Военные действия
в Западной Европе

Передовые части союзников
вступили в предместья Кельна

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер, ссылаясь на сообщение

‚ щтаба первой американской армии, сегодня

утром передовые части 104-Й американской
дивизии вступили в предместья Кельна.

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). В сообщении
штаба верховного командования экспедици-
онных сил союзников говорится, что немцы
оказывают упорное сопротивление в Ксанте-
не (Рейнская обл.) — одном из опорных
пунктов их оборонительного треугольника,
прикрывающего важный мост через Рейн в
Везеле, В других местах союзники успешно
продвигались вперёд. Продолжалась ликви-
дация неприятельского мешка в районе Ве-
езе — Гельдерн — Венло. Дальше на восток
очищены Капеллен, Иссум и Рейрдт. Во-
сточнее и южнее войска союзников ведут
бси в Мерсе, Гомберге и Юрдингене. Севе-
ро-восточнее Кельна войска союзников до-
стигли Рамрата’и Анштеля, очистили Штом-
мельн и Зиннерсдорф. Патрули союзников
приближаются к Рейну севернее Кельна. В
районе Церфа (восточнее Саарбурга), войска
союзников отразили контратаку, предприня-
тую крупными силами неприятельской пе-
хоты. .

Дорога Саарбрюккен — Мец перерезана в
двух милях юго-западнее Саарбрюккена.
Вдоль Рейна, южнее Страсбурга, неприятель:
ские патрули отброшены за реку.

За 3 марта войска союзников взяли на 33-
паде 9.769 пленных.

Налеты союзной авиации
на Германию

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). В коммюнике
английского министерства авиации Говорит-
ся, что в ночь на 4 марта весьма’ крупные
соединения самолётов английской бомбарди-
ровочной авиации появлялись над Германи-
ей. Основными об’ектами их налёта явились
ханал До нд—Эмс и завод синтетической
нефти в АМН, близ Дортмунда. Атака
была весьма концентрированной. Кроме то-
го, был совершён налёт на: Берлин и важный
узел коммуникаций Вюрцбург. 3

ЛОНДОН, 5 марта. (ТАСС). Штаб 8-го
авиационного корпуса сообщил, что 5 марта
свыше 400 американских бомбардировщиков
«Либерейтор» и «Летающая крепость» в со-
провождении более 600 истребителей со-
вершили налет на нефтеочистительные заво-
ды в Гарбурге, близ Гамбурга, и железно-
дорожное депо в Хемнице.

о:

Празднование 67-й годовщины
освобождения Болгарии

СОФИЯ, 5 марта. (ТАСС). Как передаёт
софийское радио, 3 марта в Софии торжест-
венно отмечалась 67-я годовщина освобож-
дения Болгарии. С раннего утра по улицам
Софии проходили бесконечные колонны жи-
телей города, демонстрировавших свою’ го-
рячую признательность братскому русско-
му народу и Красной Армии. На площади
Александра Невского состоялся военный па-
рад, на котором присутствовали премьер-
министр Кимон Георгиев, члены болгарско-
го правительства, представители Союзной
Контрольной Комиссии.

—о— 1.
Дебаты в Консультативной
, accamonee

ПАРИЖ, 5 марта. (ТАСС). На заседании
Консультативной ассамблеи 2 марта высту-
пил с докладом по бюджету министерства
промышленной реконструкции Ланьель. Он
указал, что министерство реконструкции
стоит перед огромной. задачей, которая бу-
дет проводиться в жизнь много лет, так
как нынешние разрушения неизмеримо
больше тех, которые были причинены стра-
не в первую мировую войну. Государство
не сможет взять на себя все издержки по
реконструкцин, но примет на свой счет боль-
шую их часть. Докладчик указал, что об:
щий размер ущерба, причиненного стране,
может быть оценен в 1.500 млрд. франков.

Выступивший затем Даниэль Мейер ука-
зал, что ассамблея выразила свое удивле:
ние по поводу того, что так редко считают-
ся с ее советами, хотя она выражает едино
душно национальное мнение. Мейер подчер-
кивает, что чистка проводится плохо и
слишком медленно. Поэтому люди Виши
теперь снова поднимают голову.

Затем выступил Жак Дюкло, который
заявил «Я хочу говорить, прежде всего, о
национализации, сторонником которой об’
явил себя глава правительства, сохранив:
ший, однако, за собой право выбора време-
ни и условий ее применения». Обращаясь к
де Голлю, Дюкло заявляет: «Каждому из-
вестно, что вы приняли эту программу, и
мы надеялись, что заявления относительно
национализации позволят ожидать ее нс-
медленного применения, и поэтому француз-
ский народ, может быть, будет немного ра-
зочарован, узнав, что нужно снова ждать
неизвестно сколько времени, пока столь не-
обходимые и срочные реформы, как нацио

нализация, будут проведены». Дюкло на“
поминает, что национализация является
реформой демократического характера.

