Второй конгресс
антифашистской
молодежи Македонии

‚ Недавно в Скопле состоялся второй
конгресс антифашистской молодежи Маке-
донии. Болышой зал офицерского дома,
в котором происходил конгресс, был ‘укра-
шен зеленью, лозунгами, ютославскими и
союзными флагами. На конгрессе присут-
ствовало до тысячи делегатов молодежи из
армии. и тыла, делегаты советской, болгар-
ской, греческой, албанской, сербской, хор-
ватокой, словенской, черногорской и воево-

динской молодежи, а также молодежные‘

делегации из Пиринской и Эгейской Маке-
донии и делегация от македонской молоде-
жи Болгарии.

На торжественном открытии конгресса
присутствовали представители советской,
английской и американской военных мис-
сай, председатель Антифашистского собра-
ния народного освобождения Македонии
 Методи Андонов-Ченто, все члены прези-
диума Антифашастского собрания народного
освобождения Македонии, представители
главного штаба ‘ Народно-освободительной
армии и партизанских отрядов Македония и
представители других организаций,

Представитель главного комитета Народ-
но-освободительного молодежного союза
Македонии Крето Првенковский открыл
конгресс под призетственные возгласы всех
присутствующих. Он предложил избрать
почетный прёзидиум, в который вошли.
маршал Югославии. Иосиф  Броз-Тито,
маршал Советского Союза Сталин, глава
правительства. Великобритании Черчилль,
президент Соединенных Штатов Рузвельт,
Центральный комитет коммунистической
партия. Югославии, президиум Антифашист-
ского собрания народного освобождения
Македонии, Центральный комитет Об’еди-
ненного союза антифашистской мололежи
Югославии, главный штаб Народно-бсвобо-
дительной армии Македонии. и 15-й корпус
Народно‘освободительной армии Югосла-
вии. ;

Было   оглашено письмо заместителя
председателя Ачтифашистского Вече на-
родного освобождения Югославии ‘и пред-
седателя единого Народно-освободительного
фронта Македонии Дмитрия Влахова, кото-
рый не мог ‘принять участия в конгрессе.
В своем ‘письме Влахов подчеркивает необ-
ходимость, чтобы македонская молодежь
была первой в укреплении братства между
македонским и другими народами Юго-
Славии.

Конгресс приветствовали: oT имени
`’Центрального комитета Об’единенного со-
юза антифашистской молодежи Югосла-
nut — Миле Маричич, от имени главного
зитаба Народно-освободительной ‘армии Ма-

Военные действия в Западной Ёвроне   Положение в Германии

ЛОНДОН, 2 февраля, (ТАСС). `В <60б-   ного Эльзаса и, преодолевая сильное сопро-
щении штаба верховного командования   тивление противника, продвинулись на две
экспедиционных сил, союзников говорится,   мили. В результате этих операций фоэсиро-
что севеэо-восточнее. Моншау войска союз-   ван Модер. В Обергофене идут ожесточён-
ников See where операции по очи-   ные бои. Южнее, к северу от Гамбсхейма

стке местности от противника, Юго-восточ-   очищена от противника лесистая местность.   пондент

нее Моншау части союзников, преодолев
незначительное сопротивление противника,
продвинулись на расстояние от 800 до 3.000,
ярдов. Кроме того, некоторые успехи до-
стигнуты в районе леса восточнее Рохерата
и Кринкеля. Части союзников находятся на
расстоянии нескольких сот ярдов от герман-
ской границы.‘ Взят Иоинбеэг, расположен-
вый в 6 милях к востоку от Сен-Вита, Вой-
ска союзников продвинулись ‘на две мили
к востоку от этого города ‘и пересекли бель-
гийско-германскую границу,

Далее к югу союзники находятся в одной
миле от. Винтершейда; ими занят Эйгельшейд
и Гекхаленфельд ‘к востоку от’ реки’ Ур. а
Юго-восточнее Хагенау, вблизи Рейна, части   ^^  i
союзников после шестидневного затишья   Самолёты союзников подвергли бомбарди-
перешли в наступление на равнине Север- ! ровке, Берлин.

