eo

a J SH

В редакцию поступают письма юношей и девушек с прось-

бой рассказать 6 строении вселенной, о том, что такое планеты
_И кометы, о происхождении жизни на земле, о грозных явлениях
природы. «Такие вопросы, — пишут воспитанники Одоевского

детского дома В. Мамонтов, В. Бутылкин, А. Бабаев и Пав-

лов, — нас очень интересуют, и мы желаем, чтобы газета как

можно больше печатала лекций из цикла естественно-научных

веелешшой

знаний», Об этом же пишет нам из Козельска старший сержант
А. Болотников, бывший преподаватель естествознания, Он ве-
дет с бойцами беседы и просит, чтобы газета помогла ему
в его работе. &

С сегодняшнего дня наша газета начинает печатать серию

п часть его лучей отражается от ве поверх-
ности в мировое пространство. Если бы на
нев взглянуть с Меркурия, Венеры или Мар-
са, она казалась бы сверкающей звезлой, а
с далекого Юпитера, ее трудно различить не-
вооруженным глазом.

+ ®

Самым большим телом нашей планетной
системы является ее «тлава» — Солнце.
По об’ему Солнце в 1.300.000 раз больше
Земли и в 1000 раз больше крупнейшей
планеты -— Юпитера.

Чтобы иметь некоторое представление 9
TOM, что происхолит на этом светиле, до-
статочно сказать, что температура его из-
ружных, наименее раскаленных слоев, ед:
ставляет около 6 тысяч градусов тепла, & В
его недрах превышает 20 миллионов гра-
дусов. А ведь уже при трех тысячах граду-
сов почти все известные нам вещества пре-
вралцаются в парообразное или газообраз-
ное состояние. Поэтому поверхность Солн-
ца представляет собой бушующий «океан»
раскаленных газов.

Находясь в центре планетной системы,
Солнце господствует над планетами, силой
своего притяжения заставляя их покорно
следовать вокруг себя по Еругообразным
орбитам. Оно освещает и оботревает плане-
ты, эти крошечные тю сравнению с ням
небесные тела. :

Tom лавно уже убедились. что наша
Земля имеет форму сплюснутого шара. Но
пытливый человеческий ум не уловлетво-
рился этим. Люли задумывались нат тем,
что такое Солнце, Луна. Они видели звез-
ды, замечали их передвижение. Ученые
всех времен пытались разгадать все эти н*-
бесные явления, проникнуть в тайну все-
ленной, узнать, какое место занимает в ней
Земля и что есть за ее пределами.

В первой половине ХУ столетия знаме-
нитый польский ученый Николай Копер-
ник, долгие голы изучавший вселенную,
окоячательно пришел к выводу. что Земля
является не центром вселенной, как предпо-
лагали прежде, а лишь самой незначитель-
ной частью ее. № тому времени были уже
известны пять других планет: Меркурий,
Венера, Маре, Юпитер и Сатурн. Коперник
утверждал, что все они подобны Земле, так
хак имеют форму шара, движутся вокруг
Солнца и светятся благодаря отражению
ими солнечных лучей. Потом ученые от-
хрыли еше три планеты: Уран, Нептун и
Плутон, которые также обращаются вокруг

а:

Земля, как ‘и некоторые другие пленеты,
имеет своего спутника — Дуну, которая от-
стоит от нее в среднем на 384 тысячи ки-
пометров. Луна обращается вокруг Земли и
внесте с ней вокруг Солнца.

+ х +

Итак, Земля есть часть солнечной систе-
мы, которая, в свою очередь, является частью
вселенной, Как и другие восемь планет,
Земля движется вокруг Солнца, которое си-
ой своего притяжения удерживает их, не
давая улететь в пространство. Планеты 0б-
ращаютея вокруг Солнца каждая по своз-
му пути, который называется орбитой. 0з-
биты имеют форму эллипса — слегка рас-
танутого крута, причем Солнце нахотитея
не в центре эллипса, а несколько в стороне
от него. Вот почему планеты то прибли-
жалтся к Солнцу, то отдаляются от него.

Земля, палример, отстоит от Солнца нз
расстоянии в среднем 149,5 миллиона ки-
лометров. Ближе всего она бывает к Солнцу
3 января, больше всего удалена ог него
& июля. Весь путь. совершаемый Землею
па орбите з& год, составляет 940 миллио-
нов километров, так что скорость ее двя-
жения равна почти 30 километрам в секун-
ду. Это в десятки раз быстрее полета снз-
ряда!