«Очень важно знать,— продолжал Дюкло,—
каким образом намереваются провести эту
национализацию. Если имеющиеся у нас
сведения точны, предполагается создать на-
циональные общества, в которых большин-
ство акций будет принадлежать государ:
ству. Но в этих же обществах нынешние
руководители предприятий и фирм, подле-
жаших национализации, будут участвовать.
с сохранением, несомненно, 49 процентов ак-
ций, как это было в обществе железных до-
рог. Таким образом первую роль в’ нацио-
нальных обществах будут продолжать иг-
рать воротилы банков, электричества, ме-
таллургии и т. д., т. е, те многочисленные
представители трестов, которые виновны в
предательстве и против которых еше не
принято никаких мер». Отметив, что нужна
поздравить правительство с его решением
о мобилизации в армию лиц призыва 1940,
1941 и 1942 гг., Дюкло указал вместе с тем,
что часто чувствуется, как в учреждениях
‘проявляется явное недоверие к народу. Та:
кое недоверне препятствует возобновлению
экономической деятельности во Франции. К
сожалению, проявляется слишком. много не-
решительности, когда нужно заклеймить
предателей Виши. Слишком часто умалчи-
вают о преступлениях Петэна, которому мо-
гут еще безнаказанно петь дифирамбы госу-
дарственные чиновники в то время, как
участникам сопротивления ставят в вину их
патриотические поступки, совершенные в
то время, когда оккупанты оскверняли зем-
лю родины. Если бы Петэн был судим и
приговорен к смерти зао измену родине,
продолжал Дюкло, то такая группировка,
как «французская социальная партия», не
осмелилась бы вновь появиться на арене и
выступать за старого преступника, который
осквернил мундир маршала Франции, по-
скольку он замешан в самом отвратитель:
ном предательстве. Заявив, что реакция н
фашизм поднимают голову, Дюкло потребо-
вал, чтобы «французская социальная пар-

‚ ия» была об’явлена вне закона.

АДРЕО РЕ АКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д.
зрудовых ов д 3.8116; учащейся молод. жи--Д

511666.

Славянский митинг в. Софии

Выступление председателя Всеславянского комитета
генерал-лейтенанта Гундорова

СОФИЯ, 4 марта. (ТАСС). Председатель
Всеславянского комитета генерал-лейтенант
Гундоров выступил на славянском митинге
я Софии с речью, в которой заявил:

«Братья болгары! 67 лет назад болгары
получили из рук русского народа свою сво-
боду и государственность, и все же в тече-
ние последующих десятилетий в результате
происков немецких завоевателей Болгария
оказывалась в стане врагов своих братьев.
плелась как наемное войско за колесницей
своих завоевателей. Все эти годы русские
люди и весь славянский мир с тревогой н ду-
шевной болью взирали на Болгарию. Неменц-
кие преступники вели братский болгарский
народ к гибели. Коварный враг отвел Болга-
рии позорную роль лакея Германии. Немцы
тслкнули болгарский народ на войну против
передового человечества, превратили Болгз-
рию в гитлеровского жандарма на Балканах.
Это было логическим завершением подлого
плана немецких империалистов, имевшего
целью превратить Болгарию в свой плацдарм
на Балканах. Немецкие ‘агенты с болгарски-
ми фашистами, осуществляя этот план, погу-

били десятки тысяч лучших сынов Болгарии,
и надеялись навсегда поссорить болгарский.
варод с русскими и другими славянскими

народами.
Это была страшная и печальная страница

в истории болгарского народа. Поэтому я!
  особенно рад тому, что могу здесь, в славян-

ском городе Софии, на собрании передовых
людей новой свободной Болгарии, на кото-
ром присутствуют как’ почетные гости пред-
ставители других славянских народов, пере-
дать искренний братский привет болгарско-
му народу, вернувшемуся вопреки и напере-
кор врагам в могучую семью славянских из-
родов, где так долго и терпеливо его. ожи-
дали. Это большое торжество для всех сла-
вян и, в первую очередь, для болгарского на-
рода. Кровью наших лучших сынов, павших
в боях против немцев — злейшего врага сла-
вян, скреплена нерушимая дружба славян-
ских народов. Снова, как и 67 лет назад,
болгарский народ освобожден доблестью и!
кровью русского народа. Я счастлив, Что
сегодня здесь, в Софии, могу HPORDST ABGHT
здравицу, в честь родной нам всем победо-
носной Красной Армии — освободительнины,
в честь великого вождя великого советского
народа, лучшего друга славянских народов!
Маршала Сталина, возродивших к новой.
свободной жизни братский болгарский народ,
раскрепощенный от гитлеровского ига. Крас:
ная Армия, руководимая гениальным’
Сталиным, спасла Европу от гитлеровского
ярма. Красная Армия — освободительница,
руководимая великим Сталиным, возродила
великую и нерушимую дружбу славянских
народов — залог мирного, счастливого про-.
цветания трудового народа.

