В БОЯХ 3
ВОЗВРАЩЕНИЕ

о
Янис НИЕДРЕ С. ВАРШАВСКИЙ, Б. РЕСТ

СВЕРХ ЕСТЕСТВЕННЫЕ
СОБЫТИЯ

В захваченной фашистами. части терри-
тории Латвии совершаются таинственные,
попросту—сверх’естественные дела. 06 этом
легко можно судить по местным. радиопе-
редачам.

Слушайте, что происходит. Еще в на-
чале июля немецкий комендант торжест-
венно об’явил по радио всем, всем, что
Рига взята. И дальше: «Армия великой
Германии осчастливила жителей Риги,
освободив их от большевиков. Коммуни-
CTH, их попутчики и евреи бежали. В
городе остались антибольшевиетски наст-
роенные жители, которые завтра в 0быч-
ное время приступают в своей работе».

Казалось бы, все ясно. Ни малейшее
облачко He омрачает небес захваченной
титлеровцами Риги.  0бер-комендант и
компания могут грабить и воровать без

„.Старший лейтенант Митин выполнял
боевое задание в районе Н., занятом про-
тивником. К концу воздушного боя вра-
жеская зенитка прямым попаданием вы-
вела из строя важную деталь мотора.
Митин. знал, что теперь он продержится
в воздухе не более 40 секунд. Но именно
сейчас летчик увидел уходящий в низкое
облако фашистский самолет.

— Ox, ударить бы по нему напосле-
док!

Митин инстинктивно нажал гашетку,
хотя отлично знал, что все патроны рас-
стреляны. Раскаленные пулеметы  молча-
ли.
Что делать?  Садиться
лагере? Нет. Если уж. погибать,
толком.

— Таранить!

Митин в последний раз поднял вверх
раненую машину, пробил облачную заве-
су, увидел врага и врезался в него. Два
самолета олним огненным факелом про-
чертили расстояние в 250 метров, отде-
лявшее их от земли.

Немец, считавший себя в безопасности,
сторел прежде, чем его машина превра-
тилась в труду дымящихся обломков,
Митин, точно рассчитавший каждую до-
лю секунды, выпрыгнул из горящего са-

во вражеском
так с

помех... молета. Прежде чем дернуть за кольцо
парашюта он попытался  отряхнуть

an! С. i ,
Но тут-то и вачинаются чудеса. В по- огонь, охвативший китель, но ему уда-

следующие дни радиоволны разносят в
эфире другое сообщение немецкого  обер-
коменданта: «Большевики захватиле мою
легковую автомашину за № 183, нахо-
дившуюся у штаб-квартиры комендатуры
— отель «Рим». Приглашаю жителей по-
мочь разыскать похитителей машины и
вернуть авто по моему адресу».

Но это не все. Обер-комендант coob-
щает дальше; «Приглашаю айесаргов co-
браться к 12 часам там-то и там-то, ©
тем, чтобы направиться в пригороды Ри-
ти и ее окрестности и очистить их от
большевиков».

Ну, скажите, разве здесь не орудуют
сверх’ественные явления? Ясно, что
радио утверждало, что в занятой фаши-
стами Риге не осталоеь ни одного боль-
шевика, кругом одни только фашисты и
послушное им население, и вдруг такие
непонятные дела и явления: несуществу-
ющие большевики раз’езжают на автома-
шине обер-коменданта, а в пригородах и
в окрестностях города, словно грибы пос-
ле дождика, появляются большевики, на
бой с которыми приходится мобилизовать
айссаргов.

Но и это далеко еще не все. Следую-
щее радиосообщение рассказывает уже
0... происшедших между фашистами и
большевиками боях, 0б убитых и ране-
ных среди фашистов и их пособников:
«В будущее воскресенье во всех рижских
кирках состоятся панихиды. С проповедью
выступят пасторы всех общин верующих,
вынос тел будет сопровождаться звоном
всех церковных колоколов, имеющихся в
Рите...»

