Выступление Берута на заседании —
_ Рады Народовой Люблинского воеводства

ЛЮБЛИН, 11 января. (ТАСС). В тече-
ние двух. дкей проходило пленарное засе-
дание Рады Народовой Любланского во-
сводства. В заседании принимал участие
президент Крайовой Рады Народовой Бе-
рут. Он выступил с речью, в которой ска-
зал:

«Мне приятно приветствовать вас в этом
зале, где неделю тому назад проходила
сессия Крайовой Рады Народовой. Эта сес-
сия, отличавшаяся торжественностью и во-
одушевлением, имеет огромное политиче-
ское значение. Созданное по решению этой
pach Временное правительство укрепило
авторитет дембкратической власти в Поль-
пе и засвидетельствовало перед всем ми-
ром, что возрождающееся Польское госу-
дарство будет иным, чем оно было в про:
шлом». exe yeas т

Берут отметил, что; немцы, разрушавшие

польские города и села, не смогля разру-
  шить единства польских демократических
партий, их воли к созданию свободного де-
мократического государства. «Сейчас, —
говорит Берут,— задача заключается в том,
чтобы включиться в работу по строитель-

1 ству возрождающейся польской государст-.

венности, используя все’творческие силы
польского народа. Осуществление програм-

‘много заявления премьер-министра должно,

стать делом не отдельных единиц и групи,
а всей Польши». Отметив трудности, с ко-

торыми придется встретиться во время по-

севной кампанич польскому крестьянину,
Берут выразил увереняость в том, что поль-

ский крестьянин, получивший землю, пр4о-.

‘долеет трудности, полностью засеет землю
и обеспечит города хлебом. Большую по-
мощь окажет крестьянству союз. крестьян-
ской взаимопомощи, , 5

LL pucemcmeua Bpemennomy правительству Польши

ЛЮОБЛИН, 12 января. (ТАСС). В горо-.
дах и селах освобожденной территории
Польши проходят митинги и собрания, по-
священные итогам сессии Крайовой Рады
Народовой и образованию Временного пра-
вительства Польской республики. На мно-
готысячном митинге в Белостоке © речами
‘выступили бургомистр города, ‘предетави-
тели польских демократических партий, ‘ра-
бочие-железнодорожники, а также прибыв-
ший в город министр просвещения Скше-
шевский. Все выступавшие отмечали, что
создание Временного правительства Поль-
ской резпублики знаменует собой новую
эру в жизни Польского лемократического
государства и что ему обеспечена поддерж:
ха всего польского народа.  -

Жителя города Кросно, собравшиеся на
митинг совместно с представителями всех

` сел Коросненского. уезда, в своей резолю-

ции заявляют: «Мы выражаем свою радость
в связи с образованием первого после
ужасных лет немецкой неволи правитель-
ства Польши. Мы заявляем о своей -готов-
ности трудиться под руководством этого
правительства, чтобы совместными усилия-
ми, построить независимую и демократиче-
скую Польшу, Да здравствует Временное
правительство, да здравствует союз с мо-
гучим Советским Союзом, „ ‘

HoOIOsK EH
ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Опециаль-
ный корреспондент агентства Рейтер в Афи-
нах передает, что между генералом Скоби,
< одной стороны, я лидерами ЭЛАС —с
другой, полписано перемирие, :
Текст опубликованного в Афинах офици-
ального заявления гласит: ~   :
«11 января в 22 часа 30 мин. в Афинах
было подписано перемирие между команло-
ванием сухопутных сил в Гоеции и цент-
ральным комитетом ЭЛАС. Перемирие. пол-
писано генералом Скоби, с одной стороны,
и Джоном Зевгосом,  Деметрием Парцали-
десом, Теодором Макридисом и Атаназом
Атенилисом —с другой. По предложению
представителей ЭЛАС, военные действия
прекратятся 15. января в 00.01 для того,
чтобы Представители ЭЛАС могли до тех
пор отдать необходимые распоряжения».
_ ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, сегодня утром в
Лондоне официально’  об’явлен ‘текст со-
глашения, заключенного между главноко-
мандующим британскими ‘сухопутными вой-
сками в Греции генерал-лейтенантом Скоби
и представителями центрального®комитета
ЭЛАС Зевгосом, Парцалидесом, Макриди-
com и Атенилиеом. 2
В соглашении говорится, что в целях
создания условий для ‘ведения между гре-
ческим. правительством и представителями
SJIAC—3AM переговороз, направленных на
урегулирование важнейших вопросов, воен-
ные действия будут прекрашены 15 янва-
ря 1945 г. в Оч. 01 м. ee
Части ЭЛАС, расположенные в данное
время к востоку и югу от линии дороги
Итея — Амфисса —— Ламия — Домокос —
Фарсала и отсюда, к. востоку вдоль дороги,

Пребывание членов советской
профеоюзной делегашии в Бордо,
__ Тулузе и Лилле.

