“Mu. Emme десять лет назад, будучи началь-

Румынскея печать

3ежду Ш. Г. роза и Г. Татареску и И. В. Сталиным

БУХАРЕСТ, 10 марта. (ТАСС). Письмо,
Председателя Совета Министров Румыния
П. Гроза и Вице-Председателя. Совета Mu-
нистрэв и Министра Иностранных Дел
Г. Татареску Председателю Совета Народ-
ных Комиссаров Союза ССР И. В. Сталину
и ответ И. В. Сталина стали известны здесь
поздно ночью. Однако утренние газеты
успели воспроизвести эти письма.

Все вечерние газеты опубликовали пись-
ма на видном месте, причем ряд газет по-
местил портрет тов. Сталина. Орган Тата-
реску газета «Драпелул», комментируя вы-
раженное в письме И. В. Сталина согласие
советского правительства удовлетворить хо-
‘Датайство румынского правительства 05
установлении в Трансильвании администра-
ции румынского правительства, пишет: «Ру-
мынский народ выражает свою благодар-
ность великому нашему соседу Советсхо-
му Союзу, славному Маршалу Сталину,

06 обмене письмами

героической Красной Армин. Мы горды тем,
что сражаемся рядом с Красной Армией, и
мы будем сражаться до полного разгрома
гитлеровского зверя».

«Выражаем свою признательность Марша-
лу Сталину, который лично обрадовал нас
вестью о возвращении нам Северной Тран-
сильвании, — пишет’ газета «Семналул». —
Отметим это, как первый большой успех на-
шего правительства»,

Разета’ «Эра ноуа», опубликовав ‘письмо
П. Гроза и Г, Татареску ‘и ответ
И. В. Сталина под заголовком «Маршап
Сталин удовлетворил горячее желание ру-
мынского народа», в своих комментариях
пишет: «Решение о возвращении румынской
администрации в Трансильванию состоялось
на второй день’ после заседания правитель-
ства П. Гроза. Это решение обязывает нас
к проведению реальной демократизации
страны». -

Заявление Рузвельта

_ ВАШИНГТОН, 9 марта; (ТАСС).  Высту:
пая на пресс-конференции, президент Руз-
вельт охарактеризовал, как спекулятивный,
вопрос, заданный представителями печати, о
том, вступила ли война против Германии в
такую фазу, когда она может внезапно за-
кончиться. Отвечая на другой вопрос, он за-
явил, что еще не совещался с дипломатиче-
ским и политическим советником Эйзенхау-
эра по вопросам Германии Мэрфи, который
вернулся в Вашингтон 6 марта. Спрошен-
ный о том, рассматривается ли уже вопро
с выборе американского представителя р
экономическую контрольную комиссию для
Германни, Рузвельт заявил, что этот вопрос
уже рассматривается в течение 6 месяцев
или больше. Рузвельт также охарактеризо-
вал, как спекулятивный, вопрос, заданный
представителями печати о том, правильно ли
предполагает журнал «Арми энд нэйви
джорнэл», что президент назначит на этот
пост заместителя военного министра Пат-
терсона.

На вопрос о том, обсуждал ли он поли-
тическое положение в Китае с послом Хэр-
ли, Рузвельт заявил, что он только что при-
ступил к обсуждению этого вопроса. В от-
вет на вопрос о том, решено ли, кто будет
командовать на Дальнем Востоке, Рузвельт
ответил, что он встретится с адмиралом Ни-
‚мицом, но, возможно, не ответит на этот во-
прос и после встречи. Отвечая на другие
вопросы, Рузвельт заявил, что, откровенно
говоря, он не предполагает встретиться
вскоре с Чан Кай-ши, но это, тем не менее,
возможно.

‘ский премьер-министр Кинг прибывает се-

0 том, что. стоит хорошая летная погода.

Военные. действия
в Западной Европе

ЛОНДОН, 10 марта. (ТАСС). В сообще-
нии штаба верховного командования ‘экспеди-
ционных сил союзников говорится о занятии
войсками союзников городов Ксантен, Бонн
и Бад Годесберг. Войска союзников прошли
через город Ксантен на юг, но‘в северном
секторе, в районе Бонна, . продолжается
очищение местности от противника.

В коммюнике также сообщается, что части
союзников заняли в районе предмостного ук-
репления ‘у’ Ремагена Эрпель и продвигают:
ся. дальше. ;

Продвинувшись на 30 с лишним километ-
ров на западном берегу.Рейна, бронетанко-
вые части союзников захватили Брёль на
Рейне. Другая колонна союзников, двигав-
шаяся параллельно, продвинулась на 17,5 ки-

‚лометра и заняла Андернах, на Рейне.

Налет английских самолетов
«Москито» на Берлин

ЛОНДОН, 10 марта. (ТАСС). Агентство

: 5 Рейтер сообщает, что в налете на Берлин

на пресс-конференции

Президент сообщил, что он предполагает
побывать в Сан-Франциско во время конфе-
ренции Об’единенных наций.

