7 февраля 1943 г., воснребенье. № 31 (5405),

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 3

Hs onuma 6oe8 xa

Северном Кавказе

МИНЕРАЛОВОЛСКАЯ
“ОПЕРАЦИЯ —

Минераловодская операция, осуществаен-
ная в начале января войсками северной
труппы под руководством  генерал-пол-
ковника Масленникова, является одной из
самых крупных операщий на Северном Кав-

поддержку своей минераловодекой группи-
ровке.

Пока части вели бои на подступах к
Георгиевску, немцы попытались вывести
свои главные силы в Минеральные Воды,

О напменовании вописких
частей и соединений

Восемь корпусов Красной Армии —

Возмездие

Плачьте, матери, кровью Германии,
Bamix чад не вернется орда, —
На полях Оталинграла, в тумане
Ракстоптала их смерть навсегда.
К вам отчаянье в двери стучится,
Утешенью — забыть ваш порог;

казё. В ней наши войска, действовавшие   чтобы закрепиться здесь. Стремясь не дать
на главном валравлении, нанесли совруши-  врагу отойти из Пятигорска и из Георги-

темировекий, Котельниковский. Приказ На-

лику фанагорийского гренадерекого полка

3 > ко в озарении подвига сверкает BNA
0, не с вами ли xerovOuiinnst пять танковых и три механизированных, — А. КРИВИЦКИЙ полка». И спустя много лет  пра-
За добычею шли на восток? 060бо отличившихся в боях за отечество,   4 ‚ внуки героев Прейсиш-Эйлау. Бороди-
Может быть, вам приенятся их тени `   получили названия, навеки связавшие их po на, Гальберштадта.  Сен-Дизье  черпали
о 0 славой наших побед у Волги и ва[екой армии, строго взыскавший с одвух СИлы в мужестве свонх предков, Coxpana-
Е ie sgirened? Дону — Сталинградекий, Тацинский, Кан-  офицеров, уронивших честь полка: «Пое-  2а®ь стихотворная история возникновения

двух молодых полков, как замечательный

тельный удар пою немецкой группе, пытав-
шейся оказать сопротивление наших  на-
ступающим частям.

Прорвав линию немецкой обороны
Нальчик —Прохладный— Моздок, наши ча-
сти форсировали реку Терек и начали
преследование врага Вдоль железной
дороги. Условия преследования были
Противник  цеплялея 3a

евска, налие командование поставило тан-
ковой группе тов. Филиннова задачу —
прорвать оборону, перерезать врагу путь
отхода и закрепиться в Минеральных Во-
дах.

Тов. Филиннов блестяще провел глубо-

кий рейд в тыл. На рассвете танкисты и

подвижные группы пехоты, форсировав ре-
ку Кума, стали скрытно продвигаться вдоль

He для вас материнства томленье, _
Схорбь слезы не для хищных очей, —
Вы священную тайну рожденья
Осквернили, вскормив палачей!

родного  Комиесара Обороны товарища
Сталина 0 присвоении наименований этим
соединениям возрождает давний обычай
русской ‘армии. Значение этого события
для развития войскового товарищества и
полдержки боевых традиций весьма велико.

В русской армии такие знаки отличия
частей издавна были правилом. Они во-

памятник уважения воинов к имени своей
родной части.

Лейб-Бородинский славный полк
Известен доблестью отменной,
И голос славы не умолк

0 нем в истории военной.
Когда ж и как был создан он?
То помнит и Наполеон.

майор Станиславский и капитан Перов не
могут после содеянного ими проступка оста-
ваться в отличном полку доброго имени,
то перевести обоих их оттуда».
Присвоение полку наименования в пПа-
мять боевых заслуг считалось 06050 вы-
дающимея событием. В честь победонос-
ного штурма первоклассной крепости-твер-

# + *

Наряжайтесь, германские жены,
В черный траур печали своей, —

` ине тяжелы.

ый более или менее Может, явятся вам из-за Дона
 - каждый бол

Привихенья убитых мужей!
Нибелунги кровавого Рейна
Леленеют в приволжеких снегах;
Слава каждого — саван трофейный
И березовый крест в головах.

