эм

=i

‹ Праздники, т
  скую не остававливали на улице словами:

ГРУППА ДОКЛАДЧИКОВ

ОДНОГО

В кабинете секретара Шуйского райкома
оисомола собралась группа докладчиков.
Пришли агроном райзо тов. Чернышев, пред-
седатель райсовета физкультуры и спорта
тов. Балагурова, ткачиха тов. Башкина. ру-
воводитель группы докладчиков тов. Коля-
гина и другие — всего пятнадцать человек.

Доклад товарища Сталина о 27-Й годов-
шине Октября вызвал у молодежи небыва-
лую политическую и производственную ак-
тявность. Юноши и девушки стремятся
глубже изучить, полнее усвоить великие
сталинские идеи. Но им нужна помощь. Это
хорошо понимают докладчики райкома ком-
вомола.

Сегодня намечено обсудить четыре оче-
релных доклада, которые подготовлены не-
давно.

Первым группа заслушала доклад .секре-
таря райкома комсомола тов. Сергеевой на
тему «Трудовые подвиги советской молоде-
ди». Материал подобран интересный, яркие
примеры характеризуют трудовые успехи
советской молодежи. Тов. Сергеева подробно
товорит © том, какое больное место принад-
лежит молодежи в колхозах и в текстильной
промышленности области, говорит о трудо-
вых подвигах молодых текстильщиц Мелан-
хевого комбината. Она приводит в пример
бригаду Кати Александровой, которая к 15
августа выполнила годозую программу. Эта
бригада первой на комбинате перешла на
хозрасчет и теперь заканчивает выполнение
рторой годовой нормы. Бригада награждена
почетной грамотой ЦЬ ВЛКСМ, два месяца
держит переходящее Красное Знамя обкома

\ронсомола. Докладчик говорит далее о вы-
‚дающихся трудовых успехах молодых тка-

wi чернцкой фабрики своего района. Ма-
руся Постникова, например, еще в сентябре
выполнила годовую норму. Маруся ра-
ботает на 12 станках, а не на шести, как
остальные ткачихи,

Тов. Сергеева готовила доклад ровно ме-
вяц, нм прочитала статьи и речи Ленина,
(талина, Кирова, Калинина о молодежи.

Чуобы ярче обрисовать облик молодого
советского человека, тов. Сергеева: прочита-
1а и некоторые публицистические статья
Горького, & также художественные произве-
дения. Весь доклах ею написан. Чувствует-
(я четкий план изложения материала, фор-
мулировки хорошо прохуманы, сделамы 060б-
щения и выводы.

(тмечая эти достоинства, выступавигие
сделали и несколько замечаний. Тов. Чер-
нышев посоветовал во вводной части докла-
ja коротко рассказать о боевых подвигах
земляков-Фронтовиков, воспитанных  кол-
лективом Меланжевого комбината. Это еще
сильнее подчеркнет елинство фронта и тыла.

Тов. Башкина предложила лополнить раз-
дел, где рассказывается о трудовой доблести
хомсомольцев колхоза «Парижская Комму-
па», изложением письма наркома земледе-
пя СССР тов. Аидреева молодежи Шуйского
района,

Вторым обсуждался доклад тов. Малахо-
вой «Комсомол и подготовка боевых резер-
вов». Она развивает мысль о значении
военного воспитания молодежи, о роли ком-
‘омола в этом деле. На многих примерах
тов. Малахова показывает, каким должен
быть молодой человек, вступающий в ряды
зоинов Красной Армии. Значительная часть
доклада посвящена рассказу о том, как вос-
питанники ‚комсомольской. организации
района сражаются в боях за Родину.

Доклад поправился всем товарищам, при-
нинавшим участие в его обсуждении. Тех
н8 менее были сделаны существенные за-
мечания, Тов. Белякова, например, посове-
товаль несколько сократить вводную часть
п болое подробно развить те положения до-
hala, Tle говорится о методах военного
зепитания молодежи.

ПЕРЕДОВЫЕ ЗВЕВЬЯ

СТАЛИНО, 3 января. (Наш ворр.). 0б-
№х комсомола и областной земельный от-
lel подвели итоги социалиестического со-
ревнования молодежных звеньев высокого
урожая в 1944 голу.

В соревновании участвовало 537 звеньев.
Подавляющее большинство из них перевы-
пани планы урожайности.

