me a are

В БУДАПЕШТЕ,

*

Полтора месяца весь мир следил за оса-
0й Будапеште — вонгерской столицы,
Здесь столкнулись, огромные массы войск,
В жесточайшем поединке решалась судьба
одного из крупнейших европейских ropo-
дов. Здесь во воем блеске проявилось ма-
стерство наших солдат, офицеров и генера-
в, пришедших на улицы Будамента от
берегов Волги, от донских степей и пред-
юрий Кавказа.

Можлю многое рассказать о похвигах от-
дельных бойцов, но в осаде Будапепета уча-
ствовали тысячи и тысячи советских вои-
нов, и каждый из них проявил храбрость,
упорство, умение,

Будапештская битва началась еще на
дальних подотупах в городу. Немцы вовла-
тали большие надежды на оборонительные
укрепления глубиной до тридцати километ-

ров. После упорных. боев наши войска mpo-

рвали внешний оборонительный обвод Бу-

дапента. юго-западнее и севернее города п

прорвались непосредственно к городским

предместьям. Вскоре наши войска расчле-
нили будапештекую группировку на две ча-
сти: одна была закрыта в городе, другая
окружена в излучине Дуная. Советекие ча-
сти перерезали всо 19 железных и шоссей-
ных дорог, выходивших из Будапешта на
запад, и обложили город плотным стальным

КОЛЬЦОМ,

26 лекабря 1944 года войсками 3-ю и
2-ю Украинских фронтов было завершено
окружение Будапешта. На другой день завя-
взаллеь бои на окраинах города. В то же
зремя наши войска продолжали наступление
18 запах от Будапешта, продвинулись зпе-
ред на 60 километров и лишили немегкий
тариизон города возможности получать пед-
крепление,

(оветское командование, руководствуясь
туманными целями, в соответствии с меж-
хународными правилами и обычалии веде-
вия войны, 29 декабря налравило окружен-
ной будапелетской группировке противни-
Ка ультиматум с предложением сложить
бружие, прекратить бесполезное сопротивле-
16 и тем самым предотвратить ‘разруше-
ние столицы Венгрий с ее историческими
ценностями, избавить мирное население го-
Та от страданий и жертв. —

Как известно, немцы ответили на этот
ультиматум шювокационным и злодейскич
убийством советских парламентеров.

(оветское командование последовало бес-
смертной заповеди: «Если врал не сдаетея—
его уничтожатот».

Полтора месяца ня на минуту не зати-
Xal грохот сражения, Наши войска 0блз-
лают опытом уличных боев в Сталинграде,
Мелитополе, Ржеве, Тарнополе. Ho здежь,
в Рудапеште, советским воинам пришлось
столкнуться с несколько необычным видом
уличных боев. Это сражениесотличалось не
только размером территории, Известно, что
TOM предпринимали отчаянные попытки
щрорваться извне большими силами к своей
окруженной груплировке. 90 создавало до-
полнительные трудности для наших штур-
мовых соединений. Да и сам город представ-
Inet собой огромную крепость, которая, в
CBO очередь. состояла из многих цитаде-
лей, Тысячи кварталов Будапешта — это
тысячи крепостей, каждый из десятков ты-
(яч тородоких хомов-— бастион. Будапешт—-
‘парлнный город с узкими улицами, огром-
Выми каменными домами, массивными глы-
бут заводских корпусов. Каменными зда-
пили заводов и фабрик, как огромной сте-
пой, идущей по окраинам ‘города, был ого-
жен аристократический центр Будапеш-
тв. Подвалы и чердаки, сады и колокольни
были превращены немцами в сильные огн
вые точки. Бой зачастую начинался в под-
Вале и заканчивалея на крыше здания.
(хуи шли даже в туннелях городского
метро. Бои за Будалешт шли, если можно
так выразиться, в трех измерениях: на зем-
Je, под землей, над землей.

Калдый метр земли давался с б0ем.

