:

:

a

A

’ я на воде, чистая, строгая. равнодушная.: >

}

i

oy PAID. з
— Ты помнишь, как хоротпо было вчера

]

\. этому они и в глаза болтея смотреть, ты

+

Сегодня «Комсомольская правла»
деева «Молодая гвардия».
Это большое произведение,

начинает печатать новый роман А. Фа-

посвященное жизни и борьбе молодых героев-

краснодонцев, «Молодая гвардня» — роман о нашей жизни, о войне, о молодых
людях, современниках и участниках грозных событий, потрясших мир в послед-

ние годы.

Действующие лица ‘романа не являются точными портретами молодогвар-
дейцев. Но в Олеге Кошевом, Ульяне Громовой, Сергее Тюлениие, Любе Шевцовой
н других персонажах романа читатели узнают лучшие черты своих любимых

героев-краснодонцев.

Имена их стали священными для нашей молодежи, как

имена борцов, погибших за свободу своей Родины, за великое дело избавления

человечества от ига фашизма.

Вперед, заре навстречу!
Товарищи в борьбе!
Штыкама и картечью
проложим путь себе...
Чтоб труд владыкой мира стал
И всех в одну семью спаял, —
В бой, молодая гвардия
рабочих и крестьян!
Песня молодежи

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

— Нет. ты только посмотол, Валя, что
фто за чудо! Прелесть!.. Точно гзааяние, —
зно из какого чудесного матерьяла! Ведь она
уне мраморная, не’ алебастровая, 3 живая,
‘но какая холодная! И какая тонкая неж-
ная работа,— человеческие рука никогда
Ont тав не сумели. Смотри, как она покоит-

ЗА это ве отражение в воле, — даже трудно
еказать, какая из BAX прекраспей, —
‘а краска? Смотри, смотри, ведь опа не бе-
‘ая, то-есть она белал. но сколько‘ оттен-
ков желтоватых, розоватых, каких-то не-
бесных. а внутри с этой влагой она жем-
‘чужная, просто ослепительная, — у людей
таких и красок, и названий-то нет!..

Так говорила, высунувшись из ивового
куста, девушка с черными волнистыми ко-.
сами, в яркой белой кофточке и с. такими
прекрасными, раскрысзшимися от внезално
хлынувшего из них сильного света, 0о-
злакневшими черными глазами, что самз
он% походила на эту лилию, отразившуюся
в темной воде. :

— Нашла время любоваться, и чудная
ты, Уля, ей-богу! = отвечала ей лругая
девушка, Валя, вслед за ней высунувшая
на речку чуть скуластое и чуть курносень-
кое, но очень миловидное свежей своей мо-
полостью п добротой лицо. И пе взглянув
на лилию, беспокойно поискала взглялоу
ло берегу девушек, от которых они отбя-
mach: — Ay!,.

—- Ау!.. зу... уу! отозвались на раз-
ные голоса совсем рядом.

— Илите вюда!.. Уля нашла лилию,—
сказала’ Валя, любовно-насмешлиро взгля-
луд на подругу.

И в это время енова, как отзвуки даль-
лего грома. послышались перекаты орудай-
ных выстрелов-—оттуда, в северо-залада,
из-под Ворошиловграда. к

— Опять № ›. ‘

— Опять... беззвучно повторила Уля,
m свет, ©’ такой силой хлынувший из Глаз
чее, потух.

—  Неужто они войлут на этот pas!
Some мой! — оказала” Валя. — Помнишь,
как в прошлом году переживали?” И ве

обошлось! Но в прошлом году они не пол-
ходили так близко. Слышишь, Kak 0у-
дает?

Они помолчали. прислушались,

— Когда я слышу это и вижу небо,
wakoe ясное, вижу ветви деревьев, траву
од ногами; чувствую, как ее нагрело сол-
нышко, как она вкусно. пахнет, мне де-
Зовется так больно; словно все это уже ушло
‚мт меня навсегда, навсегда, — грудным,
_ POMAYIOUTAMCA толосом заговорила Уля.—
Нуша, кажется. так очерствела от этой
‚войны, ты уже приучила ее не допускать
в себя ничего. что может размягчить ее, и
вдруг прорвется такая любовь, такая жз-
`утость ко всему!.. Ты знаешь, Я ведь только
sede MOry говорить 00 этом.

