=e .   НА ВСЕСОЮЗНОЙ

a

«Северный Кавказ и

В павильоне

Крым» выставлен бюст Сулеймана

Стальского работы скульптора Хас-Бу
лата Аснар-Сарыджа.

Фото Ю. Говорова.

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ

{Из писем читателей
и от наших корреспондентов)

ИВАНОВО. Отделение Союза советских
писателей об’явило областной литератур-
ный конкурс. )

За лучший роман, повесть и поэму ye-
тановлены: первая премия — B 5.000. py6.
и две вторых — по 3.500 руб. За рас-
сказ и стихотворение первая премия —
1.500 руб., две вторых - по 1.000 руб.
и три третьих — цо 500 руб.

Конкурс проводится с 1 июня 1941 г.
по 1 июня 1942 г. Темами конкурсных
произведений должны быть: стахановский
труд, героизм Красной Армии, советская
семья и революционное прошлое Иванов-
ской области.

ТАГАНРОГ. Литературный музей име-
ни А. П. Чехова подготавливает постоян-
ную выставку, посвященную жизни и
творчеству В. Маяковското. }

ПЕНЗА. Писатели-земляки  ТК. Федин,
Ф. Гладков, В. Ставокий, П. Замойский
принимают активное участие своими ста-
тьями, очерками в местной прессе.

Сейчае в Пензе с помощью писателей:
земляков готовят издание литературного
альманаха. В редколлегию альманаха во-
шли Ф. Гладков, К. Федин, редактор ме-
стной газеты Н. Страхов и другие то-
варищи.

Кружок любителей книги

В Москве, при клубе писателей, образо-
ван кружок любителей книги.

Периодические чтения докладов 0 но-
вых значительных книгах, интересных по
содержанию и внешнему оформлению, со-
общения о старых редких изданиях. уст-
ройство и обсуждение выставок произве-
дений книжной графики, демонстрация

интересных книг из частных собраний, об-

мен редкими книгами и автографами —
такова в общих чертах программа дея-
тельности кружка любителей книги. ‘

На первом собрании этого кружка пос-
Ле организационных вопросов были
демонстрированы четыре

были: «брошюра шутливого содержания в

простонародном духе» под
«Турусы на колесах», изданная в Москье
в 1846 году, в которой московский обер-
полицмейстер и тородской голова усмотре-

ли памфлет на них и потребовали ее из’-
оформлен-
(СПБ.

ятия и сожжения: прекрасно
ная «Тавриада» В. П. Мещерского
1863), выпущенная в 33 экземплярах по
случаю организации «таврических
ний» на коньках и с тор;
ский. словарь для светских людей»
сква.
лением по делам печати,
ющая особенный интерес книга В. Гиля-
ровского «Трущобные люди», изданная В
Москве в 1887 г. Книга
ным соображениям была сожжена, и из
ев тиража, по словам автора. уцелело. все-
го два экземпляра — один в несброши-
рованном виде, оставшийся у него, и вто-
рой — посланный в цензурный комитет.
Именно этот экземпляр и был продемон-
стрирован на собрании кружка. По цен-
зурным пометкам в тексте можно понять
причины уничтожения этого  Произведе-
ния

Для одного из ближайших собраний:
кружка любителей книги намечен док-
лад Н. П. Киселева на тему «Издания ти-
пографии Симеона Полоцкого в Москве».

По страницам газет

«Организация, которая перестала
существовать»

Под таким названием газета «Челябин-
ский рабочий» поместила статью т. В. Ива-
нова о бездеятельности областной органи-
зации ССП. Газета приводит такие фак-
ты: мололые писатели области — Ст. Бас-
ков, Б. Ицын, И. Костин, произведения
которых в свое время получили по-
ложительную оценку центральной  пе-
чати, за последний год ничего интерес-
ного и заслуживающего внимания He
дали. Ряд произведений челябинских ли-
тераторов очень низок по своему худо-
жественному уровню. а некоторые вред-
ны по илейному содержанию (отдельные
стихи Т. Тюричева, произведение Н. Бо-
рисова «Выговор»).

