eo

В Венгрии
Бойцы гвардейского под-
разделения офицера Ло-
THHOBa  обезвреживают
минное поле. Они  по-
длинные мастера сзоего
дела. Там, где прошли
саперы офицера Логино-
ва, путь нашим войскам
безопасен.

Фото П. ЛЕОНИДОВА.
  (TAGE).

*

центре Будапешта.

От военного корревпондента «Комсомольской правды»

С каждым днем, в каждым часом неумо-
имо сжимается стальное кольцо наших
войск вокруг группировки противника в
Булалеште. Вее меньше становится диаметр
этого кольца: Гитлеровцам не помогают даже
самые истеричные приказы  немецко-
го командования. «Семья каждого, кто уй-
дет со‘евоего поста и бросит оружие, будет
расстреляна», — так формулируется один из
послелних приказов по булапешеекому гар-
визону. Но можно процитировать лонебе-
ние немецкого командования в Будапеште,
перехваченное по радио и опубликованное
вчера в центральной прессе: «...в отчая-
ния. так как все время нахожусь под угро-
зой смерти... Положение отчаянное».
строки говорят сами. за себя. С того хня,
как были отвергнуты предложения совет-
ского командования © капитуляции и на-
чалея штурм города, натиск наших войск
не ослабевал ни на минуту, а нарастал,
ширилея, креп.

Чтобы понять всю героику штурма Бу-
палтепига, всю отвагу, дерзость и самоотвер-
женность наших воинов, занимающих
квартал за кварталом, нужно  вопом-
нить, ‘чем ‘являлся Булапеше, накануне
штурма. В этом городе сосредоточены очень
многие венгерские фабрики и заволы. про-
изводящие оужие и ы. большие
запасы снарядов, нефти, бензина и значи-
тельное число немецких частей с придан-
ными им венгерскими отрядами. В первые
лни гарнизон города снабжалея оружием и
боеприпасами с будапелитских заводов. Ha
полную мощность работали завод авиамото-
рев, машиностроительные заводы, которые
себирали танки из запасных частей, заве-
зенных сюда с германских заводов. Нефте-
перегонный завод перерабатывал большие
запасы горюче-смазочных материалов, по-
етавляя бензин для немецких танков и
самохолных пушек. В крунном  завод-
ском районе Чепель ремонтировалиеь  нуш-
ки, Танки. самоходки. Таким образом, гар-
визон противника в Будатеште имел со-
лидную военную базу в своих тылах, что
значительно усложнило разгром немецкой

труппировкий в этом районе.

Даже когда советская авиация нанесла
ряд сильных ударов по будапештеким воев-
ным заводам, сделав их непригодными для
поточного производства и лишив, таким 9б-
разом, противника возможности  изгото-
злять внутри города боеприпасы и выпу-
скать таньи. немцы пытались использо-
вать для снабжения гарнизона в больших
масштабах свою транспортную авиацию.
Для этой цели были ‘использованы под
аэродромы городской ипподром и даже неко-
торые буданештекие площади. В этих ме-
стах приземлялись «Юнкерсы», доставляя
немцам боепринасы и увозя тяжело ранен-
ных офицеров.

Наши войска за последние три-четыре
лня захватили заводы, базы и посадочные
площадки, о которых мы говорили выше,
и теперь немпы лишены возможности по-
полнить свои скудные запасы. Пленные по-
казывают, что артиллеристы получили при-
каз стрелять только по вилимым целям и
очень экономить снаряды. Известны факты,
когда противник использует танки как про-
стые артиллерийские установки.

‚. Немцы пытаются теперь поддержать
остатки своего гарнизона непосредственно
с воздуха. Ночью над Булапешиюм непре-

во шмя родины

ПОДВИГ КОМСОРГА СТУПЫ

Несколько суток шли холодные дожди.
От реки тянуло непраятной сыростью. Дз-
же на ровном месте образовались озера
мутной воды, перемешанной © трязью.

Батальон получил боевую задачу ночью.
Нужно было форсировать Тиссу и захватить
плапларм на ее правом берегу.

Под отнем протизника бойцы спускались
к полкам и наспех сколоченным плотам.
Впереди был комсорг батальона старшина
Ступа. К трескотне пулеметов, к гулу вра-
жеских орудий и минометов присоединились
разрывы снарядов тяжелых немецких ба-
тарей- Тисса горела, она была в огне. Не-
сколько лодок было разбито. Но ничто не
зюгло остановить храбрецов.

