in

В. НАГЕЛЬ

Среди исторических пьес советских дра-
матургов, написанных за последнее вре-
мя, комедия Анатолия Мариенгофа «Шут
Балакирев», прошедшая недавно с боль-
шим успехом на сцене московского Теат-
ра Ленсовета, выделяется рядом неоспо-
римых достоинств.

Из них следует, в первую очередь, от-
метить тему патриотизма, которая, хотя
й разработана на далеком от нас по вре-
мени историко-бытовом материале, все же
звучит настолько доходчиво, что публика
в определенных местах спектакля преры-
вает его шумным одобрением, демонстри-
руя тем самым свой патриотизм, свою лю-
бовь к родине. Пьеса, которую автор’ на-
звал комедией и которую, может быть,
вернее было бы именовать героической ко-
медией, построена на хорошо задуманном
и умело выполненном сюжете, развиваю-
щемся последовательно на протяжении
всех четырех актов.

То, что пьеса написана стихами, в спек-
такле не замечаешь: стихи не отвлекают
внимания, ибо оно поглощается интригой,
быстрым ходом действия и острым кон-
эликтом между главным персонажем и
его врагами, которые в то же время яв-
ляются врагами отечества. Язык пьесы
живой, острый, близок по своему звуча-
нию апохе Петра. Диалоги и реплики пе-
ресыпаны меткими афоризмами. Речь Ба-
лакирева изобилует остроумными скоро-
товорками и прибаутками. Характеры
главных действующих лиц обрисованы от-
четливо.

Анатолий Мариенгоф не впервые обра-
щается к историческим темам. Еще в дни
своей поэтической молодости он написал
трагедию «Заговор дураков» из времен
царствования Анны Иоанновны. В этой
пьесе также выведены шуты, но ни в
какое сравнение юношеский драматурги-
ческий опус Мариентгофа нельзя поста-
вить с его «Шутом Балакиревым» —
вещью, на которой лежит печать  зрело-
сти и, мы бы сказали, театральной ис-
кушенности.

Удалось ли автору соблюсти историче-
скую портретность своего героя? Нет, не
Удалось, и мы полагаем, что это и не
входило в его творческие задачи. Бала-

рев личность мало изученная. 0
нем сохранилось весьма немного факти-
ческих, к тому же противоречивых, дан-
ных,

Таким образом, если бы автор и по-
желал бы изобразить в своей пьесе под-
линного Балакирева, он не нашел бы ни-
каких достоверных материалов. Но А. Ма-
риенгоф стремился создать образ челове-
ка в маске шута, которого судьба поста-
вила подле человека большой воли и
больших исторических замыслов. Этого
‚человека Балакирев отождествлял с вели-
чием своей страны, а страну свою, свой
народ Балакирев любил больше жизни.

и ре
Я > хсоо

ао п
АРМЯНСКИЙ ТЕАТР им. СУНДУКЯНА В МОСКВЕ

че

Эту концепцию и взял в основание 06-
раза Балакирева автор и создал интерес-
ную фигуру царского шута, ведущего
двойственный образ существования. На
людях, при дворе, при государе он —
шут, кривляка, забавник, острослов, уве-
селяющий одних и вызывающий своими
острыми и меткими словечками ненависть
в других; у себя дома и в обществе сво-
их друзей он страдающий › человек,
умный, проницательный, горячий патриот,
ведущий нешуточную и опасную борёбу с
изменниками и предателями своей от-
чизны.

На всем построении этого ‘образа, как и
образа светлейшего князя Карякина, вид-
ны явные следы ‘шекспировского воздей-
ствия. Шут Балакирев во многом напо-
минает шута из «Короля Лира». Как и
этот, последний, болеет за своего короля,
так и Балакирев концентрирует всю свою
изворотливость, чтобы уберечь Петра от
опасности, страдая за него и за Рос-
сию; каки шут из «Короля Лира», Ба-
лакирев воплощает в себе народную мул-
рость; оба шута отличаются мужествен-
ной волей, умеют видеть то, чего не за-
мечают их повелители, оба они просве-
щенные люди (Балакирев даже читает
Аристотеля), оба они говорят своим вла-
стелинам правлу в глаза. Но не только
в этом внешнем совпадении дело. Глав-
ное — во внутреннем построении образа,
который проникнут шекспировской мане-