этот метр был тем более труден, что он
зырастал ввысь на пять—Шесть этажей,
уходил в землю на пять-шесть метров.
Пройти километр за день считалось в Бу-
лапеште большим успехом. Батальон капи-
тана Шумченко, который в разгар уличных
foes прошел за один день к центру города
дм километра, поставил своеобразны
«рекорд».

Трудность осады Будапешта заключалась
ив другом, ‘Будапешт, город-завод, прел-
ставлял отличную материальную базу для
кружениой группировки. противника.

Будапеште была сосредоточена большая
часть венгерекой промышленности. Здесь
иаходились, помимо предприатий легкой и
пищевой промышленности, заводы и фабри-
ви, которые вырабатывали оружие, боепри-
пасы, снарялы, Танковые части противий-
ka, например, снабжались танками с Ма-
шиностроительного завода, куда ранее были
завезены из Германии запасные части к
«тиграм» и «Фердинандам». Нефтеперегон-
ный завод до последнего дня вырабатывал
зи и смазочные материалы из больших
запасов нефти, хранивигихся в Будапеште,
В заводском районе Чепель ремонтировал

Йй  ‘тельную угрозу, нависшую над своей труп-

х®о>®

От военного корреспондента
«Комсомольской правды»

oo 9)

лись немецкие пушки, танки, самоходки.
В северо-восточном промышленном районе
города’ нашими войсками был з&хвачев
большой механический завод, на котором
происходила сборка авиамоторов «Meccep-
Шмитт».

Вооружение и боеприпасы, которые
немцы не могли изготовлять  непосред-
ственно внутри города, доставлялись сюда
транспортной авиацией. С. этой целью npo-
тивник приспособил под аэродромы город-
ской ипподром и многочисленные площади
Будапешта. В первые дни осады города
здесь приземлялись «Юнкерсы», доставляя
боеприпасы и увозя тяжело раненных офи-
церов.

Понимая значение Будапешта, как важ-
ного стратегического пункта на путях 69-
ветеких войск к южным границам Герма-
нии, немецкое командование всячески пы-

‘талось внушить своим солдатам необходи-

мость драться за город до последнего пат-
рона. Немецкий комендант Будапешта в
одном. из своих приказов обещал отдавать
фашистским солдатам в виде премии иму-
щество лиц, «покинувших свои места в ря-

дах борцов за хунгаристскую Венгрию»,   ©

т. е. премировать имуществом тех венгров,
которые, не желая умирать за германские
интересы, ‘прекращали сопротивление и
переходили на нашу сторону. Салаши, этот
паяц. продавший венгерский народ, заявил
кучке своих приспешников: «Я вам дам
квартиры в лучших домах Будапешта, если
вы будете мне верны». Излишне ‘говорить,
где теперь квартиры этих «салашиков» —
в земле. Немецким солдатам было разреше-
но грабить магазины и квартиры в Буда-
пеште.

Советские войска, воодушевленные 0д-
ним стремлением — разбить гитлеровекую
нечисть, с каждым днем приближалиеь к
центру Будапешта. Один за другим уничто-
жались городские бастионы. Герои Сталин-
града и Мелитополя, Ржева и Тарночоля
шли вперед: упорно, шаг за шагом штурмуя
немецкие укрепления, и никакие ухищре-
ния врага не могли изменить положения.
Все роды наших войск действовали исклю-
чительно организованно. ,

В уличных будапепегеких боях ярко про-
явилась новая тактика наших артиллери-
стов, основанная из мужестве, смелости и
мастерстве воинов. В уличном бою мт

рмовые группы — и артилле -
р силой штурма. Без артил-
лерии нельзя сделать ни шагу, тем более в
таком городе, как Будапешег, где кажлый
дом представлял собой каменную цитадель.
Советокие артиллеристы показали здесь бес-
примерное мужество и мастерство, помогая
пехотинцам продвигаться вперед. Легкие
пушки шли в рядах пехотных бзлальснов,
расчищая-им путь вперед. Орудия большой
мощности, которым подобает стрелять с. ди-
статции минимум 5—6 километров, били
по будалештеким `цитаделям с расстояния
500—700 метров, а то и`меньше, Так же
смело и мастерски действовали советекие
танкисты.

