{ ` ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

= *

Орган Правления
Союза Советских Писателей СССР

№ 23 (937)

После кино эстрада — самое массовое
из искусств. Она вбирает в себя. в так
называемых «малых формах», все вилы
зрелищ, начиная от циркового аттракцио-
ва и кончая оперой. Кроме того, пожа--
луй, ни одна отрасль искусства так не
‚ доступна самодеятельности, как эстрада.
Можно было бы говорить и о других ee
достоинствах. Но едва ли в BTOM есть
нужла, так как широкое распространение
и признание самим зрителем в достаточ-
ной мере убелительно доказали ее равно-
правность в искусстве. Гораздо целесооб-
разнее говорить сейчас о «текущих нуж-
дах» эстрады и фактическом ве состоя-
НИИ.
В’ недалеком прошлом всякий разговор
0б эстрадном искусстве и его задачах ‘не-
изменно начинался с упоминания о его
плохих дореволюционных традициях. ‘Го-
ворилось о кафешантанной  пошлятине,
Гусарской развязности и эстетической не-
прихотливости, унаследованных от вре-
мен процветания сарматовской эстрады.
Плохого в старой эстраде было, лействи-
тельно. предостаточно. Но огульно пере-
черкивая историю дореволюционной pyc-
ской эстрады, вместе с водой выплески-
вали. ребенка. Ведь когда-то на эстрад-

-„миссаржевская, перед  демократичеекой

` зулиторией отличные чтецы читали горь-
ковского «Буоевестника», а на цирковом
манеже слышны были острые шутки Ду-
рова. К чему же заодно с дурными тра-
дициями хоронить.и хорошие? Не лучше
ли их унаследовать?

Затем, если уж говорить о. традициях,
можно брать более современные. Конечно,
традиции сарматовской эстрады нам не
к лицу. Но есть ведь у нас традиции
Маяковского, превращавщего эстраду в
трибуну поэтического слова, читавшего ©
пбхмостков эстрады «Oxy революции».
Хорошая тралиция! Ее надо бы твердо
усвоить и писателям, и актерам. несу-
щим в народ слово правды о великом на-
шем времени, слово обличения и смеха
над врагом, веселую шутку и песню 9
радостях новой жизни.

Е счастью, в последнее время от епо-
ров о традициях и лекларативных обеша-
ний работники эстрады и органы, велаю-
щие эстрадными делами, начали поне-
многу переходить к практическим мерзм.
Проходивший два года назад первый
всесоюзный конкуре, организация специ-
альной студии, легала музыки и эстра-
ды, если и не покончили в0 всеми нело-
статками, то во всяком случае солей-
ствовали вакому-то’ «движению REALE,
и Главное же, что достигнуто, — к эстраде.
EK ее горестям и радостям привлечено 06-

ale

ни

—

де конкурса оно

—_

НИ

с его  юмористическим

в —

И

на Зеленая. Чаще стали выходить

это. пожалуй, более всего отрадно.

ских кадров.

ЕО найти автора. Отнюдь не случайно

Г

А. Бонди — в то же время и литера-

шественное внимание. Правда, вокоре пос-
ослабло, а программы
вечеров и репертуар попрежнему вызыва-
ют часто разочарование. Но след все-та-
ки был оставлен. На афишах ‘появились
новые имена. Печать все чаше стала на-
зывать дотоле неизвестную певицу Панто-
фель-Неченкую, артиста Аркадия Райкина
конферансои и
остроумными шаржами-портретами крити-
Ka и пушкиниета, Клавдию Шульженко
< ее песенками, пародистов Тоддее и До-
могацкую. Освежился репертуар мастеров,
широко известных и до конкурса: В. Хен-
вина, Н. Смирнова-Сокольского, М. Миро-
новой. В новой программе выступила Ри-
на
эстрадные площадки © чтением своих но-
вых произведений ноэты и прозаики. Ли-
тература и эстрада намного еблизились, и

