Союза Советских

Орган Правления

Писателей СССР

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TITRA HAS
ГАЗЕТА

№ 37 (950

ПИСАТЕЛЬ И KUMHO B ANN ВОЛНЫ

В первые же дни войны
дожественная кинематографи
ла планы студий, создала и пустила в
производство целый ряд короткометраж-
ных и полнометражных оборонных филь-
мов. Намного сократились сроки производ-
ства картин (короткометражки снимаются
5—6 дней, полнометражные фильмы —
полтора-два месяца). ‘Резко увеличилась
производственная программа. Количество
метража, снимаемого за месяц студиями
Мосфильм и Детфильм, в три раза превы-
шает количество метража, снимавшегося в
тот же срок до войны.

советская ху-
я пересмотре-

Но это только начало большой, исклю-
чительно ответственной и серьезной обо-
ронной работы. Кинематография обязана
еще и еще раз утвердить свое право
быть «самым важным» и «самым массо-
вым» из искусств. Кинематография долж-
на дать фильмы, посвященные героичес-
кой Красной Армии, партизанскому дви-
жению, освободительной борьбе угнетен-
ных фапизмом народов, фильмы, разоб-
лачающие зоологическую,  человеконена-
вистническую природу гитлеризма.

В сценарных отделах студий и в Сце-
нарной студии уже начал складываться
актив писателей, принимающих повседнев-
ное участие в работе кинематографии.
Укажем Леонида ‘` Леонова, Валентина
Катаева, Е. Помещикова, В. Шкловского
 А. Каплера, М. Большинцова, Ф. Кнор-
ре, И. Прута, К. Исаева и ряд других
писателей.

Над сценариями‘ для
метражных фильмов работают Алексей
Толстой («Рейд Н-ской дивизии»), Кон-
стантин, Федин (сценарий о борьбе нор-
вежского народа с  поработителями),
М. Гельфанд и А. Мацкин («Убийца вы.
ходит на дорогу» — эпизоды из биогра-
фии Гитлера), С. Мстиславский («Люди
и роботы»), В. Гусев, Юлиус Гай, Анто-
новская и Черный. ;

больтиих полно-

Наряду с. большими картинами кинема-
тография будет продолжать работу над
короткометражными оборонными фильма-
ми. Короткометражки, об’единенные кон-
ферансом или титрами, выпускаются на
экран отдельными сборными программа-
ми. Четыре выпущенные уже программы
боевого, киносборника «Победа аа нами»
имели большой успех у ‘зрителей. Корот-
кометражный фильм — ‘это наиболее гиб-
кая, включающая самые разнообразные
жанры, от сатирического антифашистского
анекдота до драматической новеллы, фор-
ма кинематографии в наши дни.

Включенные в уже вышедший на эк-
ран сборник короткометражные фильмы
(«Трое в воронке» по сценарию
Л. Леонова, «Один из многих» — по сце-
нарию Ю. Германа, И. Зельцера и
А. Штейна, «Сто за одного» — по сцена-

рию В. Воеводина и Е. Рыса, «Приказ
выполнен» — по сценарию Г. Фиша и
К. Исаева, «Антоша Рыбкин» — по сце-

нарию Л. Шифферса) обладают целым ря-
дом бесспорных достоинств. Но это толь:
ко первая проба, только первые опыты
в совершенно новом для советской кине-
матографии жанре.

Основное в этих короткометражках —
то, что они излагают факты жизни. Даже
будучи разработанной в очень Элементар-
ный сюжет, заметка из сводки Советского
Информбюро, воплощенная на экране,
волнует и трогает зрителя. Родство корот-
кометражки с газетной заметкой, прочи-
танной зрителем несколько дней назад,
придает ей необычайную достоверность. и
убедительность. И нет решительно ника-
кого сомнения в том, что такого типа, ко-
роткометражные фильмы будут ставиться
и дальше. Однако ими отнюдь не исчер-
пываются возможности короткометражной
новеллы. .

Там, где кончается короткая газетная
заметка, сообщающая о том, что «под го-
родом Н. красноармеец Иванов уничто-
жил бутылками с горючим пять танков
противника», там задача кино, собствен-
но, только начинается, ибо зрителя ин-
тересует все — кто такой красноармеец
Иванов, как Удалось ему совершить
этот героический поступок, какие у него
думы, мысли, мечты и желания.