Чем и как об’яснят фашисты все эти
сверх естественные явления? Ясно, чт
расшифровать подобные «чудеса» им не

лось лишь слегка сбить пламя на груди.
До земли ‘оставалось всего 100 метров,
когда вдоль спины Митина ‘зашуршал
шелк раскрывающегося параппота. Одпа
лямка с правой стороны обгорела и лет-
чик несся вниз лишь на половине пара-
шюта. Кто знает, может быть, эта, не
предусмотренная инструкторами  пара-
шютного дела быстрота приземления и
спасла ему жизнь: немецкие пулеметчи-
ки открыли по советскому летчику ура-
тганный огонь. Трассирующие пули сви-
стели вокруг Митина.

Земля! Она оказалась давно вспахан-
ным полем с жесткими, высушенными
солнцем грядами. Удар был резок. Ми-
тин почувствовал боль во всем теле.

С. ЛЕВМАН

‚ Он был старожилом Белостока — этот
скромный, незаметный человек, служив-
ший бухгалтером в небольшом советском
учреждении. Он занимал с женой и до-
черью две комнаты в тихом деревянном
домике на окраинной улице, работал до-
бросовестно ‘и горячо, а по вечерам играл
на скрипке. Друзья и сослуживцы про-
звали его музыкантом.

Когда фашистские бомбардировщики
вероломно напали на тород, музыкант
спал. Он проснулся от трохота бомбежки
и выбежал на улицу. Город, не ожидав-
ший варварского нападения, пылал. Му-
зыкант схватил на руки маленькую дочь
и побежал неизвестно куда. За ним бе-
жала жена.

Они были уже в нескольких километ-
рах от города, когда толпу беззащитных
беженцев обнаружил фашистский  етер-
вятник. На бреющем полете он стал рас-
стреливать людей из пулемета. На глазах
музыканта упала замертво его жена. Ко-
гда он добежал до леса, то обнаружил,

удастся. Ответ и раз’яснение всему этому   что девочка, которую он нес на руках,
можем дать только мы. Эти события еще   тоже мертва. - :
раз показывают, что, что бы ни говорили  Он похоронил ребенка и, ничего не

сознавая, побрел лесом. Над деревьями
висело багровое зарево пожара. Где-то
вдали слышались глухие удары — били
орудия. Музыкант шел вперед, все еще
не отдавая себе отчета в том, что произо-
шло.

И вдруг он понял. Стоя во мраке и
прижимаясь к стволу березы, он увидел
перед собою свою родину, ее поля и до-
лины, крестьянские хаты и заводы, шко-
лы и железнодорожные станции. Он ви-
дел перед собой ее людей — спокойных
и трудолюбивых, И вот на солнечную
страну надвинулась зловещая коричневая
тень...

0, он хорошо знал, кто такие фаптисты.
Он познакомился с ними еще в 1939 г.,
когда гитлеровские банды залили кровью
Западную Белоруссию. Он отлично пом-
нил наглые. морды офицеров, тупые ли-
ца солдат, Их нельзя было назвать

и ни писали германские фашисты и их
сподручные, в свободной семье Советского
Союза Советская Латвия была и будет,
Это подтверждает жгучая ненависть сво-
бодных народов к фашистам, 0б этом
свидетельствует борьба наших партизан
в тылу впага, об этом говорит нерупеимое
кровное братство советских народов В
бою и в труде, это подтверждают мощ-
ные удары Красной Армии по фашистским
колоннам на земле, в воздухе и на воде.
Это, наконец, подтверждает та великая
жажда народа к освобождению, когда каж-
дый латыш, способный носить оружие,
спешит стать в ряды Врасной Армии, ког-
Да селые старики и юноши в тылу у фа-
шистов пускают под откос поезда, унич-
тожают с корнем фашистские группы и
отряды.