Южнее Страсбурга пехотные и бронетан-
ковые части союзников очистили от против-
ника значительную часть района между pe
ками Илль и Рейн. Северо-восточнее `Коль-
мара войска союзников достигли Рейна в
нескольких пунктах. Продолжая наступле-
ние южнее Кольмарского ‘канала, войска
союзников продвинулись примерно на 3 ми-
ли. В этом районе истребители-бомбардиров-

Заявление Грю na пресс-конференции

ВАШИНГТОН, 1 февраля, (ТАСС). Ис-
ПОЛЕЯЮЩИЙ Обязанности государственного
секретаря СИА Грю_в заявлении предста-
вителям печати указал, что он одобояет
создание об’единенного югославского пра-
вилельства в Белграде в возможно. более
короткий срок   ‚

Грю заявил: :

«Как я говорил в заявлении от 23 янва-
ря, правительство Соединенных Штатов
одобрило оснозную цель соглашения Тито
и Шубашиче, а именно, ‘что эмяигрантское
правительство и элементы, каходящиеся в
самой  Югослазии, должны ‘действовать
совместно ‘для ‘создания’ об’единенного.пра-
вительства. Посол Паттерсон (аккредито-
ванный при югославском. . эмигрантеком
Правительстве в Лондоне), хотя он не Уча-
ствозал в переговорах, несомненно, пере-
дал пожелание правительства Соединенных
Штатов отиссительно быстрого и дружест-

стоящее” воемя представлены в комиссии
Об’единенных наций по расследованию воен-
ных преступлений,

Некоторые, общие положения уже были
выработаны, однако лишь союзными пра-
вительствами, прикимающими основное уча-

ланной в Москве 1 ноября 1943 года, ^го-
ворится, что германские офицеры и солда-

ных поеступлениях и жестокостях, соъез-
шенных вемещкими нацистами в этой войне,
«будут отосланы в страны, в которых бы-

для того. чтобы ови могли быть судимы и
наказаны ‘в соответствии. с законами этих
освобожденных стран и свободных прави-
тельств, которые будут там созданы».
том же самом документе далыше говорит-

ся что упомянутая выше декларация
венного разрешения югослазской проблемы. «не затрагивает вопроса’ о главных пре-
Мы полагаем, что если в этом направле- ступниках, преступления ‚которых He
нии будет достигнуто окончательное согЛа- сзязакы < определенным географическим

шение, то намечаемое об’единенное прави-
тельство Югославии будет создано для пе-
оехотного периола и чго после ‘освобожде-

местом, ‘и которые будут наказаны совме-
стным решением правительств-союзников».

Заявив. что Рузвельт во многих случаях

ния всей территории состоятся нациоваль-
ные выборы, во время которых югославский
народ будет иметь возможность свободно
выразить свою  золю. Если намечаемое
об’единенное правительство Югославии
сможет быть организовано так, чтобы быть
представителем” югославского народа, то
такое урегулирование вопроса будет соот:
ветствозать общим принципам правитель-
ства США, которые выражены в ‘послед-
нем послании президента коегрессу. Для

ясно указывал на общую позицию пав»
тельства Соединенных Штатов, Грю прн-
вел прежние заявления Рузвельта относя-
тельно наказания военкых преступников.

Грю продолжал: За последние месяцы
прелставители государственного департз-
мента, консультировавшиеся с другими де-
партаментами, сформулировали предложе-
ния, направленные к реализащии целей,
об’явленмых президентом. Впредь до окон-

Ke OHHH генерал-лейтенант Михайло
Апостольский, от имени главного комитета
Антифашистского фронта женщин Македо-
нии — Мара Нацева, от имени советской
молодежи — Тарасов, от имени болгарской
молодежи — Эмил Аладжемов, от имени
молодежного союза Болгарии — майор
Воличко Георгиев, от имени греческой мо-
лодежи — Панос Диницию; от имени глав-
ного комитета Союза антифашистской мо-
лодежи Албании — Лила Бенисова. Коч-
гресс приветствовали также представители
сербской, хорватской, словенской, черно-
горской, воеводинской молодежи и предста-
витель молодежи Пиринской Македонии.
При упоминании имени маршала Тито мо-
лодежь: восторженно приветствовала своего
вождя и учителя,

Ano Сорков сделал доклад на тему
«Македонская молодежь в свободной феде-
ративной Югославии». Он особо коснулся
задач. стоящих перед молодежью Македо-
нии. Ленка Секуловска сделала доклад на
тему «Молодежь в народно-освободитель-
ной борьбе». Конгресс послал приветствен-
ную телеграмму маршалу Тито;

В честь конгресса молодежь организовала
демонстрацию по улицам Скопле. К демон-
страции присоединилась огромная масса на-
селения.

