У

Западной’

Войска союзников закончили окружение Рура. % Американские войска.
‚ ведут бои в окрестностях Касселя. № Действия французской 1-й армии, *
Английская печать о наступлении войск союзников. Ж. Отступление

т. +

ии

и

° ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). В сообще-
нии штаба верховного командования экспе-
диционных сил союзников говорится о, со-
единении частей союзников у Лишиштадтя,
восточнее Рура, в связи с чем окружена
крупная группировка германских войск..

Севернее Рура войска союзников продол-
жают быстро продвигаться и на некоторых
участках за день пропали 24 клм. Части со-
юзников очищают от противника Падерборн,
встречая ‘упорное сопротивление немцев, ко-
торые используют танки и стрелковое ору-
жие.

Немцы оказывают сопротивление союзни-
кам также северо-западнее Варбурга, в рай-
оне Римбека, ись на 9.5 клм.,
пехота союзников достигла’ населённого

а севернее Бесса, расположенного в
10,5 клм. южнее Касселя. В 124 клм. к югу
от Касселя бронетанковые части союзнн-
ков форсировали реку Фульда. Немцы: окз-
зывали союзникам сопротивление, используя
танки и артиллерию,

К северу от Франкфурта-на-Майне союз-
HEKH продолжают операции по очищению
территории от противника, встречая сильное
сопротивление. В Ашаффенбурге немцы про-
должают оказывать упорное сопротивление.
Немцы вновь проникли в город’ Швейнгейм
(западиее Ашаффенбурга), который до этого
был ‘взят союзниками;

Союзники ‘продолжают наступать вдоль
реки Майн и продвинулиеь до 29 клм. Юж-
нее Мангейма части союзников, фореиро-
вавмшие Рейн, продвинулись на 29 клм. и пз-
ререзали автостраду. ` 31. марта войска со-
юзников взяли в плен 22.877 человек.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Английское
министерство ‘информации сообщает, что
окружение Рура уже завершено, и все пути
отступления для немцев отрезаны.

Эта операция была закончена 1-го апреля
во второй половине дня, когда, согласно
сведениям, переданным корреспондентом,
находящимся при о штабе фельдмаршала
Монтгомери, в 3’ часа дня 2-я бронетанковая
дивизия 9-й армни генерала Симпсона co-
единилась с передовыми частями 1-й амери-
канской армии генерала Ходжеса около
Липпштадта, примерно в 37 клм к востоку
от Гамма. Согласно сведениям, переданным
корреспондентом, находящимся при штабе
верховного командования, в ловушке оказа-
лось 25—30 тысяч немцев.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер, находящийся при
штабе 3-й американской армии, сообщает,
что части 3-й американской армии ведут
бои в окрестностях Касселя — узла шос-
сейных и железных ‚дорог, расположенного
в 120 клм. к юго-западу от Ганновера,

Корреслондент агентства Рейтер, находя-
щийся при штабе 1-й американской армни,
сообщает, что 2 апреля была отбита. контр-
атака, предпринятая немцами в районе рур-
ского «мешка». Контратака была предпри-
нята в районе реки Зиг, где части. 1-й аме-
риканюкой армии ведут бои в северо-
восточных предместьях Зигена.

ПАРИЖ, 2 апреля. (ТАСС). Агентство
Франс Пресс передало вчера коммюнике,
з котором говорится, что после ‘тяжелых
боев, происходивших накануне, французская
1-я армия непрерывно продолжает свои дей-
ствия к востоку от Рейна, который она фор-
сировала в районе Гермерсгейма—Шпейера.
1 апреля утром французская армия снова
прорвала оборону противника ‘и проникла
далеко на территорию Баденской области.
Захваченное  предмостное укрепление ‘рас:
ширено до 20 километров по фронту. и до
30 километров в глубину. Французские
войска захватили около 20 населенных
пунктов, достигли автострады Франкфурт—
Карлеруэ и пересекли ee. Наступление
французских войск продолжается.

ЛОНДОН, 30 марта. {От военного коррес-
пондента ТАСС). Теперь уже совершенно
ясно, что немецкий Западный фронт рухнул
под ударами американских, английских и
канадских армий. Организованное сопротив-
ление прекратилось на всем фронте. Име-
ются некоторые. «островки сопротивления»
в пусто населенных районах Юго-Западной
Германии и Рура, а также к северу от Эм-
мериха, где уже долгое время были скон-
центрированы отборные войска © целью
предотвратить прорыв союзников в этих ча-
правлениях. Однако фронт совершенно рас-
пался. Не существует ни командования
Фронтом, ни войск, способных бороться, по=
чти нет танков и самолетов и очень малэ
артиллерии. Повидимому, германское Bep-
ховное командование пренебрегло Запад-
ным фронтом и даже не пытается поставить
преграду сокрушающему потоку союзного
наступления. Почти не ‘встречая сопротив-
ления, танковые колонны 1-й американской
и 2-й британской армий продвигаются к во-
стоку, охватывая огромными клешами o6-
ширный Рурский район. Эта смелая оперз-

немцев из Голландии. }

ция близится к своему завершению. Аме-

раканские танки уже закрывают заднюю.