Лица их среди листвы сошлись так
`ЯФлизко, что дыхания их смешивались, и они
 прямо глядели в глаза друг другу: y Вали
глаза были светлые, добрые, шифоко рас-
`Атавленные. они с покорностью и обожани-
‘Sem встречали вэгляд подруги, Ау Ули глаза
были большие. темнокарие, не глаза, А очи,
© длинными ресмицами, молочными белка-

ми, ‘черными таинственными  зрачками,
из самой. казалось, глубины которых сно-
ва струилея этот влажный сильный свет.

Дальние ^ гулкие ‘раскаты  орудийных
валпов. даже здесь, в ‘низине, у речки,
отдававшиеся легким дрожанием листвы.
BMH раз беспокойной тенью отражались
на липах девушек. Но все их душевные
CHUB были отданы тому, о YOM они гово-

в степи вечером, помнишь?— понизив 19-
Joc, спрашивала Уля.

—— Помню,— прошептала Валя. — Этот
закат. Помнишь? )

— Да, да... Ты знаешь, все ругают на-
ту степь, говорят, она скучная, рыжая, —
холмы да холмы. и будто она бестриют-
ная, д я люблю ее. Помню. когда нам еще

была злорова, она работает на баштане. а.

я, совсем еще маленькая, лежу себе на
сплне и гляжу высоко, высоко, думаю, ну
хак высоко я смогу смотреть в небо, нони-
маощь, в самую высочину? И мне вчера так
больно стало, когда мы смотрели на закат,
а потом на этих мокрых лошадей, пушки,
повозки, па раненых... брасноармейцы идут
зразбрют, такие измученные, запыленчые.
Я мруг с такой силой поняла, что это вй-
хакая не перегруппировка, а идет страмг-
Hoe, да. именно страшное отступление. По-
заметила? р
Валя колча кизнула головой,

о —_ И ными. краснодонские власти тоже
боятся в глаза смотреть, — все притворя-
ются, бузто начего не происходит. а пикто
Be говорит, что же нам-то делать? Я как
посмотрела на степь, где мы столько пес?’
спели, да па этот зажат, и еле слезы слег
mana. A tH часто видела, чтобы я плака-
за? А помнишь. когда стало темнеть?.. Эти,
всё плут, идут в сумерках, и все время
этот гул. вопышки на горизонте и заре-
BO, — олжио быть, в Ровеньках, — И 81
кат такой тяжелый, багровый. Ты. знаепть,
я ничего не боюсь на свете, я не б010сь ни-
какой борьбы, трудностей, мучений, по
если бы кто-нибудь нам сказал — ты лол-
жа делать то-то, т0-т0, а то никто ничего
He 3HacT, HW эта безвестность очень мучает...
Что-то грозное пависло над нашими душа

“WTO ‘Thi! © й ;

MH, — сказала Уля, и мрачный тусклый
огонь позолотил её очи.

№ вель как мы хорошо жили, ведь
правла. Улечка? — сказала Валя с зы-
ступившями на глаза слезами,

— Как хорошо могли бы жить все люли
на свете, если бы они только захотели, если
бы ни только понимали! — сказала
Yaa— Но что же делать, что же делать!
совсем другим, детским голоском нараспев
сказала она, и в глазах ее заблестело озер-
ное выражение.

+ Ona быстро сбросила туфли, надетые на

бесую ногу, и, нодхватив в узкую загорелую
жменю полол темной юбки, омело вошла в
воду. ;

— Девочки, — лилия!.. — воскликну-
ла выскочившая из кустов тоненькая п
тибкая, как тростина, девушка © мальчи-
шескими отчаянными глазами. — Her, чур
моя! — взвизгнула она и, резким движе-
нием полхватив 0беими руками юбку,
блеснув смуглыми босыми ногами, прыгну-
ла в воду, обдав и себя и Улю веером ян-
тарных брызг. — Ой, да ‘тут глубоко! —
со смехом сказала она. провалившиеь 0д-
ной ногой в водоросли и пятясь.