Конференция антифашистской молодежи
Далмации

„Радиостанция «Слободна Югославия» пе-
редает: «В Сплите состоялась первая кон-
ференция антифашистской молодежи. На
конференции выступило много делегатов от
молодежи разных городов Далмации. Деле-
гат из Задара, нашего старинного города,
много лет стонавшего под втало-фашист-
ским игом, в своем выступлении подчерк-
нул, что итальянские фашисты хотели ита-
льянизировать задарцев, но им это не ула-
лось. Сегодня молодежь Задара обещает
бороться так же, как молодежь Силита.
Задар @нова начинает жить и восстанавли-
ваться, и его молодежь и здесь демонстри-
рует свою самоотверженность»,

Боевые будни хорватской молодежи

Газета «Омладиноки борац»— орган Об’.
единенного союза антифашистской молоде-
жи Хорватии — поместила статью, в кото-
рой говорится: «Народно-освободительный
фронт Хорватии охватывает сегодня огром-
ное большинство народов Хорватии. В его
рядах состоят сотни тысяч юношей и`деву-
шек, которые своей борьбой и работой не-
посредственно участвуют в изгнании немец-
ких оккупантов и их прислужников из на-
шей страны.  Народно-освободительный
фронт охватывает молодежь разных полити-
ческих убеждений и разных народностей.
Здесь сплочены хорваты, сербы, чехи, слэ-
ваки и др». Далее в статье отмечается, что
попытки ‘клики реакционеров, возглавляе-
мой Мачеком, разбить единство молодежи
терпят поражение. Эта клика расстреливала
молодежные демонстрации в Загребе, Спли-
те и Белграде и помогала угонять молодежь
в концентрационные лагери, где погабли
сотни лучших хорватских юношей и деву-

шек.
(СОБ. ИНФ.).
EE

Hemoucipauma e Huwe
в ознаменование побед
Красной Армии

БЕЛГРАД, 2 фезраля. (ТАСС). Как сооб-
щает радиостанция «Слободна Югосла-
вия», в сзязи с успехами Красной Армии
в городе Нише состоялась 15-тысячная де.
монстрация. Демонстранты несли плакаты

с приветстзиями Красной Армии, союзным
войскам и Народчо-Освободительной ар-
мии Югославии. Раздавались возгласы в
честь маршала Сталина и маршала Таго.

—_O-—
Возрождается культурная жизнь
Варшавы
ВАРШАВА, 2 февраля. (ТАСС), Здезь

постоялась конференция директоров вар-
шавских школ. ka которой обсуждались
вопросы организации учебы и подготовки
новых школьных помещений. В Варшаве-
Праге уже работают 42 начальных школы,
7 гимназий и медицинский факультет Вар-
цавского . университета. Организовачо
1} детских садов.

Колференция приняла резолюцию, в ко-
Торой выражает серлечную благодарность
Красной Армии, освободившей Варшаву’ от
немецко-фашистских захватчиков.

РЕДАКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правдь», д, 24, 6-й этаж, ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-66; секретариат —
и —Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д. 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи Д 3-38-38 и Д 3-34-23; г

осуществления этого соглашения будет
необходимо, чтобы правительство обосно-
залось в Белграде. Естественно, диплама-
тические миссии дружественных ° правя-
тельств также будут вновь переведены к
туда», мыми ‘и далеко илущими, как и об’явлен-
Грю также сделал представителям печл-  ные президентом цели, для выполнения
ти заявление, в котором определил поли-   которых составлезы эти предложения. Они
тику Соединенных Штатов по вопросу о   прадусматризают наказание  геоманских
наказаний воевных преступников. Грю з1-   лидеров и их соучастников за все общир-
явил: вое преступное предириятие, намеченное и
«Государственный департамент приветст-   выполненное с преступным пренебрежением
вует общественное обсуждение вопроса ©   самима основами закона и морали, в том
чаказазии военных. преступников. Это 06-  числе за преступления, совершенные где
суждение лено показало решимость нашего бы то ни’ было в нарушение правил ведения
народа, чтобы виновные были каказаны.   войны и против меньшинств.
Государственный департамент разделяет   Грю об’явил, что госуларственный депар-
эту непреклонную решимость. Окончатель-   тамент направляет в Чунцин опытного дин-
ное решение о процедуре наказания лиц, ломатического работника Бриггса для по-
виновных в военных преступлениях, будет мощи послу Хэрли в координировании
вынесено в результате консультация’ с. Об’-,   леятельности официальных американских
единенными нащияма, 15 из которых в на-  организаций в Чунцине. ‘

