Чрезвыча

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фаши

О преступлениях немецких захватчиков на территории Латвийской

Захватив Латвийекую Советскую Социа-
листическую Республику, немецко-фашиет-
ские оккупанты ликвидировали ее само-
стоятельность и стрёмились поработить ла-
тышекий народ. Они об’ззили Ригу главным
тородом «Остланд» ( чная  TeppuTo-
рия») и резиденцией штаба рейхеминистра
Розенберга,  рейхскомиссара ^ Прибалтики
dose mu генерального комиссара Латвия
Дрекслеёра.

В своей преступной деятельности немец-
кие захватчики. руководствовались дирек-
тивой рейхефюрера СС Г. Гиммлера не вро-
сто колонизировать, а превратить «Босточ-
ную территорию» в немецкие области H 3a-
селить их немцами.

В центральном берлинском офгане 9t-

Эсовцев «Дас шваюце Кор» в августе 1942
года была помещена передовая статья:
«Германизировать ли?’». В ней говорилось
следующее:
_ «Для одного из номеров журнала «Дейче
Арбайт», посвященного заданиям Но заее-
яонию Востока, рейхсфюрер СС напиеал
следующий лозунг: «Наша задача не герма-
низировать Восток в прямом смысле этого
слова... а способствовать тому, чтобы Во
етов набеляли люди только немецкой, гер-
манской крови»...

И далее:

«...Мы должны создать почву для того,
чтобы поселенцы, которых наш народ по

‚ сылает на Восток... развивали бы биологи-
ческую силу, которая в будущем пропитает
е0бой область и станет управлять ею п
формировать её».

«...В широте пространств, приобретаемых
им (немецким солдатом) для своего. народа,
в том изобилии, которое они ему открыва-

Немецкие захватчики
города, разгромили

культуры и’ искусства

В течение более трех лет немецкие з8-
хватчики разрушали предприятия, комму-

нальное хозяйство, библиотеки, музеи,
жилые дома в городах Латвии. Гит-
леровцы  пытализь уничтожить все,

что связано се национальными традициями.
латышского народа. Улицы, бульвары в го-
роде Рига, носившие имена латышских пи-
сатедей и общественных деятелей — Рай-
ниса, Вальдемара и других, были замене-
ны немецкйми названиями. Улица Бривибас
(Свободы) была переименована в Улицу’
Азольфа Гитлера. Государственным языком
был об’явлен немецкий язык.

В Латвии немецкие захватчики разграби-
ли ценнейшие библиотеки. ‚Они разрушили
в Риге 8 зданий государственной библиоте-
ки, а здание по Англиканской улице вы-
дающийся памятник архитектуры ХИ -—
ХУ веков — превратили в казарму. Шта-
бом Розенберга, увезено в Германию 100 ты-
сяч томов книг и 70 ящиков старинной пе-
риодической литературы и ценных моно-
графий.

Немцы сожгли Рижскую городскую биб-
лиотаку, основанную в 1524 году, в кото-
рой хранились редчайние книги и рукопи-
си. В этой библиотеке погибло около 800
тысяч бибаиографических единиц, чем на-
несен латышекому народу огромный ущерб
в области национальной культуры.

Жартинную галлерею Рижского 10родско-
TO музея гитлеровцы превратили в склад и
казарму, картины же известных латыш-
ских, рубских и иностранных. ‘художников
увезли в Германию. Многие картины ла-
тышеких художников — Розенталя, Страля
и других, были расхищены представителя-
‚ми немецких оккупационных властей. Гене-
ральный комиссар Дрекслер украл 10 кар-
тин, генерал полиции ПГредер —4 карти-
ны, тебитекомиссар Медем — 6 картин,
доктор Беннер — 9 картин, доктор Циммёр-
ман — 4 картины.

Немцы разпрабили Академию Художеств:
Тостдаротвенную консерваторию, Музыкаль-
ное училище и превратили их в казармы:
взорвали здание бывшего Ремесяенного 0б-
ества с крупнейшим концертным залом;
разрутили в Риге 65 школ. Экспонаты
музеев Государетвенно-исторического, Риж-

Немецкие захватчики разорили сельское
хозяйство Латвийской республики.