Братья болгары, не’ забывайте, суровых!
уроков истории, свято храните, берегите, пу-
ще жизни, полученную свободу, крените
свою дружбу с братскими славянскими на-
родами. Помните, что свобода Болгарии ос-
вящена жертвами и кровью славянских сол-
дат. Помните, что за вашу свободу боролись
против фашизма и героические народы Юго-
славии и польский и чехословацкий народы
помните, что они внесли свой вклад в дело!
освобождения Болгарии»

«Позвольте мне закончить свою речь вы-
ражением глубокого удовлетворения тем,
что в огне самой грандиозной в истории ми-
ра войны зародилось, окрепло и оформи-
лось подлинно народное, искреннее и неру-
шимое боевое содружество славянских на-
родов. В этом боевом союзе славянских на-
родов против фашизма мы, славяне, видим

‚залог прочного мира в Европе и мирного

Помощь-восстановлению
Варшавы `

Прибытие в’польскую ‘столицу
комиссии советских экспертов
во главе с тов. Н. С. Хрущевым

ВАРШАВА, 3 марта. (ТАСО).

процветания наших. народов. В тесном со-
‚ трудничестве славянских народов с други-
  ми свободолюбивыми народами, во главе с
Советским Союзом, Соединенными Штатами
  Америки и Великобританией, мы видим за-
лог того, что никогда больше не воскрес-
нет немецкий империализм—злейший и мно-
  говековый враг славянских народов. Отны-
  не, после окончательной победы над гит-
 леровской Германией, перед нашими наро-
дами раскрывается путь к беспредельному
! процветанию и‘ благоденствию».

СОФИЯ, 5 марта. (ТАСС). На славянском

митинге в Софии выступил болгарский! строительству при ОНА УССР А; Е. Стра-
\ премьер-министр Кимон Георгиев. Передав

чареникаи миряне Кнмон` Келогись   МНТОВ;  ПРРАеРДАТеЬ ‘Комитета по делам
ene ats ; re   архитектуры при СНЕ СССР А. Г. Мордви-
  сказал: «Болгария воскресла для свободной
нов. начальник сектора индустрии Госила-
‘жизни благодаря героизму и самоотвержен- , МИ Tocmnana CCCP
ности войск великого русского народа. Бол-   НЗ СССР В. М. Ильин, член Госплана Е
гарский народ испытывает чувство глубокой   А. Н. Лаврищев, начальник треста. «Moc-
троллейбус» А. Н. Трофимов, главный ин-
Гон всегда чувствовал, что его долг — выра-  женер Рлавстройпроекта Наркомстроя СОСР
 зить эту признательность. К несчастью, ча: А. Н. Попов, начальник главного управле-
  сто в решительные исторические моменты   ния строительной техники при Комитете

мы оказывались на антиславянском пути по: по делам архитектуры при СНА СССР П. А.
‘вине монархов, которым были чужды народ- Краснльников. ;

ные чувства и интересы, монархов, которые На Варшавском вокзале прибывших

питали органическую вражду к славянским   i :
народам и особенно к великому русскому на-   Ветречали личный предетавитель президен-
та Ирайовой Рады Вародовой  Берута

ду».
  т Георгиев сказал, что один из этих! Швальбе. премьер-министр и министр. ино-
мснархов — парь Борис превратил Болгарию странных дел Осубка-Моравский,  главно-
в базу гитлеровских оккупантов и направил, команлующий Польского Войска  Роля-Жи-
ее против свободных и демократических на-  мерский. заместитель миниетра иностран

ций, среди которых были и все славянские   ных дел Берман, президент Варшавы гене-

Совета Народных Комиссаров Украины
Н. С. Хрущевым, :

В- состав
председателя СНК РСФСР. В. ИП. Пронин,
локтор технических наук,

признательности по отношению к России, -

ии «Лишь после исторической переме- ал Спыхальский, начальник Главного пута-

ны 9 сентября, которая произошла не только

Вчера в
Варшаву прибыла комиссия экепертов Сою-
за СОР ‘по оказанию помощи в восстановле-
нии Варшавы, возглавляемая председателем

комиссии входят. заместитель

советник. по

Старт пловцов на 100 метров
Слева направо: А: ЛИБЕЛЬ,

Московский бассейн № 1 осветили огром-
ные электрические лампы. Под
марша вдоль «кафельных берегов» выстраи-,

оспаривающие приз «Комсомольской прав-

В. УШАКОВ, А. ПУСТЯКОВ.