Дм. СТОНОВ

КАПИТАН КОНСТАНТИМ ТИТЕМКОВ

(Or нашего собственного норреспондента)

Небольшого роста, худощавый товарищ   Капитан зашел в хвост ‘бомбардировщику
стоит у трофейного мотора — вернее, у и, не прекращая, вел отонь. Очереди ло-
бесформенной глыбы металла, которая   жились точно: скоро фашисты перестали

осталась от фашистского «Ю-88». Коман-   отстреливаться... ,
дир энской авиачасти товарищ Kor-; Теперь можно было действовать более
рушев говорит, что гитлеровского  стер-  спокойно, прицеливаться, не торопясь.

вятника сбил стоящий у мотора капитан
Константин Николаевич Титенков. Това-
pum Титенков хочет внести поправку в
утверждение своего командира.

Дело было так.

Неприятельские бомбардировщики под-
ходили к западу, рвались в Москву. Пе-
ред капитаном Титенковым и летчиками
его подразделения Лапочкиным и Бокачом
была поставлена задача: подняться в.
воздух, патрулировать и атаковать осве-
щенные цели. Оторвавшись от земли, на-
ши истребители стали набирать высоту.
Тотчас же по радио они услышали коман-
ду:

— Пост номер такой-то. Противник в
лучах прожектора.

Получив точный «адрес», капитан Ти-
тенков направился к неприятельскому
бомбардировщику. Скрестив голубые лу-
чи, прожекторы держали его в своей вил-
хе. Невидимый в темноте товарищ опере-
дил Константина Титенкова, прощунн-
вал — с большой, правда, дистанции —

Враги изо всех сил старались выйти
из-под удара. Они бросали машину в
скольжение, пробовали пикироваль. Всё
эти уловки ни к чему не привели. Не
выдержав атаки, фашистский самолет
свернул на юг, В лесу вопыхнул пожар:
удирая, поджитатель освободился от тру-
за.

Правый мотор «Ю-88» стал работать на
малом газе. CrepBaATHHE заметно терял
высоту.

Боеприпасы капитана Титенкова шли
к концу. Товарищ Титенков видел раз-
рывы снарядов на плоскостях  фашист-
ского самолета. Однако зажечь неприяте-
ля капитану we удалось. На одном мо-
торе противник продолжал полет со сни-
жением до ста метров.

Внизу над рекой стлался туман. Спа-
cag свою шкуру, гитлеровец юркнул в
туман. Было ясно: далеко «10-88 He
уйдет. Преследовать же его на стометро-
вой высоте значило рисковать самолетом.
И капитан Титенков вернулся на свой
аэродром -

На следующий день вражеский бомбар-
дировщик был обнаружен в лесу на де-
perbax. В машине находились убитые
полковник и подполковник, раненые ка-
питан и лейтенант. Были захвачены цен-
ные документы.

— Как видите, — закончил Констан-
тин Титенков, — не я один сбил стер-
вятника, Ero преследовали и били мои
летчики — истребители Бокач и Лапоч-
кин, ненавестный, невидимый в темноте
товарищ, и я...

— Но ведь Орденом Ленина Президвум,
Верховного Совета СССР наградил имен-
но вас, капитана Константина Николае-
вита Титенкова?

— А 0710, видите ли, за другой само-
лет, — говорит товарищ Титенков, —
Днем на большой высоте Haq нашим
вэродромом появился разведчик противни-

непрошенного «гостя». Левее Титенкова
шел Бокая. Истребителю Бокачу, как и
невидимому в темноте товарищу, не тер-
пелось, и он немедленно открыл огонь.
Пулеметы Константина Титенкова продол-
жали молчать. И только, подойдя ближек
немецкому бомбардировщику, капитан дал
длинную очередь, пристреливаясь по рас-
положению экипажа самолета.

Внезапно лучи прожекторов потеряли
титлеровского стервятника. Бокач и Ла-
почкин сбились с цели, ушли. Лишь ка-
питан Титенков, который к тому време-
ни находился в пятидесяти метрах от
вражеского самолета, прекрасно видел
его: то и дело в черном небе возникали
’синеватые языки пламени — выхлопы.