Девушки — их было еще шестеро —
с шуиным говором высыпали на берег. Все
они, как и Уля и Валя и только что впрыс-
нувшая в воду тоненькая девушка Саша,
были в коротких юбках, в простеньких
кофтах. Донецкие каленые ветра и палящее

солнце, будто нарочно, чтобы оттенить. фя-

зическую природу каждой из девушек,
У той позолотили, у другой посмуглили, a
у мной прокалили, как в огненной купели,
руки и ноги. лицо и шею до самых лопз-
ток.
Как все девушки на свете, когда их c0-
бирзется больше двух, они говорили, не
слушая друг друга, так тромко, отчаянно,
на таких прелельно высоких, визжалиях
нотах, будто все, что они говориля. было
выражением уже самой последней крайно-
сти и пало было, чтобы это знал, слышал
весь белый свет.

— ...Он с парашютом ситавух, ей-
богу! Такой славненький,  вучерявенький,
беленький, глазки, как пуговички!

— А яб не могла сестрой. право слово,
я кровл ужас как боюсь!

— Ла неужо ж нас бросят, как ты мо-
жешь так говорить, да быть того не может!
(й, какая лилия!

— Майечка. цытаночка, а если бросат?

— Сиотри — Сашка-то, Сашка-то, вот
зараза! ;

+= Tar yx

сразу и влюбиться, что ты,

— Улька, чудик, куда ты полезла
. — Еще утонете. скаженные!.. у

Они говорили-на том характерном 310
Донбасса смешанном грубоватом наречии,
которое образовалось от скрещения языка
центральных русоких губерний с украин-
ским народным TOBOPOM, донским казачьим
диалектом и разговорной манерой азовокях
портовых городов — Мариуполя, Таганрога,
Ростова-на-Дону. Но как бы ни говорили.
девушки по всему белу свету. все стзяо-
витея милым в их устах,

— Улечка, и на кой ляд она тебе еда-
лась. золотко мое? — говорила Валя, бес-
покойно глядя добрыми широко расставлен-
выми глазами, как уже не только загоре-
лые икры, но и белые круглые колени по-
други ушли под воду. 5

Осторожно нащупывая поросшее водо-
рюслями дно одной ногой и выше подобрав
подол, так что видны стали края ee чер-
ных птанишек, Уля сделала еще шаг и,
сильно перегнув выбокий стройный став,
свободной рукой подценила лилию. Олла
HO тяжелых черных Koc ¢ пушистым
расплетенным концом опрокинулаеь в BOLY
и поплыла, но в это мгновение Уля eset
последнее, одними пальизми, усилие и
вылернула лилию вместе с длинным-длиз-
ным . стеблем.

— Молодец, Улька! Своим поступком ты
вполне заслужила звание героя союза... Не
веего Советекого Союза. а, скажем, ьызшего
слюза неприкаянных ливчат 6 рудняка
Первомайки! — стол по икры в воде и TA-
раща на подругу округдившиеся мальчише-

KBUTOK! -— и она, зажав между колен
юбку. стоими ловкими тонкими пальцами
вправила лилию в черные, крупные, выю-
щиеся по вискам и в косах улины волу-
сы. — Ой, как идет тебе, аж завидки 06-
рут!.. Обожди. — вдруг сказала она, пол-
пяв голову и прислушиваясь. — Crpederca
тле-то... Слышите, девочки? Вот прокля-
тый!..

Саша и Уля быстро вылезли на берег.

Все девушки, подняв головы, прислушя-
‘вались к прерывистому, то тонкому, оси-
ному, то ‘низкому, урчащему рокоту, стз-
раясь разглядеть самолет в раюкаленном
добела воздухе.

— Не один, & целых toa!

— Tze, где?’ Я ничего не вижу...

— Я тоже не вижу, я по звуку слышу...

Вибрирующие звуки моторов то сливз-
лись в одно нависающее грозное гуденье,
то распадались на отдельные, пронзитель-
пые или низкие, рокочущие звукя. Само-
леты гудели ужо где-то над самой головой,
н, хотя их не было видно, точно. черная
тень от их крыльев прошла по лицам ле-
вушек:

— Лозжно быть, на Каменск полетели,
переправу бомбить...

— Или на Миллерово.

—^ (Скажешь — на Миллерово! Миллз-
рово сдали. разве не слыхаяа сводку вчера?
Вее одно. бои идут южнее.

— Что же нам делать, дивчата?

Говорили девушки; снова невольно при-
слушиваясь к раскатам дальней артилле-
рийской стрельбы, которая. казалось, пи
близалась к ним.

fiat um тяжела и ви страшна ВОЙНА,
какие бы жестокие потери и страданил ня
несла она людям, юность с 66 здоровьем и
радостью жизни, с 66 наивным добрым
эгоизмом, любовью и мечтами о будущем
не хочет и не умеет за общей опасноетью
и страданием видеть опасность и страдание

—

доне. .