‘звуки,
Ра ними был исключительно интерес-
е

ваются судьи в белых костюмах и команды,

НА ПРИЗ. «КОМСОМОЛЬСК ОЙ ПРАВДЫ»
Вторая победа команды «Динамо»

2;

вольным стилем 4 марта в московском бассейне № 1.

Фото В. КУДОЯРОВА.

Бойченко и Мешкова всегда проходит в
острой борьбе. И на этот раз «поединок»

НЫМ. рвые 25 метров они прошли вместе.
Оба плывут баттерфляем. В бассейне делает.
ся’ необычайно тихо. Затаив дыхание, зри*

благодаря борьбе болгарского народа, но и
благодаря поддержке, полученной им ог
славной Красной Армии, мы! имеем возмож-
ность выражать наши самые сокровенные и
глубокие ‘славянские чувства. Сегодня, в
день величественного сбора всеславянской
солидарности и братства, я счастлив Hane
зить дорогим гостям, а через них и всем
славянским народам самые сердечные при-
ветствия болгарского. правительства. Болга-
рия уверена, что в дальнейшем славянские
народы, освобожденные от немецкого и фа-
шистского гнета, не только будут свободно
развивать свою культуру, так как они дока-
зали, что обладают блестящими задатками,
но и станут более крепкими и более мошны-
ми, и что их права булут действительно при-
знаны». в

«Мы, все ‘славяне, — сказал в заключение
Кимон  Георгиев.— ясно’ сознаем, что обяза-

‘ны вечной признательностью своему самому! женерами и архитекторами - 10

большому славянскому брату — еликому
Советскому Союзу, так как благодаря ему и!
его славной Красной Армии, руковоли-
мой гениальным полководвем Маршалом
Сталиным, славянские народы освободились!
от тевтонского гнета и имеют все основания
ожидать лучшего будущего. Исполненный,
такими‘ мыслями и чувствами, я приветствую
вас еще раз от всего сердца. Пусть среди
всех славян царит вечная дружба. Пусть
счастье озарит их дни». i

Заместитель председателя славянского ко-
митета в Софии и член всеславянского коми-
тета В. Червенков в своем докладе на сла-
вянском митинге заявил, что болгары, сяло-
ченные вокруг правительства Отечественного
фронта присоединяют свои усилия к общим!
усилиям всех славян, чтобы быстрее нанести
полный разгром гитлеровской Германии. Бол-
гары. полны решимости сделать все, чтобы
хранить как зенипу ока и всячески укреп-
лять боевую всеславянскую дружбу и соли- ,
дарность и никогла больше не допустить,
чтобы Болгария была использована, как ору-
дие германских завоевателей,

На прецессе греческих квислингов-

АФИНЫ, 5 марта; (ТАСС). Как. известно,
21 февраля в Афинах начался процесс по
делу греческих квислингов—бывших «премь-
ер-министров» Чолакоглу Логофетопулоса,
Яниса Раллиса, членов их «правительств»,
6 генералов и др. Всем этим лицам пред’яв-
лево обвинение в сотрудничестве с врагом,
в создании так называемых охранных баталь-
онов, использовавшихся против греческих
организаций сопротивления. На третий день
процесса защита подняла вопрос о правомо-,
чиях суда, заявляя, что судьи не имеют пра-
ва вести данный процесс.

27 февраля, после того как возражения
защиты относительно правомочий суда были
отвергнуты, начался допрос свидетелей.
Вызванные судом свидетели выступали, ско-
рее как представители защиты, всячески.
стараясь умалить преступления прислужни-,
ков Гитлера. ;

Бывший министр правительства Папандреу
Нацос заявил, что охранные батальоны были
созданы Раллисом «исключительно для борь-
бы против коммунистов» и что они не боро
лись против «националистических организа-
ций» вроде ЭДЕС. Вместе с тем Цацос при-
знал, что эти батальоны «принесли вред Гре-

УУУХУХУХ

Таманский саркофаг доставлен в Моск-
ву.

Мы не знаем, как приступить к расска-
зу об этом событии — с начала или с коч-
ца? Если с конца, то, может быть, следо-
вало бы упомянуть, что, когда вагон с сар-
кофагом был вскрыт, железнодорожники
пришли в смятение; значился в вагоне ме-
таллический гроб < покойником, а в дей-
ствительности оказался мраморный гроб
без покойника.

Прежде чем продолжить позествование,
мы обязаны рассказать читателю, что та-
кое таманский саркофаг. Он был найден
совершенно случайно, в 1916 году, каза-
ками-кладоискателями в разрытом ими кур-
гане блиь станицы Таманской, на Кубани.
Когда к месту находки явились археоло-
ги, они были потрясены. Перед ними был.
роскошный полихромированный саркофаг
греческой работы, со следами розовой ок-
раски и позолоты на его орнаменте. Таких
замечательных памятников древнего грече-
ского искусства, если не считать саркофа-
га; в котором был похоронен Александр
Македонский, мировая наука, можно ска-
зать, не знает. Было установлено, что в
саркофаге был похоронен какой-то скиф-
ский царь и что мраморный саркофаг, сде-

Ho Bolick CC,

ции, поскольку не удалось отделить борьбу
против коммунистов от борьбы с союзника-
ми».