Истати, о движении Земли. Ей присуще
много различных движений: суточное вра-
шение вокрут своей оси, годовое обраще-
ние вокруг Солнца, врашение Земли и Луны
вокруг своего общего центра тяжести, пе-
редвижение всей солнечной системы отно-
сительно звезд и другие. Из этого ВИНО,
каз сложно движение Земли во вселенной,
каг сложны законы, действующие в небес-
ном мире.

Человек совершает все движения, которые
делает Земля. Он не замечает этого, потому
что сам участвует во всех движениях вме-
сте с земным шаром, на котооем занимает
хрохотное место, как мельчайшая пылинка
Ha cHapaze.

Размеры планет различны. Меркурий и
Маре меньше Земли. но больше Луны, а на-
ша соседка Венера и самая удаленная от
Солнца планета Плутон имеют почти те же
размеры, что и Земля. Остальные планеты
значительно больше Земли. Самая большая
из них — Юпитер. Она по своему об’ему
превышает земной шарф в 1300 раз.

У большянства планет имеются спутни-
Ru, которые, подобно нашей Луне, обра-
щаются вокруг соответствующей планеты;
у Юпитера их известно 11, у_Сатурна 9.
Последний, кроме того, опоясан плоскими
и очень широкими кольцами, состоящими
из весьма большого числа маленьких, не-
различимых в отдельности спутников, кру-
жащихся вокруг планеты в виде огромного
кольцевидного роя.

Физические условия на планетах также
пеодинаковы. Венера окружена густой атмо-
сферой с плотными облаками. И в некоторых
других отношениях она напоминает Землю.
Еще больше похожа на Землю планета Марс:
на ней тоже есть атмосфера, хотя более раз-
реженная, чем у нас. Есть на Марсе и вода,
но ее там, повидимому, очень мало. Некото-
рые места его поверхности, имеющие) сине-
зеленоватый оттенок, покрыты, вероятно,
растительностью. На полюсах видны белые
пятна — полярные снега. Замечено также
много явлений, свилетельствующих © пра-
вилЬьнНой смене времен года. Словом, на Мау-
се есть очень многое, что нужно для су-
ществования жизни.

Чем дальше находится планета от Солнца
тем холоднее на ней, тем длиннее её «гол»,
т. е. период обращения вокруг Солнца. На
Меркурии он длится только 88 наших су-
ток, а на Плутоне — 250 наших лет.

Между Марсом и Юпитером расположен
«пояс» мелких планеток, которые в науке
называются астероидами. Их очень много,
уже открыто более полутора тысяч. Bee ong
крошечных размеров и напоминают в иных
случаях просто большие глыбы или камни;

План солнечной системы. Кругами
обозначены пути движения планет, а
стрелками—щих направление. Пути край-
них планет — Урана, Нептуна и Плуто-
на— так велики по сравнению с дру-
гими, что два из них лишь частью поме-

стились на рисунке, а путь Плутона
совсем не вышел. Цифры рядом с на-
званиями планет показывают раюстоя-
нае планеты от Солнца (в миллионах
километров). :

Во вселенной Солнце © сто планетами
зодобно любой из множества звезд, которые
мы видим в небе. Для налдиего глаза они
кажутся лишь сверкающими точками, хотя
на самом деле каждая из звезд есть «иное»
солнце. Как и наше Солнце, они измеряют-
сл миллионами километров в ноперечнике,
заливают пространство вокруг себя пото-
вами своего тепла и света. Если эти огром-
ные и ослепительно яркие шары кажутся
пам маленькими, чуть заметными искрами,
то это потому, что они отстоят от нас неи-
моверно далеко. Даже самая близкая к З2У-
ле звезда находится от нее в 270.000 раз
дальше, чем Солнце! Чтобы «довезти» наз
до этой ближайшей звезды, курьерекому
ноезду, идущему co скоростью 100 кило-
метров в чае, понадобилось бы 46 миллио-
пов лет! ‘

Значит, нае дневное светило во вселен-
Ной — это рядовая, но Только самая близ-
кая 5 нам звезда. у

Но если звезды — это солнца, т имеют-
ся ли у них свои планеты? На этот вопрос,
поднятый в науке еще Джордано Бруно,
современная наука лает положительный
ответ. В послелнее время удалось доказать,
что у многих из ближайших к нам звезд
гланеты, действительно. имеются. Очевил-
не. планетные системы, как это прелпола-
гал Бруно, представляют собой пгироко рас-
пространенное явление в мире звезл.