НОВЫЕ ННигГи О ВОЙНЕ _

На партсобрании Союза советских писателей СССР

Вчера на партийном собрании в Союзе
писателей обсуждалась работа литератур-
ных издательств за время войны.

lg Доклады директора Гослитиздата т. Ча-
гина и директора издательства «Совет-
ский писатель» т. Ярцева свидетельству-
ют о решительном новороте издательств
к военной теме. Со дня начала войны
прошло всего лишь 2 месяца, но изда-
тельства успели выпустить и сдать в про-
изводство десятки книг, значительная
часть которых отражает самое основное
в нашей жизни — войну сегодняшнего
дня, и самое дорогое сердцу советского
патриота бесстрашие героев отечест-
венной войны. р

В этом отношении больше успело сде-
лать издательство «Советский писатель».
Следует отметить такие книги, как «Майор
Кошевой» Н. Шпанова, «Дела лейтенанта

Кряжева» К. Левина, стихи «Из фрон-
тового блокнота» К. Симонова, «Прямой
наводкой» Г. Рыклина, «Героизм совет-

ских людей» П. Павленко, сборники фрон-
товых рассказов и очерков — «На полях
реликой битвы» и «Смельчаки». Только
что вышла из печати книга Вс. Иванова
«Мое отечество».

Почти всем писателям-фронтовикам из-
дательство «Советский писатель»  пос-
пало письма с просьбой присылать свои
произведения о войне. От многих товари-
щей получены ответы и рукописи.

С первых же дней войны Гослитиздат
перешел на выпуск военно-художествен-
ных брошюр. общий тираж которых на
сегодняшний день достиг почти трех мил-
лионов. Печатались произведения русских
и мировых классиков на военные темы,
переиздавались военные книги советских
пасателей. В настоящее время уже созда-
ются и новые книги о великой отечест-
венной войне.

В портфеле Гослитиздата сотня рукопи-
сей.

Готовится серия
классиков славянских народов
ков, чехов, сербов и Т. Д.
30 названий.

a

лучших произведений
— поля-
примерно

Среда, 17 сентября 1941 г.

Короткая газетная заметка  излагаст
только самый факт, считая мотивировки
поступков и поведения положительного
героя как бы само собой разумеющими-
ся. Между‘ тем в кинематографии как раз
мотивировки поступка чрезвычайно важ-
ны и существенны. Именно они, будучи
раскрыты наиболее полно и выразитель-
р создают подлинный, большой харак-

Среди выпущенных короткометражных
фильмов, с этой точки зрения, наиболее
Удачной представляется нам короткомет-
ражка об Антоше Рыбкине, роль которо-
To исполняет Борис Чирков. с

Советская кивематография сильна пре-
жде всего тем, что она создала целый ряд
больших народных характеров — Чапае-
ва и Максима, Шахова и Щорса, Божен-
ко и рабочего Василия. Именно искусст-
ву построения характера должны ‘учить-
ся короткометражные фильмы у полномет-.
ражных. Вспомните Чапаева, вспомните
облик бойца, наделенного необычайной
проницательностью, смелостью, умением
спокойно и внимательно все взвесить. и
рассчитать и с неудержимой страстностью
выполнить свой замысел. Именно ‘этими
чертами отличается сейчас* каждый рядо-.
вой боец, именно эти черты хочет видеть
зритель в облике героя.

Короткометражные фильмы, которые бу-
дут выпускаться на экран, должны быть
прежде всего циклом своеобразных ‹‘био-.
графий наших летчиков и моряков, тан-
кистов и саперов, стрелков ‘и политработ-
ников. Так задумывались, как цикл. свое-
образных биографий, полнометражные co-
ветские фильмы, так должны быть заду-
маны .и наши короткометражки. Ибо са-
мое важное и основное в короткометраж-
ном фильме — это образ героя, который
вдохновляет и воодушевляет зрителя не-
обычайной, силой примера.

a

Неверно, однако, было бы думать, что
задачи советской кинематографии исчер-
пываются созданием  короткометражного
фильма. Теперь как никогда нам нужны
‘большие художественные картины, в ко-
торых была бы запечатлена вся Haina
жизнь, тероизм советского народа, с без-
заветной отвагой защищающего родину от
вражеских полчищ. _ з у

Не только люди нашей страны, — весь
мир с огромным вниманием ‘следит за
героической борьбой Красной Армии, ко-
Торой в единодушном порыве. помогает
весь советский народ. Во всех странах ми-
ра миллионы людей хотят поближе позна-
комиться с нашей жизнью, с народом,
сражающимся с невиданным мужеством,
увидеть, как живег в дни войны великая
страна’ Советов. .