Очищая дом за домом, квартал за кзар-
талом, наши войска все более приблажа-
лись к центральным улицам города. Скэро
были захвачены электростанции, волоня:0с-

‘ные станции, питавшие окруженный гарзи-

зон противника, а также ряд заводов и
предприятий, иэготовлявших и ремонтиро-
вавших номецкие танки, пушки, самолеты.
Bea посадочные площалки немецкой тран-
спортной авиации в Будапеште находились

] под обстрелом нашей артиллерии. Артил-

леписты по гулу моторов угадывали, когда
«Юнкерсы» садились на аородромы, и от-
крывали по ним ураганный огонь. Ве а9-
родромы противника были захламлены сго-
ревшими самолетами. Немцы пробовали
<брасывать боеприпасы своему окруженному
гарнизону на паралшюотах, но это с каж-
лым THEM становилось все труднее, так как
все меньше кварталов оставалось в руках
противника.

Немецкое командование, чувствуя смер-

пировкой в Будапеште, пыталось пробизь-
ся ® городу крупными силами танков и пе-
хоты. С этой целью в январе западнее и
северо-западнее Будатениа немцы предири-
няли сильные контратаки пехоты и танков
при поддержке авиащии, стремясь пробиться
в город. Борьба носила здесь ожесточенный
характер, то затухая, то вновь разгораясь.
Наный героические пехотинцы, танкисты, ар-
тиллеристы, летчики приняли на себя удар
пемецкой группировки и в самоотвержен-
ной борьбе не пропустиля ее к Будапешту.
Потеряв огромное число убитыми, равены-
ми, лишившись нескольких COT танков в
самолетов, гитлеровское командование вы-
нуждено было прекратить попытки прорыва
на отом участке. А несколько позже наши
войска предприняли здесь ряд энерпичных
действий, в результате воторых значительно

х

*

улучшили свои позиции, лишив тем самым
окруженный гарнизон Будапепета последней
падежды на спасение.

Наши бойцы видели, как немцы уничто-
жали богатства и красоту Будапешта. Пе-
чальную картину являли те районы города,
из которых были выбиты  титлеровцы.
Трудно было найти стену, которую не заде-
ли бы осколок или пуля. Многие прекрасные
здания города были взорваны немцами для
того, м завалами закрыть путь нашим
Частям. Ааждая улица была изрыта тран-
щеями и окопами. Для того чтобы соору-
дить баррикады, немцы вы расывали из зда-
ний мебель, срывали вывески, ‘спиливаля
телеграфные столбы, опрокилывали трамвай-
ные вагоны. На набережной Рудольфа, тле
помещался оклад музыкальных инструмен-
тов, титлеровцы устроили баррикалу из роя-
лей. Все, к чему прикасалась немецкая ру-
Ka, преврадцалось в. прах и пепел. 50-лет-
ние калетаны, которыми гордились жители
Будалешта, были повалены немцами для
устройства завалов. Гитлеровцы методично.
выполняли свой план уничтожения Була-
цешта, задуманный еще задолго до нача-
ла уличных боев. (00 этом товорят такие
факты, что противник превратил в опорные
пункты. здания, имеющие огрохную истори-
ческую и культурную ценность: универеи-
тет, помещение Королевской оперы, воен-
ую академию, юридический институт,
парламент, колоссальное здание биржи.
Весь центр города стал по воле немцев плац-
дармом сражения. Немцы взорвали даже зна-
менилье мосты через Дунай.

Все запасы продовольствия. гитлеровцы
перевезли к центру горола и в дальнейшем
их уничтожили. Через несколько дней после
начала осады среди мирного населения Бу-
Janemrra начался голод. Население ютилось
в подвалах, тоннелях метро, не выходя на
свет пю нескольку дней.