Свидетель Софулис—лидер либералов—в
своих показаниях также считает, что батальо-
ны были созданы «для борьбы против ком-
мунистической опасности», но, признал сви-
детель, они бесчинствовали и совершали на-
леты на предместья Афин. Свидетель сооб-
щил, что особым приказом охранные ба-
тальоны были подчинены немецкому гене-

Общественный обвинитель. напомнил, что
накануне английского наступления у Эль-
Аламейна (Египет), «министр» путей сообще- !
ния Мутуцис приказал 15 тысячам греческих
железнодорожников пол угрозой длительно-\
го тюремного заключения работать на нем-
цев против союзников.

Свидетель Милицинос, бывший начальник
штаба, сообщил о приказе правительства Чо-
лакоглу всем греческим судам вернуться в
Грецию, что. означало выдачу этих судов!
немцам. Не ‘выполнившие приказа команды

детель не видит в действиях подсудимых
«престунных  намерений».

ох

ли саркофаг в Керчь, намереваясь отпра-
вить его в Германию По не зависящим от
них причинам сделать это не удалось. По-
спешно отступая, они саркофаг взорвали.
К счастью, сильно пострадала только его
крышка, имеющая форму двускатной кры-

ланный из целой глыбы, был, повидимому,
изготовлен по заказу в Аттиьве в У— Ш ве-
ке до нашей эры

С громадными трудностями летом того
же 1916 года доставили саркофаг в Та-
мань: его везли 18 пар лошадей на санях.
Бушевавшая тогда война помешала отпра-
вить эту драгоценную, весом в пять тонн,
находку в Эрмитаж. Саркофаг остался в
Тамани, в местном музее. Но им интересо-
вался весь мир. О саркофаге было напи-
сано затем множество исследований во
всех странах, и в археологической науке оп
теперь широко известэн под именем таман-
ского саркофага.

К. да в ходе нынешней войны в Тамани
появились немцы, они тотчас же перевез-

24, 6-й
3-37-43;

Н. ПЯТЫШЕВА за реставрацией
саркофага.
Фото М. СМИРНОВА.

ши греческого храма. Саркофаг был обна-
ружен у входа в склеп, служивший для
немцев бомбоубежищем.

Прибывшая в Керчь правительственная
комиссия тотчас же позаботилась о том,
чтобы саркофаг и все части взорванной
крышки были перевезены в тщательно ох-
раняемое помещение.

ба Польского Войска генерал Корчиц, а так-
же посол СССР в Польше В, 3. Лебедев п
‚начальник военной миссии. СССР в Поль-
ше генерал-лейтенант С. С. Шатилов.

Швальбе от имени президента и Осубка-
Моравский от имени правительства в ко-.
ютких речах тепло приветствовали, Н. С.
Хрущева и сопровождающих его членов ко-
миссии. и

Вчера же комиссия экспертов, возглав-
ляемая Н. С. Хрущевым, в сопровождении
‘премьер-министра Осубка-Моравского, пре-
зндента Варшавы тенерала Спыхальского,
а также посла CCCP в Польше т. Лебедеву
и начальника военной миссии СССР в Поль-
ше генерал-лейтенанта Шатилова осмотре-
‘ла Варшаву, после чего`в Варшавской Раде
Нароловой состоялось совещание комиссий
с руководителями польской столицы, ‘ин-
вопросам
восстановления Варшавы. i

Вечером президент Крайовой Ралы Ha-
родовой Берут н премьер-министр Осубка-
Управский дали обед в честь Н. С. Хру-
щева и комиссии экспертов. Обед прошел в
атмосфере искаючительной ссрдечности и
поужбы, символизирующих дружбу поль-
ского и советского народов.

—о-—

Румынская газета о связях Радеску
< фашистскими организациями

БУХАРЕСТ, 5 марта. (ТАСС). ` Газета
«Энформасион Интернациональ» поместила
4 марта статью, разоблазающую  ’тесные
связи Радеску с. различными ‘фашистскими
организациями, существовавшими в ‚Румы-
нни. Газета напоминает о том, что в 1936 1.
после смерти Стелеску, создателя фашист-
ской организации, носившей название «Кре-
стового похода румынизма», ”Радеску сде:
лался ее фактическим руководителем. С са-
мого начала своего правления Радеску вы-
работал программу, ничем не отличающую-
ся от программы этой фашистской органи-
зации. Его последней речи аплодировали;
кроме национал-царанистов и. национал-ли-
бералов, бывшие члены этой организации.
«В министерства, — пишет газета, — стали
получать назначения люди из бывших орга-
низаций Радеску, которые даже начали аги-
тацию за возрождение организации «Кре:
стового похода румынизма».