Под ветрами кресты не качнутся,
Гле заржаваенных касок гряда, —
Накогда палачи не вернутся,

Не вернутся они никогда. - }
Плачьте, жены, в тоеке по’ убийцам!
В ваших темных, пустынных домах
Навсегла печаль поселится,
Траур — тенью застынет в дверях.

удобный рубеж,   высокой насыпи, тянувшейся параллельно
` всюду оказывая упорное сопротивление.   железнодорожному полотну. К 10 часам ут-
Двигаться приходилось по бездорожью, при  Рё танкисты были уже ‘на окраине Мине-

’ сильных ветрах и пурге. Реки тогда еще   Вальных Вол. Батальон капитана Петрова.
  це замерзли, а-мосты были немцами взор-  двигаяеь в головном отряде, огнем и гу-
заны. Это сильно затрудняло  подбреску  Сеницами подавил огневые точки юго-во-
войск, боеприпасов и продовольствия. Край-  сточной окраины, затем ворвалея в город
не затруднительное положение создавалось  И атаковал два немецких эшелона. +С хола
co связью. Враг снее все телеграфные и был подбит паровоз первого эшелона, а
телефонные линия. Управление  наступав-   затем и второго. На дороге создалась проб-
пгими войсками осуществлялось только по   Ка. Подходившие из Георгиевска 4 эшело-
радио. Неицы же имели на своем пути на с военными грузами остановились и

пеправные железные и поссейные доро-  Дальше двигаться не’ могли. Застопорилась
ги и переправы, располагая к TOMY же отправка и двух других немецких эшело-
большим количеством автотранспорта. HOB — с танкамя и боеприпасами, шедших

„с   Из Пятнгорека.
(икатываясь под ударами налиих войск, ;
они одновременно лихорадочно создавали Пока батальон Петрова вместе ¢ мото

ризованным отрядом тов. Петриченко вел

P тралях
  м а pe Bo. rae „бой в городе и на вокзале, к
seine Laceeangmeseese: tneribiad, Виж иперальных Водах полоепели главные
Tyr были созданы (СИЛЫ танковой группы и вступили в бой.
традная и Лысогорская. Тут выше ог.   108. Филиппов еще вначале рейда прел-
\ СИЛЬНЫЕ ОЧАГИ В aN o pyecre, (MI, YTO немцы, имемиие крупную груп-
:  невую связь между с000и.. Взяты я ee пу танков, несомвенно попытаются перей-
‚ они представляла с060ю один из наиоо на  Ти в контратаку. Он выставил танковые
Ц ря a ci ONT ay vines заслоны, усиленные противотанковыми ору-
  Be казе. диями. \
ene. es guerra aggre a Как и предполагалось, немцы под Ha-

жимох налпей пехоты начали отходить из
наступления. Захватом этого рубежа р830б-  Незлобной, Воронцово-Александровского и

