Пусть осенит вас. победоносное
знамя великого Ленина!

И. Сталин.

На листке календаря под датой 6 апреля
Завоничная мета: «1930. Учрежден орден
Ленина». «Орденом «Орден Ленина» награж-
даются отдельные граждане, коллективы,
учреждения, предприятия и общественные
срганизации Союза СОР за особые заслуги
в социалистическом строительстве» — так
решило правительство пятнадцать лет тому
назал. И теперь, когда оглядываешьея на
эти пятнадцать лет, когда смотришь на’ от-
ромные кипы чуть тронутых желтизной от
времени награлных листов, — перед тобой
встает такая величественная. такая необ`-
ятная картина событий, образов, подвигов,
исканий, рвения, творческого кипения, что
невольно захватывает дух: каких людей ро-
дила наша страна, каких людей вырастил
Сталин!

Чеканный профиль великого чаловека. на
платиновой пластинке. Золото тучных ко-
есъев. Багрянец знамени, и на нем слово,
понятное веем народам мира: «Ленин».
Алая звезда. Сери и молот. Знак ордена,
созданный творческими усилиями груниы
CKYIMITOPOB и художников, ° предельно
прост, скромен, как человек, чье имя на нем
начертано. Но всякий, кто увидит этот знак
на груди ученого, рабочего, солдата, пар-
тийного леятеля, работника искусств, зна-
ст: У него особые заслуги перед Родиной.
Много у нас славных орденов, много заме-
чательных регалий, но орден Ленина — са-
мый старший среди них, первый в калитуле
правительственных наград. 42.886 человек
награждено этим‘ орденом.

Орден Ленина был вручен  товафищу
И. В. Сталину в день его 60-летия, в свя-
зи с присвоением ему звания Героя Социз-
листического Труда, за исключительные
заслуги в деле организации  большевист-
ской партии, создания Советского государ-
ства, построения сопиалистического обще-
ства в СССР и укрепления дружбы между
народами Советского Союза. Среди кавале-
ров ордена Менина — вылающиеся сталин-
ские полководцы  маршалы Советского
(Союза Жуков, Конев, Василевский, Мали-
новокий, Рокоссовский, Толбухин.

Орденом Ленина награжден город Ленин-
град. Его вручил недавно гражданам этого
бесстрашного города Михаил Иванович Ка-
линин. Орден Ленина — на знаменах Бело-
русской ССР, Грузии, Азербайлжана, Узбе-
кистана, Башкирии, Абхазии, Татарии, Чу-
зашии, Московской области.

Этой ‘высокой награды удостоились,
наиболее ° отличившиеся ° предприятия,
научно - иселедовательские учреждения,

колхозы, воинские части. Среди них— завод
«Линамо» имени Кирова, Кузнецкий и Маг-
нитоторский металлургические комбинаты,

автозавод имени Сталина, колхоз имени
Сталина, Генического района, Днепропе-

тровской области, московская организация
ВЛКСМ, Военно-Воздушная Академия Врас-
ной Армии им, Жуковского, Библиотека
CCCP umes denna, Московский Хуложе-
ственный, Малый, Академический Большой
театры и другие.

Советская молодежь, комсомольцы славно
потрудились за эти пятнадцать лет на
стройках, в цехах заводов, в глубоких шах-
тах, на полях колхозов. Сыны комсомола,
юноши и девушки прекрасно показали себя
и в дни мира и в дни войны. И Родина, пра-
вительство, партия щелро вознаградили их.

Кажлодневно перед глазами наших чита-
телей ‘орден Ленина № 1. Его изображение
помещено ‘у заголовка газеты. Первым в
стране орденом Ленина «Комсомольская
правда» была награждена 23 мая 1930
тода. и советская молодежь видела в этом
награждении акт любви, заботы, доверия
партии и правительства к комсомолу.

11 октября 1932 года в газетах было
опубликовано постановление Президиума
Центрального Исполнительного ‘Комитета
Союза ССР. которое читаешь е чувством
тордости и волнения, Это— постановление о
награждении орденом Ленина комсемоль-
ской организации Днепростроя:

«Организация фенинского  ‹ комсомола
Днепростроя подлинно по-большевистски
боролась за выполнение задач строительст-
ва. Своим энтузиазмом и героической рабо-
той комсомольцы увлекли за собой весь кол-
лектив рабочей мололежи Днепростроя.

Боевая самоотверженная работа всей ра-
бочей мололежи в период весенних паволх-
вов, в частности работа штурмовых отря-
лов, сыграла важнейшую роль в борьбе co
‚ стихией. i

Улхарные бригады комсомольцев на бето-
нировке и монтаже показали высокие 0б-
разны подлинного социалистичеекото тру=
да, поставив ряд мирювых рекордов.

о Комсомольцы Днепростроя показали себя
достойным отрядом Ленинского Краснозна-
‘менного. комсомола.

