БЕСЕЖЫ О

«..со стороны прнродных богатств
мы обеспечены полностью». .

(И: Сталин).

Рартины родной природы с раннего дет-
(тва входят в наше сознание. Они питают
наше чувство любви к Родине. Где бы ни
хил советский человек, везде ему есть что
любить. чем ‘гордиться. Если’ мы родились
и выросли в степи, всю жизнь мы любовно
носим в себе воспоминания о ее безгранич-
ном просторе, о серебрящемся ковыле, о яр-
тих степных цветах. Если мы провели дет-
ство в горах, навеегда остаются в нашей
памяти сверкающие вечным снегом верши-
вы, глубокие долины © бурными реками.
ррутые скалы. Если наше. селение лежит
среди лесов, нас радует зелень деревьев,
что-то родное слышим мы в шуме тайги...

Мы любим не только ту местность, где
мы родились или жили, —мы любим вею
родную страну. Волга и для сибиряка —
юдная река. И для жителя Средней Азия
порог город на Неве. И для киевлянина
близки горы Грузии. Это чуветво родины
прекрасно выразил В. И. Ленин, сказав:
«..Владивосток далеко, но, ведь это город-
то нашенский...».

Богата и разнообразна природа ‘нашей
Родины,

Равнины и горы

Нашу. страну можно разделить на две
половины по реке Енисею: на запад от
Енисея (если исключить крайний юг) пре-
обладают равнины, на восток — возвы-
шенности,

Равнинную часть СССР посредине. ‘раз-
деляет Уральский хребет, идущий с севе-
ра на юг. Древние Уральские горы большей
частью покрыты хвойным лесом и сравни.
тельно невысоки. За сотли миллионов лет
их сильно разрушили вегры, дожди и мо-
розы, и поэтому скрытые в недрах гор ми-
нералы во многих местах обнажились илл
приблизились к поверхности.

Между Уралом п западной границей
(СОР лежит Великая Русская - (Восточно-
Европейская) равнина. Это наиболее плот:
но заселениая часть нашей страны. Ме-
стами равнина всхолмлена небольшими воз-
вышенностями.

№ востоку от Урала до реки Енисея иро-
стирается величайшая в мире и почти со-
вершенно плоская Занадно-Сибирская низ-
менность, наиболее заселенная в своей
южной безлесной части.

На юге равнинные пространства во мнд-
тих местах переходят в высокие, цепями
идущие горы — Карпатские, Крымские,
Кавказские, Копет-Даг, Памир, Тянь-Шань,
Алтай.

В этом гигантском горпом поясе выделя-
ются своями вечно снежными вершинами
Кавказские горы, Тянь-Шань и особенно
Памир. На Памире в поеделах Таджики-
стана поднимаются величайшие вершины
нашей страны: пик Сталина — 7.495. mer-
ров и пик Ленина — 7.127 метров.

На восток от Енисея лежат’ покрытые
тайгою ‘Горы’ и ‘плоскогорья: “К северу от
ozepa Байкал простираетея общтирное Срел-
не-Сибирское плоскогорье, огражденное ‘с
югз и востока горными хребтами — Саян-
ским, Яблоновым, Верхоянским. На Даль-
нех Востоке вдоль Тихоокеанского . побе-
режья тянутся хребты Сихоте-Алинь, Бу-
реинский, Вамчатский и другие. На Кам-
чатке находятся высокие огнедынащие го-
ры-вулканы.

Реки и озера

По длине и обилию воды многие из рек
Советского Союза относятся к величайшим
ревам земного шара. Так. по Сибири текут
реки; Лена длиной в 4.264 километра, 0бь
длиной в 4.016 километров, Енисей длиной
в 3.807 километров. Амур на Дальнем Во-
стоке имеег в длину 4.354 километра. В
Европейской части Советекого Союза течет
самая большая река Европы — Волга дли-
пою в 3.694 километра.

Реки играют огромную роль в жизни Ha-
шей страны: по рекам движутся пароходы
п сплавляется лес, в южных жарких райо-
нах отведенные из рек каналы поят водой
хлопковые поля, вода многих рек вращает
турбины гихростанций.