Литературная газета

2 № 31

pew  ^”.

(От наших собственных корреспондентов).

Товариш из

Превозмогая ее, он вскочил. Всё еще
тлел синий хлопчатобумажный китель,
совершенно обгорели рукава, волдыри ве-
личиной в спичечную коробку покрыва“
ли обоженную правую руку. Ho 06 этом
некогда было. думать. Слева, метрах в
400—500, на шоссе стояла колонна фа-
шистских танков. Три солдата, вынимая
находу автоматы, бежали к приземлив-
шемуся летчику. Митин посмотрел напра-
во и увидел невдалеке, примерно в 200
метрах, молодой ‘лесок. Он побежал по
бугристой земле, сбрасывая с рук кожан-
ные краги, скидывая © толовы шлемофон,
неожиданно показавшийся слишком тя-
желым. у

Вот он, наконец, спасительный лес!
Митин нырнул в кустарник и сразу же
отпрянул назад. Перед ним, вытянув
вверх свой хищный хобот, стояла немец-

кая зенитная пущка,
Митин ринулся в сторону, & лесной
опушке, Вдали вниднелся другой лес, по-

больше и погуще первого.

Немцы открыли беспорядочную стрель-
бу. Летчик продвигался осторожно, полз-
ком, по-пехотински. Он останавливался
лишь для того, чтобы выстрелить в не-
мецких солдат. Те, нелепо приседая, на
несколько мгновений забывали 0 своих
автоматах.

Так, отстреливаясь, Митин добралёя Е
леса и здесь, взобравшись на кряжист
дуб, стал «изучать обстановку». Он с
удовлетворением отметил, что из: трех
немцев осталось только двое, да и Te,
постояв, повернули обратно. I

Отдышавшись, летчик зашагал по  ле-
су. Куда итти, в какую сторону? Компа:
са нет, солнца не видно. Митин шел, ку-
да велело сердце, 1

Вскоре он вышел на проселочную до-
роту. Мальчутан лет 14 вел лошадь.

видев оборванного и обожженного че-
ловека, мальчик строго спросил: .

— Ты кто такой будешь? :

— Не бойся, — улыбнулся Митин, —
не немец. Советский человек.

— А куда идешь? — все еще недо-
верчиво спросил мальчик. r

людьми; это были человекоподобные су-
щества, созданные для убийства. Нельзя
было представить себе, что эти дегенера-
ты в касках, шагающие по телам и с на-
слаждением вдыхающие запах крови, что
эти людоеды в солдатской форме были
когда-то детьми, что у них были матери
и сестры, что они держали в руках кни-
ти. Осенью, 1939 г. они пронеслись по
стране, как кровавый смерч, и исчезли.
Теперь они появились вновь.

Музыкант оторвался от дерева и заша-
гал обратно, туда, откуда пришел. Ни за-
рево, ни гул канонады не страшили. его.
Он шел быстро, словно боясь опоздать.
Теперь он узнал места, куда затнало его
отчаянье. Минут через тридцать он: вы-
шел из леса на большую проезжую до-
рогу. Г ae

Ночь подходила к концу, занимался
рассвет. Когда на дороге показалась пер-
вая машина с красБоармейцами, музы-
кант поднял руку.

— В чем дело? — окликнул его один
из красноармейцев.

Товарищи, возьмите меня Ha фронт!
Я хочу быть с вами.

`Красноармейцы переглянулись. Много
людей встречали они по пути и все про-
сились на фронт, в бой. Старший на ма-
шине улыбнулся. }

— Нельзя, товарищ, — сказал он, —
если хочешь на фронт, запишись в воён-
комате, тебя и пошлют на фронт. А м
не можем тебя взять. )

Грузовик ушел. Спустя несколько ми-
нут показалась вторая машина, за ней—
третья, четвертая. Музыкант стоял с под-
нятой рукой и настойчиво повторял свою
просьбу, но никто не соглашался взять
его на фронт. Было уже светло, в лесу
пели птицы, легкий туман, клубившийся
вдали, рассеялся.