щались железноводокая и Ставропольская   Peonrgepexa. При подходе к Минеральных
грушпировки противника. Водам они бросили в контратаку 30 тан-
Опорные пункты немцев располагались   ов. Выставленный тов. Филипповым за-
по рее Куме. В самом Георииевске имелся   слон отразил контратаку в большими для
1 крупный гарнизон © большой труппой тан-  врага потерями. Целые сутки танковая
ков, артиллерии и минометов. Большинство   группа вела бои с превосходящими силами
  кирпичных домов этого города немцы пре-  противника, часто предпринимавшего контр-
   вратили в долговременные огневые. точки. атаки. При этом было уничтожено более
  На подступах к Георгиевоку имелись про- 4(}0 солдат и офицеров врага. Тем време-
1 тивотанковые и противопехотные  препят-  нем подразделения тов. Рубанюка обхол-
ствия и минированные поля. Река, нроте-  ным маневром подошли к северо-восточной
кавшая на окражне города, также являлась   ограине Минеральных Вод. Кроме того,
препятствием. N часть подонала к городу с юга. Таким
Получив точные данные о георгиевском   образом вражеский гарнизон был охвачен
тарнизоне и окружавших его очагах сопро-  е трех сторон. Завязалиеь уличные бои.
тивления, налие командование решило с0- Пока пехота вела очистку города от нем-
вершить обходный маневр. Имелось в виду  цев, танковая группа получила новую за-
овладеть Воронцово-Александровским, Не-  дачу — подавить очаги сопротивления в
злобной и Лысогорской, блокировать геор-  районе Кантлы и захватить станцию Cy-
   тиевекую группу противника, а затем вый-  воровскую. Этот план рассчитывался на де-
` ти ва фланта минераловодской групи-  морвлизацию противника в его глубоком
DOBKE. тылу и на частичное уничтожение враже-
К исходу дня 8 января подразделения ской живой силы и техники еще до того,
пт. Хижняка и Рубанюка подошли к реке,  как подоидет нана пехота.
я ‘завязались злесь бои за Воронцово-  Наконец Минеральные Воды были очи-
‚ Александровское, Незлобную и Лысогор-  щены ог фашиетеких  оккупалтов. Лишь
>’ скую. Одновременно гвардейские подразде-  небольшим группах немцев удалось вы-
„‚ дения под руководством тов. Захарова но-  Фваться из города. Наши части захватили
joman к Нятигореку. После ожесточенных  несколько эшелонов с военными грузами,
боев пятигорекая группировка стала отхо-  В том числе 2 эшелона танков.
дить в направлении Ha Минеральные Воды.  97 операция имела услех благодаря то-
а MY, что было ирунято правильное решение
Тем временем кавалерийские части с17е-  `. обойти георгиевекий гарнизон и глубо-
мительных ударом выбили немцев из не-

о кии маневром, Тассчитанным Ha скрыт-
скольких населенных пунктов в районе Бу- т

:    HOcTh M внезалность, ударить с флавгов
денновска. Кавалеристы разобнили HEMPHR-  14 зуинераловодскому гарнизону. Следует
пельские группировки, нахоливииеся В

л отметить умелое использование в этой опе-
районе Минеральных Box и Буденновека.   пин танковой группы. совершившей глу-
Такни образом для немцев появилаеь угро-

3 eae бокий рейд в тыл врага и не давшей ему
за глубокого охвата с фланга воей их ста?-  трелиться на новом рубеже.
ролольской груплировки. При этом немцы i‘
лишались возможности оказать какую-либо Капитан И. РЫЖЕННО.

—

Вручение высшей награды

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 6 ‘февраля. (По  — Я казах, — сказал он, — и полу-
* телеграфу от наш. корр.). Вчера в полит-  чаю высокую награлу правительства моей
№ управлении Калининского фронта агитатору  родины из рук русского генераза. Как зна-
и  политуправления гвардин майору Габдулли-  менателен этот обычный для нас факт! Оз

* + *

По притонам, невесты Германии! .
Не дождетесь своих женихов!
Разве нужен любимый избранник
Вам для таинств публичных домов?
Вы приданого ждали большого,

Вы считали и ночи и дни, = ;
Дожилаяеь лождя золотого

Йз сожженных казацких станиц, —
И колец обручальных в обильи,
Кровоточащих стоном глухйм,

Но со смертью вам изменили

В сталингралеких степях женихи.
Как на брачное ложе вмеете
Возлегли с награбленным в ров;
Велокурые, плачьте, невесты,

Не дождавшиеь свадебных пиров.

хх $

Плачьте, немецкие вловы,
Утешаял бездомных сирот,

Крест могильный империя крови
За родного отца им вернет.

Вместо крова -— кладбищ пустота;
Bac wa улицу выгонит голод

За гробами в очередь веталь.
0 награбленном слалко мечталось
В одиноких поетелях. зарей;

\ Не прогулкой война оказалась,

А в могилу — дорогой прямой.
_ Смерть обходит убийц поголовье,
Роковой отмечая черед;

Плачьте, германские вдовы,

Не вернется разбойничий сброд!