Отвечая на вопрос о том, почему канад-

годня в Вашингтон, президент заявил, что
Кинг часто посещает Соединенные Штаты.
По поводу значения присутствия в настоя-
цтее время в Вашингтоне адмиралов Нимица,
Хэлсея и Кинга, а также генерала Ведемей-
ера, Рузвельг ограничился лишь замечанием

На вопрос о его отношении к двум раз-
личным законопроектам по мобилизации ра-
бочей силы, обсуждаемым в настоящее вре-
мя в конгрессе, Рузвельт указал, что он
выскажется за принятие такого законопро-
екта, который будет ближе всего к предло-
жению, содержащемуся в его послании. кон-
грессу по вопросу о мобилизации рабочей
силы.

По сообщению вашингтонского коррес-
пондента агентства Ассошиэйтед Пресс, не-
сколько позднее Рузвельт ‚заявил группе
посетивших его французских журналистов,
что он и де Голль являются большими
друзьями. Президент посоветовал журнали-
стам не обращать внимания на сообщения
по поводу отношений между Рузвельтом и
де Голлем. Сделав несколько дружествен-
ных замечаний по адресу ‘де Голля, Руз-
вельт заявил, что он глубоко сожалеет о
том, что не смог посетить Францию после
Крыма, но он не располагал для этого до-

‚всоружённые
подводных лодок, добились успехов, унич-

вечером 9-го марта участвовало больше са-

молетов «Москито», чем за весь период
ночных налетов на германскую столицу, на

чатых 18 дней тому назад.
о ‘
Совместное. англо-американское
заявление о подводной войне
ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как передаёт
агентство Рейтер, в ‘совместном ежемесяч-

ном заявлении о борьбе против подводных
лодок противника, опубликованном вечером

9 марта от. имени президента Рузвельта и

премьер-министра Черчилля, говорится:
«В течение февраля среднее. количество

торговых судов союзников оказалось жерт-

вой активности подводных лодок. Однако
силы, действующие против.

тожив в прошлом месяце больше неприятель-

ских подводных лодок, чем в январе,

Несмотря на удовлетворительные резуль-
таты, достигаемые сейчас в войне против
подводных рейдеров, наши вооружённые си-

лы должны проявлять всё большую бдитель-
ность, потому что любой враг, обладающий
болышим числом подводных лодок, всегда
представляет потенциальную угрозу».

4 —O-—
К пребыванию делегатов
славянского митинга в Болгарии
СОФИЯ, 10 марта. (ТАСС). Как передает

софийское радио, после посешения Старой

1 седательством доктора

статочным временем.

МЕРОПРИЯТИЯ РУМЫНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

БУХАРЕСТ, 10`марта. (ТАСС). Как пере-
лает бухарестское радио, министр земледе-
лия и государственных имуществ Ромулус
Зарони создал комиссию, которая будет за-
ниматься изучением программы аграрной
реформы. Министерство сообщило, что в
провинцию отправлены 32 вагона с горючим,
предназначенным для посевных работ. Боль-
шая часть горючего поступит в уезды, рас-
положенные в долине Дуная,

Министерство внутренних дел опублико-
вало сообщение о том, что королевским
декретом, сняты со своих должностей быв-
ший префект уезда Хуши Аурел Петку,
бывший префект уезда Клуж Валер Молдо-
ван, бывший префект одного из уездов
провинции Марамуреш Василе Лазар и ряд
других префектов.

Румынский военный министр ген. Василиу
Рашкану опубликовал приказ по армии,
в котором говорится, что министр будет
осуществлять программу, имеющую‘ целью

установить лойяльное и искреннее сотрул-
ничество с доблестными советскими армия-
ми и армиями союзников, которые достойно
оценят жертвы ` Румынии. “Министерство
примет меры к тому, чтобы снабдить армию
обмундированием и оснастить ее так, «что-
бы она могла гордо пронести знамя победы
по полям сражений во имя уничтожения
гитлеризма и обеспечения независимости и
свободы родины». Будет увеличено жалова-
ние солдат и улучшены их материальные ус-
ловия. Министерство, говорится в приказе,
гроявит особую заботу о том, чтобы в ре-
зультате аграрной реформы солдаты, сра-
жающиеся на фронте, были наделены зем-
лей в первую очередь, чтобы было обеспе-
чено продвижение по службе тем, кто про-
явил себя на поле боя. Из рядов армии бу-
дут исключаться «паразитические элементы
и те, кто. является противником новых идей,
которые будут положены в основу устрой-

ства нового мира».
=

РОАТТА, РАДЕСКУ, ПЕТЭНОВЦЫ

На протяжении нескольких дней произо-
шли события, полностью подтверждающие
необходимость энергичной и решительной
чистки освобожденных стран от гитлеров-
ской агентуры и прочих фашистских пре-
ступников. }

В Италии бежал из военного. госпиталя,
в перерыве между заседаниями суда, в ко-
тором разбирались его подлые злодеяния,
генерал Марио Роатта. Имя этого бандита
связано с многочисленными преступления-