Наилучиьих результатов добились звенья
Наташи Кирячок из колхоза имени Первого
ая Марьинского района, Марии Серафимо-
в из колхоза «Запорожец» Старо-Бешев-
‘кого района. Наташа Кирячюк и шесть ее
подруг собрали с каждого тектара 3.000 пу-
в капусты, 2.160 пудов помидоров, 1.466

` пудов моркови.

оО

ВДОХНОВЕННЫЙ ТРУД

Никогда телефон не звонил так настой-
чиво, как в эти дни. Никогда не было та-
кого количества писем и телеграмм. На
когда прежде, даже в амые большие
Анну Алексеевну Яснополь-

«Поздравляю вас!». А теперь к шей подхо-
дили и, наскоро отрекомендовавшись («Вы
меня не помните? Я Ирина мама». «Я отец
Володи». «Я бабушка Тани»), говорили:
«Поздравляю вас! От всей души позлрав-
ю и с наступающим Новым годом и с
высокой наградой!» :

Пусть‘ это будет Новый год или полу-
чение награды, или друтое большое собы-
тие, но в жизьи каждого Человека насту-
пает день, когда он оглядывается назад,
неребирает в памяти все, что было, и, ста
раясь мысленно восстановить прошедшее,
думает: «Что же сделано? Где результаты
моего труда?»,

и А перелистывает свои книг“,
художник тю-новому воматривается в свой
полотна. Что делать в такие часы учите
лю? Создания его тружа не остаются с Ем.
Дети, которых он учил и воспитывал, вы
росли и ушли из стен школы, вместо них
пришли новые, но и оми Уйдут.

И, одна за письменным столом, в спо-
койном привычном свете лампы под зеле
ныв абажуром, учительница перебирает
пачки писем. Глеже они сейчас, ее ре
бята?

Виктор Скатерщиков Перешел
курс а факулытета,
чалась война. В армию его
плохого’ зрения. Ho оставаться в итституте

он не мог: не давала покоя властная по-
требность сейчас же, ‘немедленно делать
что-то для фронта, непосредотвению, прак
тически помогать армии. :

Виктор Нл Завод, стал литей-
щиком, работал много, напряженно, иног-
да по нескомьку суток кряду. Но мысль о
фронте не ‘покидала, а становилась час от
часу сильнее и настойчивее. и рае
н0ё удалось. Даже сейчас ом ие рискуе”
сказать, какими праэдами и чеправдамя
ой добился этого.

на третий
‘когда на-

$53635 353535352

РАЙОНА

Тут же было условлено, в каких орга-
низациях будут прочитаны в ближайшее
время оба доклада. ; т

Хорошие доклады подготовили тов. Бала-
гурова на тему «Молодые народные мети-
тели» и тов. Чернышев <— «Герои Ераено-
дона». Но эти доклады на совещании не
удалось обсудить — и так оно затянулось
лопозхна. Опыт подсказывает. таким обра-
30м, что на одном заседаний группы неце-
лесообразно ставить обсуждение более двух
докладов. Иначе неизбежна поспешность.

# * <

Группа доклалчиков при райкоме создана
тва года назад. Она всегда живо откликает-
ся на все события, происходящие в стране,
и доносит идеи большевистекой партии до
сознания пкироких масе молодежи.

Особенно активно выступает с хдоклалами
инструктор райкома ВЛКСМ тов. Канищина.
В прошлом году она подготовила 12 докла-
дов; среди них такие: «Комсомол в боях за
Родину», «Александр Невский», «Комсо-
мольский билет». Ткачиха тов. Велякова
прочитала также несколько докладов. 0со-
бенно интересным было ее выступление на
тему: «Текущий момент и задачи моло-
дежи».

Докладчики райкома ВЛКСМ часто выез-
жают в колхозы. За три месяца они прочи-
тали там 145 докладов. Очень ценно при
этом, что каждый докладчик перед своим
выступлением обязательно знакомится. с
местным материалом и вносит собтветствую-
щие добавления. Это делает выступление
активиста еще более интересным. живым и
доходчивым. ара

Следует отметить и другую хорошую чер-
ту в работе докладчиков: помошь колхоз-
ным агитаторам. Например. тов. Каницина,
сделав доклад в колхозе «Большевик», с0б-
рала затем агитаторов и практически помог-
ла им подготовиться к беселам по докладу
товарища Сталина. Так поступают и другие
докладчики. Неслучайно поэтому молодые
агитаторы заметно растут. приобретают
опыт.