Bonpoc с виновниках вовлечения   ДЕКЛАРАЦИЯ 1.600 АМЕРИКАНСКИХ
Финляндии, в войну СВЯЩЕННИКОВ

f HbIO-HIOPK, 30 supaps. (TACC), Caume
ХЕЛЬСИНКИ, 31 января. (ТАСС). З1 ян-   1.500 представителей американского духо-
варя состоялось заседание сейма, НЗ КОТо-  венства некатолической церкви опублико-
ром премьер-министр’ Паасикиви в присут-  вали декларацию, адресованную Рузвельту,
ствии членов правительства дал ответ на Черчиллю и Сталину, В которой высказы-
вопрос депутатов «Группы шести» о меро-   ваются против вмешательства Ватикана в
приятиях правительства в отношении рас-  международные дела. В декларации под-
следования виновности президента в 1941   черкивается, что свобода совести покоится
году и должностных лиц в 1939 и 1941 гг. на важнейшем принципе отделения церкви
в вовлечении Финляндии в войну. Премьер-   от государства, поэтому, религиозные орга-
министр Пзасикиви сообщил ряд соображе- Е :

о яы не должны принимать участия в госу-
ний но данному вопросу, основанных на

дарственвых делах. В декларации гово-
юридических выводах бывшего президента

putes:
Фниляндии Стольберга. ‚Паасикиви указал“ «Мы не можем допустить, чтобы лойяль-
также, что правительство считает необходи-   ность солдал-католиков Об’единенных . на-
мым отстранение от политической и руко-

e ций была куплена ценой какой-либо поли-
водящеи деятельности лиц, ответственных   тической сделки с Ватиканом. Наоборот,
за политику периода’ войны. Правительство   по нашему мнению, солдаты, разбираясь в
намерено создать комиссию в составе 3-х вопросах лучше, чем «политиканы» их церк-
лиц для изучения вопросов, связанных © ‘ви, будут рассматривать такую сделку как
внешней политикой Финляндии, начиная с измену тому делу, во имя которого они
1938 roza. . у

сражаются. Мы п всяких попыток во-
в. р ротив

влечения под любым предлогом свободных
К заявлению Паасикиви

демократических государств в какую-либо
сделку, в которой Ватикан. или.представи-

ХЕЛЬСИНКИ, 2 февраля. (ТАСС). Как пе-
редает хельсинкское радио, заместитель ми-

тели других религий будут принимать непо-
средственное участие или будут выступать
нистра путей сообщения ХЁльгунен в своем
интервью, данном вчера вечером. представи-

в качестве: посредников».

В декларации содержится резкая критика
телям печати относительно. заявления Пааси-   вмешательства папы в Международные
киви в сейме, сказал, что ‘те партии, кото-
рые не будут выполнять предложения пра-

дела. В декларации также указывчется,
что Ватикан с 1870 года воздерживался от
вительства об удалении с политической аре-,
ны лиц, которые в годы войны руководили

вмешательства в политику, но с 1929 г. папа

снова начал активно вмешиваться в между-

политикой страны, будут считаться идущи-  народные дела в результате усиления фа-

ми против решения правительства. Вряд ли   шизма. «Ватикан, — говорится в деклара-

кто в данное время желает кризиса прави-   ции, — заключил договора о дружбе с фа-

тельства, добавил Хильгунен, шистекими странами, Папа поддерживал

На вопрос представителя печати, можно   Муссолини в Италии, Дольфуса и Шушни-
ли работу Финского банка (президентом

коего является Рюти) считать. политической

га — в Австрии, Гитлера — в Германии,
Франко — в Испании, Петэна — во Фран-
деятельностью, Хильгунен ответил, что! по   ции и в нынешнем конфликте выступает на
этому вопросу имеются различные мнения.   стороне врагов демократии»,
Если нынешнее положение в руководстве
Фянского банка останется без изменений и

—о— ‘
в дальнейшем, то можно натолкнуться на. Мексиканская газета о причинах
большие трудности в области кредита и

внешней торговли. гибели тов. Уманского

В переданном далее сообщении Финского   НЬЮ-ИОРК, 2 февраля, (ТАСС). Орган
телеграфного агентства говорится, что уже   конфедерации трудящихся Мексики «Эль
вчера отдельные партии приняли‘ первые   Нопулар» в редакционной статье высказал
практические меры в связи с заявлением   предположение, что причиной аварии само-
Паасикиви. По полученным данным, решено,   лета, на котором летел Уманский, является
что от выдвижения в кандидаты в сейм на   саботаж. Газета призывает провести не толь-
предстоящих выборах будут отстранены: от   ко техническое, но и политическое расслело-
аграрного союза — В. Каллиокоски, А. Кук-  вание обстоятельств катастрофы. Газета за-
конен, Рейникка и Э. Таркканен; от коали-
ционной партии — 9D, Линкомиее, О. Лехто-
нен, Хорелли; от. социал-демократической
партии В. Таннер, В. Хаккила, В. Саловаара,

чакия, продолжающихся переговоров с на-
шими союзниками по этому вопросу эти
трелложения не могут быть опубликованы.
Однако я хочу категорически заявить, что
эти предложения являются такими же пря’

1 вести «к непреклонным репрессивным мерам,
направленным против антисоветских провока-
ций профашистской печати».