Перец, МАРКИШ.
Перевел С. ОЛЕНДЕР.

ms

= =

=

УМЕЛЫЕ ДЕЙСТВИЯ
СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИНОВ

дачу прикрывать действия

самолетов.

30M, a шесть
провожлали: их.

td

#?

«Юнкерсов». Ero примеру

менко и другие.

М ну. показавшему образцы героизма в боях,   подчеркивает, что все национальности на- а . ь
qi торжественной обстановке была вручена! шей великой страны неразрывно сплочены 7 en ee alt ied
\ высшая правительственная награда. в борьбе против общего врага. Партия   ЛеТЧиЕ ; Jee AHO -
ith Начальник политуправления в присут-  большевиков вырастила нас, NOAHAIa, BOC- временно связав действия истрефителей
(   ствин многих командиров и политработни-  питала, вывела на светлый и доблестный   противника.

ков об’явил: путь. Я клянусь, что буду драться еще  B короткой, но жаркой схватке совет-
we — 0т имени Президиума Верховного  крепче. Рука об руку с русскими и 6б0й-  ские летчики сбили шесть вражеских са-

\ Совета СССР вручаю вам, товарищ Габлул-  цами других национальностей буду истреб- ООВ:

ии лин, орден а ть Героя Совет-   лять немцев хо eee YHRYTORCHAA HA) 509 poruponarnes. Bee пеши самолеты
м ского Союза — «Волотую эвезду». налей евященв i ы 5 бы ПЕ Зака а. Ва.

mn — (лужу Советскому Союзу, — orse-  Tepoii Conercxoro Союза майор Габдуллия а р + ene у ее
®  Тил награжденвый. ранее был награжден за боевые отличия питач пузьымин уничтожия в гар
{il Охваченный радостным волнением, майор   орденох Красного Знамени и орденом Крас-   душном и on «Юнкерс» и один «Мес-
yj! Табдуллин произнес краткую речь. ной эвезды. сертимитт-109».

ый

№, >

в -

Wa

я,

pt

eo

wis

sis

ont

Снимок

нашего спец. фотокорр. Ф. Левшина.

ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ. Танки идут в ‚наступление.

Нет кормильца — нужда лишь и холод.

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 6 февраля. (бт наш.
корр.). Недавно на одном участке фронта
пятерка налиих истребителей получила за-
своих на-
земных войск. В районе прикрытия летчи-
ки ветретили болыную группу фапеистоких
Yermpe «Юнкерса-88» и три
«Мессершиитта-110» лили с бомбовым гру-
«Мессеримиттов-109» с0-

Ведущий нашей пятерки капитан Кузь-
MBH емело ринужя в атаку на группу
последовали
сержант Петренко, стадлний сержант Козь-
Вражеские истребители
кинулись выручаль свои бомбардирювочные
экипажи, но было уже поздно. Те вынуж-.
дены были беспорядочно сбросить весь груз

Остальные фашисты сочли за

сходят еще к древней nope образова-
ния военной силы нашей страны. Eure
в начале ХУ! века в России утвердилась
сиетема поселенных или поместных войск.
Они состояли из людей, которым во вре-
мена мира в городах и слоболах отволи-
лись дворы с землей. В военную годину
эти «боярские дети» повинны были по
зову князя являться к месту сбора и при-
водить с собой отряды, или. как тогла го-
ворили. «приходить людны, конны, оруж-
ны». Такие войска, собиравшиеся одновре-
менно из определенных меет, назывались
уже в то время строго по пунктам их
формирования — «тулане»,  «емоляне».
«володимерцы». Именно эти отряды. отаи-
чавшиеся определенной степенью ввутрен-
него единства” и землячества, наиболее
ярко выражали тогда образ русского Bon-
на, привязанного к своему родному краю
ий готового защищать его кровью.
Образование русских регулярных, но-
именованных полков . принято обычно в
популярных источниках относить ко вре-
мени Петра  ,
Преображенский и Семеновекий, которые
получили названия по селам, где они были
расквартированы. Это не совсем так. Еще

выборных (отличных) полка солдатского

тырекого.