Из колхозов часто приходят в райком
комсомола письма с просьбой прочитать для
молодежи и колхозников такой-то доклах.
Райком учитывает все запросы. Однажды
молодые колхозники сеяьхозартели «На но-
вых рельсах» просили прочитать доклад
«Каким должен быть комсомолец». В рай-
коме посоветовались и поручили подгото-
вить такой доклад тов. Башкиной. Она охот-
‘но взялась это сделать, добросовестно раз-
работала тему. Молодые слушатели остались
довольны ее выступлением.

В прошлом -году в районе создано 14
повых комсомольских организаций в колхо-
зах. Молодежь района крепко держит в cBo-
их руках переходящее знама ЦЕ ВЛЕСМ.
Бесспорно, что и в трудовых подвигах мо-
лодежи района и в росте комсомольской ор-
ганизации значительна заслуга группы 1о-
кладчиков, которая помогает юношам и де-
вушкам полнее осознать свой долг перед
Родиной, разжигает их стремление быть в
первых рядах борцов за победу над врагом.

Агитационно-массовая воспитательная ра-
бота срежи молодежи в районе была бы еще
лучше, если бы райком комсомола смелее
привлекал к этому интеллигенцию. Моло-
дежь вель желает послушать лекции но
науке, 0 послелних достижениях техники.
Почему бы с помощью интеллигенции не
разработать тематику докладов по естество-
знанию, по медицине, по искусству? Это
можно и нужно сделать. Тогда деятель-
несть группы докладчиков станет еще более

солержательной.
Ф. САМОХИН.

Гор. Шуя
Ивановской области.

ВЫСОКОГО УРОЖАЯ

Звено Марии Серафимовой получило по
210 пудов кукурузы и по 96 пудов под-
солнечника с гектара.

Больших успехов достигли ‘и другие зве-
нья. Звено Веры Барлет (колхоз имени
Ильича Константиновского района) собра-
ло с каждого гектара по 175 пудов озимой
ипеницы, ю 110 пудов проса и 120 пудов
ячменя.

Сейчас все молодежные звенья высокога

урожая начали подготовку к весне. Моло-
дежь собирает и вывозит на поля удобре-
ния, ремонтирует сельскохозяйственный вн-
вентарь. Передовые труженики делают вое
для того, чтобы в будущем году вырастить
еше более высокий урожай.

PAAR

Виктор был на Украине, в Молдазии, в
Румынии, а на венгерской грахице его ра-
нили в обе ноги и в руку. Сейчас он в од-
нюм из московских госпиталей, ему еще
предстоит серьезный и долгий курс лече-

ния. А в тетрадке стихов, которую Виктор -

начал еще в школе, есть. строчки:

Я о грядущем думать не могу —
Кровавым запад заревом об’ят,
Грозы военной не стихает гул, —
И думать можно только © боях.

Авена Алексеевна\ перебирает письма.
Она вспоминает. других своих мальчиков,
которые также с первого дня войны могли
думать только о боях. Миша Хорошук,
одноклассник Виктора, также был студет-
том философского факультета, В первый
же день войны он ушел на фронт и погиб,
ззацищая Москву. Добровольцем пошел в
ополчение не успевший окончить школу
Юра Гей и тоже погиб.

Ha porte a
нуне войны он окончил девятый класс. Он
прекрасно рисовал и из эвакуации писал
Анне Алексеевне: «Я мечтал сделать в Ha-
шем милом кружке большой, полробный
доклал о Левитане. Как жаль, что не вы-
1ило». А потом был призван в армию и сра-
зу попал в жестокую переделку: побывал в
самое тяжелое время под Харьковом, Ста-

нградом, Воронежем.
ey apa рвалакь и.Авя Штрих. В ©д-
ном из своих писем она рассказывает ©
том, что стремится в армию. Ее зачислили
в войска ПВО и велели ждать. «Как я ра-
дозалась, как была счастлява!»—пищет де-
вушка. Но ‘через день начальник. цеха по-
слал ее грузать кирпич, и во. время. поезд-
ки она на полчом ходу вылетела из маши-
ны: «Меля попросту вытряхнуло». Совсем
мельком, в нескольких строках об.а гово-
рит о том, что выбила передние зубы, раз-
била лицо, которое ей чинили, «как ста-
рую калошу». Эта 19-летняя девушка огор-
чена. больше всего не тем, что падение мо-
жет оставить на лице уролитивые следы, —
она досащует на неожиданную помеху:
преиплось лечь в болыьнищу, а в это время