Все ‘надо запечатлеть, ничего не упус-
тить! : i

Мы должны создавать самые разнооб-
разные ‘фильмы, — написанные. на темы,
ежедневно _рождаемые . самой жизнью;
фильмы о рядовых советских людях, по-
казывающих теперь чудеса храбрости, ‘о
партизанах, действующих в тылу врата, о
цевушках-санитарках, спасающих раненых
бойцов, о героях труда; фильмы, славя-
щие русское оружие, военно-исторические
очерки, комедии-_музыкальную, : бытовую,
лирическую. . ; ee ,

Новые фильмы нужно выпускать в тем-
пах военного времени. Жизнь дает нам
громадное количество сюжетов, и сюжеты
эти надо использовать немедленно. Сроки
создания сценария и выпуска фильма не
могут теперь измеряться годами, как э
бывало раньше.

Решение всех больших ‘замыслов совет-
ского кино невозможно ‘без активного
творческого участия писателей в работе
наигих студий. Работа писателя в кино не
менее ответственна, нежели работа на ра-
дио или в печати. Необходимая  кинема-
тографии творческая” помощь писателя В
создании оборонных фильмов, мобилизую-
щих гнев. и иенависть советского народа
к фашизму, воспитывающих глубокую лю-
бовь к .родной стране, к партии, к Крас-
ной Армии, — такая же существенная
форма писательского участия в деле обо-
роны страны, как работа над газетной
статьей или  очерком, над  фельетоном
или песней, передаваемыми по радио.

Гослитиздат готовит к печати серию
русских и иностранных классических про-
изведений на военные темы, а также се-
рию юмористических и приключенческих
повестей и романов.

Издательством «Советский писатель» на
оставшиеся до конца года 33 месяца
запланировано пятьдесят новых книг об
отечественной войне. В плане представ-
лены жанры: фронтовые очерки, расска-
зы, повести, стихи, сатира, антифашист-
ские книги, произведения 06 историчес-
ком прошлом русского и других славянс-
ких народов.

Называя каждую вышедшую книгу, тов.
Ярцев одновременно и показывал ее.
Показывать эти книги не стыдно. Все они
опрятно и изящно оформлены, напечата-
ны на хорошей бумаге; на обложке каж-
дой из них — выразительный рисунок или
отчетливо сделанное фото.

Все помнят серенькие брошюрки «на
злобу ‘дня», которые до сих пор выпус-
кали многие издательства. Считалось, что
«скоро хорошо не бывает». В дни вели-
кой отечественной войны@ издательство
«Советский писатель» научилось работать
не только скоро, но и хорошо, ‘

Секретарь парторганизации тов. Хвалеб-
нова сравнила военные издания «Совет-
ского писателя» с аналогичными издания-
ми Гослитиздата. `Сравнение — не в поль-
зу второго издательства, и ответ т. Чаги-
на; что уснего «бумага хуже», никого не
удовлетворил. Правда, и Гослитиздат воен-
ные книги стал оформлять значительно
лучше, . чем раньше.

Из вопросов и выступлений товарищей
выяснилось, что Гослитиздат плохо обес-
печен полиграфической базой, чем в зна-
чительной степени об’ ясняется срыв гра-
фика литературных журналов.

**

На этом же собрании переведен из’ кан-
дидатов в члены партни поэт Перец Мар-
киш.. Кандидатом в члены партии при-

ят поэт Н. Адуев.
° mw Ин. К.

` ва двигать

‚победы над врагом, о пламенных

бя дело. Она сказала, .

Цена 45 коп.