В творческой жизни эстрады, так же,
как и в жизни театра «больших форм»,
движение вперед зависит, во-первых, от   переделанная мексиканская «Челитта». В
р появления новых, мололых исполнитель-
во-вторых, от репертуара.   песни, которые
Причем в искусстве эстрады больше, чем   Слишком часто на эстраде звучат «жес-
В Еакой другой его области, обз эти на-
чала тесно связаны. Репертуар воспиты-
вает исполнителя, и, в свою очередь, по-
явление талантливого актера с вновь най-
денныхи и только ему одному присущими   рах-песенниках? Хороню хоть есть у нас
манерой и формой исполнения рождает   запае из прошлых лет. Но этот запас на-
потребность в репертуаре, отвечающем ин-
дивидуальности актера. Норой для талант-
Тивого эстрадного артиста не так-то лег-

‚крупные мастера так называемого разто-

Воскресенье, 8 июня 1941 г.

. Автор и актер эстрады

же очень редко ралуют нас свежими но-
мерами, Их репертуар. как говорят шут-
ники, «переживает поколения». Между
тем, нигле репертуар так быстро не ста-
реет, как на эстраде. Происходит это в
силу самого предназначения эстрады —
откликаться на злобу дня ранышпе всех и
острее всех. Раз нет свежего материала,
быстрой смены вооружения, — пропадает
мобильность, ослабевает связь 0 зрите-
лем, а в конце концов — теряется пуб-
лицистический характер жанра. Эстрад-
ный фельетон превращается в жвачку,
если зритель позабыл 9 ‘событиях и фак-
тах, ставших причиной появления фелье-
тона или послуживших материалом для
него. (Время разрушительно действует и’
на злоболневный куплет и песенку, на
сатиру и пародию. :

Своеобразие эстрады. как вида искусст-
ва, ее подвижность требуют мобильнос-
ти литературных кадров. Эти кадры не
так уж малочисленны. Чтобы придать э6-
траде свойственный ей публицистический
характер, снабдить ее остроумным фелье-
тоном, интересным рассказом, веселыми
скетчами и храматическими миниатюра-
MH, лирической песенкой и романсом, злой,
ядовитой сатирой и умной пародией, нуж-

ных подмостках выступали Ермолева, Ко- -ны как творческая активизация старых

кадров «малоформистов»-литераторов, так
и в особенности привлечение новых ав-
торов. . a :

Не следует скрывать трудностей. стоя-
щих перед создателями эстрадного репер-
туара. Только  снобистски настроенные
люди могут полагать, что писать хороший
эстрадный фельетон. куплеты. песню лег-
ко. Наоборот, писать их очень трудно.
Никаких скидок на «малые формы» тут
терпеть нельзя. Ко всякому произведению,
предназначенному для эстрадного исполне-
ния, должны пред’являться самые строгие
требования. как и ко всякому художест-
венному произведению, еозданному для на-
рола. А искусство эстрады — подлинно
народное искусство. Эстрадные авторы и
артисты-—атитаторы, пропагандисты 3a-
дач, стоящих перед налпим обществом, и
их творчество и труд так же почетны. как
всякий труд в нашей стране.

Создание современного репертуара. отве-
чающего принципам  коммунистического
воспитания и художественным вкусам са-
мых широких кругов нашегд зрителя, тре-
бует усилий не только одних писателей-
«малоформистов»., но и новседневного вни-
мания в ним, поддержки их начинаний
литературной общественностью. А надо
сказать, что в литературной среде, в Сою-
зе писателей. для людей. работающих на
эстраду, не создана еще атмосфера вни-
мания, уважения и помощи. Получить
признание писателям- «малоформистам»,
даже хоропю и плодотворно работающим,
очень трудно. Журналы печатают их не-
охотно. пресса пишет ® них редко, крити-
ка помогает мало. обсуждений их творче-
ства не бывает. Сама подсекция эстрады в
Союзе писателей не имеет настоящей под-
держки. Все это усугубляет трудности,
вытекающие из специфики самого жанра,
требующего специального мастеретва и зна-
ния законов эстрадного искусства. И что-
бы решить задачу репертуара. надо преж-
де всего оказать помощь людям. любящим
это искусство. Такую помошь обязаны
оказать им. помимо Комитета по делам ие-
кусств, Союз писателей и Союз компози-
торов.

