь же запи-
сан номер телефона 45-89.

67 записных книжек, около 150 рукопи-
сей поэта, 120 писем к Маяковскому. в
том числе от Горького, Качалова и дру-
гих лиц, 4500 сохранившихся записок,
поданных поэту во время выступлений,
и ряд друтих ценных документов насчи-
тывает в своих фондах отдел рукописей
музея.

Здесь же, в рабочем кабинете, стоит
сделанный по чертежам поэта шкаф. В
нем личные вещи Маяковского: ботинки,
галстуки и груда «свежевымытых соро-
чек».

Помните эти строки:

Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.

В этой комнате находится также тло-
бус, который купил ‘поэт ‘незадолго до
поездки за границу, дорожная подушка,
чемодан и другие предметы. Около 950

авторами мно

Bs

комиссий

Недавно в бюро национальных комиссий
Союза писателей обсуждалоя план сборни-
ка чувашской литературы. Сборник дол-
жен быть выпущен Гослитиздатом в этом
году.

С очень резкой оценкой плана выступи-
ли тт..Адалис, Тарковский, Чертова и ВБ.
Гроссман. Они осветили богатство и по-
этическое своеобразие фольклора, талант
и силу зачинателей чувашской поэзии
К. Иванова, Сеспеля Мишши, Таира Тим-
ки, М. Федорова, оригинальность и све-

‚жесть творчества современных поэтов. Вы-

сокую оценку получили стихи А. Эсхеля,
Хузангая, И. Ивника, И. Тукташа, Я. Ух-
сая, Н. Янгаюа, Уипа Мишши и некото-
рых других поэтов. Их творчество не
нуждается в снисходительной оценке.

У. всех этих поэтов есть свои слабости,
не все их стихи равноценны, но, отобрав
лучшие, можно было бы сделать сборник
подлинно поэтической книгой. Составите-
ли пошли но другому пути. Они собрали
воедино и сильные и слабые вещи, вклю-
чили в сборник стихи поэтов, не имею-
щих еще своего. лица, затромоздили
его малохудожественными  прозаическими
произведениями, как, например, романом
А. Талвива «Ты будешь инженером». Не-
благтодарную роль защитника этого рома-
на взял на себя един только И. Меньши-
ков. Но его выступление было неубеди-
тельно, так как исходило из неправиль-
ной установки — снисходительного отно-
шения к неопытному писателю молодой
республики.

Правильно указали выступавнтие на CO-
вещании чувалиские писатели, что при
более внимательном отношении со сторо-
ны составителей сборника нетрудно было
бы найти хорошие рассказы.

Немудрено, что при таком методе со-
ставления, да еще при наличии плохих
подстрочников, издательство долго не ре-
шалось выпустить сборник.

После всестороннего обсуждения мате-
риалов сборника бюро постановило про-
сить Гослитиздат ускорить выпуск сбор-
ника чувашской поэзии, оказав издатель-
ству помощь в его составлении. Решено
также организовать в Чувашии писатель-
ский семинар, на котором в первую оче-
редь обсудить роман А. Талвира, и при-
ступить к ознакомлению и изучению про-
зы чувашских писателей,

те Е А

Народный артист РСФСР А, К. Поля-

ков в ропи Гамлета в Воронежском
обпастном театре драмы.

мемориальных вещей ‘хранится в библио-
теке-музее.

Очень интересен Зыставленный в музее
макет комнаты в Лубянском проезде, где
умер Маяковский. Художник В. Сеньков с
большим мастерством воссозлал в миниа-
тюре последнюю квартиру поэта. Макет
этот теперь перенесен на открывающуюся
постоянную выставку Маяковского.

Отдельные залы в библиотеке-музее от-
ведены под выставку, которая знакомит
посетителя с жизнью и творчеством поэ-
та. В разделе «Работа в РСДРП(б)» экс-
понирован любопытный документ: лонесё-
ние смотрителя полицейской части о по-
ведении заключенного Маяковского. Ha
донесении резолюция начальника охран-
ного отделения: перевести Маяковского в
одиночную камеру пересыльной Бутыр-
ской тюрьмы. :

Привлекают внимание в разделе «Обла-
ко в штанах» страницы из первого изда-
ния поэмы, испешренные цензурой. а в
разделе «Маяковский и Горький» —` поч-
товая открытка Алексея Максимовича по-
ety. Ha ‘Heit рукой А. М. Горького нали-
сано: «Ст. Куоккала. Дача Каллари Т. А.
Богданович. Для Вл. ‘Маяковского.
‘Вуду рад видеть Вэс. Если можно при-
езжайте К часу, к завтраку. Всего доброго.

Боя A.. Пешков».

иотека-музей пользуется болыпим
вниманием посетителей Ежедневно сюда
приходят школьники, красноармейцы. ‘пе-
датоги, студенты. Прихолят и те, кто
давно любит поэта, ‘кто хорошо знажом с
его творчеством, ‘и’ те, кто, быть может
уйдя отсюда, впервые по-настоящему уз.
нает его мужественную жизнь и его пре.
красную ‘поэзию. В. ПЛУН,

34-60;

На снимке: ионференция читателей выборгсной библиотеки.