«Молодые писатепи совершенно ли-
шены конкретного руководства. Номи-
напьно в Челябинске существует обпа-
стная питературная организация с вы-
борным бюро. Областной она никогда не
была, а за последнее время перестала
существовать и`как городская»,

Из всех уголков области в бюро отделе-
ния ССП поступают рукописи. Но:

«Рецензирование рукописей в писа-
тельской организации не организовано.
В этом важном деле нет никакой си-
стемы, никакого порядка. Рецензируют
все, кому не пень, качество рецензий
никто не контролирует. Сейчас марину-
ются несколько десятков рукописей»,
Бюро областных комиссий Союза совет-

ских писателей СССР должно срочно ‘за-
интересоваться положением дел. в челя-
бинской писательской организации,

«Литературная газета
№ 23

РЕДАКЦИЯ; Москва, улипа 25 Октября, a. № 19, телефоны отлелов: секретарната — K 2-20-95, ответств
К 4-34-60, писем и корреспо

‚ 517587

ОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ

про-
книги, которые
В. Лидин сопроводил комментариями. Это

названием

ката-
«Юмористнче-
(Мо-
1902), задержанный Главным управ-
потребовавшим
из’ятия из него ряда слов: и представля-

эта’ по цензур-

(случилось. При всей поэтичности TOBCCTH

о

О чем говорят
‚ камни

над новым трудом «Камень в истории
культуры». Это будет сборник художест-

показать разнообразные чудесные  каче-

недрах
около 25 печатных листов,

Заявил в беседе с нашим сотрудником
академик А. Е.  `Ферсман, — древнее ла-
тинское изречение: «И камни говорят».
Ибо они действительно говорят...

Лет 30 назад автор книги попал ва
далекий средиземноморский остров Эльбу,
Эдесь перед ним впервые раскрылись кра-
соты розового турмалина. С тех пор он
стал страстно и методически изучать при-
роду всех так казываемых драгоценных
камней. ‘Через его руки прошли за три
десятилетия , десятки тысяч кристаллов
алмазов, привезенных из Бразилии, Юж-
ной Африки, восточных берегов Атланти-
ки, самоцветы Урала, Алтая. Индии,
Индо-Китая и других стран. Им были изу-
чены тысячекилограммовые склады драго-
ценных камней в прирейнском городке
Идере, изделия фабрики драгоценностей
в Руайя в центральной Франции, произ-
водство Петергофской гранильной фабрики
и шлифовальной фабрики в старом Екате-
ринбурге. В селе Березовском он целые
ночи коротал со стариками-гранильщиками,
наблюдая, как они из галек торного хру-
сталя вытачивали бусинки топаза для
ожерелий.

— Я хочу, — говорит академик А. Е.
Ферсман, — рассказать в своей книге о
замечательных материалах земли. Я хочу,
чтобы в этой книге писатель ‘и поэт по-
черпнули много ценного из мира «окаме-
невшей фантазии»,

Я хочу также, чтобы книгу мою прочи-
тали историки и люди практических ре-
месел, имеющие дело в различными вида-
ми обработки и использования камня.
Пусть все поймут, что камень — не пред-
мет роскоши, а самый прекрасный и
прочный, практически выгодный материал,
привлекающий внимание человечества в
течение тысячелетий.

Судебные
новеллы

Адвокат И. Д, Брауде, автор судебных
мемуаров, сейчас работает над новой
книгой судебных новелл.

— Я поражаюсь, — заявил в беседе с
нашим сотрудником И. Д. Брауде, — рав-
нодушию, с каким наши писатели прохо-
дят мимо практики советского суда. Меж-
ду тем она часто вскрывает глубинные
процессы жизни. Здесь наша борьба с бур-
жуазными пережитками в сознании людей
и в быту, отчаянное сопротивление co-
циалистическому ‘строительству со сторо-
ны остатков разбитых классов часто пред-
стаю? в особенно драматической, острей-
шей форме.

Подготовляемый мною к печати сборник
новелл я подвергаю сейчас, если можно
так выразиться, первой читательской про-
бе. С устным пересказом этих новелл я
выступаю перед самой разнородной ауди-

торией — в районных комитетах ВКП(б),
в клубе писателей, в ЦДРИ, лектории
МГУ ит.д.

В жанровом отношении мои навеллы
являются тнпом «документальной белле-
тристики». Наряду с сохранением доку-
ментальной стороны при изложении сущ-
ности процесса, выдающихся моментов
судебного разбирательства, методов и так-
тики защиты я оставляю за собой право
обобщенного подхода к действующим ли-
цам процесса. Моя задача — наиболее
Убедительно и психологически мотивиро-
ванно дать представление читателю о ти-
пах правонарушителей и о тех, которые
с ними борются.

В качестве сюжетной основы для своих
новелл мной использованы процессы об
убийстве на острове Врангеля доктора
Вольфсона, 06 изуверской, контрреволю-
ционной секте Дмитрия Шульца, о поку-
шении на убийство аспирантом одного из
научно-исследовательских институтов на-
Учного работника этого института, дело о
загадочном по своим мотивам отравлении
мышьяком и др.