осоки хо

Виталий Порхачев. Нака-”

РАЗГРОМ ПРИБАЛТИЙСКОЙ ГРУППИРОВКИ
НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК

На лекции генерал-лейтенанта П. А; Иванова

Анализируя ход военных действий на
советеко-геруанюком фронте в истевиием го-
ду, товарищ Сталин в своём доклале о 27-й
тодовянине Великой Октябрьской социали-
стической революции укавал, что «решаю-
щие успехи Красной Армин в этом голу и
изгнание немцев из пределов советской зем-
ти были предрешены рялом сотрунгительных
ударов наших войск по немепюим войежам,
начатых ешё в январе этого года и развер-
нутых затем в течение всего отчётното го-
43».

Разгром ирибалтийской тпруттировюи не-
мецко-фашистеких войск —— олна Из вы-
хающихея операций Прасвой Армти, прел-
ретиеттих позкнюе оовобожление созетозой
земли от гитлеровской нечисти.

Публичная лекция тенерал-лейтеланта
Н. А. Иванова, организованчая Техдиюн-
ным Бюро при Комитете по делам высшей
школы при ОИК СССР в Центральном Доме
Красной Армия, дала подробный ачазжиз
исторячоской битвы Краеной Афжии за Нри-

балтику.

Прибалтийская группировка немецко-фа-
пистеких войск залимала в планах repwact
ского комантювания на летний mepmo, 1944
гола одно из важнейних мест. Она предназ-
началась для упорной обороны захваченных
немцами советоких республик Прибътеики
целью не допустить продвижения Краевой
Арипи к границам Восточной Шруссия.

Для преодоления вражеской обороны с её
разватой систеюй инженерных сооружений
требовались отличная выучка и мастерство
бойпов и высикое вомнокое искуество офи-
церов и генералов Красной Армии,

Развертыванию операций Краеной Армии
в Ирябалтике предшествовала ликвидация
центральной группировки немецко-фалтист-
ских армий. Перед Красной Армией откоы-
лись пути лая дальнейшего наступления к
границах Восточной Прусоии. Одновремен-
но были созданы условия для глубокого ма-
невра к южному берегу Рижского залива 8
целью перехвата сухопутных коммупикаций
прибалтийекой  труппиюовки противника,
связывающих её с Восточной Пруссией, и
танесения сокрутшительных ударов по этой
групляровке © тыла и с фронта.

Операцию mo разгрому  прибалияйской
группировки противника, говорят левиор,
можно разделить на три эталта.

Первым этаюм — с 10 июля по 1 авгу-
ета — явился маневр 1-го Tororo
фрюнта в lomnouy Sepery Pmmwenoro залива и
наступление войск 2-го и 3-го Понбалтий-
ских фронтов на Двинск и Цеков. В итоге
нашего наступления на этом этаме прибал-
тийская грутигировка немцев была отрезуеа
от Восточной Пруссии и окружена с суши,
советские войска, прорвали лозговремелиную
полосу обороны противника, а Tamme me-
одолели большое количество промеясуточных
укреплённых рубежей.

Виорой эта битвы ва Прибалтику, про
текавший на протяжении всего августа, был
этапом упрочения занятых позиций, отра-
жения контратак противиика и подготовея
условий для полного разгрома прибасттий-
ской группировки врага.

“(Третий этан битвы, начавшийся в первых
числах сентября, завершилея разгромом при-
балтийской группировки немцев, остатки
Боторой зажаты в клещи и доколачиваютея
нашими войсками.

Нлан окончательного разгрома прибалтий-
ской группировки врага, составленный Co-
ветским Верхевным Главнокомандованием,
состоял в том, чтобы раздробить прябалтий-
скую группировку немцев на две части и
кондентрическими ударами фронтов разгро-
мить одну на территории Эстонской CCP,
лругую — на территории Латвийской ССР.
В соответствии с планом войска Ленинтрад-
ского фронта напесли врагу мощный удар.
в результате которого глав силы при-
балтийской группировки противника, 960ро-
вявшиеся на территорай Эстонской ССР,
были разбиты наголову.