За самоотверженную борьбу на строи-

лельстве Днепровской гидроэлектростанции

}

наградить Днепростроевекую комсомольскую
организацию — врденом Ленина».

Вомсомольцы Днепростроя, ныне восета-
навливающие свою’ знаменитую  гидро-
электростанцию, фразрушенную. немцами,
вято хранят свой орден — орден № 362.

Три года спустя, 21 апреля 1935 года,
правительство отметило высокой наградой
комсомольцев” Донбасса. Донецкая ортани-
зация комеомола была награждена орденом
Ленина в ознаменование 15-летия и вы-
дхающихся заелуг на фронте социалистиче-
ского строительства, особенно в деле овла-
дения техникой и в деле борьбы за вынол-
нение программы добычи угля и выплавки
неталла.

В памяти москвичей оставил неизглади-
мый след праздник, посвященный пуску
метрополитена. Погожим весенним вечером
14 ‘мая 1935 гола в Колонном. зале Дома
Союзов собрались на торжественный вечер
герол, в короткий срок проложивигие через
плывуны, через подземные топи первые
тоннели нашего метро. На этот праздник
принели руководители партии и правитель-
ства, пришел товарищ Сталин.

Сталин внимательно. велушиватся в речи
выступавших на собрании, теплым, оте-.
ческлм взтаядом оематривал собравшихся
в зале. Потом он взял листок бумаги, на-
чал что-то записывать на нем; он показал
запись  сидевшим рядом товарищам
Молотову, Ворошилову, Катановичу и пэ-
просил слова.

Жогла в зале утихли овации, товариш
Сталин сказал:

—- Я имею две поправки, продиктован-
ные теми товарищами, которые сидят вот
здесь, — и он широко обвел рукою зал и
eneny.— Дело сводится к следующему.

Партия и правительство’ наградили за
успешное строительство московского
метрополитена одних орденом Ленина, дру-
гих — орленом Красной Звезды, третьих—
орденом Трудового Красного Знамени, чет-
вертых — трамотой Центрального Испол-
нительного Комитета Советов. р

Но вот вопрос: а как быть с остальными,
как быть 6 теми товарищами, которые
работали не хуже, чем награжденные, ко-
торые клали свой труд, свое умение, свои
силы наравне © ними? Одни из Bac как
будто бы раты, а другие недоумевают. Что
же делать? Вот вопрос...

Товарищ Сталин предложил об’явить
воем строителям метро благодарность. от
имени Центрального Исполнительного №о-
митета и Совета Народных Комиссаров
СССР.

— Й вторая поправка, — продолжал
он,— я прямо читаю: за особые заслуги
в деле мобилизации славных комсомольцев
и комеомолок на успешное строительство
московского метрополитена натрадить орде-
пом Ленина московскую организацию
комеомола,

Бурной овацией встретил зал это вы-
втупление товарища Сталина. Назавтра
в газетах было опубликовано постановле-
ние Центрального Исполнительного Воми-
тета CCCP о награждении московской
организации комсомола орденом Ленина.

Орхеном Ленина награждена знамена-
тая 1-я комсомольская ударная бригада
обмоточного цеха завода имени Лене. —
она была отмечена этой натрадой в 1931
году за 06060 выдающиеся заслуги, обеепе-
чивигие выполнение заводом пятилетнего
плана в два с половиной года. За эти го-
ды уларницы выросли, добилиеь новых
успехов. Они там же, на своем заводе —
и Анна Букатина, и Анна Караваева,
и Мария Кузнецова, и Лидия Федорова. и
Анна Балабанова. ;

Кто отмечен высшей наградой, — буль
то большой коллектив или один человек, —
всегда и везде стремитея быть первым.
Награха обязывает. Можно было бы налти-
вать целую книгу 0 каждом из 42.886
носителей ордена. И какие увлекательные
каТИГЯ родились бы!

26 мая 1932 года Н-ская ливизия была
награждена орденом Ленина за системати-
ческую практическую помощь строитель-
ству Харьковекого тражторного завода. То
были лни великой стройки. болдаты диви-
зии упорно совершенствовали свою боевую
подготовку. зная. что рано или поздно им
притетея защищать то, что строит народ.
В то же время, выкраивая часы из скупого
волдатекого досуга, они работали на строй-

Re.

Прошло девять ‘лет. Памятным летом
1941 года дивизпя стояла близ грани
Восточной Пруссии. Она в честью приняла

Высокий орден говорит тебе:

Будь бескорыстен, тверд и неиз-
} : MeRCH
В работе ежедневной и борьба
За Родину советскую, —как Ленин.

С. МАРШАК.