взгляда разгадывали типы танков -— He

ские карие глаза, говорила Саша. — Давай

Александр ФАДЕЕВ_

для себя, пока они не нагрянут и не нару-
Mat ее счастливой походки,

Уля Громова. Валя Филатова, Салма
Бондарева ий Bee остальные девушки толь-
ко этой весной окончили школу-десятя-
детку на руднике Первомайском,

Окончание школы-—это немаловажное со-
бытие ь жизни молодого человека, а окон-
чание школы в дни войны — это событие
совеем особенное,

Все прошлое лето. когда началась вой
Ha, школьники старших ‘классов. мальчи-
ки и девочки, как их все еще звали, р1б0-
тали г прилегающих к городу Краснолояу
колхозах п совхозах, на шахтах, на пароео-
зостроительном заводе в Ворошиловграде, &
некоторые ездили лаже на Сталинградский
тракторный, делавший теперь танки.

Осенью немцы вторглись в Донбасс. за-
няли Таганрог и Ростов-на-Дону. Одна
Ворошиловградекая область еще оставалась
свободной из всей Украины, и власть из
Киева. отступавшая с частями армии, ие-
решла в Ворониловград, а областные учре-
ждения Ворошиловтрала и Сталино, бывшей
Юзовкя, расположились теперь в Краено-

До глубокой осени, пока устанавлявалел
фронт на юге, люди из занимаемых немца-
ми районов Донбасса все шли и ‘шли
черз Краснодон, месяо рыжую грязь по
улицам, и, казалось, грязи становится все
больше и больше ет того, что люди нанозят
ee со степи на своих чоботах. Школьники
совсех было приготовались к эвакуации в
Озратовскую область вместе со своей шко-
лой. но эвакуацию отменили. Немцы было
задержаны далеко за Ворошиловградом,
Ростов-на-Дону У немцев отбили, а зимой
пеицы понееля поражение. под Москвой, иа-
чалось настумление Красной Армии, и вве
нздеялись, что все ещё обойдется.

Школьники правыкли 5 тому, чго в их
уютных квартирах, в стандартных, камен-
ых, под этернитными крышами домиках в
Краснолоне ‘и в хутореких избах «Перво-
майки» и даже в глиняных мазанках на
«Шанхае» — в этих маленьких квартир -
ках. казавшихея. в первые недели войны
OMYCTeBIIAMA оттого. что ушел. на’ фронт
отец или брат, теперь живут, ночуют, ме-
няются чужие люди — работники приш-
лых учреждений, бойцы и командиры став-
ших на’ постой пли проходивших на фронт
частей Красной Армии. —

Они научились ‘распознавать все роды
войск. воинские звания, влды оружия,
марки мотоциклов, трузовых и легковых
мапин. своих и трофейных, и с первого

только тогда, когда танки тяжело отлыхз-
ли где-нибудь сбоку улицы, под прикры-
тием тополей, в мареве струящегося от. 5ро-
ни Гаскаленного воздуха, а и когда, пэ-
добно грому, катились по пыльному Во-
рошиловградекому шоссе и когда букбовали
по осенним, расползшимся, и по зямним,
заснеженным, военным шляхам на запад.

Они уже не только по обличью, а и по
звуку различали свой и немецкие самоде-
ты. различали их и в пылающем от солн-
ца, и в красном от пыли, и. в звездном, и в
черном, несущемся вихрем, как сажа в аду,
донецком небе, :

— Это наши «лаги» (или «мити», пли’
чяки»). — говорили они спокойно.

— Вон, «мессера» пошли!.,

— Это «Ю-87» пошли п
пебрежно говорили они.

Они привывли в ночным дежурствам ло
отряду ПВХО, дежурствам с противогавом.
через плечо, на шахтах, на крышах школ,
больниц, и уже не’ содротались сердцем,
‘когда возлух сотрясалея от дальней боу-
бежки и лучи прожекторов, Kak CARH,
сврещивались вдали, в ночном небе пад
Ворошиловгралом. и зарева пожаров  вста-
вали то там; то здесь по горизонту; в.
когда вражеские пикировщики срехя бела’
дня, внезатно вывернувшись из глубины
небес, с воем обрушивали Ффугаски Ha TA-
нувшиеся далеко в степи колонны грузо-
виков. & потом долго еше били из пушек
и пулеметов вдоль по шоссе, от которого
в 00e стороны, как распоротая глисоером.
Bola, разбегались бойцы и кони.