Реки СССР ‘имеют такой запас энергии
(280 миллионов киловатт), что ею можно
было бы привести в движение 500 гидро-
станций, равных Днепрогэсу. По запасам
водной энергии Советский Союз стоит вие-
реди всех стран.

В Советском Союзе много озер, особен-
HO на север-западе страны, где насчиты-
вается несколько тысяч; наиболее крупные
из них Чадожекое, Онежекое, Чудское,
Ильмень. ;

\№жду нижней Волгой и Алтаем много
озер, не имеющих стока. Они богаты цен-
ными солями. Наиболее крупные озера
этой полосы — Аральское море и Балхаш з
Казахской ССР. На’ юге СССР” находится
самое большое озеро земного пара — Кас-
пийское море. Оно лежит на 26 метров ни-
Же уровня океана.

горах, там, где стоку рек помешали
каменные гряды или где образовались про-
валы, лежат горные озера. Они глубоки.
вода в них чиста и прозвачна. Среди гор-

Красивы наши горы, поля и леса, богаты наши недра! На снимках: слева — в восточном Казахстане; глубоко под землей

работают горняки, добывая каменный, уголь. Справа —

НАШЕЙ

ных 0зер нашей Родины особенно известен
Байкал ——<«Славное море — привольный
Байкал», кзк поется в песне, Это самоз
глубокое ‘озеро земного шара, глубина его
достигает 1.741 метра. Байкал по об’ему
воды превосходит Балтийское море, хотя
по площади во много раз меньше его. Бай-
вал лежит среди красивых высоких и ле-
систых гор. Для железной дороги, огибаю-
щей озеро с юга, прорезано в горах почте
полсотни толнелей.

Из других горных ‘озер крупнейшие —
Иссык-Куль в Киргизской ССР и Севан в
Армянской ССР.

Наши реки, озера и моря богаты рыбой,
особенно Каспийское море в своей север-
ной части (где насчитывается свыше 39
промысловых рыбных пород), Баренцово
море у берегов Мурмана и моря Дальнего
Востока.

Вечный лед и вечная
зелень

Растительный и животный мир нашей
огромной страны необычайно разнообра-
зен: холодная тундра и жаркие субтропи-
ки, бескрайные степи и дремучие леса, ра-
стения — от лишайников до бамбуковых
рощ, животные — ‘от белого медведя до
тигра.

На Крайнем Севере вдоль берегов Ледо-
итого оксана полосой протянулась сырая,
безлесная местность’ — тундра. Зима в
тундре продолжительна и сурова. Долго тя-
нется полярная ночь, когда солнце не всхо-
дит и лишь вспышки яркого и разноцвет-
ного северного сияния озаряют небо. Лето
здесь короткое и холодное, с пасмурным
небом и туманами. За короткое лето земля
успевает оттаять лишь на небольшую глу-
бину. Деревьев нет; на торфяно-болотистой
почве растут лишайники, мхи да ягоды.

Из животных в тундре обитают север-
ный олень и песец, а у моря — белый
медведь. На берегах озер и морей летом бы-
вает множество водоплавающей птицы.

Южнее тундра постепенно переходит в
tec. Широкая лесная полоса тянется че-
рез весь Советский Союз — от Балтийского
моря до Камчатки. Она занимает  полови-
ну страны. Лесопокрытая площадь в CCCP
огромна — она исчисляется в 610 миллио-
нов гектаров. Советский Союз — самая бэ-
гатая лесом страна.

Ham лес славится своим отличным ка-
чеством. Под холодным северным небом де-
ревья растут медленно, но вырастают мел-
кослойными, крепкими и упругими. Co-
ветские леса дают олонецкую мачтовую
сосну, замечательный  дальневосточный
кедр, прославленную карельскую березу,
отличный чувашский дуб, лучшую для
производства спичек осину, незаменимую

при подводных сооруженнях лиственницу.

Южная граница лесной зоны идет при-
мерно ‘через города Виев-—Рязань—№а-
зань-—Тюмень—Томек. Восточнее же Том-
ска леса занимают почти всю площадь до
южной государственной границы.