дверь Рура, появившись‘в районе Падербор-
на. В то же время английские танки продви-
гаются по Вестфальской равнине, прикрыва-
ющей северные подступы к Руру.

Цензура, введенная из соображений без-
опасности для сообщений со всех армей-
ских фронтов, лишает нас возможности дать
подробные отчеты о сенсационном наступ-
лении союзников на восток. Мы. можем
лишь сказать, что 1-я американская армия
продвинулась вчера на 88 километров. Она
заняла много городов, в том числе несколь-
кс крупных, которые были захвачены непо-
врежденными, много военных ваводов, про-
изводящих самолеты, танки, орудия и дру-
гое важное вооружение. Она захватила‘ не-
сколько тысяч. пленных. Вчера она заняла
большой аэродром, расположенный далеко
в глубине Германии, который окажется
весьма полезным для тактической авиации
союзников. ‘

На другой ‘стороне Рурского бассейна
танки 2-й британской армии продвигаются
на очень широком фронте по Вестфальской
разэнине. Они движутся с такой быстротой,

что это создает некоторые трудности для’

союзной авиаций, ибо ей приходится менять
фронт, бомбардировки чуть не двадцать раз
в день. Эти отряды оставили за собой го.
рода Бохольт и Дорстен. За танками сле-
дуют соединения пехоты, которые вчера про-
шли 16 километров. г 1

9-я американская армия, прикрывающая
правый фланг британской армии, преодоле-
вает встречающееся сопротивление немцев
Германское верховное командование хваста-
лось тем, что, лока Рурский район будет в
руках немцев, всякое широкое наступление
союзников /в глубь Германии будет само-
убийством. Это было глупое бахвальство.
Союзники находятся уже далеко в глубине
Германии. Теперь гитлеровскому верховно-
му командованию приходится Th
собственное лекарство. Войска, оставлен-
ные‘для защиты этого района, обречены--
они могут’ оказаться либо в тюрьме, либо
в могиле. Некоторые эсэсовцы и нацисты,
оказавшиеся далеко в тылу наступающих
союзных войск, пытаются убивать союзных
солдат исключительно из жажды убийства.
Мы видели трех из них в лесу восточнее
Везеля: старого нащиста и двух мальчишек
‘из отряда гитлеровской молодежи, один из
которых. был награжден железным крестом,
Спрятавшись в кустах, они убили двух
солдат, двигавшихся © обозом инженерного
оборудования армии союзников. Окружен-
ные автоматчиками союзников, они подняли
руки вверх и начали кричать: «Гитлер ка-
пут»! Тактика стрельбы из кустов может,
конечно, повести к некоторым потерям в
союзных войсках, но она не спасет гитлеров-
скую Германию.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Лоздон-
ское радио передает:

«Мы продвинулись вперед с быстротой
урагана» — этими словами корреспондент
«Дейли телеграф энд Морнинг пост», нахо-
дящийся на фронте в Вестфалии, начинает
свою телеграмму, и мы живо ошущаем то
нетерпение, которое он испытывает, подчи-
няясь существующему ‘запрету‘и не ‘имея
возможности сообщить нам о размерах за-
воеванной нами в этом районе территории.
Он старается взять реванш, сообщая нам
различные подробности о развале герман-
ского фронта на Западе. Отсутствует, пишет
он, всякое   сколько-нибудь организованное
сопротивление.

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Лондонское
радио сообщает, что в ночь на 1 апреля не-
мецщкие войска начали отступать из Голлан-
дии. Согласно донесениям английских лёт-
чиков, во второй половине дня 31 марта
движение на дорогах, ведущих в Германию,
усилилось и к вечеру превратилось в сплош-
ной поток транспорта. Всё бомбардировщи-
ки второго тактического ‘авиакорпуса’ с>юз-
ников были посланы атаковать’ этот транс-
порт. Они уничтожили около 600 азтомашин:
В отдельных автоколоннах уцелели только
автомобили с ‘спознавательными ‘знаками
Красного Креста. Отступая, немцы исполь-
зуют все виды дорог.