Они полюбили дальний путь на колхоз-
ные поля, песни во весь голое Ha ветру’
с грузовиков в степи, летнюю страху среди
необ’ятных пшевиц. изнемогающих под тя-
жестью зерна. задущевные разговоры в.
внезытный смех в ночной тиши, где-набуль
в овсяной полове, и долгие бессонные ночи
на крыше, когда горячая ладонь девушкя,
не шелохнувшись,) и ча6, и два, я три
покоится в шершавой руке юноши, п утрен-
няя заря занимается над бледными холма-
MH, и роса блестит на серовато-розовых
этернитных крышах, на красных помидорах
и капает со свернувшихся желтеньких,
Kak цветы мимозы, осенних листочков акз-
ций прямо на землю в палисаднике, и пах-
He? загнивающими в сырой земле коралил
отвянувших цветов, дымом дальних 10ж%-
ров. и петух кричит таж, будто ничего па
случилось...

И вот этой весной они окончили ико-
лу, простилиеь со своими учителями и .орга-
низациями, и война, точно она их ждала,
глянула им прямо в очи. :

`93 июня наши войска отошли на Харь-
ковском направлении. 2 июля. завязались
бои на Белгородеком и Волчанском наттрая-
лениях с перешедигим в наступление пм-
тявником, А 3 июля, как гром, разрази-
лось сообщение по радио, что намима
войсками после  семимесячной’ обороны
‘оставлен город. Севастополь.

Старый Оскол, Россошь,  Кантемировка,
бой западнее Воронежа, бои на подступах
в Воронежу, 12 июля — Лисичанок.
вхруг хлынули через Краснодон наши от-
ступающие части,

Лисичанск — это было уже совсем ря-
дом. Лисичанск — это значило, что завтро
в Ворошиловграл, а послезавтра — сюда,
в Краснодон и Первомайку, на знакомые до
каждой травинки улочки с пыльными жас-
минами и сиренями, выпирающими из’ па-
лисалников. в дедов садочек с ‘яблонями и
в прохладную, с закрытыми от солнца ста-
венками хату, где еще висит на гвозле
направо от дверей шахтерская куртка тра,
как ом ее сам повесил, придя с работы,
перрх тем, как итти в военкомат, в хату, где
материнские теплые, в жилочках руЕи вы-
мыли хо блеска каЖлую половицу и полили
китайскую розу на подоконнике, и наброся-
ли на стол пахнущую свежестью сурового
полотна  пветастую  скатертку, — малет
войти, войдет немец!

(Продолжение следует)

Ростов, —

началом спектакля
нительница
тарь комсомольской организации и началь-
ник клуба М. Клавдиева—шюпотом повторя-
ла текст. У Коринкиной (диэтсестра 3. Госсе)
от волнения пропал голос, Галчиха. (завез
дующая канцелярией Покровская) уверяла
художника спектакля — кавалера шести ор-
денов сержанта Платонова, что у нее «обя-

Вызов криворожщее
принят

— 4
$

®

Дать в 1945 году 150 тысяч тонн угля
сверх плана — обязательство
моподых шахтеров

ОТАЛИНО, 7 апреля. (Наш порр.).
ще до войны боревновалась молодежь
двух бассейнов — Донбасса и Криво-
рожья. Недавно из Кривого Рога в Дон-
dace прибыла делегация, в котозую во-
пи знатные горняки Иван Стадник,
Баля Егорова и. др. :

В честь приезда кряворожцев молодые
тахтеры стали на стахановскую вахту.
Накануне бригада Марии Гритутиной
выполнила норму на 430 процентов, а
сама Гришутина — на 910 процентов.

Вызов криворожнев молодые горняки
комбината «Сталинуголь» приняли ©
под’емом. От имени шахтерской молоде-
жи Сталинской области договор подписа-
ли Иван Загребной, Мария Гришутина,
Григорий Сериков, Виктор Пряхин и др.
Молодые горняки Кривого Рога обязались
10 1 мая дать сверх плана 10.000 тонн
руды, создать дополнительно 220 моло-
дежных бригад. Молодые шахтеры Ста-
линской области обязались к 1 мая дать
сверх плана 30.000 тонн угля, а к кон-
цу года 150.000 тонн. Кроме этого,
12.000 молодых рабочих будут обучены
велущим профессиям.