В наших лесах водятся бурый медведь,
волк, лисица, заяц; белка, лось, бурундук.
Восточная, наименее обжитая часть лесной
зоны — тлазный район пушного промысла.
Нет страны более богатой дорогими и кра-
сивыми мехами, чем наша Советская стра-
на. Сибирская тайга лает пепельно-серый,
лоснящийся мех белки,  темножелтый,
шелковистый мех соболя, яркокрасный
мех лисы-‹огневки», красивейшие меха
лисы чернобурой и «серебрянки».

По мере продвижения к югу леса по-
степенно переходят в легостепь. Здесь ле-
са—островки среди открытых полей. За
лесостенью начинается. степь. Пояс сте-
пей простирается с запада на восток
сплонгной полосой от Карпат до Алтая я

калья. На юге, в Европейской части ССХР,
степь ‘доходит до. Черного. моря.

В полосе степи, как и в полосе. лесо-
степи, залегает замечатэльная почва —
чернозем. Он очень плодороден ис щедро
вознаграждает труд человека. У нас са-
мая большая черноземная площадь в мире
Опа простирается сплошной полосой с за-
пада на восток почти на. пять тысяч кило-
метров.

От. низовьев Волги на западе до озера
Балхаш на востоке и от черты Сталин-
град-——Актю)инск—Акмолинск на севере ло
предгорий Средней Азии на юге прости-
рается зона полупустынь и пустынь.

В полупустынях из-за сухости климатз
растительность редеет. В почве много со-

ли. Редкая жесткая полынь и солянки по-.

крывают сухую землю не сплошным по-
кровом, а лишь пятнами, пучками.

Южнее ложат пустыни. — песчаные или
глинистые. Они еще беднее влагой и расти-
тельностью, чем полупустыни. Наиболее
крупные пустыни в ССОР: Вара-Кум —
к западу or реки Аму-Ларья и Кызыл-
Кум — к востоку от нее.

Каналы, выведенные из рек, стекающих
се южных гор, преврашают участки пу-
стынь в цвегущие сады и пашни. Эти opo-
шенные места называются ^ оззисами.
Здесь — безоблачное небо, сухой воздух,
щедрое солнце. Шелковичное дерево стано-
BHTCH взрослым за два-три. года. Выео-

нового урожая.

далее отдельными участками до Забай-.

уборка урожая комбайном в степных плодородных ‘районах; зерно

РОДИНЕ

Природные богатства страны

кие урожаи приносит хлончатник, Фруб-
ты и виноград, взратенные в этих местах,
насыщены захаром. Больше всего орошено
земли в Узбекистане.

В Закавказье, у Черноморского и частью.
Кзепийского побережья, лежат влажные
субтроники. Здесь — жаркое, дождливое
лето и самая теплая в Советеком Союзе. зи-
ма (средняя температура января — ‘выше
нуля). Снег, если и выпадает иногда, тэ
сейчас же тает. Растения цветут всю зи-
му. В декабре зацветают фиалка и веро-
ника, в январе — орешник, в. конце фев-
Валя — абрикосы, в начале. марта — мин
даль. ,

В субтропиках на плачтациях произра-
стают ценнейшие культурные растения—

чай, апельснны, лимоны, мандарины, эфи-
роносы, тунговое дерево, дающее ценное’
техническое, масло. Здесь можно встретить
зпельсинные деревья, приносящие №
7 тысяч плодов в год.

Разнообразие климатических условий
позволяет выращивать в СССР бамые раз-
нообразные сельскохозяйственные ‘куль-
туры. i

Сокровища нашихнедр

Нет ни одной отрасли хозяйства, где бы
‘человек мог обойтись без минерального
сырья. Вглядимся в окружающую. жизнь;
в тонке горит каменный уголь; автомобиль
работает на бензине, который добыт из
нефти; машяны сделаны из металла, а мэ-
талл — это руда, переплавленная 6  1п0-
мощью угля. : ;

При паризме недра нашей страны были
слабо изучены. Сплошь да рядом из-за: гра-
ницы ВВОЗИЛОСЬ ТО, ЧТо мы сами могли бы
добывать и производить. ;

Большевистская партия и советская
власть организовали широкое геологиче-
ское изучение страны. Во все края были
посланы‘ отряды геологов. Они разведали
в недрах советской земли несметные со-
кровища. У нас найдены все полезные
ископаемые, какие только встречаются в
земной коре.