ТУЛУЗА, 10 января.. (ТАСС). Члены co-
велской профсоюзной  делегащии перед
съомм отездом сюда из, Бордю. покетили
там судостроителыные зерфи и авиащион-
ный зазюл, пле мм был оказан горячий
пружественЕый приём.

Лидеры профсоюзов Борло рассказали
членам советской профсоюзной ‘делегз-
ции о том, что в настоящее время ‘проф-
союзы рассматривают вопрос об использо-
вании безработных для восстановления
тратзпорта.

В Тулузе члены советской профсоюзной

_ делегации были приняты мэром и предста-

вителями городоких профооюзных органи?
заций. В Ломе профсоюзов состоялся ми
Tair с Учаютием 600 рабочих местных
предприятий. Генеральный секретарь об -
влинения профсоюзов департамевта Верх-
пей Гаронны Форгю от лица, членов профя
союзоз выразил восхищение , «гигантскими
усилиями миллионов трудящихся Советско-
го Союза в деле организации воевного
производства». ›. ;

Присутствуюнщие неоднократно атлоля
ровали членам делегации товарищам Co-
лозьеву и Кошелевой, которые ‘расскава-
ли в своих выступлениях о военных уси*
лмях советокого народа и обратились ©
призывом к! м.. Тулузы . усилить
работу на воекных предприятиях и способ-
отвовать профеоюзвому единству труля-
щихся демократических стран. `

Вечером в тулузеком оперном театре
состоялея большой концерт франщузской.
и русской музыки, организованный в честь
советекой профсоюзкой делегащии. Оркеспо
исполнил французский и советский. госу-
дарственные гимны. —

ПАРИЖ. 11 января. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс сообщает из Лилля, что чле-
ны советской  профсоюеной „лелегажич
Гайсекок и Гаврилов были офищиально
приняты в Лилле в префектуре и в город-
ской ратуше. Делегаты присутствовали на
митияге, на котором выступавшие ораторы
подчеркнули значение франко-советского
договора о союзе и взаимной помоши.

—о-

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 12 янзаюя. (ТАСС). Как пе-
редает агентство Рейтер, штеб об‘единен-
чого командования вооруженными силами
союзников з юго-западеой части Тихого
океана сообщает, что американские войска
продвинулись на 9 миль в глубь острова
Лусон (Филиппины) и замяли ряд новых
пунктов. Японские войска He оказывают
севъезеото сопротизления. :

ТОКИО, 12 Но {ТАСС). Агентство
Ломей Нусин перелает, что на острове Лу-
сон идут ожесточенные бои с крупными
амегликаноскимм сжлами, Далее агентство
охавьвает, что америкакские войска, не-
‘мотрл на окавываемоз ‘им’ сопротивление,
поололжегот высаживаться на Лусоне.

РЕО РЕДАКЦИИ: Москва,
ОВЕН, резервов — Д 3-31-96;

1511510,

ИЕ В ГРЕЦИИ

На имя поезндента Крайовой Рады Наро-
довой Берута и премьер-министра Осубка:
Моравского поступает множество писем и
телеграмм от различных организаций и лиц,
в частности от научных работников и духо-

венства, с пожеланием успешной деятель-.

ности па благо ‘демократической родины.

`’`ЛЮБЛИН, 12 января. (ТАСС), В `Цент-

ральном доме солдата состоялся многолюд-
ный митинг молодежи Люблина, посвя-
щенный итогам сессии Крайовой Рады. На-
родовой. На митинге выступили предста-

вители демократических молодежных ор-
ганизаций в Крайовой Раде Hapomonoi

Софья Яворская («Союз борьбы молодых»).
Бородзичский (Товарищество рабочих уни-
верситетов), капитан Климович («Строннии-
тво демократичне»);

вой — Елена Яворская и поручик Валшак.
Все они отметили ‘историческое значение

последнего заседания Крайовой Рады  На-.

родозой для судеб Польского государства
и указали на все возрастающую роль мо-

‘лодежи ‘в’ строительстве’ новой, `демокра-.

тической Польши:. Выступивший от имени
профсоюзов рабочий Парух заявил, что ра-
бочая, молодежь, Польши готова всячески
помочь Временному правительству в реали-
зации его программы. =~

ведущей в деревню. Амбелия, и затем-вдоль
дороги Сорестинан — Каналия — Акр —
Kapoc — Куцумбу, к 0 ч. 01 м. 18 января
отойдут и ая и севернее
этой линии с тем, чтобы позволить беспре*
пятственно использовать эти дороги.
Соглашение предусматривает также, что
части ЭЛАС, расположенные в данное вре-
мя в районе вокруг ‘Салоник, отойдут и
останутся вне этого района, эвакуировав
Салоники. Этот.отход и эвакуация закон-
чатся к Оч, 01 м. 17 января. Все служа-
щие в войсках ЭЛАС и проживающие обыч-
HO вне. Пелопоннеса, но ‘иаходящиеся там
сейчас, должны покинуть этот район. Все
служащие в войсках ЭЛАС, обычно про-
живающие на Пелопоннесе, ‘но находящие-
ся сейчас в других. местах, будут возвра-
шены на Пелопоннес и должны быть от-
ведены вместе с личным составом ЭЛАС
из числа постоянных жителей Пелопонне-
са, находящихся сейчас на Пелопоннесе,
южнее линии Пиргос—Аргос..