Когда появилась очередная машина“ с
бойцами, музыкант снова поднял руку,
хотя уже не надеялся на удачу. Но
счастье внезапно улыбнулось ему. Я

— Да ведь’ это наш ‘музыкант, — весе-

—

‚своему командиру

Митин назвал железнодорожную `отан-

ЦИЮ,   si
— He довезешь ‘ли?...
„ — Ладно, .— согласился Мальчик,

взбираясь на лошаденку, -— садись поза-
ди меня. :

Мальчик поддал босыми пятками ло-
шадке под ребра, но тотчас же круто
осадил ее: на шоссе стояли немцы.

— Вот тебе и раз! — присвистнул Ми-
тин. — Куда теперь поедем, молодой че-
ловек? ты

— Да в mec... Там колхозники от фа-
шистов хоронятся. ‘Они помогут.

..Один из колхозников отвел Митина в
сторону и тщательно проверил докумен-
ты,

— Наш! — сказал он выходившим из
шалашей и землянок односельчанам,
Летчик — вот кто будет этот товарищ.
Пробивается к Красной Армии, Накэр-
мить надобно и одеть — так, чтобы нем-
цам проклятым не попался.

Кто-то отдал Митину свой свитер, кто-
то принес кепку.  Отрезали полбуханки
хлеба, ломоть мяса и положили в ме-
нок.

— Иди, дорогой товарищ! — сказали
колхозники и об’яснили, в какую сторо-
ну итти и каким приметам следовать,
чтобы не сбиться с верного направления.

Кончилея день, наступила короткая
ночь, потом снова рассвело, а Митин все
шел и шел по лесу, через болота, порой
по колено в воде. ни ‘

*

„.В лесу стояло семьдесят огромных
семитонных = крупповских — автомащин,
только что захваченных у. разгромленных
фашистов. Рядом с грузовиками видне-
лась комфортабельная легковая машина:

— В ней воевал взятый в плен немец-
кий генерал, — рассказывали Митину
командиры и бойцы. — Когда его обыс-
кали, в кармане документы нашли, а в
бумажнике — женские локоны. Оказы-
вается, он волосы эти с собой возил «на
счастье!» Вот и посчастливилось тенера-
лу: в плен попал!

Действующая армия.

елостона

10 сказал младший лейтенант, в котором

музыкант узнал соседа по дому —
ладно, беру тебя ‘на свою ответствен-
ность.

Так очутился музыкант среди бойцов.
Ему дали шлем, гимнастерку, винтовку.

Спустя два часа он лежал в окопе и
стрелял. Он целился тщательно и спо-
койно, и пули его находили врага. Два
раза шли в атаку фашистские цепи, и
дважды их отбрасывали в реке. Над око-
пами рвались снаряды, рядом с музыкан-
TOM стонали раненые, отказывавшиеся
уходить в тыл, а он продолжал методи-
чески заряжать винтовку и стрелять, как
будто всю жизнь провел в окопах. Восемь
врагов уничтожил он в этот день, среди
них одного офицера. .

Вечером он ходил в разведку и принес
важные сведения, а
ночью, когда весь батальон встал, чтобы
форсировать реку, встал и музыкант. По
качающемуся TOHTOHY шел он через род-
ную реку, боясь больше всего не за себя,
а за свою винтовку. И никто не заметил,
как.он упал, пораженный вражеской пу-
лей, и как сомкнулись над ним светлые
воды реки.

Только утром, когда батальон, потеснив
противника, занял новые позиции, хвати-
лись музыканта. Вспомнили, что в по-
следний раз ето видели на понтонном
мосту.

— Боевой был парень, — задумчиво
сказал ‘младший лейтенант, — геройская
душа.