Каменный уголь-—это «настоящий хлеб
промышленности» (В. И. Ленин). СССР
располагает огромными запасами угля в
Донбассе, Кузбассе, Караганде, к югу от Мо-
сквы, на Печоре и во многих других ме-
стах. Уже в 1938 году в недрах нашей
страны было разведано 1:654 ‚миллиарда
тонн каменного угля — пятая часть всех
мировых запасов. Если бы эту масеу угля
насыпать в одном месте, получилась бы
гора высотой чуть не до десяти километров.
Пласты угля в Кузбассе, например, меега-
ми достигают по своей мощности величи-
‘ны пятиэтажного. дома. По`количеству yr-
ля в недрах мы стоим на втором месте в
мире.

В недрах СССР — огромные богатства
нефти: в Баку, Грозном, Майкопе, Эмбе,
«Втором Баку» (промыслы в ряде районов
между Уралом и Вологдой). Изученные 32-
пасы нефти составляли, но данным 1938
года, 4.679 миллионов тонн. Это — боль-
ше половины мировых запасов. По зацаеам
нефти в недрах мы стоим. на первом ме-
сте в мире. ; ;

Велики у нас запасы и других ценных
видов топлива— торфа, сланцев, природных
горючих газов.

Наш ‘век — век металла п химии. Недра

нашей страны содержат величайшие зале-’

жи различных металлических руд. и ХИМИ-.
ческого сырья.

Огромны наши запасы железной руды.
Они больше, чем во всех других странах
мира, вместе взятых. Основные железоруд-.
ные. месторождения находятся на Украине
(Еривой Рог), в Крыму (Керчь), на Урале,
2 Сибири, на Дальнем Востоке. Мы обладаем
единственным в своем роде скоплением же-
лезной руды в земной коре — Курской маг-
нитной аномалией. Она называется так по-
тому, что магнитная стрелка, всегда ука-
зывающая на совер, здесь отклоняется в
сторону огромных масс железа, скрытого в
земле.

В недрах СССР имеются также большие
залежи  марганцевой руды — треть миро-
не запасов (на Украине, в Грузии, на Ура-.
ле).

В Пазахстане, на Урале; в Сибири распо-
ложены богатейшие месторождения пвет-
ных металлов — меди, свинца, цинка, ред-
ких и драгоценных металлов— золота, пла-
тины, вольфрама, молибдена и других,

Среди многочисленных месторождений
химического сырья’ особенно’ выделяется
Хибинское месторождение апатитов’ (на
Кольском полуострове) и Соликамекое ме-
сторождение калийных солей. Фосфор и ка-
лий — важнейшее сырье для промышлен-
ности, минеральных ` удобрений.

Страна наша сказочно богата, и все эти
богатства ‘принадлежат народу. . Советские
люди под руководством большевистской пар-
тии и советского правительства работают,
не покладая рук, чтобы поставить все эти
богатства на службу нашей Родине — на
дело разгрома врага, на дальнейшее разви-
тие всех отраслей социалистического на-
родного хозяйства. Советский человек —
нодлинный хозяин и творец этих величай-

гих богатств.
Н. Н. МИХАЙЛОВ.

В этом году много интересных книг

получили дети Кировской области.
На снимке: работник областного библио-
течного. ‹ коллектора Валя. ГРАЧЕВА
подбирает кшиги для школьных биб-
лиотек.

Фото Л. ШИШКИНА.

РАЗВЕДЧИК.
По вражеской земле он шел впервые.
Тот край его’ встречал насторожась.

Вдали столбы вставали огневые,
‘Блестя в зрачках его бессонных глаз,

Он вдаль смотрел. Изрытая, чужая
Земля лежала перед ким в ночи.
И, мертвым светом землю освещая, *

<. Из туч гладели звезды, как ‘сычи.

И, чувствуя в своей душе волненье,

Вглядясь туда, в косые берега,
увидал громоздкие строэнья —

Встревоженное ‘логово врага.

Над обреченной вражеской столицей
Прожектор в нэбо два луча послал.
Казалось, перед ‘русским пехотинцем
‘Берлин, сдаваясь, руки поднимал:

Г. ВАСИЛЬЕВ.
ee

Доклады
на английском языке

Членами этого своеобразного клуба со-
стоят ‘студенты старших курсов. Московско-
го института иностранных языков. Предсе-
датель клуба — преподаватель английского
языка Шворц.