и Аальтонен. Эти лица, будучи в свое время ЕО

на государственных должностях, оказали в . р 1

годы войны большое влияние на внешнюю К польско-чехословацким
и внутреннюю политику Финляндии. отношениям

ЛЮБЛИН, 31 января. (ТАСС). По сооб-
шению агентства «Польнрасс», посол Поль-
ской республики в Москве 3. Модзелевский
получил от посла Чехословакии в Москве`
Зд. Фирлингера письмо, в котором сообщает-
ся, что Чехословацкое правительство при-
знает Временное правительство’ Польской
республики и желает вступить & ним в ди:
пломатические отношения.

—о—

Открытие конференции английской
` либеральной партии

‚ ЛОНДОН, 2 февраля; (ТАСС). Сегодня
открылась конференция английской либе-

—-O--—

Прибытие в Афины делегации DAM

ЛОНДОН, 1 февраля. (ТАСС). Коррес-
поздент агентства Рейтер в Афинах пере-
даег, что сегодня в 14 часов в Афины на
предстоящую конференцию с представите-
лями греческого правительства‘ прибыли
3 лелегата ЭАМ. В состав делегации входят
генеральный секретарь центрального коми-
тета ЭАМ Парцалидес, генеральный секре-
тарь коммунистической партии Сантос и ру-
ководитель «Солоза народных демократов»
(ЭЛД) Циримокос,

стие в ведении войны. В декларации, сде-  СКИХ было убито.

ты, которые были ответственны или при-   тивацих грузовик с картофелем. 37 жен-
нимали добровольное участие в неслыхач:   шин было убито. 30 января беженцы раз-

ли совершены их отвратительные действия. полицейские только смотрели,

В ды, .

являет, что это расследование должно при-  :

ральной партия. Вступительную речь произ-.
несла председатель партии Вайолет Бонэм.

Продолжается эвакуеция учреждений
Берлина. — Вооруженные столкновения
населения с полицией

ЛОНДОН, 2 февраля. (ТАСС). Коррес-
газеты «Дейли телеграф энд
Морнинг пост» сообщает из Берна (Швей:
цария), что, по полученным там сведениям,
длинные колонны: грузовиков, нагруженных
архивами берлинских учреждекий; домаше
ней обстановкой и другими вещами, про
должают двигаться в направлении /на
Мюнхен. Эвакуащия правительственных  Уч-
реждений, которая началаюь 27 января, те-
перь в полном разгаре. Представители ино-

щики совершили налёт на вражелкие об’ек-   СТРанных держав также будут переведены   стоит из 4 букв и влисы-

ты в Арценхейме, Бальценхейме и Бисхей-   В Мюнхен. Все общественные здания, гос-
ме, вблизи западного берега Рейна, Артил- тнницы и частные особняки в Мюнхене, не сегмента).

‘лерия. союзников обстреливала удерживае-   Пострадавшие от бомбардировок, реквизи-
мый противником мост через Рейн в Брей-   Рованы,

В Берличе ежедневно происходят столк-
новения, вызванные юстрой нехваткой про-
довольствия, Вооруженные жители города
вступают в стычки к полицией, Одаю us
таких столюповений произошло 28 января в
рабочем районе Нейкельн. Во время ‘лемоя-
страция, когда голодное, население требо-
вало пиши, полиция произвела’ многочис-
ленные аресты. Тогда демонстранты попы-
тались освободить арестоваьных, и поля-
ция, начаз стрелять в толпу, убила четы-
рех челозек. Из толпы раздались отзетные
выстрелы в полицейских. Пять полицей-

Берлинская полиция открыла. также
етоельбу в толпу голодных женщин, захва-

ложили костер из садовых скамеек, пы-
таясь согреться. Толпы баженцев опроки-
дывали трамзаи и жгли их. На этот раз
но не вме-
шивались.