Академик А. Е. Ферсман, автор книги
«Воспоминания о камне», работает сейчас
венных очерков-новелл, задача которого —

ства камней, запасы которых хранятся в
земного шара. Размер книги —

— Я избрал эпиграфом к своей книге—

`° НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «БЫВАЛЫХ ЛЮДЕЙ» И УЧЕНЫХ
М

ОТ ВЕРБЛЮДА К САМОЛЕТУ

Герой Советского Союза М. Т. Слепнев
отубликовал в прошлом году свою первую
повесть «Тратедия в проливе Лонга», по
которой написал недавно сценарий при-
ключенческого фильма дла детей,

Сейчас М. Т. Слепнев Фаботает над вто-
рой повестью — о Средней Азии. Она по-
строена, как и «Трагедия в проливе Лон-
газ», на фактическом материале; автор опи-
сывает реальных людей и события, участ-
ником которых был он сам.

В 1926 г. впервые была проложена в03-
лушная дорога из СССР в Афганистан.
Первый перелет из Термеза в Кабул, по-

общению между Советским
Афганистаном, был совершен М. Т. Слен-
невым, А. С. Демченко и В. Г. Левченко.

М. Т. Слепнев пробыл в Средней Азии
пять лет, налетал несколько сот тысяч
километров, четыреста раз прилетал в
Бухару. Он рассказывает в своей повести

трехнедельные путешествия на верблюдах
сменились  трехчасовым  перелетом на
аэроплане. Автор описывает быт народов
Средней Азии, архитектуру и строитель-
ство ‘городов.

Повесть о Средней Азии М. Т, Слепнев
предполагает окончить в августе,

Повесть о русском
путешественнике.

Академик В. А. Обручев недавно 3a-
кончил описание жизни и путешествий.
Г. Н. Потанина, отважного исследовате-
ля природы и населения Внутренней
Азии.

Г. Н. Потанин был сыном простого ка-
зачьего офицера, родился в Янышевском
поселке на реке Иртыше, воспитывался
в кадетском корпусе города Омска и 1о-
товился к военной службе на тогдашней
окраине государства. В качестве офице-
ра он принял участие в первом походе
к подножью Тянь-Шаня, в основании ук-
репления Верного (ныне Алма-Ата), по-
бывал в китайском городе Кульдже и
служил на Алтае. Еще в детстве он ув-
лекался описаниями путешествий Палла-
са и Гумбольдта и стремился проникнуть
в неизведанные в то время страны Цен-
тральной Азии. При первой возможности
Потанин оставил военную службу и по-
ступил вольнослушателем в  Петербург-
ский универоитет, где изучал ботанику
и геологию, но курса не кончил из-за Ba-
крытия университета в 1861 г. Вернув-
-шись в Сибирь, он принял участие в экс-
педиции астронома Струве в Южный
Алтай, Тарбагатай и на озеро Зайсан по
поручению Географического общества, во
затем, служа в Омске и Томске, увлекся
общественной деятельностью ‘и совместно
с кружком молодых сибиряков боролся
за повышение культурного уровня си-
бирского общества, за открытие универ-
ситета в Сибири, за уничтожение  зло-
употреблений местной власти. Но вместе
с другими деятелями, он был арестован,
обвинен в пропаганде сибирского cerapa-
тизма, просидел три года в омской тюрь-
ме, отбыл три года каторжных работ в
Свеабортской крепости и три сода ссыл-
ки в бывшей Волотодской губернии:

Только после этого девятилетнего пе-
рерыва Г. Н. Потанин смог вернуться в
1876 г. к изучению Внутренней Азии и
выполнил по поручению Географического
общества пять экопедиций. По окончании
путешествий Г. Н. Потанин до своей смер-
Ти в 1921 г. занимался общественной лея-
тельностью, сотрудничал в сибирских газе-
тах, и обрабатывал свои материалы по на-
родной словесности, напечатав целый ряд
трудов, как-то: «Восточные мотивы в срэд-
невековом эпосе», «Сага о царе Соломо-
не», «Культ сына неба в Северной Азии»
и др.

Богатую разными событиями и научны-
ми наблюдениями жизнь Г. Н. Потанина
акад. В. А. Обручев изложил в  MOHO-
графии в 12 печатных листов. принятой
уже Детиздатом и иллюстрированной ви-
дами местностей и населения. В этой би-
сграфии уделено также много внимания
отважной спутнице путешествий Потани-

на, его жене Александре Викторовне, де-.

лившей с ‘ним труды и лишения и умер-
шей во время второй экспедиции на во-
сточной окранне Тибета.

В настоящее время акад. В. А. Обручев
занялся обработкой своих наблюдений из
путешествия во Внутреннюю Азию, co-
вершенного в качестве геолога
экспедиции Г. Н. Потанина в Китай в
1892—1894 тг, и составляет географиче-
ское и. геологическое описание Восточной
Монголии.