Звезды, как и планеты, различны и пэ
цвету и по величине. Есть звезды белые,
желтые и красные. Эта разница в пвете за-
висит от различия их температур. Ведь в
раскаленный кусок железа в горне кузне-
ца мепяет цвет в зависимости от измене-
ния температуры, от степени нагревания.
Белые звезды горазло горячее и ярче на-
шего Солина, которое имеет желтоватый,
эелотистый двет. Температура наиболез
«Горячих» звезд доходит на поверхности до
140.000 и более градусов. Меньшую тем-

neparypy, ‘
самая большая из них имеет лишь несколь- а В и а о
‚ 50 сотен километров в диаметре, а наймейь-  оды м НЫ

шие из известных — только несколько ки.
лометров.

“ № солнечной системе отноелтея и много-
численные кометы, так как они обращают-
ся вокруг Солнца по очень вытянутым пу-
тли овальной формы. Кометы — еравни-
тельно недолговечные небесные тела: пой
дважении они распадаются, выделяя из себя
камни, пылинки и газы. Иногда отлелиз-
шиеся от кометы части попадают и в зем-
мую атмосферу. Тогла от сопротивления
воздуха они раскаляются, вспыхивают й
превращаются в пыль, оставляя светящий-

Среди звезд есть карлики и великаны,
причем наше Солние представляет собой
нечто среднее. Недавно была открыта очень
уаленькая звезда 0б’емом, примерно, в 10
миллионов раз меньше Солнца (елелователь-
BO, B 8 раз меньше Земли). Вместе с тем из-
вестны и такие звезды (например, Антарес
в созвездии Скорпиона), которые более чем
в 100 миллионов раз превосхолят по об’ему
наше Солнце. Внутри таких звезд своболзо
поместились бы орбиты четырех планет:
Меркурия, Венеры, Земли и Марса. °

статей на естественно-научные темы,

Если бы оно удалилось от нас на расетоя-
ние даже не стобенно лалеких звезт, оно
казалось бы слабенькой звездочкой, еле за-
метной лаже в крупные телескопы.

# ++

Кроме отдельных звезд и туманностей, на
небе всегда вилна матовая мерцающая ce-
ребристая полоса, которая тявется через
весь «небосвол»..С древних пор эта беле-
соватая полоса называется Млечным путем
(хлечный — молочный). Она считалась 32-
‘тгадочной и таинственной до тех пор, пока
Галилей не рассмотрел ее в телескоп. Окл-
залось, что Млечный путь -— это скопле-
ние огромпого количества звезд, которы?
OTCTOAT OT Hac Tak далеко, что в отлель-
ности неразличимы и сливаютел в одно
сплошное сияние.

Таким образом, звезхное небо составляют
созвездия и Млечный путь. Созвездия— это
передний план из самых близких к нау
звезд, & Млечный путь — отдаленный фон
из очень далеких звезд. Всю эту огромную
массу звезд астрономы назвали Галактикой
(по-гречески «талактикос» означает «мо-
mown»). Haare Солние— всего лишь одна
из звезд нашей Галактики, великой звезд-
ной системы Млечного пути.

Сколько же всего имеется звезд в Млеч-
ном пути?

Простым глазом можно увидеть во всех
местах неба всего лишь около 6 тысяч
звезл, хотя на первый взгляд кажется, что
их гораздо больше. Но мере усовершенство-
вания астрономических инструментов уче-
вые открывают все новые, ранее неизве-
стные звезды, и потому в точности еше не-
известно, сколько же всего звезд в Млеч-
ном пути, По всей вероятности не меньше
100 миллиардов. Это значит, что на каждую
звезду, видимую простым глазом, прихо-
дится еще более полутора десятка миллио-
нов невидимых,

Исследованиями последнего времени уста-
новлено, что солнечная система находится
недалеко от края Галактики. Расстояние
нашего Солнца от края системы Млечного
пути в два pasa меньше расстояния до ее
центра.