Комеорг батальона Отупа переправаялея
через реку с ротой лейтенанта Маркова.
Лодка вотрагивала от близких разрывов. Что.
жлет бойцов на том берегу, какие ловуне-
ки приготовил враг?.. 06 этом сейчае ви-
вто, пожалуй, не думал. У всех было одно
стремление, одна мысль — форсировать
реку. :

Когда ло правого берега осталось 20—
30 метров, наши бойцы открыли огонь из
винтовок и автоматов. Одновременно на вра-
жеские укрепления обрушилась лавина на-
ших снарядов. Тогда немцы отошли на
30—40 метров назад и перенесли, артил-

у +$4444244444402444544444$5644099949494$5$9%

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА».

2 стр. 13 января 1945 г.

‘рящий лом. Бойпы бросилиеь тушить плз-

рывно слышен гул «ЛЮнкефсов», сбрасы-
вающих на парашютах ящики с боеприпа-
сами, проловольствием, скаряжением. Но ва
последние три-четыре дня обстановка резко
изменилась. Еще неделю назад немецкие
летчики имели возможность снижаться над
кзарталами, занятыми своими войсками, и
сбрасывать груз е малой высоты. Теперь
ве плацдарм, удерживаемый немцами В

центре Будалентта, настолько мал, что из

края в край простреливается налцей зенит-
ной артиллерией. И «Юнкерсы»  появляют-
ся над городом только ночью, ва большой
высоте, сбрасывая грузы наугад. Часть па-
рашютов спускается в расположении на-
тих войск, & часть еще в воздухе расстре-
ливается и сжигается пашими  зенитчи-
ками.

Твердый и рептительный натиск Фовет-

ских воинов приближает час завершения
будапешиской битвы. В Будапепнте дерутея
чаши славные части, прошедшие огромный
путь от степей Украины, от Днепра через
Клрпатские перевалы до Венгерской равни-
пы. Там были передним краем окоп в ете-
ли, травшея на берегу реки, опушка ‘леса,

‘овраг, скалистые горные. дороги. ‚Здесь, в

Будапеште, передний край — это улица,
дом; подвал, сквер, набережная. И здесь
наши солдаты и офицеры унмножалют славу
советского оружия.

Нам рассказали о подвиге комсорга ро-
ты девушки Клавы Синеговен. Она шла на
штурм одного дома вместе со взводом. Чув-
ствуя, что не удастся удержать этот дом,
нехцы разложили в комнатах огромные
костры и отступили. Взвод ворвалея в го-

ия. Потом они установили пулеметы и 0б-
стреляли соседний дом, в котором еще бы-
ли немцы. Расчеты противника неё оправ-
дались: дом ве сторел и служил нашему
взводу удобным местом для сосредоточения
сил к следующей атаке. Тогда немцы pe-
шили вернуть этот дом и бросились в
говтратаку. Первые две контратаки были
отбиты, а во время тветьей немцы полош-
ли вилотную В стенам дома. Комеорт роты
Клава Синеговец схватила гранату и крик-
нула:

— Комсомольцы! За. мной!

Она первой выбежала из дома и броси-
лась наветречу группе немцев. ‘За ней с
криком «ура» бежали бойцы. На мостовой
образовалась грула тел, сцепивитихея в ру-
копашной схватке. И наши бойцы побе-
дили. Потеряв более десяти человек, He-
мецкие солдаты отступили. Дом остался в
каших руках. °

Не меньшим героизиом советских сол-
дат и офицеров отличаются упорные бои
есверо-запалнее и западнее Булалетта. Вче-
ра на рассвете западнее гороха противник
вновь преднринял сильную атаку свежи-
ми танковыми и пехотными частями. На-
ши артиллериеты и пехотинцы еще на
дальних подступах рассеялио немцев.
дельные группы противника, приблизив-
шиеся к нашему переднему краю, были
отрезаны артиллерийеко-минометным огнем
и уничтожены. Все попытки немцев запад-
нее города прорваться к своему окружен-
ному гарнизону встречают жестокий отпор
наших войск. :

Капитан Б. ВОЛОДИН,

Действующая армия.

лерийский оголь на самый край правого бе-
рега. И в этот момент, когда решалась
сульба операции, с первой лодки прозвучал
взволнованный голос комсорга Cry:

— Во имя Родины вперед! Сталин ©

вами!
Девять храбрецов, во главе с, вапитаноз
Захаровым, лейтенантом Марковым и ком-
соргом батальона, стремительно ворвались
на вражеский берег. Ценой огромных уби-
лий они укрепились здесь.

Через каждые пять минут немцы пред-
принимали контратаки против девяти ‹01-
дат и офицеров. Огнем из автоматов: грана-
тами, прикладамн девять воинов отбиваля
натиск превосходящих сил гитлеровцев.
Старшина Ступа поспевал везде, был в ca-
мой гуще боя.