Митинги
Национально-демократического
фронта в Бухаресте

БУХАРЕСТ, 3 марта, (ТАСС).   марта на
митинг Национально-демократического
фронта в зале «Либертатя» собралось насе-
ление района Гальбен Бухареста. С речами
выступили сын генерала Радеску Николай
Радеску. тепло встреченный собравшимися,
а также министр Радачану, отметивший, что
Национально-демократический фронт  яв-
ляется ‚не одной партией, а’ об’единением
демократических партий и группировок.

На состоявшихся в Бухаресте районных
митингах Национально-демократического
фронта была принята резолюция, выражаю-

‚были об’явлены изменниками. Однако сви-  шая возмущение расстрелом 24 февраля,

«совершенным ло приказу Радеску и реак-
ционной клики Маниу».

Было решено доставить саркофаг в Мо-
скву в Исторический музей. Это трудное .и
хлопотное дело поручили молодому архе-
слогу Наталии Пятышевой, сотруднику Ис-
торического музея.

Наталия Пятышева решила, что она дол-
жна выполнить это задание, как выполняют
военный приказ — во что бы то ни стало.
Молодая, хрупкая, будто бы мало практич-
ная женщина смело взялась за дело. Ар-
мия, которая освободила Керчь и Тамань ‘и
спасла для мировой культуры саркофаг,
она же и предоставила археологу краны и
автомашины; погрузила саркофаг в вагон.
И вот саркофаг в Историческом музее.
Электролебедки уже водрузили его в са-
мом центре Античного зала. Археологи, хи-
мики, художники, скульпторы, реставрато-
ры работают сейчас с утра до ночи, чтобы
придать приобретенной музеем жемчужине
должный вид, Составлен особый раствор из
мыла и спирта, который, не вредя мрамору,
позволяет отмыть саркофаг. от грязи и ко-
поти — немцы не постеснялись превратить
саркофаг в кладовую для бидонов с таво-
том, Стены саркофага уже промыты и хи-
мически чисты. Сейчас приступили к мон-
тажу крышки. Сотни ее кусков уже отсор-
тированы и собираются в особых зажимах.
Затем крышка будет склеена альбумином,
поставлена на каркас и также будет хими-
чески промыта. Те места, которые не могут
быть восполнены, будут реставрированы
специалистами. К счастью, основной орна-
мент и художественная обработка карнизов
цела, что облегчает задачу скульпторов-ре-
ставраторов.

* * %

Случай с саркофагом — только эпизод
Той захватывающе интересной и значи-
тельной работы, которой заняты археологи.

В Киеве, на развалинах древней Пантика-
teu, Феодосии и Херсонеса, в Краснодар-
ском крае с его ценными памятниками
скифокой культуры, везде, где только про-
шел огонь войны и ступила нога ненавист-

этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ; справочный — Д 3-30-56, секретариат — Д 3-36-89 и Д 3-31-79; отдел п —Д 3-37-29;
отдел крестьянской молодёжи Д 3-38-38 и Д 3-34.03; отдел литературы и искусства- 8-31-04; боле аа
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

информации —Д 3-38-49;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

KEKALK SSKANALK AKAN NSN HNN HN NHK?

ИСТОРИЯ ТАМАНСКОГО САРКОФАГА

военный отдел — Д 3-36-24;

намовцы, за-
ды». На правом.фланге стоят ди цы, тели следят за ходом борьбы. Вперед. выхо-

воевавшие в прошлом году приз — серебря- аи
О ИИ Оь poe АИ а О Houbiieaoers
= 7 я,   + 3
и: О Ни toe aKa? воды, Бойченко продолжает итти баттер-
4   фляем. Небмотря на это, Мешков сохраняет
Участников приветствует главный судья Ф
матча ана ый атолипы: по ‘пла-) Преимущество. Он все’ более отрывается от
ванью и прыжкам в воду ‘контр-адмирал   СВО6ГО грозного соперника. Моннакие Tee,
EL, Bunaronnes. Gk wearer venaxoa fF HOH UE ea net Pr PREMN Pay Ree tye
у saree у Е тякова с Ушаковым, дают волю своим чув-
о.
ise   ченко плывет чист ; ;
ml ma ef nowt cape ПО О о crepe.
“  следний поворот ешков впереди Ha
кова («КИМ»), динамовки Гусева и Симако- (a5 метра.   но Бойченко на’ сдается, он
ва. Первой финишировала Кочеткова,  aro    снова плывёт баттерфляем. Бойченко mo6n-