ложивший начало авиапассажирскому. 00-:
Союзом и

о внедрении авиации в Средней Азии, где

второй [ском освещении: как шло

«Ро ассказы о нас

самих»

Проф. Ю. П. Фролов, крупный физио-
лот, ученик И. П. Павлова, задумал на-
писать трилогию, ‘которая в образной
форме показывала бы историю открытий
при изучении работы мозга человека и
животных и знакомила бы с последними
достижениями в учении И. П. Павлова.

Первая книга трилогии проф. Фролова
— очерки «Мои встречи © животными»
вышла в СССР в 1936 г. и переведена
на ряд иностранных языкэв.

Вторая книга — «Рассказн % нас са-
мих> — вскоре выходит в свет. Она по-
казывает достижения в. изучении мозта
и органов чувств человека.

Первый рассказ’ этой книги называется
«Глаз и мозг»: в нем описывается откры-
тие зеркала Гельмтольца — офтальмоско-
па. Учение о физиологии слуха в главе.
«Можно ли сльшнать неслышные звуки?»
заканчивается ‘рёзтовором с оркастрантом,-
где устанавливается связь физиологии 6
музыкой.

В книге рассказывается о кожной чув-
ствительности и обонянии, разбирается
понятие о торможении («Случай во вре-
мя землетрясения»), затрагивается вопрос
0 сне и сновидениях в тесной связи ©
учением Павлова о сушности типнога и
мнимой смерти. Впервые в нашей юно-
шеской литературе дается развернутое
представление о происхождении и физио-
логической основе голоса и речи челове-
ка («Соловей и оперный артист», «Как
мы говорим»). Книга знакомит с работой
органов чувств в военной обетановке, с
усовершенствованными приборами для
наблюдений («Уши великанов» и «Рису-
нок из траншеи») и техникой астрономи-
ческих определений’ («Что быстрее, чем
мысль?»). Заканчивается она изложением
теории Павлова о развитии высших функ-
ций человека. В этой глав® подчеркнуто
значение ето работ для воспитания ха-
рактера подрастающего поколания,

Проф. Ю. Фролов заканчивает и третью
книгу трилогии, появившуюся. уже от-
дельными частями в журналах, ona
называется «Будни и праздники  совет-
ской науки». Третья книга служит как
бы итогом двух первых. нее вошли
тлавы: «Под стеклянным покрывалом» (из
жизни медуз — опыты И. Ветохиня), «От
цыпленка до взрослой курм» (наши опы-
ты о способах увеличения `яйценоскости),
«Каравай хлеба, в 5.000 кило» (о питании
человека), «Разтовор на оэскалаторе» (0
кесонных работах), < стакана во-
ды» (режим челореба в походе), «Борьба
за долголетие» (работы А. Богомольпа),
«Композитор ¢ парфюмерной фабрики»
(обоняние на службе промышленности),
«Человек плавает хорошо»  (физиолетия
спорта), «Что такое болельщики футбо-
ла?» (06 эмоциях), «Война на мелкова-
дье» (рассказ морского врача) и «Крыла-
THe доктора» (начало авиационной меди-
цины).

«Превращение

вещества»

Инженер Д. Ю. Гамбурт, аспирант Ин-
ститута азота, давно печатается в науч-
но-популярных журналах. В этом году в
одном из номеров «Молодой гвардии» опу-
бликован его художественный очерк. «По-
корение вещества». Это глава из только что
появившейся в свет в Детиздате его пер-
вой книжки — «Превращение вещества».

— Мне хотелось этой книжкой, — 1-
ворит Д. Гамбург, — заинтересовать юных
читателей увлекательной наукой, шаг за
шагом, упорным трудом лоститающей раз-
личных открытий, и показать развитие
химии.

Высшая форма развития техники —хи-
мическая техника. В самом деле, насколь-
KO ограничены, например, возможности ис-
пользования дерева без химии, открыв-
шей целый мир превращения его в TH-
сячи различных продуктов! Я попытался
дать в ней и очерк химии сегодняшнего
дня — подземную газификацию угля, ком-
бинирование химии с металлургией, про-
цессы ее развития, возможные лишь в
условиях социалистического хозяйства.

Работа над «Превращением вещества» за-
кончена. Теперь Д. Гамбург думает напи-
сать книжку о завоевании вещества, по-
казать историю развития понятия о ма-
терии в естественно-научном и ‘философ-
открытие и
превращение вещи в себе в вещь для нах,
как увеличивались познания людей об
элементах и открывались новые ‹ веще-
ства.