рой сочетания великого и смешного, при-

чем это смешное оборачивается вдрут ис-
ключительной по силе человеческой теп-
лотой и притягательностью. Вполне понят-
но поэтому, что не вызывают особого уди-
вления шекспировские интонации ‘в тек-
сте пьесы, иногда звучалцие почти цитат-
но, или упоминание шекспировских пер-
сонажей. Например, когда Петр, не желая
слушать разоблачений Балакирева протяв
Карякина, вырывает из рук шута пись-
мо купца Алтынова из Амстердама —
единственную улику измены сретлейшего
князя — и бросает его за борт корабля
в темные воды Невы, Балакирев, остав-
шись один, сильно взволнованный, ene-
дя за письмом, которое ветер носит над
свинцовой рекой, вне себя от волнения
говорит, почти кричит:

А-а-а-а!.. Видишь, слышишь, обезумел
шут,
Он, как несчастный Лир,
Король шекспиров,
С тобой стал товорить безумным
языком...
Рисуя Карякина, в облике которого
можно заметить внешние черты петров-
ского фаворита Меньшикова, А. Мариен-

тоф об’ясняет его измену, его корысто-

любиз честолюбивыми побуждениями. Это
не просто хапуга, старающийся набить
свои сундуки, пользуясь могуществом

На спектакле «Егор Булычов и ‚другие» М. Горького. Г. Айвазян в роли До-

ната, В. Вагаршян — Егора Бупычова,

д. 0. Гупа-.

Малян — Звонцова и

зян — жены Булычова.

Творческая удача

царского любимца. Это человек, обуревае-
мый жаждой могущества и великих дел.
Ему нужны деньги. много денег, бочки
золота ‘для реализации его’ замыслов. Ли-
хорадочно выбрасывая из сундука при-
торшни золотых монет, он говорит съоей
жене:

Вот, вот они, мои солдаты,

Драгуны, мушкетеры и гвардейцы,

Пехота, артиллерия и флот...

Клянуся головой своей и сердцем

Клянусь! Торжественно клянусь,

Что в целом божьем свете

Нет армии сильней, чем эта...

С помощью именно этой армии он со-
бирается

В свой ‘день и час пойти...

На приступ славы...

Бессмертие и славу штурмовать...

В лепке образа Карякина, готового в
угоду своим преступным замыслам на лю-
бые подлости, угадывается то же шексии-
ровское воздействие, приводящее,
А. Мариенгофа к явному снижению стиля,
к выспренней декламации в ряде мест,
к Ффальнги, звучащей подчас в хвастли-
вых монологах Карякина.

Ямбический стих Мариенгофа, звучащий
со сцены ярко и образно, в чтении ино-
гда вызывает досаду, срываясь в паро-
дию. Пародийно звучат, например, такие
места:

Ведь я тебя насквозь, Щербавый, вижу.

Ты вроде как стеклянный для меня...
или: :

От дочери твоей, светлейший,

Мечтаю деток я иметь..

Но это — частности. Пьеса смотрится ©
неослабевающим интересом с начала и до
конца и заражает зрителя своей внутрен-
ней эмоциональной взволнованностью. Эта
взволнованность передается зрителям и
перебрасывает мост со сцены в зритель-
ный зал. Когда приведенный в застенок
и обреченный на мучительную смерть мо-
лодой фискал Васильев,
дочери рякина Лизы, стоя перед сво-
ими палачами, начинает говорить, что ему

Знать хочется до острой боли в сердце,
Что будет с русскою землей

Лет через двести, через триста...

Как завершатся многие дела...

— публика аплодисментами и возгласами
вмешивается в спектакль, активно pea-
гируя на мужественное поведение славно-
го патриота. Когда в заключительной кар-
тине пьесы мнимый’ мертвец Балакирев
оживает и волей Петра судит изменников
своему царю и родине, зал не может
снова не вмешаться в ход действия, как
бы одобряя справедливый. суд над Каря-
киным и его соучастниками. И когда, на-
конец, в самом финале Петр, напутствуя
прокурора, говорит ему:

Знай головой, и сердцем тоже знай—

Кто ворогу отечества не ворог,

Tor и не’ сын отечества свово, —
зал бурной овацией приветствует эту сен-
тенцию, как проявление самого высшего
и дорогого всем присутствующим чувства
патриотизма.

Пьеса поставлена в Театре Ленсовета
тщательно и любовно. Постановщик
Е. Страдомская сделала все, чтобы ‘соблю-
сти историческую и жизненную правду
спектакля, использовав для этого все’ воз-
можности, заложенные в авторском тексте.
Спаять, однако. весь коллектив актеров и
создать ансамбль ей не удалось. Играли
далеко не все одинаково хорошо. На пер-
вое место надо выдвинуть А. Плотникова,
исполнявшего заглавную роль. Ему уда-
лось соблюсти полностью чувство меры,
он не переигрывал, не’ переходил в шарж,

хотя и избрал для трактовки роли шута  _

эксцентрическую манеру, близкую к гро-
теску. Благодаря этому, он создал жи-
вую, трепетную фигуру большого чело-
века, несущего на cede груз двойного бы-
тия: внешне — смешного и забавного и
внутренне, — скорбного, обреченного на
тяжелую, неравную борьбу.