И именно ему официально принадле-
жало старшинство
частей русской армии.
вошел в
был” отправлен на Кавказ. Tam
получил за боевые заслуги наименова-

В 1786 г. полк

это экзотичное для той поры название,
эриванцы, однако, имели на своих погонах
золотые вензеля, вышитые славянскими

офицерам постоянной памятью 0 селом
ХУП веке, древнем зубчатом Кремле, возле
которого началась жизнь полка. «Бутырцы-
эриванцы» — так называли себя эти вои-
ны, и перед их мысленным взором проно-
сились нетускнеющие картины русской
истории, древней Бутырской слободы п
кровавых битв, сквозь которые прошли их

1 предки, завоевавшие полку его чееть я

славу.

С петровской эпохи пранции наимено-
вания полков по месту формирования илн
длительной дислокации становится твердым
правилом. Шли годы. Названия русских
городов и сёл оживали в доблести герои-
ческих полков. Страна как бы узнавала
свою географию заново. Громовое эхо ве-
ликих битв разносило по веей России вести
о подвигах орловцев, ахтырцев. тобольцев,

воинов, носивиих имена родных земель.

дат и офицеров. .
Наступили дни

солнце блисталельных побед. На

нолк,

его память,’ князь
Суворову:

нагорийским гренадереким полком»,
спустя несколько

гронадеры дрались, как львы».

нов армии, но и иностранцев. В 1799 г.

моряки британских кораблей, перевозивших
фанагорийцев в составе” англо-российской
экспедиции лля защиты Голландии, нё”тпе-

реставали восхищаться русекими гренаде-
рами. Герцог Иоркский, командовавигий

сформиревавшего полки

в 1642 году в Москве были созданы два

строя. Один из. них получил название Бу-

среди поименованных

состав Егерекого корпуса и
он

ние лейб-гренадерского Эриванского. Нося

буквами. Это отличие служило солдатам и

изюмцев. Многие захолустные места, отда-
ленные врая загремели на весь мир воен-
ной славой — их возвеличило мужество

Названия полков, бывшие сначала при-
знаком формирования или дислокации, е
течением времени, освященные огнем боев,
становились символом полковой чести. Имя
полка незримыми узами связывало воинов
в одну семью. Оно красовалось на боевом
знамени и было источником гордости сол-

суворовских походов.
Над русской армией еще ярче засверкало
полях
битв появился знаменитый Фанагорийский
традициям которого суждено было
сыграть животворящую роль во всей по-
следующей истории вооруженных сил на-
шей страны. В 1784 году Суворов с от-
дельными гренадерскими батальонами вое-
вал на реке Кубани. Один из островов в
устье реки некогда служил местом древне-
греческой колонии и называлея “Фанаго-
рия. Через несколько лет после кубан-
ского похода, желая увековечить в армии
Потемкин предписал
«Почитаю я за полезное для
службы, состоящие у вас батальоны гре-
надерские, соединя, наименовать оные фа-
Уже
месяцев юлк получил
боевое крещение под Измаилом, и Сувороз.
доносил в Петербург, что «фанагорийские

С тех пор росла боевая слава полка, н
UMA его не сходило © уст не телько воп-

дыни Измаил получил свое имя 189-й
Измаильский полк. В ознаменование разгро-
ма неприятеля на реке Рымник, когла си-
лы врага вчетверо превосходили русские,
192-й пехотный полк был назван Рымник-
схим. Победа российских войск. при dapre
и Вагуле, когла под командованием гене-
рала Румянцева находилось всего 14 ты-
сяч штыков, & армия противника насчи-
тывала 80. тысяч солдат, украсила 191-й
пехотный полк наименованием ФЛарго-Ка-
гульского. В память взятия крепости Qua-
ков 208-й пехотный. полк носил имя Оча-
ковекого. Перед РоЙйной © немцами 1914—
1918 гг. полк был расквартирован в том
самом месте, где свыше ста лег назад
русские солдаты в крови и дыму карабка-
лись по осадным лестницам на крепостные
валы Очакова. Предания этих лней жили
в полковой семье н заставляли сильнее
биться сердца молодых очаковцев. В их
памятке было сказано: <Мы, очаковпы,
живущие на землях, завоеванных нашими
предками и орошенных их кровью, лолж-
ны чтить их память, тюмнить их заветы
и быть достойными их».