Что же находится по ту сторону нашей
Галактики, за ee пределами? Одно время
считали, что т&м уже «ничего нет», что
эта гигантская, по нашим понятиям, систе-
ха звезд охватывает вею вселенную. Те:
перь, благодаря прогрессу астрономической
техники, известно, что наша Галактика —
лишь один из утолков бесконечной вселен-
ной, Изучение так называемых «епираль-
ных туманностей» показало, что это — ог-
ромные звездные системы, подебные Млеч-
ному пути. Они не входят в состав нашей
Галактики, & находятся за ее пределами.
Их бесконечно много, они рассезны в миро-
вом пространстве наподобие островов в бес-
крайнем океане. Открыто свыше ста мил-
лионов таких звездных систем. причем
многие из них собраны в группы: ветреча-
ются «рои» из сотен и даже тысяч галак-
THR.

Таким образом, вееленная раскрывается
перед нами как бесконечный pal млечных
путей, в свою очередь являющихея екопле-
нием звезл. Ни Земля, ни Солипе, ни даже
Млечный путь не являются средоточием
всего мира. Млечный путь с его миллиар-
дами звезд — всего лишь один из самых
обыкновенных светящихся‘ ‹островков» не-
0б`ятной вселенной. з

Там, где еще недавно казалось, что уже
достигнут «предел вселенной», гле нельзя
уже увилеть накаких небесных тел, при
помощи более могучих телескопов обнару-
живаются новые миры. улаленнейшие га-
лактики. В процессе развития астровомяи
кажущиеся «границы вселенной» отодви-
гаются все дальше и дальше. Недаром еще
древние философы Николай Пузанекий и
Паскаль говорили, что во вселенной «центр
всюду, а окружность нигле».

Такова необ’ятная масса беспрерывно
движущихся небесных миров, песчинкой
среди которых является наша Земля. И пря-
ходится изумляться не столько гранлиозно-
сти вселенной, сколько человеческому уму,
который все более и более постигает ез

тайны.
#& + *

Наука о вееленной— астрономия, блестяще
подтвердив учение Коперника. шах за шагом
раскрывает тайны строения мира. познает
законы его движения. С помощью мощных
телескопов современные ученые вилят, что
происходит лалеко за пределами Земли, в
глубинах небесного пространства,

Астрономия дает человеку правильное
представление о происхождении, строении и
развитии вселенной; и, в частноети, Зем-
ли. Эти знания нужны каждому юноше и
девушке, ибо они дают материалистическое
об`яснение многим ‘явлениям. природы. Без
элементарных знавий строения вселенной
не может быть культурного человека...

Но дело не только в этом. Астрономия
имеет большое практическое применение в
жизни. фюди, хорошо знающие расположе-
пие звезд, Солнца и законы их лвижения,
точно ориентируются на местности. Так
определяли свое местонахождение, напри-
мер, папанинцы во время многомесячного
дрейфа на льдине в Северном Деловитом
океане. Место дрейфа точно знали не толь-
  О сами папанинцы, но и люди на MaTe-
рике, в Москве, что позволило быстро най-
ти героев и снять их со льдины.

Сложные явления во вселенной люди иа-
блюдают повседневно: смену дня и ночи,
смену времен года, новолуние и полнолуние
и многое другое, что человек поставил себе
на службу, пользуясь выводами астрономии.
С помощью науки человек познает и поко-
ряет природу. И среди наук велика роль

ся след. Это и есть «падающие звезды» —
явление метеора. На земной поверхноста
нередко находят не только «метеорную
пыль», но и небесные камни — метеориты.

Солнце, планеты и их спутники и коме-
ты — таково строение солнечной системы.
В чисме планет находится и наша Земля.
Ола является небесным телом, п, еели мож-
но так выразиться, ничто небесное ей не
чуждо. С далекого расстояния Земля, по-
добно другим планетам, должна казаться
светлой, Tak как она освещается Солнцем

Москва, 137.

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д, 3-37-43;

611667.

‘мепьшую, чем наш комнатный воздух. Зато

Улица «Правды», д. 24, 6-й этаж.

Чрезвычайно разнообразна и плотность
звезл. Гигантская звезла Бетельгейзе в с0з-   *СТРОНОМИИ. Г. ГУРЕВ.
вездии Ориона имеет плотность в1 500 раз

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

И. Полак. Общедоступная астрономия.
1944 год.