РУССКИЕ ПРОЗАИКИ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК

Повесть Л. Гурунца «Карабазская поз-
ма» получила благоприятные отзывы ре-
цензентов. Такое же мнение о повасти
сложилось у всех участников конферен-
ции. Говоря 0 поэтичности повести.
Б. Ивантер отмечает тонкую наблюдатель-
ность автора, точные зарисовки, умение
пользоваться подтекстом. Повесть Hanaca-
на очень экономно, но читатель ясно
представляет себе и особенности страны,
и характеры людей, и их внутреннюю
связь. Отношения между мальчиками и
девочками, еще не совсем определившие-
ся, даны очень правдиво и чисто, и это—
большая удача писателя. В повести есть
места. оставляющие впечатление незакон-
ченности. Например. хорошо задуманная
история с от’ездом ребят на чужих ‘лоша-
дях не завершена, а читатель заинтере-
сован, ему хочется знать, что же дальше

встречаются порой неудачные обороты.
Над повестью нужно поработать. она ame
несовершенна, хотя и свидетельствует о
поллинном таланте автора.

Чертова говорила о предельной скву-
пости художника, сочетающейся с лири-
ческой взволнованностью. Но иногда ску-
пость вызвана не только вкусом и чув-
ством меры, но и некоторой внутренней
несмелостью. И тотда чувствуетя. как ав-
тор. у которого неисчерпаемый Mare-
риал. ограничивает свои возможности

ыступившие тт. Пасынков, Аджемян,
Фейгин, Иванов и Корятин з основном
согласились с оценкой Ивантера и Чер-
товой.

Обсуждение творчества А. Дубовицкого
прошло не совсем обычно. Рэацензенты-—
А. Дроздов, Н. Чертова и П. Слетов, не
познакомившись с рассказами писателя,
написанными им за последние тоды, в
основном оценивали повесть «Разлив», ‘на-
писанную в 1928 г накануне коллекти-
визации и напечатанную через десять
лет в несколько исправленном виде. ^Не-
достатки повести очевидны:  схематич-
ность. неполное раскрытие образов. пря-
молинейность сюжета, налет публициетич-
ности. Однако и за этими недостатками
можно было заметить несомненные каче:
ства Дубовицкого как художника, тонкую
наблюдательность. чувство природы. Tr.
Д. Снегин, В. Гудков и 9. Фейгин, оста-
новившиеся преимущественно на доето-

публицистики —

инствах повести, оказались в меньшин-
стве. Вполне понятно ‘то впечатление,
которое произвел на всех присузствующих
талантливый рассказ «Лебеди», :прочи-
танный автором к концу заседания.

Писатель Н. Чекменев написал уже
немало рассказов. На’ конференции обсуж-
дались его повесть «Золотая осень» и рас-
сказ «Комета». Анализируя творчезгво
Чекменева, Л. Соловьев сказал что автор
выбирает сюжеты для рассказов произ-
вольно. Не чувствуется внутревней нооб-
ходимости, которой должно быть продик-
товано каждое подлинно литературное
произведение. О неумении характеризо-
вать и показывать вещи, художественно
изображать мир и свое к нему отноше-
ние говорил Я. Рыкачев. П. Замойский,
согласившись с оценкой, данисй расска-
зам Чекменева, все же указал на несом-
ненный, хотя и медленный творческий
рост автора. В обсужиении приняли уча-
cTHe также тт. Слетов, Гурунн. Сосланих
Лебедев, Винников: Зубец.

Творчеству В. Горчакова, Б. Зубца и
Р. Брусиловского был посвящен специ-
альный вечер. Это был вечер маленьких
рассказов. Рассказы Горчакова мало удач-
ны. В них нет ни одного характера, ни
одного образа. Они не блещуг также ли-
тературной грамотностью. Рассказы Зуб-
ца растянуты, аморфны, в них нет стерж-
HA, этом говорили тт. Бровман,
Б. Гроссман, П. Слетов и другие. Иное
впечатление произвели рассказы Бруси-
ловского. Точный язык, богатый счастли-
выми находками, углубленный подход к
теме характеризуют большинство расска-
зов Брусиловского. Выступавшие тт. Голу-
бев,  Бровман. ° Гроссман. _ естественно,
пред’являли к автору самые высокие тре-
бования. Указывали на некоторую растя:
нутость рассказа «Пощечина», в котором,
как и в других новеллах, колеритно да-
ны образы евреев. Указывали на тради-
ционность письма, которая, однако, не
ослабляет сильного впечатления, произ-
водимого рассказами.