В. Любимову в роли Карякина больше
всего удались эффектные сцены во вто-
ром действии.

Особенно приходится пожалеть о не-

удачной игре Л. Кузьмичевой (Лиза). Ак-.

триса ‘играла довольно вяло, только из-
редка оживляясь.

однако,.

тайный жених.

КАТАЛОГ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕИ

Последний каталог произведений искус-
ства, хранящихбия в коллекциях Третья-
ковской галлереи, был издан в 1917 г. Он
включает 4.060 названий живописи, гра-
фики и скульптуры. С тех пор каталог
исчез из продажи и в настоящее время
является библиографической редкостью.
Новые каталоги галлереей не издавались.
Между тем Запасы картин, рисунков,
скульптур, произведений древней русской
живописи значительно пополнились в Го-
сударственной Третьяковской галлерее.

В настоящее время подготовлен и сдан

в печать первый выпуск нового каталога

Государственной Третьяковской галлереи.
Он будет посвящен только произведениям

живописи, но зато обнимет все картины

как находящиеся в экспозиции, так и

хранящиеся в запасных фондах. Всего в

каталоге будет около 6.000 названий про-
изведений живописи русских
ХУШ-—ЖМХ и начала ХХ столетий. В
частности, в каталоге появится много но-
вых названий картин И. Репина, В. Bac-
нецова, И. Левитана, В. Серова, А. Ива-
нова, а также и знаменитых русских
портретистов ХУШ века Д. Левицкого,
Ф. Рокотова и других, которыми Третья-
ковская галлерея ‘до Октябрьской револю-
ции не располагала.

° Каталог составлен в алфавитном поряд-
ке фамилий художников. Произведения
каждого мастера перечислены в хроноло-
гическом порядке их написания. Приво-
дятся даты рождения и смерти каждого
художника; материал, размеры и дата на-
писания каждой картины. Каталог сопро-
вождается вступительной статьей и снаб-
жен указателем имен.

Второй выпуск каталога, в который вой-.

дет свыше 10.000 названий произведений
графики, будет закончен в конце текуще-
го года. Каталог скульптуры будет соста-
влен в 1942 г.

Всесоюзная выставка
_ самодеятельного искусства

В ближайшем будущем откроется Все-
союзная выставка народного изобразитель-
ного искусства «Оборона СССР», организу-
емая Домом народного творчества им. Н. К,
Крупской. Свои картины, скульптуры,
произведения прикладного искусства (ков-
ры, апликации, вышивки, резьбу по дере-

ву и кости, работы по чеканке) прислали

на выставку свыше 400 человек из раз-

личных областей, краев и республик Со-

ветского Союза.

На выставке будет развернуто несколько

тематических разделов, ` характеризующих
развитие вооруженных сил ОССР за пе-
риод от Октябрьской революции и
наших дней. Один раздел будет представ-

лять портретную таллерею организаторов

и туководителей Красной Армии.

Картины и скульптуры на сюжеты борь-

бы русского народа против/ польской ин-

тервенции ХУП века, петровских войн, о

Суворове, о войне 1812 г. будут экспо-
нированы в разделе «Из героического во-
енного прошлого русского народа».

Всего на выставке будет показано евы-
ше 600 произведений изобразительного
искусства, созданных рабочими, колхозни-
ками, служащими, красноармейцами и ко-
мандирами Красной Армии, инженерами,
домалиними хозяйками и пр.

— Хроника искусств:

ЭКРАНИЗАЦИЯ «ТАРАСА БУЛЬБЫ». Киев-
ской киностудией «Украинфильм» утвержден ре-
жиссерский сценарий по повести Гоголя «Та-
рас Бульба». Автор сценария и постановщик
фильма — лауреат Сталинской премии А. Дов-
женко.   :

МЕМУАРЫ ХУДОЖНИКА. В издательстве
Государственной Третьяковской галлереи нод-
писан к печати том мемуаров старейптего с0-
ветского художника, лауреата Оталинской пре-
мии М. В. Нестерова — «Давние дни» (Вотре-
чи и воспоминания). Основная часть книги
посвящена встречам © крупнейшими проедета-
вителяыи русского изобразительного . искусства
XIX Bera. 3

Э. ЛЕВОНТИН

ПОЭТЫ НАРОЛА МАРИ

Марийские литераторы, поэты в чают-
ности, — почти все молодежь. Да и сама
‹марийская литература молода, она, B
сущности, родилась после Октября, в 06б-
щем процессе возрождения веками угне-
тавшегося народа.