Среди офицеров и генералов «дивного
века Суворовских побед» было много лю-
дей, понимавших значение полковых тра-
диций. Почти перед каждым новым боем
начальлижи говорили © подчиненными 0
славных делах минувшего. В то время это
имело двойное значение. В войсках по-
стоянно нахолитось значительное число ве-
теранов — живых свулетелей и участни-
ков отгремовших битв. Для этих проеслав-
ленных воинов наломинание 0 подвигах,
ими же совершенных, звучалю гласом бое-
вых ‘труб, призывом не поерамить уже за-
воеванную честь. В молодых же солдатах
образы недавнего прошлого возбуждали
чувство BOHHCKOTO самолюбия и желание
сравняться воинской славой co своими
старшими однополчанами.

В сражении у Цюриха лейб-гренадер-
ский Екатеринославекий полк упорно от-
бивалея от чнеленно превосходящих cua
генерала Массена. В безмольном ожесточе-
нии дрались люли, но, изнемогая под на-
THCKOM врага, начали колебаться и отхо-
Wats.

И в эт0 время, покрывая шух битвы,
раздалея громовой голос полковника Га-
рина:

— Разве вы не то екатеринославцы, что
прежде?! Вперед, вперел, богатыри рус-
ские. За славу знамени старого!

Гарин въкхватил знамя из рук знамен-
щика и с безумной отватой ринуаея в гу-
щу  неприятельской колонны. Наэлектризо-
ванные этими словами, воспрянули грена-
деры. Не думая больше ни © чем, кроме
ках 0 своем боевом имени, они ударили в
штыки и отбросили противника. Герейекий
подвиг екатеринославцев спас всё правое
крыло русских войск от смертельной опас-
ности.

Историческое значение этого эпизода
кампании 1799 г., зафиксированного в ряде
источников, крайне примечательно особыми
обстоятельствами. № тому времени русские
полки повелением Павла были лишены
своих исторических наименований и отли-
чались по фамилиям их шефов, в боль-
шинстве случаев сановников  император-
ского двора. Армия крайне неодобрительно
встретила это нововведение, пресекавшее
традиции полков и дававшее им имена ни-
кому не известных придворных. Генерал
Воронцов в свошх мемуарах пишет, что,
когда он, не зная 0б этих переменах. воз-
вратилея из дальних странствий, на все
его вопросы к ветречныйх солдатам ин офи-
перам: «Какого полка?» следовал один и
тот же ответ: «Прежде были такого-то, а
теперь не знаем, есть какой-то шеф...».
Понятно поэтому, какой восторженный от-
клик в душе  гренадер-екатеринославцев
пробудил их командир напоминанием о
подлинном славном имени полка.

Павел сохранил лишь одно общее. наиме-
нование воинских частей — «Гатчинские»,
по селу Гатчина, где еще до его воцаре-
ния на престол располаталиеь полей, вы-
муштрованные им согласно системе «оло-
вянных солдатиков» Фридриха П. Однако
воинам было далеко не безразлично, как
называться. И если присвоенное имя не
выражало общей заинтересованности в нем
соллатекой и офицерекой массы, то 030
ничего не говорило душе воинов, & под-
час и оскорбляло их. Однажды павловекий
сановник, по близорукости He разглядев
как следует офицера, прибьмиего к вахт-
паралу, воскликнул: 4

— А-а, здравствуй, старый гатчинец!

И офицер почтительно, но с JOCTOHH-
ством ответил:
— Я — старый иаюмец, валие превос-

союзными силами, перед решительным сра-
жением просил русское начальство «при-
хомандировать к каждой английской ко-

лонне по роте фанагорийцев, которые бы
шли в авангарде и
неустрашимостью впечатление на неприя-
теля».