»

Сразу ме после оккупации Латвийской
Советской республики немецкие захватчики
разорили сельёкое хозяйство. Они отобрали
от сельскохозяйственных рабочих, 06336-
мельных и малоземельных крестьян около
600 тысяч гектар земли, которой оня быан
наделены боветбким. правительством Jat-
вни. Немцы отобрали У крестьян скот, вёвь
бельскохозяйственный инвентарь, на 0б3а-
ведение которым советским правительством
Латвии был выделен крестьянам кредат в
сумме 27.179 тысяч рублей. Немецине за-
хватчики сталн восстанавливать помещичьи
и кулацкие хозяйства. заселять Датвию
людьми «только немецкой, германской кро-
ви». Более 75 тысяч семей латышеких
крестьян немцы лишили земли и прикре-

„Немецкие душегубы истребили.
250 тысяч мирных граждан Латвии

(Следуя своей неизменной политике мас-
вового истребления свободолюбивых наро-
дов, немецкие палачи убили в Риге более
170 тысяч мирных праждан — мужчин,
женщин, дётей, стариков. Вокруг города
Рига немцами были. организованы концен-
трационные лагери для мирных граждан: в
Саласпилее, Межанцарке, в Страздунуйже,
Вишу-Муйже, Мильгравие и других местах.
Тысячи граждан были арестованы и заклю-
tena в тюрьмы: Цантральную, Срочную,
«Цитадель» и другие.

В лагерях и тюрьмах неменкие палачи
подвергали заключенных истязаниям, пыт-
фам и расстоелам. В „Центральной тюрьме
заключенных били и пытали, В течение
круглых суток в камерах были слышны
крики и стоны. Ежедневно от истязаний

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр. 5 апреля 1945 г.

ae a

СОСБЩШЕНИМЕ

йной Государственной

стских захватч UKO :
‘(Совстской Социалистической Республики

Комиссии

ви их сообщников

жись», «вставай», «прыгай». a B ITO ppe-
мя собака коменданта лагеря Kipayse, Ha-
падала на заключенного и рвала его. В№озу-
зе и длрупие фалтисты наблюдали смену на-
казания и потежзлиеь изд жертвой. Часто
носле такого истязания. заключенный уже
не мог ПодняРься © Земли, тогда полицей.
ские били его резиновыми палками...»
Расбтрелянных и попибтих в Салаопил-
ском латерё от голода, болезней, пыток и
избиений гитлеровекие палачи зарывали на
старом гарнизонном кладбище, невдалеке
от лагеря. Там  комиюспеи ‚ обнаружено
9 огромных мотил-рвов, общей площадью
в 3.043 кв. метра. .
Сулебно-медищинекой экопергизой исоте-
дованы места захоронения, ‚ произведены
экстумация трупов. На осно-

Немецкие изверги неё шадили никото.
Они убивали мужчин и женщин, здоровых
и больных, детей и стариков; В Централь-
ной тюрьме в Риге они убили более 2.000
детей, отобранных от родителей, и в Са-
лаепилекох. лагере — более 3.000 детей.
В Первой й Второй рижских исихиатриче-
ских больницах они убили всех душевно-
больных.

Как показал врач Второй пеихиатриче-
ской больницы Хермание Салтупе, немцы
вывезли из больницы 29 января 1942 гота
свыше 350 хушевнобольных и истребили
их. Врач Первой психиатрической больни-
цы Лрикитие В. И. показала: «14 апреля
1945 гола в больницу прибыли эеэсовцы и
увезли более 200 больных. По указанию
администрации, на историях болезни я сде-
лала отметки: «Эвакуированы CC ноли-
цией». В октябре 1942 года немцы вывез-  .
ли etme около 100 душевнобольных». Бо»
душевновольные были расстреляны немца-
ми в Бикерневежом лесу.