ником итальянской военной разведки, Ро-
атта был одним из главных организатороз
политических убийств как в Италии, так
и за границей. Жертвами его наемных па-
ачей явились многие итальянские участ-
ники антифашистского движения, а также
тосударственные деятели зарубежных
стран, проводившие политику, направлен-
ную против фалтистекой агрессии. Tak,
осенью. 1934 года Роатта совместно с хор-
ватеким фашистом Анте Павеличем (впос-
ледствии произведенным немецкими 3a-
хватчиками в «фюреры» марионеточного
государства Хорватии) организовал убий-
ство югославского короля Александра п
французского министра иностранных дел
Луи Барту. Король и Барту были sacrpe-
лены среди бела дня в Марселе «усташа-
ми» — фашистскими четнаками, подоелан-
ными итальянской разведкой. С именем
Роатта связаны также многочиеленные тер-
рористические акты, имевшие место в 1937
году в Париже и других французских горо-
дах, в частности убийство видных итальян-
ских политических эмигрантов братьев
Россели.

Зо время войны Роатта командовал ита-
льянскими оккупационными войсками в
Югославии. Он оставил по себе стралгное
воспоминание: всюду, где побывали его
разбойничьн отряды, рекой лилась кровь
ютославских патриотов. Они не щадили ни
стариков, ни женщин, ни детей, После вы-
хода Италии из войны этот матерый убийца
не был сразу привлечен к суду и не понее
заслуженной кары; вопреки здравому смыс-
лу и требованиям элементарной справедли-
воети, он был оставлен в качестве «неза-
менимого» на посту начальника штаба ар-
мии, где продержалея до весны 1944 года.

Сейчас Роатта, в конце концов привяе-
ченный к суду, получил возможность
скрыться—по примеру самого «луче», ко-
торому удалось в свое время бежать нз ме-
ста своего заключения. Разница лишь в
том, что Муссолини бежал при помощи па-
рашютистов, присланных ему на выручку
немецкими фапгистами, Роатта же совер-
шил свой’ побег благодаря попустительству
итальянских властей, — на это с возмуше-
цием указывает римская печать. «За Роат-
Ta,— пишет газета «Аванти»,—стоят, дру-
тие лица, которые также чувствуют. себя

ваны 35 членов
«фашистской республиканской партии». В

Загоры, Казанлыка и Габрово участники сла-
вянского митинга в Софии прибыли 8 марта
в Плевну. На вокзале они были встречены
местными официальными лицами и многочис-
ленными жителями города. Гостей приветст-
вовал кмет (городской голова) города. В во-

енном клубе для них был устроен ужин, во
время которого с краткой приветственной
речью выступил председатель’ областного
комитета Отечественного фронта. С ответ-
ным словом выступил председатель Всесла-
вянского комитета генерал Гундоров. 9-го
марта гости осматривали исторические па-
мятники города. После этого в Плевне со-
стоялся многолюдный митинг,
выступили болгарский генерал Греков, ди-
ректор Плевенской области Шишков, ми-
нистр без портфеля генерал-лейтенант Доб-
pu Терпешев и председатель. Славянского
комитета в’ Софии Найден Николов. C or-
ветными речами выступили генерал-лейте-’
нант Гундоров, академики Державин и Жеб-
рак и писатель Тихонов, прочитавший. свои
стихи, посвященные Болгарии. По окончании
митинга гости выехали в Софию.

на котором

?

Е
В Риме раскрыта подпольная
фашистская организация

РИМ, 9 марта. (ТАСС). В Риме аресто-
подпольной организации

числе арестованных имеются 4 офицера рас-

Второй факт, бросающий столь же яркий
свет на разнузданность фашистов и гитле-
Говских последышей, имел место в Румы-
нии. Зверским расстрелом безоружных де-
монстрантов бывший премьер-миниетр ге-
нерал Радеску и реакционно-полицейская
клика, группирующаяся вокруг него, бро-
CHIH наглый вызов румынской демократии
и всему лагерю, борющемуся за искорене=
ние фашистской чумы. Эта провокация,
равно как и множество других фактов, ра-
зоблачающих подрывную деятельность вра-
гов народа, говорят о том, что требование
чистки, пред’являемое общественным мне-
нием Румынии, вполне обоснованно и свое-
временно.

Краткая телеграмма из Парижа с00б-
щает об усиливающейся активности фран-
цузеких реакционных сенаторов и депута-
тов, содействовавших нредателю Петэну в
его капитулянтекой политике и голосовав-
ших 10 июля 1940 года в Виши за лик-
видацию республиканского режима и пре-
доставление полномочий «главе государ-
ства», этому изменнику родины. Прошло
уже семь месяцев со лня освобождения
Франции, а эти бывшие, запятнанные с
ног до толовы люди еще не очутились за
решеткой. Чувствуя свою безнаказанность,
они осмелели и пытаются снова выплыть
на политическую поверхность. Они устрач-
вают в Париже открытые собрания, произ-
носят речи о необходимости «примирения»,
добиваются от правительства вобстановле-
ния их в избирательных правах, восхва-
ляют Петэна ‘и его сторонников, призывают
к снисходительному отношению к Потэну.
Курьезнее всего, что собрания этой кама-
рильи происходят не в частных домах, а в
здании французского сената, в Люксембург-
ском дворце!