Операции войск Ленинградского фронта
проводились в тесном взаимодействии с
Краснознаменных Балтийским флотом, ко-
торый блокировал порты Финского и Риж-
ского заливов и наносил удары по’ морским
коммуникациям противника. 22 сентября
была освобождена столица Эстонии и ‘важ
ная база Балтийского флота Таллиям (Ре-
вель). 24 ноября закончилось очищение от
противника острова Сарема (Эзель), пре-
вращённого немцами в опорный пункт, при-
крывающий подступы к Рижекому заливу;
территория Советской Эстония тем самым
была полностью освобождена от немецких
захватчиков.

Наступление войск Ленинградекого фрон-
та шло одновременно с операциями войск
1-го, 2-го и 3-то Прибалтийских фронтов,
которые прорвали оборону противника и,
развивая наступление, вышли к побережью
Балтийского моря, отрезав пути отхода не-
мецкой группировке, находившейся в райо-
не Рига — Либава — Виндава.

В результате согласованных ударов че-
тырёх фронтов, умело направляемых Bep-
ховным Главнокоманлованием, остатки при-
балтийской группировки врага были при-
тиснуты к Риге. 13 октября советские вой-
ска штурмом овладели столицей Латвии —
поелелним оплотом врага в Прибалтике.

Битва за Прибалтику заверитилаеь бле-
стящей победой советского оружия. Харак-
теризуя военное и политическое значение
этого — восьмого удара Красной Армии, на-
несенного врагу в 1944 roxy, товарищ
Сталин в своём докладе о 27-й годовщине
Великой  Октябрьоной социалистической ре-
волюции сказал: «В результате этого уда-
ра: а) была освобождена Эстонская совет-
ская республика; б) была освобождена боль-
 шая часть Латвийской советской республи-
ки; в) была выведена из строя союзница
Германии — Финляндия, которая об’явиха
войну Германии; г) более 30 неменких ди-
визий оказались отрезанными от Пруссии
ий зажатыми в клещи в районе между Ту-
кумеом и Либавой, гле они теперь докола-
чиваются нашими войсками».

Разгром прибалтийской группировки вра-
га открыл нашим войскам возможность. для
нанесения ударов по Восточной Пруссия,
первый из которых уже осуществлён. Очи-
щение территории Советекой Прибалтика
является крупной стратегической побелоя
Красной Армии и важным этапом на пута
к полному разгрому гитлеровской Германии,
в напюй окончательной победе, к которой
нас велбт великий полководец Верховный
Главнокоманлующий Маршал Советского
Союза товарищ Сталин.

Анна Алексеевна ЯСНОПОЛЬСКАЯ в
Виктора СКАТЕРЩИКОВА.

дважды приходила повестка. Потом Акя
поправилась и сноза ожидала повестки из
военкомата, но тут ее схватила жестокая
простуда, и опять поездка на фронт сорва-
лакь. Старушка-соседка убезкдала девуш-
ку, что ее «бог бережет». «А по-моему, —
зосклицает Авя,— он издевается надо
мной!» Наконец наперекор всему она по-
пала в армию, отважно воевала, была
партизанкой, награждена, и по ее чудес-
ным, живым и бодрым письмам чуветву-
ешь, что там, ва фроате, в своей военной
специальности она нашила себя; живет 60-
гатой внутренней жизнью, в полную меру
раскрывая свои способности и душевные
силы.

А вот еще один уголок воспоминаний.
Накануне войны ученики девятого класса,
tne Anna Алексеевна была руководитель-
нищей, прощались с ней, раз’езжаясь на
каникулы. Когда грявула война, никого из
девятого класса в Москве не оказалось.
Все карты спутализь, все прежние адреса
потеряли смысл, ребят стремительно раз-
бююеало по стране, и никто He знал друг
о друге. Но каждый написал Анне Алек-
сеевне, ва этот единственный оставитийся
для них неизмевным московский адрес, и
сообщил о себе. А потом от Анны Алек-
сеевны каждый узнал об остальных, и на=
чалакь деятельная переписка,

Пролилой. зимой возвратились почти вое
бывшие ‘ученики девятого класса, 8 мар-
та они пришли к Авне Алексеевне в шко-
лу. Оз «завладели» ею на весь вечер,
окружили живым кольцом, и нынешним
ученицам Анны Алексеевны октавалось
только ревниво поглядывать на эту нераз-
дельную группу. «Гости» преподнесли АЕ-
не Алексеевне цветы, книги, а на одной
из них шутливо и любовно написали; «От
Вашего стада». Теперь все члены этого

госпитале у ‚своего бывшего ученика

Фото М. АНАНЬИНА. у

«стада» — уже взрослые люди. Но когда

Отлично‘ работает на фабрике Трехгорная’ мануфактура имени Дзержианского

бригада ватерщиц комсомолки Марии Колбасовой. Бригада выполняет

у на

120 процентов. На снимке (слева направо): бригадир М. КОЛБАСОВА, Н. ЛЯДО-

ВА, Л. СУСЛИНА и А. ПАПИНА за работой.