Ниже публикуются немецкие докумен-
ты, найденные в помещении «Департамента
командующего полицией безопасности я
СД», которые подтверждают кровавую рае-

ют, не будет больше ни понижения рождае-
мости, ни забот о пропитании, ни огранп-
чений в жилплощади, ни чахлых городских
детей, ни ухода от естественного развития
в мучительные узкие рамки цивилизации.
В естественных убловиях немецкие матери
снова будут в состоянии рожать своим
мужьям детей в большом количестве...»
Захватывая землю латышеких крестьяч
для баронов и помещиков, немцы беспощад-
но: истребляли мирное население-— мужчин,
женщин и детей.
``Комиссия в составе: депутата Верховного
Совета СССР Калиберзина Я. 9., прода:
теля СНЕ Латвийской ССР Лациса В. Т.,
писателей Рокпельниса Ф. Я., Судрабкалнсз
Я. K., ‘mpegceqateaa Рижевого городского
исполкома Деглава А. Ф. и представителя
Чрезвычайной  Тосударотвенной Комиссии
Дымова Н. Н., 6 Участием судебно-меди-
пинекой экспертизы в. составе: начальника
санитарной службы армии Асатуряна АА
армейского судебно-медицинского эвеперта
Rpusnopa С. Н., Начальника армейского
судебно-медицинского диагностического от-
дедения Кузёма В. А. и патолого-анатома
Ильинского 0. П., раселедовала факты зло-
деяний немцев.

числе бывитих заключенных лагеря Б
Я. \., Зекунде В. М., Вузьмина Ф. 1.
Трифонова Я. Я., Крониш И. И. и других,
комиссия установила, что В Салаопилеком
латере немцы замучили более 56 тысяч
мирных граждан. “-
Жителей города Рига и ето окрестностей
немцы  истребляли также в Бикерпекеком

Ha обновании данных раввледования и  праву гитлеровцев с душ льными: т yas О
многочисленных показаний свидетелей. «Командующий лесу, Дрейлинском лесу и Румбульеком ле
Чрезвычайная Государственная Комиссия   полицией безопасности   а ие
установила; что немецние захватчики при- ис Рига, 19/У-——1942 г.  В Бикерновоком лесу, расположенном на

бкраинё города Рига, гитлеровцы фасетре-
ляли 46.500. мирных граждан. Свидетель-
нина Стабульнек М., проживающая недале-
RO от этого леса; рабеказала: &В пятницу
и в су0б0ту перед насхой 1942. года авто-
бусы с людьми круглые сутки куреирова-
ли из города в лес. Я насчитала, что в пят-
ницу с Утра до полудня мимо моего ‘Дома
прошел 41 автобус. В первый день пасхи
многие жители, и я В том числе, пошли в
лес в месту расстрела. Мы там увидели од-
ну открытую большую яму, в которой бы-
ли расстрелянные-— женщины и дети, голые
и в нижнем белье. На трупах женщин и
детей были следы пыток и издевательств —
$ многих на лицах кровяные подтеки, на
головах ссадины, у некоторых отрублены
руки, пальцы, выбиты глаза, распороты
животы». :

Факты массовых расстрелов в Бикернек-
еком лесу подтвердили свидетели, прожи-
вающиб вблизи мест расстрелов: Карю-
лыньш М. Я., Алевоние 3., Пиемгале М. T.,
Папочка А. И., Берзиный №Ю. А., Дзеду-
лы 3. Ф. и многие другие: :

На месте расстрелов комибсия обнару-
жила 55 могил общей площадью B 2.885
квадратных метров:

В Дрёйлинском лесу, находящемся в 5-—
7 километрах восточнее города Рига, по
Лубанокому mocce, немцы расстреляли
свыше 18 тысяч мирных граждан ий вобен-

Латвия.

ыы

чинили городам Рига, Даугавпиле, Резекне
огромные разрушения, разгромили научные
п культурные учреждения Латвийской CCP,
разорили сельское хозяйство, преднамерен-
Но истребили свыше 250 тысяч мирных
жителей; 327 тысяч советских военно-
пленных п угнали в немецкое рабство 175
тысяч граждан Латвийской ССР.

Sates

Отд. П ДВ № 109/42 г.

В Бюро гражданских записей г. Рига.
0тн.: Извещение о смертных случаях.

‚ Ссылва:—

Приложений: 10

Сим удостоверяю, что перечисленные в
прилагаемом списке 368 неизлечимых ду:
шевнобольных Умерли 29.1.1942 года.

Исполняющий обязанности Кирете
СС штурибанфюрер».

Е этому рапорту приложен поименной
список расстрелянных больных.

И еще два точно таких же документа со
списками за подписью того же Варете: от
28 мая 1942 тода— о «смерти» 14 апре-
ля 1942 года 243 душевнобольных и от
15 марта 1943 года— о «емерти» 22 9к-
тября 1942 года 98 душевнобольных.