Известны случаи, когда немцы расстре-
ливати мирных гражлан того дома, где они
устраивали оборону. Бойцы командира Дро-
тонь налили в олном здании сотни расстре-
лянных жителей. Известны также много-
численные случаи, когда противник собирал
группы мирных жителей и гнал их впере-
ди своих солдат, защищаясь от налпего от-
ня телами детей и стариков, Известны так-
же случаи, когда немцы раздевали женщин,
переодевались в их одежду, брали летей и,
зная, что советские бойцы не стреляют в
женщин и детей, пытались в таком на-
ряде спастись бегством. .

Много страданий перенесло население Бу-

дапешта. Наше командование, пред’являя

ультиматум немецким войскам в Вудалеш-
те, пыталось избавить мирных траждан го-
ода от этих страданий. Но немцы прел-
почли подвергнуть мукам граждан Будапеш-
та. После того как были освобождены пер-
вые городские районы, наше командование
оказало помощь толодным жителям и эва-
куировало их в безопасные места. }

„День за днем советекие воины пряближа-
лись к центральным улицам восточной, ча-
сти города — Пешта. Окруженному гарни-
зону не помогала теперь, даже помощь е воз-
духа; только пятая часть грузов, сброшен-
ных немцами на парашютах, нопалала по
назначению. 9 января нашим командовани-
ем была перехвачена шифртелеграмма, не-
мецкого командования в городе: «В течение
трех суток вас не слышу, В отчаянии, так
кав все воемя нахожусь под угрозой емер-
TH... Положение отчаянное».

Через несколько дней наши войска за-
кончили очищение от. противника восточной
половяны города — Пешт — и вышли к
Дунаю. В этот день было захвачено 2.0. ты-
вяч плентых. .

В руках немщев оставалась запалная
часть города — Буда. Если стать в центре
Будапешта лицом на запал, вы увидите ог-
ромную гору, -на которой ступенями гро-
моздятея огромные дома, дворцы, церкви.

Здесь, в старинной части города, быв-
шей когда-то венгерской столицей, нахоли-
лись многие правительственный учрежде-
ния: министерства иностранных и внутрен-
них дел, мпнистеротво финансов, госулар-
ственный архив и другие. “Самый рельеф
Буды, холмистый, перевеченный оврагами,
представлял большую выгоду: для обороняю-

ченные бои, не менее сильные, чем в во:
сточной Части города. Два дня назад,
сломив сопротивление немцев в Буле,
наши ‘войска захватили более
кварталов, ‘в’ том числе королевский
замок и старую крепость, взяв при
этом в плен более 30 тысяч немецких сол-
дат и офицеров. К концу дня 13`Февраля на-
ши части завершили очищение Буды от
остатков немецкого гарнизона. Взято в плен
более 110 тысяч немецких солдат и офице-
ров, в том числе командующий будапешт-
ской группировкой противника генерал-пол-
ковник Пфеффер Вильденбрух.

Битва 3a Будапешт ‘явилась новым тор-
жеством коветокого оружия, новой побе-
Zo доблестных войск Красной Армии.

: Капитан Б. ВОЛОДИН,

Действующая армия.

И

*

ПОБЕДЫ
№ Фдеру

От Вислы до Одера добрых полтысячи километров. Наша часть прошла of
Вислы до Одера за 20 дней. Шли с жестокими боями днем и ночью. Ни на ми-
нуту не умолкал грохот канонады, ни на минуту не замедлялся темп наступле-
ния. На этом славном ‘и тяжелом пути разрушены мощные узлы сопротивления,
разгромлены крупные вражеские группировки, окружено и истреблено много
немецких гарнизонов. На этом пути наша часть форсировала десятки рек, преодо-
лела озера, леса, горы.

И вот мы на Одере! :

Недавно мне с несколькими гвардейцами пришлось проехать по следам
недавнего наступления. Как этот путь велик и как многое из того, что раньше
казалось незаметным, незначительным, сейчас встает во всей воинской красе
и славе!

щихся. Blech несколько дней шли ожесто-

2.000

я и посылаю в редакцию.

1. «Битой дорогой»

От берегов Одера к Висле, через Шверин,
Пинне, Кутно, Познань ведет шоссейная до-
рога. Это кратчайший путь к немецкой сто-
лице. По ней вот уже который день громы-
хают танки, самоходные орудия, снуют
трузовики, & по ‘обочинам бесконечной ве-
ренипей тянутся 0603ы.

