Положение в Берлине   «ВЕЛИЧАЙШЕЕ НАСТУПЛЕНИЕ
В МИРОВОЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ»

Канадская печать о победах Красной Армии

ГЕТЕБОРГ, 30 января. (ТАСС). Местные

ehaseTH помещатот телеграмму из _Швейца-
Тии, в которой говорится, что в Берлине
возникли волнения на почве недостатка
‘продовольствия и квартир. Десятки тысяч
беженцев из восточных районов Германии,
с болыпим трудом добравшиеся до Берли-
на, не получают хлеба. Полиция и берлин-
ское население гонят беженцев из города.
На почве этого возникают стычки. В ряде
районов города были разгромлены продо-
вольственные магазины. Даже выстрелы
полицейских не могли остановить голода-
ющих, 28 января во время одной такой
стычки было убито 67 человек. Ежедневно
находят замерзших беженцев, которым
приходится ночевать в развалинах
шенных домов. :

Эвакуация гитлеровских учреждений и
архивов из Берлина идет полным ходом.

Как сообщает газета «Гетеборгс-постен»,
шведская миссия в Берлине принимает меры
для эвакуации всех шведских граждан на
родину.

—о—

Решение чехословацкого
правительства о признании
Временного правительства

Польской республики

ЛОНДОН, 31 января. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено, что чехословацкое прави-
тельство на заседании, состоявшемся 30 ян-
варя, единодушно решило признать Времен-
ное польское правительство в Варшаве и
установить © ним дипломатические отноше-
ния. i

АМЕРИКАНСКИЙ ЗКУРНАЛ ПРИЗЫВАЕТ
-К ПРИЗНАНИЮ ВРЕМЕННОГО
ПОЛЬСНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

НЬЮ-ЙОРК, 31 января. (ТАСС). Журнал-
«Протестант» призывает к признанию Втфе-
менного правительства Польши, так как оно
‚является. демократическим и пользуется под-
держкой народных масс. Журнал укавыва-
ет, что сторонники Временного польского
правительства . присоединились к передово-
му человечеству, они передают огромные
земельные владения крестьянам и вводят
демократические методы, обеспечивают сво-
боду просвещения и релагич.

Журнал далее указывает, что польское
эмигрантское правительство состоит из по-
литических  банкротов — людей, которые
предпочитали сотрудничать с гитлеровцами.
вместо того, чтобы дать возможность Крас-
ной Армии пройти через территорию Поль-
ши, людей, занимавшихся ‘интригами, на-
правленными против важнейших интересов
польского народа, против единства союзни-
ков, действуя в интересах небольшой гор-
сточки феодалов, магнатов и фашистов. В
противоположность этому Временное пра-
вительство Польши состоит из честных на-
родных руководителей и пользуется под-
держкой огромного большинства польского

народа.
—о—

Найдены памятники Копернику
и Мицкевичу `

ЛЮБЛИН, 31 января, (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Глос люду», в предместье
Варшавы на литейном заводе обнаружены
снятые немцами с пьедесталов памятники
Копернику и Мицкевичу. Памятники были
уже разрублены на Части и приготовлены к
переплавке на металл. Однако в результате
стремительного наступления Красной Ар-
мии и Польского Войска гитлеровцам не
удалось осуществить своих варварских за-
мыслов. По мнению специалистов, памятнй-
ки могут быть восстановлены.

ее

Посещение Стеттивиусом Италии

ЛОНДОН, 31 января. (ТАСС). Агентство
АФИ сообщает из Рима, что вчера в Ита-
лаю прибыл государственный  секретаоь
США Стеттиниус. После встречи © комаз-
дующим американскими войсками на среди-
земноморском театре военных действий ге-
нералом Макнернии, командующим средизем-
номорской авиацией союзников генералом
Экер и послом США в Италии Керком Стет-
тиниус покинул сегодня Италию в сопро-
вождении Гопкинса,

хУУУУХУУУУХ

%%

разру-

ОТТАВА, 31 января, (ТАСС). Канадская
печать продолжает восторженно комменти-
ровать наступление Красной Армии. Газета
«Фри пресс» (выходит в Виннилеге) пишет в
передовой статье: «Применяя свой обычный
военный опыт, русские достигли ‘наиболее
поражающего триумфа, который может
быть сравним лишь со Сталинградской бит-
вой. Однако он более эффектен, так как
происходит на территории Германии». Ка-
саясь переброски германских дивизий с за-
пада на восток, газета указывает, что это
«дает возможность Эйзенхауэру развить
массированное англо-американское наступ-
ление на западном фронте», которое может
ускорить разгром противника. Монреаль-
скаЯ газета «Газетт» рассматривает победы
Красной Армии в Силезии как одну из наи-
более значительных ее побед, так как на-
несен удар «непосредственно по германским
жизненным центрам». Газета считает, что
если в ближайшем будущем начнется на-
ступление союзников на западном фронте,

Выступление маршала Тито

то оно, вероятно, будет направлено Ha
Кельн, чтобы лишить Германию еще одного
после Силезии жизненного источника воен-
ной мощи.