По соглашению все силы ЭЛАС, находя-
щиеся на островах Закинф, Эвбея, Kurupa,
Киклады и Спорады, покинут эти. острова.

Принято также решение относительно
пленных, согласно которому весь служеб-
ный персонал любой национальности, вклю-
чая греческую полицию и. жандармерию,
захваченный ЭЛАС, будет возвращен. В
обмен английскими властями будет освобо-
ждено равное число пленных ‘из частей
ЭЛАС. :

Все захваченное английское гражданское
население будет, согласно условиям пере-
мирия, возвращено, независимо оф того,
кем и где оно было захвачено и от его на-
стоящего местопребывания.

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

БЕЛГРАД, 12. января. (ТАСС). Верхов-
ный штаб Нородно-освободительной армии
Югославии сообщает, что в Славонии, в
секторе ‘Полравины, югославские части
продолжали преследовать отступающие из
района Вировитицы к Питомаче немецкие
части. Противник понес тяжелые потери.

«Что такое Грибоедов? Мне сказывали,
что он написал комедию на Чаадаева, — пи-
сал Пушкин П. А. Вяземскому в конце ноя-
бря 1823 г..—в теперешних обстоятельствах
это чрезвычайно благородно с его стороны»

Это были первые известия о «Горе от
ума», лошедшие до Одессы, где. тогда жил
Пушкин. Грибоедов в то. действитель-
но писал свою комедию. Но почему ее ге-
роем считали Чаадаева? И na kakme o6cTon-
тельства указывает Пушкин, отмечая благо-
родство ее автора?

Петр Яковлевич Чаадаев занимал в рус-
ском ‘общеютве александровакого времени
исключительное положение. О чем можно
было бы сказать словами Льва Толстого o
Герцене —он был блестящ и глубок, что
встречается очень редко. Внук известного
историка и публициста ХУШ века М. 99.
Щербатова, он унакледовал от своего деда
страсть к чтению и умственным занятиям.
интерес к ‘русской общественной жизни,
смелую речь, независимость убеждений, пре-
зрение к вельможам и фаворитам.

Офицер с 1812 года, Чаадаев прошел весь
путь от Бородина и Малого Ярославца до

ейнцига и Парижа. Он провел три года за
границей, сражаясь, наблюдая и знакомясь
с Европой. Служа в самых блестящих пол-
ках, OH He переставал учиться и фазмы-
ивлять. Из нарядного гвардейца рано вышел
молодой ученый c творческой мыслью и
неутомимыми поисками истины. Это был ва-
стоящий теоретический ум; способный к
широкому полету и большим обобщениям:
Сн любил философию, историю, его занима-
ли проблемы искусства. © :

Но более всего его волновали судьбы его
родины. Мир идей обращал его к жгучим
вопросам созремённой российской лействи
тельности. Он ненавидел крепостной строй
и мечтал о свободе своего народа. Он был
членом Союза благоденствия и фразделял
основные воъзрения /юзюих прузей-декабри-
стов «на рабство» и «самовластье», В 1820 г.
он восхищается победой испанской рево-
люции, «потому что во всем этом есть не-
что, касающееся нас особенно близко».

‘По свидетельству Пушкина, Чадаев «го-
рел свободой». Великолепная в своем ла-
конизме знаменитая пушкинская надлись к
его портрету рисует Чаадаева независимым
мыслителем, другом народной вольности,
ценителем искусств и мастером устной ре-

чи: «Си в Риме был бы Брут, в Афинах

а также участники’
первого заседания Крайовой Рады Народо-.

$35555 55% $555

т

щений ‘питаба верховного комавдования
экспедиционных сил сохозников говорится,
что ва северном фланге Арденнского вы-
ступа войска‘ союзников заняли Биэн и
Ларош. Западнее этого района сопротизле-
ние ‘противника было вообще менее оже-
сточентым. Протизник продолжал отсту-
пать из оковечности выютупа, uF войска со-
юзникюз, преследуя его, замяли
перерезали дорогу Лароти-— Шамилони)
На южном фланге Арденнского выступа
зойска союзников вступили. в Сент-Юбер.
Дальше на восток войска союеиков, Ha-

ступаюнияе в сезернюм напразленин, пере-

резали доропу Сект-Юбер — Баютонь к се-
ве ро-западу от Тилье. Юто-восточнее Бас-
тони  войска союзников ликвидируют не-
большой очаг сопротавления противника к
северу от Арланжа. Единственная дорога,
вепущая из этого-файоча, перерезана: возлё
деремей Домколь. Войска. союзников,   пот
‚дошедшие к этому очагу
противника © та, заняуи Тарешан.