0 рассказах П. Корягина говорил Л. Со:
ловьев. В рассказах больше недостатков,
чем достоинств. Все дано очень внешне
и плоскостно. Читатель остается равно-
душным к судьбе героев. Но при этом в
рассказах есть много прекрасных пейза-
жей, чувствуется большое знание .Турк-

енного секретаря редакции — К 1-45-86, современной литер
ндентской сети — К 2-25-21, заведую щего редакцией и б

мении. жаль, что автор идет по пути
наименьшего сойротивления, пытаясь оты-
траться на красочности самого материала.
Скосырев поделился ‘своими впечат-
лениями о новом романе Корягина «Месть
Каспия». К сожалению, бесспорные каче-
ства романа — занимательность сюжета,
великолепные пейзажи, некоторые удачно
очерченные образы, острые диьлоги — не
могут спасти романа, внутренне не соб-
ранного и очень уж скороспелого.
С оценкой рассказов А. Аборского и

повести его «На Mypra6e> выступил
В. Козин.
— Мне очень понравилось, — сказал

Козин, — как автор задумывает CBOH Fe-
щи. Композиционно повесть построена ве-
плохо. Но бросается в глаза неровность
книги. Характеры персонажей неё всегда.
ясны, Некоторые главы внолне законче-
ны, а некоторые построены крайне при-
митивно и нуждаются в большой дора-
ботке.

В обсуждении рассказов Корягина и
Аборского выступали также тт; Слетов,
Пушкарева, Пасынков. Тарловский, Стрель-

ченко, Иванов. Зубеп. Гурунц. Малов и
Гордеев.
В заключение конференция обсудила

пьесы «Межи» С. Метелицы и драму «Ка-
левала» В. Гудкова.

Пьеса «Межи» в отличие от стихов Ме-
телицы вызвала интерес у слушателей,
Но драматургическая неопытность приве-
ла к ряду ошибок. При всей народности
языка в нем много шероховатостей. Пьев-
са находится еще в процессе работы, и
можно думать, что при. хорошей консуль-
TalHH она получится ‚ интересной.

Любопытную работу проделал Гудков.
Он построил _лраматическое произведение
на основе эпоса «Калевала». «Калевала»
содержит ^Ю рун, не об’елиненных одним
сюжетом, и Гудков проявил большой ху-
дожественный такт при отборе материала.

— Мы слушали. — сказал Я. Апуш-
кин. — чрезвычайно интересную, кра-
сочную и тонко сделанную вещь. - Гудков
из колоссального по количеству и качест-
ву Материала сумел создать стройную
конструкцию и лать ей драматическую
напряженнобть. Пьеса поэтична. С мне-
нием Апушкина вполне солиларизирова-
лись все товарищи, выступавиие в #ре-
ниях. [

Типография издательства «Черная металлургия», Москва Цветной бульзар, 30.

атуры и критики —К 4-46-19, информации
ухгалтерии — К 0-42-96, r

mam,

Фото В. Лягина.

«Ленинградский

альманах»

С большим интересом встречен в Ленин-
граде выпущенный на-днях издательством
«Советский писатель» первый «Ленинград-
ский альманах». Обсуждение альманаха
состоялось в ленинградском отделении
Союза советских писателей.

В докладе А. Дымшица, которым на-
чалось обсуждение, был дан обетоятель-
ный разбор почти всех произведений, на-
печатанных в альманахе. Наиболее ин-
тересными из прозаических произведений
А. Дымшиц считает повесть К. Валина
«Аутор» и рассказ Геннадия Гора «В де-
Это, — говорит докладчик, —
по-настоящему проблемные вещи, насы-
щенные подлинным чувством современно-
сти. — Высокую оценку т. Дымшиц дает
открывающему альманах рассказу М. 80-
щенко «Око за око». Характерные черты
зощенковского таланта выражены в этом
рассказе с особой простотой и силой.

— Но, — указывает А. Дымшиц, — чув-
ство глубокого удовлетворения, ощущаемое
все время, пока читаешь рассказ Зощен-
ко, оказывается сниженным, котда дохо-
дишь до концовки, в которой автор за-
чем-то отдельно выделяет мораль рассказа.

Воспитанию мужества посвящены два
рассказа Л. Канторовича. Однако, как за-
мечает т. Дымшиц, рассказы Канторовича
очень литературны. По своей манере они
восходят к Хемингуэю. а по принципу
разработки темы К... Фенимору Куперу!
Интересными и значительными докладчик
считает рассказы И. Кратта и А. Куче-
рова, а также очерк И. Соколова-Микито-
ва «В горах. Тянь-Шаня». Наименее удач:
ным произведением «Ленинградского аль:
манаха» А. Дымшиц находит повесть
И. Бражнина «Даша Светлова».