на себя вею тяжесть первых боев с нем-
пами. Давизия дралась потом в Прибалти-
ке, под Москвой, пох’ Сталинградом, на
Орловеко-Курской  дуге., Она прошла с
боями неполалеку OT TOTO самого, Харьков-
ского тракторного завода, который когда-то
помогали строить ее солдаты. Потом ливи-
зия снова вернулась на знакомые поля
битв. Она ветупила в боями в Восточную
Пруссию и сейчае громит немцев пол
нигебертом,

А вот другая история — о простом ©0-
ветеком человеке. 10 ноября 1935 года
товариш Сталин принял 32 украияских
колхозниц, каждая из которых вырастита
урожай в 500 центнеров свевты с текта-
ра. Среди них была звеньевая Марина Гна-
тенко. Она с воодушевлением рассказывала
товарищу Сталину о том, как ее звено б0-
ролось за урожай, как приходилось соби-
рать по 130 килограммов лугового мотыль-
ка в лень. спасая поля от врэлителей. Все
думы, все помыслы ее были обралеены тог-
да к мирному труду.

Марину ТГнатенко вместе с ee подруга
ми, по прехложению товарища Сталина,
правительство наградило офдевюм Ленина.
Прошли годы. Грянула война. Марина Гна-
тенко оказалась в строю. В течение не-
скольких лет она работала в госпитале,
была Ha самых трулных участках фронта,
заслужила еще один орден — орден Врас-
ной Звезды. Сейчас Гнатенко — партийный
работник. . i

В голы войны советокие люди явили ми
ру самые поразительные, самые потряваю-
щие примеры геройства. И не ‘случайно
наибольшее количество награжденных орде-
нами Ленина приходится на эти годы: дэ
войны орлен получили 7.250 четовек, в
лни войны — 35.636.
`В трудную осень 1941 года, когда нем-
цы подходили к Москве,  прогремела
слава полковника Катукова, который был
ло этого малоизвестным командиром танко-
вой бригады. С горсточкой танков он сумел
остановить отборную танковую армию ге-
нерал-полковника Гудериана, слывшего в
Германии признанным теоретиком и прак-
тиком молниеносной войны.

Полковник Калуков тогда был награжден
орденом Ленина. Это был первый его орден.
Прошло три в половиной года, и вот он—
генерал-полковник. Вся грудь его усыпана
знаками воинекой доблести, и ярче всех
сияют три ордена Ленина.

В ту же трудную пору осени 1941 года
получил свою первую награду — орден
Тенина — летчик капитан Покрипкин. Он
был награжден за то, что ему удалось в пур-
гу, в непогоду разыскать укрывшиеся в
степной балке танки немецкого тенерала
Клейста. пытавшегося прорваться к Росто-
ву. Разведывательные данные, доставлен-
ные Покрышкиным, помогли разгромить
Клейста. па

Прошло три < половиной года, и капитан
Покрышкин стал полковником. На груди у
него три Золотых Звезды и два ордена
Ленина. :

Сколько таких разительных примеров
роста советских людей дала война! И орден
Ленина, эта высшая награда, служит в то
же время самым могучим. творческим нача-
лом, неиссякаемым источником вдохновения.

Советский конструктор самолетов Терой
Сопиалистического Труда Александр Яков-
лев носит на своей груди четыре ордена
Ленина. Молодой шахтер Краснодона Иван
Панащатенко награжден одним орденом
Ленина. Это разные люли. Области их твар-
чества совершенно различны. Не их об’еди-
няет общее всем советским людям стремле-
ние во всем следовать великому идеалу.,
черты которого обрисовал Сталин, говоря о
Ленине. Их об’единяет неукротимая жажла
творчества, желание всегда искать и никог-
да не останавливаться на достигнутом.

Конструктор Александр Яковлев за годы
войны создал совершеннейшие модели ист-
ребителей, которые сейчас стали хозяевами
немецкого неба.

Шахтер Иван Панащатенко за годы вой-
ны стал крупнейним мастером своего дела.
В прошлом году он выполнил пять головых
норм, нынче собирается выполнить шесть
головых норм. 980 эшелонов погрузили уг-
лем, который он вырубил своими собствен-
ными руками!

— Я хотел пойти на, фронт, — говорит
Панащаленко,— мне сказали, что я нужнее
здесь. в шахте. Я подчинилея приказу. Й
мой уголь — это моя месть за друзей дет-
ства и юности Олега, Кошевого и Ивана Зем-
нухова..,

Шахтеры и ученые, марналы и учителя,
исследователи стратосферы и моряки под-
водного плавания, художники и писате-
ли — лучшие из лучших советских людей
отмечены орленом Ленина. С каждым го-
дом ширятся рялы героев, удостоенных этой
высшей награды. Это показатель рота со-
ветских людей. показатель зрелости народа,
показатель расцвета его творческих сил.

Ю. ЖУКОВ.

С

Военные действия в Западной Европе

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер Дун
Кемпбелл, находящийся с английскими под-
вижными бронетанковыми отрядами, coo6-
щаег. что 11-я бронетанковая дивизия нахо-
дится значительно восточнее Оснабрюка.
Танки и бронемашины движутся в восточ-
ном направлении, почти не встречая сопро-
тивления. Корреспондент сообщает, Что,
об’ехав 4 апреля многомильный участок
фронта, он не услышал ни единого выстрела.
` ЛОНДОН, 5 впреля. (ТАСС). Koppec-
‘пондент агентства Рейтер, находящийся
при штабе генерала Демпси, сообщает, что
крупный германский железнодорожный
центр Оснабрюк был занят без особого
сопротивления со стороны немцев. 11-я
английская танковая дивизия обошла город
к вечеру 3 апреля.