Газета «Трибюн» (выходит в Виннипеге)
в передовой статье утверждает, что проник-
новение Красной Армии в Бранденбургскую
провинцию Германии представляет с
событие «величайшего военного значения,
создающее угрозу Берлину». В обзоре за не-
делю та же газета: указывает, что наступ-
ление Красной Армии является «величай-
шим наступлением в мировой военной исто-
рии, постазившим Германию перед лицом
поражения». Отметив ‹ отчаянные попытки
Германии оказать противодействие наступ-
лению Красной Армии, газета пишет, что
«перспективы длительного сопротивления
для немцев. в настоящее время абсолютно’
исключены». «В Берлине, — говорится в об-
зоре, — восточный фронт называют адом.
Пламя этого ада вскоре ликвидирует нацист-
ское господство».

на антифашистском митинге женщин Сербии

’ БЕЛГРАД, 30 января. (ТАСС). 29 января

выступил маршал Тито, встреченный бур-

ными аплодисментами. Маршал выразил

признательность женщинам Сербии за их
вклад в дело освободительной борьбы и
призвал их оказать еще большую помощь

фронту и армии,
«Первая задача, — заявил он, — соби-

рать одежду и продовольствие, необходи-

мые нашим бойцам на фронте для продол-
жения борьбы и окончательного освобож-
дения нашей страны. Вторая задача — это
создание нашей новой федеративной Юго-
славии, федеральной Сербии и народной
власти. Это, товарищи женщины, тяжелая
задача. Я обращаюсь к вам: помогите нам
создать подлинно ее власть, во имя
которой с 1941 года. лучшие сыны
Сербии и других народов Югославии, —
подлинно демократическую народную
власть».

«Народно-освободительное движение, —
продолжал Тито, — возникло из народз.
Это подлинно народное движение. Но те,
кто говорил и говорит сейчас иначе, счи-
тают, что народ это что-то другое. Народ—
это не вы, не борющееся село, не армия,
проливающая кровь, а те, кто сидит там,
з Лондоне, те, кто ушел к Гитлеру в логово
немецкого фашизма: Недич, Льотич и про-
чие. Они себя считают народом. Вас они не
считают народом, боятся за вас, боятся за
вашу свободу. Несчастный сербский народ,
что он будет делать без них? А я спраши-
ваю вас, товарчши женщины, если уж они
так любили сербский народ, зачем тогда
они бежали. Я бы не убежал. Я бы остался
здесь и боролся. Я бы вас, как добрый сын
тарода, каким они себя называют, призвал
и сказал: смотрите, гоните незванных го-
стей, пришедших в вашу страну. Я бы так

сказал народу. Но они не могут этого ска-

зать. Они не могли этого сказать и тогда,
когда были здесь, ибо их охраняли немец-
кие штыки, ибо они уже вызвали у вас не-
нависть своими кровавыми делами,

С того дня, как я нахожусь в Белграде.
ко мне приходят женшины со всех сторон,
одетые в траур, и рассказывают о гибели
их милых, дорогих отцов, сыновей и брать-
ев. Кто, спрашиваю, убил их? Четники,
пусть будет проклято их семя, — отвечает
сербская мать. И вот главари этих
четников опасаются за ‘свободу  серб-
ского Hanoma. A мы им отвечаем;
не беспокойтесь за нас, мы уже здесь
как-нибудь сами справимся, a BOT что
вы будете там делать? Куда денетесь ‘вы
теперь, когда приближается день суда,
когда Красная Армия марширует к сердцу
Германии. (Бурные аплодисменты, Возгласы:
«Да здравствует Красная Армия!»), а союз-
ные армии с запада продвигаются все даль-
ше и дальше. О себе вы поговорили, а © нас
te беспокойтесь. Мы как-нибудь сами о себе
позаботимся».

Касаясь вопроса о соглашении с Шуба-
шичем, Тито заявил, чго оно было заключе-
но с целью об’единить как можно больше
людей, создать возможно более прочное
единство в стране. «Мы сделали все, что
могли, — сказал Тито. — Мы пошли Ha
уступки, не приобретя ничего. Если рассма-

„Белграда ее слушали большие толпы ‘на-

теряли. Но если на вещи смотреть в ши-
роком плане об’едичения всех сил, даже
тех, которые до сегодняшнего дня коле-
бались, то мы приобрели».