— А фамилию его кто знает? — спро-
CHI кто-то. i

Оказалось, что никто не знает фамилии
погибшего бойца. «Музыкант» — так зва-
ли его и бойцы, и командиры. Так и до-
ложили командиру роты: погиб музы-
кант, товарищ из Белостока, И ‘командир
ваписал:

«При переправе через реку Н. герой-
ской смертью погиб доброволец Красной
Армии, товарищ из Белостока, по проз-
ванью «Музыкант».

Капитан К. Н. Титенков у остатков

ка. Разведчик держал курс на восток, Я
первый его заметил и по своей иниция-
тиве, не дожидаясь вызова командного
пункта, выслал в воздух двух своих
истребителей. Смотрю — летчики из моей
эскадрильи пошли немного не в ту сто-
рону, потеряли вражеский самолет. Раз-
думывать некогда, пришлось мне самому
подняться во воздух, Заметив меня, фа:
щист стал уходить на юг. Это была
уловка, довольно нехитрая: я не сомне-
вался, что он держит путь на запад. Не
теряя его из виду, я бросился ему на-
перерез, стал набирать высоту. Наконец,
подойдя к одному из крупных наших
пунктов, я сблизился © противником.
Тем временем мои истребители вновь 0б-
наружили его. Они находились далеко—
сзади и ниже неприятельского самолета,
— BOT почему их огонь нисколько ето
не тревожил. Скоро они израсходовали
свои боевые комплекты и. отвалили от
вражеского самолета.

Тут фашист допустил ошибку, которой
я, конечно, воспользовался. Видя, что co-
ветекие истребители — мой летчики —
исчезли (меня, к счастью, он не‘ заме-
тил), фашистский летчик уменьшил ско-
рость. Это помогло мне приблизиться к
нему на ото метров, тщательно - прице-

ми. Впрочем, это было ваметно

сбитого им «Ю-88». Фото В. Федосова.
литься и дать мощную очередь. Отстрели-
ваясь, противник пытался уйти. Тщетно,
После трех моих очередей стрелки-фаши-
сты прекратили отонь. Как потом выяс-
нилось, они были убиты моими очередя-
и по
поведению разведчика — он начал при-
менять скольжение и старался скрыться
в облачности. Облака были незаметные,
они его не спасли. Еще одна очередь —
и загорелся правый мотор. Тут я пре-
кратил огонь — спокойно наблюдал за
тем, как горит стервятник. «Потушит, ду+
маю, и я тогда добавлю... Зря же тратить
боеприпасы нечего».

Был момент, когда титлеровскому раз-
ведчику удалось сорвать пламя, Мтновен-
HO огонь вновь вспыхнул — сильно то-

рела правая плоскость. Нет, стрелять по
врагу не имело сейчас никакого смысла.
Быстро теряя высоту, разведчик подхо-
ANI в опушке лёса. Нацистский пилот
рванул на с@ебя штурвал. Ho скорость
была мала, взмыть ему не удалось. Ломая
деревья, стервятник стал разрушаться;
Наблюдая, как затораются обломки само-
лета, я долго виражил над лесом. На-
конец, все было кончено. Я вернулся на
своё аэродром.  .

ПР А

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Фашистский
летчиками. „ f i

а go

ПЕРВЫ

Пробираются фашисты

В облаках пушистых,

Крылья с чернымя крестами,

Сами летчики с крестами

На мундирах мглистых. с

Сами летчики с крестами,
И с похвальными листами,
Что они все — «ассы»,
Над советскими местами,
Над полями и мостами
Изучают трассы.

И бахвалятся прегордо,

Что они бомбили Лондов, ^
Белград и Афины,

Что они непобедимы,

Что развеются, как дымы,
Русские машины.

И, расставшись, полетели

В одиночку прямо к цели
Гости непростые.

Вдруг сверкающие пули
Красным пламенем стегнули
Черные кресты их!

И на небе необ’ятном, zt i
Для врага уже закатном,

Дел крылатых люди

Дали бой, что в сказках даже

Не найдешь и не расскажешь —
И искать не будем!