На люксембургско-германской границе

попытка вражеской пехоты ‘форсирозаль .

1 оказал незначительное . сопротизление.

Грюн и.

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). В кооб-\реку Сор

{Заузр) к юго-востоку or Barr
летлорфа была пресечена арталлерией ©0-

IOSHHKIOB.

К югу от Саарбрюккева войска союзни-
ков несколько продванулиюь. и
юной части выступа, в районе Билша’про-
тизилик безуюпелнню’ скеьслаклюя чпросоглиться
в раюположение войск союзников. Немцы
предпризяли также 8. силыгых атак, под-
дерокатвных примерно 15 танками, из вото-

4 были ‘уничтожены союзниками в
долине Рейна, в районе Гаттена, пде ‘про
должаются ожесточенные ‘бои. Противник
пытался  просочиться в  факположение
войск союзников`в направлении.на  Риттерс-
хофен. Немцы продолжали наступательные
действия в районе предмостного укрепления
на Рейне, к северу от Страсбурга, где. союз-
ники отступили на небольшое расетояниз.
В Эльзасской равнине, к югу от Страсбурга,
вражеская часть, поддержанная танками, за-
няла деревню Обенхейм.

Тяжелые бом’ происходили в Россфель-
де и в Гербсхейме (Эльза).

’Декларация четырех болгарских политических
`партий, входящих.в Отечественный фронт

СОФИЯ, 12 января. (ТАСС). Как пере-
дает ое’ радио,
стазители политических партий, входящих
в Отечественный фронт, приняли ва сов-
местном заюедёнии декларацию, которая
гласит: _ у г
` 1. Отечественный фроит о не является
временной ‹ политической` . комбинацией.

ных сил, взявших на себя огромную задачу
ликвидировать тяжелое наследство, кото-
рое оставил фашистский режим, и создать
новую _свобой > a силыНую; Болгарию.
Для постижения этой задачи Отечествее-
ный фронт должен быть че только сохра-
нен, но. и еще больше укреплен. Полити-
ческие партиа, входящие в Отечественный
фронт, должекы еще больше укрепить свое
елднствю в ‘духе пропраммы. Отечественно-
го фронта и. декларации четырех юлити-

‚ Совнавая ‘важную и ответственную зала-
чу, стоящую перед Отеч м фрон-
том, входянщие в его политические пар-
тии заявляют, что на ее выполнение они
отдатжут все свои силы и напразят все свое
внимание.

2. Партии Отечественного фронта при-
ложкат все ‘свои усилия для оказания wo

мерной поддержки болгарокюй кародной
армии, которая вместе с Красной ией
ского Союза, с армиями новой Юго-
славии. Англии, США, Франции ‘и других
свободолюбивых народов ведет борьбу за
окончательное уничтожение фашизма, а
также для создания крепкого тыла, обес-
пезчиваотцего народную ‘армию всем необ-
холимым. Чтобы достичь этой цели, необ-
XOLUMO лучше оргевизоваль производетво
вооружения ни боеприпасов, своевременню
выполнить все наряды по поставкам, ока-
зызать всемерную помощь семьям фрон-
товиков и вести борыбу с пораженческой
пропагандой; Bea Е 3

НЬЮ-ЙОРК, января. (ТАСС). По со-
общению агентства Ассошиэйтед Пресс из
Вашингтона, заместитель военного минист-
ра Паттерсон заявил в военной комиссии
палаты поедставителей, что за первые
шесть месяцев 1945 г. в вооружайные силы
США вольется еше 900 тыс. человек. Кро-

От’езд из Москвы: Министра у
Путей Сообщения Румынии.
г-на Георгиу Деж

12 января Министр Путей Сообщения
Румынии г-н Г. Дем и сопровождающие
его генеральные инснекторы железных до-
рог Румынии г.г. Константин Паунесну и
Аурел Занеску выехали в Румынию. _

Г-на Г. Деж провожали Член Коллегии
НЕБИС Н. В. Архангельсний, Член Волле-
тии НКИЛ СССР А. Н. Павлов и  ответет-
венные сотрудники: НЕЙД СССР М. Г. Гри-
банов и Н. Н. Яцневич:

10 января. пред-.

Это ллителыный боевой союз всех марод--

Мобилизация в американскую армию ;
[ ме того, военной промышлечноста я другим

3. Для удовлетворееиа нужд? и‘ желаний
болгарежого народа и улучшения юбщего
положения страны необходимо перейти к
более смелому ‚проведению всех тех эко-
номических реформ, которые содержатся
в программе‘ правительства. ве

4. Чтобы создать крепкие кадры rocy-
дарственных ‘служащих, тотовых созна-
тельно‘ проводить политику Отечественно-
го фронта, необходимо, чтобы числка го-
сударственного аппарата» от. spate
элементов была закончена в» самое. бли-
жайшее время. - а pir re
°5. В области внешней политики полити-
ческие партии, входящие в Отечественный
фроет, стремятся к в с вели-
ким русским народом) к тёеному сотруд-
ничеству с братскими народами  нозой
Югославии, к дружественным отношениям
с народами Англии; США, Фракии и в5е-
ми остальными свободолюбивыми нафодами.