Заявление короля, направленное против
‚ соглашения Тито в Шубашичем, оратор ха-
рактеризует как мероприятие, «имеющее
целью создать затруднения, внести смяте-
: ние в наши ряды, вызвать гражданскую
войну. Но что же произошло вместо гра-
жданской войны? Гражданской войны нет,
а в стране поднялось всеобщее недоволь-
ство и протест. Вол это и есть плебисшит!
Это пробный плебисцит. Его провел‘сам на-
род.

Сегодня они хотели бы изменить как-то
это соглашение, чтобы в правительство. во-
шел какой-нибудь Крневич и не знаю кто
там еще, Когда доктор Шубашич был
здесь, мы ясно заявили, с кем мы можем
сотрудничать и кого мы считаем способным
работать в интересах народа... Нам кужны
министры, которые трудились бы день и
ночь. Нам нужны министры, которые виле-
ли бы главное, а не свои уэкопартийные и,
может быть, чисто личные интересы. Нам
нужны люди действия, а не фразы и дис-
куссин. Мы видели, что нам  принеслч
подобные правительства в прошлом в быв-
шей Югославии,

Что касается нашего народно-освободи-
тельного дзижения, то уже никто из чис-

хаузена, восточнее реки Ур близ бельгий-

‚ Военные действия БРАТЬЯ

в Западной Европе

ЛОНДОН, 31 января, (ТАСС). В сообще-
ний штаба верховного командования экспе-
дициюнвых сил союзников говорится, что
в Германии войска союзников, наступаю-
щие в окрестностях Зиммерата северо-вох-
точнее Моншау, продвинулись на 3 мили,
достигли Кестерниха и: захватили Коицен.
В результате продвижения на 3 тыс. ярдов
взят Рорен в двух милях к востоку от
Монпау.

Восточнее Мальмеди войска союзников
взяли Вирцфельд и подошли к Рохерату и
Кринкелю. где продолжаются ‘бои,

Восточеее Буллингена (Германия) пехота

зсюзников, преодолев незначительное со-
‚противление противника, продвинулась на
 3 тыю, ярдов и захватила Мюрранж. Взяты
также города Хюннинген и асек:
Далее к югу очлщен от противчика Хольц-
хейм и осуществлено продвижение на одау
милю к северо-востоку от города.

Южнее Сен-Вита (Бельгия) войска союз-

ников ведут в окрестностях Ш reo

©

ско-германокой границы. Южнее взят гер-
манский город Вельхенхаузен. Патрули
союзников находятся на западном берегу.
реки Ур, восточкее и юго-восточнее Клер-

BO.
_ В районе между Саарбрюккеном и Рей-
ом военные действия ограничивались пат-
рулированием, Северо-восточнее Кольмафа
части союэников продвинулись более чем
ва одну милю и вступили в города Биш-
вейлер и  Мюнценхейм. Юго-восточнее
Бишвейлера противник оказывает ожесто-
чённое сопротивление в окрестностях Форт-
швейера, где продолжаются сильные бои.
Восточнее и юго-восточнее Форташвейера
истребители-бомбардировщики наносили
удары по укреплённым деревням и по же-
лезнодорожному узлу Видензолен западнее
Рейнско-Ронского канала. На южЕОМ флан-
те Кольмарското сектора войска’ союзни-
ков сужали кольцо вокруг Серне. Далее к
зостоку войска союзников достигли окре-
стностей Витльсхейма и вступили в Вит-
тенхейм. Истребители-бомбарлировшики
уничтожили понтонный мост через Рейн
северо-восточнее Млольгаузена.

ео

СОБОЛЕЗНОВАНИЕ ПО ПОВОДУ
КОНЧИНЫ ТОВ, К, А. УМАНСКОГО

На имя Председателя Президиума Вер-
ховного Совета СССР тов. М. И, Калинина
поступила из Сан-Хосе от Конституционного
Конгресса Республики Коста-Рика теле-
грамма с выражением соболезнования по
случаю трагической смерти посла СССР в
Мексике К А. Уманского, который направ-

ГВ. П. Волгин.

Вчера, 31 января, состоялось торжествен-
ное заседание Академии наук СССР, по-
священное 75-летию со дня смерти А. И
Герцена. В Большом зале Дома ученых при-
сутствовали действительные члены и чле-
ны-корреспснденты Академии наук СССР,
научные работники институтов, профессоры
и преподаватели вузов, многочисленные
гобти.