Когда прибывали в OTK новобранцы,

старые солдаты-фанагорийцы быстро пе-
са-

ределывали их «на свою колодку»,
ми воспитывая изо.них заправских салужах.

( почетом и.уважением относилась к вё-
теранам молодежь. Покрытые ранами, за-
каленные в боях, они были живыми свиде-
Yaero na
похоле вепоминалось прежнее время. При-

телями боевых подвигов полка.

дут люди на ночлег — пера бы с пере-

хола и спать, но еще долго горят в поаку

бивачные костры, & около них сидят и
слушают солдаты. Идут расеказы про ста-
рые походы, Ш страны иноземные, про
ледяные Альпийекие горы и Кубань-реку
 с островком Фанагория, откуда пошло имя
  ОлБа. i

Спустя много лет, когда обновилось T10-
коление фанагорийцев и не было уже сре-
ди них усатых сподвижников Суворова,
славное их название попрежнему остава-
лось священным. Известен приказ пю рус-

производили своей

холительство. А гатчинец я молодой, малю-
сенький. Тем и горжусь!

Офицер принадлежал к тем самым изюм-
ским губарам, которые не раз острыми
клинками чертили имя своего полка на
страницах военной истории. После боя под
„Красным, когда генерал Милорадович 0б’-
езжал войска, изюмцы встретили его грох-
кии «ура». На вопрос, что это означает,
командир полка  об’яенил, FTO изюмцы
поздравляют его с днем рождения.

— Чех же я могу вас отблагодарить,
храбрые изюмцы. К имени валиему ничего,
кроме новой славы, не идет, сказал ге-
Hepat. -—— Видите, вон там, в дальнем ов-
pare виднеется неприятельская колонна—
возымиче ее.

Вихрем налетели изюмцы на колонну, и
она почезла под копытами их коней.

Посае смерти Павла исторические наиме-
нования полков были немедленно восета-
новлены.  Блистающая славой  русекого
оружия эпоха битв с Наполеоном 1805—
1807 rr., Отечественной войны 1812 ro~
ла укрепила символику отличий, ибо, как
товорил один военный писатель, «толь-

Полк гарнизонным был, но вот

В году тринадцатом приказом

Был разделен он, в этот год

Он русской армии хает

Не полк один, а два их резом, —
Олин Тарутинский, другой

Отал Бородинеким, — 06 в силах
Ветупить с врагами были в boli.
Нали полк был первым, им герой
Torta команловал Шатилов.

Крепкими узами братетва связывало имя
полка солдатекую семью. Ничто не могло
зачеркнуть этого имени, если оно было ок-
ружено ореолом военной славы. В сраже-
нии под Аустерлицем тяжелые испытания
выпали на долю древнейшего русского
полка —- Нарвского, названного так еще
Петром в честь успешного штурма Нарвы.
В кровопролитной, беспощадной битве полк,
жертвуя собой ради интересов всей армии,
полностью погиб. Казалось, что он уже не
может возродиться. Но в живых остался
гренадер-нарвец Нестеров. По грудам мерт-
вых тел он ползком подобрался к убитому
знаменщику, сорвал драгоценное полотни-
ще и спрятал его на своей груди. Спустя
некоторое время Нестеров предстал nepex
фельдмаршалом Кутузовым и вручил ему
сбереженную святыню — знамя с именем
полка. Новые люди приняли его с благого-
вением. Так воскрес Нарвский полк ибыл
вновь занесен в списки русской армии.