Ш ША,

Случается так, что человек выбрал не ту
дорожку в жизни, Вот он пишет плохие
пески. а мог бы строить не диалоги, а
дома, монтировать не акты и картины, а
машины и станки — одним словом, выпол-
нять очень хорошо какое-нибудь подходя-
щее для него дело.

И не только сэм неудачник — окружаю-
щие ето очень страдают от того, что кто-то
выбрал себе не ту стезю и теперь сидит не
на месте. Сидитои не трогаетея.

Таких, нё на своем месте находящихся
товарищей можно встретить и в некоторых
‘наших спортивных организациях. Прыгнет
кто-нибудь выше всех в районе—и его не-
медленно норовят в руководители спорт-
общества или комитета, где он, не обладая
организационными талантами, быстро те-
ряет достигнутую им высоту.

Возможно. существует такое убеждение,
что поскольку спортом может и даже лол-
жен заниматься всякий, то и руководить
спортом сумеет всякий, кто захочет.

Такое  нечальное положение сложилось,
например, в казанском спортивном odme-
стве «Спартак». Председатель совета обще-
ства Тов. Захаров, прямо скажем, интере-
суется не столько спортом и спортебщест-
вом. сколько подсобным хозяйством этого
  общества, которому он отдает все свое вре-
мя. исключая положенного на досуг и сон.
Едва приступив к исполнению. свойх 06я-
занностей, Захаров ликвидировал усальбу
охотно-рыболовной. секции общества как
малорентабельную, немедленно развив на
этой базе’ овощеводство и пчеловодетво.

— Игерь!— воскликнул тов. Захаров. —
Что это еще за «Записки охотника» в наши
дни’—Уволив егеря, он ввел в штат сиср-
тивного общества пасечника kak постоян-
ную единицу. И теперь тов. Захаров 4a-
стенько выезжает на пасеку, чтобы, так
сказать, полюбоваться «марафонским 06-
том» пчел.

Тоже ведь спорт своего ролз-

У товариша Савошенко, являющейся на-
чальником учебно-снортивного отдела 00-
щества. явно очерченные коммерческие та-
ланты. Ей быть бы где-нибудь ответетвен-
ным исполнителем по внеплановому заку-
пу. Во волком случае, нод ее непосред-
ственным руководством внеплановый закуй
игроков других обществ, выступающих за
разные блага» под эмблемой «Спартэка»,
принял широкие размеры,

Этим летом инструктор общества «Спар-
так» Кошаев  законтрактовал на корню
франко стадион около десяти стюртеменов

Фото Б. КОЛЕСНИКОВБА.

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

MEC TE

из разных обществ. Шестерых из них уда-
лось заполучить оптом из Казанского авиа-
института. Все они выступали на различ-
ных состязаниях за «Спартака» Татарии.

Осенью, во время розыгрыша кубка
центрального общества «Спартак», ворота
казанского «Спартака» защищали шестеро
игроков из общества «Зенит», трое — из
команд Дома Красной Армии, и лишь трое
являлись спартаковцами.

Зимой ‘состоялея блиц-турнир на первен-
СТРО Города по хоккею. У «Спартака»
команды налицо не оказалось. Согласно
договоренности ‘за спартаковцев и нз этот
раз должны были выступать игроки с за-
вода имени Калинина, но  пючему-то
контракт не выполнили и неё явились.

А ведь совсем нелавно в «Спартак» за-
шла капитан женской хоккейной команды
Пономарева, в свое времл занявшая co
своей команхой второе место во всесоюзных
соревнованиях. Она предложила вновь с0-
здать хоккейную команду,

— Не выйдет, — сухо ответила Саво-
щенко... — С коньками определенно не
выйдет. Не отоварены в настоящем квар-
тале.

Затлянули боксеры, заикнулигь насчет
организации секции, но были нокаутиро-
ваны.в один момент.