Песня... Нало ли говорить о ее месте
в эстрадных программах? Едва ли. Во-
прое ясный. Почему же так мало новых
хороших песен уносит с собой зритель,
просидев вечер в клубном концерте или
‘посетив театр эстрады? С песней плохо.
Уже давно «новинкой сезона» слывет

EHHO ЧТО-ТО также перестали появляться
хотелось бы распевать.

токие романсы». Не потому ли надрывный
сентиментализм Козина и И. Юрьевой по-
лучил право гражданетва. что Союз ком-
позиторов мало беспокоится oO KOMM03HTO-

до все время увеличивать.

Литературные силы для песенного ре-
пертуара есть. Очевидно, нужны специаль-
ные организационные меры, чтобы заин-
тересовать композиторов в нанисании му-

<*ворного жанра об’елиняют в себе часто и  зыки для эстрады, в частности песни всех
автора и актера. Ленинградский пародиет   разновилностей: героико-романтической, ли-

рической. шуточной... Главное и здесь:

TOP, равно как и единственный в своем   поддержка. внимание, уважение к труду

роде «камерный» рассказчик Ираклий Ан-
  дроников. бмирнов-Сокольский — одновре-

менно и
фельетонов.
В идеале артист эетрады — мастер, со-
  четающий в себе писателя, музыканта,

автор и исполнитель

певца и импровизатора. Но это в идеале.
Практически же, как бы ни была ботата
эстрада многосторонними талантами, мно-
ти артисты нуждаются в помощи писа-
теля и композитора. Литература для эстра-
ДЫ — 910 самостоятельный «цех», даю-
щий художественную публицистику, са-
тиру и пародию, драматургию «малых
форм», песню, конферане и буффонаду.
Основные беды советекой эстрады по-
рождены не столько уровнем исполнения,

„ СКОЛЬКО нехваткой репертуара и недоста-

созлателя песни.
На эстраде Bee жанры хороши, когда

своих   номера сделаны ©0 вкусом, умны, доход-

чивы, остры и злободневны. Все они рав-
ноправны. Нам нужна пропаганда художе-
ственной литературы и клоунада, куколь-
ный театр. и жанровая песенка. балет и
эксцентрика: И в некоторых отраслях
уже слелано много заслуживающего похва-
лы. Полезную и хорошую работу делают

артисты «больших» театров, читающие и

` ТИТЕРАТАУЕНА Я
ГАЗЕТА.

Цена 45 коп.

1 erp. ПЕРЕДОВАЯ Автор и актер эстрады. ПИСАТЕ-
ЛИ ЕДИНОДУШНО ПОДПИСЫВАЮТСЯ НА ЗАЕМ. Мо-
сква, Ленинград, Тбилиси, Минск, Баку, Ташкент. ПОД-
ГОТОВКА К СТОЛЕТИЮ. СО ДНЯ СМЕРТИ М. Ю. ЛЕР-
МОНТОВА. В Армении, Азербайджане, Аджарии, Белорус-

сии и по Москве. ЗА НЕДЕЛЮ.

2 стр. Юлиус ГАЙ. Роман о грюндере.  Жан-Ришар
БЛОК. Вольтер. Е. ИВАНОВСКИЙ. Стихи о родине. Ян
ВЕНДЕ. Три новеллы Ю. Путрамента. Сириайс РЕЙЗНЕКС.

А.-Арайс Берце. ИНФОРМАЦИЯ,

3 стр. А. ДЕРМАН. Письма о советском искусстве и че-
ховском мастерстве. (Письмо первое). Леонид СОЛОВЬЕВ.

Писатели единодушно
подписываются на заем

С стромным воодушевлением встретили советские писатели, редакторы, со-

трудники издательств и питературных

организаций решение правительства с

выпуске нового займа. В союзах писателей различных городов и в издатель-

ствах состояпись

многолюдные митинги,

на которых были приняты резолю-

ции, выражающие единодушную готовность дать взаймы государству часть

своего заработка.

Уже в течение первых дней в Москве, Ленинграде, Тбиписи и

других горо-

дах подписка на заем среди писателей, в основном, завершена.