252 августа 1941 года в месточке Атглоень
были расстреляны дущевнобольные из Дау-
тавпилекой психиатрической больнипы —=
около 700 взрослых и 60 детей, в том чие-
л6 20 здоровых детей, на время переведен-
ных в помешения больницы из детского
дома. :

Арестованный советозими органами coy-
частник расстрела душевнобольных поли-
цейский Мотисан А. А: на допросе показал:
«Во время расстрела я с лопатой стоял У
ямы. Расстрел длился около 6 часов. Тоди

Секретно

разрушили в Латвии _
‘учреждения науки,

ското Думского и Военно-исторического нем-
цы вывезли в Германию.

Многих прбдетавителей латышской ин-
теллигенции немцы заключили в тюрьмы и
концентрационные латери, замучили в 3а-
стенках гестапо и расстреляли; многих на-
сильно ‘утнали. в Германию. Немецкие пала-
чи расстреляли одного из крупнейших дея-
телей народного образования, депутата Bep-
ховного Совета Латвийской ССР Лиекни-
са Я., художника Айженс Яниса, писателя-
драматурга Лукса Роберта, артиста Пвро-
ва В К. известного историка профессора
Дубнова С. М., инженера Полонского Г., вра*
ча Гинзбурга, учителя Ла  М., депутата
Верховного Совета Латвийской ССР Струпо-
вича Т. Молодому писателю Лею Ф. немиы

произвели насильственное вывачивание Бе zi
pee ‘дело чего и заболел острой формой   КРичали и плакали, но пощады не было. помленных. Свидетель Ганус В. $. показал:
в  бвркулеза : После расстрела для палачей привезли две «Начиная с августа 1944 года, немцы ор-
  : бочки пива, началась попойка». танизовали раскопки могил и жгли трупы

Неменеие захватчики разрушили в Риге
крупнейшие предприятия: тосутарственный
электротехнический завод «ВЭФ», государ-
ственный вагоностроительный завод «Вай-
роге», завод резиновых изделий «Квадрат»,
13 гостиниц: привели в негодность вочо-
проводную и телеграфно-телефонную СЕТЬ.
Они взорвали Котумскую  гидроэлектро-
станцию мощностью в 55 тысяч киловатт,
разрушили Рижский no и железнодорож-
ный узел, уничюжили 300 километров ж2-
лезнодорожных и 6 километров трамвайных
путей, 100 километров воздушной электро-
сети, повредили 330 трамвайных валонов,
вывазли-в Германию 200 автобусов:

Нежцы разрушити в Риге 2.789 жилых
домов; уничтожили целые кварталы с дома-
MH, построенными в ХУ-—ХУП столетиях.

В Дэугавпилее (Двинеке) гитлеровцы
взорвали Народный дом, вокзал, вагоноре-
монтные мастерекие, депо, электростан-
цию: уничюжили 40 предприятий местной
промьипленноети, городокую библиотеку co
Reema книгами; разрушили 32 школы, 4
гостиницы, 15 бань, телефонно-телеграй-
ную сеть, 2.896 жилых домов. ВОовоей зв6-
риной ненависти к латышекому народу
немецкие захватчики при своем  отетупле-
нии жгли, взрывали, разрушали школы,
бпблиотеви, больницы; жилые дома и пру-
мышленные предприятия.

в тбчение недели. 1ес был оцеплен немец-
кими часовыми, вооруженными пулемета-
‘ми, В 20 числах августа из Риги стали
приходить черные закрытые автомашины
с гражданами, среди которых были женщи-
ны, дети, так называемые «беженцы», их
расетреливали, а трупы сразу же ежига-
ли... Я, епрятавшись в кустах, видел эту
страшную картину. Люди ужасно кричали.
Я слышал крики: «Убийцы, палачи!». Де-
ти кричали: «Мамочка, не обтавляй». Пу-
ли убийц прерывали крики»:

Массовые расстрелы мирных жителей
гор. Рига немцы производили также в
Румбульском лесу.

На основании произведенного комиссией
расслелования и показаний ‘свидетелей:
Круминьш Ц. И., Лутры М. С;, Спуль Е. А.,
Калеонс Л. С., Приеда Я., Цейрулис
Ф. А., Калсонс М. М. и многих других yera-
новлено, что в этом лесу немцы расстреля-
ли 38-тыбяч мирных жителей.

