`имела ни ясного плана, ни тверлой цели в

‚армию. То ее преследовала тайная мечта

Александр ФАДЕЕВ

С той поры, как была пущена в ход са-
мал крупная в районе шахта № 1-бие, за-
ложенная как раз между хутором Сороки-
вым и бывшим поселком Ярманкиным, го-
фед Враснохон снова стал разрасталься в
сторону хутора Сорокина и почти слился
с ним. Так хутор Сорокин, давно уже срос-
пийся с соседними, более мелкими хуто-
рами, превратилея в поселок Первомай-
ский — один из районов города.

От других районов города его отличало
ТОлько TO, что здесь большинство жилых
домиков осталось от прежних казачьих ху-
TOpOB,— это были собственные домики,
каждый на свой манер, —и среди населения
здесь попрежнему было много казаков, ра-
ботавигих не на шахтах, а в степи, сеяв-
ших хлеб и об’единившихся в несколько
колхозов. :

Елва Уля вышла на воротшиловгралское
шоссе, по которому в направлении Ha BO-
сток попрежнему хвигалея почти сплошной
поток воинских частей. маптин, беженцев,
ках почти нал самой головой, ревя мотора-
ми, олин за другим прошли три неменких
пикировщика. Толпа ‘бойцов и беженцев,
Таздвоивигиеь, хлынула в 0бе стороны шос-
се. —то бросилея ничком в канаву, кто
привалился к завзлинке дома или прижалея
6 стенке.

Уля. которую «ва не сшибли © ног,
мрачно проводила глазами этих раскрашен-
ных птип с черной свастикой на распла-
станных крыльях, летевших так низко,
что, казалось, они обдали ее ветром. Цики-
ровшики уже где-то за городом дали не-
сколько коротких пулеметных очередей по
10ссе и скрылись в режушщем глаза от сод-
нечного блеска воздухе. H только через не-
сколько минут послышались вдали глухие
взрывы — должно быть, пикировииики бом-
били переправу на Понце. Г

В поселке Первомайском все ходуном-х.
дило. Навстречу Уле неслись подводы, бе-
жали целые семьи. Она знала всех этих
людей, как и они знали ее, но никто He
смотрел на нее, не заговаривал © ней.

И самым неожиданным впечатлением бы-
ло впечатление от Зинамлы  Выриковой,
гямназистви, которзя е невыразимо испу-
ганным лицом сидела среди двух женщин
на возу, заваленном ящиками, узлами, ку-
лями с мукой, и какой-то дел в картузе,
овесив на бок белые сапоги в муке, конпа-
ми вожжей изо всей силы хлестал клячон-
кл, тщетно пытаясь поднять ее в гору на
галоп. Несмотря на неимоверную жару. Вы-
рикова была в драповом коричневом паль-
то, но без платка и шляпки, и поверх дра-
пового жесткого воротника попрежнему в9-
инственно торчали вперед ее косицы.

Томик ротителей Ули Громовой был рас-
положен в низине. на хальней окраине по
селка,— раньше это был хутор Гаврилов, и
домик этот был старым казачьим домиком.

Отел Ульяны Матвей Максимович Гро-
мов был родом украинен из Полтавской гу-
бернии и с малых лет ходил с отцом на за-
работки в Юзовку. Был он роелым, силь-
ным, красивым и отважным парнем © ни-
спадающими русыми кудрями, кольцами за-
вивавшимиея по низу, славился, как силач-
забойщих, и его любили девушки. И не
было ничего удивительного в том, что, по-
Пав в ЭТИ козя на заработки в те самые,
казавшиеся Уле библейскими времена, ко-
гла здесь открылись первые шахтенки, он
нленил Матрену Савельевну, бывшую тогда
еще маленькой черноглазой казачкой Матре-
шей.с хутора Гаврилова.

В руеско-японекую войну он елужил в
8-м Московском гренадероком полку, несть
раз был ранен, тва раза тяжело. имел мно-
To наград и последнюю — 3a спасение зна-
мени своего гренадерского полка — CBATO-
го Георгия. :

С той поры здоровье его сдало. Некото-
рее время он еще работал на малых шах-
тенках, & потом стал служить при шахте
кучером, ла так и осел злесь на хуторе
Гаврилове, поеле бродячей евоей жизни, в
домике, лоставшемся Матреше в приданое.

Едва Уля взялаеь за калитку родного до-
MA, силы оставили ее. Уля любила мать и
отца, и, как это бывает в юности, она ве
то что не думала, а не могла предетавить
себе, что в самом деле придет такая минута
жизни, когда нало будет самостоятельно
ретать свою судьбу отдельно от семьи. И
вот эта минута пришла.

Уля знала, что ве мать и отеп слишком
привязаны к своему дому и слишком стары
и больны. чтобы репгиться на уход из 19-
му. Сын был в армии, а Уля была девушка
653 определившегося пути в жизни, человек
без должности и не могла взять их на свое
попечение. А у другой хочери, много стар-
ше Ули. бывшей замужем за служащим
шахтоуправления. человеком уже жилым,
жившим в их семье, —у этой старшей 1о-

чери были свой тети, и она не решалась Ha

уход из дому И все они уже давно репгили,
что бы там ни случилось, никуда не ухо-
дить в родного места.