15 сентября в клубе писателей (Москва)

о

7 сентября, в Москве, в Доме союзов,
собрались` на’митинг матери, жены, сест-
‚ры тех, кто сражается сейчас за свободу
и честь нашей родины. Собрались про-
славленные советские женщины, тружени-
цы. фабрик, заводов, учреждений, чтобы
заявить о своей преданности родине, о
своей готовности к борьбе против гитле-
ровских насильников и убийц, к борьбе
до окончательной победы. ;

Этому митингу и принятому им обра-
щению к женщинам всего мира было по-
‚свящёно собрание писательниц и жен
‚писателей Москвы, созванное правлением
‚и партбюро ССП. :

— Великий Советский Союз, наша сча-
стливая, цветущая родина, подвергшись
коварному нападению фашистских орд,
принял на‘свои плечи всю тяжесть борь-
бы с самым лютым врагом, — говорит
А., Караваева. 4

Женщины — демократического Запада,
особенно‘ те из. них, кто работает в обла-
сти культуры, науки и искусства, женщи-
ны-пибатели
ют, что в ожесточенных битвах советские
воины защищают не только родную зем-
лю, но и сокровища мировой культуры, &
также священное право всего человечест-
историю по пути цивилиза-
ЦИИ.

— Мы, женщины-писатели Москвы, —
продолжает т. Караваева, — обращаемся
к женщинам-писателям Советского Сою-
за, Англии, Америки и всех. передовых
свободолюбивых стран с призывом к дей-
ствию, к сопротивлению, к борьбе. Бу-
дем ‘все вместе разоблачать, звериный
лик фашизма, его грязную ложь, его кро-
вавые дела. Слово художника обращается
в действие, когда оно зовет к борьбе с
черными силами фашизма, когда это сло-
во правдиво ‘и пламенно, когда оно воз-
буждает в людях неугасимый огонь нена-.
висти в врагу и страстную жажду схва-

‚титься ‘© ним, чтобы окончательно унич-

тожить. г

О значении’ тыла, о роли женщины в
снабжении фронта всем необходимым для
совет-
ских патриотках говорила т. М. Шагинян.

— Я, — сказала она, — участвовала в
комсомольском вескреснике и наблюдала
за работой одной женщины у станка. Бы-
ло люба смотреть на. ее поистине краси-
вую работу. Эта патриотка 24 roma ‘до
этого была  на режиссерской работе, но с
первого дня войны пошла на производ-
ство и прекрасно освоила новое для се-
‚что испытывает

счастье от сознания, что вещь, сделан-

. ная ее руками, пойдет в армию и _прине-

сет. фронту пользу:

Фашизм

Женщины— писательницы, жены, матери,

‘сестры писателей, участницы великой оте-

чественной’ войны, боевые подруги, бойцов
Красной Армии, поклянемся’ отдать все
умение, вёсь дар, все силы свои на раз-
тром гитлеризма — этой кровавой чумы
современности.

Мир не знал армии гнуснее, циничнее
банд. Гитлера, мир не знал преступлений,
равных тем, которые чинят фашистские

орды.
Фашизм глумится над всем, что дорого
человечеству, — над национальной куль-

турой, убеждениями, частью народов, их
правом свободного и самостоятельного су-
ществования.

Фалнизм — заклятый враг женщин все-
To мира, OH отнимает у них человеческое
достоинство, право на труд и творчество,
право на семью и материнство, он низво-
дит женщину до унизительной роли’ ра-
быни, какой она. никогда не была даже в
самые отдаленные эпохи истории.

Фашизм означает возврат варварства,
атавизма, он разнуздывает самые темные
инстинкты, он пытается свести на-нет всю
ту благородную культурную работу, кэто-
рую осуществляло человечество в течение
веков.

Нацизм должен быть уничтожен.

Безмерна любовь советской женщины к
своей родине, которая дала. ей полную

‘меру человеческого счастья. За свою ро-

дину, за свое счастье, за счастье своих
детей встает советская женщина на борь-
бу с фашизмом.