В Даугавпилсе (Двинске) немцы о ежед-
невно расстреливали сотни советских лю-
дей, заключенных в тюрьмы и лагеря. На
территории «Золотая Горка», между дер.
Погулянка и дачей Будрёвича, возле тюрь-
мы немцы расстреляли свыше 40 тысяч
мужчин, женщин и детей.

Участник немецких зверств в Даутав-
пилсе, могильщик Вильцан П. А., показал:
«Массовые расстрелы мирных граждан в
Даугаюнилее начались в конце июля
1941 года. Мне, как мопильщиву, при-
шлось работать на Средней Погулянке. Мы
приготовили могилу длиной 100, шириной
3 п глубиной 21% метра на 809—1.000
человек. К раоевету к этой могиле неы
пригнали обреченных, в том числе женщин
© детьми различных возрастов.’ Началось
раздевание и ограбление обреченных граж-
дан. Раздавалиеь крики, стоны, плач де-
тей; Матери вели своих детей к могилам 3a
руки. Расстреливали группами по 10—12
человек в затылок. Я видел окровавленную
массу людей с размозженными головами.
Потом полицейские принялиеь за дележку
одежды. обуви и прочих вещей расстрёлян-
ных. Мне, как могильщику, выдали не-
болько пар ботинок, брюки, френч, и ro-
ловной дамекий Платок».

В 1942 году на херритории старого гар-
низонного стрельбища, в 18 километрах от
Риги, немцы организовали Саласцилекий
лагерь лая мирных граждан. Режим этого
лагеря представлял продуманную. систему.
умерщвления людей. В бараках, расечитан=
ных на 100-150 человек, содержалось по
500—600 мужчин, женщин и детей. Бара-
ки н6 отапливались. Из-за отсутствия ме-
ста часть заключенных находилась и 38-
мой под открытым небом.

Заключеняых мучили непосильной рабо-
той. Рабочий день длилея 12—14 часов.
Больных направляли к врачу,  и, если врач
находил, что по бостоянию здоровья они
работать не мюгут, заключенных расетре-
ЛИВЗЛИ.

В начале 1943 года немцы притнали В
Салаюпилекий лагерь граждан из Ленин-
градсвой, Калининской. Витебекой, Орлов-
окой областей. Скученноость в лагере дости-
гала ужасзющих размеров, люди умирали
каждый день сотнями. Для борьбы с эпиде-
мическими заболеваниями немцы организо-
вали так называемый «карантин». Овилё-
тели Лауталайтие В. А., Яскевич А. Н. я
други сообщили, что немцы, в целях ©9-
блюдения Этого «карантина», заставили
«весх заключенных в лалере раздеться, Н9-
том гольх; по грязи и снегу; погнали в 54-
ню. нахотивигуюся на расстоянии 600—
800 метров от бараков. Во дворе бани У
женшин ножницами стригли волосы, нри-
чем издевательски оставляли клочья вол06;
& местами to кожи выетригали. Стригли,:
как овец... В бане заставляли мыться хо-
TOW водой. После мытья всех захлючен-
ных припнали обратно в бараки, где была
оставлена одежда. Олнако одежды уже Be
было. Раздётых людей продёржали в бара-
ках с выбитыми окнами в течение 4-х су
TOK, после чего выдали разное тряпье».
В результате такого истязания в Caaac-
пилеком латере погибли сотни советских
людей.

Заключенных в латере подвергали все-
возможным пыткам. Бывшая заключенная
Виба 9. сообщила комивсии. что комендант
латеря Краузе «незавиеимо от времени го-
Ja, заставлял заключенных ложиться на.
землю И моментально ветавать и прыгать
на корточках. Раздавалаеь команда: «12

пилисих в немецким баронам и латышеким
помещикам и кулакам.

Немцы разграбили в Латвии все машин-
но-тракторные станции и, по далеко не пол-
ным данным, вывезли в Германию 700
тракторов, 180 автомашин, 4.057  плутов,
2.815 культиваторов, 3.532 бороны, 10.600
жаток и сенокосилок, 506 молотилок и дру-
той инвентарь: отобрали у крестьян
628.329 тонн разных сельскохозяйствен-
ных продуктов, уничтожили 3 Ман. Голов
домашней птицы. В результате разорения
немецкими захватчиками сельского хозяй-
ства в Латвии уменьшилось поголовье ско-
та: на 127.300 лошалей, на 443.700 голов
крупного рогатого скота, на 818.200 сви-
ней, на 593.800 овец.