$ иллюстраций и секретариата — К 2-20-95.

Фото д Пра

oo a =

В бюро национальных   Беседы и лекции

о Навои

Писатели, журналисты и научные ©9-
трудники института языка и литературы
Кара-Калпакии готовятся к юбилею Али.
шера Навои. Переведены и сданы в про-’
изводство поэмы Навои «Фархад и Ши-
рин», «Лейли и Меджнун» и сборник ли- }
рических стихотворений. В районных цен-
трах республики, в учебных заведениях,
рабочих клубах проводятся беседы, лек-
ции о жизни и творчестве Навон.

В кара-калпакском краеведческом музее
организована выставка произведений уз
бекского поэта, биографических материз-
лов, рисунков, фотокопий, отображающих
эпоху и жизненный путь Алишера Навои.
Такие же выставки открываются в тур)
кульском кинотеатре и кара-калпакск’,

Государственном драматическом театре ty з

Станиславского. Одна передвижная вы-
ставка отправляется в районы респуб-
лики.

Мих. БЫКАДОРОВ,
Турткуль.

Увековечение памяти А, Блоха

ЛЕНИНГРАД. (Наш  корр.). Исполком
Ленинградското городского совета выны
решение об увековечении памяти Алек-
сандра Блока. На доме № 57 по ул. Де.
кабристов, где жил и умер поэт, устанав-
ливается мемориальная доска. Прах Бло-
ка будет перенесен со Смоленского клад:
биша в Некрополь (бывш. Литераторскив
мостки Волкова кладбища).

Об‘является конкурс на проект надгроб-
ного памятника поэту.

Новые пьесы

% Новая пьеса К. Паустовского «По
ручик Лермонтов» обсуждалась на-днях в
ВТО. Присутствовавиие на обсуждении лер-
монтоведы . сделали замечания к пьесе,
указав на отступления автора от истори-
ческой документальности.

3 Читка и обсуждение пьесы В. Воль-
кенштейна и Пир-Мухамед Зода «Рустам
и Сухроб» состоялась 10 апреля в Каби-
нете Горького и советской драматургии
ВТО. Пьеса переведена‘ на таджикский
язык и подготовлена к показу ес в Мос-\
кве в дни декалы таджикского искусства,

В ПУШКИНСКОЙ КОМИССИИ

Президиум ССП ввел в состав Пушкин.
ской комиссии поэтов Н. Асеева, И. Сель-
винского и историков литературы Г. Вн-
нокура и И. Розанова.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Разрешите через посредство «Литера
турной газеты» исправить досадную ошиб.
ку, допущенную в оборнике стихотворений.
К. Батюшкова, только что вышедшем пот
моей редакцией в серии «Библиотека поз
та» (изд. «Советский писатель»). Готовя
это издание, я предпринял просмотр раз
личных рукописных собраний и, между
прочим, обнаружил в двух архивах (Too
Лит. музея и Всесоюзной библиотеки их.
Ленина) два автографа Батюнткова с те.
стом росьмистишия «Ты велилшь мне раз
нодушным...». Под этим  восьмистишиех
имеется не только собственноручная под.
пись Батюнкова но и дата налтисаняя,
Все это`и дало основание напечатать этот
текст в сборнике Батюшкова. Однако, ком
да книга вышла, выяснилось, 9710 эм.
восьмистишие является вариантом первой
строфы одноименного стихотворения Ю. Не
лединского-Мелецкого. Считаю своим дол
ом предупредить об этом читателей но’
Boro издания Батюшкова.

Б. МЕЙЛАХ.

Редакционная коплегия: В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. КУЛАГИН (ors. редактор),
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ//
а Ре

ЛИТФОНД СССР

ДОВОДИТ ДО СВЕДЕНИЯ
ПИСАТЕЛЕЙ:

ОТКРЫТ ПРИЕМ
ЗАЯВЛЕНИЙ

В ПИОНЕРЛАГЕРЬ ВНУКОВО

ПОД МОСКВОЙ.
*

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ с 8 лет до №5
лет включительно.

ВН вов но нне низ иль зао визи из

Изд- $ }
BIO! sMesutyanponmas КОГИЗ
книга»

ВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТИ
и поступила ‘в продажу книга®
НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

БЕХЕР И.

‚ ПРОЩАНИЕ. Роман.
452 стр. . Ц. в пер. 19 руб.

ПРОДАЖА В КНИЖНЫХ
МАГАЗИНАХ КОГИЗА.

Почтовые заказы направляйте в бли:
жайшее ‘областное (краевое) отделе.
ние Когиза, а также по адресу:
МОСКВА; Кузнецкий мост, 1
1 книжный магазин
«ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ КНИГА»,

= ЕВ Вона не ева оюнивоя

Ae ee ee He
erica ——

a