СТОКГОЛЬМ, 2 ‘февраля. (ТАСС). Шве-
‘прибывающие ‘из Германии, рассказы-
вают о панике и угнетенном настроения во
всех городах Германии. Приехавшие сюда
из Берлина лица сообщают, что отряды
фольксштурма в настоящий момент заняты
минированием зданий в восточной части
Берлина. Дети, эвакуированные ранее из
Берлина на восток, теперь отправляются в
Саксопию. Улицы больше не очищаются
от снега, и автомашийы почти не, ходят.
Трамвайное движение поддерживается с
трудом. В Берлине ощущается острый недо-
статок хлеба и картофеля. Продовольствен-
ное положение обостряется с каждым днем.
Один швед, прибывший в Швецию из Штет-
тинз через Берлин, рассказывает, что Штет-
тин переполнен беженцами. Совершенно не-
известно, «уда они будут отправлены те-
перь, когда сами жители Штеттина начали
эзакуироваться. Поездка из Штеттина в
Берлин по железной дороге занимает 10 ча-
сов вместо нормальных, двух. часов,

Берлинский корреспондент газеты «Свен-
ска дагбладет» передает: «3] января в Бер-
не были получены сообщения из Германии
относительно растущего беспокойства в
больших городах Германии. В Восточной
Германии в районе между Дрезденом и Бре-
слау имели место бунты в отрядах фолькс-
штурма. В Гамбурге и Бремене также царят
панические настроения, Каждую ночь на
стенах домов появляются ‘антигитлеровские

листовки»,
—о—-
Отставка. бельгийского
правительства

ПАРИЖ. 2 февраля, (ТАСС). Агентство
Франс Пресс передает из Брюссвля, что
сегодня бельгийский ^ премьер-министр

Пьерло“вручил принцу-регенту Шарлю за-   до. нашей эры— в Житае; В России про-

язление об отставке правительства.
—oO—

Немецкие подводные лодки
ремонтируются в испанских портах

ПАРИЖ, 2 февраля. (ТАСС). Газета «Ли-
берасьон куар» воспроизводит следующее
сообщение агентства Эспанья: «Несколько
дней назад можно было видеть, как в Сан-
 Себастьяне спокойно разгуливали группы
немецких матросов и морских офицеров, в
то время когда в соседнем порту Пасахес
ремонтировали их подводные лодки и нагру-
жали суда продовольствием и снаряжением.
Бюро, которое выдает судовые документы
этим кораблям, находится в вилле Пакита
в Сан-Себастьяне».

—0ю

Заявление главы Британской
Парламентской Делегации
г-на В. Эллиот

Перед от’ездом из Москвы глава Британ-
ской; Параламентской Делегации г. Вальтер
Эллиот сделал советской печати: слелующее
заявление:

«Покидая Москву, на налием обратном
пути в Лондон, мы, члены Британской Пар-
ламентекой Делегации, желаем выразить на-
Шу самую высокую оценку тостеприиметву
в радушию, с которым нас всюду ветреча-
ли. Мы глубоко убежлены в жизненной ‘не-
обходимости того, чтобы в будущем наши
народы лучше знали друг друга.

Хотя мы многое слушали‘ и читали в Бри-
тании 0 гигантоких инлустриальных пред-
приятиях Советского боюза, о рвенин его
молодого народа, преданности его руководи-
телям и энергии, с которой Bee работают
для общего дела — видеть вее это свопуи
собственными глазами явилось в самом деле
откровением.

В Британии все с интересом отнесутся к
посланию, которое мы поставим и которое
приведет, конечно, к усилению связя меж-
Ay двумя народами и к их возрастающему
сотрудничеству в периот мира так же, как
и в периол войны».

НЫ

От’езд из Москвы Делегации
Английского Парламента

Вчера, 2 февраля, Делегация Английско-
го Парламента в составе гг. В. Эллиота!
(глава Делегации), Ч. Понсонби, М. Вал-
лера, Д. Паркера, Т. Фрезера, лорда Фа-
рингдон, У. Робертса, П. В. Джеусона и

КРОСС

Буквы каждого разгадан-
ного слова разместите в сег-
ментах пронумерованных
окружностей, как показано
стрелкой (каждое слово со-

вается, начиная с верхнего

ОБОЗНАЧЕНИЕ СЛОВ:

1. Поход; передвижение
войск. 2. Татарское войско,
3. Хищное животное. 4. На-
родность, живущая в Марий-
ской АССР. 5. Река, впадаю-
щая в озеро Неро. 6, Холод-
ное оружие. ‘7. ‘Птица. 8.
Древние народные песни ка-
рел, 9. Маршал Наполеона,
10. Птица. 11. Полукустар-
ник, произрастающий на юге.
12. Кушанье. 13. Рыба. 14.
Собрание горожан в древней
Руси для обсуждения госу-
дарственных и обществен-
ных дел. 15, Ароматическое
растение, 16. Шест, постав-
ленный. для указания доро-.
ги. 17. Несчастье, 18. Мар-
шал Югославии. 19, Почет-
ный титул у мусульман. 20,
Водяные растения. 21. Юж-
ноамериканское: государство,
22. Датский лингвист. 23.