садились на вражеском берегу. Но боепри
пасы были на исходе.

житесь крепко, друзья!..
pa Ступа.

Бесстрашный комсомольский вожак сдер-
жал свое слово, Он сделал на лодке три рей-
са, доставив своим боевым друзьям патроны
и гранаты. :

Вскоре на помощь горсточке смельчаков
переплыли Тиссу eme 30 бойцов. Плац-
ларм был завоеван. Слава о героизме ком-
ворга Отупы и его друзей облетела всех бой-
HOB и командиров. Пример стважных звал

B Gol. у
Лейтенант А. ЛЕЩЕНКО.
 . Действующая армия.

— сказал отарни-

‚колхозы. 2.000 молодых колхозников при-
чали участие в межколхозных лБикных со-

`фронтовик Фарит Давлетов. Здесь, в сорев-

ны Файзуллия, Аниса Биктуирова, Гордов,

WHI агитпробег по маттеруту Кимелема—

В других местах наши бойцы тоже вы-

—- Я поставлю боелрипаеы, только дер-

«Германия оказалась зажатой
в тисках между двумя фроатама».
ей -.. «И. Сталив). _

1. Уроки прошлого

Немцы издавна замъепляли с помощью
грабительских воешных походов проложить
себе щуть К мировому господетау. Но, пы:
таясь огнем н мечом осуществить свой
давничиний бред, очи всегда отремились
бить протизников поодиночке, Еще в те
времена, когда прусский юзкер Отто’ фоя-
Бисмарк воэводил здамие  разбойкичьей
империи, немцы явственно ощутили стран-
ную опасность, точно Дамоклов меч на-
висавшую над их стратегией и политикой.
Это была. опасность возникновения борьбы
ка два фронта в том случае, если развя-
заная пруссаками война восстановит про-
тиз них коалицию держав Европы. Недя-
ром «железный канацлер» переставал вла-
деть собой и впадал в истерику, когда н2
Hero надвигалоя, по его собственкому’ при
знанию, «кошмар коалиции». Впрочем,
этот комар никогда полностью ге остав-
лял в покое Бисмарка. Ов-то отлично по-
нимал, что таит в себе ‘в случае войны

пе, Он не: заблуждалоя относительно угро-
желощих военных последствий того поло-
жения, при котором германские рубежи
могли оказаться под ударами со всех сто-
рок, И не случайно поэтому Бисмафка так
удручали перепективы — хотя бы даже
люволыно отдаленные — войны Ha дза
thpoura. 2 -
  Старый кошмар оказался весьма стой-
ким в сознании германских стратегов и
политиков. За те шестьдесят с лишеим
лет, копорые отделяют франко-прусскую
вюйщу от первых предательских выстрелоз
и estas мы п о
це, а двух постоянно

немецкий генеральный штаб—
и кайзеровский, и гитлеровокий. Фельц-
маршал ШлиффеЕ, готовя сорок лет назад
германский тлан войны, потратил немало
‘труда, чтобы решить этот «вечный вопрос»

_ торговыми переговорам
между Финляндией и СССР

На-днях начались переговоры межлу
Финляндией и ССОР о снабжении Флнлян-
дии торговыми органами СССР нродухтами
продовольствия в обмен на стратегическое
сырье, поставляемое Финляндией.

По плану переговоров. СССР поставляет
Финляндии 30.000 тонн продовольственно-
го зерна, 1.000 тонн сахара и 300 тонн
кондитереких изделий. В обмен 35 эти про-
дукты ССОР получает от Финляндии ни-
вель, кобальт, медь, серный колчедан и’ уе-
луги по ремонту некоторых советеких воен-

Ho-MOpeKAX ей на верфях Финляндии.  5 пользу немцев и отвести от Берлина при-
- (TACO).  эоак комара. Как ‘свидетельствует вы-
— nn,   Ч шедиая. сравнательно недавно в й Швейца-

рии бнография, Шлиффека, еще в конце’
восымилесятых годов  проиилото  сталетия
перед ним «возникла ужасная проблема
‘войны на два фронта». И со времён Шлиф-
феза решение немещкой & за-
дачи по сущестну весьма просто. Оно пс
коилось на «трех китах»: прежде всего
п создаеие сплоченнюго лаге-
ря противников Германии; затем бить. од-
ного из противников, временно нейтрали-
зэвав остальных; наконец, германские
стратеги рассчитывали в случае неизбежно-
сти войны на два Фронта
ударами выводить из строя одного против-
ника за друпим, малеврируя при этом по
внутренним операционкым линиям.