На заседаниях клуба студенты полу-
чают дополнительную разговорную прак-
тику по вопросам истории, литератузы,
науки, искусства, политики. Лучшие прено-
даватели института знакомят членов клуба
с жизныю и бытом англичан и американцев,
с ‹ произведениями английских и ‘американ-
ских писателей, ученых.

В клубе разучиваются английские народ-
ные песни, готовится к постановке скетч.
Групна членов клуба работает. над докла-
дами на.английском языке.

МОЛОДЕЖНЫЙ КОЛХОЗНЫЙ ТЕАТР
‚ ДНЕПРОПЕТРОВСК, 10 марта. (Наш

корр.). Каждый выходной день в клубе кол-
хоза им. Ленина выступает драматическая
студия под руководством инвалида Отеча-
ственной войны тов. Щербаня. В репертуаре
молодежного колхозного театра. пьесы:
«Назар Стодоля», «Наталка Полтавка», «Ой,
не ходы, Грицю, тай на вечерницы» и др.
Роли исполняют молодые колхозники Ки-
рилл Шолкопляе, Ольга Рожновская, Вера
Морез, Шура Галуненко, Иван Павленко и
многие другие.

Зимой театр показал колхозному зрителю
свыше 15 разных постановок. Сейчас драма-
тический коллектив готовит новую про-
грамму.

УХУ ХХХ HHH

ных лекциях этого дня,

ПОЧЕМУ. ПУСТУЕТ. ПЛАНЕТАРИИ?

’ Когда видишь на «небе»  Планота-
рия  мерцающие звезды, солнечное и
лунное - затмения, невольно забываешь
искусственность обстановки. Ето хоть раз
побывал в Планетарии, тот на всю жизнь

сохранит память об этом храме астройоми-

ческой науки, который в наглядной и убе-
дительной форме дает единственно правиль-
ное, научное представление о происхожде-
нии и развитии вселенной.

Московский Планетарий, созданный в
1929 году, сразу же приковал к себе вее-
‚общее внимание” и стал центром пропагаз-
ды естественно-научных знаний среди на-
селения, в особенности среди московской
молодежи. Да и не только московской.

Около 17 тысяч популярных лекций бы-
ло нрочитано за первые десять лет ‘суще-
ствования Нланетария. Их посетили 7 мил-
лионов человек. Это значит, что Планетарий
ежедневно посещали тогда две с половиной
тысячи человек.

А теперь?

Смешно сказать: 30 января, например,
на лекции «Рулканы и землетрясения»
присутствовали воего лишь десятки человек,
тогда как в зале 600 мест. Такая же непри-
глядная картина наблюдалась -и на озталь-

В чем же дело? Может быть, лекции ста-
ли менее. интересными? Наоборот, они сей-
час еще более содержательны. Научные pa-
ботники создали новые. астрономические
аппараты, позволяющие лекторам демон-

стрировать на искусственном небе «падаю-

щие» звезды (метеориты) и комёты, пока-
зывать северное сияние, солнечное ‘и лун-
ное затмения.

Успех работы Планетария во многом за-
висит от того, как оповещается население о
ето работе. В последние годы об. этом забы-
ли: не даются об’явления ни в газетах, ни
по радио. Нет афиш и рекламных трансна-
рантов на улицах города. На Оадово-Куд-
ринской улице против Планетария стоит
большой стенд с надпиеью: «Сегодня в
Планетарии». Но неизвестно, к какому году

относится это «сегодня». Одни говорят, что

последний раз расписание лекций было вы-
вешено в 1942 году, другие утверждают—
в 1941. То же можно сказать и о двух ви-
тринах, которые висят по обо стороны У
входа в Планетарий: одна пуста, а в другой
торчит рваный и грязный плакат.

Массовая работа Планетария с моло-
дежью заглохла. В былое время здесь про-
водились практические занятия школьников
по физической географии. ‘астрономии и
биологии. Пользуясь наглядными и увле-
кательными пособиями, будущие естеетво-
испытатели изучали строение вселенной.
Здесь регулярно занимался `астрономиче-
ский кружок рабочей и учащейся молоде-
жи. Такие же кружки были созданы. работ-.
никами Планетария на больших московских
заводах, в школах и пионерских домах.