6. Политические партии, входящие в
Отечественный фронт, примут все меры к
тому, чтобы не дощуютить фапгистокие эле-
менты в свои ряды, и очистят свои ряды
от тех фашистских элементов, которые уже
успели проникнуть туда. Для этой цели
рекоменщуются совместные заседания ‘пар-
тий, входящих в Отечественный фронт.

7. Политические партий, входящие 8

“Отечественный фронт, заязлятот, что очи

всецело поддерживают правительство, со-
зданное 9 сентября, и его декларацию от
13 декабря 1944 г. ;

8. Ведя борьбу против попыток враже-
ских элементов внести ‘раскол в Отечест-
ъенный фроел, партии Отечественного
фронта в своей дальнейшей работе долж-
ны в то Же время избегать всяких дейст-
sui, которые могут призесоти к равногла-
сиям. Политические партии, входяние 3
Отечественный фронт, всепда должны! де-
могастрировать. свое единютво и. общую
борьбу под зкаменем Отечественного фроя-
та.

отраслям хозяйства, обслуживающим воен-
ные нужды, потребуется еще 700 тыс. че-
ловек. Цифра, приведенная Паттерсоном,
более чем вдвое превышает цифру, указан-
ную недавно в сообщении военного мани-
стерства.

От’езд из Москеы ^
Мексиканского Посла в СССР
‚ г-на Л. Кинтанийи

12 января выехал из Москвы в Мексику
Чрезвычайный и Полномочный Посол (0е-
дизенных Штатов, Мексики в С0СР г-н
Л. Кантанийа. Е п

‘Ha Центральном аэродроме г-на 1. Кян-
танийю провожали Заведующий Протоколь-
ным Отделом НКИД СССР Ф. Ф.. Молочков
и персонал `Мекоиканского Посольства во
главе с Временным Поверенным в Делах
г-ном. 9, Эспиноса. с

Не может быть сомнений, что Грибоедов

был превосходно осведомлен о той драме

Чаадаева, которая в 1820 г. внезапно обор-

‘вала линию блестящего восхождения этого

республиканец, герой гражданской“ добле-
сти, мудрец и триб =

мечательво. Чаадаев. был поистине выдаю-

своего олоза сильнейнтие умы своего поко-
ления.“ Мастер в различных жанрах ора-
торского искусства, он знал тайны высокого
красноречия,

баловня успехов в самый момент” их наивыс-
шего расщвета. Это была драма выдающего-
ся и независимого челювека, убитого. сплет-
ней и навсегда оставившего пераждебный
круг, глубоко иваций - его открытое
сердце злословием. и клеветой. :

В октябре 1820 г. командующий гвар-
дейским корпусом послал своего: адъютан-
та Чаадаева экстренным курьером. на кон-
гресс в. Тропнау.с донесением к Александ-
руТв связи с восстанием в Семеновском

ун.
Сравнение с Периклом здесь особенню при-

щийся оратор. Он держал под обаянием

увлекающего вдохновенным
полетом мысли, и саркастаческий стиль
словесного памфлета, сражающего меткой

иронией. «Твой жар воспламенял к высоко-
му любозь»,— характеризует манеру его па-
тетической речи Пушкин. А острые «чаадаев-

‘века.

были связаны тесной дружбой. Их сблизил

ские сарказмы» запоминались в обществе
и входили в литературу. Жанр большого
ритмического ‘монолога был так же свой.

ственен Чаадаеву, каки беглый афористиче-

ский огонь полемической атаки. ^

Таков один из лучших представителей
молодой России десятых годов проилого
В петербургских гостиных он в0<-
хищает государственных деятелей и писате-
лей квоим остроумием и «байроновокими

манерами». С ним считаются такие деятели

официального Петербурга, как Кочубей,
Уваров, братья Тургеневы. Его ласкает. Ка-
рамзин. С живейшим интересом вое онв
волушиваются в его вольные и увлекатель-
ные монологи о великом будущем освобо-
жденного русского народа. В обществе’ от-
живающих вельмож ХУП! века и нозых пи-
томцев Аракчеева одинокой фигурой высту-
пает этот храбрый офицер, испытанный в
трех исполиноких` походах, безукоризненно
благородный, честный, обаятельный, исклю-
чительно образованный, чрезвычайно наход-
чивый в разг и гениально умный,
Таким знал Чзадаева и Грибоедов. Они

Мюсховский унизерситет, где они одновре-
менно учились и оба увлекаликь лекциями
по истории, философии и эстетике; Вместе
вступили они в ложу «Соединенных дру
зей»,. постоянно встречались в обществен-
ных, театральных и литературных кругах
Петербурга. По свидетельству П. А. Вязем-
ского, Чаадаев впервые от у: услы-
шал о юном Пушкине. От Ча

дов ждет ‘на Кавказе «Бориса Годунова»:
Известно, что после гибели автора «Горя от
ума» Чаадаев хранил о нем благоговейную
память, и` воспоминание об этой дружбе
«выросло: для ‘него дю степени исторического
предания». Есть свидетельство, что OH pa

Периклес»... В представлении перзого поэта зошелся с Ермолозым из-за его неблагопри-

молодого поколения

4137. Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: сп
учащейся молодёжи—Д, 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи—Д.