Тридцать с лишним лет назад, когда зал-
пы австрийских пушек, уставизшихся жер-
лами на Белград, возвестили о первом дне
мировой войны, Берлин был охвачен смя-
тенаем. Правда, Мольтке-младший, на-
чальник генерального штаба, был самоуве-
рен и спокоен. Он уже предвкушал свою
военную удачу на полях Франции, — ведь
все, казалось, было к этому подготовлено!
Но рейхсканцлер Бетман-Гольвег пережи-
вал весьма тревожные чакы; он прилагал
отчаянные усилия к тому, чтобы заставить
французов сохранить нейтралитет. Хотя
бы временный! Ради достижения своей це-
ла Бетман-Гольвег был готов пускать в
ход любые средства —и кнут, и прянек.
Ибо рейхсканцлер считал в те дни необхо-
-дамым, по политическим соображениям, без
промедления напасть, на Россию, Он наме-
ревался дипломатическами махинаниями
обезопабить германский тыл на Занаде. Он
до последней мануты лелеял надежду, что
британцы не пожелают «ввязаться в дрз-
ку». Так в первые дни и часы прошлой мч-
розой войны Берлин все еще пытался отве-
сти от себя страшный призрак олновремеч-
ной войны на Востоке и на Западе.

Но поступь развертывавшихся военных
событий - опрокинула ‘немецкие расчеты.
Германия сразу же наткнулась на «желез-
‘ную стену», как выразился впоследствии
генерал Фалькенгайн. А он-то имел нема-
лые основания для подобного заявления.
`Ведь не кто иной, как Фалькенгайн сменил
Мольтке на посту главнокомандующего по-
сле битвы на Марне, которая уже пять нс-
дель спустя после начала войны дала нем-
цам возможность на собственной шкуре по-
знать прочность «железных стен», подняв-
нвахся перед Германией на Западе и Во-
стоке. я

Перспектива изнурительной борьбы на два
фронта сразу же встала перед Германией
во всей своей зловещей неумолимости. Ис-
тория прошлой мировой войны камня на
камне че оставила от расчетов и планов гео-
манских стратегов — от Шлиффена до Гин-
ценбуога и Людендорфа: силы аемцев ока-

`НАКАНУНЕ ВСЕСОЮЗНЫХ
‚® ЛЫЖНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ

Впереди-лыжники.

Чишминского райсна

УФА, 12 января. (Наш иопр.)., Колхоз-
ная молодежь Башкирии усиленно готовит-
ся в всесоюзным лыжным соревнованиям.
В Хайбуллиноком районе в межколхозных
соревнованиях участвовало 1.308 лыжни-
ков. В Гафурийском районе вышло на старт
1.300 колхозников. 16 лучших лыжников,
в том числе 4 девушеи, под командой воеп-
рука Козлова совершиля стотридцатикило-
метровый переход по маршруту Врасно-
усольск — Уфа.

Славитея  физкультурниками  Чилиоян-
ский район Баликирии. Тут много колхоз-
ных спортивных кружков. Район располо-
жен в горах. Это для лыжников вотати.
Колхозникя сами устроили трамилины до
12 метров высотой. В районе  ежеголно
проволятся конно-лызные пробеги, лыж-
ные переходы, катанье © гор.
` На-днях обком комсомола провел co-
вещание секретарей волхоэных комсомоль-
ских организаций и руководителей физкуль-
турных гружхков 0 обмену опытом в 1п01-
тотовке лыжных соревнований. 0 своей ра-
боте рассказал руковохитель физкультур-
ного кружка, лучший лыжник Фишмиинско-
го района Файзуллин. В районе создано
5 лыжных баз. & лыжами обеспечены вее

ревнованиях. Хорошю прошли они в Арае-
лановоком сельсовете, тде инструктором

новакиях участвовало 109 человек.
Много ‘замечательных лыжников лал
Колхоз «Алга». Таковы отличные опортеме-

Валеева, Кайгулова, Масгут Файрузов, Ва-
ра Шангина. Они — постоянные участня-
ки и победители в районных и областных
лыжных кроссах. Лыжники` колхоза «Ал-
та», как и в прошлом году, завяли первое
место в своем районе. Они хотят добиться
первенства по республике. Аниса Биктии-
рова, Файзуллин, Масгут Файрузов — mpe-
тенленты на личное первенство Башкирия
по лыжам.