Торжественное заседание открыл вице-
президент Акёдемии наук СССР академик
Открывая заседание, акаде-

ла тех, кто не был в наших рядах, но потом   лялся в Коста-Рику для вручения веритель-   мик Волгин сообщил, что в зале присут-

пришел к нам, не может утверждать, что
здесь прозодится узкопартийная политика.
Здесь — настоящие сыны и дочери народов
Югославии, подлинные патриоты, здесь те,
кто хотя и был в разных партиях, об’ещи-
нились сегодня в сильный народный фронт,
который должен вытащить страну из раз-
рухи, залечить ее раны. Поэтому принципы
народно-освободительной борьбы, сформу-
лированные на втором заседании Антифа:
шистского Веча Национального Освобожде-
ния Югоолавий, должны быть священными
не только для нас, но и для каждого, кто
желает добра нашей стране».

В заключение Тито заявил: «Я убежден—
имеется достаточно признаков, говорящих
юб’ этом — что наши великие союзники поло-
Kay конец затяжкам в Лондове, чтобы со-
глашение было осуществлено или чтобы его
совсем не было. Мы не боимся никаких
трудностей, ибо энаем, что наша сила в
единстве, в нашем крупнейшем достиже-
нии — в братстве и единстве всех народов
Югославии, в единстве каждого народа
внутри каждой федеральной единицы, мы
сами идем вперед. Мы добьемся осущест-
вления ‚своих целей, мы изгоним оккупан-
тов, мы выведем нашу страну из этой раз-
рухи и сегодня — завтра мы сможем ска-
зать, что мы делали то, о чем мы говорили,
и ничего другого». у

Под долгие, бурные аплодисменты мар-
шал Тито закончил речь злравицей в честь
федеративной Югославии, митинга женщин
Сербии, великих союзников, Народно-осво-
бодительной армии. На митинге присутство-
вало более 2 тысяч делегаток со всей Сер
бии. Речь Тито тракслироваласеь по радио.
У репродукторов на улицах и площадях

ных грамот в качестве дипломатического
представителя в Коста-Рике,
(ТАСС)

—о—

Болгарское население помогает
югославским детям

СОФИЯ, 31 января. (ТАСС). Как сооб-
шает софийское радио, в Болгарии успешно
проводится кампания помощи югославским
детям. Болгарский комитет помощи Юго-
славии оборудует для прибывающих в стра-
ну югославских детей общежития, распре-
деляет среди них одежду, обувь, белье и
всевозможные подарки. Кампания помощи
детям. бойцов  Народно-Освободительной
Армии Югославии нашла горячий отклик в
самых широких слоях болгарского населе-
ния. Так, например, рабочие железнодорож-
ного депо в Софии собрали для детей свы-
ше 1,250 тыс. левов. Большие средства,
в том числе много вещей, собраны рабочими
Бургаса, Габрово и других городов Болга-

рии,
т ЕКВ

Итальянская газета
о режиме Франко

РИМ, 30 января. (ТАСС). Комментируя фронтовик гвардии майор Белогорцев, на- Асылхан
выдержки из недавней речи Франко в Мад.   родный артист РСФСР Гайдебуров, дирек-   тург
лял Испанию тор и режиссер театра Богатырев и лру-  премию на республиканском конкурсе м
газета! гие. Работников театра-юбиляра приветст- ene пьесу «Шын Махаба», и другие

риде, в которой он представ
как «католическое ‘ государство»,
«Аванти» пишет;

«Католическое государство — последнее!
изобретение генерала Франко после фалач-
гистского и сипдикалистского государства.
Государство Франко является не католиче-
ским и не синдикалистским, а государством

ствует внук великого русского мыслите-   ступил академик Е. В. Тарле.

«М ИЛОСЕРДИЯ:

Но не перевелись еще европейские и заокеанские друзья германско
фашизма. Выступая под маской «умиротво
голоса взывают к милосердию истерзанных

телей»,

они на раза
ерманией

народов и ЛЮ.

бой ценой пытаются спасти преступников войны от справедливом
гнева и каты,

(Из газет),

Рис. В. ФОМИЧЕВА, ``)
м

75-летие со дня смерти А. И. Герцена

Торжественное заседание Академии наук Союза ССР

ля — профессор Гегщен. Присутствующи
тепло вотречают появление в президиум
члена-корреспондента Академии . нак
СССР П. А. Герцена.

В докладе «Историческое значение Tep
цена» академик М. Б. Митин обрисомл
философское мирозоззрение великого рус
ского писателя-демократа, его выдающую.
ся роль в идейной борьбе передовых людей
русского общества 40-х Тодов.