зав 1 минуту 14,1 секунды, у занявшей вто- лизует свою волю, выкладывает весь запае
рое место Гусевой — 1 минута  16,9  секунды. ! сил. Просвет между ним и Мешковым сокра-

Пятый заплыв. Дистанция 100 метров! пается. Перед финишем он настигает Меш-
вольным ‚ стилем, `На стартовые тумбочки! кова, но Мешков на одно мгновение раньше
становятся техник-лейтенант Артем Либель  коснулся стенки. Победа за ним. Время
(Военно-Морской Флот), Виталий Ушаков Мешкова нА 200 метров 2 минуты 43,1 ce-
(автозавод имени Сталина) и старшина Алек-   кунды. Бойченко проиграл ему 0,1 секунды!
сандр Пустяков (Военно-Морской Флот).  Успешно выступил “Николай . Борисов
Ушакову принадлежит всесоюзный ` рекорд   (автозавод имени Сталина-—«Торпедо»). Он
на эту дистанцию — 57 секунд. В таблице проплыл 200 метров на спине с результатом
лучших результатов мира он занимает седь- 2 минуты 39 секунд. Чемпион СССР Крю-
мое место.   } ков остался на втором MecTe—2 минуты

Пловцы волнуются. Они раньше команды   44,4 секунды.
судьи устремляются в воду. Фальстарт. Они  Великолепно ‘прыгал с трамплина чем-
снова занимают свои места. Резкая команда! пнон Советского Союза сержант Алексей
и взмах красным флагом. Пловцы в воде.  Жигалов («Динамо»). Он занял первое место,
Первые 25 метров. Поворот. Впереди Пустя-   Зато в прыжках с вышки ему пришлось
ков. Снова поворот. Пройдено 50 метров.   уступить первенство выступавшему вне кон-
Ушаков прилагает все усилия, чтобы опере:   курса гвардии старшему лейтенанту Исааку
дить Пустякова. Но Пустяков не сдается,  Баркану (Военно-воздушные силы Красно-
он продолжает плыть с нарастающей энер- знаменного Балтийского флота). Если за-

‚   кономерным был успех Серафимы Блохиной
(«Спартак»), выигравшей прыжки с вышки,
то. большой неожиданностью явилась побе-
да молодой спортсменки  красноармейца
Неллы Беззаботновой («Динамо»). Она су-
мела победить неоднократных чемпионов
СССР`Богдановскую и Блохину в прыжках с
трамплина. Беззаботновой 19 лет. Ее тренер
Г. Мазуров.

Первые ‘места по отдельным дистанциям
заняли: у женщин на 200 метров брассом—
Труханова («Динамо»). на 200 метров на
сгине—Смирнова («КИМ»), на 100 метров на
боку—Гусева («Динамо»), на 50 метров в
одежде — Симакова («Динамо»). У мужчин
на 100 метров на боку — Дмитриев (ЦДКА),
на 50 метров. в одежде с винтовкой—Пустя-
ков (Военно-Морской Флот). -

Командное первенство завоевал коллектив
«Динамо», на втором месте — команда офн-
церского клуба Военно-Морского Флота. У
моряков, располагающих очень сильным
мужским составом, не оказалось равноцен-
ной женской команды. На третьем месте—.
«КИМ».

По ‘окончании’ соревнований контр-адми-
рал Виноградов’ передал серебряный кубок
команде «Динамо». Ценные личные призы
признанные мастера брасса. Их появление на и тЫ Пустякову, Борисову, Жига-
старте вызывает продолжительные апло- ЛОВУ, Блохиной и Беззаботнозой.
дисменты. Встреча ка водных дорожках l Еф. РУБИН,

гией. : } ;

— Виталий! свое ‘возьмет’ на’ последних
двадцати метрах.— говорят про’ Ушакова си-
дящие на трибуне, футболисты команды ма-
стеров автозавода имени Сталина.

Ушаков умеет бурно финишировать. И
вряд ли кто сомкевался в его победе.

Последний! поророт. Последние 25 метров.
Впереди Пустяков. Напряжение достигает
предела. Зрители встают со своих мест. Они
кричат, машут! руками, подбадривая спорт=
сменов. ;

Финиш. Первым коснулся стенки Пустя-
ков, вторым Ушаков, третьим. Либель. Бле-
стящая победа Алёксандра Пустякова. Ero
результат—59,9 секунды, Ушаков, не знаю-
щий поражений на эту дистанцию; прошел
стометровку за 1. минуту 0,6 секунды, Ли-
бель-—=за 1 ‘минуту 1,3 секунды:

Александр Пустяков-—участник Отечест-
венной войны, он служил в десантных вой-
сках, сражался под Сталинградом, был ра-
нен, теперь. снова возвратился в родную
Москву. Пустяков° награжден
Красной Звезды и медалью
линграда.