Героические женщины Ленинграда, Кие-
ва, Одессы встали плечом к плечу с муж-

™

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Писатель и кино в дни. войны.
НОВЫЕ КНИГИ О ВОИНЕ. На партсобрании Союза со-
ветских писателей” СССР. МИТИНГ ПИСАТЕЛЬНИЦ
И ЖЕН ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ. Резолюция собрания. ОТ
СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО. Вечернее сообщение 16 сен-
тября. Г. ТЕВЕРОВСКИИ. Клятва партизан (стихи). Янис
СУДРАБКАЛНС. Русскому народу (стихи).

Сеюодня в номере:

НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНССТРАН-
НЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ.

3 стр. Б. РЕЙХ. Драматургия лжи. С. ГЕХТ.. Литератур-
ный радиожурнал. В. КИРПОТИН. Страна, люди, идеи.
Сергей ВАСИЛЬЕВ. Фашист (стихи). БИБЛИОГРАФИЯ.

4 стр. Л. ПАСЫНКОВ. Музы и пушки. В. ПОТАПОВ.
«Блуждающие звезды». Л. БОРОВОЙ. «Сокровище Сампо».

тельницы Сейфуллина, Караваева, Азарх.

К действию, к сопротивлению,
: _к борьбе

НА СОБРАНИИ ПИСАТЕЛЬНИЦ И ЖЕН
_ ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВЫ

свободолюбивых стран зна-

— заклятый враг.
женщин всего мира!

РЕЗОЛЮЦИЯ СОБРАНИЯ _ПИСАТЕЛЬНИЦ И ЖЕН ПИСАТЕЛЕЙ,
ПОСВЯЩЕННОГО НЕНСКОМУ АНТИФАШИСТСКОМУ МИТИНГУ

? стр. С.. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ. Гвардеец Коренной. Юрий
ТЫНЯНОВ. Дорохов. С. БОНДАРИН. Одесса сражается.
В. КОЗИН. Ночь. Берды КЕРБАБАЕВ. Песня отважных.

В течение 16 сентября наши войска
вели бои с противником на всем фронте.

Наша авиация наносила удары по мо-
томехчастям, пехоте и артиллерии против-
ника, атаковывала авиацию на его аэрэ-
дромах и бомбила переправы.

За 14 сентября в воздушных боях и
на аэродромах противника уничтожено 29
немецких самолетов. Наши потери — 18
самолетов.

По уточненным данным нашими ко-
раблями Северного Флота 15 сентября
уничтожено не 2 крупных транспорта про-
тивника, как сообщалось ранее, а 3 круп-
ных транспорта.

ыы

По уточненным данным при попытке
немцев высадить десант на побережье ост-
рова Эзель, действиями нашей береговой
артиллерии, авиации и кораблей флота
уничтожены 4 транспорта, общим водоиз-
мещением 28 тысяч тонн, с войсками, тан-
ками и другим вооружением, один MHHO-
носец, десять катеров и много мелких су-
дов с немецкими солдатами. Сбит один
самолет противника.

На следующий день противник, сосре-
доточив много транспортов, мелких судов
и авиации, вновь предпринял попытку вы-
садить десант на ‘остров Эзель с моря и
воздуха.

В результате двухдневных ожесточен-
ных боев подавляющая часть морского и
воздушного десанта противника уничтоже-
на, остатки его В в море.

состоялось собрание писательниц и жен
писателей, посвященное антифашистскому женскому митингу. На снимке: писа-

и другие среди участниц собрания.
Фото Н. Кулешова. (ТАСС).
О

Одна из наших танковых бригад, дей-
ствующая на Ленинградском участке
фронта, в успешном бою уничтожила 48
вражеских танков и бронемашин, 27 ору-
дий и 13 и

Счастье! Вот что испытывает советский
человек, кующий победу. Счастье и мще-
ние! з

Котда на одном из московских заводов
было получено сообщение о гибели на
фронте одной из работниц завода, отира-
вившейся туда с восстановителькым поез-
дом, — в этот день рабочие работали 6
небывалым энтузиазмом, работали, как
мстители. И то, что раньше делали в те-
чение трех-четырех дней, сейчас делает-
ся в одну смену.

O06 участии жен-писателей в организа-
ии помощи фронту рассказывает т.
ахметьева.