Рядом с Планетарием, в саду, работала
астрономическая обсерватория с мощным
рефрактором, дававшим увеличение в 500
раз. Около него в ясные дни и вечера сотни
молодых москвичей и гостей столицы  раес-

сматриврали небо. Теперь этой обсерва-
тории нет.

Наблюдение небесных светил было орга-
низовано в московских парках культуры и
отдыха и в рабочих клубах крупных
предприятий, на Ленинских горах и в дру-
гих местах. Там было установлено 12 те-
лескопов, у которых лекторы Планетария
вели научные беседы, давали консульта-
ции. В одном только 1938 году эти: астро-
‚номические пункты посетили 90 тысяч че-
ловек. Теперь эти пункты не работают, а
телескопы валяются в лекторской комнате
и в кладовой.

Раньше работники Планетария держали
‘постоянную’ связь с многими городами и
селами страны. Лекторы и единственный
тогда консультант (теперь имеется три кон-
сультанта!) аккуратно отвечали на письма,
посылали юным любителям астрономии по-
пулярные брошюры. А когда любители. при-

зжали в Москву, они могли приобрести

комплекты астрономических диапозитивов,
в большом количестве изготовлявшихся ма-
стерскими -Планетария.

Теперь ничего этого нет — ни кружков,

пи обсерватории, ни переписки с `моло-
дежью, ни диапозитивов. Работники Пла-
нетария растеряли весь свой замечатель-
ный актив, свернули всю массовую работу.

Огромный интерес населения, особенно
молодежи, к астрономии побудил работни-
ков Нланетария тт. Дергачева и Линипко-
го создать небольшой передвижной плане-
тарий для. периферии. Они его сконструи-
ровали, изготовили и опробовали. Резуль-
таты получились хорошие. Руководителям
Птанетария было предложено сделать в ма-
стереких 100 таких аппаратов. ‘Это указа-
ние не выполнено. Более того, мастерские
перестали производить даже астрономиче-
ские диапозитивы. i

Так московский Планетарий утратил свою
былую ‘славу. Кто виноват в этом? Прежде
веего сами работники Планетария, которые
замкнулись в стенах своего учреждения,
примирились с ‘вопиющими недостатками
его работы. Pia

Удивительную позицию заняли и работ-
ники Управления культурно-просветитель-
ными предприятиями Моссовета, в ведении
которого находится Планетарий, Как смогли
они не заметить того, что Планетарий из года
в год свертывает массовую работу, что его
зал пустует? Дело. дошло до того, что Пла-
‘нетарием ряд лет руководил невежествен-
ный человек и бездельник Рубинчик,
который к тому же растранжирил десятки
тысяч рублей государственных средств.

Серьезный упрек следует послать в
адрес Московского горкома комсомола
и его отдела пропаганды. Если бы горком,
райкомы и комитеты ВЛЕСМ первичных ор-
ганизаций Москвы и ее пригородов как сле-
Ayer использовали Планетарий, его зал
всегда был бы переполнен. ` -

Московский Планетарий должен вернуть
себе былую славу, должен стать ‘центром
распространения естественно-научных зна-
ний, помогать комебмольским организациям
в их научно-просветительной работе среди
молодежи. ^ i

П. МИХРИН.,

Лом собирается

на полях сражений

.

МИНСК, 10 марта. (Наш корр.). Комсо-
мольцы Белоруссии с первых дней освобо-
ждения республики ведут сбор металличе-
ского лома. На месте взорванных ‘ломов,
вокзалов и предприятий лежат тысячи тонн
исковерканных железных балок, перил и
другой арматуры. Все это сейчас собирается
для переплавки. Особенно успешно ведут
сбор металлолома комсомольцы ‘Брестской
области, выполнившие план на 430. процен-
Tos. Специальные группы молодежи ‘ведут
сбор разбитой вражеской боевой техники—
автомашин, танков, вездеходов, валяющихся
здоль дорог и на месте недавних сражений.

о
$

Свыше 2.000 тонн`металла уже отгружено
на металлургические заводы.