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС): В сообще-
нии штаба верховного командования эксие-
диционных сил союзников говорится, что в
Голландии, к северу от Неймегена, войска
союзников достигли нижнего течения Рейна
на широком фронте. К северу от канала
Твенте союзники очистили Хенгело. Ещё
севернее бронетанковые ‚ части, наступаю-
wine из Нордхорна, вышли в нескольких

пунктах к реке Эмс. Оснабрюк занят союз-
а но ещё полностью не очищен от
немцев. В Мюнстере союзники захватили
свыше 1.700 пленных.

На северном конце Рурекого «мешка» ‘пе-
хотные части союзников форсировали
Дортмунд-Эмский канал и продвинулись до
пункта,. находящегося в 2,5 километра к
западу от Люнена. На восточном конце
Рурского «мешка» танки союзников достиг-
au Гильдфельда и Гренебаха.

Войска союзников‘ достигли реки Везер
вблязи Бад-Эйнхаузена. Другие части союз-
ников достигли реки Вега в районе Лемго
ин захватили 4 тыс. пленных. Кассель очи-
шен от противника, ;

Танковые части союзников достигли
предместий Оберлорла, в четырёх милях к
югу от Мюльхаузена. Пехотные части. союз-
ников, форсировавшие реку Фульда, достаг-
ли пункта, находящегося в 22,5 километра
  к северо-западу от Эйзенаха. Передовые
бронетанковые части. очистили’, город. Гота
и вступили в Ордруф, в 11 километрах. юж-
нее.

В сообщении штаба отмечается также
продвижение ‘в районе Вюрцбурга, Оксен-
фурта и Гейльбронна, i А

АДРЕС

Эдик

`Б11701.

Е

ПАРИЖ, 5 апреля. (ТАСС).. Агентство
Франс Пребс сообщает, что части француз-
ской 1-Й армии под командованием генерала
де Латтра де Тассиньи заняли город Карл-
вуз.

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Английское
мьнистерство ‘авиации сообщает, что в ночь
на 5 апреля весьма крупные соединения
английских бомбардировщиков совершили
налёт на Германию. Главными об’ектами
бомбардировки явились заводы синтетиче-
ского горючего в Мерзебурге и Гамбурге.

Самолеты «Москито» совершили налет на
Берлин. *

Потери канадских вооруженных ‘сил

ОТТАВА, 4 апреля. (ТАСС). Министер-
ство обороны об’явило, что потери KaHan-
ских вооружённых сил свалоть до конца
февраля составили 90.837 человек, в том
тисле 33.266 убитыми. Из общего числа в
90.837 человек потери морского флота’, со-
ставили 2.114 человек, в том числе. 1.750
убитыми, потери армии — 69.281 человек,
в том числе 18.610 убитыми, потери воздуш-
ного флота — 19.442 человека, в том числе
убитыми 12.906.

_ Выступление

Стеттиниуса no paduo

НЬЮ-ЙОРК, 4 апреля: (ТАСС). На радио-

митинге, организованном Чикагским ве-
том по вопросам вмешних отношений», высту-
пил государственный секретарь США Стет-
тиниус. Касаясь «тех временных затруднений
политического характера, которые возникли
в последнее время всвязи с созывом конфе-
ренции в Сан-Франциско», Стелтиниус ска-
зал: «Я полностью уверен, что мы сможем
преодолеть эти трудности и другие трудно-
сти такого же характера, которые неизбеж-
но будут возникать по мере нашего прибли-
жения к окончанию войны. Мы идем вперед
в деле осуществления наших планов созы-
ва конференции в Сан-Франциско, и мы пол-
ны решимости добиться ее усцеха- Я прошу
вас запомнить, во-первых, что Об единенные
нации неоднократно преодолевали другие
значительно более серьезные трудности ин
опасности, возникавшие в последние 3 года;
во-вторых, что они обязались сохранять и
укреплять в мирное время товарищество,
установленное в военное время; в-третьих,
что достигнутое между нами согласие зва-
чительно шире’ и прочнее, чем размеры на-
ших разногласий. Если мы постоянно будем
помнить об этих фактах, мы сможем сохра-
нить чувство пропорции»:
И та что внешняя поли-
тика Соединенных Штатов стремится предэ-
твратить внешнюю агрессию, которая могла
бы нарушить мир Соединенных Штатов, а
также стремится содействовать улучшению
международных условий жизни, позволяю-
шах сохранить высокий уровень жизни аме-
риканского народа.