Второй доклад — «Герцен и Польша
сделал академик Н. С. Державин.

С докладом «Герцен и пруссачество» вы:
(ТАСС).

День помощди школе

КИРОВ, 31 января. (Наш корр.). Это был
обычный трудовой день города’ Слободско-
го, но он во многом отличался от всех
остальных.

С утра тысячи молодых рабочих вышли
на воскресник, чтобы заработанные деньги
перечислить на нужды школьников, Сотни
юношей и девушек работали в этот день на

Митинг в Камерном
_ театре

В Москозском Камерном театре состоял-
ся митинг, посвящённый награждению ра-
ботников. театра орденами и почетными
званиями в связи с исполнившимся 30-ле-
тнем Камерного театра.

На. митинге с речами выступили худо-
жественный руководитель тёатра А. Гаи-
ров, народная артистка республики Алиса
Коонен, пикатель Вс. Вишневский, артист-

вовала секретарь райкома ВКП(б) Совет-
ского района тов. Коробкова,

4 фезраля организуется юбилейный ве-
чер Камерного театра. После торжествен-
чого заседания состоится концерт и показ
отдельных сцен из последней постановки

тривать вещи’ в узком плане, мы только по-   рода. фашистских разбойников». театра «Без зины виноватые»,
КОК ХУ <

Международный обзор

Пройдут, быть может, многие десятилетия,
прежде чем наши потомки смогут одним
взглядом об’ять исполинский размах по-
следних побед советского оружия и в пол-
вой мере оценить ту великую роль, которую
сыграли эти победы в борьбе. свободолюби-
вого мира против гуннов ХХ века. За какие-
нибудь две недели Красная Армия резко из-
менила лицо войны, и сегодня даже
отпетые гитлеровцы не могут говорить
о «колебаниях» чаш весов . победы. Нет,
сегодня победа прочно вошла в обиход на-
ступающих советских дивизий. И с каждым
шагом Красной Армии по трудной военной
‘дороге к Берлину приближается день пол-
ного торжества победителей.

Поистине наступили черные дни гитлеров-
ской Германии. Предрешена участь Восточ-
ной Пруссии. и смертельная опасность нл-
висла над Померанией, Бранденбургом, не-
мецкой Силезией. Впервые за последние
полтора столетия немцам пришлось на соб-
ственной земле познакомиться со всеми пре-
вратностями войны, ими же затеянной. После
наполеоновских войн немцы не раз соверша-
ли грабительские набеги на соседнае народы.
Но никогда с тех пор. военные бури не пере-
носились на германскую землю. И даже в
прошлой мировой войне, которую Германия,
как известно, проиграла, немцам не при-
шлось узчать военные ужасы на собствен-
ной территории. Но по-другому обстоит
дело сегодня. Подобно fem легендарным
русским гвардейцам, которые 180 с лишним
лет назад прошли через Померанию и Бран-
денбург к Берлину и водрузили свои зна`
мена над прусской столицей, идут ныне на
запад советские армии, чтобы завершить
разгром гитлеровцев в глубине их логова.

Двенадцатую головщину ‘захвата гитле-
ровцами власти в Германии немцы встрети-
ла в обстановке, когда вся Восточная
Германия оказалась об ятой пламенем сра-
жений. В январе 1933 года, придя к власти,
Гитлео вознамерился покорить весь мир.
В январе 1945’ года Гитлер стоит перед

своим неизбежным и логическим кониом.

Откыне уже никогда германские армии, а

вслед за ними немецкие помещики не хлы-
нут на широкие равнины, простирающиеся
между Одером, Двиной‘и Доном. И право,
лочдонское радио, когда оно заявило на-
днях: «В Восточной Европе народилась
новая сила, Ныне над башней Мариенбург-
ской крепости развевается знамя Красной

Армии. Здесь мы в третью и четвертую

недели 1945 года узидели конец  гитлеров-

РЕС РЕДАКЦИИ: Москва
я резервов — Д 3-31-96; учащейся моло

Е err LL ОПИС ИСО
Типография газеты «Правда» имени Сталина, Sia

511629.

‚ 137. Улица «Правды», д,

ской мечты». И действительно: мы стали
свидетелями и современниками того, как
замыкается порочный круг господства гит-
леровских чтреступников.