28. Город в З

30. Название
крутыми бок

ряд. 32.
Французский

Город в Средней Азии. 24.   лисатель. 36
Прядильное растение. 25.   Остров в Бал
Тянущая, движущая си-   38. Река в К

ла. 26. Световая окраска
горизонта перед заходом и
восходом солнца, 27. Город

‘

Отвечайте метко

— Какая река
многовохная?

— 10 впервые применил в миро-
вой войне танки?

— Кому принадлежат слова: «Че-
ловек — это звучит гордо»?

— Кто п котда впервые в мире
достиг Северного полюса?

`, >
Знаете ли вы?

— Чо первая опера, дошедшая ло
Hac, — «Эвридика», — написана в
1600 году композитором Пери и поэ-
том Ринуччини.

— Что первое точное определение
размеров Земли было сделано в 1671.
году.

— 90 первоначальная форма
одежды для русских морских офицеров
была утверждена в 1732 году.

Что отекло изготовлялось и об-
рабатывалось уже за 2500 лет до
чашей эры в Египте, а за 2000 лет

ние. 41. Фран

на земле самая

дейст

МНОГО

CKUM

сен. 5.

28. Ра

W3BOICTBO стекла впервые было орга-
чизовано лишь в 1635 году шведом
Елисеем Костом,

на острове Хонсю в Японии.

русснии. 29. Фруктовое вино.

Сахаре, 31. Разрывной сна=
Пустыня.

34. Цветок. 35. Английский

Город в CCCP,
тель. 42. Французский фи-

CB Pty

ES

ON)

OOS
Ost

Js(
JS
I

=
JB

JS

a0)
el)
O20

Е
(Е
=

а

ООО

:

зик. 43. Быстрые  колеб.
тельные движения частиц
воздуха, воспринимаемыь
органами слуха. 44, Город
СССР. 45. Поход конницы
в неприятельский тыл, 45,
Город в Японии. 47, Музы.
кальное произведение для
трех различных инструмен.
тов. или голосов. 48. Денеж
ная единица в  средневы
ковой Франции, 49, Голов
ной убор,

ападной Бело-

глубоких, с
ами долин в

33,
композитор.

Мера. 37.
тийском море,
азахстане. 39,
40. Расте-
цузский писа-

Составил
АЛЕКСАНДР ШВАБ,

ОТВЕТЫ

На викторину «Отвечайте метко»
— Первая в мире счетная машина для четыре

вий арифметики ‘была изобретена’ француз.

ским ученым Паскалем.
— Из морей, рек и озер постоянно испаряется

воды, немало воды испаряется из листьев

и трав, поэтому в воздухе всегда есть невидимый
для глаза водяной пар. Летом в ясные прохлад.
ные ночи‹при охлаждении воздуха на земле появ’
ляется роса, состоящая из капель чистой воды,
— Южный полярный полюс открыт порвеж:

путешественником-исследователем Розльдом

Амундсеном в декабре 1911 года.

На чайнзорд

1. Шевченко. 2. «Обрыв». 3. Вольта, 4. Амум.

Некрасов, 6. Верещагин, 7. «Нос». 8. «Со»,

9. Нансен. 10. Новгород. 11. Державин. 12; Нил
13. Ломоносов, 14. Вайгач. 15, «Чайка», 16, Ау
химед.
20. Тургенев. 21. Венера. 22. Амур. 23. Радище,
24. Вагнер. 25. Рубенс. 926. Суриков. 97. Веер.

17, Друз. 18. «Завешание», 19. Ему,

зин. 29. Немо. 30; Оког: 31. Плот. 32. «Те:

рек». 33. «Кобзарь».

На голосоломку «Певец».

«Пой лучше хорошо щегленком, чем дур

соловьем»,

Расшифровав ребус, прочтете старую русскую пословицу.

Составила Е. М. ЛУКИНА,

НА ДНЕ МОРЯ

Мы познакомились е жизнью п работой
двух эпроновоких отрядов, которыми коман-
луют старые друзья Георгий Артюхов п
Иван Щербина. Дружба, командиров, как
они сами говорят, зародилась на дне моря.
Еще несколько лет назад они служили в
одном водолазном отряде в Новороссийске п
спасали транспорт. «Сергий», потопленный
в гражданскую войну, А сейчас, после дол-
гой разлуки, возмужавшие, они вновь ветре-
тились на Черном море и руковолят под’е-
MOM судов, потонувших в годы Отечествен-
HOM ВОЙНЫ.