Пули режут «ассу» крылья,
Черных свастик сухожилья,

Бьют, как по колоде,

Пули режут плечи,

Но стрелять уж больше нечем —.
Черный «асс» уходит.

— Не уйдешь! — кричит Здоровцев:
Пусть ты волк, да мы не овцы,
Уходи по чистой...

Налетев, винтом свистящим

сбитый советскими `

бомбардировщик,
ре Великжанина (ТАСС).

Фото Jl.

В

Ник. ТИХОНОВ

Е ТРИ

Отрубил рули блестяще ==
Начисто фанисту.

А другой сынок летучий
На фашиста прямо с кручя,
Налетая,
Как ни вертит, не уходит”
Немец — что-то не выходит,
Как уж он ни правит.

— Не уйдешь! — кричит тут Жуков: 7
— Раз ко мне попался в руки,

Так уже ныряй! —

Прямо в воду в туче дыма

Рухнул «асс» непобедимый —

Помни наш озерный край!

Третий сын врага приметил,
Налетел на «Юнкерс» третий,

И кругами ходит.

Шли и шли, сверкая, пули

Вверх и вниз в моторном гуле —
Пули на исходе,

— Не уйдешь! — тут Харитонов
Закричал тому тевтону:

— Дам тевтону жизни!
Протаранил хвост он вражий,
Смотрит, где налетчик ляжет:

В поле пламень брызнул!

Как в любом советском доме,
На аэродроме

Смотрят люди: небо чисто,
Облака пушисты,

Крылья с черными крестами
Все лежат кострами.

Прилетают три героя:

Это первых трое,

А над ними несчислимы
Крылья, крылья, крылья. мимо
Бить врага неутомимо
Пролетают строем!

Действующая армия
(«На страже родины»)

—и——

Б. ГОРБАТОВ,

Л. ШАПИРО

«В КАРПАТАХ»

` (Из дневника лейтенанта Байструченко)

ГОРЫ

Он вынул из полевой
ную тетрадку.

— Здесь все написано, — просто ска-
зал он.

Скупые, точные строчки, Строгая за-
пись событий. Часы. Минуты.
врага. Наши потери.

Но за этими  сдержанными записями
встают, вздымаются дремучие Карпатские
горы, изрезанные ущельями, покрытые
мохнатым лесом, горы удальцов.

сумки школь-

Обливаясь кровью, они упал на земли,
которую так стойко защищал.
— Вперед! — сердито  вакричал
когда бросились к нему на помощь.
— Оставьте меня. Вперед! Вперед зх
Родину!
«Хороший был

он,

командир. — Волевой,

Потери   Храбрый, веселый», — отмечает Байстру“
ченк

КУЛАНОМ... ПО ПУСТОМУ МЕСТУ

Еще день прошел. С рассветом румыз
ны поползли на высоту. Они ползли

И лейтенант Байструченко, и все по- боязливо, неуверенно, как всегда ожидая

тграничники на заставе давно привыкли к  ОЧередной свинцовой
своеобразию доверенного им участка гра-  УЛивлению и радости, высота

ницы. Они знали, что горам верить

бани. Но, к их
молчала.

Одиночные выстрелы, редкие очереди из

нельзя, но горы любили. Горы страшны   аВтоматов — вот и весь отпор. Три на-
трусу, — храбрецы вдвое сильнее в го- ших бойца медленно отходили, отстрели*
pax. Горы могут сталь кацканом, но в  Ваясь. Скоро они скрылись в густых зал
смелых руках они превращаются в кре-   РоСлях леса.

пости. А на заставе были смелые лю-
ди. Они не боялись ни гор, ни ущелий,
ни черного леса, где, может быть, пря-
чась, накапливается враг.
ждали. Каждый день. Вернее,
ночь. Ибо гад ползет ночью.
<22 июня, 4 часа 15 минут, — так на-
чинается дневник лейтенанта  Байстру-
ченко. — Застава внезапно  подвертлась
ураганному пулеметно-ружейному отню со
стороны дороги из-за границы.
вышла из помещения и заняла оборону.