Прекращение налетов
самолетов-снарядов на Англию

ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что налеты самолетов-
снарядов на Лондон и юго-восточное побе-
режье практически прекратились. С 29 мар-
та больше не было офищиальных сообще-
ний, извещавизих о. деятельности вражеской
авнации над Англией. Это означает, что
Лондон и ложная часть Англии не подвер-
гались вражеским нападениям с воздуха в
течение последних четырех дней.

Апбанский народ требует приглашения Албании
на конференцию в Сан-Франциско

ВЕЛГРАД, 2 апреля. (ТАСС). Как с005-
щают из Тираны, по всей стране усилива-
югея массовые народные демонстрации с
требованиями предоставления Албании пра-
ва участия на конференции в, Сан-Франци-
ско. Только в одном лишь районе Поградгц
демонстрации состоялись в 23 селениях. На-
селение, района Томорика послало коман-
дующему народно-освободительной армией
Албании генерал-полковнику Энверу Ходжа
телеграмму, в которой говорится:

«За время борьбы протиз немецко-италь-
янского фашизма и против предателей на-
шей родины погибло много’ наших сынов.
Сейчас наши бойцы- продолжают воевать
рука об руку с югославской армией в Юго-
славин. Мы слыхали, что нас не пригласили
на-конференцию в Сан-Франщиско. Это не-
справедливо... Мы обращаемся’ к. союзникам
с требованием, чтобы юни изменили бзое ре-
шение и пригласили нашу страну принять
участие в. этой конференции».

Йностранная печать о деятельности аргентинского правительства

НЬЮ-ЙОРК, 30 марта. (ТАСС). Как‘ еэ-
общает корреспондент агентства Эллайд
Лейбор Ньюс из’ Монтевидео, аргентинскиз
эмигранты в радиопередаче «Вос Архенти-
на» утверждают, что за неделю до об’явле-
ния  артентинским правительством войны
странам оси в Аргентине состоялось тайное
совещание немецких фашистов, которые при-
знали, что об’явление войны необходимо для
сохранения ‘нацистского центра в Латеи-
ской Америке. По словам этих аргентинских
деятелей, фашистская группа из боязнч то-
го, что Об’единенные нации могут потребо;
вать Фонды немцев у Аргентины, решила
проконсультироваться с Мадридом и Берли-
ном. Как сообщают, совещание состоялост»
в доме личного доверенного Гитлера—зане-
сенного в черные списки немецкого промынт-
ленника Рихарда. Штауда.. На ‘совещании
присутствовали исполняющий обязанностн
министра иностранных дел Амегино, немец-
кий разведчик граф Люкебург, австрийский
промьшнлениик — владелец военных прел-
приятий Фриц Мандль (который в настоя-
щее время занимается осуществлением про-
граммы вооружения Аргентины), испанский
посол в Буэнос-Айресе граф де Бульнее и
секретарь президента’ Фарреля полковнак
Григориа Таубер.

По сообщению агентства Эллайд Лейбор
Ньюс, другим доказательством того; что ар-
гентинская военная клика продолжает сс-
трудничать 6 нацистскими агентами, являет-

АДРЕС РЕЛАКПИИ: Ъ

=

. 511698, * _..

ся то, что известный аргентинский писатели
Хосе Габриэль в статье, опубликованной в
журнале, издаваемом в подполье, утверж.
дает, что в январе этого года германская
подводная лодка высадила в Аргентинском
порту трех инженеров, а также выгрузиля
120 тонн специальной стали для военных
заводов Аргентины.

Как сообщают, ‘другие подводные. лодки
действуют у побережья Патагонии; где на:
ходятся крупные ‘владения германской ком.
пании Лагузен. Габриэль ‘утверждает, что
аргентинский филиал фирмы Цейс недавно
получил из Германии 40 ‘комплектов аэро.
фотооборущования и большое количество
точных инструментов для авиашни и артил-
лерии. Аргентинский филиал компании Сим.
менс Шукерт получил 3 тыс, радиоламп для
использования в армейских портатизных ра-
диопередатчиках. По сообщению Габриэля,
перехвачена переписка бывшего ‚морского
атташе Германии в Буэнос-Айресе капитана
Нейбура, в которой говорится, что аргентчн:
ский адмирал. Скассо заказал военные мате-
риалы Германии; В январе этого года были
перехвачены письма координатора герман-
ских ассоциаций в Аргентияе Людвига
Фрейдо, которые говорят oO TOM, что
аргентинское правительство вмешивается в
деятельность германских фирм, действую-
щих в тесном согласии с вице-президентом
Пероном и министром торговли Чекчи.