Дж. Джинс. Движение миров. 1937 год.

К. Фламмарион. Популярная астроломия.

П. Попов, К. Баев, Б. Воронцов-Вельями-

Таким образом, по’размерам, массе и тем- нов, Р. Куницкий. Астрономия, 1940 год.
пературе наше Солнце принадлежит в числу   В. Фесенков. Космогония солнечной си-
средних, чалце всего встречающихся звезл. ‘стемы. 1944 год.

упомянутая «крохотная»  звезла — сверх-
плотная: ее вещество в 36 миллионов раз
плотнее воды. Кусочек вещества этой звез-
ды размером в спичечную коробочку весил
бы у нае около тысячи тонн!

рестьянской молодёжи-— -38-. и -34-: отдел литературы и Ba—, “31-94: baie fe ь
} стснографни — Д 1-04-76 и д 3.35.20, отдел информации дз 38-49; военный

‚ Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Военные действия
в Западной Европе

Войска союзииков заняли Кельн

ЛОНДОН, 6 марта. (ТАСС). В сообщении
штаба верховного командования экспедици-
онных сил союзников говорится, что войска
союзников проникли в пределы города

Кельна свыше чем на полтора километра и

удерживают левый берег Рейна от Ромберга
до Нейсса.

4 марта союзники захватили 7.454 плен-
ных.

Войска союзников продолжают успешные
операции по сокращению вражеского пред-
мостного укрепления к западу от Рейна.

В числе захваченных городов находятся
Гомберг, Эйскирхен, Форбах и Штирин-
ген-Вендель. При взятии Штиринген-Вен-
деля освобождено около 1.250 союзных во-
еннопленных, большей частью больных.

ЛОНДОН, 6 марта. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, штаб 1-й американ-
ской армии официально сообщил, что Кельн
занят войсками союзников,

Налёт английской авиации на Берлин

}

даёт агентство Рейтер, в ночь ‘на 5 марта
английские бомбардировщики «Москито»
снова совершили налёт на Берлин.

Посещение Черчиллем
Западного фронта

дает агентство Рейтер, в конце прошлой
недели премьер-министр Черчилль посетил
Эйзенхауэра и Монтгомери в их штабе.
Черчилля сопровождали начальник импер-
ского генерального штаба фельдмаршал
Алан Брук и начальник штаба министра
обороны генерал Гастингс Исмей. Встреча
имела целью «обсуждение с Эйзенхауэром,
Монтгомери и другими союзными коман-
дующими обширного круга военных проб-
лем». Черчилль посетил также английские
и канадские части 1-й канадской армии и
части 9-й американской армии, продвигаю-
нциеся к Рейну. Большая часть поездки
проходила по германской территории.

В настоящее время Черчилль уже воз-
вратился в Лондон.

О

Принесение присяги Регентским
Советом Югославии

БЕЛГРАД, 6 марта. (ТАСС). 5 марта в
Белграде Регентский Совет, назначенный ко-
ролем Петрюм в составе Мандича, Сернеца
и Будасавлевича, в торжественной  обста-
новке принес клятву королю и народу. Со-
став Регентского Совета был приведен к
клятве священнослужителями. На торжест-
венной церемонии принесения клятвы при-
сутствовали члены Антифашистского Веча

Национального Освобождения Югославии,

Национального Комитета и члены королев-
ского правительства, На церемонию были
также приглашены представители военных
миссий СССР, Англии и США.

Королевские указы о передаче власти
Регентскому Совету и о составе этого совета
были оглашены Шубашичем.

Формирование нового
правительства Югославии

БЕЛГРАД, 6 марта. (ТАСС). Регентский
Совет вечером 5 марта принял отставку юго-
славского королевского правительства. Co
своей стороны, Антифашистское Вече Нацио-
нального Освобождения Югославии вчера
же приняло отставку Национального Коми-
тета. я
Формирование правительства Регентским
Советом поручено маршалу Тито.

Ожидают, что состав нового правительст-
ва будет утвержден завтра, 7 марта.

—о—- \
Закрытие славянского митинга
в Софии

СОФИЯ, 6 марта. (ТАСС). Софийское ра-
дио сообщает, что вчера закрылся славян-
ский митинг в Софии. В заключительной
речи председатель Славянского Комитета в
Софии Найден Николов сказал, что митинг
способствовал сближению между славя-

нами.
о.