Семен Бойченко («Спартак») и. Леонид
Мешков  («Сталинец») — популярнейшие
пловцы, «владельцы» мировых а

орденом
за оборону Ста-
+ .

Спектакль для детей
КУРСК, 5 марта. (Наш корр.). Курский
драматический театр показал пьесу В. Голь-
дфельда «Сказка 06 Иване-царевиче, о земле
родимой, о, матушке любимой». Спектакль

поставлен силамч молодых актеров.

Кубок Москвы
по хоккею

В минувшее воскресенье. состоялся фн-
нальный матч на кубок Москвы по хок-
кею для женских команд. Хоккеистки «Ди.
намо» на своем стадионе встретились с ко-
мандой «Спартака». Игра носила исключи-
тельно напряженный и упорный характер.
Когда истек срок игры, счет не удалось oT-
крыть ни той, ни пря командам. Лишь в-
добавочное время Алексеевой («Динамо»)
удалось забить’ мяч в ворота «Спартака»,
поданный с углового удара. Следует. напом-
нить, что 25 февраля хоккеистки «Динамо»
завоевали кубок СССР.

После женских команд на ледяном поле
встретились хоккеисты Центрального Дома
Красной Армии и «Динамо». Это был тре.
тий матч. Предыдущие две игры закончн-
лись вничью: ‘первая со счетом  : и вторая
со счетом 2:2. На’этот раз армейским хок-
кеистам удалось забить два мяча, не про-
пустив в свои ворота ни одного. Голы заби-
ли Бабич и Бобров. Благодаря этой победе

ного чужеземца, побывали за эти годы
археологические экспедиции.

Археологи идут по следам войны. В по-
исках памятников прошлого готовы они
ревниво проверить не только каждый блин-
даж, но и каждую воронку от бомбы или
снаряда: был же в Краснодаре случай,
когда в воронке от немецкого снаряда уви-
дели обнажившийся драгоценный сосуд
эпохи Сасанидов...

Раскопки в Звенигороде, которыми два   коман

: да ЦДКА вышла 7
года занимается экспедиция профессора   Москвы. в ба
Б. А. Рыбакова, уже внесли немалый вклад —-

в историю нашей Родины, в историю сла-
вян. Профессору Рыбакову удалось во вре-
мя раскопок звенигородского городища от-
крыть интересную мастерскую замков и
ряд древних построек. В историю археоло-
гических открытий войдут раскопки экспе-
диции академика С. Джанашиа в. Мцхете,
Этом мировом памятнике прошлого. Архе-
ологи Киргизского филиала Академни наук
СССР в годы войны зазершили изыскания
в Тянь-Шане и Памире. Обнаружены древ-
ние погребения. кочевников-гуннов; стано-
вища скотоводов бронзовой эпохи, прочз-
водились раскопки Кошой-Кургана — ста-
ринной стоянки властителей Тянь-Шаня. К
интереснейшим археологическим открытиям
последних лет следует также отнести про-
изведенные под руководством профессора
С. В. Киселева раскопки под городом Аба-
каном на Енисее, где открыт китайский до-
мик первого века нашей эры. Сохранились
развалины ‚ комнат, печи, дымоходы, да-
же черепица с орнаментом и надписями-за-
клинаниями, призванными защищать обита-
телей домика от злых духов...

Праздник лыжного спорта

За СОЗАВОДСК, 5 марта. (Наш корр.).
vA ончилея республиканский празд-

к лыжного спорта. В программе соревно-
вании: военизированные гонкн, бег по пере-
сеченной местности, эстафеты, ‘слалом и
скоростной спуск. .

Победителями праздника оказались: epe-
ди мужчин Парамошков (Петрозаводск)
среди юношей Семенов (Беломорск) среди
женщин “Соболева (Кемь), Переходящий се-
ребряный кубок был вручен петрозаводской
команде «Динамо». Хрустальный кубок до-
стался беломорским лыжникам.

о

Встреча борцов Киева
и Ленинграда

ЛЕНИНГРАД, 5 марта. (Нам корр.).
Сегодня в Доме культуры имени Кирова со
стоялась встреча между борцами Киева и
Ленинграда, участвующими в командных ‹о-
ОНИ rie Te CCCP по фран-

зской борьбе. Победа
Киева’ со КАИ, 11 10. НА

—=—ы=ы=—з—=—=—ы=—=—=—=—=—=—=—=—=—>—>—
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

рабочей молодёжи—Д 3-31-96; от
иллюстрации — Д 3-30-00; Sana

Забытые курганы, могильные плиты, тлен
веков... Но вот приходит живой советский
человек, имя которому — археолог, и сыз-
нова минувшее проходит перед нами...

И. АРАЛИЧЕВ.

комсомольской жизни — Д 3:31-39; отдел

писем — Д 3-30-69;

Изд. № 161.