Агитпробег лыжников» золесь разобщенныма в течевяе всех этих
Кинешма — Иваново а России из войны бесконечные

восточные просторы все еще поглощали
громадные войска зрагов Антанты. В Ha-
чале 1918 года здесь все еще находелось
около 80 германских и австрийских диви-
зий. Германия, которая к тому зремена уже
ереползла через порог четвертого года
войны, так и осталась, по существу, в ти-
сках между Востоком и Западом. Она от-
нтодь «не разгрузалась» от восточного фрон-
та, как говаризал генерал Гофман, пылко
желавший подобной «разгрузки».

Победа над Германией в прошлой миро-
вой войне была добыта в кровавых схват-
ках на полях сражений Западной и Восточ-
ной Европы. Немцы терпели тогда много
странтных поражений, нодготовивших в ко-
нечном счете грозный финал — знаменитое
8$ августа 1918 года, по выражению Лю-
денлдорфа, «самый черный день германской,
армии», когда англайские танки прорвали
немецкие позиции на Сомме. И все эти по-
ражения были фезультатом ззаимодействия
двух фронгов — западного и восточного.

Так было в дни батзы на Марче. Втор-
жение русских войск в Восточную Прус-
сию вынудило тогда немцев перебросить
два корпуса < Запада на Восток. Марнское
сражение Германия проиграла, и Париж был
спасен. Так было и в дни Верденской бат-
вы. Разумеется, Варден останется в веках
памятником стойкостая фоанцузского солла-
та. Но Верден вместё с тем всегда будет
напоминать немцам о том, к каким непри-
ятным для них результатам празодит со-
гласованная стратегия стран’ антигерман-
ской коалиции, Ведь именно во врёмя Вер-
денского сражения Брусилов качал свое бли-
стательное наступление, которое привело к
разгрому. австро-германских армий. Это
решило Участь немецкого штурма Вердена
Гермавия вычуждена была спешно перебро-
сить на Восток около двух десятков своих
дивизий. И генерал Фалькенгайн, судорожно
исказший под’ стенами французской крепо-
CTH взоезного ‘разрешения своих целей, воз-
намеризвшайся здесь, по собственному вы-
`Гражению, чперемолоть афмию Франции», так

ий остался на с чем. Перелома в войне Гер-

мания не добилась, а сам Фалькенгайн дол-
жен был. оставить пост газзнокомандую-
mero. -

От первых выстрёлоз немцев в 1914 году

и до последних часов войны, до той минуты
18 вагоне маршала Фоша в Комльенском ле-

ИВАНОВО, 12 явваря. (Наш неро). Уза-
щиеся кинешемоких средних школ совер-

Иваново. Пробег был совершен в три хня.
В пути на поивалах комсомольцы-льнелитки
беселовати с колхозной мололежью о знче-
нии лыжного спорта, пюмотли Физвультур-
ным. коллективам колхозов намать подго
TOBRY к предетоящим соревнованиям.

Для оказания  прадеической помощи
колхозных комсомольские организациям
Ивановский обком ВЛЕСМ направил в рай-
оны 25 инструвторов-лыжников, в том
чиюле десять лучших сюртеменюв области.

На заводе, где комсоргом ЦК ВЛКСМ
А. Коршунов, молодежная бригада тока-
рей Нины Буркиной годовую программу
выполнила за 7 месяцев Эта бригада
ежедневно выполняет задание на 300—
400 процентов. На снимке: Нина БУР-
КИНА за работой.

Фото М. АНАЦЬИНА.-

~

центральное положение Германии в Espo-

решитлельчыми .

‚ ского блока.

С’ о ie г i FY
ермания между Востоком и хападом

су, корда немецкие представителя ogi

сывали условия MepeMupaa, MeTaHach Tep”
манская стратегия между Востоком
дом, металакь до‘тех пор, пока ей не при-
шлось сляожить оружие у ног

отнюдь не перестал мучать <козимар коаля-
ция». Он душил ее сильнее, чем когяа бы
то ни было. Неменкая военшина, подготав-
лявая новый мировой пожар, в еще большей
степени была озабочена решением старой

стратегаческой задачи. Ибо генеральный

иитаб, отлично помня ‘уроки Чедавнего про-
шлого, не заблуждался относительно -

чепности Германия, есла ей придется ве-
фронта. И ue

сти войну в Европе на шва р
случайно генерал Сект, основатель рейхсве-
ра *, завещал чемецисим колитикам: «Толь-
ко непременно обеспечьте тыл!» -