а, 137. Улица «Правды», д. 24, 6-Й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56: секрета а
трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи-Д 3-37-43; отдел крестьянской молодёжи —Д 3-58-38 и Д 3-34-23; аа

rg)
}
$
i

СОФИЯ, 2 апреля. (ТАСС). Переход в
наступление первой болгарской армии, дей-
ствующей в составе 3-го Украинского фрон-
та, и отмеченные в приказах маршала
Сталина ее успешные действия вызвали
среди болгар большой под’ем чувства на-
циональной тордости. В центре Софии у
вывешенных ‘карт военных действий группы
народа живо комментируют” фазвивающиеся
операции. Газеты поместили полный текст
приказов товарища Сталина и специальные
сообщения болгарского главного командо-
вания об операциях первой болгарской ар-
мии под командованием генерал-лейтенанта
Стойчева.

Премьер-министр Кимон Георгиев от име-
ни болгарского празительства и от своего
имени послал приветственные телеграммы
маршалу Толбухину и генералу Стойчеву.
Ф Газета «Отечествен фронт» в передовей
статье пишет: «Никогда ещё болгарская ар-
мия в своей истории не получала такой
высокой оценки. Оценка за проявленную
храбрость, данная великим стратегом наше-
го ноемени маршалом Сталиным, являет я
самой высокой моральной и политической

„ Под’ем“ в Болгарии “в ‘связи ` с” приказом
` товарища Сталина о первой болгарской
народной армии

наградой, которую г сегодия и
армия и народ. Она еще более ценна 7 С
Hac потому, что Ha а армию

лгарский народ, участв
ебали в ee борьбе против mae
ской Германии, кое-кто смотрел как на чу
жеродное — Fone
родов, Поэтому поздравление маритала
Сталина является pre ee ae ме-

ународного призн
Ее за свобожденые народов от питле-
ровского ига».

Газета

ье пишет:

ны отметил вместе с русскими и ore
тарские победы на фронте борьбы < герман
ским фашизмом. Этот его приказ р у
нас чувство националыной гордости. пре
исполнил каждое болгарское сердце надеж-
nol, Tak Kak B HEM MH видим международ-
ное признание участия Болгарии в войне
против гитлеровской Германии. Приказ мар-
шала Сталина войдёт в историю болгарско-
го народа как исключительно важный исто-
рический документ». :

ПИ,

Образование Гданьского воеводства wee

ВАРШАВА, 2 апреля. (ТАСС). Декретом
Крайовой Рады Народовой 30. марта образо-
ваню Гданьское воеводотво. В состав Гдань-
ского воеводства входит целиком террито-
рия бывшего свободного города Гданьска,
а также уезды Картузский, Морской, Ста-
рогардокий, Костерский, Тчевский и город

Гдыня, выделенные из Поморского воевод-
ства. Согласно декрету, на территории быв-
шего свободного города Гданьска немедлен-
но теряют силу все ранее изданные поста-
новления и законы, как противоречатцие
устройству демократического Польского го-
сударства.

Создание hs yee организации
в Хорватии

БЕЛГРАД, 31 марта. (ТАСС). По инициа-
тиве сербского клуба депутатов Земальско-
го антифашистского веча народного освобо-
ждения Хорватии, в рамках народно-осво,
бодительного фронта Хорватии, создаётся
единая организация всех сербов, прожиза-
ющих‘на территории Хорватии; Руководетво
этой организации, Которое будет носить на-
звание Главный Комитет Сербов, будет из-
брано на конференщии представителей всех
сербов в Хорватии.

; —_O—
Apect 55 немецких офицеров
и солдат в Румынии.

BYXAPECT, 2 апреля. (ТАСС), Румын-
ские газеты опубликовали вчера сообщение
об аресте в Бухаресте 56 немецких офице-
ров и солдат, бежавших из лагерей военно-
пленных или укрытых румынскими легионз-
рами после изгнания из Румынии немецких
войск. Эти гитлеровцы получали докумен-
ты, оружие и боеприпасы от организации,
которой руководил видный легионер князь
Ники Стурдза. Помимо документов о’ ру-
мынском, голландском и шведском поддан-
стве’ у арестованных немцев найдено ору-
жие и бовприпасы. Члены организации,
скрывавшей германских солдат и офицеров,
были связаны с государственными учрежде-
ниями и пытались создать диверсионные
группы с целью организации покушений и

ажа. ;

Перезод в запас группы Tea
офицеров в Румынии

БУХАРЕСТ, 2 апреля. (ТАСС). Все газе-
ты опубликовали сообщение румынского
военного. министерства о переводе. в запас
указом короля новой группы полковников
пехоты, кавалерии, артиллерии, жандарме-
рии, авиащии и технической службы всего
62 человека. В их числе полковник Виржил
Опреску, Константин Петруллан, Эрнест
Вельтер, Иосиф Франц, Элинг и другие.