Люди не смыкают глаз по нескольку су-
ток, но чувствуют юбя бодрыми. Они на
больших скоростях ведут танки, перебрасы-
вают из-за Вислы бензин, боевые грузы, И
каждого подгоняет, торопит чувство взаи-
молействия, подлержки. Впереди пехота,
танки. Их надо во-время снабжать, беспе-
чивать всем необходимым их стремительное
движение.

Люди торопятся, & дорожники на каж-
дом шагу подогревают это чуветво. На до-
‘рюжных столбах, на перекрестках мелькают
ческий, экономический и культурный центр рае piece brag eines a

ы $ , т писью: «До Берлина — километров»,
Венгерского государства. «Ло Берлина es 70 KuxoMerpoB».

Население Будапешта gocturmo p 1941  .
году свыше 1.100 тыс. человек. «Большой   Каждый pas, как только мелькнет такая
Будапешт» с пригородами имел, по данным   табличка, сердце сжимается от радостного
1940 года, более полутора миллионов чело-   волнующего чувства. Мы в Германии. Мы
век населения. пришли ‘на землю, где выросли вандалы, кд-

Город расположен в живописной местно- торые принесли в наш дом несчастье,
сти, на обоих берегах Дуная, там, где река, емерть, горе. Эти маепех сделанные таблич-
`ки напоминают историю нашей части, мно-

нь по узкой долине через Сред-
е-бенгерские гоэы, поворачивае ода

р ие Sorat   TORMIOMETPOBESE похоты, тяжелые дни сол-
датской жизни, радость победы.

Ватц по краю низменности на юг. Западный,
правый берег Дуная, образуемый последни-
ми отрогами гор, очень высок. Здесь в Х  ‘ Наш спутник  твардеец Иван Колесник,
О В, на месте старинного поселения рак только сели в машину, начал расска-
На левом, низменном берегу Дуная бы- и и пути от Волги
стро вырос городок Пешт. Оба эти голода,   10 Олера. И сам он, усталый от многоднев-
вместе с третьим—Старой Будой—в 1879—   ных ‘боев, заторелый в пороховом лыму,
1873 гг. были об’едикены в один — Буда-   ВДРУГ преобразился. Все чаше повторялось
7 в-его расоказе слово «Одер», Колесник мерз
в приволжекой степи, бился за Укралну,
переплывал воды Днепра, лазил в задне-

пешт. Вся городская площадь, без пригоро-
дов, составляет 195 квадратных километров.

стровоких плавнях и все время лелеял за-
ветную мечту — притпи в Берлин.

Пешт, имея достаточную площаль’ для
застройки на равнинном берегу, стал основ-
ной, бурно развивавшейся ‘частью об’ели-

— Жинвучий мы народ, — товорил Колес-
ник. ле-то теперь Волга? Ныне мы на
Одере: Все выдержали, все перенесли.

ненного. города; В Пеште живет три четвер-
‚ти населения Будапешта и размещено боль-

Колесник положил на колени свой ав-
томат и, любуясь им, продолжал:

шинство учреждений и заводов.
— Автомат, видите, пораненный. При-

Выгодное географическое положение Бу-
дапешта — в центре Венгрии, на судоход-

клад о немецкие толовы изуродовал. Памят-
ный автомат, с Волги с ним иду...

НОЙ реке, на важнейшем перекрестке дорог
...Вее утро наш «Отудебеккер», при:

из Польши и ‘Австрии на Балканы и к Ад-
риатическому морю — немало содействова-
ло экономическому расцвету города:
Будапешт делится на 14 районов. Из них
жимаясь к обочине, уступал путь ветоеч-
ному потоку. Мелькали знакомые поселки.
По обеим сторонам шоссе — подбитые и
сожженные танки, орудия, перевернутые

в Буде 5, остальные в Пение. Беднота
ютится на окраиках, в промышленных пред-

взерх кодесами автомапгины. И вокруг без
конца трупы, трупы немцев.