Одновременно на улицах Парижа pac-
влезны афиши, призывающие на митинг,
который устраивается роялистами, на те-
му: «Монархический сониализи—вот Фран-
‚ ция завтрашнего дня». В крупнейшем па-
рижеком зале Ваграм, где собрались «ко-
ролевские молодчики», слышатся враж-
цебные возгласы по адресу судей, пригово-
ривших к пожизненному заключению за со-
общничество с немецкими оккупантами их
главаря Шарая Мораса,

Организация побега фантистекого палача
Роатта, расстрел народной лемонетрации в
Румынии, разнузданность - реакционеров п
петэновских сообщников во Франции— все
это явления одного и того же порядка. Опя
снова и снова говорят о том, что велед за
военным разгромом фашизма должна быть
проведена полная, не допускающая ника-
ких компромиссов, дезинфекция освобож-
денных стран от фащистеких бацилл. Это-
го требуют интересы демохратии, мира в

скомпрометированными и которые, спасал
Роатта, хотят спасти себя».

всеобщей безопасноети.
* Л. ВОЛЫНСКИЙ.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва. 137. Улица «Травлы». д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:
трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 3-37-43;

511671,

отдел крестьянской молодёжи—Д 3-38-38 п Д 3-84-23;

формирозанной фашистской милиции. Глав-
ным организатором подпольной организации
был архитектор Антонио Биджи, поддержи-
завший контакт с лицами, финансировавши-
ми это движение. Главным казначеем срга-
низации был Итало Пуччи. В резиденциях
‚заговорщиков было конфисковано оружие.
Аресты были проведены

8 марта утром
итальянскими карабинерами и союзной во-

енной полицией,

Установлено, что подпольная  организа-

ция издавала журнал` «Оноре», первый но-

мер которого датирован 19 января 1945 г.
Повидимому, запас бумаги хранился в част-
ном гараже, но был уже к моменту ареста
продан на черном рынке примерно за 300
тые, лир. По заявлению «Сервицио инфор-
мациони», подпольная организация насчи-
тывала примерно 20 тыс. членов. В начале.
февраля, как добавляет «Сервицио информа-
циони», подпольную фашистскую организа-
цию в Риме ияспектировал  генерал-лейте-
нант милиции чернорубашечников Бранди-
марте, который зверски расправлялея с
итальянскими антифашистами в Турине и
Других городах Пьемонта. Брандимарте пе-

вании принципа самоопределения наций, не

Декларация нового югославск

БЕЛГРАД, 10 марта. (ТАСС). Вечером
9 марта югославский премьер-министр мар-
‚шал Иосип Броз’Тито выступил по радио со
следующей декларацией нового югославско-
го правительства: :

«Правительство демократической федера-
зивной Югославни, образованное 7 марта
с. г. взяло на себя руководство государ-
ственными\ делами,

Это правительство образовано путем слия-
ния Национального Комитета Освобождения
Югославии, который был создан в стране
решением президиума АВНОЮ .(Антифа-
шистское Вече Национального Освобожде-
ция Югославии) от 30`ноября ‘1943 года и
облечен прерогатизами Временного народ-
ного правительства, и королевского юго“
злавского ‘правительства, которое было об-
разовано в 1944 году за границей под. пред-
Ивана Шубашича,
основании соглашения между ним и
председателем Национального Комитета
Освобождения Югославии. Кроме того; в
это единое правительство, образование ко-
торого было предусмотрено соглашением от
2? ноября 1944 года, вошло и несколько
представителей политических групп, нахо-
лившихся до сих пор вне эгих двух орга-
HOB. и

Таким образом. наша ‘родина получила
единое правительство, что является необхо-
димым условием скорейшего и наиболее ус-
пешного окончания войны и быстрого и пла-
чомерного восстановления нашей страны.
Создание правительства, которое сегодня
выступает с этим заявлением перед народа-
ми Югославии, обусловлено внутренними и
внешнеполитическими нуждами. Его созда-
ние явится, с одной стороны, еще большим
стимулом к сплочению всех тех сил, кото-
рые не запятнали себя сотрудничеством с
оккупантами или их слугами, а, с другой
стороны, само правительство в` атмосфере
доверия во многом облегчит усилия, направ-
ленные на восстановление нашей страны,
ч еще больше укрепит дружественные отно-
шения с нашими союзниками. Правитель-
ство уверено, что полная поддержка со сто-
роны народа и его представителей даст ему
силу быть на высоте сегодняшних тяжелых
задач.