а

На суде над греческими
квислингами

АФИНЫ, 2 апреля. (ТАСС). На заседа-
нии суда над Раллисом, Чолакоглу и дру-
гими лапами, сотрудничавшими ‘©, гитлеров-
Taam, был оглашен закон, ограничивающий
число свидетелей защиты, так как для того,
чтобы васлушать всех зарегистрированных
свидетелей, суду потребовалось бы не ме-
Hee roma. По новому закону каждый обви-
няемый может выставить только 5 свидете-
лей, а общее число свидетелей защиты He
может превышать числа свидетелей обвине-
ния более, чем в 4 раза. Защита заявила,
WTO она покинег зал суда, если этот закон
будет применен, и сегодня действительно
защита не явилась в суд. Министр юстиции
Каливасе заявил представителям печати:
«Подсудимые не в первый раз создают эпи-
зоды, показывающие их неуважение к суду.
Все юристы возмущены этим и ежедневно
заявляют мне протесты. Еще немного, и
подсулимые потребуют занять ‘место судей.
За границей этот суд производит впечатле-
ние комедии, неприятное впечатление он
производит и на жнтелей . нашей страны.
Я хотел молчать до конца суда, но я не
могу допустить издевательства над право-

судием».

Операции английского флота

и авиации у побережья Норвегни

ЛОНДОН, 2. апреля. (ТАСС). Как перг-
даёт агентство Рейтер, английская морская
авиация, действующая совместно с флотом
метрополии, нанесла удар по германскому
судоходству в. районе норвежского побе-
режья. Бомбами поражены танкер средних
размеров, эскортный корабль и юуда, стояв-
шие на якоре В.Аалесунде. Совершены на-
лёты на районы Тронхейма и Олесунла. Уни-
чтожено три германских самолёта. Англий-
ская авиащия не понесла никаких потерь.

о

Сообщение о бунте германских
моряков на острове Борнхольм
ЛОНДОН, 2 апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, газета «Санди. дис-
петч» сообщает о том; что германские моря-
ки пыталась поднять на прошлой неделе
восстание в трёх портах датокого острова
Борнхольм. В эти порты прибыли лёгкие
корабми германского балтийского флота,
эвакуированные из Пиллау, и Данцига. Пос-
ле того, как команды услышали сообщения
о положении на фронтах, возникли беспо-
рядки. В бунте принимали участие, главным
образом, команды учебных’ флотилий тор:
педных катеров, которые намечалось напра-
вить Б Голландию и на Фризские острова.

О

Прибытие в Белгвах посла США

БЕЛГРАД, 2 апреля. (ТАСС). Как сооб-
щает югославское радио, в Белград прибыл
посол США в Югослазии Паттерсон. Посла
встречали министр иностранных дел Шуба-
ниич, начальник протокольного отдела ми
нистерства иностранных” дел, английский
посол, главы военных миссий и другие лица.

Е

ОТСТАВКА МИНИСТРА
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИРАНА
 ТЕГЕРАН, 2 ‘апреля. (ТАСС). Министр

иностранных дел Ирана Энтезам вышел в
отставку.

о - . _ Типография газоты «Павла» имени Сталина, 4 *

} начнется процесс адвоката Дельница, обви-

и ————_—_

Суды над предателями в Польше

ВАРШАВА, 2 апреля. (ТАСХ). Польское
правительство создало 6 слещиальных су-
дов. которые рассматривают дела об измене
родине и содействии немецким оккупантам.
Согласно законам, наказанню подлежат не
только активные предатели, вместе с фаши-
стскими оккупантами принимавшие участие
в истреблении и преследовании польских
граждан, но и лица, которые пренебрегали
национальной честью и добровольно из’яви-
ли желание стать германскими подданными.

Все дела по вопросам измены родине рас-
сматриваются публично, причём каждая су-
дебная процедура сопровождается многочис-
ленными свидетельскими показаниями.

В городе Седльце закончился процесс
над предателем МЛещинским, который в
1943 г. выдал гестапо польского патриота
Здановского. Лещинский приговорён к
смертной казни. 27 марта специальный суд
в Лодзи осудил на смертную казнь агечта
гестапо Мариана Марцщиняка. Такая же мера
наказания вынесена Виктору Словику за на-
силия над польским населением и участие
в отправке поляков в гитлеровский лагерь
смерти в Освенциме.