Две мировые войны, сказал Стеттиниус,
и международная депрессия, возникшая В
течение 25-летнего периода, убедили амери-
канский народ в Том, что «политический
изоляционизм и экономический национализм
совершенно нереалистичны и могут привз-
сти нашу. страну и весь мир лишь к полнон
катастрофе. Поэтому наша внешняя полити-
ка базируется на твердых фактах, закл:о-
чающихся в том, что если мы хотим предот-
вратить новую войну для Соединенных
Штатов, то мы должны найти средства эф:
фективно действовать вместе с другими
странами для предотвращения агрессии где
бы то ни было в мире, и что мы не можРм
добиться процветания Соединенных Штатов,
если остальной мир будет погружен в де-
прессию и нищету».

Стеттиниус подчеркнул, что Соединёч-
ные Штаты не могут самостоятельно д>-
биться этих целей и должны сотрудничать
с другими нациями. Поэтому конференция
в Сан-Франциско «явится решающим пово-
ротным пунктом в истории Соединенных

Штатов и всего мира», поскольку целью ее

является создание международной органм-
зации по поддержанию мира для будущих
поколений.

Перейдя к программе экономического со-
трудничества, Стеттиниус заявил, что по
большей части публичное обсуждение пред-
ложений, разработанных в Думбартон-Оксз,
касалось вопроса о способности `междуна-
родной организации предотвратить и пода-
вить агрессию с помощью Совета безопас-
ности. «Это является. жизненно важной
частью плана, но я хочу напомнить вам, что
в действительности это является лишь по-
ловиной задачи, которую международная ор-
ганизация должна ‘выполнить, если она х›-
чет добиться успеха»..

По словам Стеттиниуса, основная ответ-
ственность за устранение политических, со-
циальных и экономических причин войны
лежит на ‘Ассамблее международной орга-
низации, на Экономическом и Социальном
советах, а не на Совете безопасности.

Стеттиниус отметил, что ЮНРРА, конфе-
ренция по вопросам продовольствия и сель-
ского хозяйства, проектируемый междуна-
родный банк и валютный фонд, соглашения
по вопросам авиации, конференция в Мек-
сико, а также Атлантическая хартия и де-
кларация Об’единенных наций, Московская,
Тегеранская, Крымская конференции и коч-
ференция в Думбартон-Оксе — все это ча-
сти единой тщательно разработанной mp -
граммы но созданию после войны безопас-
ного мира.

Стеттиниус подчеркнул, что ленд-лиз (пе-
редача в аренду или взаймы) «не предна-
значен для нужд послевоенной реконструк-
ции или каких-либо иных целей, кроме це-
лей, касающихся ведения войны и обеспе-
чения победы в войне. Это единственные
цели, для которых используется ленд-лиз.
Ленд-лиз язляется исключительно. военным
мероприятием:

Стеттиниус отметил решения конферен-
ции в Бреттон-Вудсе о создании междуна-
роднога банка реконструкции и валютного
фонда.

Стеттиниус. призывал к продлению в чет-
вертый раз срока действия закона о торго:
вых соглашениях с дальнейшим снижением
тарифных ставок. Стеттиниус призывал к за-
ключению международных соглашений, об-
легчающих здоровое развитие международ-
ной торговли. Он призывал также к сотруд-
ничеству всего мира для разрешения проб:
лем, возникающих в’ связи с наличием ме-
ждународных излишков таких товаров, как
пшеница и хлопок. «Эти и подобного рода
проблемы могут быть разрешены своевре-
менно лишь путем созыва конференции
основных торговых стран ‘мира. Мы’ сделаем
все, что в нашей власти, для того, чтобы
такая конференция была созвана в течение
ближайшего года. Эта конференция подго:
товит также путь к созданию постоянной
торговой организации в рамках междума-
родной организации для разрешения этих
проблем на длительной основе»,

‚ Стеттиниус подчеркнул, что Об’единен-
ные нации должны сотрудничать в деле

‘осуществления такой провраммы экономиче-”

ской реконструкции и развития.
ле,

Отставка японского правительства

ТОКИО, 5 апреля. (ТАСС). Агентство
Домей Цусин передаёт следующее сообще-
ние японского информационного бюро:
«Учитывая серьёзность положения,  япон-
ский кабинет министроз принял  ре’тение
выйтн в отставку, чтобы очистить дорогу
более мошному правительству. В соэтвет-
ствии с этим решением премьер-министр
Койсо вручил сегодня императору заявле-
ние о коллективной отставке своего каби-
нета».