огонь, не переходя в наступление».

Противник не мог не знать, что на
границе — только торсточка храбрецов.
Но страшна была врагу эта торсточка.
Наступать он боялся.

ВЫСОТА 1138

Высоту 1138 обороняли всего. два бой-
ца. Они удерживали ее два дня. Лишь
на третий день румынам удалось ее за-
Hath. Но «в 5 часов 25 минут, — бес-
страстно. докладывает дневник, —. на-
чальник заставы младший лейтенант,
сосредоточив силы, контратакой выбил
противника с нашей территория».

Лихой была эта контратака. Погранизч-

Подбодренные неожиданным успехом,
«румынещти» смелее поползли на высоту,
Они уже ликовали. «Геройски» подняв

кого не было,

давит, м

Здесь врага   Штыки, они бросились на высоту. И уда
каждую   РИли... в пустое место. На высоте низ‘.

Ги

«Румынешти» ринулись вперед. Им ме-
рещилось уже долгое, славное, безопаснов

шествие по нашей земле,

И
флангов из

вдруг с
лощин, поросших кустарни-
Застава   КАМИ, ударили наши автоматы. В одной

лощине засело семь бойцов, в друтой —
В течение дня противник вел сильный   ШеСТЬ.

Румыны удирали поспешнее,
ступали. Лейтенант
сал: «Наши потери:

три . убитых,
легко раненых.

чем на“
Байструченко запи-

ПЯТЬ
Раненые не уходили из

боя. Потери противника 45 убитых, ос-

тавленных на скатах высоты,
быть и больше».

А может быть и больше!
тал?

РАЗГРОМ БАНДЫ

& может

Кто их счиз

Прошли населенный пункт Н. Неожи-

данно из леса раздались выстрелы.
Стали «прочесывать» лес
села. Банду обнаружили в

и окрестные
одном остав-

ленном жителями селении. Бандиты зач

се

ли в хат
ники ползли по горе, овладевая камень   лось 6 are орвях, садах. Их pam

за камнем, и затем ринулись в штыки.
Штыков румыны He выдержали.

Байструченко записал в дневнике:

«Противник потерял 23 человека убиты.   знамя, под сенью которого
р убитых, 2 ране-   дДиТы завоевать нашу

ми. Наша застава — 2
ных»,

Высота 1138 стала ареной жарких схва-
ток. Над нею день и ночь
TOBE дождь,
снарядами и минами.

Стиснув зубы, сидели в своих укры-
тиях пограничники. Горы были их cons3-
никами. Каждый камень становится
ДОТ’ом, когда за камнем
Так шли дни.

СМЕРТЬ НАЧАЛЬНИНА»

Во время одной лихой

ками и гранатами из укрытий. в
аже
пуля пробила горячее сердце’ оды

нашей  ваставы, младшего  дейтенанта

падал свин-  Первыми жертвами
Враг забрасывал заставу   ВЫШЛИ «пленные» женщины.

бандиты захватили жен

лежит храбрец.

контратаки,   Чивает на
когда наши бойцы выбивали pantie шты.   му пункту у

начальника   ЧУ.

вы

ивать из каждой щели. Немноч

го бандитов осталось в живых и удрало

в торы. Остальные остались
Осталось и желто-голубое

краину.

на месте,
петлюровское
мечтали бан

“

на краю селения в погребе были об
наружены и те, что должны были стать

банды.‘ Из

казывается,

погреба

ме Когда те собирались уходить из св.
“РИ дня просидели они без воды и

хлеба.

нами по
дороге. Е
Рощице.

Лейтенант п

TO отряд отдыхает неподалеку

Он идет п

. («Ве славу родины»}, }

Лейтенант Байструченко шагает рядом
размытой дождем фронтовой

В

рощается с нами и свора»
рогу, ведущую к командно-

олучить новую боевую задм