Германские самолеты-снаряды
над Англмей

даёт агентство Рейтер, за прошедшие сутки
дс 7 ч. утра 6 марта над Южной Англией
появлялись германские самолёты-снаряды.
Причинён ущерб, имеются жертвы.

Заявление зосударствеиного =
департамента США о предстоящей
конференции в Сан-Франциско

ВАШИНГТОН, 5 марта. (ТАСС). Испол-
няющий обязанности государственного сек-
ретаря Грю, выступая на специальной пресс-
конференции, передал корреспондентам сле-

39 Об’единенных наций,
В списке стран, получивших приглашение
не числится Польша, Касаясь исключения

вых столицах мира вручают правительства

”

Польши ‘из списка стран, получивших пру,

дующее заявление государственного депар.
тамента:

«На Крымской Конференции правительст-
ву Соединенных Штатов Америки было по-
ручено от имени трех представленных на
конференции правительств проконсультиро-
ваться с китайским правительством и вре-
менным правительством Французской респуб-
лики п предложить им принять участие сов-
местно с правительствами Соединенных Шта-
тов Америки, Великобритании и СССР в
приглашении других стран на конференцию
Об’единенных наций, которая должна состо-
яться в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года.
Эти консультации были проведены. Китай-
ское правительство согласилось участвовать
в рассылке приглашений на конференцию в
Сан-Франциско. Временное правительство
Французской республики согласилось при-
нять участие в конференции, но после кон-
сультации с приглашающим правительством
временное правительство, не принимавшее
участия в переговорах в Думбартон-Оксе,
решило не участвовать в рассылке пригла-
шений».

Грю огласил текст приглашения, которое,
как он сообщил, сегодня в 12 часов дня по
вашингтонскому времени представители пра-
вительства Соединенных Штатов в различ-

глашение на конференцию в Сан-Франциско,
хорошо информированные круги указываю
на крымские решения по поводу Польши х
выражают надежду на то, что временное пра,
вительство Польши будет реорганизован
достаточно быстро, чтобы позволить послат,
Польше приглашение принять участие в ко.
ференции.

На пресс-конференции Грю отказался в:
ветить на вопросы о том, намерена ли Фрау,
ция на конференции в Сан-Франциско под.
нять вопросы, которые заставили ее откл,
нить приглашение стать одним из организа,
торов конференции. (В хорошо иифорияр.
ванных кругах указывают, что Франция вых,
винула определенные условия для свом
участия в организации конференции, которые
другие крупные союзники не смогли пу.
HATb).

[pio отрИцательно ответил на вопро о
том, отразатся ли нынешняя позиция Фран.
ции на ее положении как постоянного чде.
на Совета Безопасности.

Государственный департамент опублико.
вал также заявление Стеттиниуса, в которо
дается об’яснение предложений по процедуре
голосования в Международяом Совете Без.
опасности.

Правительство концентрации демократических
сил Румынии образовано

БУХАРЕСТ, 6 марта. (ТАСС). Сегодня
образовано в Румынии новое правительство,
в состав которого вошли:   доктор Петре
Гроза — председатель совета министров;
Георге Татареску — вице-председатель со-
вета министров и министр иностранных дел;
Василиу Рашкану — минастр ; Рому.
лус Зарони — министр земледелия и госуд,
имуществ; Лукреций Патрашкану—министр
юстиции; профессор, инженер Г. Николау —
министр социального обеспечения; Штефан
Войтек — министр народного образования;
Г. Георгиу-Деж — министр общественных
работ и путей сообщения; Лотар Радача-
ну—минисгр труда; Д. Алимаништяну—ми-
нистр финансов; инженер Петре Бежан —
министр промышленности и торговли; Тео-
хари Жоржеску-—министр внутренних дел;
инженер Ионеску — министр горной и неф-
тяной промышленности; профессор Петре
Константинеску-Яш — министр пропаганды;
профессор доктор Димитрие Багдасар —
министр здравоохранения; Антон Алек-
сандреску—министр кооперации; священник
К. Бурдуча — министр культов; профессор
Раля — министр искусств.