Формирование японского кабинета
поручено адмиралу Судзуки

ТОКИО, Б. апреля. (ТАСС). Как. передает
агентство Домей Цусин, император поручил
адмиралу Судзуки сформировать новый ка-

бинет.
—о—

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 5 ‘апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, штаб’ об’ единённого
командования вооружёнными силами союз-
ников в юго-западной части Тихого ‘океана
сообщает, что американские войска заняли
острова’Тавитави (архипелаг Сулу). Амери-
канские части высадились на острове Мас-
бате, расположенном в центральной насти
Филиппинских островов. ©

РЕДАКЦИИ: Москва. 137. Улипа` «Правдьр, д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д.3-30-56; аа Зе ВА и Д 3-31-79; отдел проп

трудовых резервов — Д 5-31-96; учащейся молодёжи—Д. 3-37-48; отдел крестьяяской молодёжи —Д 3-38-38 и Д 3-34-23; отдел литературы и искусства—Д 3-31-94; отдел пожал за 49; Д 3-37-22: комсомольской жизни —

стенографии — Д 1-04-76 и. Д 3-35-20,

военный отдел — д 3-36-24;

страшщкя И МИТИНГ В Варша

ВАРШАВА, 5 апреля. (ТАСС). Торжест-
военными манифестациями и митингами отме-
чает польский народ освобождение Гдань-
ска и возвращение его Польше. Улицы и
здания Варшавы украшены национальными
флагами, лозунгами и транспарантамч.
3 апреля многотысячные колонны варшавян
напразились, на Замковую площадь столи-
цы, чтобы выразить своя патриотические
чувства в связи с этим историческим собы-
тием. На огромной площади собралось
около 50 тысяч человек.

На трибуне находились президент Край-
овой Рады Народовой Берут, премьер-
министр Осубка-Моравский, члены прави”
тельства, генералы Польского Войска, об-
щественные деятели, а также посол осо
в Польше В. 3. Лебедев, начальник воен“
ной мяссии СССР в Польше генерал-лейте-

Демо:

нант Шатилов, представитель Временного
правительства Франции в Полыше Гарро
и др.

Открыв митинг и поздравив жителей сто-
лицы с знаменательным днем, президент гот
рола Варшавы Толвинскии предоставил
слово ‘президенту Крайовой Рады Народо-
вой Беруту. Во вступительной части своей
Солышой речи, неоднократно прерывавшей-
ся бурными овациями, Берут дал историче-
ский обзор «гданьского вопроса». . Он под-
черкнул при этом. исключительное политиче-
ское, хозяйственное, культурное и мораль-
ное значение возвращения Гданьска Поль-
ше, а также роль этоге древнего славян“
ского города в жизни) и борьбе польского
народа’ против его векового врага -—^ 34“
‘хватнического и грабительского пруссаче-
ства.

Сегодня, говорит Берут, мы являемся  сви-
детелями полного краха гитлеровских пла-
нов, Эти планы, разваливаясь, погребают под
собой самую политическую основу гитлериз-
ма, опирающегося на одичание, насилие H
грабеж.

Напомнив о том, что Польша возвращает
себе территории, которые извечно являлись
исторической колыбелью ее государствен-
ности, хозяйственвого и культурного суще-
ствования и развития, Берут говорит, что
разрешение проблемы границ Польши на
западе и на Балтике имеет не меньшее зна-
чение и для соседних с Польшей народов,

ве в честь освобождения Гданьска

‚ лась над Европой,
в Сан-Франциско,
установления мира.
будут обсуждать

чтобы
Среди

народы’ мира соберутся

обсудить вопросы
народов, которые

вопросы мира, нет Поль,

ши, Польский народ не может без протеста
отнестись к этому решению. Ото затрагивает

честь польского народа и
можно скорее изменено.

мает наш великий сосед —
Социалистических Республик,

должно быть как

Это хорошо пони.

Союз Советских
правительство

которого выразило это в опубликованном

заявлении.

В заключение Берут остановился на бли-

жайших задачах правительства

Полыши.
Речь Берута была
давались возгласы:

и народа

покрыта овациями, Раз:
«Hex жие Крайова Pana

Народова! Нех жие президент Берут! Нех

жие Красная Армия и

Hex жие ‘маршал Сталин!».

нил польский и советский

Польское Войско!

Оркестр испол?
ГИМНЫ.

На митинге выступили также заместитель

главнокомандующего

го совета партии
Януш, ‘секретарь
Польской рабочей партии

партии  Матущевский,
тарь партии

Хайн, Гданьский воевода

что Польша

кивали,

призывали К

а слодовательно, и для будущей. системы
отношений в Европе вообще. На этих отно-
щениях должен, наконец, основываться буду-
щий всеобщий мир. Эта задача приобрета-
ет актуальное значение в связи с прибли-
жаюрщимся концом войны и созываемой кон-
ференцией Об’единенных наций. ,
Берут далее сказал: «После шести лет
чуловищной катастрофы, которая разрази-

ЛОНДОН, 5 апреля. (ТАСС). Орган поль-
ского Совета‘ демократического единства
«Польска людова» поместил статью, озаг-
лавленную «Освободителям».