‚— Товарищи Гайдовская, Пунина, Виш-
невская, Гладкова, Иллент готовили посыл-
ки для бойцов. Жены писателей собира-
ли средства для фонда обороны. Работу
эту надо продолжать, — говорит т. Бах-
метьева, — надо, чтобы все жены писате-
лей занялись сбором теплых вещей для
Гармин. Союз писателей организует попгив-
ку. белья бойцам и раненым, Здесь пона-
добится участие всех писательниц и жен

*

Наши войска отбили остров Рахмассаа-
ри на Ладожском озере. В боях за остро
убито до 800 финских солдат и офицеров
и потоплено 4 катера и 2 моторных бота
противника. Остатки гарнизона острова
взяты в плен.

ча

Захваченные в плен офицеры и солда-
ты противника рассказывают о больших
потерях, которые несет  германо-румын-
ская’ армия на подступах к Одессе. Ко-
мандир роты 3 батальона 13 румынского
пехотного полка капитан Теодор Анка  с0-
общил, что из 200 солдат и офицеров ето
роты уцелело всего лишь 20 солдат. У
пленного командира 1 батальона 13 полка
капитана Доробанцева была найдена док-
ладная записка командира роты, в кото-
рой сообщалось: «Наше положение такое,
что нет сил выдержать. Ерли еще будет
так продолжаться, я сойду с ума Я
истощен. Простите, что офицер. говорит
вам такие вещи, но любой человек, ка-
ким бы ‘железным он ни был, в данный,
момент потерял бы голову: Мои люди не

’ же 4 дня He
пиейтелей. ns выдержать, они уже д
В заключение т. Бахметьева ирочла от-  ‘Генерал Антонеску издал приказ 3a

рывки из писем  писателей-фронтовиков..
Тт. Аврущенко, Лифшиц и Иркаев, нахо-
дящиеся на передовых позициях фронтов
отечественной войны, рассказывают, как
работают они в фронтовых газетах, как
непосредственно участвуют в боях и атз-
ках. «Ваша забота, — обращаются они к
женам писателей Hw писательницам,
ваше внимание дорого бойцам и. коман-
дирам, ваши письма, подарки, ваша ра-
бота для обороны придают нам бодрость и
силы...

С рассказом о своей деятельности во
фронтовой газете выступила журналиет-
ка т. Шмераль, только что вернувшаяся
из действующей армии. Она приводит
примеры беззаветной отваги женщин-пар-
тизанок, дружинниц, санитарных сестер,
которые сражаются рядом с бойцами.

Тов. Хвалебнова товорит о творческом
участии писательниц в оборонной работе.
М. Шалтинян, А. Караваева, Р. Азарх,
К. Солнцева, Е. Шумская и многие дру-
гие создают произведения на оборонные и
антифашистские темы. Очерки и стихи
писательниц о подвигах тероев  отечест-
венной войны, о рядовой работе краено-
армейцев читает вся страна. `

В заключение т. Хвзлебнова сказала,
что обращение участниц ‘антифашистского
женского митинга, на который откликну-
лись женщины всего мира, вдохновляет
на` дальнейшую работу писательниц и
жен писателей.

№ 30363, в котором угрожает строжай-
шими карами командирам соединений,
полков, ‘батальонов и рот, солдаты кото-
рых ‘боятся ` наступать. Согласно этому
приказу, «если солдаты отступают, на-
чальник обязан ‘установить сзади пуле-
меты и беспощадно расстреливать бегу-
ших».

жа
. *
Группа советских граждан, бежавших
из захваченного немцами торода Чернито-
ва, рассказывает о диком терроре и звер-
ствах фашистских оккупантов. Пьяные
`тслпы немецких солдат вламывались В
дома, убивали стариков, женщин и детей.
Рабочий Н. Д. Костко сообщил: «Через
час после вступления немцев в город сол-
даты взламывали двери в квартирах и
вытаскивали все, что можно ‘унести.
первый же день к центру города немцы
согнали прикладами 35 жителей Черниго-
ва и предложили им перед микрофоном
приветствовать немецкие ‘части. Жители

Насколько обнимает глаз пространство
И может повернуться голова,

Разросся вширь могучий дуб славянства,
Живых ветвей поднявши кузова.

Чудесными сказаньями вспоенный,
Как влагою волшебного ключа,

Он достает рукой до небосклона,
За землю взявшись хваткой силача.