Перед навигацией

КИЕВ, 10 марта. (Наш корр.). В Киевском
речном порту идет подготовка к началу на-
выгации. Судоремонтный завод имени
Сталина закончил ремонт пароходов и барж.
В первый рейс выйдут пассажирские паро-
ходы «Громов», «Полина Осипенко», «Го-
голь», буксиры «Ломоносов», `` «Орджони-
кидзе».и пругие. ;

Одновременно идет ремонт  землесосов,
корчевальных кранов и другого техниче-
ского флота. Предстоят большие работы: по
расчистке и углублению фарватера.

В. речном порту расширяются причалы н

устанавливаются новые погрузочные меха-’
HH3MBI.

‚Как только Днепр освободится от льда,
караваны судов повезут хлеб, строительные
материалы, механизмы для восстановления
заводов, шахт и рудникоз. ‘ i

ххх ‘3

CERO! OPM Md Be

_ Крепок и сладок сон на paccsere, Bagat

Петрусь легкие, крылатые сны. Будто пус-
кает он в небо бумажного змея. Взлетает,
трепеща на ветру, змей и тянет за’ собой
Петруся. Въыице, выше за облака подымают-
ся они. И кажетея мальчику, будто вы-
росли у него крылья. ^

_Фадонь матери касается петиного 168:

— Вставай, сынок, пора!

И сразу исчезают змей, синее небо, кры-
лья. Новый день, новые заботы. Умываясь,
мальчик думает: сегодня нужно подвезти
сено к фермам, отдохнули ли за ночь уста-
лые кони? А потом пора покрасить раму
плуга. Не забыть бы сказать кузнецу, что-
бы отбил лемеха — весна не за. горами.

— Сынок, ‘мука’ кончилась, — говорит
мать. — Зерно бы смолоть надо: Boy

раньше — поеду на мельницу.“ ‘°

— А еще, Петрусь, хоропю ‘быв клуне
Ерышу починить. Снег туда сыплется, ко-
pope холодно.

— Починю, ладно... Ну, бувайте, я по-
пел... Та скажите: мамо, Ивасю, чтобы от-
Нес марийкины чоботы ло сапожника. Ей
не в чем ходить.

Петрусь выходит со двора, озабоченный
колхозными делами. Длинный пиджак стар-
шего брата’ Антона делает его степенным,
похожим‘ на взрослого. Этот пиджак теперь
Антону не нужен, брат сменил его на крае-
позрмейскую форму.

(Софья Трофимовна закрывает за сыном
дверь, возвращается в комнату. Горит свеча
в ЧИСТОЙ оветлице, стучат часы, кричит за
печкой сверчок — вестник счастья, как
утверждает народная примета. Слыпено, каз
жарко дышат во сне дети: Ивась и Марийка..

— И Петрусю поспать бы! Ведь он еще
совсем ребевок, четырнадцать годков едва
минуло!— вздыхает мать.

...Шесть детей воспитала она без мужа—
он умер много лет тому назад.

Хорошие выросли дети — пять сынов и
одна дочь. Трое старших работали‘ в колхо-
3, помогали матери. Появился достаток,
стало вловоль хлеба. Снова, как при отце,
в хлеву стояла корова. Падовалась старая’
мать. Так бы жить и жить.

Но случилось не так, как она хотела...

Снимает мать фотографию, висящую пол
полотениех, вышитым красными петухами.

Ha ней — старптий’ сын, лейтенант Антон.
С материнским напутствием прошел он с

— Добре. Вот сегодня закончу’ работу.

за помощника.

боями в глубь Восточной Пруссии. Четвер-
 ТЫЙ ГОД не видит его мать.

ко — в. Киеве. Обещал скоро приехать. А
третий сын-—Слепан. Фотография прислана
из неметчины: худое, измученное лицо. На
груди ‘висит номер — тавро каторги и не-
воли.
Склоняет ниже голову мать. Лучше не
вопоминаль этот серый осенний день...
Тревожно и жутко было в селе. Ходили по

рать их в побклятую Германию. В темном
подвале пятый день скрывался ее Crenan—
‘последняя опора, последний взрослый в се-
мье.
` Нашли его немцы,
вели... :
В тот день, когла рыдала мать, подошел
к ней Петрусь, обнял за плечи и твердо
сказал: ee а
_— He плачьте, мамо. Теперь я вам буду.