Суб-секретарями назначены следующие
лица: Г. Владеску-Ракоса — суб-секретарь
нс делам национальных менышинств; гене-
pan Станеску — суб-секретарь — министер-
ства внутренних дел, на которого возлага-
ются обязанности‘ охраны порядка и госу-
дарственной безопасности; Шон Бырка —
суб-секретарь министерства внутренних
дел по вопросам административного руко-
водства; Георгиу Винтул — суб-секретарь
министерства внутренних дел по департа-
менту местных финансов; генерал Димитрие
Дамачану — заместитель военного. министра

по сухопутной армии; генерал Ионеску —  .
заместитель военного министра по авиации, \
адмирал Петре  Барбуняну — заместитель
военного министра по флоту; Адриан Ду. \
митриу — суб-секретарь министерства воен.
ной промышленности; генерал Николау —
суб-секретарь по снабжению армии и гра.
жданского населения; Мирча Дурма - суб:
секретарь министерства финансов; Ион Ге:
орге Маурер н Мирча Николеску — суб:
секретари министерс$ва общественных ри.
бот и путей сообщения.

В связи с образованием нового румынско.
го правительства концеитрацни’ демократи-
ческих сил обращает на себя внимание сле.
дующее обстоятельство:

Доктор Петре Гроза, приняв предложение
сформировать правительство, пригласил ру.
ководетво партии национал-царанистоз ke
значить своих кандидатов в состав прави
тельства. Петре Гроза указал, что парти
национал-царанистов может рассчитывать
на 2 или 3 министерских портфеля, Анал
гичное предложение было сделано также и
руководству либеральной партии Братнану,

Однако ни руководство  пационал-цар
нистской партни, ни руководство либераль.
ной партии не пожелали принять предл
женных их партиям портфелей.

Новый состав румынского
правительства принес присягу

вечером состав правительства концентрации
демократических сил Румынии, возглавляе.
мого доктором Петре Гроза, принес в кор:
левском дворце присягу.

Болезнь Маннергейма

Обязанности президента Финляндии
выполняет премьер-министр Паасмкиви

ХЕЛЬСИНКИ, 6 марта. (ТАСС). Сегодня
хельсинкские газеты опубликовали следую-
щее сообщение: «5 марта на заседании госу-
дарственного совета было зачитано получен-
ное через министерстве юстиции заявление
президента республики о том, что он вслед-
ствие болезни временно не в состоянии вы-
полнять своя функции начиная с 5 марта. На
основании закона о форме государственного
правления, делами президента на тот период,
когда он не может ведать своими делами,
руководит премьер-министр».

Заседание Консультативного сосет
по вопросам Италии

РИМ, 6 марта. (ТАСС). 2 марта в Риш
состоялось 31-е заседание Консультативно-
го совета по вопросам Италии под предсе.
дательством французского представителя в
совете Кув де Мюрвилля. В качестве пред-
ставителей 5 других союзных держав на за:
седании присутствовали: генерал Васильев
(CCCP), Носуорси (Великобритания), Керк
(СПТА), Смодлака (Югославия), Кампасобе-
лис (Греция). Комиссар Союзной комиссия
бригадный генерал Лаш представил совету
доклад контр-адмирала Стоуна о последних
политических событиях в ‹ освобожденной
Италии.

ПОЛОЖЕНИЕ В ГРЕЦИИ

АФИНЫ, 6 марта. (ТАСС). Совет минист-
ров издал закон «Об обеспечении спокойствия
н порядка», по которому запрещается устра-
ивать какие-либо собрания без разрешения
министра внутренних дел, пользоваться ру-
порами для передачи лозунгов и сообщений,
расклеивать какие бы то ни было плакаты,
распространять листовки, а также писать на
стенах лозунги и рисовать эмблемы. Пред-
лагается строго соблюдать распоряжения по-
лиции и военных властей. Нарушение закона
карается тюремным заключением сроком не

менее чем на один год, ссылкой и штрафом
до 10 тыс. драхм. Нарушители немедленно
предаются суду, решения которого обжало-
ванию не. подлежат. .

‚ АФИНЫ, 6 марта. (ТАСС). Министерство
просвешения лишило права читать лекцик
6 известных профессоров-антифашистов. Сре
ди них 4 профессора Афинского университе-
та —— правовед Сволос, хирург Кокалис, гео.
лог академик Георгалас и экономист Анге-
лопулос, а также профессора высшей поли:
технической школы Китсикис и Папапетру,

12-м roxy

жизни, скончалея известный русский пи- .