Чаадаев — стойкий  ятного отзыва о Грибоедове.

стенографии —Д1

‘восставших на него. За ними последовали

адаева Грибое>

авозный — Д 3-30-66; секретарнат — Д 3-36-89 в Д 3-31-79;
-38-38 и Д 3-34-23; отдел литературы и исвусства—Д 3-31
-76 и 11 3-35-20

полку. Эта вынужденная поездка постави-

ла Чаадаева в чрезвычайно тяжелое поло-

жение. Как сообщает близко’ знавший его.
Лонгинов, «едва возвратился Чаадаев В
Петербург, как на’ него’ посыпалея град
ужасных упреков и’ жестоких нареканий.
Люди, не любившие-его или завидовавшие
ему. издавна, были, разумеется, первые из

злые языкн, праздные болтуны... Из этих
злементов составился ‘ревущий хор спле-
тен и толков, которыми были введены в
заблуждение и восстановлены против Чаа-
даева и люди добросовестные»... Его обви-.
няли в TOM, что/ одержимый  тщеславием:
он ради флигель-адъютантсках эполет по-
шел на предательство товарищей (сам он
начинал о свою службу в Саменозском
полку). :

Через месяц после‘ возвращения и
Троппау глубоко потрясенный Чаадаев по-
дал в отставку. Это вызвало неудовольст:
вие царя и враждебность правительствен-
ных кругов. . В. начале 182] г. отставной
ротмистр ‘навсегда оставил Петербург, а
вскоре затем и Москву, выехавуза грани-
WY, Tie он пробыл несколько лет.

В этот поворотный момёнт его жизни,
когда Чаадаев был осужден обществом и
правительственными кругами, на защиту
оклеветанного. мыслителя и чудесного. че-
ловека выступил его старый. . университет-
ский товарищ Грибоедов. В 1821—1824 гг
он написал «Горе от ума».

Личность и судьба героя комедии были
предопределены характером и драмой Чаа-
даева До от’езда за границу Чацкий слу-
жил в одном из блестящих полков и лишь
впоследствии отрекся ‘от своего пристра-
стия к «расшитому и красивому» мундиру.
Он быЯ близок в+ Петербурге к высшим
правительственным. кругам, с которыми
неожиданно и резко порвал.:(<,.с минист-
рами про вашу связь, потом разрыв»...}. Он
вышел в отставку и посвятил себя лите-
ратуре (он «славно пишет, переводит»). Он

> Типография газеты «Правда» имени Сталина..

Молодая: белорусская писательница
как; автор лирических фронтовых стихо

дружбе народов. Далекая героическая
Узбекистаном. Герои оперы —
чика Василька, живущего с товарищами

чивая узбекская девочка Джавнат. Чудовище побеждено. Опера заканчивается

Композитор Лев Шварц умело использовал в опере белорусские народные
песви, узбекские мотивы, Особенно выразительно звучит хор мальчиков в первой
сцене «Дремучий синий лес», ария Джаннат «Мой тополь». Хорошо поставлены
танцы белорусских мальчиков, узбекские пляски,

НА СНИМКЕ: сцена`из ‘детской оперы «Джаннат».

Ip

радостным праздником.

«ИЕАННАТ» ———

с ee

явилось либретто к детской опере «Джаннат»,
жественной  самодеятельности Дворца пионеров.

белорусские и узбекские дети. Белорусского маль-

Эди Огиецвет до сих пор была извества
в. Ее первым опытом на русском языкс
которую поставил коллектив худо-
Содержание оперы повествует о
Белоруссия перекликается с солнечным

в лесу, выручает от зльх чудовищ наход-

танец белых гусей.”
®oto B. KOCOBCKOTO.

8 `К 150-летию со дня рождения  А. С. Грибоедова

Выставка в `Художественном театре

Отмечая 150-летие со пня  фождения
А. С. Грибоедова, Московсмий Худюскест-
венный театр открывает выставку. Фото-
прафии, эскизы и макеты декоращий Haq
глялно раюокавкут © том, как работал тезтр
над бессмертной комедией. Болыной инте-
pet ирадотавляет ютевл, посвященный пер-
BOMY спектаюлю «Горе от ума» в. e+
стваннюм ‘театре, поктавленному: К; С; Ста»
ниславоким -и-В. И, Немировичем-Данчен-
ко. 26 сентября 1906 года. Здесь высгав-
лены фотографии первых исполнителей ро-
лей: К! Станислазакого (Фамусов), В. Ка-
чалова (Чацкий), М. Лилиной (Лизз),
О: Гзовокой (Софья), И. Мюоеквиеа` (Заго-
рецкий), А. Аданева (Молчалин), О. Кнаи-

oo Федквие

УФА, 12 января: (Наш корр.). Учебные. за-
ведения; клубы, библиотеки Башкирии шч-
роко отмечают 150-летие со дня рождения
Грибоедова. В. читальном зале. реепублекан-
ской библиотеки открыта выставка сочине-
ний великого писателя, критической лите-
ратуры, воспоминаний современников ©