местьях, а также в.Буде. i
Большой дукайский остров Чепель ис-
пользован под’ заводские площадки (алю-
миниевый завод и другие), нефтяную гавань
и вольную гавань для международной тор-
говли. —
Промышленность Будапешта сосредото-
чека на южной и восточной сторонах основ- Вот и небольшое. знакомое уже нам не-
ного. города, а также в его пригородах:   мецков местечко. Ничем оно не примеча-
Уйпешт, Кишпешт, Ракошшалота, Альберт- тельно, но здесь немцы тались любой це-
фальва, Булафок, Будакалас, Надьтетень, ной задержать нае паступление. Они пре-
вратили местечко в мощный опорный
пункт. Много часов длился бой на его под-
ступак. d
Мы повернули в сожженный проулок,
Bor OM, Te самые дзоты в каменных под-
валах, ныне развороченные и разрушенные
Hamel артиллерией, но тогда преграждав-

Пештеентлеринц и другие. Всего насниты-

вается свыше 900 промышленных предприя-
шие пехоте путь. Немцы цепляляеь за каж-
дый дом, подвал; не покидали своих нор.

тий, дававших болышую часть промышлен-
Пока шел рукопашный бой, наши танкл

ной продукции Венгрии. В свое время эти
промышленные предприятия были поставле-

обошли местечко, перехватили большой не-
мецкий 060з, врезались в него, и одновре-

ны на службу гитлеровской военной машине.
Крупнейшие заводы с тысячами рабочях-
менным уларом пехотинцев и танкистов

Фото Я. РЮМКИНА,

БУДАПЕШТ
’ (СПРАВКА) ^

Будапешт — столица Венгрии и один из
крупнейших городов Европы. Это — полити-

каждый — Данубиа, государственный ма-
шиностроительный, Вейса, Чаки, Tan-
на, Ланга, . Сименс - Шуккерта. Здесь
выпускались самолеты (в том числе «Мес-
сершмитт»), танки, паровозы, вагоны, реч-
ные пароходы, автомобили и мотоциклы,
тракторы, станки, дизели, пушки, автома-
тическое оружие и боеприпасы, шарикопод-
щипники, мостовое оборудование, паровые
машины, турбины, электромоторы, обору-
дование для сахарных и консервных заво-
дов, рельсы, трубы, качественная сталь,
ферросплавы, алюминий, кабель, электри-
ческие и радиолампы, телефонные аппараты;
искусственное ‘удобрение, серная кислота,

автошины, нефтепродукты, спички, % р
Текстильные фабрики, нищевые предприя- Врага сокрушая,
тия, пошивочные мастерские также выпу: вперед и вперед
скали немало различных изделий. В Буда- руссний идет исполин. %
пеште имеется огромный элёватор, вме- Из Будапешта
щавший 250 тысяч центнеров зерна. ay
Этот краткий перечевь промышленной про- порога ведет
дукции достаточно ясно показывает, какой   в логово зверя —
промышленной базой обладали в Венгрии Б
немецкие оккупанты. ^ в ерлин.
Центральное положение Будапешта в  Ночь’ над Берлином
Венгрии и его политическое значение как темным-темна,
столицы государства вызвало, в особенно- я
сти в связи с промышленным ростом горо-   Н@МЩЫ в домах
да, усиленное строительство железных до- не спят.
рог, двеналцатью лучами сходящихся к
Будапешту. Здесь перекрещиваются важ: Думали прежде они,
нейшие коммуникации Венгрии, отсюда что война —

идет электрифицированная дорога’на Вену.
Эти железные дороги, а также густая сеть
примыкающих к Будапешту шоссе и судо-
ходство по Дунаю значительно усилили стра-

вроде как плац-парад.
Тольно на деле
вышло не так,

тегическое значение Будапешта, прикры- кан Г еббельс
вающего пути на Вену и в Южную Гер- в эфир накарнал,
манию. а
Кандидат географических наук Бомбы свист,
A. KYMAH, пронзающий мрак,—
*  * * И

На снимках (слева направо): 1. На одной из улиц поверженного Будапешта. 2. Вот
венгерской столицы,

Кое-что из виденного я успел записать. Несколько листков своего блокнота

гвардейцы довершили разгром сильной вра-
жеской группировки. Сейчас здебь только
обломки кирпича да на дороге раздавлен-
ные лошади, ‘трупы гитлеровцев.