У драматургов
и композиторов Москвы

Уже 2 июня, в первый день об’явле-
ния правительством © выпуске нового
Займа третьей пятилетки в Управление
по охраме авторских прав начали посту-
пать сведения © подписке на заем писа-
телей-драматургов и композиторов. В Чи-
сле первых подписавшихся на заем были
Н. Вирта и 1. Славин, давшие взаймы
государству по 5.000 руб. Б вечеру
6 июня на заем подписалось 209 писа-
телей и композиторов. Н. Погодин подпи-
салея на 20 тыю. руб., А. Афиногенов—
Ha 15 тыс. руб., А. Толстой, В. Тренев,
Вл. Соловьев — на 10 тыс. руб. каж-
дый. Среди композиторов на 10 тыс. под-
писалея Ю. Шапорин, на 5.000 — H. Mac-
ковский. Общая сумма подписки 7 июня
достигла 448 тыс. руб.

Подписка продолжается.

В группкомах
издательств

Вчера к концу дня из 315 членов
труппкома писателей при Гослитиздате
подписались на заем 300 . на общую
сумму 186.325 руб. В месячному фон-
ду заработка подписавшихся эта сумма
составляет ` 107 проц.

Группком. писателей при Гослитиздате
получил из Алушты телеграмму эт
С. Н. Сергевва-Пенокого, что он подпи-
сался на заем в сумме 15 тыс. руб. Вся
подписная сумма им внесена полностью
при подписке.

Подписка на новый заем в об’единен-
ном групикоме писателей  Детиздата и
«Молодой гвардии» в осмовном закончена.

Из 220 человек, состоящих в групп-
коме, на заем уже подписалось 207 ‘че-
ловек на 145.000 руб. Среди xnomm-
савшихея—тт. С. Михалков. лавигий взай-
ны тосударству 7500 руб., С. Маршак,
подписавшийся на 5000 руб., А. Барто—
на 4500 руб., Л. Кассиль и Л. Квитко—
no 3000 руб.

Похинока- на заем в груникоме” изда»
тельства «Советский пибатель» превышает
80 тыс. руб. А. Тварловекий nommeanca
на 5.000 руб., А. Жаров и М. Исаков-
ский на 4.000 руб. каждый и т. д.

ЛЕНИНГРАД

С огромным под’емом проходит полниека
на заем среди ленингражских писателей.
За первые три лня подписалось 403 че-
ловека, почти 100 проц. литераторов —
членов ССП и состоящих на учете в
профсоюзном писательском горкоме. В o6-
щей сложности писатели дают етране—
350.590 py6., почти вдвое больше, чем
за первые три дня подписки в прошлом
году.

М. Лозинский подписался на 9.000 руб.,
Л. Дэль-Любашевский — на 6.000 руб.,
Ю. Герман и Л. Чаевский — по 5.000
руб., переводчица Кутель-Маркович
4.500 руб., В. Жирмунский 4.000 руб.,
Г. Гуковский, Н. Пиксанов, А. Радлова,
А. Д’Актиль по 4.000 руб., В. Десницкий
и М. Янковский по 3.500 руб., Б. Лав-
ренев, И. Бахтерев, А. Разумовский,
А. Штейн — по 3.000 руб., Н. Тихонов,
А. Прокофьев, Д. Щеглов — по 2.000
руб. ит. д.
` Ряд писателей досрочно внесли первые
ВЗнось,

ТБИЛИСИ

3 июня состоялся митинг писателей и
сотрудников редакций, издательства и
Литфонда. С речами выступили тт. Эули,
Абаптилзе, Шентелая, Чейшвили. Чачава,
которые горячо призывали дружной пюд-
пиской ответить на решение правитель-
етва.

Тотчае по окончании митинга началась
тюллиска на заем. 1. Виачели подписал-
ся на две тысячи рублей, К. Гамсахур-
Дия — на тысячу рублей. Подписка про-
должается.

минск

Как только радио принесло весть о вы-
пуске нового займа, в клубе писателей
состоялся митинг, на котором с речами
выступили К. Черный, П. Глебко, М. Клим-
кович и другие. Писатели взволнованно
говорили 0 социалистическом преображе-
нии родной белорусской земли, о бурном
росте промышленности и блестящих ye-
пехах сельского хозяйства республики.