2. Путь
к поражениям

Пять с лашуим лет назад, когда Гитлер
отдавал своим соллатам приказ перейта
польско-германскую гранищу, он тоже
деялся избежать зойны на дза фронта.
Берлине в те дни ззенели фанфары. Не-
мецкие тенералы заранее примеряли лав-
ровые венки победителей. И подобно то-
му, как  кайзер Вильгельм  напутетвовал
свои ‘первые ‘полки, уходивиие на фроит,
возгласом: «Вы вернетесь домой победите-
ляма до осеннего листопада», — Гитлер
обещал немцам «молниеносную  войнуз.
Ведь этот врементик, как и его преднест-
вевник из дома Гогенцоллернов, тоже ваме-
ревался +в два счета» разделаться со сво-
има противниками, направляя ‘удары пооче-
редно против каждого из них. М что. же?
«Ki война оказалась для Гитлера
чересчур ллинной. Где-то под стенами Мо-
сквы нашел себе вечную моталу земецкий
блицкриг. . an ;

И это несмотря на_то, нто немцы были
к началу нынешней войны более мощным, ве-
роломным и опытным противником, чем ео
‘всех прошлых войнах. Ведь Гитлер, в ко-
‘тором, как в капле трязной воды, отразя-
лась вся мерзость пруссазества, начал. го-
товить свой т кие походы задолго
до первого сентября 1939 года. Германия
располагала к началу европейской войны при-
близительно 200 дивизиями вооруженных
ло зубов гитлеровцев, в то время как кай-
зер начинал кампанию 1914 года примерно
с 115 дввизиями.

Но He только количество ливизий, KOTO-
рые Гитлёр мог привести в движение в пет-
вый же день своей разбойничьей войны, сви-
детельствует © том, что «третья империя»
была более опасным врагом, чем кайзеров-
ская Германия. Гитлер, готовясь. зажечь воен-
ный пожар, пытался также своевременно
обеспечить себе выгодные стратегические,
политические и экономические позиции. И не
последнюю роль играло во всем этом то

обстоятельство, что Гитлер уже заранее го.

‘товился встретить во всеоружим такое воз-
можнчое развитие будущих событий, которое
могло бы привеста к зойне на мва фронта.

Захват Австрии в 1938 г., вторжение в

победителей.
Разумеется,   после 1918 года Германию

за-
В   меч контрудара» Но мы оказалась плоде

стынь», проделал с зазелной СКОРОСТЬ
путь от ЭльчАламейна 20 Tyiinca, Hany,

и Запа-  теббельсозский листок Фровт унл хи.

мат» горько плаяется, что после Сталинм,
да «война стала менять ©808 лицо», Нац»,
нее меланхолическевм размышлениям пре.
paca накануне Нового. года фавистоки
официоз «Фелькищер беобахтер». «Пропиь
два года  с тех, пор,— тиниет газета - зах
созетские афмий повили Ha ITYPM вы.
нутого германского клина вол Сталин,
дом. Навванме этого города: вызывает у за.
горькие воспоминания. Мы накогда че ско,
вали. что со Сталинграда начался ряд т.
желых, частью даже’ весьма тяжелых в
ражений. При этом нам пришлось сут,
большие территории, мы потеряли много у.
теркалов, много людей. Вместе со Ст.
линградом мы выпустили из рук ичициатизу
В течение дзух лет противник диктовал з..
кон действия: бом вспыхивали там и тогда,
тле и когда он хотел, и мы вынуждены бь
ли приноравлизаться к мероприятиям гр.
тивника, а не наоборот. Оглядызаясь una
мы можем сказать сегодня, что именно гих.
тивник © успехом стремился диктовать же.
лезную игру. В начале вторжения мы ви.
разили надежду, что в гуле и грохотё п.
желых боев Германия обретет сверкающ:?

пророками...»

немцы утешали себя тем, что они «обмени.
вают пространство на время». Но простия
ство они потеряли, а время не выиграли
Ибо непрерывные удары Красной Армин 2.
шили немцез столь необходимой и желы.
ной пля них передышки. Сражения по
Курском и Ленинградом, побелоносная ба.
‘ва за Украину и Крым предопределили т.
ход того критического периода этой вой
ны, когда задержка во вводе главных сил
союзников в борьбу против Гатлера бул
чревата немалой опасностью.

торики трядущего не раз будут. еще от».
‘чать, что разгром немцев под  Москво,
Сталегнорал, Курск и много других стро.
ных ударов обрушилось на  гитлерзь
именно в ту пору, когла созетские вок
билась © врагом один-на-олин. И код
летом минувшего тола первые дёсантиые
корабли созозников возникли на Запале пе.
ред немцами, словно зловещие призрази,
Германия уже успела назсегпда  утратиь
свою былую мощь. «победителя Евроть»
Эта мошь была погребена на восточных по.
лях сраженай. г

‚С началом летней кампании 1944 ги
Востоке и © высадкой англичан и амёрика-
цез да меловых берегах Нормандии незрлюо
открылась новая глава этой войны. Стал
осуществляться великие планы о CcopMect
ном ударе по Германия с востока, запала
1и юга, планы, которые были начертанн
руководителями трех союзных держав в Те

мый кошмар, который всегда одолевал ве.
мецках стратегов и полиитков.