Сейчас в ряде городов происходят про-
цессы над польскими полицейскими из со-
става так называемой «синей полиции», слу-
жившей гестапо и вместе с последней унич-
тожавшей польских патриотов, мирных гра-
ждан. Один из таких процессов начался
29 марта в Кракове. На скамье подсудимых
находится немецкий агент из «синей поли-
ции» Юзеф Срочинский, известный там под
кличкой «шпицбрудка» и отличавшийся ди-
кой жестокостью в преследовании польских
патриотов-демократов. В апреле в Лодзи

вяемого в том, что в период немецкой окку-
пации он. выдавал гестаповцам польских
патриотов. } io

Группа следственных paOOTHHKOB MHHH-
стерства юстищии ведёт расследование чу-
довишных злодеяний немецко-фашистских
разбойников, в частности непосредственных
участников разрушения Варшавы-—н®мецкого
губернатора Варшавы Фишера, военного
коменданта  Варивавы  генерал-лейтенанга
Шталь и других соучастников этого пре-
ступления. Следователи уже полностью
установили виновность указанных гитлеров-
ских главарей в разрушении Варшавы. Об-
наружены приказы Фишера, Шталя и дру-
гих с графиками уничтожения районов сто-
лицы Полыши “Вилоть.до указания подле-
жащих разрушению в первую очередь па-
мятников старинного зодчества, музеев,
театров, библиотек и проч. Имеются также
документы о вызове из Германии в Варша-
ву «специалистов» по уничтожению истори-!
ческих памятников, и извеслны имена этих
натренированных гитлеровских  погромщи-
ков.

ххх

«ay,

Вой сирены, возвещающий воздушную
тревогу, переходит. в беспокойную. мелодию
оркестра, а затем возникает мерный мажор-
ный, почти торжественный марш. Мы видим
арку генерального штаба и сквозь нее, в тем-
ноте, два комыта вздыбленного коня Мед-
ного всадника и еще дальше — адмиралтей-
скую иглу. Все это словно едвину лось © ме-
ста для Того, чтобы дать себя обозреть есра-
зу, как единый образ Ленинграда. Все это в
таком виде — театральное зрелище, и вели-
чественная арка ленинградокой Дворцовой’
площади на половине обрывается для тогл,
чаюбы перейти в тяжелые складки бархат-
ного занавеса, обрамляющего сцену с дру-
гой стороны.

В темноте луч прожектора высвечивает
репродуктор, из которого глухо доносятся
слова 06 опасности, нависшей над Ленин-
градом. Затем узкий луч падает в другом
конце сцены на стену и высвечивает теле-
фон. Подходит матрос и берет трубку: «Нет
его. Убит. Убит. Убит». Луч снова скользиг,
и в нем возникает фигура морского офице-
ра. Так начинается спектакль «У стен Ленин-
прада» в Московском Камерном театре.

Действие возникает кадр за кадром, как
в кино. Оно разгивается от события к со-
бытию, не задерживаясь на судьбах отдель-
ных героев. Их много, моряков в Морском
отряде, отбившем натиск фашистов на’ од-
ном из участков, у стен Ленинграда. Каж-
дый показан нам в одном, иногда в двух, и
редко в большем количестве поступков. Но
при этом мы и ме должны запомнить лицо
каждого — сони должны сложиться в нашем
воображении в образ Балтийского флота,
балтийских моряков, отряда морской пе-
хоты. 8

Несколько. необычное для повседневной
практики наших театров намерение — не
правда ли? Но оно вполне органично и не
ново для авторов спектакля — драматурга
Всеволода Вишневского и постановщика
Александра Таирова, уже создававших спек-
такли такого типа. Е

Д 3-36-89 м Д 3-3%79; отдел п
отдел литературы и искусства—Д 3431-94;
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-90.

Всеволод Вишневокий—кадровый балтий-
ский моряк; горячий, страстный участник
Ленинградской обороны. Он написал пьесу.
где в ряде фрагментов, в беглых, но темпз-
раментных набросках хотел запечатлеть па-
нораму событий, охватить их в болыпом
историческом развороте, воплотить образ
тех тысяч и тысяч моряков, которые сошли

~ .
*

A cutie ate

после 9-го

в лагере воюющих против
демократических

ашего участия В

2 й
«Народна войска» в передово
a «Маршал Сталин в Своем

сти

ропаганды и агитации —Д 3-37-29: комсомольской $ Ня
отдел информации—Д 3-38-49; военный отдел — д З-6-04.

Бегут по трамвайным рельсам
Бормочущие ручьи,

И первым футбольным рейсом
В сетку летят мячи.

В тужурке новенькой вышел
Ремесленник молодой,

Он видит на талой крыше
Весну пополам с зимой...
„.Простуженный ветер дытит,
Веселый и озорной.

И: там, где, словно обновка,
Открыт тротуар сухой,
Девочки скачут ловко, -
Бегут одна за другой,

И радугою веревка
Взлетает над головой.

На солнечной позолоте
Автомобильная тень,

Дерево на повороте,

Как молодой олень,

— Здравствуйте, как живете,
Товарищ весенний день!