умирали 80—55 человек. Кто оставялем в
живых ноелв истязаний и пыТоЕ, в055104-
шалея в камеру ноузнавьемыхм: в врови,
обозженный, с изорванными чабфяни тела.
Медицинской помощи истязуемым не ока-
Зывали. 06 истязаниях сообщили комиссии
оНёвилцы, бсодоржавшиеся в заключении в
Центральной тюрьме: Глуздё А: Ю., Заран-
вин С. Е, Лауке Р.,. Якобсон М. Я., Ва:
Har В., Трифонов Я. Я., адвокат Мункевит
В. Г. я многие другие.

Иетязаниямх и пыткам гитлеровцы под-
вергали советеких людей во Всех городах
Латвийской ССР.

Свидетель Осинов Г..М., водержавитийся
немцами в тюрьме в городе Даугавтиле
(Двинок), показал: «Немецкие Палачи из-
бивали меня резиновой трубкой, пытали
при помощи электрического това: Избие-
ниям и лыкам подвергались все заключен-
НЫе, подозреваемые в сочувствии советской
вааюти: Многим во время допросов скручя-
вали на руках узлом колючую проволоку».

1. Одна из улиц «старого города» в Риге, разрушенная немцами п
следы своих зверств. Над зарытыми трупами расстрелянных.
ные памятники с кладбища. На снимке: надмогильный камень 1

граждан.

Немецкие бандиты сож
и уничтожили всех ее

В январе 1942 года в Резекнеском
(Режлнко»м) уезде немцами была уничто-
жёна деревня Аудрины со всем населением
якобы за помошь красноаруеинам. В горо-
дах Латвии по этому поводу было вызеше-
я «следующее извещение на немецком,
татгицеком и русском языках:

следующее:

9° Жители деревни Аудрины, Режицкого
уезда, более четверти года скрывали у себя
давали им

прасноармейцеи, прятали их,
оружие и всячески спюсобетвовали им В
противогосударетвенной деятельности.
В борьба с такими элементами были
расстреляны латышские полицейсние., :
3. Как наказание я назначил оледую-

щее: т \
Сити в лица земли деревню

Аулрины. ;
6) Жителей деревни Аудрины apecto-
вать.
ce) 30 жиелей мужского пола дерерви
Аудрины 41-42 г. С

Кровавая расправа немцев с еврейским

«Командир германской полиций госудаф-
ственной безопаюности Латвии сим извещает

гли деревню Аудрины

& жителей

публично расстрелять на базарой пло
main Trop. Режицы.

И вирель приму
против лиц, которы
порядок саботировать,
которые этим элементам

1100 ПОМОЩЬ.
Командир германской полиция

тосударственной безопасности
Латвии
Штраух, СС оберштурибанфюрер».
врення Аудрийы, в которой имелосв
аа была подвертнута ограбле
нию и полностью сожжена. Все ее жители
в количестве 194 человек, B TOM числ»
женщины: старики, дети, были арестовач
ны и завлочены В Резеюнескую тюрьму
Из них 30 человек мужокого пола были
публично расстреляны на базарной илощач
ди в городе Резекне (Режица), в том числа
мальчик 12 лет. Все остальные арестован“
ные были вывезены в Анчупанокие горы
и там стреляны.
Дам. тородё Резекне И В У6346 немлы
истребили 15.200 мирных граждан, В TOM
числе выше 2 тысяч детеи.

строжайшие меры как
е думают настоящий
также против лиц,
оказывают какую-

о населением Латвийской ССР

С первых шв дней окаупации немиы
приступили к кровавой расправе с еврей-
оким населением Лалвийской республиюл.
Евреев ибтязали, подвергали издевалельст-
вам И пылкадг, расетреливали в тюрьмах,
на улицах городов, в собственных кварти-
рах. Евреи обязаны были носить желтую
звезлу на груди и бтине, не имели права
показываться в общественных местах, про-
изводить покунвки в матазинах «для арии-
цв», ходить по тротуарам. Немцы заго-
пяти вврёев в синагоги, наглухо запирали
все выходы и затем сжигали здания вместе
с люльми. Так были сожжены вместе с
2.000 ввоеев синагоги: на Столбовой и
Тотолевской улицах, на Старом еврейском
кладбище и в Югеке.