Труд под водой требует необычайного
напряжения воли. Только выносливый и
смелый человек может работать водолазом.
Для того, чтобы поднять судно, необходимо
прорыть под ним два или три прохода и про-
тянуть через эти тоннели железные поло-
сы — «полотенца». К этим ‹«полотенцам»
нужно присоединить’ стальные тросы —
стропы, которыми прикрепляются понтоны.
В понтоны нагнетается воздух, и они вепты-
вают наверх, увлекая за собой корабль. Да-
же пз суше такую работу выполнить не-
легко, а под водой, когда каждое движение
сопряжено с большими усилиями, сделать

Кинг-Холла выехала из Москвы. На   В НОСКОЛЬКО раз труднее,

обратном пути в Англию Делегация noce-
тит Сталинтрах и Баку. Из Баку одна

Вот что однажды случилось с комсомоль-
цем Вячеславом Садчиковым. Он промывал

группа делегатов во главе с г-ном В. Эл-  RHO под огромной баржей. Сильная

лиотом проследует в Тегеран; а другая —
продолжит ознакомление с Советоким Сою-
30M и посетит Узбекскую ОСР и Турк-
менскую ССР,

На вокзале Делегацию провожали депу-
таты Верховного Совета СССР В, А, Вес-
вин и В. А. Шадрин и ответственные со-
трудники Народного Комиссариата Ино-
странных Дел СССР В. Я. Ерофеев п П. А.
Бушуев. Вокзал был украшен флагами
Великобритании и Советекого Союза.

Д 3-36-89

и Д 3-31-79; отдел пропаганды и агитации

511631.

‚ Типография газеты «Правда» имени Сталина,

отдел литературы и искусства—Д ы отдел информации—Д. и НК

стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20 военный отдел — Д 3-36-24;

струя воды, вырвавшаяся из шланга, раз-
мыла грунт; Перед глазами встала. сизая
муть. Свет фонаря не мот пронизать гу-
стов месиво песка. Водолаз действовал па-
угад. Он веб глубже и глубже подкапывал-
ся под корпус ‘баржи и так, увлекся рабо-
той, что не заметил обваливающегося по-
зади него грунта. Садчиков спохватилел,
когда ему стало тяжело дышать. Он пополз
назад и сразу же наткнулся медным кол-
паком на что-то твердое. Нроход был напо-
ловину завален землей. Юноша понял при-

комсомольской ‘жизни — Д 8-31 -39; отдел

писем — Д 3-30-69;

чину аварии: отсасывающий шланг не ус
TeBat отсасывать землю. Она придавиль
воздушный шланг. Садчиков хотел сообщить
наверх, чтобы скорее отеосали землю, но
сигнальная зеревка также оказалась при:
хавленной, грунтом. Тотда вололаз крикнул
в телефон, но и этот вит связи бездейство-
вал. Моряк начинал задыхаться.

пимание водолаза привлекла струя Boe
ды, вырывавшаяся из шланга. Напрягая ся.
лы, Садчиков поднял шланг и повернул ет
В обратную сторону. Струя начала разуы“
вать обваливитийся трунт. Водолаз чувст
вовал, как его покидают силы, но прекра»
тить работу нельзя было. Борьба продол
RAI несколько минут. Вскоре в лиш
пахнул свежий воздух. К счастью, струя во*
ды размыла песок в том месте; тде был при-
давлен тланг. Это сразу облегчило пол-
жение. Получив праток, воздуха, Садчиков
‘начал пробивать себе путь к выходу вне
гичнее. Векоре он встретил друзей, кото“
рые спешили к нему на помощь,

Своей трудной профессии молодые водб-
лазы Петр Шевченко, Габдулихат Бикбаев,
Вячеслав Садчиков учатся у бывалых епро*
новцев. Таков Леонид Викулов. На его гру
хи. сверкают два ордена. Викулов работая
на под’еме многих судов. У Леонида Викул-
ва и Сергея Костицкого, который более 14
лет трудится под водой, молодые виронов“
цы учатся водолазному искусству, пастой-
чивости, бесстрашию, трудолюбию. И труд
их не напрасен. Они уже подняли со диз
моря огромный пловучий элеватор и 188
баржи, на которых оккупанты пытались
увезти в Румынию награбленное в Одессе
зерно. В ближайшее время веплывет п
поверхность моря еще несколько судов,

И; ЗИНЬКОВИЧ,
ОДЕССА, 8

имени ымиииининииниаианиннний
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

рабочей молодёжи—Д 8-31-96
иллюстрации Д 3-30-22; Dove

Изд. № 92.