Претворение в жизнь исторических р.
шений Тегерана привело к коренному из».
нению всего хода войны против Гермалии.
В результате сокрушительных удароз, ко-
торые обрушилась на «европейскую кр

Правда, теряя  оккупированные земл,

Нет сомнения: отшумят столетия, во в.

ЧИ .

р

i

геране. Так стал для немцез явью тот са.

Чехословакию и Клайпеду в 1939 г. — это   пость» Гитлера < востока и запада, 06:

была лишь зловешая прелюдия будущей во-
енной авантюры немцев. Одновременно
Гитлер сколачивал. шайку сообщников по
разбою, которые должны были к тому же
обеспечить фланги немиев в будущей вой-
не. Так ‘родился «стальной. пакт», ось’
Рим Берлин. Незримые нити политических
махинаний гитлеровцев тянулись также из
Берлина в фашистский Бухарест, Будапешт,
Софию и Хельсинки `И когда началась вой-
на, уже обозначились четкие контуры THT-_
леровского. фазбойначьего военно-полатиче-

Не’ менее лихорадочно готовалась «тре
гья империя» к войне и экономически. Оз
пресловутого лозунга «пушки вместо Mac--
ла» в самой Германии ло захвата в первый
же год войны производительных сил почти
всей Европы — таков путь немецких захват-
чикоз. В итоге‘ в руках «третьей импе-
рии» оказалось необходимое оружие, на ко-
тором стояли марки рурских заводов Круппа,
французских заводов Шнейдер-Крезо, ав-
стрийских — Альпине-Монтана, чешских --
Шкода. 2 i }

‘Когда немцы перешасвули в оне 1941

года через Буг и. Неман и начали свой ‹во-
сточный поход», который должен был, по
их замыслу, закончиться не позже I cen-
тября в Москве, они находилась в несрав-
ценно лучших условиях, чем все их пред-
ки — верноподданные  кайзера. ’Спесивые
«покорители Европы» были ‘уверены в бы-
строй нобеде. За их спинами остались фиа.=
ды Норвегии, бельгийское побережье, ue:
зины Голландии, зеленая идиллическая Да-
ния, занятая без единого выстрела. Вне
борьбы. оказалась и поверженная Франция,
та Франция, которая уже на второй месяц
прошлой мировой войны нанесла Германии
страшный удар в битве на Марне. Тогда,
тридцать с лашнам лет назад, немцы с са.
мого начала были зажаты между двумя
фронтами. К тому же, уже осенью 1914
года к миллионной армии франгузов при-
соединились англичане. Позднее: же «при-
шли и янки», как пелось в те времена в по-
пулярной американской песенке. М исход
борьбы был решен тогла задолго до ее
ковца.

Совсем по-другому обстояло дело на за-
ane Европы в`июньские дни 1941 тода.
Англия к тому времени уже ушла на ост-
рова, а Америка лишь начинала разверты-
вать свою мощь. И на европейском конти-
ненте Германии противостоял только Со-
ветский Союз, а вместе с Германией шли на
восток ее сообщники — целое скопище ‹а-
теллитов, и каждому из них не терпелось
урвать свою долю добычи. И если Красная
Армия сумела’в этих условиях выстоять
в елиноборстве с врагом, и не только вы-
стоять, но и узенчать своя подвиги Ста-
линградом, привести Германию на край про-
паста, то об’ясняется это лишь одним:
<..главный противник Германии —: Советский
Союз превзошел по силе гитлеровскую Гер-
манию» (И. Сталин). : x

3. Ha краю бездны

Гитлер еще год назад сделал вынужден-
ное признакяе; «Пусть каждый немец пом-
нит о том, что нам придется вести войну
ва германской территории». Это предска-
зание исполнилось с поразительной точ-

единенные нации в короткий арок дости
‚огромных ‘успехов. На северном фланте ве.
nes Красная Армия вырвала из рук Гитлех
ключевые позиции в Восточной Балтике я
перешагнула рубежи Норвегии. Во цен:
ралыьном секторе /’ коветско-гермачском
фронта немцы были зышиблены из преде.
лов чашей земли, и война перенеслась з
Восточную Пруссию, к берегам Васлы 1
Нарева. А на юге за плечами созетскх
солдат ‘остались Карпаты м Традсильва
скае Альпы, Дунай и Тисса, Балканокя
предполье ‘обороны Германии; на котор»
Гитлер возлагал столько надежд и кото
рое «Фелькишер беобахтер» называла «под:
порой империи», ныне окончательно поте
ряно для немцев. На западе Европы англ
чане и американцы,  прорзав «атлантие:
ский вал», вышибли немцев из Франиии т
Бельгии, А на юге союзники выходят в Лом.
бардскую низменность.