В октябре 1941 года в Риге было орга-
нйзовано «гвтто», куда гитлеровцы загнали
35 тысяч евреёв. «Гетто» было оцеплено
двумя рядами проволочных заграждений, и
доступ туда был закрыт. Завлюченных из
«гетто» выпускали в город только в рабо-
чих колоннах, под охраной полиции. Сву-
чённость в «гетто» была ужасающая. вы-
зывала эпидемические заболевания и огром-
ную смертность. y и

Свидетель Баринбаум Г. Д. сообщим: «На
работу нас водили в колоннах под надзором
полиции. После работы полицейекяе у вхо-
да в <тетто» всех нас обыскивали и’ при
этом избивали резиновыми дубинками или
просто кулаками. Специально избивались
те лица, У которых немцы находили куски
хлеба или папиросы. По ночам в «тетто»
приезжали эсэеовцы. Они грабили и изби-
вали людей; глумились над девушками».

В ноябре 1941 гола немцы отобрали в

300 женщия, а остальных 30 ноября и
8 декабря 1941 гола расетреляли. -

Свидетельница Долгицер 1. следующим
образом описывает картину расстрела ев-
реев из «гетто»: «Люди 6 маленькими деть-
ми; старики и старухи высышали на улицу,
где их выстроили в ряды. Отправка совер=
шалась в автобусах, но большей частью
людей гнали пешком. По улицам тянулись
бесконечные колонны евреев. Отправка про-
должалась с субботы, с 5 часов дня, вею
ночь и закончилавь в воскресенье к вече-
ру. На улице была гололедица, люди пада-
ли, и их тут же на месте радстреливали.
Улицы «гетто» окрасилибсь кровью. Беспо-
щадно расстреливались дети, матери. Люди
совершали свой последний, смертный
путь... Маленьких детей немецкие звери
вырывали из рук матерей, хватали за ноги
и разбивали о столбы и заборы...»

Евреи были расстреляны в Румбульском
Лесу, расположенном в 12 километрах от
Риги.

0 расётрелах евреев в Румбульбком лесу
случайно епастаяся от смерти Фриде Ф. 3.
рассказала следующее: «Я попата к яме пер-
вого декабря 1941 года. Перед рассветом
нас заставили раздеться до нижнего белья.

Фашисты замучили и

Для советских военнопленных немецкие
захватчики организовали в Риге, в поме-
щениях бывших казарм, расположенных 110
улицам Пернавекюй и Рудольфа, «Шталаг
350», который просуществовал с июля
1941 до октября 1944 года. Советекие во-
еннопленные содержались в нечеловече-
свих условиях. Здания, гдё они помеша-
лись, были 0ез окон и не отапливались.

есмотря на тяжелую каторжную работу но

2—14 часов в сутки, павк военнопленных
состоял из 150—200 граммов хлеба”й так

ри отступлений. 2. Немцы старались всячески замаскироваль
AS советских граждан немцы ставили старые надмогиль.
года, под ним трупы расстрелянных немцами советских

<тетто» 4.500 работоспособных мужчин и,

Пытавшихея сопротивляться беспотаде®
избивали резиновыми палками. Одежду нач
до было класть отдельно от обуви. Не дохо-
дя До ямы; я умышленно Упала) охрана
приняла меня за убитую, & обреченные Ha
расстрел, проходя. мимо, забросали обувью.
В течение всего дня до вечера мне при-
iaoch влышафь душераздирающие крики и
вопли раестреливаемых. Пролежав де ночи,
я незаметно для охраны подползла к одежде,
оделась и, пользуясь темнотой, убежала в
Деб...» :

В Даугавцилее (Двинске), как показали
свидетели Бляхман А. (С:, Романский В. В.,
Jax С.Т, Яковлев В. В., Гравец И. Л. и
другие, в июне и июль 1941 rox» ners
арестовали около 8.000 евреев и расстре-
ляли их возле тюрьмы в железнодорожном
садике. Всех остальных евреев — стариков,
женщин и детей гитлеровцы заключили в,
«тетто». Сюда жё были помешены евреи
из близлежащих городов и местечек-—Выш-
ки, Враслава, Догда и др. ,

B Jlayrannnnckom