«Горе от ума».на
АЛМА-АТА, 12 января. (Наш  корр.):
Общественность столицы Казахстана отме-
чает 150-летие со дня рождения Грибоедова.
На предприятиях, в учреждениях, школах
чнтаются лекции, доклады о жизни и твор-
yecTBe писателя-патриота. В библиотеках
увеличился спрос на литературу о Грибое”
дове и‘его бессмертную комедию. ‘
Поэт Таир Жароков впервые перевел
«Горе от ума» на казахский язык. На юби-

лейном. заседании Института языка и лите-

пер (прабизя-зшучка), УТ. Леонидова (Ска.
ory). ” we

Театр неоднократно возвращался к во-
зобновлению спектакля. О; работе театра в
1914 rony свидетельствуют фотоснимки
Musanener 1, 2,: 3, 4.ro актов, эакизы ко-
crrowos Софьи, исполненные. художником
Добужииским, и макет декоращии З-го
действия. Выставка расскажет зрителю н
о более ‘позлием возвращении театра к
Гоибоедюову — в 1925 u 1938 mr.
Co waa nepaoro спектакля в 1906 году
до последнего в апреле 1941 года «Горе
OT ума» было показаню в театре двести
пятьдесят пять раз.

Грибоедове. Здесь, представлены редкие
книги «Грибоедоз в Грузии и Персии», очер-
ки о Грибоедове Александра Блока.

\ Спейтаклем «Горе от ума» начинает свою
работу после ремоята помещения. коллек.

тиз Русского драматического театра.

казахском языке

ратуры казахского филиала Академии наук
совместно с литературными кафедрами уни:
верситета и пединститута молодой. режиссер
театра драмы  Токланов выступит с докла-
  дом о первом переводе грибоедовской коме-
AHH,

Молодые писатели, ‘участники семинара,
проведенного Центральным Комитетом ком:
сомола Казахстана, прослушали лекцию
о художественных ‘особенностях комедин
Грибоедова «Горе от ума»,

ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА ЛИНАМОЕНЕВ

Лыжными соревнованиями 11 января ча-
чалась. зимкяя спартакиада динамовцев
Москвы. :

На старт лыжных эстафет (4 Ж 5 кило-
метров для. мужчин и 3 ЖЗ километра
для женщин) вышло 130 комашд. В упор-
ной борьбе нобеду одержали первая муж-
ская и женская команды. 18 районного со-
вета «Дикамо». Мужская команда в соста-
ве Лукашина, Иванова, Бучина и Хрящи-
кова прошла дистанщию за 1 час 16 мичут
44 секунды. Женская команда (Кнутоза,

р 43 минуты

Лукина, Графева) показала

32 секунды.

ными изречениями («чье это ‘сочиненье?»).
Он принадлежит к той молодежи; которую
определяет. «ум, алчущий познаний», вле-
чение «к искусствам творческим, высоким
и прекрасным». Он прожил три года за
границей, но” ‘превыше всего ценит. «ум-
ный, бодрый наш народ». Пытливая: мысль
обращает его к большим’ темам современ-
ности. Он обрушивается на крепостниче-
ство, разоблачает вельможество, клеймит
высшее дворянство. Чацкий — декабрист.
Перед старым обществом он выступает
глашатаем новых ‘идей. Он отстаивает их
в страстной и красивой форме подлинного
ораторского ‘искусства. Он «говорит, как
пишет». Он умеет подготовить «ответ гро-
мовый» и «гласно объявлять» свои смелые
убеждения. Но при этом он мастер острой
шутки и тонкогс. афоризма. Первый и луч-
ший в своем кругу, он окружен завистью
и враждой. И, оклеветанный целым обще-
ством, он, в блистательном одиночестве,
навсегда оставляет его.

Так отразилась на образе Чацкого. судь-
ба Чаадаева — его личность, его биогра-
фия, его мысль его политическая программа,
самый стиль его ‘речи:

‚Историки Литёратуры уже касались этой
интересной темы, проливающей столько
света на замысел и рост великой пьесы. В
1875 году редактор «Горя от ума» И. Д.
Гарусов, собиравший сведения для. свое-
о комментария к комедии в среде мо-
сковских старожилов, вынес из их показа-
ний убеждение, что Чаадаев был прототи-
пом Чацкого. Он’указал на семейные и до-
машние  связи молодого Чаадаева’ с «гри
боедовской Москвой» — с Афросимовыми,
Римскими-Корсаковыми, Фроловыми, кото-.
рые. служили ` прототипами Грибоедову.
Воспитание Чаадаева, его общественное
положение, его критическое ‘отношение к
среде, его дар иронии-—всё это возвещало
Чадского (как первоначально писал фами-
лию своего героя Грибоедов).