Первыми подписались на заем Якуб
Колае и К. Врапива — на 1500 руб.
каждый. М. Лыньков, В. Вольский дали
взаймы государству по 4000 руб., П. Бров-
ка, 1. Кацович, П. Глебко — по 3000
руб. A

BAKY

3 июня утром. началась подписка на
Новый заем среди писателей Азербайлжа-
на. № вечеру она была ‘уже закончена.
Самед Вургун подписалея ua 5000 руб.,
Орхубады — на 2000 руб., Мирза Ибраги-
мов — на 2400 руб..Сулейман Рустам на
1500 руб., Мехти Гусейн, Расул Рза, Ма-
мед Рагим, Гурьян и другие — ua 1000
руб. каждый,

ТАШКЕНТ

Писатели Таиткента дали взаймёв госу-
харству около 50 тыс. труб. Драматург
Сабир Абдулла подписался на заем Ha
7.000 pyé., драматухг Яшен — wa

у

5.000 руб., многие писатели — более

чем пе тысяче рублей.
Подписка продолжается.

Сегодня в номере:

Живая книга.

ФОРМАЦИЯ.

Hy ЭИГЕС:
И. ХАЛТУРИН, В поисках золотого руна.
4 стр. А. АДАЛИС. Воспитание чувств.
ЖАН. В Чуфут-Кале. Стихи. БИБЛИОГРАФИЯ. 5
5 стр. Э.ЛЕВОНТИН. Поэты народа мари. В. НАГЕЛЬ.
Творческая удача.

6 стр. НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЕЙ» И УЧЕНЫХ. Беседа с академиком А. Ферсманом,
адвокатом И. Брауде, Героем Советского Союза М. Слеп-
невым, академиком В. Обручевым, проф. Ю. Фроловым и

Белинский о Лермонтове.

Микола BAs

О. БЕСКИН. Театр и живопись. ИН
«БЫВАЛЫХ ЛЮ-

инженером Д. Гамбургом. ИНФОРМАЦИЯ. Кружок лю-

бителей книги. Русские прозаики братских _ республик.
Литературный Ленинград. ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ.

СВОДНЫЙ ТЕКСТ «ГЭСзРА»

УЛАН-УДЭ. (По телеграфу от наш.
корр.). Писателями и научными ботруд-
никами бурят-монгольского Государствен-
ного института языка. литературы и ис-
тории закончено составление  свохмоге
текста бурят-монгольского нафолното ге-
роического эпоса «Гэсэр».

Подетрочный  перевол  «Гэсэра» Ha
русекий язык булет закончен к 15 июля.

РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ

ЛЬВОВ. (Наш корр.). На послелнем рас-
ширенном заседании правления львовскей
организации ССП вручались билеты чле-
нам ССП УССР — писателям западных
областей Украины. Билеты вручены: Ван-
де Василевской. Петру Карманскому. Та-
деушу Бой-Желенскому, Эльжбете Шемп-
линской,  Дазилу Кенигебергу,  Алхольфу
Руднйцкому, Василю Пачовскому, Рахми-
лю Грину. литературовелу академику Вз-
силю Шурату и другим товарищам. Всего
выдано 53 билета украинским, польским,
еврейским поэтам. прозайкам. храматургам,
критикам и литературовелам.

Получение членских билетов вылилоеь
в праздник всей писательской организа-
ции. Выступавший Степан Тудор напомнил
бессмертные мысли Максима Горького о
священных обязанностях писателей перел
человечеством.

Ярослав Конлра и Яросла» Цурковский
говорили о счастье жить и творить в 06-
ретенной ими новой ролине — Советском
Союзе. Интересным было выступление ук-
раинекого поэта Анлоия Волошака. Он за-
явил: ь

— Сеголня мы переживаем  ралостное
событие в своей писательской жизни. Мы
очень взволнованы тем исключительным
вниманием, которое проявляет к нам Со-
BeTCKos государство. Злесь мы — в своей
настоящей родине, полновластные граждане
великой страны Советов! А еше не так
давно в бывшей Польше наши выступле-
ния обрывались грозным сигналом поли-
цейского свистка, еще не так лавно в зал,
где происходили писательские вечера. вле-
тали камни вместе с разбитым стеклом.
Но ничто не в силе было заглупить наш
голос, и ‘теперь. благодаря героическому
походу Красной Армии, мы имеем право
выступать перехл народом. Будем же тво-
рить во елаву нашей родины, во славу
нашего мудрого народа. Будем честно и са-
моотверженно служить народу!