Правительство, прежде всего, считает
своей обязанностью подчеркнуть в качестве
своей первой и самой главной цели, дости-
жению которой оно отдаст все свои силы, —
быстрейшее изгнание или уничтожение фа-
шистских оккупантов на еще не освобо-
жденных территориях нашей родины, а так-
же разгром и уничтожение кзислинговских
и предательских сил, борющихся против
собственной родины под знаменами окку-
пантов и вражеской реакции.

Правительство сделает все, чтобы наша
югославская армия при всесторонней  под-
держке народа до конца выполнила почет-
ную обязанность, которая ложится на нее
в общих усилиях Об’единенных наций по
окончательному = разгрому ‘гитлеровской
Германии. С этой целью правительство при-
ложит все ‘свои силы для вооружения,
укрепления и ‚обеспечения югославской ар-
мии с тем, чтобы она могла решить стоящие
перед ней большие задачи. На жертвы, ко-
торые наша армия приносит на фронте, тыл
должен ответить неутомимой работой и ма-
териальными жертвами в пользу фронта.
«Все для фронта» — является нашим основ-
ным лозунгом. ‘

Правительствс сделает все, чтобы наши
национальные территории, которые после
первой мировой войны остались вне границ
нашего государства, были присоединены к
нему, тем более, что общим народно-ссвобо-
дительным восстанием против иностранных
захватчиков В ходе этой войны население
этих территорий фактически уже присоеди-
милось и выступило за демократическую
федеративную Югсславию. Наши народы
приобрели на это право не только на осно-

на

только своим преоблалающим большинством
на этих территориях, но и, в частности, тем,
что именно там своей вооруженной борьбой
они оказали болышие услуги общему делу
Об’единенных наций. ,

Великие национально-демократические до-
стижения наших народов, завоеванные це-
ной неизмеримых жертв и нашедшие свое
выражение в решениях второй сессии
АВНОЮ, состоявшейся 30 ноября 1944 года
в городе Яйце, являются основой созида-
тельной деятельности правительства,

Охраняя, как святыню, ‘равноправие всех
народов. Югославии, правительство продол-
жит. дело укрепления братства между ними,
сознавая, что это является краеугольным
камнем более счастливого будушего, благо-
состояния‘ и мира для всех них. Сегодня ка-
ждому ясно, что такое урегулирование от-
ношений между нашими народами дало на-
шему государственному об’единению—де-
мократической федеративной Югославии—-
авторитет и ‘силу, каких оно в прошлом ни-
когда не имело. Однако ‘в то же самое вре-
мя тяжелая борьба за’ свободу вновь под-
твердила и показала, что единая Югославия
является жизненной потребностью для всех
ее народов, что она является не каким-то
случайным созданием, а исторической необ-
ходимостью, без которой свобода отдель-
ных ее народов невозможна.

Демократические права, завоеванные на:

релетел линию фронта на немецком  само-
лете, приземлился в окрестностях Рима и
оставался там два дня, в течение которых
он снабдил римских фашистских ‘заговор-
щиков инструкциями и средствами для осу-
ществления их подпольной‘ деятельности.

—о—

Афинский суд вынес смертный
приговор члену ЭАМ

АФИНЫ, 9 марта. (ТАСС). 8 марта за-
кончился суд над членом ЭАМ — Михаилом
Монедас, 23 лет. Монедас был ранее приго-
ворен к смертной казни военным судом, но
приговор затем был отменен в связи © под-
писанием соглашения между ЭАМ и грече-
ским ‘правительством. 4

Подсудимый является одним из видных
организаторов саботажа во время немецкой
оккупации. В частности, он взорвал немец-
кое судно в Пирее и организовал захват не-
мецкого оружия для партизан. Он участво-
вал в спасении афинской электростанции,
подготовленной немцами для взрыва. Мо-
недас заявил, что он не принадлежал к
ОПЛА (политический отдел милиции ЭАМ)
И что его первые показания были написаны
полицейскими и подписаны им под зверски-
ми пытками.

Вновь рассматривавший дело специальный
уголовный суд отклонил все возражения
защиты, указывавшей на отсутствие на су-
де главных свидетелей обвинения, а также
на то, что убитые обвиняемым в период
оккупации лица являлись один — жандарм-
ским офицером, а другой — служащим в
‚эсэсовских войсках и что не было проведено
правильного следствия. Тем не менее, суд
приговорил Монедаса к смертной казни.

Демократические газеты опубликовали
сегодня заявление одного из руководителей
ЭАМ Парцахидеса, который расценивает
осуждение на смерть человека, «тысячу раз
рисковавшего своей жизнью ради блага ро-
дины», как провокацию, тем более, что в
стране еще не осужден ни один предатель
и сотрудник немцев.

справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3-36-89 и Д 3-31-79: отде
отдел литературы и искусства—Д 3-31-94;

стенографии — Д 1-04.