Sa относительно короткий срок появи-
лись марийская. проза (роман, повесть,
новелла), марийская драма, марийская по-
ззия.

О каждом из этих жанров следует по-
говорить особо.

В данной статье речь идет о поэзии.

*

Иван Осмин работает с 1932 т. За это
время он выпустил два сборника стихов.
Образованный фольклорист, он талантли-
во отражает в своем творчестве народный
быт, родную деревню, традицию народной
porn. С подкупающей трогательностью
5н умеет рассказать © встрече старушки-
колхозницы © дочерью-инженерсм, о де-

‚ Тевенской пирушке, вспомнить народную

примету. Он настойчиво пытается пока-
зать новое в быту и сознавии, упорно
ищег доходчивые образы и весомые сло-
за, чтобы рассказать 9 любви своето на-

„рода к родине, к партии, к Сталину. Так

„построена его небольшая поэма «Сердце

‚ матери».

Марийский фольклор использован поэ-
том с большою полнотой.

К старушке Окавий приезжают гости—
дочь-инженер и  зять-врач — в TOT
момент, когда кошка, следуя народной
примете, умываньем предсказывяет приезд
тостей; следуя традиционным образам ма-
‘рийской песни, мать «кукушхою» «кру-
жится» возле дорогих гоетэй; зять хорош,
«как локама» (растение вроде шиповни-
ха); нарядное платье дочери блестит,
«как перья селезня»; расспресы колхоз-
ников на пирушке даны с нарочитой на-
ивностью, но содержанием этих расспро-
‘ов поэт стремится показать новые инте-
`ресы новой деревни. Самые разговоры и
приветствия на пирушке, описанной, надо
сказать, без излишней  перэгруженности,
облечены в Форму песенного диалога,
очень близкого по конструкции к своему
истоку — народной песне, с ^охранением
ряда ее формальных особенностей (напри-
мер, введение повторов вместо рифмы).

‚„ Так, дочь и зять, приветствуя старуш-
ху Окавий, обращаются Е ней:

Люди думают, матушка, пьяны мы обая—

Мы не брагой, а счастьем хмельны:

Люди, матушка, видят-—красивы мы оба,

Словно оба тобой рождены.

Песней отвечает своим гостям и ста-

рушка.
И во всех песнях — традиционных BO
форме — поэт ищет звуков и настрое“

ний нового мира:
‚ Гусли звонко поют о ликующей жизни,

Песня радости веюду слышна,
О колхозных полях, о цветущей
отчизне
` Людям — новая песня нужна!

По рассказам  старигих, по литературе,
по ранним, наконец, своим собственным
воспоминаниям Осмин знает, чем была
марийская деревня до революции. И всем
своим существом он радуется великому,
революцией совершенному, преображению:

Всё впитывай своим несытим взором,

От радости дыханье ‚затая!

Луга мои! Марийские просторы!

0, Родина чудесная моя!

Ник. Назаков — тоже молодой человек,
комсомолец и, разумеется, молодой поат.
Он работает примерно с 1933 г.. и за этот
срок выпустил три о©борника стихов.

Начал он со стихов о детях, продикто-
ванных искренним чувством, но на-
нисанных явно неопытной рукой. Дал
затем ряд образцов политической лири-
KH — марийская общественность считает
ето одним из зачинателей этсго жанра.

Этот вид работы нашел свое наиболее
отчетливое выражение в псзме (неболь-
ой по размерам, около 200 строк), на-
зывающейся «МАССР».

Это произведение далеко от совершен-
ства. Но, несомненно, Казаков стал на
тот путь, который ведет к созданию боль-
ших эпических произведений.

Пирокими мазками поэт дал историче-
скую картину борьбы, страданий и роста
своего народа; он сумел показать спаян-
ность марийского народа со’ своим «вели-
ким братом» -— народом русским. Он на-
помнил читателю, что марийцы в отрядах
Разина и Пугачева шли в одном ряду в
татарами, мордовцами, чуванами и pyc-
скими. Зачин поэмы и ее финальные
строки построены как обращение к това-
рищу Сталину, — обращение, полное под-
линной любви и. благодарности. Обраще-
ние это и дает тон зсей поэме: оно как
бы символизирует основную мысль поэмы,
мысль о слитности судеб марайского на-
рода с судьбами всей братской семьи на-
родов ‘

Казаков, в то: же время, пытается вый-
ти за пределы непосредственно марийской
темы. Он пишет и о Крыме, и о Пуш-
кине. вспоминает Байрона.