Совсем налегке, без шапок

Ребята в кино идут,

И небо в пестрых накрапах,

И триста двадцатый салют,

И чисто апрельский запах
Цветочницы продают. \

Кудесница, непоседа,
Счастьем пьяным-пьяна,
Клокочет весна победы,
Торжественная весна!

`Виктор УРАН.

В Советский Союз продолжает поступать
имущество, вывезенное румынами в период
оккупации с территорий Украинской и
Молдавской ССР.

За период с 10 по 20 марта с. г. от-
правлено из Румынии: 10 вагонов ‘с обору-
дованием машинно-тракторных станций —
в адрес Сельхозснаб, г. Ютов, 9 вагонов
с домашними вощами, 5 вагонов с сортовым
металлом — в адрес СНК УССР, 9 вагонов
с Госархивом и персилётным картоном —
в адресе Госархива, г. Кишинив, 9 вагонов
е цементом — в адресе СНЕ Молдавской
ССР, 23 вагона железнодорожных материа-
лов—в адрес базы ГУМТО НАПО и 2 ва-
тона кондиционных семян овощных куль-
тур и трав — в адрес Одесской Вонторы
«Сортсемовощь». :

За этот же период времени из различ-
ных пунктов Румынии поступило на пере-

AMPEHBCKOE

PML IE NOOR SER:

Весна. `Прилетают скворцы. Радостно
встречают их московские школьники.
Вова МОРОЗОВ и Юра МАРТЫНОВ,
ученики 362-й московской школы, при-
бивают на высокой березе отличный
скворечник. Фото Т. МАЯТ.

Отгрузка советского имущестра из Румынии

валочные базы для отправки в СССР:
8 вагонов е лабораторным медицинским
имуществом, 74 вагона с имуществом част-
пых граждан, 14 вагонов © оборудованием
МТС, 25 вагонов с автомобильными запас-
пыми частями и автоимуществом, 24 вагона
с разными техническими и строительными
материалами, 35 вагонов с оборудованием
кожевенного завода, 5 вагонов с типограф-
ским оборудованием, 8 трамвайных вагонов
Одесского трамвайного парка, 14  ватонов
е промышленным оборудованием и 60 ваго-
нов с различным другим имуществом.

Всего с момента заключения Соглашения
о перемирии по состоянию на 1 марта
1945 года на перевалочные базы поступило
из различных районов Румынии для от-
правки в Советский Cows 5.548 ватопов
с советским ихуществом. (ТАСО).

s

т > ЗАКОНЧИЛСЯ КИЕВСКИЙ ПОЛУФИНАЛ ПО ШАХМАТАМ

Победитель турнира — мастер Рагозин

КИЕВ, 2 апреля. (Наш корр.). Закончил-
ся киевский полуфинал шахматного первен-
ства ОССР. Свыше трех недель 15 лучших

шахматистов страны-—мастера и кандидаты
в мастера — оспаривали право быть участни-
ками предстоящих всесоюзных шахматных

соревнований.

Победителем киевского полуфинала шах-
матного ра оказался мастер Рагозин
(Москва). Из 14 очков он набрал 10,5.

Второе и третье места поделили кандида-
ты в мастера Кобленц (Рига) и Ратиер
(Киев), набравигие по 10 очков. Эта победа
обеспечила им получение звания мастера
СССР по шахматам.

Таким образом, Рагозин, Кобленц и

Ратнер получили право ‘участвовать в
розыгрыше шахматного первенства CCCP,

Лекции-концерты

ВОРОШИЛОВГРАД, 2 апреля. (Наш
корр.). По инициативе обкома, комсомола в
городе проводятся лекции о музыке для
молодежи. Первый концерт-лекция был по-
священ украинской народной песне. В нем
принимали участие хоровая капелла, симфо-
нический оркестр, солисты и молодежный
ансамбль песни и пляски.

Симфонический оркестр областной филар-
монии и хоровая капелла готовят новую про-
грамму, посвященную творчеству Чайков-
ского.

JH Hl 5A BS

НОВАЯ ПОСТАНОВКА
КАМЕРНОГО. ТЕАТРА
<

с кораблей и грудью встретили фапгистокие
орды у стен Ленинграда.

По сути, написанное Всеволодом Вишнев-
ским — не пьеса в обычном понимании это-
го слова. Пьеса — это литературное произ-
ведение, совершенно законченное и могущее
быть одинаково и прочтенным и исполнен-
ным на любой ющене. ‹У стен Ленинграда»--
это скорее материал для спектакля, нуж-
дающаийся в театре-творце для того, что-
бы все ожило в театральном зрелище.