В 1896 г. известный историк литёратуры
проф. А. И. Кирпичников (автор исследо-
вания «Московское общество в изображе-
нии Грибоедова и Л. Толстого»). напечатал
в «Русской мысли» статью о П. Я. Чаадае-
ве, в которой опубликовал стихотворение
старинного ‘поэта, одного-из вождей Сою-
за; благоденствия, Фелора Глинки. Стихот-
ворение. называется «Петр Яковлевич. Чаа-
даев»; оно заканчивается строфой: :

‚„„И кто не жал ему с почтеньем руку,

Кто не хвалил его ума?

‚Но пил и он из чаши жизни муку

И выпал Горе от ума,

необычайно начитан. его речь блещет ци-
татами («М дым `отечества»...) или книж-

отдел пропаганды и агитации —Д 3-37-22; комсомольской жизни —Д 3-31-39:етдел рабочей м‹ ae 662
~b4; отдел информации_Д 3-38:49; военный отдел — Д/3-36-24; писем — 3.30.69; а ао: бюро

. ЗАКОНЧИЛИСЬ С ЕМКИ
``” ФИЛЬМА «НЕВЕСТА»

ЕРЕВАН, 12 января. (Наш xopp.), 8
Ереванской киностудии оконченый с’емхи
художественного филыма «Невеста Фильм
рассказызает\ о героизме русских людей в
оккупирозанном немцами советском городе.
С’емка произвзодилесь в Ереване a Росто-
зезна-Дону. Карфтиза поставлена заслужег:
ным артистом РОФСР. Б. Барчетом по сцс-
нарию Ф. Кнорре, оператор Геворкян, му-
зыка Ашота Сапяна. Главную роль — учи-
тельницы Вари—-ипрает стулентка Госудаз-
ственного института кинематографии Иря-
на Радгевко. ,

y - 2 ¢ Е : . ag 2
ААА ххх“ АА ких

Пфообраз Чацкою

Проф. Кирпичников отметил важность
этого «отождествления передового русско:
го человека с героем бессмертной коме’
дии» и признал такое совпадение не слу:
чайным.

Необычайна была судьба Чаадаега в рус-
ской литературе. Его исключительная лат
ность занимала наших величайших писате-
лей. Его изображали Пушкин, Лермонтов,
Герцен, Тургенев, Достоевюкий; а в полеми-
ческом разрезе — Языкоз и Денис Дазыдов.
Но первый творческий портрет во весь рост
этого трагического мыслителя дал Грибое-
дов. В своей драматической поэме он сумел
очертить глубокий ум Чаадаева и слезно
наметил его будушую драму — официаль-
ное об’явлениё автора «Философического
письма» сумасшедшим за незазисимость его
исторического учения. Заклейменный публи-
цист, как известно, написал в ответ на свое
официальное ошельмование «Апологию 6e-
зумца». Грибоедов предупредил эту защити:
тельную речь озоей комедией. Пушкин был
прав: в ‘атмосфере общественного и прави-
тельственного осуждения это было действи-
тельно «чрезвычайно благородно». Ни тен
иронии нет в этом отзыве ‘Пушкина = of
готов приветствовать от всей души высокую
комедию, которая прозвучит поэтическим
оправданием его «милого Чаадаева».

Создавая Чацкого, Грибоедов следозал
основному правилу своей поэтики: «Портре-
ты, и только портреты, входят в состав ко-
медии и‘трагедии, — писал он в 1895 г. Ка:
тенину,— в них, однако, есть черты, сзой-
ственные многим другим ‘лицам, а иные
всему роду человеческому»... Изображение.
живого лица, доведенное до липичности, —
вот. творческий. принция! Грибоедова, Уже
друзья ‘его стремились доказать, то в этом
утверждении великий комедиограф. заблу-
ждалоя, ибо подлинные творцы’ не пишут
«портретов». Ню драматург безошибочно по-
нимал своё искусство. «Горе ‘от “ ума» —
несомненно опромный групаювой портрет,
такой же. полноценный, как «Урок анато-
мии» Рембрандта или «Государственный Со:
Бет» Репина. Среди. ‘острых грабоедовских
зарисовок с натуры, ставших. великими. ти-
пами, самый замечательный — Чацкий, Уже
в 1823 году литературная молва разнесла
по стране верное сообщение’ о герое нозой
пьесы. Грибоедов изображал в ней траги-
ческое одиночество крупнейнюего русского
мыслителя своей эйохи. В центре бессмерг:
ной комедии — творческий портрет Чаадае-
ва, одного ‘из передовых людей того време-
HH, весь озаренный любовью и сострадали-
ем его генизльного друга.

Леонид. ГРОССМАН.

РЕДАКЦИОН НАЯ КОЛЛЕГИЯ.

отдел

Изд, № 37.