Во время пребывания криворожцев
бригады Марии Гоишутиной и Нади Его-
ровой заключили между собой договор
на соревнование. Гришутина обязалась
выполнить план Ba 180 процентов, а
{lara Егорова — на 200 процентов.

Мария Гришутина свои обязательства
с честью выполняет. На-днях она уста-
новила новый рекорд, выполнив за одну
смену 15 норм.

a ——

_ Спектакль
в зоспитале

где на-

В Московском эвакогоспитале,
службы

чальником майор медицинской

С. Я. Шютте, местный драмкружок при уча-
стий выздоравливающих раненых поставил
спектакль «Без вины виноватые» А. Остров-

ского.
Постановщик спектакля, молодой развел-
чик-лейтенант. С. Седов, в последний раз

проверил мизансцены с Незнамовым, кото”

рого играл гвардии лейтенант В. Власов.
Двадцатитрехлетний майор А. Эзерин,

фронтовик с 1941 года, сражавшийся еще в
отрядах легендарного Доватора и прибыв-

щий в госпиталь после жарких боев в Прус-

сии, тренировался ‘в искусстве носить
щилиндр Мурова.
Актрисы, сотрудницы госпиталя, перед

волновались. ШИспол-
роли  Кручининой — секре-

зательно ничего не выйдет». Наконец спек-

такль начался. В зрительном зале воцари-

лась тишина, —
Когда ‘со сцены зазвучали слова’ пьесы

Островского, можно было не опасаться за

успех спектакля. Недостающее мастерство
зосполняла искренность. Увлеченные зрите-
ли реагировали горячо, бурно ободряя ис-

полнителей.

Кончилея ‘спектакль. Отгремели аплодис-
менты. Раненые неохотно разошлись по
палатам и долго еще делились впечатле-

м Е. ПЯТАКОВА.
—_- ,

Молодые композиторы
Киева Е

КИЕВ, 7 апреля. (Наш. корр.). В Союзе
советских композиторов Украины состоялась

творческая встреча молодых композиторов’
Киева с лауреатом Сталинской премии ком-

позитором Ю. А. Шапориным. ›*.

Студенты Киевской консерватории Юдифь
Рожавская, Николай Дремлюга и Анатолий
Коломиец ‘выступили со своими ‘произведе-
ниями. Ю. Рожавская исполнила несколько
вокальных произведений, И. Дремлюга—три
части из «Весенней сюиты», Анатолий
Коломиец познакомил собравшихся с укра-
инскими народными песнями в своей обра-
ботке.

Юрий Александрович  Шапорин отметил
успехи молодых композиторов и дал творче-
ские советы.

ВСТРЕЧА @ ПАРТИЗАНОМ

В клубе инженерно-техниче-
ских работников Днепростроя
состоялся‘ традищионный вечер
молодежи, на котором партизан
М. Андросов рассказал 0 60°-
вых делах дважды Героя Co-
ветского Союза Ковпака.

ТРУДОВОЙ УСПЕХ
ТОКАРЯ БЕЛКИНА

У станка токаря механиче-
ского завода Белкина лежит
груда роликов Реже. Только 3a
первую половину дня оси 0б-
точил их втрое больше, чем по-
лагается по норме. Качество
роликов отличное.

участках

CKH.

Школы

` простыни... Тускло

ка, главного электрика, желаз-
нодорожного транспорта,

Днепрогэса начинают
работать курсы по повышению
квалификации. Молодые кол-

В отделах главного механи-
на

_ АНСАМБЛЬ ПЕСНИ
° И ПЛЯСНИ

`В клубе инженерно-техниче-.
ских работников Днепростроя
состоялось первое занятие ан-
самбля русской песни и) пля-

ПЕРЕД. ЭКЗАМЕНАМИ

Правого и Левого берегов пе-
реживают сейчас напряженные
дни: плотники, бетонщики, сле-
сари — слушатели школ — го-
товятся к экзаменам.