— Фонны не спущены Ha перчатки.
Разнарядки нет, загляните через  меся-
цок. — раз’яснили им.

Ав Вазани уже давно зима, и снег спу-
щен с небес вне всяких фондов и лимитов.
Стоит мор0з, а каток не залит до сих пор,
ий еще не было ни одного тренировочного
выхола на лыжах.

В спортобществе — типеина. У Захарова
свои медовые заботы. Он обеспечивает зи-
мовку пчел. А Савощенко от скуки толь-
ко востяшками счетов пощелкивает. Нов
тут баланс получается грустный.

Было пять районных ‘советов «Спарта-
ка» в Татарии. Долой 3 закрытых — оста-
лось 2. Было 50 первичных физкультурных
коллективов. Долой 39 распавшихея —
осталось 20, ла и те дышат на ладан...

Сидит Савощенко у своих пустых полок.
и тоскует. .

И никто ей ничего не скажет по этому
поводу. Молчит судья ео своим неумолимым
свистком, и не слышно криков «Долой
с поля» или «Прочь с дорожки», как бы-
вает в таких случаях. когда игрок или бе-
гун оказываются явно кена своем месте.

Вл. ОСТРОВ.

Молодые металлисты

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 3 января. (Наш
корр.). Молодежная тракторная‘ бригада
Якова Селегей из `Саксаганской МТС Няти-
халекого района, за сезон каждым колесным
трактором. вспахала по 1200 гектаюв и
сэвономила до 5 тысяч килограммов горю-
чего. A

Сейчас молодые трактористы фемолтиру-
ют свой маанины. Молодежные бригады ме-
таллургического завода имени Коминтерна
взялись во внеурочное время изготовить мо-
лодым тракториетам 3 комплекта инетру-
мента. Ежедневно по 3—4 часа сверх по-
ложенното времени работают у тиеков а

жестокой, язвительгой критнке было мно-
го уважения к ним. Ведь we будешь всерь-
ез критиковать тото, клю неспособен по-
HATS,

U samanach-Hopad sioxa, Bo-mepshix, cTa-
ло ясно, что общими словами отделывать-
ся нельзя. От списызания пришлось сразу
же отказаться и даже забыть, как это дз-
ласлея, потому что никогда насмешка и
презрение Авны’ Алексеевны не станови-
лись такими безжалостными, как когда она

Юра Гец однажлы заехал с фронта в Мо-   обнаруживала, потытку блеснуть чужими

скву, он ни`у кого не успел побывать,
к Ачне Алексеевне заехал.
Порхачез написал одной из товарок по
классу: «Самое светлое воспоминание о
моем янзарсоком приеэле в Москву встре-
ча с Анной Алексвевной. Ужасно хотелось
бы снова увидеть ее». }

2 ++ a

У seaxoro oOaaima свой секрет, найти
# об’яснить его не всегда легко. Но когда
разговариваешь с учениками Анны Алек-
сеевны,— видишь, что они очень ясно по-
нимают, за что любят ее.

До того, как Анна Алексеевна пришла к
нам в класс, ребятам казалось, что ли-
хература как школьный предмет — это кеч-
то особое, никак не связанное с теми кни-
гами, которыми они увлекаются, над. ко-
‘торыми оши смеются или плачут дома. Го-
товать уроки по литературе? К чему? Beer-
да можно наговорить чего-нибудь, мало ли
на свете общих безличных слов! Они всег-
дэ. выручат!

Ho oxasavioch, uro y Arun Алексвевны
это невозможно. Первые же сочинения она
подвергла такому бесполцадному разбору,
что © нем помнят до сих пор. Она совер-
щенно безжалостно высмеяла и канцеляр-
ский стиль сочинений и рабское подража-
све учебнику.

— У. вас все. герои, — говорила она,— на
одно лицо и все писатели походки друг 4a
друга, как две’ окапли воды: тусклые,
скучные, все не писали, а только «отобра-
жали», все в своих кнагах доказывали толь-
ко какое-то узкое житейское правило.
Скучной стала в ваших руках литерату-
ра — золото вы превратили в пепел.