«Мы,—говорится в статье, обращаемся с
чувством глубочайшей признательности к
советским солдатам, этим героям, которые,
жертвуя жизнью, прокладывают нам путь к
свободе и независимости. Без их помощи
Польша никогда не смогла бы воскреснуть,
а немецкий солдат хозяйничал бы попрежне-
му на нашей земле, убивая и грабя польское

КОШИЦЕ, 4 апреля. (ТАСС). 3 апреля
специальным ` поездом на. чехословацкую
станцию Гуменне прибыли президент. рес-
публики Бенеш, премьер-министр Я. Шра-
мек и члены правительства Чехословакии.
На перроне станции собрались представите-
ли командования 4-го Украинского фронта и
чехословацкого корпуса... Оркестры  испол-
HAH чехословацкий и созетский гимны.

Президента и правительство приветство-
вали‘ представители демократических пар-
тий страны, крестьяне преподнесли прези-
денту хлеб-соль.

Поездку из Гуменне в город Кошице Эду-
ард Бенеш и сопровождающие его лица со-
вершили на автомашинах. В пути у каждого
населенного пункта местное население соору-
дило ‘арки, украшенные ‘портретами вождя
освобождаюжей чехословацкий народ Крас-
ной Армии маршала’ Сталина и президента
Чехословацкой республики д-ра’Бенеша, ло-
зунгами, приветствиями и цветами. На каж-
дой арке, на каждом доме можно прочитать
надпись: «Благодарность и слава освободи-
тельнице —— Красной Армии!», «Слава на-

ee освободителю маршалу Сталину!».

На площади в Кошице, на которой похо-
ронены советские и чехословацкие бойцы и
офицеры, павшие смертью храбрых за осво:
бождение города от немецких и венгерских
оккупантов, президента Бенеша и прави.
тельство восторженно встретили тысячи лю-
дей, : й

У входа в Кошицкий народный театр
президента Бенеша приветствовал от сло-
вацкого Национального Совета Томаце Чво-
рожек, выступивший с теплой речью.

Затем президент, чехословацкие минист-
оы, сопровождающие их лица, посол СССР
В. А. Зорин и представители командования

Польского
генерал Спыхальский, председатель главно-
Стронництво  Людове
центрального
Вецлав, генераль-
ный секретарь’ Польской социалистической
генеральный секре-
Стронництво

с благодарностью говорили
вкладе, внесенном доблестной
мией н народами Советского. Союза в дело
разгрома разбойничьих гитлеровских орд и
в дело освобождения Польши. Они подчер-
может развиваться п.
крепнуть лишь на демократических основах,
Выступавшие заклеймили
махинации польских реакщионеров Рачке:
вича, Арцишевского, Квапинского и других
злейших врагов демократии
дальнейшему
дружбы с СССР’и упрочению союза с дру.
гими ‘свободолюбивыми народами и прежде
всегс с США. Англией, Францией,
Участники митинга единодушно причяля
резолюцию, в которой отмечается, что воз-
врашение Гданьска Польше является три’
умфом справедливости, а также новым до-
казательством правильности
менного правительства Польши. Возвраще-

Войска

комитета

Демократичне
Оженьский. Они
о бесценном
Красной Ар:

предательские

Полыше и
укренлению

В

политики Вре-

ние Гданьска, говорится в резолюции, это—

новое доказательство

того большого зна-

ченчя, которое имеет дружеское сотрудни-
чество демакратической Польши ¢ Coser

ским Союзом.

После митинга состоялась мощная мани-
фестация на улицах Варшавы,

J

ПОЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕМОНРАТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ЛОНДОНЕ
ПРИВЕТСТВУЕТ КРАСНУЮ. АРМИЮ

население. Независимая Польша никогда пе
забудет помощь, оказанную советскими на-
друзьями
Дружба, спаянная нашей и вашей кровью,
переживет поколения. Никогда уже поляк

родами — нашими

не будет` врагом русскому,

никакие интриги не толкнут нас на брато-

и братьями,

никогда больше

убийственную войну. Солдаты победоносной

Красной Армии, польский народ приветству-
ет вас, склоняя перед вами свои бело-крас-
ные знамена. Да здравствует братский Со-

ветский Союз и его Красная Армия! Да
здравствует польско-советский 60юз!».

,

генерал Свобода; сражавшийся вместе со
на ‚ территории

своими войсками
Украины, в Карпатах и на

вацкой земле, Генерал Свобода сказал;

«День приезда нашего презилента являет-
Вы

ся историческим днем.