Восемнадцалилетний  помощ-
ник мапиниста Александр Га-
линский — один из самых ак-
тивных читателей клубной биб-
лиотеки. За три месяца он прэ-
чел более двадцати книг, в том

Помошники

Марии’ Максимовны

Be

Пионерки 6-й средней женской школы г. Тулы — частые гостьи в доме матера-
героини Марии Максимовны РЫЖКОВОЙ. Семь сыновей Марии Максимовны
сражаются на фронтах Отечественной войны. Девочки помогают ей по хозяйству,

пишут под ее диктовку письма на фронт, читают ей

книги. о
Фото П. ЛИСЕНКИНА. (ТАСО).

CKRYUMbIM ДОМ

‚ Почему комсомольские работники гор. Фрунзе
забыли дорогу в общежития молодежи?

— Было это в 6 часов вечера после
войны, — начал Алекеандо Семенов.— Па-
рень из нашего города Фрунзе, вернувший-
ея с фронта, встретился с Антошей РыбЕн-
НЫМ...

И Саша, ховольно улыбаясь, отлядел
слушателей, Его иморсвизация явно нра-
вилась ребятам, Семенов сочиних целый
рассказ, тде мелькали имена героев изве-
етных кинокартин, литературных произве-
permit. Когда Александр кончил, его

дружно похвалили все слушатели.

— Молодец, Шурик! И откуда это у =е-
бя берется...

—  0г скуки до всего додумаешься.

‚ — Верно, — поддержал его Василий Гз-
лимов.—- Скучно мы здесь живем...

Галимову 17 лот. На заводе он уже два
года. Считается отличным елесарем-регули-
ровшиком, зарабатывает по 1.200 рублей
в месяц. Работа ему по душе. Старые рабо-
чиё и мастера зовут его по имени-отчеству.
Серьезный, фаботящий юноша пользуется
уважением среди товарищей.

Но вот окончился рабочий день. Пора
уходить из цеха, но не хочется возвра-
щаться во холодный барак. Неприглядно
Здесь: грязный земляной пол, засаленные
олеяла, давно  нестиранные наволочки п
горит единственная
лампочка, свет ев не достигает даже сере-
дины комнаты.

Не один Василий Галимов ощущает то-
ску по чистоте, уюту, хорошему отдыху:
У соседа по койке 16-летнего Георгия Ce-
рафимова, воспитанника детского дома, в
живых нет ни одного родственника. До-
мхом стало для него общежитие. И для дру-
тих юной, живущих уже. многие -меся-
цы в разлуке с семьей, этот барак стал их
вторым домом, Но как мало его обстановка
‘напоминает JOMANIHION...

Иногда вобщежитие забегает воспитатель-
ница Райхман, но это случается так редко,
что многие жильцы забыли о ее существо-
вании, никто не знает даже’ ее фамилии.
Ребята наперебой просят ee рассказать о
боях с немпами, о маршалах Советокого
Сотоза, о русских писателях.

— Читайте газеты, я вам не энцикло-
педня— обрывает вопросы Райхман.

— Дайте газету.

— Нету. -

=—— Тогда дайте Rar.

— Покупайте сами.

Так заканчивается разговор. Радио в
Южном поселке, где расположено свыше
десяти общежитий, вет, Новости передают-

ся нередко в искаженном виде. Газеты не
выписаны. Библиотечка растеряна.
Партком инетрументального завода при-
крепил общежития к цехам. Но многие
пачальники, пафторги и комборги цехов
решили, что хватит © них того, что они

изредка сделают официальный визит в бара-.

EM, PIO живет молодежь.

Секретарь Пролетарского райкома ком-
сомола т. Ковалевский на всех конферен-
циях и совещаниях неизменно твердит:
«Наш райком боевой; рабочий». Кроме это-
го, надо полагать, общеизвестного факта,
оно своем районе, пожалуй, немного знает.
В общежитиях инструментального завода,
мясокомбината, станции Пипечек, завода

‘имени Фрунзе он не бывал. Ему невтомек, .
как живут молодые рабочие предприятий”

района,

0 чем бы ни сообщили Поволевскому, он
отвечает: «Знаю, занимался», хотя допод-
линно известно, что он 06 этом слышит
внервые.

—- Молодежь Южного: поселка вынуж-
дена сама стирать белье, прачечная не
справляется,

— Слышал! Занималел, ничето не вы-
шло.