Огромный камень на MOD7RCM берегу в
Гурзуфе представляется поэту тем самым
камнем, на котором любил когда-то стоять
Пушкин:

Он стоял на камне этом,
Лучезарной думой полн,

Он зстречал зарю приветом,
Слушал теплый говор волн.
Любовался здесь, бывало,
Он игрою штормовой

И следил морского вала
Сокрушительный прибой.
.Знал он есть иные земли
Й неведомый причал,

Там, где Байрон, ветру внемля,
Песней — ветру отвечал. ‚

Макс Майн печатается лег 8. Поэт он,
скажем прямо, неровный. Ему ятно нехва-

тает умения работать. Но дарование его
несомненно.

За последнее время Майн работает над
политической лирикой, Иногдз он идет
путем прямого подражания (недостаток
этот, впрочем, свойственен и ето более
зрелым товарищам). Например, баллада
«Три. сына» вызывает самую непосред-
ственную ассоциацию — как по содержа-
нию, так и по форме. — с некоторыми
стихотворениями Твардовского. Такой же
подражательностью отмечена попытка
Майна в стихах о Маяковском воснроиз-
вести словарь и поэтику великого поэта.

Но все же порою он находит собствен-
ную интовацию и, что особенно важно, в
стихах на очень ответственную тему.

В этом омыеле следует назвать его поэ-
му «С именем Сталина». Небольшая поэ-
ма написана Майном в плане сказочной
традиции. Поля, торы, небо, океан, вся
природа вступает © поэтом в разговор.
Природа вспоминает тяжелый путь чело-
века, его безмерный труд, тысячелетнюю
борьбу, поражения. Но теперь все пере-
менилось. Человек выучился итти неот-
ступно.— и побеждаль.

Анатолий Бик работает лег 3—7. Он
выпустил за это время один сборник сти-
хов. печатается в марийской периодике.
Поэт он разносторонний пэ 16мам и жан-
рам, но предпочитает любовную лирику.
Обычно лирические мотивы Бика звучат
в мажорной тональности. «TH знаепть, как
чудесна жизнь», говорит поэт своей люби-
мой: «ты знаешь, как чудесна любовь.
Живи безгранично долго, остачьея только
другом моим». Разлука с милым не гне-
тет девушку. Она, следуя песенной тра-
диции, сидит у окна и ждет ъозвраще-
ния своего любимого: Напрагно парни хе-
дят мимо ее окна: она верва своему из-

аннику и знает, что дождется его; едва
лишь она сделает последний стежок, как
влали замаячит тот, кому онх отдала свое
сердце. Бик любит посидеть в» завалинке
с0 старым дедом, послушать ето росказ-
ни, послушать звуки старинтого ‹шар-
ковыжа» (род примитивной скрипки).

Дед расскажет поэту, что, по преданью,
у каждого эчеловека на небе своя звезда.
Но поэт тщетно будет искатб своей звез-
ды на высоком ночном небе. Hactanyt
другие дни. «В грозе и буре» рухнет на-
всегда старый мир. тогда ставший
уже юношей поэт отыщет сз0ю звезду—
на шлеме красноармейца, на кремлевских
балинях...

x

Ивук Антонов обещает слать талантли-
вым поэтом для детей.

Его стихотворение «Мои мечты» напи-
сано с хорошей, продуманной (а не налду-
манной) простотой. я

С ласковой усмешкой описывяет поэт
ребячьи мечты. В течение получаса пока
не отправили спать, мальчуган успел побы-
вать и в летчиках, и в пулеметчиках, и
в пограничниках, и в знамевитых море-
плавателях.

Материал для мечтаний исчерпан, И $

TOW же добродушной усмешкой поэт ва-
ставляет ребенка задуматься; кем же в
конце концов стать? Ни сам мальчуган
этого пока не решает, ни поэт за него не
дает ответа. Но автор доказал, что «Мои
мечты» —. это мечты советского ребенка,
ребенка-патриота.

Размеры газетной статьи не позволяют
рассказать еще о целом ряде поэтов, не-
сомненно заслуживающих внимания: о
создателе текстов массовых марийских пе-
сен Шадт Булате, являющемся к тому
же несомненным мастером пойзажной поэ-
зии, о Стрельникове, давшем ряд инте-
ресных песенных текстов, 06 Элмаре,
Вишневском, Рожкине, о горно-марийских
поэтах Першуте, Ильякове и некоторых
других. ;

Но и скабанное дает право на неко-

торые выводы.
. Марийские поэты упорно работают над
образом, словарем, лексикой. Они настой-
чиво ищут новых средств выражения, ко-
торые позволили бы им ярко показать и
раскрыть новое . содержание.