землю освобожденной родины, чтобы про-
должать свою плодотворную работу на бла-
го народа, по устройству его обеспеченной
и счастливой жизни. Наша политика крепкой
и тесной дружбы с Советским Союзом при
несла богатейшие результаты. Мы, солдаты,
сознаем, что война вступила в свою послед-
нюю заключительную фазу, и поэтому нуж-
но напрячь все силы, чтобы изгнать оконча»
тельно врага с нашей территории, Мы хо:
тим строить нашу армию, как армию народ-
армию.  сознатель-
ных и надежных защитников свободы свое»

ную, ‘демократическую,

го! народа. Мы рады, что
ветствовать

ми-красноармейцами,. Ваш

чалось в памятных битвах

стоит у границ чешских

вакией».
С приветственнымя

Дюриш, уполномоченный

д-р Немец, епископы

4-го Украинского фронта прошли в театр,
где состоялось торжественное собрание по
случаю ‘возвращения на родину президента
Республики и чехословацкого’ правительст-
ва; Появление в ложе Эдуарда Бенеша, чле-
нов правительства, советского посла в Че-
хословакии В. А. Зорина было встречено
бурной овацией. Раздавались возгласы в
честь маршала Сталина, президента Бенеша,
в честь освободительницы чехословацкого
народа — героической Красной Армии. Тор-
жественное собрание в. театре открыл пред-
ставитель словацкого Национального совета
д-р Густав Гусак. Представитель командо-
вания 4-го Украинского фронта генерал-лей-
тенант М. М. Пронин приветствовал. прези-
дента Эдуарда Бенеша и поздравил его с
счастливым днем возвращения на родную
чехословацкую землю

Затем с приветственной речью выступил
командующий 1-м нехословацким корпусом

мир Штефаник и другие.

В своей ответной речи президент Эдуард

через Москву наполняет наши сердца иск
лючительной гордостью. Мы хотим. продол-
жать. боевую дружбу со славной Красной
Армией, с которой мы берем пример. Мы
хотим еше больше укреплять боевое содру-
жество обеих союзных армий, которое на.
под Киевом, Бе \
лой Церковью, на Карпатах. Красная Армия

речами
от демократической партии  доктор Мартин
Кветко, от коммунистической партии Юлиус

Прибытие президента Чехословакии Э. Бенеша
п чехословацкого правительства в Кошице

Советской
родной чехосло-

+ вступили Ha

можем вас при

на освобожденной земле как
первые солдаты республики. Вы шли к нам,
господин президент: той дорогой, которой
мы шли к победе вместе с нашими братья:

путь на родину

г

земель. Cxopo

взойдет солнце свободы над’ всей Чехосло’

выступили

чехословацкого

правительства на освобожденной территории
Чарский
представитель словацкой молодежи’ Влади:

и Toa,

Бенеш поблагодарил за теплые приветствия

и наметил основные линии программы дея:
чехословацкого
будет
должное Красной Ар:
мии за ее героическую борьбу против He
за освобождение чехо-

тельности нового
тельства, которое
Президент воздал

мецких оккупантов,

прави-
сформировано,

словацких земель. Он обратился с теплыми
словами благодарности к словацким парти:
занам и всем деятелям движения сопротив”
ления, поднявшим знамя борьбы за своболу.

чехословацкого народа.

Торжественное собрание в Народном те.

атре закончилось овацией

в честь президен

та Бенеша и в честь освободителя Чехосло.
вакии, друга славян маршала Сталина, Зал
горячо приветствовал советского ‘посла в

Чехословакии В. А. Зорина,

ЖЖ —Ф—щ—ы—«-

КА ОЧЕРЕДНОМ «ЧЕТВЕРГЕ» В РЕДАКЦИИ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

Вчера на очередном «четверге» в редак-
ции «Комсомольской правды» выступил пи-
сатель Лев Кассиль. Он прочитал свою но-
вую ‘повесть «Огнеопасный груз» и отрыеки
из воспоминаний о Маяковоком.

Недавно из поездки к морякам Дузай-
ской флотилии вернулась агитбригада- Глав-
ного политического упразления Boenno-
Морского Флота, Участники этой бригады
художник К. Дорохов и поэт С. Болотин
рассказали о своей поездке. В зале были
вывешены рисунки К. Дорохова, сделанные
им во. время пребывания в Югослазии и

олгарии. С. Болотин познакомил собрав:
шихся со своими переводами югославских
чешских, английских, американских и нор.
вежских народных песен (часть песен пере-

д 3-31-39;
пабем кора бочей молодёжир—

ведена им совместно с Т.
тию фортепиано
Г. Шиеерсон.

Во втором отделении вечера заслуженная
артистка РОФСР.Н. Рождественская исюл:
нила, романсы . Рубинштейна, Кюи, Метиея

и Ш

иополиял

Сикорской). Па}

ровал А. Бернар). Пманистка Нина Емель*

ноза сыграла
Рахманинова, Листя.

На «четвергс» присутствовали Героя С.

апорина на слоза Пушкина мы
произведения

Baaaxapen

о Союза Мария Смирнова‘ и Екате
рина Рябова, офицеры Красной Армии, ко»
сомольские активисты, студенты московский

вузов.

и пана пни пьнн ниша нинин ннннненнный

РЕДАКЦИОННА

иллюстрации — Д 3-30-00;

И ВТ RES TOTES PRR DFAT WF ROTM. ESTA ORBU YW Re emer re eye asaneerre ee eae a aU ALR
Тилография газеты «Правда» имени Сталина.

д 3-31-96;

Я КОЛЛЕГИЯ,
‘nea РЯ
бюро че

Изд. № 231.

комозито)