Типография газеты

шими народными массами в ходе народно-

освободительной войны и находящие в пер-
вую счередь свое выражение в структуре
народной власти, должны быть сохранены
в возможно большей степени, поскольку ло-
зволяют нынешние военные условия. Это
особо касается ‘прав’ каждого гражданина
и его свобод, как то: личная свобода, свс-
бода вероисповедания, свобода слова, сво-
беда печати и об’единений:

Правительство обратит необходимое вни-
мание на строгое наказание военных пре-
ступников, агентов оккупантов и предате-
лей народа, чтобы преступники, запятнан-
ные кровью народа, не избежали заслужен-
ного наказания. Этого от нас требуют сот-
ни тысяч невинных жертв. Правительство
считает, что руководящими принципами при
разрешении этой задачи должны быть спра-
ведливость и стремление охранять мир и по-
рядок в стране от антидемократических эле
ментов. Руководствуясь этими принципами
н считая, что желание мести не может быть
правнльным путем к обеспечению ›внутрен-
него порядка и конструктивного строитель-
‚ства, правительство предоставит возмож-
ность всем заблуждающимся исправить ч®-
стным трудом свои ошибки в проиглом.

Верное демократическим принципам и пол-
ное твердой решимости возможно быстрее
ликвидировать отрицательные морально-по-
литические последствия вражеской оккупа-
ции и войны, правительство приложит все
силы к тому, чтобы в восстановлении стра-
ны приняли активное участие все те, кто
не запятнал себя сотрудничеством с ок:
купантами и квислинговскими агентами. В
первую очередь правительство вместе с
президиумом АВНОЮ примет меры к тому,
чтобы пополнить АВНОЮ и его президиум

в кратчайшее время представителями про-

грессивных политических демократических

групп, которые не скомпрометировали себя
сотрудничеством с врагами,

Правительство считает, что последнее
военное ‘усилие страны не может быть
успешным, если правительство не предпри.
мет одновременно максимальных и плановых
усилий для поднятия экономической мощи
страны, столь тяжело пострадавшей в вой-
не. Под’ем нашей экономической жизни яв-
ляется центральным вопросом тыла. Разоре-
ние экономики вследствие войны столь ве-
лико, ‘что плановое вмешательство государ-
ства в организацию экономического восста-
новления и в регулирование всей экономи-
ческой жизни является потребностью, ста-
новящейся непреложным законом. Только
так могут быть успешно об’единены все
имеющиеся в распоряжении средства, кото-
рые должны организовываться и использо-
ваться как для восстановления в отдельных
федеральных единицах, так а для восстанов-
ления тех важных отраслей производства,
которые ‘будут служить всей стране. С дру-
гой стороны, правительство обеспечит пол:
ную свободу и помощь частной инициативе
в экономике, без чего нельзя представить
себе быстрое восстановление. нашей страны.
Особое внимание будет уделено коопера-
ции, которой будет принадлежать важная
роль в восстановлении нашей страны.

Наша страна. понесла в экономическом
отношении соотБетственно самые тяжелые
жертвы. Поэтому наши народы с полным
правом ожидают, что в преодолении эко-
номических трудностей и в деле экономиче-
ского восстановления нашей страны они
встретят полную поддержку со стороны на-
ших союзников, которая отвечала бы раз-
мерам наших жертв, беззаветно принесенных
для общего дела Об’единенных наций.

Правительство считает, что надо особо
подчеркнуть тот факт, что самые тяжелые
кровавые и материальные жертвы в освобо-
ждении страны понесли и еще несут на де-
ле самые широкие народные слои, т, е. на-
ши трудящиеся массы. Поэтому с задачей.
под’ема нашей экономической мощи в целях
окончательной победы над врагамач нераз-
рывно связана н задача быстрого улучше-
ния продовольственного и иного снабжения
так же, как и задача улучшения общего
экономического и социального положения
всех слоев, в первую очередь, в тех райо-
нах, где эконсмика больше всего разрушена
вследствие того, что они принесли для
освобождения страны самые большие н
кровавые жертвы.

Правительство в возможно кратчайшее
время приступит к решению таких вопро-
сов, как, например, вопрос, касающийся
крестьянства: аграрная реформа и’ пересе-
ление с тем, чтобы бедные слои крестьян-
ства получили в пользование землю с необ-
ходимым инвентарем, вопрос, касающийся
крестьянства и кустарей,— решение пробле-
мы долгов; вопрос, касающийся рабочих и
интеллигенции, —-0 непосредственном улуч-
шении их экономического. положения, созда-
ние условий социального и культурного
под’ема, содиального обеспечения и т. д.
Правительство occ6o уделит’ внимание
жертвам войны — сиротам войны, семьям
военнопленных, инвалидам, семьям бойцов.
В проведении социальных мер правительство
будет находиться в самом тесном контакте
< профсоюзами рабочих и служащих и с ру-
ководителями крестьянской и потребитель-
ской кооперации.