Ребятам стало совестно, но они не по-
чувствовали себя оскорбленными. В этой

а

А Виталий

мыслями. 4

Она с величайшим уважением OTHOCH-
лась к малейшему движению самостоя-
тельной мысли, поддерживала ростки этой

рождающейся  самостоятельности, учила
спорить, не соглашаться, не верить на-
слово. и

Отвечать ребята выходили с кеИГОЙ В
руках, чтобы подкрепить свою мысль вы`
держками из нее. У них сложилось глубо-
кое личное ‘отношение к книге, то отно-
шение, без которого все художественные
произведения — только «продукт» такой-то
эпохи, такого-то стиля или направления.

Виктор Скатернциков вепоминает, как BO
воемя доклада о «Господах Головлевых>
одие из учеников с отвращением сказал:
«Я ненавижу Иудушку Головлева!». И ни-
кого не удивило, что об Иудушке гово-
рят как о живом человеке, Изучая литера-
туру, ребята тем самым учились любять
и ненавидеть, отделять настоящее, под-
лннное от подделки, И это очень пригоди-
лось им в жизни и Уберегло от многих
отибок. ;

Анна Алексеевта учила разбираться
художественной ткани произведения; но
несмотря на то, что цветок разделяли Ha
составные части, он от этого не терял CBO-
его аромата, именно потому, что за част-
костями ребята видели целое, главное, че-
ловеческое. Одна из учениц писала Анне
Алексеевне ‘из эвакуации, где она оканчи*
взла десятый класс: «Анна Алексеева,
как хотите, а я не могу слушать, когда
Раневскую называют «продуктом разложе-
ная загнивающего дворянства». Я даже. по-
спорала с учительницей». Значит, девушка
унесла с собой самое основное: глубокий,
вдумчивый подход к литературе, полво9’ и
целостное ее восприятие, ‘при котором нет

ив

шефствуют над МТС

станков молодежные ‘бригалы  Калашни-
вова, Вульбачко, Рубанника. Когда, изготов-
ление инструмента и тракторных деталей
будет закончено, члены этих бригад выедут
 B Саксатанскую МТС для оказания техни-
ческой помощи в сборке машин.

По примеру комсомольцев завода имени
Коминтерна фронтовые молодежные брига-
ды тт. Митько, Резниченко, ‹ Макаркина,
Плахой металлургического ‘завода имени
Варла Либкнехта взяли шефство над моло-
дежными тракторными бригадами Ленинской
MTC Криворожского сельского района.

ACKKKKKNKNKSNNY > хх

места казенному бездушию, формализму,
наклеиванию пустых ярлычков на лучшие
создавия человеческого ума и таланта.

%# + *

В день, когда в газетах среди. награж-
ценных учителей была напечатана фами-
лия Анны Алексеевны, в школу забежала
девушка. «Я спешу в институт, — сказала
она,— пожалуйста, передайте это письмо
Анне Алексеевяе». На нескольких лигт-
ках крупным размагпистым почерком было
написано: «Анна Алексеевна, родная, толь-
ко что узкала о Вашем награждении. Хо-
чется обнять Вас крепко-крепко и по-
здравить и сказать о TOM большом-боль-
ом, Теплом чувстве, которое заполняет
меня, когда я вспоминаю или рассказываю
кому-нибудь о Вас! Когда очень трудно
или, наоборот, хорошо — расскавать хочет-
ся Вам».

Когда Читаешь такое письмо, видишь:
это не измеряется на весах, не выражает-
ся в цифрах. Это неизмеримо, потому что
создать человека думающего, ищущего—
это творчество, которому кет цены.

В эти дни нам довелось познакомиться
со многими ‘учениками Анны Алексеевны.
Это разные люди, но их роднит нечто 06-
mee: Bde они влюблены в жиэнь, у всех
деятельное, творческое отношение к ней,
никто не стал посторонним зрителем, вое—
активные, энергичные учётники. Они с
увлечением, поэтично, влюбленно говорят
о своей работе — будь то медищина, химия.
или журналистика. У всех пристальсый
глаз, жадное желанне знать, думать, по-
нимать возможно больше, разбираться в
том, что происходит, что окружает их. И
во всем этом видишь человека, чьим влия-
нием, чьим трудом вылетлены эти хафак-
теры: в каждом есть неято от Анны Алек-
сеевны, частица ее ума и сердца, Да, в
час, когда хочется оглянуться на прожитое
и полечитать сделанное, у Учителя есть о
чем сказать с гордостью: это — мсе!

Ф. ВИГДОРОВА.
+$9944949444944904444449444.944494444494094+

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВПА»
4 января 1945 г. 3 стр.