Гр. СТЕЦЕННО.

ПРЕЗИДИУМ
ЛЕНИНГРАДСКОГО ССП

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Состоялось
заседание нового правления ЛенССсП. Из-
бран президиум в составе: Решетова. 30-
щенко, Лавренева, Слонимского, Прокофье-
ва, Аратта, Далецкого, Лихарева, Тихоно-
ва, Друзина, Дьзопица.

Секретарем президиума, избран А. Тиха-
рев.

от Кировабада

В семи километрах
(Азербайджанская ССР) строится
мавзолей на могиле великого азербай-
джанского поэта и филогофа Низами
Гянджеви по проекту  архитенторов-
дипломантов Бакинского индустриаль-
ного института имени Азизбекова
А. В. Саркисова и И. А. Вахути-
на. Фото Ф. Шевцова (Фотохроника
ТАСС).

аа

НАРТОВСКИЙ 3000

Недавно состоялось первое заседание
расширенного нартовского комитета при
Союзе писателей. С большим докладом. ха-
рактеризующим особенности нартовского
фольклора и намечающим пути его изу-
чения, выступила проф. В. Дынник.

— Главная особенность. характеризую-
шая нартовский эпое. — сказала В. Дын-
ник. — это соединение глубокой арха-
ичности и жизненности. нартовокого фольк-
лора. Нартовские сказания проникнуты
глубокой человечностью и богаты тонкими
наблюдениями над психологией этих да-
леких от нас по времени героев. т

Говоря о трудностях изучения и соби-
рания нартовского фольклора, докладчик
в первую очередь указывает на большую
путаницу и явные противоречия в эпо-
се. При издании эпоса необходимо про-
явить осторожность не столько путем ис-
правления. сколько путем отбора мате-
риала. Отарые записи немногочисленны и
почти все сделаны в прозе. Уже сейчас
нужно серьезно поставить вопрос 56 из-
учении ритмики осетинского стиха.

После докладов представителей 08
писателей Северной и Южной тии
Г. Кайтукова и Х. Нлиева открылись пре-
ния, в которых были намечены практи-
ческие мероприятия по созданию единого
текста нартовского эпоса и подготовке его
переводов и изданий на осетинском, рус-
ском и других языках.

Подготовка к столетию со дня смерти М. (О. Лермонтова

‚НАУЧНАЯ СЕССИЯ ИНСТИТУТА

В АРМЕНИИ

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Впервые армян-.

екий читатель познакомился с творчест-
вом Лермонтова, в 1863 т. по прекрасному
переводу ноэмы «Демон», сделанному Са-
ядяном. С тех пор Лермонтов прочно ва-
воевал горячую любовь армянского наро-
да. Лучшие поэты и писатели — OB.
Туманян, 0. Иоаннисян, Р. Патканян,
Л. Манвелян и другие переводили на ар-
мянский язык такие произведения гени-
ального русского поэта как «Мцыриъ,
«Маскарад», «Беглец», «Герой напего вре-
мени», «Узник», «Тамара», «Утес» и др.

Сейчаяе в Армении идет  деятельная
подготовха к знаменательной дате — сто-
летию ©о дня смерти поэта.

Госиздат подготавливает издание двух-
томника пооизведений М. Ю. Лермонтова
на армяноком языке под редакцией проф.
Г. Абова. Первый том включает стихи и
все поэмы, а второй том — прозу.

Литературный музей Армении готовит
к юбилейным дням выставку на тему
«Лермонтов в армянской литературе».

Государственный драматический теалр
в Ленинакане ставит «Маскарал» на’ атр-
мянском языке. Эту же пьесу тотовит в
постановке и русский драматический те-
атр им. Станиславското.