Завершающий великий штурм Германии—
в этом смысл гигантских сражений, раз-
вернувшихся на Востоке. На севере и юге
советско-германского фронта—в Восточной
Пруссии, немецкой Силезии. в Чехослова-
кии и Венгрии — Красная Армия продол-
жает успешно сокрушать стратегические
фланги Гитлера. К тому же полное очище-
ние от немцев Домбровского угольного бас-
сейна и южной части промышленного района
немецкой Верхней Силезии уже само по
себе наносит сильный удар по гитлеров-
ской военной машине. Но германское
командование стоит сегодня перед зловещей
перспективой потери всей Силезии — важ-
нейшей немецкой военно-промышленной об-
ласти. А это чревато для Гитлера весьма
неприятными последствиями: ведь шахты и
заводы лишь Верхней Силезии, которые
немцы уже не могут сегодня использовать,
покрывали четверть потребности Германии
в угле, значительную часть ее потребности
в стали, давали германской военной промыш-
ленности почти весь необходимый ей цин®.

Еще совсем недавно гитлеровская ставка
рассчитывала преградить путь Красной
Армии на запад с помощью системы укреп-
ленных линий, которые тянулись OT ни-
зовьев. Вислы к Бромбергу, а затем через
район Познани к верховьям Одера и горам
Богемии. На этот очередной «вал», который
должен был наглухо запереть вход в Цент-
ральную Германию, немецкий генеральный
штаб возлагал свои самые радужные нз-
дежды. И что же? Лишь полмесяца пона-
добилось на то, чтобы Красная Армия,
пройдя с боями от Варшавы до Познани, вый-
дя к Одеру на юге и к Данцигской бухте
на севере, вывела из строя и этот гитлероз-
ский «оборонительный вал». Ныне совет-
ские войска, перешагнув польско-герман-
скую границу, находятся на дальних под-
ступах к Берлину, от которого их отделяют
всего лишь 120 километров

Гигантская битва бушует здесь. И ее по-
следствия трудно переоценить. Ведь на ли-
нии Познань—Франкфурт-на-Одере—Берлин
перед Красной Армией, помимо феки Одер,
нет ни одного серьезного естественного пре-
пятствия. И недаром гитлеровский радио-
тенерал Дитмар поговаривает уже о «пере-
несении оборонительного фронта» на’ запад,

в глубь германской территории. Но Дитмар

3-37.43; отдел крестьянской молодёжи Д

дёжи—Д

предусмотрительно умалчивает о той про-
стой истине, что германская территория
отнюдь не беспредельна, а ее западная
окраина упирается в штыки семи союзных
армий.

Немцы ‚отлично понимают, какие страте-
гические перспективы открываются перед
Красной Армией в результате ее последних
побед. Поэтому гитлеровское командование
прилагает все усилия к тому, чтобы осла-
бить натиск советских войск. Оно вынужде-

но. перебрасывать с запада и юга на во-

сток все новые дивизии. Гитлер спешит.
Даже днем ¢ западного фронта уходят на
восток эшелоны с войсками. На-днях и с
итальянского фронта было снято пять —
шесть германских дивизий; они были пере-
даны немецкому генерал-полковнику Фрис-
неру, который пытается пробиться`к Буда-
пешту. Недаром английский военный обо-
зреватель лорд Уинстер говорит: «Русским
приходится иметь дело с германскими ар-
MPSMH, которые ‘ по своей численности,
вероятно, в десять, раз превосходят те,
с которыми Рундштедт предпринял свое
контрнаступление».

В свет этих фактов кажутся особенно’
нелепыми «умозаключения» некоторых загра-
ничных доморощенных стратегов, утверждаю-
щих, будто немцы ине думают защищаться,
а попросту «планомерно отступают». «Как
далеко удастся русским продвинуться, преж-
де чем немцы окажут им сопротивление?» —
вопрошает обозреватель нью-йоркского ра-
дио. Как будто немцы не оказывали до сих
пор наступающей Красной Армии сопротив:
ления со всем ожесточением, на которое спо-
собны обреченные! О чем же тогда. свиде-
тельствуют приведенные недавно Совинформ-
бюро цифры убитых немцев и уничтожен-
ных гитлеровских танков, самолетов, ору.
дий, как не об отчаянном, остервенелом coO-
противлении врага? Досужему американ-
скому радиокомментатору можно было бы
ответить словами американского журнала
«Тайм», который пишет: «Красная Армия
ринулась вперед с таким стремительным
порывом, что его не в состоянии были сло-
мить никакие оборонительные линии и ни-
какие барьеры... В снегах, покрывающих
лесистые владения юнкеров, русские встре-
тили ожесточенное сопротивление, но сло-
мили его опромным перевесом сил».