Связали руки, m0-

Спрятал Петр в кладовке своего бумаж-
ного змея. Как взрослый, обошел он хату,
ограбленную немцами, ° по-хозяйски все
осмотрел. Он знал, что ‘мать вытрусила из
мешка, последнюю муку. ?

Стал Петрусь кормить ‘семью. `Выручал
конь «Карый», приблудивиьийся во время
отступления наших частей. Мальчик ездил
на нем в лес, рубил дрова и продавал их.

Однажхлы зашел в клуню рыжий немец.
Молча отвязал’ лошадь и пошел ео двора.
Плакал `Петрусь, умоляла мать — напрас-
Ho! Г

Но, на радость семьи, «Карый» возвра-
тился, удрал от немцев. Знакомой дорогой
прибежал он под окно, ржанием вызвал мо-
лолого хозяина. С этого времени прятали
коня в балках, в лесу, у соседей Jo Tex
пор, пока не пришла в село Красная Ар-
мия.

Петруеь отдал «Карого» ronta одному
лейтенанту-кавалеристу, лошадь которого
пала в бою. Отдал и дорогую уздечку:

— Берите, та берите x! Ну, ей богу же,
не жалко — воевать надо!

Уехали кавалеристы, и долго еще смот-
рели им велел женщины, желая удачи на
трулной военной лороте.

Село’ возвратилось к жизни. Петрусь стал
колхозником. Он сеял, косил, скирдовал,
молотил. Где только бралась‘ сила у хлоп-
ца! Косил ‘мальчик по 50—60’ сотых га в
день, а такую норму въынюлняли лучшие

Рядом второй сын, Григорий. Этот близ-

хатам немцы, искали юношей, чтобы заб-

11 марта 1945 г.

косари — деды. Зяби вспахивал Петрусь по
80 сотых тектара — этого добьется. не’ каж-
дый взрослый.

Любят колхозники Петруся Комисаренко.
Уважают за ум, за хозяйскую хватку.
Услышал 0 нем ‘секретарь ‘райкома партин
тов. Сиротюк. Вызвал подростка к себе:

— Слышал я, Петро, что ты хороию ра-
ботаешь в колхозе, семью кормишь.

A BRE ж,— солилно отвечал Петя.
— Сколько же ты трудодней заработал?
Багато! Около 300. будет.

А сколько на трудодни получил?
Тонну зерна, полторы тонны карто-
фелл, мед, гречиху, просо. Fs pie
_...Однажды возвратилея Петрусь рано с
колхозных работ, застал в хате гостя. При-
‘ехал из Киева брат Григорий. Давно не ви-
далиеь братья. Хотел Григорий пошутить с
Нетрусем, как когда-то в детстве, но не на-
шел нужных слов. Стоял перед ним неё кур-
носый вихрастый мальчишка, a молодой
хозяин — кормилецд семьи. 3

А мать суетилась около стола, paccka-
зывала о Петрусе и ласково уговаривала

— К Первому Мая обязательно нужно,
Петрусь, костюм тебе еправить. И Марий-
ке бы платье сшить. Как думаешь?

‚— Ше можно, мамо. Продайте в коопе-
рацию картошку, что л заработал, вот
и будет мануфактура, — солихно отвечал
младший сын,

Собираясь уезжаль, Григорий сказал бра-
су:

— Поедем, Петр, в Киев! Мотогонки
‘Тебе покажу, в театр сведу.

Загорелись на минутку глаза у Петруся,
10 он тут же возразил:

Не могу сейчас, некогда. Семена к
весне готовим.

А теперь Петя Комисаренко ждет воз-
вращения из неволи любимого брата Cre-
пана, ждет и Антона с победой. А ‘иногла
он думает и о том, что тот лейтенант, ко-
торому он`подарил коня, заедет на, обратном
пути в Глеваху проведать ето, Петруся.

Л. КОМПАНИЕЦ.
Колхоз им. Хрущева,
село Глеваха Вакильковското
района Киевской области.

$9494+$94944494494446949444959444044444444<4

‚ЖОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА».

3 стр.