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
БАКУ. (Наш корр.). Президиум Союза

поющие на эстраде классику. Прекрасно советских писателей Азербайджана обсу-

работают Образцов и его последователи.
Всячески расширять надо выступления ни-
сателей. — это крупное и очень благодар-
ное дело. Но еще очень много предстоит

дил вопрос о подготовке к  лермонтов-
ским дням.
Решено в ближайшее время послать в

сделать. А тлавное — создать современ-   районы республики большую группу пи-
ный репертуар. глубокий по содержанию,   слтолей, поэтов и критиков для чтения

точно высоким его качеством. Наглядный   высокохуложественный по форме. разнооб-   лекций и ортанизащии литературных ве-

пример — Московокий театр эстрады и   разный по жанрам. В разрешении этой п0о-   черов, посвященных М. Ю. Лермонтову.

ииниатюр, где зритель немало страдает
ет унылых, лишенных остроумия скетчей
и «полуволевилей». Актеры-солисты так-

блемы первое слово принадлежит тут. не-
сомненно, писателям. всей писательской
ортанизапии в целом!

ЗАЕМ ПЕРЕВЫПОЛНЕН В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ДНЕЙ

Выпущенный 3 июня с. г. Заем Третьей Пятилетки (выпуск четвертого года)
на сумму 9 миплиардов 500 миллионов рублей размещен по 6 июня включительно,
% 6. за четыре дня, на 9 миллиардов 761 миллион рублей, что означает перевыпол-

вание на 261 милпион рублей,

В Ленинграде за три дня, в Москве и Киеве за четыре дня подписка ма заем
Вревысипа предусмотренную По бюджету сумму. j

Подписка Йа заем продопжается.

Такие же звечера будут проведены в
крупнейших районах столицы Азербайд-

В июне созывается лермонтовская кон-
ференция. На ней будут прочитаны до-
клалы на темы: «Жизнь и творчество
Лермонтова» (М. Рафили), «Лермонтов и
Азербайджан» (А. Агаев), «О переводах
произведений Лермонтова на  авербайд-
жанский язык» (С. Рустам),

Из печати вышел олнотомник избран-
ных произведений М. Ю. Лермонтова в
переводе на азербайджанский язык. Об’ем

Нархоифан СССР. А. ЗВЕРЕВ, ®днотоиниЕа — 40 печатных листов.

12 и 13 июня, вечером, в Московском
клубе писателей состоится  лвухдневная
научная сессия Института мировой лите-
ратуры имени А. М. Горького, посвящен-
ная столетию со дня смерти М. Ю. Лер-
монтова.

Сессия откроетея вступительным ело-
вом проф. В. Кирпотина.

В первый вечер, 12 июня, состоятся

доклады: проф. С. Дурылина «Поэмы 0
мятежнике» и С. Андреева-Кривича «Лер-
монтов и Николай р.

Во второй вечер, 13 июня. будут за-
слушаны доклады: проф. Н. Бродского
«Друг Лермонтова — Святослав  Раев-
ский», Е. Михайловой «Тамань» и А. Со-

колова «Романтические поэмы Лермонто-  .

ва».

ВСЕСОЮЗНЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ

В течение июня и июля Всесоюзный
радиокомитет булет передавать ряд тема-
‘тических концертов, посвященных Лермол-
тову. Первый концерт на тему «Поелед-
Had записная книжка поэта»  состоитея
10 июня. В эту передачу включены‘ пред-
смертные произведения Лермонтова. Среди
тематических концертов два литературно-
музыкальных монтажа — «Любовь поэ-
та». «Лермонтов и Кавказ». а также
«Юношеские тетради поэта». «Образы
«Героя нашего времени» в советской опе-
ре» и др.