* * у

Победоносное наступление Красной Ар-
мии вызвало смятение по ту сторону фрон-

тов, в гитлеровской Германии. Миллионы
беженцев запрудили дороги Померании,
Brangen6ypra и Силезии. Гитлеровское

командование изгоняет из восточных горо-
дов и сел Германии всех жителей, не спо-

стенографии — Д 1-04-76

ни одного города,

собных носить оружие. Словно само вопло-
щение смерти, мечется по Германии. палач
Гиммлер. Гитлер спешно перебрасывает
его из одного угрожаемого района в дру-
гой. А таких районов много: Север, Юг,
центральные области... Немцы стали ныне
ксчевниками. Они перебираются из конца
в конец своей обреченной страны.

Берлин охвачен паникой. Из германской
столицы начата эвакузция министерств. Как
ссобщала на-днях шведская газета «Афтон-
тиднинген», «немецкое министерство пропа-
ганды, министерство финансов, министер-
ство хозяйства и министерство снабжения
эвакуированы из. Берлина в Траунштейн,
Розенхейм, Райненхаль и Берхтесгаден.
Министерство внутренних дел ’эвакуирозано
з Баденвейлер в области Шварцвальд».

Гитлеровские газеты пестрят заголовками,
выдающими страшную тревогу фашистской
клики. «Теперь на карту поставлено все», —
вопит «Фелькишер беобахтер». «Положение
продолжает оставаться — катастрофиче-
ским», — пишет другая немецкая газета, И
сквозь весь этот разноголосый хор об’ятых
паникой фашистских газет прорывается вой
берлинского радио: «Враг у ворот Бреслав-
ля... Гибель стучится в нашу дверь и в серд-
це каждого немца... По всей Германии нет
не получившего своей
доли ужасов и разрушения... Глаза всех
устремлены на карту... Каждое сообщение
ожидается с тревогой...»

Страх, неприкрытый животный страх
сквозит в каждом слове гитлеровских про-
пагандистов. На-днях перед микрофоном
берлинского радио выступил некий доктор
Шарпинг. Он заявил: «Перед лицом собы
тий па Востоке бледнеет все... Судьба Гер-
мании решается сейчас на Востоке, У всех на
устах названия занятых в Восточной Прус-
сии и Силезии немецких городов».

Гитлеровцы не обманываются сегодня в
своих самых худших ожиданиях. Гибель
действательно стучится во все двери Гер-
мании, Возмездие пришло на немецкую зем-
лю. И Красная Армия продолжает штурм
«третьей империи», чтобы раз и навсегда
избавить мир от [ere poner on опасности.

*

Гитлеровцы хотят пережить свой разгром
Они уже сегодня подумывают о новой миро-
вой войне. Уже сегодня пытаются они тайно
готовить эту войну, опираясь на поддержку
своих друзей. по ту сторону германских
границ: Недавно американский правитель
ственный чиновник Дауни опубликовал се-
рию статей, предупреждающих о подобных
происках гитлеровских главарей. Дауни
пишет, что уже сейчас немецкая правящая
клика приняла меры к тому, чтобы превра-

94, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 8-36-89 m Ji 3-31-79; or пропа ae ig
-38-88 и Д 3-34-23; отдел литературы и искусствя—Д 3-31-94: ormes, ‘auopmatun д 3.38.49, Д 3-37-22; комсомольской жизни —

Ги Д 3-35-00,

военный отдел — Д 3-35-24;

тить нейтральные, а особенно фашистские
и полуфашистские государства в опору и
штаб-квартиру гитлеровцев после разгрома
Германии. Гитлер и его шайка уже подго-
товили для этой цели специальный тайный
штаб, в состав которого входят основные
фашистские партийные и государственные
руководители, а также’ промышленники,
инженеры ист. д. Этот штаб должен, по
сведениям Дауни, находиться в одной из
фашистских стран, скорее всего в Испании.
Штаб будет иметь разветвленную сеть фи-
лиалов, подпольных организаций гитлеров-
ских агентов в других странах.

Немцы уже приступили с некоторых пор’

к переводу в нейтральные страны — Шае-
цию, Испанию, Португалию, Швейцарию и
Аргентину — огромных денежных средств,
неннейшего. промышленного оборудования.

Уже сейчас в одной лишь Испании нахо-

дится около четырех тысяч немепких про.
мышленных экспертов, которые заняты ор-
ганизацией мощной военной индустрии.

В этой связи представляет немалый инте-
рес новое лицемерное заявление испанского
диктатора о том, что он «готов сотрудни-
чать в’деле мирной перестройки мира».
В свое время в беседе с одним американ-
ским журналистом Франко уверял, что
Испания-де «не фашистская страна» и что
она надеется «участвовать на мирной кон-
ференции». На-днях- испанский министр

иностранных дёл  Лекерика в интервью,   ТеЛЯ горисполкома тов. Земляниченко и 01°

данном корреспонденту агентства Ассо-
шиэйтед Пресс, также пытался приноровить
испанский фашистский режим. к новой
международной обстановке, сложившейся
в результате побед Красной Армии и наших
союзников.