Далеко не все, однако, достигнуто ими
Ha этом пути.

Осмин, например, умело использует в
своей лирике родной фольклор; его кра-
ски ярки, когда он пишет родной ему
пейзаж, — сегодняшний, колхозный,
новленный революцией пейзаж.

Но краски на его палитре тускнеют, и
голос его переходит порою в выкрик, к0-
гда он пишет о новом человеке. Картина
созданных революцией заводских корпу-
сов, очерк идущего в город колхозного
обоза показаны явственно, а рабочего, ра-
ботающего на заводе, колхозника, идущего
вслед за обозом или отдыхающего в праз-
дник, Осмин показать еще не умеет.

Казаков-—поэт, как мы сказали, более
разносторонний, чем Осмин. О его по-
пытках выйти за пределы марийской те-
мы мы упомянули. Но пока что это толь-
ко попытки. Иногда они более удачны,—
к числу удач мы относим его стихи о

:  Пушкине. Иногда он. сбивается на почти

пародийное подражание. Таково ero cTH-
хотворение «Гречанка», копирующее пуш-
кинскую «Черную шаль».

О зигзагообразном творческом пути Май-
на мы говорили; Бик, при несомненной
чистоте своего поэтического голоса, пока
что поэт очень. узкого горизонта; если бы
мы остановили внимание читателя на
стихах Элмара и других, мы имели бы
возможность показать, насколько еще
сильна риторика в политических стихах
поэтов народа мари.

Но марийские поэты. самоотверженно, с
исключительным энтузиазмом работают над
становлением только-только зачинающейся
марийской поэзии (ибо много ли в жиз-
ни литературы значит десяток лет?). Их
путь нелегок. Их ждут еще бесчислен-
ные трудности. И дело советской обще-
ственности, писательской общественности
в первую очередь, оказать марийским поэ-
там действенную помощь в их большой
и нужной работе.

мастеров

до

УКРАИНСКИЙ ТЕАТР им. ФРАНКО В МОСКВЕ

Н. М. Ужвий в «Марусе Богуспавке»
денном счастье» Ив. Франно.

Не будет преувеличением, если мы ска-
жем, что успех ряда спектаклей послед-
него времени во многом создан художни-
ками театра. С самых различных по прин-
ципам оформления спектаклей, © таких,
скажем, как «Сон в летнюю ночь» (ху-
дожник Шифрин), или «Мария Стюарт»
(художник Вильямо),
ны» (художник Штоффет). или «Черевич-
ки» (художник Петрицкий), публика рас-
ходится, надолго унося с собой зритель-
ные, декорационные образы.

Широкий зритель начинает запоминать
имя художника наряду с именами драма-
турга и ведущих актеров. А ведь совсем
не за горами то время, когда для этого

‚цем». :
Это было
ибо кадры налиих театральных художни-
ков представляют собой очень талантли-
вый, квалифицированный оТрял мастеров
изобразительного искусства.

нее чем овладеть реалистической формой
последних лет, прошло сложный путь экс-

малистические установки явились тормо-
зом для достижения, казалось бы. ясней-
шей истины: цель художника — зрительно
воплотить идейное и эмоциональное -

бить ` 60, дать ему среду,

обстоятельствах»,
обретает особенно овеществленное

на сцене органическую для
подчеркивая дух оботоятельств.
Вместе с тем художник-декоратор дол-
жен ясно отдавать себе отчет в том, что
природа безусловна, а природа сцены ус-
ловна;: ° ив ео
Это замечательно формулировано у Ге-

` те в диалоге между зрителем и адвокатом

художника. Убежденный своим собеседни-
KOM, зритель в конечном итоге правильно
резюмирует: «Правда, когда опера хороша,
то она является законченным в себе . ма-
леньким миром, в котором все совершается
по известным законам. Она требует тогда,

законам и чтоб ее воспринимали сообраз-
но < ее собственными свойствами» !.
Гете. великий и строгий пантеист, есте-
ственно, подчеркивал для искусства изна-
зальный примат природы: ‹..художник по
призванию должен действовать

природой, ..которые составляют величай-
ume ero богатства...»
противоречит положению 06 условности,
ибо подлинный художник творчески ис-
пользует почерпнутое в природе: «худож-
ник, признательный природе, которая про-
извела и его самого, приносит ей, таким
образом, обратно некую вторую природу,

всякого искусства и как 06060 важны они
для искусства декорационного!