Какие требования надо пред’являть к
стихам, публикуемым в альманахах?
Едва ли, — замечаетт. Дымшиц, — мы
можем согласиться с возможностью публи-
кации здесь «радовых стихов». Каждое
поэтическое произведение, напечатанное в
альманахе, должно быть событием и для
автора и для литературного Ленинграда в
целом. Если исходить из таких требова-
ний, то надо признать, что стихи А. Про-
кофьева в первом «Ленинградском альма»
нахе» едва ли могут нас удовлетворить.
Перепевами уже написанного: и сказанного
являются и стихи`Н. Брауна и М. Комис-
саровой. Далее А. Дымшиц говорит о
стихах С. Спасского, И. Авраменко и
Б. Лихарева, отмечая, что напрасно т. Ли-
харев рядом с хорошими стихами «(Сне-
гирь> и «Тол» нанечатал слабое, тороп-
иво написанное стихотворение «Из фрон-
товых стихов». Выделяются в поэтиче-
ском разделе альманаха стихи В. Рож-
дественского. :

— В целом, — заканчивает свой до-
клад А. Дымшиц, — первый «Ленинград-
ский альманах» — несомненная удача. В
следующих книгах альманаха, — предла-
гает докладчик. — надо ввести также от-
делы публицистики и литературной кри-
тики.

Сотлалиаясь с основными положениями
доклада, В. Друзин полагает, однако, что
следовало более строго оценить повесть
Бражнина «Даша Светлова». Тема этой
повести — становление нового человека —
подменена автором другой темой — ме-
лочной, надрывной любовью, ‘в описании
которой начинают проглядывать традиции

ДАР И. К. АЙВАЗОВСКОГО НАТАЛЬЕ ПУШКИНОЙ

Великий русский ху

ник И; Aftmasonenn
познакомился с Наталье
Николаевной Пушкино
еще при жизни повта, 95
произошло в сентябрь
1836 r., когда Пушкин
сте с женой приехал 3
Академию художеств yy
выставку картин. Co:
нились воспоминания
вазовского O06 BTOM знаком.
стве. «Инспектор Ака
Крутов... представил ye
вя Пушкину, как получив.
шего тогда золотую ме.
даль (я оканчивал в тор
год Академию). Пушкин
ласково спросил меня, rye
мои картины. показал
их. Как теперь Помнится,
то были «Облака с
ниенбаумского берега» п
«Группа чухонцев»... Пом.
ню, в чем была красавица.
жена. На ней было изящ.
ное белое платье, бархаю
ный черный корбаж с пе
реплетенными черными
тесемками, а на голове
большая палевая соломен.
ная шляпа»,

И. К. Айвазовский и по-
сле смерти великого поэта
продолжал знакомство е
его вдовой. Сохравилась
картина Айвазовского,
даренная им Наталье He
колаевне в 1847 г., когда
она была уже замужем зе
генералом Ланским. By
картине изображен ночной
пейзак Константинополя,
На оборотной стороне имеет.
ся собственноручная над.
пись художника: «Наталье
Николаевне „Ланской о1
Айвазовского. 1-го’ Генва»
ря 1847 года. С.-Петербург»,

Ныне картина хранится
в Москве в одной частной
коллекции.

известного в свое время журнала «Пре-
буждение».

Резко критикуя повесть И. Бражнин%
«Даша Светлова», Г. Макагоненко указы-
вает, что автор изображает не положи“
тельного героя нашей эпохи, а сознатель-
но ставит задачу изобразить абет
рактното «идеального героя». Даша Свет
лова — насквозь условный, выдуманяый
образ. Повесть Бражнина свидетельствует
06 ошибочных тенденциях, которым нель-

‚туре.

— Геннадий Гор — писатель, который
открыл новое в тех человеческих отноше-
ниях, которые существуют в нашей стра-
не, — говорит С. Хмельницкий, — он
увидел столкновения социалистических от-
ношений с отношениями дородового, ро-
дового и феодального строя, столкновение
города и тундры, техники и допотопных
орудий. Продолжением этой основной темы
творчества Гора являются и рассказы, на-
печатанные в альманахе. Очень интересно
и удачно раскрывает новое в отношениях
людей К. Ванин в талантливой повести
«Хутор».

В обсуждении приняли участие также
Г. Сорокин, В. Рясенцев и НП. Лукницкий.
баключая прения,  председательствозав-
ший С. Марвич подчеркнул, что у «Jie
нинградского альманаха» чрезвычайно ши-
рокие планы. К 25-летию Великой 0к-
тябрьской социалистической революция бу-
дет выпущен юбилейный «Ленинградский
альманах», полностью посвященный горо-
ду Ленина.