Чучшие передовые офицеры русекой ар-
мии всегда стремились сделать имя полка,
дивизии средством воинского воспитания.
укрепления боевых традиций. Речь шда о
том, чтобы каждая часть имела свой нраз-
ственный оттенок. чтобы солдату люли
другой части говорили: «Hy, ¢ первого
взгляда вилен ахтырец», «Вот за версту
признали эриванца», и чтобы лействитель-
но Такое отличие существовало. Опытные
генералы признавали вполне боеспособной
ту часть; где солдаты и офиперы считали
свой поак первым; свято хранили ere
старые предания и недавнюю славу. И
действительно, такое здоровое воинское са-
молюбие сплачивало часть в блно несокру-
шиуое целое, укрепляло войсковое товари-
щество-

Многие воинские части резниве оспарй-
вали друг у друга боевое первенство. Ха-
рактерна в этом смыеле песня Изюмекого
поака, которая горло утвержлает:

Есть на Руеи полки лихие,

Недаром слава их громка.

Но нет у хатушки-России

Славней Изюмского подка.

Каждый полк не хотел допустить, этобы

другой превзошел его мужеством, а в б0ю.

один человек крепко стоял за другого.
«Надобно знать, — писал известный воен+
ный историк А. Норпов, — до какой сте-
пени напоминание славного имени полка
действует нь солдат. «Помните., что вы
кабардинцых»—эта фраза всегла равнялась
неекольким сотням похкрепления».

В голы гражданской войны полки и ди-
визии получали наименования главным 0б-
разом за исключительные боевые заслуги.
Широко известна Чонгарекая дивизия.

Вспоминая о боях 6-Й кавалерийской ди-
визии, которая вместе с 30-й стрелковой
после жестокого боя взяла казавшиеся не-
приступными укрепаения Чонгарского но-
луострова, 0. Городовиков писал: «На всем
карьере к дивизии прискакали Вороншлов
и Буденный. Поздравили меня © победой:
Ну, говорят, — 6-ю дивизию нужно
переименовать.

Если хотите переименовать, ев нуж-
но назваль Чонгарской, — ответил я.

Совершенно правильно. Раз она взя-
ла Чонгарекие укрепления, мы ее перепме-
нуем в Чонгарскую дивизию». :

Гремела на Дальнем Востоке слава 2-го.

Советского полка, переименованного в В®-
лочаевский и награжденного орхеном Крас-

ного Знамени. Полк получил свое имя в:

память штурма Волочаевки, когла люди

бросались на колючую проволоку заграж:

дений и, приминая ее своими телами к зем-
ле, открывали остальным бойцам путь к
наступлению. Полк получил знамя © над-
писью: «За беспримерный по доблести Во-
лочаевский бой 12 февраля 1922 г.».
Памятные места сражений гражданской
войны остались в наименованиях
ской и Богучарской дивизий. Рассказывая
0 рукопалиной схватке с белыми под Ма-

моном, старый богучарец писал: «Это было.
первое сражение, связавшее нас, бойцов. .
бралетвом по крови, на этом укрепилахь.

дисциплина дивизии и засияло ее имя».
Когла дивизия была расформирована, а
часть ее старых кадров вместе с боевыми
знаменами влилась в 4-й Украинский полк.
cea, боевых земляков-богучарцев принял
решение: «В ознаменование славных тра-
диций и заслуг 40-й Богучарекой дивизии,
с’езд возбуждает ходатайство перед прави-
тельетвом о переименовании 4-го Украин-
ского полка в 4-й Рогучарский».

. Возрождение в‘дни Отечественной войны
принципа именного отличия частей и coe-
линений полно глубокого смысла. Вся ис-
тория налшей Отечественной войны булет

увековечена в названиях героических пол-.

ков и дизизий Красной Аруии. Ветераны
грандиозной битвы под Смоленском летом

1941 года, герои Лорогобужа, ельнинские `

храбрецы, защитники Севастополя, Олес-
вы, Ленинграда, Сталинграда, воины, по-
стоявшие за великую Мюсжву и другие
города и сёла нашей Родины, примут, как
бесценную награду, почетные наименова-
ния, связанные с местом их подвигов. Мо-

лодые ‘полки, которым еще не привелось .
  или резервные,
части, не получившие боевого крещения, _

отличиться в сражениях,

найдут источник гордости в именах рол-
ных им земель и будут стремитьея про-
славить их воиноким мужеством в вели-
HOM деле разгрома немецких захватчиков.

Сива.