искусства на театре, во главу угла ставил-
ся He человек-тип, как носитель драма-

биомеханический человек, для вульгарно
упрощенной сценической жизни которого
достаточно было голой «конструкции».

И. конечно, живопись, цвет были начи-
стс изгнаны со сцены.

Под напором здорового чувства народа,
заполнявшего театр. «конструкции» посте-
пенно сдавались и уступали свое место
принципу архитектурных, об’емных деко-
раций. Это был очень большой шаг вперед
по пути реализма, но отстаивался он мно-
гими все же с чисто формалистических
позиций: рассуждали о материале, о рав-
новесии масс и об’емов, а не о сцениче-
ском образе. Живопись на театре продол-
жала быть падчерицей.

И лишь в последние годы, в русле об-
щего движения нашего искусства к’ овла-
дению социалистическим реализмом, на те-
атре во весь голос заговорил художник.
А говорить во весь голос театральному
художнику это значит — творить обобщен-
ный сценический образ в основном сред-
ствами живописи, этого неисчерпаемо бога-
того источника изобразительного искусства.
Возрождение на TeaTpe живописи, облада-
ющей чарами для создания наиболее чув-
ственного, наиболее человеческого образа, —
это знаменательное и радостное явление
последнего времени.

Значит ли это, что наше декорационное
искусство отказывается от архитектурных
декораций, от «станков» даже от некото-
рых принципов, выставленных апологета-
ми конструкций? Конечно, нет. Но доми-
вантной, главной линией воплощения спе-
нического образа выступает живопись. И
тут я позволю себе вновь сослаться на Ге-
те. сказавшего. что квсе изобразительное
искусство стремится к живописи, воя поэ-
зия к драме».

Все богатство цвета призвал на помощь
художник Шифрин, чтобы создать образ
эллинского языческого леса, преломленно-
го через  возрожденекое мировоззрение
Шекспира («Сон в летнюю ночь»). Ожив-
шие деревья, цветы и мхи, какие-то полу-
растительные, полуживотные формы, мер-
пающие желто-коричневыми тонами в сви-
те короля эльфов — человечески прекрасно.
то Оберона и бело-розовыми в свите Ти-
тании, — дают прекрасный пантеистиче-
ский образ единства человека и природы.

1В. Гете, Статьи и мысли 06 искусстве.
Изд-во «Искусство», 1936 т. стр. 184.

2 Там же, стр. 91.

соо
О. БЕСКИН

Театр и живопись

«В степях Украм-

зрителя художник на театре был лишь
более или менее прекрасным «незнаком-

горькой несправедливостью,

Советское декорационное искусство, ра-

периментов и поисков. На этом пути фор-

co-
держание драматургического образа, углу-
атмосферу.
Энгельсовская формула’ реализма, говоря-
щая о «типичных характерах в типичных
в данном случае при-
бытие.
Тип, характер. предстает на театре реаль-
ным, физическим человеком. Рейлистиче-
ская декорация стремится лать человеку
него среду,

чтобы о ней судили по ео собственным

согласно
правилам, ..которые предписаны ему самой

Это нисколько не

во природу, рожденную из чувства и мы-
сли, природу, человечески завершенную» *.
Сколь обязательны эти Положения для

Но в период длительного засилия Фор-
малистических принципов декорационного

тургического образа. а печальной памяти

Зарисовки А. Костомолоцдого.

М. Старицкого и А. М. Бучма в «Укра-

Большой образ создал Петрицкий в с80-
их декорациях к опере «Черевички» в фи-
лиале Большого театра. Строгостью народ-
ной деревянной украинской архитектуры
{в скупом зимнем пейзаже) привлекает
картина перед церковью. Картина колядо-
вания и катанья на салазках, картина ле-
са — все выполнено с большим вкусом,
без декоративных излишеств, с прекрас-
ным чувством света, цвета и тона. Фан-
тастический сюжет получает подлинно на-
родное обрамление. Это настоящее (и вме-
сте с тем сщецифически музыкальное) де-
корационное претворение образов Гоголя.

Талантливый П. Вильямс дал ряд инте-
ресных по трактовке образа спектаклей,
‘из которых прежде всего должны быть на-
званы балет Прокофьева «Ромео и Джуль-
етта» и «Мария Стюарт» Шиллера. Очень
хорошее колористическое разрешение кос-
тюмов, живописная образная трактовка за-
кованной в парчевую броню Елизаветы,
мрачной твердыни ее дворца прекрасное
использование черного и белого в картине,
предшествующей казни Марии Стюарт, —
все это удачи в раскрытии сценического
образа.