Разумеется, враг не выдержал созмест
ных ударов. с. востока и запада. И сое
ты, сражающиеся на дзух фронтах под 311.
менами Об’единенных наций, уже проб:
лись ныне к исходным рубежкам, с которы
начнется штурм Германии. Гитлер вызух.
лен ныне играть ва-банк; его последние
стратегические резервы скованы,

На советско-германском фронте попрех:
нему находится подавляющее  количест»
немецких войск — свыше 200 лизизай. И
сегодня ‘германское командование не толь’
ко не в состоянии снять отсюда весколько
левизий, чтобы перебросить их ча Запад.
Наоборот, ход военных событий на Востоке,
в особенности‘ в Венгрии, заставляет Гат.
лера ярилагать отчаянные усилия к том),
чтобы срочно пополчять релеющие шере+
ги «защитников третьей империи». Что же
касается Западного фронта, то там немет
Kai командующий Рундштедт всё еще вы
нужден пытаться спасти положение © п
мещью 75—80 дивизий.

Но, как показали события, недавне
контрнаступление Рундштедта в Ардённах
не увенчалось тем успехом, какого ожидала
от него германская ставка. Ведь, если верить
немцам, взятым союзниками в плен на 34
падном фронте, Рундштедт надеялся от-
праздновать Новый год в. Париже!

В победоносных сражениях на Востоке и
Западе таился великий
смысл. Немцы была не только изгнаны и?
пределов Созетского Союза, Франции, Бель
гии, — война перенеслась по ту сторону ге?
машских рубежей, под смертельной угрозой
прямых зоенных ударов оказались жизяе
ные центры самой Германия — в Восточной
Пруссии и Силезаи, в Руре и в Сааре. Ав
тех местах Европы. где немцы еще де?
Захваченной земле, предельно
сузилась та полоска территории, которую
Гаятлер еще столь недавно ‘рассчитывал ис-
пользовать как предполье обороны «тех
манской крепости».

Победы Красной Армии им англо-амери
канских войск привела к крупным военно
политическим сдзагам в Европе. Успехи со
ветского оружия на севере и юге решили
участь трех сообщников Германии — Py-
MEd, Финляндия и Болгарии, которые ока:
зались выведенными . из войны. Сегодня
пробил ‘послелний час им для’ фашистской
Венгрии.

Очистительная гроза разразилась нал

j
j

f

i

j

Бри.  арен

«стратегический ;

ностью. Гитлер предусмотрительно умол- Европой. ’Семимильчыми шагами  в03:ра-
чал тогда лишь об одном: немцам не толь-   Щается свобода на превние славянские Sev
ко пришлось познакомиться со зсеми -   Ли, оскверненные пятой захватчиков, —в Че-
вратностями войны на юобственной земле,   ХОсловакию, Югославию, Полыну. А на 34:
именно там, в гиглеровском логове, нактя-!Паде Франция, которая, — как заметил в
гнет их возмездие народов, там они будут   С80е зремя генерал ле Голль, пооиграла че*
добиты. тыре года назад лишь битву, но ме зойну, =
Еще Сталинградское побонше положило   Та Франция вернулась в боевые порятки
начало длинной цепи непрерывных немен-   СРажЖающихся, чтобы выиграть войну вме-
ких поражений на  Востоке, которые была   STS <0 <зоими союзниками.
связаны с важным стратегическим факто- „.Мануло более полугодия < ТОГО ДНЯ,
ром: готерей гитлеровцами ранее захзачен-   Как гитлеровцы впервые познали крепость
ного. пространства. Сталинград немало спо-   Железных тисков Об’единенных наций. Ар
собствозал также успехам союзников на  МИИ ‘свободы уже перешагнули ныне порог
«черном континенте», где фельдмаршал   ВЗажеского дома, и вольнолюбизый мю
Роммель; «герой Египта» и «покоритель пу-   Уверенно вступил в преддверие победы, Н®
путь к Берлину — это не триумфалыюе

шествие. Это — штурм Германии с ‚востока,
* Рейхсвер — воинские силы, созданные в  запада и юга г a

лавны силами TH
Германии в 1923 г, для «охраны гранчи и   ких ВДВ. МИ трех вели
поддержания вчутрениего порядка». н. полянсг

ae

а

‚ам