Чтобы иметь возможность выполнить все
эти задачи, правительство, опираясь на де-
мократически избранные народные власти, в
гесном контакте и сотрудничестве с! прави-
тельствами отдельных федеральных единиц,
посвятит все внимание дальнейшему строи-

ого правительства

тельству народной власти в птироком memos
кратическом духе, Мы поможем ое
органам власти в народным судам, чтобы ,

и в полнейшей мере отвечали интересам
народа ‘и были на высоте ‘своей роли
блюстителей народной свободы и народно-
го суверенитета, как и роли проводников
большого дела восстановления и общест-
венного прогресса. В связи с этим прави-
тельство предпринимает все необходимые
меры, чтобы возможно скорее урегулиро-
вать вопросы законодательства и судо-
устройства, Все вопросы, относящиеся к
компетенции центрального и федеральных
правительств, будут решаться до учреди-
тельного собрания путем самого тесного со-
трудничества и братского соглашения с фе-
деральными правительствами. Чтобы это со-
трудничество могло быть осуществлено воз-
можно полнее и народная власть организо-
вана возможно успешнее, будут. созданы
правительства федеральных единиц .в каче-

стве исполнительных органов отдельных зе-
мальских вече (скупщин, собраний и т. д.),

Правительство считает, что рол 1
скором времени после освобождения всей
страны свободных выборов в учредительное
собрание на основе общего тайного голосо-
звания является самым кратчайшим путем к
окончательному внутреннему устройству го-
сударства. Это также относится и к феде-
ральным единицам. Такое свободно избран-
ное учредительное собрание скажет окон“
чательное слово о решениях и законах, ко-
торые вынесла или которые вынесет
АВНОЮ, а позже — временный народный
парламент, формирование которого в со-
трудничестве с президиумом АВНОЮ будет
сдной из первых забот правительства. Пра-
вительство примет меры к тому, чтобы в
освобожденных федеральных единицах в
кратчайшее время можно было приступить
к новым общим выборам низовых органов
народной власти на основе единых изби-
рательных принципов.

Наша героическая славная югославскзя
армия своим победоносным развитием, свои-
ми успешными боями в тяжелейших усло-
виях и большой ролью в общей борьбе О6б’-
единенных наций добилась исторических
заслуг не только в Деле достижения сво-
боды и. независимости наших. народов, но и
в поднятии на небывалую ранее высоту ме-
ждународного авторитета нашей страны,
Наши великие союзники — Советский Союз,
Великобритания и США — оказывали и про-
должают оказывать серьезную поддержку
нашей армии и нашим народам. Наше бое-
вое об’единение с ними нерушимо; оно бу-
дет еще больше укрепляться и развиваться
в завершающей фазе войны. Наши народы
плечом к плечу с союзниками будут вести
войну до полной победы, т. е. до безогово-
рочной капитуляции гитлеровской Германии.

Дружественные отношения с союзниками
правительство будет поддерживать и в
строительстве послевоенного мира. Наши
народы убеждены, что и в этот период они
будут иметь поддержку союзников в отно-
шении удовлетворения оправданных нацио-
нальных требований, подобно тому, как они
имели ее в ходе войны против общего вра-
га. Правительство будет участвовать в ме*
ждународных организациях и мероприятиях,
которые будут иметь целью обеспечение
мира.

В своей освободительной борьбе наши нз*
роды определенно показали, что свои боль
щие кровавые жертвы они принесли не толь-
ко ради освобождения от внешнего врага,
но и во имя внутреннего порядка и возро-
ждения страны. Глубоко проникнутые стрем-
лением осуществить истинную демократию,
наши народы нашли и приняли новые осно-
вы народной власти и хотят быть строи:
телями и хозяевами своей судьбы. Перед
нашими народами, пережившими от рук ино-
странных завоевателей и внутренних преда-
телей такие ужасы резни и истребления, о
которых они раньше не могли и мыслить,
стоит великая цель создания собственны:
ми руками новой жизни, как они сами co-
здали условия своего’ счастливого будуще-
го и благополучия. Это стремление народа
правительство будет иметь в виду во всей
своей деятельности.

Свое первое программное заявление пра-
вительство заканчивает призывом ко всему
народу Югославии, ко всем прогрессивным
и здравомыслящим людям, без различия от-
дельных мнений относительно деталей и спо-
собов осуществления стоящих перед Hamil
тяжелых задач, — целиком отдаться бор»-
Se за победу над врагом и делу восстанов
ления нашей страны. На всех лежит obs
занность ставить эти большие народные ин-
тересы выше всех частных, не позволяя вво-
дить себя в заблуждение реакционным и
авантюристическим элементам и не подда-
ваясь тяжелым чувствам под влиянием pas-
PYXH, явившейся следствием четырех лег
оккупации и борьбы, в условиях которых
первые меры порядка. и самой строгой спра-
ведливости мэгли иногда быть поняты как
непорядок ‘и несправедливость. Правитель
ство будет стараться, чтобы при установле-
нии порядка избежать произвольных мер п
ошибок, какие всегда могут быть тут или
там при боевом наступлении против откры.
тых и замаскированных врагов. Как МОЖНО
быстрее притти к полному освобождению
страны, к миру и восстановлению силами

всего народа—такова основная мысль про-
граммы».