сатель Вячеслав Яковлевич Шишков.

_C юных лет занималея Вячеслав Яков-
левич трудовой деятельностью, сначала в
качестве техника, а затем участника круп-
ных технических экспедиций в Сибири.
Он был человеком богатого жизненного
опыта, хорошо знавшим свой народ, тесно
общавшимся с ранних лет с трудящимися
города и деревни.

Свое первое крупное произведение «Тай-
га» В. Я. Шишков опубликовал в 1917

году, на 45-м году своей жизни. Вместе с.

молодым советским обществом  крепло и
росло незаурядное творчество писателя.
Ето яркое дарование великоленного мастера
слова, крупного художника-реалиста во
всею ширь развернулось после Великой
Октябрьской социалистической революции,
когда В. Я. Шишков опубликовал ряд попу-
лярных произведений: «Ватага», «Пейнус-
0зеро»; «Угрюм-река», «Прохиндей», «Гор-
дая фамилия», «Емельян Пугачев», хорошо
известных широким кругам советских чи-
тателей.

«С волнением всматриваясь в небыва-
лые события народной жизни, — писах
В. Шишков в своей автобиографии, — я
работал с особым рвением, будучи настроен
бодро и радостно, ия никогда, ни на один
день пе представлял себе своей личной
радости и горести, тем более свою  писа-
тельскую судьбу — вне судьбы народа».
Тюбовь к Родине, гордое сознание своей
кровной связи с судьбами народа, крепкая’
вера в его будущее пронизывают все тво»
чество Шишкова, пламенного патриота,
трудолюбивого и взыскательного мастера
слова, отдававшего все свои силы, весь

-79; отдел пропаганды и агитации

рических романов. В. Я. Шишков ярко вы.
разил в этой эпопее национальные черты
русского народа. Работая нал своей мону-
ментальной эпопеей; В. Я. Шишков в усло-
виях блокады активно Участвует в жизни
осажденного Ленинграда, пишет рассказы
п статьи для фронтовой газеты «На стрз-
же Родины», выступает по радио, а также
в красноармейских клубах и офицерских
собраниях со своими рассказами, очерЕзин
и статьями.

Правительство высоко оценило заслуги

В. Я. Шишкова, наградив ero орденом
Ленина, орденом «Знак Почета» п медалью
«За оборону Ленинграда»,

Человек неиссякаемого трудолюбия, пи-
сатель-патриот, он обогатил напгу литера-
туру ценными произведениями, которые
долго будут жить в народе. Память о Вяче-
славе Яковлевиче Шишково — замечатель-
ном человеке и писателе — сохранигя в
паших сердцах,

п. Антокольский, Н. Асеев, В. Бах
метьев, С. Бородин, Б. Вадецкий,
В. Вересаев, С. Г олубов, В. Герас
мова, Ф. Гладков, А. Вголин, В. Инбер,
М. _Исаковский А.  Калинченко,

—Д 3-37-22;

А. Караваева, Т, Кожемякин, С. Кры

свой яркий, замечательный талант торячо лов, В. Лебедев-Кумач, А. Лейтес

любимой Родине. и ен Н. Ляшко, С. Маршак
. Човиков, П. Па ‘

Особенно упорно, напряженно и самоот- карпов, М, Пришвин, к

верженно работал В. Я. Шишков в годы Л. Соболев, А. Солодовников, М. Сло

Отечественной войны. В осажденном Ленин-

нимский, С, Сергеев-Ценский, А. Cee

граде зимой 1941 года и весной 1949, тода рафимович, А. Сурков, Н, Тихонов
OH ¢ энтузиазмом работал над своим пре- А va В; Томашевский, К. Федин,
восходным историческим повествованием П. Чагин, М. Ш и
«Емельян Пугачев». от сполохов, С, Шуипачев,

Это псторическое по-
воствование по праву занимает одно п;
первых мест среди лучших русских исто-

И, Эренбург.

комсомольской жизни — Д 3-31-39:
Л м. cre Зе Рабочей молодёжи—Д 3-31-96; отдел

иллюстрации — Д 3-30-22; бюро A

р
Е

Е =

Изд. № 162.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

*
}

>

\

/