Неотразимы русские заветы.
К их заразительности не глуха
Ни гордая отзывчивость поэта,
Ни робкая оглядка пастуха.

Во всех величье русского народа
Рождает восхищенье и любовь.
О, русский край, за каждою невзгодой

чинами, и тысячи этих женщин проявили
Ты возрождался к счастью вновь и вновь.

себя‘ замечательными делами, высоким
патриотизмом. Их борьба, их решимость
вызывают восхищение всего передового
человечества. Имена их будут святы в
истории, о них будут сложены легенды и
песни.

Каждое слово нас, женщин-писательнип,
должно стать действенным оружием борь-
бы; насытиться гневом, стать набатным
колоколом, подымающим миллионы и мил-
лионы борцов на решительный бой с фа-
1TH3MOM.

Матери, жены, сестры, для нас один
путь — все силы на защиту родины, на
ускарение победы над врагом!

Окружим заботой бойцов ‘и командиров
Красной Армии и Красного Флота, герои-
чески сражающихся на фронте отечествен-
ной войны.” С любовью подготовим для
бойцев Красной Армии подарки, организу-
емо сбор теплых вещей, пошивку белья.

Вместе со всеми женщинами Советского
Союза’ проявим образцы мужества, защи-
щая свои жилища от хищных нападений
гитдеровцев. Еще самоотверженнее, еще
беззаветнее будем выполнять свой долг
перед родиной.

Наше дело правое, враг будет разбит,
победа ` будет за нами!

Да ‚здравствует наша социалистическая
родина! }

Да+здравствуют наша доблестная Крас-
ная Армия ‘и Военно-Морской Флот!

Да гздравствует наша большевистская
партия!

Да здравствует великий Сталин!

Народ России, в кузнице страданий
Ты выковал против тиранов меч.
Ты освятил его на поле брани.
Стон рабства замер после этих сеч.

О чем тысячелетьями мечтали,

То оправдалось в жолуде твоем.

В его ростке те сказочные дали,

К которым Ленин вечно был влеком.

Весь шар земной терзают немцев зубы.
Пусть бешен волк, да ловчий сам

не плох.
Ты мужественно встал на душегуба
И разметешь его вонючий лог.

Сегодня мирные поля

Растоптаны войной,

Поругана моя земля —
Любимый край родной.

Сойчас нет времени на грусть —
Минута дорога.

Пусть каждый придорожный. куст,
Как штык, разит врага.

Чтоб не сумел фашист уйти

И уцелеть не смог,

Ему закроем все пути,

Дороги — на замок!

Уйдем в отряды партизан

ИНФОРМАЦИЯ. Сентябрьские книжки
кинофильмы. Журнал «Фронт-иллюстрирте». Книги писателей-
антифашистов. ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ.

журналов. Новые

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМЬЮРО

Вечернее сообщение 16 сентября

отказались участвовать в этой тгнусной
инсценировке. Тогда их всех расстреляли
из пулемета». «Я видел эту сцену из ок-
на своей квартиры», говорит второй
беженец, преподаватель Г. С. Самошня-
ков. Работница Р. Н. Кац, кассирша сто-
ловой трамвайного парка Н. Я. Грозевская
и телеграфист С. Ю. Приходько сообщи-
ли, что они «видели, как группа немец-
ких солдат волокла и избивала приклада-
ми шестнадцать женщин». Вагоновожатый
С. 0. Юхимчук заявил нашему командо-
ванию, что «немецкие солдаты на моих
глазах убили отца и мать. Мой отец
Осип Захарович Юхимчук отказался снять
и отдать солдатам свои новые сапоги.
Затащив отца во двор, фашисты убили
ero, a затем стащили сапоги. Меня и
мать заперли в комнате. Мы стучали и
пытались сломать дверь. Уходя, один из
фашистов выстрелил в дверь. Пуля про-
шла доски и попала, ‚матери в голову».