и.
_ Заявление Тольятти о позиции

итальянской

РИМ, 10 марта: (ТАСС). Пальмиро Толь-
ятти направил с езду федерации коммуни-
стической партии Флоренции письмо, в ко-
тором говорится:

«Народные массы чувствуют, что, несмот-
ря на все, что их передовые партии делали
и делают для обеспечения единства нации
в борьбе за свободу и за уничтожение фя-
шизма, страна еще не уверена в том, что ге
правительство ` серьезно’ трудится и борется
за достижение этих целей, за преодоление
сопротивления остатков фашизма и его со-
участников. Мы хотим, чтобы Италия име-
ла. правительство, способное дать эти га-
рантии народу, и мы трудимся как в рамках
правительства, так и вне его для достижег-
ння этой цели. Мы хотим помешать также
тому, чтобы полное освобождение нашей
страны, слияние севера с югом, а также
осуществление полной независимости стра-
ны и быстрого пропресса к демократическому
режиму были поставлены под угрозу дей-
ствиями, раскалывающими единство или’ уг-
рожающими единству страны, ведущей борь-
бу за свободу.

Этим об’ясняется позиция, которую мы
заняли во время политических дебатов, вы-
званных скандальным побегом военного
преступника Роатта. Мы. требовали и доби-
лись того, что правительство приняло энер-
гичные меры, чтобы прекратить бездеятель-
ность многочисленных правительственных

компартии

органов в борьбе с фашизмом и положить
конец содействию оставшимся еше почти
всюду. фашистам. у

Мы заявили, что. мы выйдем из прави-
тельства. если эти меры не будут приняты
или если их будут саботировать. Эта пози-
пия обязывает все наши организации вме-
сте с лругими партиями и антифашистским
движением усилить свою бдительность и
требует от всех прагительственных органов
эффективной, энергичной борьбы, способной
предупредить всякую попытку восстановле:
ния фашизма и уничтожить все остатка ста-
рого режима. :

Одновремеяно мы требуем, чтобы все ор-
ганизации и партии наблюдали за тем, что-
бы сомнительные и безответственные эле-

менты не могли, пользуясь народным нело-
вольством, причинять вред итальянскому
демократическому и антифашистскому дви-
жению и самой стране, ухудшая наше внут-
реннее и международное положение»,

Тольятти рекомендует Флорентинской фе-
дерании усилить единство действий с со.
циалистами для обеспечения будущего един-
ства рабочего класса, а также усилить со
трудничество с партией христианских демо:
кратов «не только в профсоюзной области,
но и в политической», «Движение Комите:
тсв Национального Освобождения. — добав
ляет Тольятти, — остается для нас стерж-
нем политической жизни страны»,

Визит представителей ЭАМ к регенту

АФИНЫ, 10 марта, (ТАСС).  Представи-
тели ЭАМ посетили греческого регента. Они
заявили протест против нарушения согла-
шения между греческим правительством и
и tee

бп 1 3-85-20,  ияформации—Д 3-38-49;

«Правда» имени Сталина,

ЭАМ в Варкизе и, опираясь на Крымскую
декларацию, требовали создания предста-
вительного  правительства, в котором участ-
ровали бы весе основные партин Греции,

л пропаганды п агитации -—Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-31-39; отдел р
военный отдел — Д 3-36-24; е

писем — Ji 3-30-69;

„Завтрак у румынского короля
в честь тов. А. Я. Вышинского
и членов Союзной Контрольной

Комиссии в Румынии

БУХАРЕСТ, 10 марта. (ТАСС). Все газс-
ты поместили 8 марта сообщение о зав:
траке, данном королем в честь заместителя
Народного Комиссара Иностранных дел
СССР А. Я. Вышинского, председателя
Союзной Контрольной

M Комиссии маршала
ее ИЕ заместителя ‹ председателя
оюзной Контрольной Комиссни  генерал-

полковника Сусайкова,
ветника Союзной Контрольной Комиссии
Павлова и других ответственных  работни-
ков Союзной Контрольной Комиссии в Ру-
мынии, На завтраке присутствовали премь-
ероминистр Петре Гроза и заместитель
премьер-министра Татареску.

Е
Война на Тихом океане

Налет 300 американских сверхмощных
бомбардировщиков на Токио

Лондон, 10 марта. (ТАСС). Как переда:
ет агентство Рейтер, штаб об’единенного
командования вооруженными силами союзни-
KOB в юго-западной части Тихого океана
сообщает, что на острове Лусон американ:
ские войска прорвали японскую линию. обо-
роны к востоку от Манилы,

ВАШИНГТОН, 10 марта. (ТАСС). Штаб
20-го ‘соединения американской бомбардиро-
вочной авиации сообщает, что 10 марта бо:
лее 300 американских сверхмощных бомбар-
дировщиков «Летающая крепость» соверши*
ли налет на промышленные об’екты в Токио.
На город сброшено свыше 1,000 тонн бомб,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

абочей молодёжи—Д 3-31.96; т
иллюстрации — Д 3-30-20; Я

политического со:

Изд. № 166.