На афише написано: «Сценическая компо-
зиция и постановка Александра Таирова».
Uno это значит? За туманным слозом «ком-
позиция» стоит. переработка текста, его пе-
рестановки, сокращения, а иногда и допис-
ки. Эта работа Камерным театром проделана
в очень большом об’еме. Если сравнить льесу
«У стен Ленинграда», напечатанную в 9—19
книге журнала «Знамя» за прошлый год, ©
той, что идег на сцене Камерного театра,
то различие оказывается разительным. Нет
многих действующих лиц, появились новый,
y кое-кого из оставшихся изменились не
только поступки, но и судьбы. Многое в
пьесе Всеволода Вишневского было разрабо-
таннее по подробностям, чем стало в театре.
Но этот проигрыш в частностях искупился
победой в целом-удачей того зрелища, ко-
торое создали Александр Таиров, художники
Е. Коваленко и В. Кривошеина, художник по
свету Г. Самойлов, постановщик сцены руко-
пашной схватки Г. Широков и весь Камер-

ный театр.
Здесь не оговорка — именно зрелища.
Спектакль впечатляет  глазным образом

своей зрелишной стороной, тем, что зритель
видит на сцене. :
Зрители видят морской отряд в течение
трех тяжелых трагических дней осени 1941
года, когда немецкие орды рвались к самым
окраииам Ленинграда. Формирование отря-
да, отряд в окружении и героическай sac-
лон в ожидании выручки — вот содержание
трех актов трагедии.
‚Внешне в спектакле все чрезвычайно
выразительно. О превосходных декорациях
уже говорилось. Коллективный образ мор-
ского отряда раскрывается перед зрите-

71 3-81-39;
писем 7k 3-30-69; ‘namo мололежи-—Д 3-31-96; отдел

ХРОНИКА
° Президиум Верховното Совета СОСР на-
значпл тов. Петрова Аполлона Алевсандрю-
вича Чрезвычайным и Полномочным Пос-
лом СССР в Китаю.

Президиум Верховного Совета ССОР осво- .
бодил тов. Памюшкина Алекеанлра Семеню-
вича от обязанностей Чрезвычайного и Пол-
номочного Посла ССОР в Китае в связи с
его болезпью.

a

TRAHAS  .

лем в построении сцен, в том, как стоят и
движутся моряки в тот или иной момент, в
удивительной световой разработке всего
спектакля, когда свет дает зрителям не
меньше, чем слова (вспомним, хотя бы, от-
светы взрывов и горящих машин во время
дуэли четырех моряков с четырьмя танка-
ми). И, наконец, виртуозная, балетно-цирко-
вая по технике исполнения сцена рукопам!-
ной схватки с немцами также совершенно
праздива и выразительна.

Труднее всего в этом спектакле судить
об актерах. Мы привыкли ценить работу
актера по глубине разработки им челове-
ческого характера, проникноземия в душу
героя. Все это вне задач спектакля «У стен
Ленинграда». Здесь герои даны в кратких,
лаконичных поступках, ‘почти всегда лежа-
щих в пределах воинского долга, устава,
флотского ритуала, в чем они и обиару-
живают свой патриотизм. Каждый из героез
совершает свой поступок почти мгновенно
н тотчас уступает место другим, стушезы-
Баясь и отступая на второй план. Герби воз-
никают перед зрителями слозно в краткой
вспышке магния в MOMCHT фотографирова:
ния. Здесь нужна особая манера исполчз-
ния, подчиненная законам такого сцениче-
ского зрелища. Эта манера лучше удалась
М. Лашину (Лошкарев), Г. Аржанозу (Буш:
ков) и А. Нахимову (Халявин). По, может
быть, приходится называть именно этих ис-
полнителей потому, что их роли давали им
возможность больше, чем друпам, находиться
перед глазами зрителей.

...Спектакль «У стен Ленинграда» — еще
одно произведение, отмеченное своим, осо-
oe ERS PEON мастеров Камерного театра

ацрова, Вс. Вишнезского, Е. Коваленко,

2 Кривошеиной, Г. Самойлова и других.
cae tome ci ee панорама бое
: ‚ олватившая судьбы болышого
отряда, Ho, Mower быть оставиий-
сея неудовлетворенным интерес к лично-
стям, к индивидуальностям моряков, запги-
щавших Ленинград, который чувствует зри-
таль на И
K ‚спектакле «У стен Ленинграда»,
чмерный театр, Таиров и Вишневский смо.
гут в дальнейшем удовлетворить, не теуяя
то, в чем они’ сильны: большого охвата
 сооытий и яркости в зрелищной организа-
ции спектакля, a iat

a

Николай ОТТЕН.
И
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

иллюстрации — д 3-30-22; бюро
  Bats.

Han. № 228,

а