Страна заботится о своем молодом поко-

лении, выделяет специальные ередетва и.

фонды для молодежи. Но начальник адми-
нистративно-хозяйственного отдела инстру-
ментального завода тов. Олейник, КоГда
к нему приходят. ев просьбой выделить
талоны на промышленные товары для моло-
дых рабочих, неизменно. отвечает: «Для
них талонов нет. Пусть  поработают,
поучатся, тогда получат». Рею зиму он

держит обнежития без топлива, для эко-

цомии мыла распорядилея пореже стирать
белье.

Неужели пельзя найти управу на Олей-
пика? Разве бюро райкома комсомола не
обязано встать на защиту прав молодежи?
На чиновников можно найти управу в рай-
коме партии, прокуратуре, у директора за-
веда тов. Тарасенко.

В городе Фрунзе — столице Виргизин —
живет немало известных: ученых, инжене-
ров, врачей, учителей. Общежития могли

бы стать центром культурной и воепита-.

тельной работы среди молодежи. В сожа-
лению, комсомольские организации этого не
понимают. дни не проявляют элементарной
заботы о быте молодых рабочих,

М: МЕНЬШИКОВ.
гор. Фрунзе, Киргизия.

”. НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ДЛЯ
НАБЛЮДЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО ЗАТМЕНИЯ

ЛЕНИНГРАД, 7 анреля. (ТАСС). Пул-
ковская обсерватория посылает’ научную
экспедицию в район Сортавала. Здесь луч-
шее место для наблюдения полного солнет-
ного затмения, которое произойдет 9 июля
1945 года. В ближайшие дни. начнется вы-
бор наблюдательных площадок.

Заместитель начальника экспедиции про-
фессор А. В. Марков сообщил:

— В задачи нашей экспедиции входит
изучение внешней оболочки солнца, так На-
зываемой солнечной короны, наблюдать ко-
лорую можно только во время полного сол-
нечного затмения.

В экспедиции принимают участие. крул-
нейние содетские ученые.

ХУ

станции.

Бригада Марии

рабочей молодежи

ТАК РАБОТАЛИ
КОЛХОЗЕИЦЫ

Кириченко
приехала на помощь восстано-
вигелям Днепрогэса из колхоз+
имени Кагановича Ново-Злато-
польского района. Бригада ло-
билась самой высокой

`ботки в районе. Она давала за
смену до 350 процентов задания.

_ ‚Девять молодых колхозниц
сделали за восемь дней пребы:
вания на Днепрострое столько,
сколько должны были сделать

по норме 184 человека.

В ДРУЖБЕ С КНИГОЙ

числе «Дело  Артамоновых»,
«Избранные рассказы» и «По-
следние рассказы» Горького,
«Чапаев» Фурманова, рассказы
`Короленко, избранные
  творения и поэмы Пушкина.

СЛЕТ ЮНЫХ ОХОТНИКОВ _

_В городе Аша Челябинской области со-
стоялся районный слет юных охотников.
Среди участников слета — две девушки:
Мария Любимова и Александра Емалты-
нова. Это отличные охотники, они сдали
государству более чем на две тысячи руб-
лей пушнины каждая.

Восемь лучших юных охотников народ-
ный комиссар земледелия СССР наградил
значками. «Отличник  социалистического
сельского хозяйства».

Участннки слета обязались 10 ‘процен-
тов” стоимости сданной пушнины отчис-
лить в фонд помощи детям фронтовиков.
Сни‘призывают всех юных охотников стра-
ны последовать их примеру.

А. ВАСИЛЬЕВ. .

ОНИ УЧАТСЯ MACTEPCTBY, ЧЕТЫРЕ НОРМЫ В СМЕНУ

хозники, приехавшие на восста-
новление Днепрогэса, получаг
здесь специальность бетонша-
‘ка, машиниста крана, электря-
ка, монтажника, дежурного по

Бригада гидромонтажников
Баринова и Михайленко, рабэ-

тины, добилась рекордной вы-
работки. За смену она подняла
два изита, выполнив. злание на
409’ процентов.

У ФЯЗКУЛЬТУРНИКОВ

В просторном помещении на
Левом берегу заканзиваются
отделочные работы. Здесь ско-
ро откроется спортивный зал.

Летом на Днепрострое бу-
дуг открыты стадион и водная

выра
станция.

стихо-

тающая на под’еме щитов пло-.