Хуложник Штоффер открытое звучание
цвета делает основой своих интересных де-
кораций к пьесе А. Корнейчука «В степях
Украины».

Обогащается живописно и становится 60-
лее реалистическим творчество Тышлера
(я имею в виду очень интересные его де-
корации для театра «Ромэн»). Художницы
Фрадкина и Вишневецкая. идя по пути
колористического опоэтизирования своих
декораций. находят очень простые образы
для полных современной лирикой пьес
М. Светлова «Сказка» и «20 лет спустя»

Характерно, что рял художников-живо-
писцев работает сейчаю в театре, ITO BH-
ставки молодых художников последних
двух-трех лет говорят о том. что Hain
лучшие новые кадры развиваются опять-
таки в сторону живописной трактовки об-
раза (Сперанская, Демидова, Юнович и др.)-

И, наконец, с особой гордостью надо от-
метить присуждение Сталинской премий’
таким художникам, как высоко талантли-
вому, во все времена творчески отстаи-
вавшему принципы живописности на теат-
ре Ф. Федоровскому и тончайшему живо-
писцу-лекоративисту М. Сарьяну.

Но радуясь всей душой успехам наше-
го декорационного искусства, вполне при-
стало сигнализировать и некоторые опас-
ности (в газетной статье это можно сде-
лать лишь на выборку, да и то в самой
общей форме).

В своем замечательном по остооте и от-
точенности мысли дневнике французский
писатель Жюль Ренар говорит oO поход-
ке актера, который уходит на цыпочках,
прислушиваясь, не аплодируют ли. Такой
актер не жил в своей роли. а красовался
в ней.

Есть на театре столь эффектные декора-
пии, которые, немедленно по поднятии
занавеса. тоже как бы поислушиваются. И
неизменно публика встречает их аплодис-
ментами. Значит ли это, что они тлубоко
выразили драматический образ? Отнюдь не
всегда. Иногда это обозначает, что худож-
ник, идя по линии наименьшего сопротив-
ления, используя простейшие эффекты,
дает иллюзионно-феерическов зрелище, то-
же красуется. ~   ‘

Здесь уж даже выработаны определен-
ные стандарты. Аплодисментными 0б’ек-
тами обязательно являются: небо, усеян-
ное горящими звездами, река или озеро
(текущая или волнующаяся вода!), осве-
щенные лунным светом. бегущие облака
и многое другое в этом роде.

Такая декорация, «являющаяся  само-
стоятельным курьезом. предназначенным
только для ослепления публики» (Золя),
далеко отклоняется от воплощения драма-
тургического образа. Больше того — она
преследует цель «перекричать», «забить»
этот образ самодовлеющей «пиротехникой»
сценического эффекта.

Бывают эффекты и другого порядка, рас-
тущие из желания блеснуть излишней кра-
сивостью. вне зависимости от того, что
это приводит к снижающему образ эклек-
тизму.

Вероятно. эти декорационные излишест-
ва являются некоей реакцией на долто-
временное засилие скучнейшей конструк-
тивной догматики. Но это их не извиняет.

Ряд таких грехов прокрадывается и В
очень интересные декорационные работы.
В «Валькирии» художника Вильямса (как
и в некоторых других его спектаклях)
много элементов модерна. никак не ми-
рящегося с образами германской мифоло-
гии (вспомним костюм. грим и золото-
рогих «пажей» Фрики супруги Вотана).
Модерн же плюс страсть к затейливому
завитку пронизывает декорационные рабо-
ты Фалька («Лгун» Гольдони о «Соломон
Маймон» Даниэля). Талантливый Штоф-
фер злоупотребляет иллюзионистскими эф-
фектами. Перегрузка светящимися кразка-
ми И серпантином есть даже в такой, как
уже отмечалось выше, прекрасной и ра-
дующей работе. как «Сон в летнюю ночь»
Шифрина.

И все же «грехи» декорационного ис-
кусства. как частности. не заслоняют 06-
щеёго: начала нового расцвета реализма, в
основе которого — стремление выразить
внутреннюю идейную сущность драмати-
ческого образа средствами разнообразней-
ших форм сценической живописи.

Надо пожелать, кстати. чтобы Bb
ставки театральных живописцев (моно-
трафические, групповые и сволные) были
бы постоянным явлением в нашей худо-
жественной жизни. Обсуждение этих вы-
ставок было бы прекрасной формой обще-
ния Между писателями. художниками и
актерами.

Литературная газета
№ 23 5

о ——