В предвидении скорого разгрома гитле-
ровской Германии испанские фалангисты
прилагают все усилия к тому, чтобы сохрл-
нить Испанию в виде некоего фашистского
островка в будущей демократической Ев

подвозке и распиловке дров. На автомаши:
нах, на лошадях прибывало ‘топливо Hi
школьные дворы. омсомольцы меховой
oes «Белка» за день подвезли 25 ку.

етров и распилили 10 кубометров др
для средней школы № 7. Молодежь фабри.
ки перечислила в городской денежный Gonz
помощи школе 20.000 рублей,

Семинар молодых

писателей Казахстана

АЛМА-АТА, 31 января. (Наш корр.),
Центральный Комитет комсомола Казахста.
на совместно с Союзом писателей провел
двадцатидневный семинар молодых писате.
лей республики. у

Среди участников семинара — Алажр
Темиржанов, автор двух сборников стихо
«Лето» и «Дар жизни», поэт-фронтовк
Ербай Маулепов, ученик средней школи
ахаманов, начинающий драм
Кончайманов, получивший первую

олодые писатели обменялись твори
ским опытом, прослушали курс лекций ю
истории и теории литературы, встретили
с видными писателями Казахстана Aysa
вым, Мукановым, Тажибаевым, Mycpeno-
вым, выступили перед общественностью
столицы с чтением своих произведений

о

Фонтаны забьют вновь

ЛЕНИНГРАД, 31 якваря. (ТАСС). За
менитые петродворецкие фонтаны питалжь
водой из прудоз, находящихся в 30 кило
метрах южнее города. Отсюда она’ пос!\.
пала по шлюзам и каналу в напорвые тр!
бы. На прудах и каналах 25 плоти
щлюзов, мостов и 250 затворов. Все эти с0°-
ружения в значителыной степени разруше
ны немецкими захватчиками,

Ленинградский трест геодезических 92
бот ‘и инженерных изысканий детально
обследовал всю водопитательную систем
и гидротехнические сооружения. Сей
составлен генеральный план восстанов
‘тельных работ, подготовляются рабочие
чертежи, К середине лета предполагается
восстановить центральную группу фона
нов Нижнего сада, аллею фонтаноз вдоль

upyrne,
Os

Пребывание английской
парламентской делегации
в Свердловске

СВЕРДЛОВСК, 31 января. (TACO.
8 января английская парламентекая деле
гация прибыла в Свердловск. На вокзам
она была встречена заместителем председа-

ветственными работниками горсовета. Затвх
делегация была принята председателем и
полхома горсовета В. П. Головиным. Члеяы
целегации т.г. Элиот и Кинт-Холл от имен
английского народа передали трудящимся
вердловска привет.

Тов. Головин ознакомил тостей с II
мышленной и культурной жизнью город,

Самсоновского кавала у «Монплезира» 1

—= — = 3 = ыы - С = = -- - «``  д --

ролью Урала и в частности Свердловока } \

ечественной войне. Вечером гости присут-

a

A

пе. Это нужно Гитлеру, который надеется   СТВОВали на концерте, в театре оперы и Om

презратить Испанию в фашистский затоп,
исполь ть ее в качестве одной из своих
баз для подготовки нозой мировой войны.

Однако маневры гитлеровцев и их испан-
ских сообщников никого не могут  обма-
нуть, Свободолюбивый мир слишком хорошо
знает истинное лицо Франко и его клики.
Народы знают, что‘за испанской ширмой
«миролюбия и нейтралитета» действует все
та же рука гитлеровского преступника.
С Франко сорвана маска. Он давно разобла-
чен. И ему не удастся ввести в заблужде-
ние мирозое общественное мнение.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ.

Д 3-31-39; отдел
писем — Д 3-30-69;

рабочей молодёжи—л. 3-31-96;

лета имени Луначарского.

28 и 29 января делегация знакомилуиь
с достопримечательностями города, посетила
индустриальный институт, геологический
музеи горного института. Гости посетили
ряд заводов Свердловска, в частноети Урал-
маш, где побывали в цехах, беседовали
  с руководителями завода и рабочими,

Вечером 29 января председатель горис”
 полкома дал в честь гостей обед. 30 утрох
делегация отбыла в Москву.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

Изд. 10 52.

отдел

иллюстрации — JI 3-30-22; бюро

\