В этих концертах впервые будут ис-
полнятьея новые произведения советских
композиторов на лермонтовские темы и
тексты. а также редко исполняемые про-
изведения русских классиков. в частно-
сти. «Утес» (хор) Чайковского, неопубли-
кованный романе Рахманинова «У врат
обители», * вокальный квартёт Виельгор-

ского «Тучи», «Песня Селима» - (хор)
`Римского-Корсакова. неопубликованный
дуэт Танеева «Горные вершины» и
другие,

ШКОЛЬНИКИ ГОТОВЯТСЯ К ЮБИЛЕЮ

Вместе со всей страной активно гото-

вятся к юбилею М. Ю. Лермонтова совет-

ские школьники. На Всеросеийский кон-
курс, об’явленный Центральным домом ху-
дожественного воспитания детей, из отда-
леннейших уголков нашей страны носту-
пают десятки школьных литературных
журналов, посвященных великому поэту.

«Лермонтов-патриот», «Лермонтов и по-
литическая поэзия декабристов», «Образ
Демона», «Лермонтов в музыке», «Лер-
MOHTOB и наша современность» — вот да-
леко не полный перечень названий. по-
мещенных в журналах статей.

Значительное место в содержании жур-
налов занимают художественные произве-
дения детей. посвященные М. Ю. Лермон-
тову. Творчество школьников проникнуто
любовью к поэту и пониманием значения
его литературного наследства для нашей
современности.

Большинство литературных журналов,
присланных на конкурс школами и вие-
школьными учреждениями, сделаны со
вкусом, тщательно оформлены и свидетель-
ствуют 6 живейшем интересе детей к из-
учению жизни и творчества М. Ю. 4ер-
монтова.

НА ШАРИКОПОДШИПНИКОВОМ ЗАВОДЕ

На 1-м_ Государственном шарикоподшии-
никовом заводе им. Кагановича развернута
массовая подготовка к юбилею Лермонто-
ва. Шостоянная полка-витрина заводской
библиотеки знакомит читателей с произ-
ведениями поэта и литературой о нем.
Разработан рекомендательный альбом-ка-
талог о жизни и творчестве Лермонтова,
в котором дан перечень лучших произве-
дений поэта, собраны высказывания 0
нем великих писателей и ЕриТиков И УКа-

зана литература o Лермонтове и его
эпохе.

На заводе открыта большая выставка,
посвященная жизни и творчеству Лермон-
това. С активом читателей проводится
епециальный семинар, ‘на котором гото-
BATCH организаторы бесед и художествен-
ных читок в цехах и общежитиях завода.
В юбилейные лни будет проведена обше-
заводская читательская конференция, по-
священная Лермонтову,

В БЕЛОРУССИИ

Правление Союза советских писателей
БОСР обсудило план проведения. лермон-
товоких дней в республике. у

В Доме писателя организуется вечер,
посвященный переводам стихов М. Ю.
Лермонтова на белорусский, польский и
еврейский языки.

Выделена большая труппа докладчиков
для проведения лермонтовских вечеров в
рабочих клубах, колхозных домах социа“
листической культуры, в учебных завв-
дениях, воинских частях, у домашних хо-
зяек, среди строительных рабочих.

В июле в Минске и других тюролах
Белоруссии будут проведены  массовыя

вечера общегородского характера, поевя-
щенные М. Ю. Лермонтову.
В АДЖАРИИ

В Советской Аджарии в июне прово-
дятся доклады и ‘беседы ‘о жизни и
творчестве М. Ю. Лермонтова.

В клубах и ‘библиотеках будут устрое-
ны олермонтовские выставки. Несколько
групп писателей выедут в торкые райо-
ны республики (Кеды и Хуло), где бу-
дут проведены юбилейные вечера.

Большой литературный вечер устраи-
вается в городском театре Батуми. Газе-
ты <Ооветская Аджария» и «Батумский
рабочий» готовят литературные етрани-
пы. с переводами произведений Лермон-
TORA, a Также стихами, посвященными
поэту.

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ

ГОРЬКИЙ. (Наш корр.). Областная би-
блиотека имени В. И. Ленина проводит
инструктивное совещание библиотекарей
города, посвященное подготовке к лермон-
товским дням. Организуется выставка проч
изведений М. Ю. Лермонтова и литера“
туры © нем.

Областной музей М. Горького создает

‘несколько передвижных выставок «Жизнь

и творчество Лермонтова»,

Издательство готовит к юбилею сборнив
произведений великого поэта.