fo, uC.
Театрализованная
газета
Ленинградским литераторам, мастерам

театра и кино, композиторам и хуложни-
кам был показан новый выпуск театрали-
зованной сатирической газеты Дома пи-.
сателя им. Маяковского «Давайте не 6y-
дем!» Ha этот. раз большая программа,
или, как было сказано в пригласительных
билетах, «второй-третий (сдвоенный) но-
мер», состояла из множества «короткомет-
ражных» литературных и театральных па-
родий, шуток, анекдотов, интермедий. Ше-
сти исполнителям, артистам Нового ТЮЗ
— М. Аграновской, А. Боярскому, Г. Гур-
вичу, А. Подтуру, Р. Таратута и Н. Тро-
фимову в течение двух часов пришлось
исполнить около 30 ролей. Авторы новой
программы — А. Д’Актиль, Ю. Герман,
М. Бощенко, И. Меттер, Б. Рест, Г. Co-
рокин, А. Флит, Е. Шварц и другие. Теат-
рализованная сатирическая газета постав-
лена Б. Рестом. В июне состоятся несколь-
ко повторных показов  второго-третьего
номера.

Второй книжный
базар

Второй книжный базар, устроенный
30 мая в Ленинградском Доме писателя
им. Маяковского, вновь привлек в писа-
тельский клуб множество любителей кни-
ги. На этот раз особенно бойко торговал
отдел современной литературы. На вы-
ставке, открытой в гостиных клуба, де-
монстрировались коллекции, принадлежа-
щие В. Десницкому, Б. Эйхенбауму, 0. Цех-
новицеру, В. Мануйлову. Внимание посё-
тителей выставки привлекали редкие
издания произведений М. Лермонтова.

Конференция
молодых литераторов

ХАРЬКОВ. (Наш корр.). В клубе писате-
лей закончилась длившаяся три AHA TBUp-
ческая конференция молодых писателей.
Помимо харьковчан. в ней приняли уча-
стие молодые литераторы из районов
Харьковской области, а также Полтавы и
Запорожья. ,

Два доклада по теме: «Писатель-новз-
Тор» сделали проф. Д. Розенберг — на
материале классической литературы и кри-
тик Г. Гельфандбейн — на материале со-
ветской литературы. Доцент Ю: Шевелев
сделал доклад о языке литературного про-
изведения.

Кроме того, были заслушаны разверну-
тые сообщения об ‹Очерке в газете». 0
политической лирике в харьковских га.
зетах>, «О творчестве молодых писателей»
и выступление Юрия Смолича с ответа-
ми на вопросы, поступившие в президпум
во время работы конференции.

Интересным было выступление на KOH-
ференции гостившего в Харькове поэта
Леонида Первомайского. Он ознакомил слу-
шателей со своей работой над перевода»
ми баллад ста народов и народностей.

Из приезжих участников конференции
обратили на себя внимание молодые писа-
тель Алексей Зоц (Запорожье) и Олесь
Юренко (Полтава). Успепгно продолжают
работать поэт, член харьковского литера-
туркого. об’единения, Г. Тютюнник и про-
ваик 0. Гончар, печатающий! свои произ-
ведения во многих украинских журналах.
Остроумны басни Всеволода. Нырко, вачи-
танные им на заключительном вечера кон-
ференции. Киевский журнал «Молодой
большевик» уже. напечатал несколько про-
изведений этого поэта.

Д. ВИШНЕВСКИЙ.

— К 1-28-80,

„Новый магазин
КНИГИ -

В новом доме на
пусе «Г», открывается в июне большой
книжный магазин Московского отделения
КОГИЗ. Это будет самый крупный из су-
ществующих в Москве розничных мага-
зинов книги. В нем — три отдела. Са-
мый обширный из них отведен под дет-
скую художественную, учебно-педагогиче-
скую и изолитературу. Центральный зал
займет художественная литература, книги
на политические, социально-экономические
темы. и по,‚вопросам искусств. В третьем
зале будет сосредоточена сельскохозяй-
ственная, медицинская и научно-техниче-
ская. литература.

В магавине — большой
выбор художе-
ственной литературы. К НИ . гро-

дажу поступят: «Страна М

¥ уравия»
А. Твардовского, книги Ванды Василев-
ской, отдельные издания «Библиотеки

Поэта», «Гроздья гнева» Стейк:

рия днпломатии», Атлас COE tree
ламатор для детей. «Конь-огонь» Маяков-
ского и другие издания. Здесь можно бу-
дет купить, кроме изданий московских

и краях.

При матазине оборудуется консульта-
ционно-библиографический кабинет, снаб-
женный картотеками по различным в0-
просам науки, литературы и искусства,
& также картотекой литературы, готовя-
щейся к выпуску.

—.,З={= {:[[ ———,—=:С

Редакционная коллегия: В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редактор),
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ,

иностранного, искусств в

зя позволить развиться в нашей литера”

улице Горькото, в ROP)

‚ книги, выпускаемые в рес- a

a”

i

Be Se me) ce ce