— 9no наша работа, товорит все тот
же Колесник, — по делу вижу: гвардей-
ский стиль. ;

Чем дальше, тех больше знакомых при-
знаков, тем больше свидетелей налгих He-
давних ударов.

— ЗБерлинекая порога — битая дорога. —
метко назвали ее бойцы. ¥

По обочине шоссе ведут пленных немцев,
Мы обогнали не одну такую колонну. Идут
фрицы медленно, с поникшими, головами,
завутанные в одеяла, шарфы, разное тря-
Ihe. .

У одной Taxol колонны пленных мы за-

` держались. Это были солдаты и офицеры,

захваченные в плен нашими бойцами пох
Шверином. Тут и толотяк, содержатель кол-
басной лавки, который пошел с автоматом
защищать свое логово. Рядом е ним шест-
нарщатилетний ефрейтор Роберт Шульц и
обер-лейтенант Эрих Зельцер. Вее это обтат-
ки разбитой эсосовской части, которой было
приказано любой ценой сдержать наш наз
ТИСК. jane

Ефрейтор Шульц — cote mevemmoro mor-
вовника, убитого под Сталинградом, выкор-
мыш молодежной фаптистской организация»
Пятнадцатилетним мальчишкой был” при-
зван в армию на смену отцу. .

Эрих Зельцер — помещик. Под Швери-
ном его поместье, именуемое «тосподеким
двором», с 1.500 десятинами земли, 100
коровами, 80 лошадьми, с пивоваренных за-
Bolom. Ha кемецкого помещика работало 30
поляков-батражюв и столько же русских де-
вушек. С отчаянием смертника, защищал он
свое поместье. Он бросал в бой солдат, уто-
варивая их, что на помощь придут местныв
жители; «Каждый немец с оружием будет
защищать свой дом», — говорил Зельцер. Но
таких почти не нашлось. В панике насе-
ление бежало. Обер-лейтенант Зельцер «382
вербовал» в свои ряды только мясника, ко-
торый вот теперь и шагает вместе с ним.

Пленные потрясены. Их путает это не
виданное доселе по стремительноети и мас-
штабам наступление. 0бер-лейтенант Зель=
цер, пряча в женскую шаль свой посинев-
ший нос, с дрожью в голосе лепечет:

—- Перед русской силой мы не устоим.
Теперь бесполезно сопротивляться.

...Ллько сейчас твардеец` Колесник до-
сказал нам историю своего автомата. Его
вручили твардейцу на одном волжеком 060-
ронном заводе девушки, которые собрали ав-
томат своими руками. Гвардейцу дали на-
каз: беспощадно бить врага! С тех пор этот
автомат служит Колеснику верой. и прав-
дой. Он завел боевой счет истребленных нем-
цев. Число убитых он отмечал зарубками на
ложе. Таких зарубок было более ста.

..Колонна пленных фрицев тронулась
‘лальше. \

Укатанная дорога вое больше становится
непроезжей. Местами образуются пробки—
так много подбитой техники, трупов гитле2
ровщев.

Да, это по-настоящему «битая дорога».

Гвардии майор М. ЯКУНЕНКО.

(Продолжение следует)

a ерлин!

и в огна полыхает
`; Тиргартен.
И над Берлином
висит и висит
рокотание монотонное
И, словно
вождь из небесных сит,
бомбежна
тысячетонная.
Напрасно берлинец
пешел наутек,
звуком гонимый
режущим:
ни запад,

ни: созер, : Г.

Hu юг,
ни восток —
не будут ему
убежищем,
Я. САЩИН,

x

какие жилища оставили немцы жителям
Фото Б. ЦЕЙТЛИНА и Я, РЮМКИНА,