С первых дней вторжения немецко-фа-
шистских полчищ на территорию запад-
ной части Калининской области тысячи
рабочих, колхозников, учителей, агроно-
мов, советских служащих ушли в парти-
занские отряды. В Великолукском районе
партизанский отряд председателя сельсо-
вета тов. Б. сжег в тылу у немцев 7. мо-
стов, которые были прежде восстановле-
ны немецкими саперами. Действующий в
этом же райоле чартизанский отряд, эр-
ганизованный председателем сельсовета
тов. П., напал на группу немецких солдат,
грабивших крестьян деревни Голубеево.
Партизаны убили и ранили 79 фашист-
ских солдат и 5 офицеров, уничтожили 3
автомашины, захватили 2 противотанко-
вых орудия, 144 снаряда, 35 винтовок, 10
пистолетов, 7 фотоаппаратов, 50 комплек-
тов немецкого обмундирования и важные
документы. В этом бою исключительное
мужество и отвагу проявили партизаны
Василий А., Михаил Т., Иван П. и Афа-
насий В. Они первыми пошли в атаку
на противника, уничтожили  орудийную
прислугу и захватили орудия. Разведчики
партизанского отряда тов. Ш узнала, что
немецкие солдаты забрали скот у кресте-
ян деревня Боковая Каменского сельсове-
та. Партизаны устроили засаду, унич!з-
жили немецких солдат, а скот отвели в
лес. ‹ В деревне Антоново отряд уничто-
жил немецкий пост и захватил ручной
пулемет и 2 автомата. За послецние +0
дней отряд уничтожил 88 фашистов, пор-
вал в тылу противника 92 телефонно-те-
леграфных провода, захватил 30 исдгод @
артиллерийскими снарядами и продбволь-
ствием и 10 SRTOME MAH:

*

Югославские антифашисты подожгли в
Белграде большой немецкий склад горюче-
то. Вблизи от Белграда в Землине взорван
сборочный цех местного авиационного за-
вода. На нескольких участках железнодло-
режной линии Белград— Загреб партизаны
оборвали телефонные и телеграфные про-
вода.

*3
*

Германское информационное бюро рас-
пространило сообщение о том. будто во
всех районах Ленинграда «по указанию
политкомиссаров», производятся взрывы
общественных зданий и что, якобы, уже
разрушены вокзалы. почтамт. правитель-
ственные здания, школы. жилые дома и
другие здания. Германское информацион-
ное бюро ссылается при этом на цоказа-
ния каких-то советских пленных.

Это сообщение германского информаци-
онного бюро является гнусной ложью Оно
свидетельствует с том, что немпы, подго-
тсвляя в широких масштабах бомбарди-
ровку невоенных об’ектов Ленинграда,
стремятся заранее снять с себя ответст-
венность за подобные варварские дейст-
вия. Однако этот жульнический маневр
не введет никого в заблуждение. Весь мир
прекрасно знает, что гитлеровские мерзав-
цы способны лишь на самые подлые дела.

Янис СУДРАБКАЛНС

РУССНОМУ НАРОДУ

Когда сотрется всякий след неволи,
Все обновится с крыш до половиц.
С ладоней воинов сойдут мозоли,
И станет бранным имя кровопийц.

Пожертвовавши кровью драгоценной,
Которай капли на земь пролились, й
В огне зари ты входишь в стан военный,
Над ним ликует жаворонков высь.

Вокруг тебя в одежде заповедной

Племен Союза тесная семья.

Ты и других ждешь в гости, в день
победный,

Всем странам праздник щедрота твоя.

Где слово русское, там перехолы,
Там мощь и тонкость, там простор
и пыл.

Там утренние проблески свободы,
Которой Пушкин песни посвятил.

Народ России, точно пчелы в улей,
Теснится все к тебе в опасный час.
К тебе и раньше вольнолюбцы льнули.
Крылатый змей не одолеет нас.

Настанет день, вздохнет вершина луба
И в память павших снова будет впредь
С вольнолюбивой силою сугубой
Глядеться вдаль, шуметь и зеленеть.

Перевел с латышского
Бор. ПАСТЕРНАК.

Г. ТЕВЕРОВСКИЙ

боец Н-ской части

КЛЯТВА ПАРТИЗАН

В окрестные леса,

И будем быстры, как гроза,
И хитры, как лиса.

Разить врага всегда, везде —
Таков борьбы закон.

И будет в яростной борьбе
Противник. побежден.

И тех, что горе принесли

В счастливый сад земной,
Навек сотрем с лица земли
Народною войной.

Действующая армия.