~ Олна Уля до этой вот крайней минуты не

душе своей. Ей все казалось, что ею д0л-
жны распорялиться другие. То ей хотелось
уйти в армию, обязательно в авиацию, й
онз писала письма брату, который служил
техником в одной из авиационных Частей.
‘не поможет ли он ей поступить в летную
школу. Иногда ей казалось, что проще’ все-
то было бы пойти на курсы медицинских
светер, как сделали некоторые из краено-
донских левушек.— таким путем она могла
бы очень скоро попасть в Действующую

‘уйти в партизанекое подполье, в места, за-
нятые врагом. То вдруг ею овладевала та-
‘кая жажда учиться, учиться дальше! Вель
`война не вечна, вот кончится она, Hato бу-
‘дет жить. трудиться, и кзк еще нужны бу-
‘дут люди, знающие хело,— она ведь очень
скоро может стать инженером или учите:
лем. Но так никто и не распорядился ее
‘сутьбой, и вот подошло время, когда она
‘толжна отворить калитку и...

“Tyr только она почувствовала, как
стралтно может обернуться жизнь. Она 10л-
на бросить мать, отца врагу на поругание
`и_одна ринуться в этот неизвестный и
страшный мир лишений, скитаний, борь-
бы.. Она почуветвовала такую слабость в
коленях, что едва не опустилась на. землю.

Продолжение. См. «Комсомольскую прат®
ду» №№ 83, 84 а 85

свои мальчишеские интересы, а в старших

боится девочек. И, правда, когда он ветре-
чалея в Улей. да и не только с Улей, где-
нибудь на улице или на квартире, он так
терялся, что ame не успевал поздоровать-

Ах, если бы она могла ‘залезть сейчас в
эту маленькую обжитую халку, закрыть
ставни, упасть в свою девичью постель и
ТЗЕ вот лежать тихо-тихо и ничего не ре-
шать! Кому какое дело до черкенькой де.
вочки Ули  Вот так вот забраться в по-
стель, поджать ноги и жить среди близких,
любящих людей и — будь, что будет... Да
пл что оно будет, и когда оно будет, и долго
ли оно будет? А может быть это не так
уже страшно?

Но в то же мгновение она содрогнулаеь
эт унижения гордости, унижения от самой
возможности хопушения такого выхода. Да
и но было времени выбирать: к ней
уже бежала мать навстречу. Какая сила
подняла ее с постели! За матерью шли отец,
сестра, муж сестры, бежали ребятишки. е-
чать необыкновенного волнения лежала на
всех лицах, & маленький племянник пла-
Rad,

— Вуда х ты запропала, доню моя? Те-
бя ж с самой зари найти не могут. Беги
скорей до Анатолия, коли он не уехал, бе-
ги, доню!-— говорила мать, и слезы. кото-
рых она даже не пыталаеь убрать, кати-
лись по ее загорелым. бледным. морщини
стым щекам.

Мать ее все еще была чернява, хоть и
стара и начала тнуться к земле.
Черные глаза у нее были красивые,
как y большой дикой птицы, хотя сама
она была маленькая. Й характером она
была сильная и умная, — дочери и старый
Матвей Максимович слушались ее. Но вот
пришел час, когда дочь сама должна была
решить за себя, и силы матери надломи-
лись.

— Вю искал? Анатолий? — быстро спро-
сила Уля.

— Та с райкому шукали,—стоя позади
матери с тяжело опущенными большими
руками. говорил отец.

Как он был уже стар! Спереди он почти
совсем облысел, только на затылке да на
висках еще остались следы былых кудрей,
они все еше завивались кольчиками, но В
пренадерских рыжеватых усах ето было
уже столько седины, и шетина на лице бы
ла седоватая, и нос совсем сизый, и кирпич-
вого пвета лицо его, лицо солдата, было
все в моршинах.

—щ Беги, беги, доню,—повторяла мать, —
обожди, я Анатолия скличу! — И она, ма-
ленькая, старая, побежала между грядок
К соседям, Поповым, сын которых Анато-

`лий вместе с Улей окончил в этом году

Первомайскую школу.
Да ложитесь же вы, мама, я сама!

Уля бросилась за матерью, но та уже 6e-
жала вишенником вниз, и они побежали
вместе, старая и молодая.

Усальбы Громовых и Поповых граничи-
ли садами. полого епускавшимиея в пере-
сохшую балочку, по самому дну которой
пролегала граница— плетень. Но хотя они
всю жизнь были соседями, Уля никогха
не вилалась с Анатолием помимо школы да
комсомольских собраний, где он часто вы:
ступал с докладами. В детстве у него были

классах нал ним подтрунивали, будто ов

ся, а если злорювалея, краснел так, что лю-

бую чевочку вгонял в краску. 06 этом ле-

вочки: иногда говорили межлу собой и под-
смейвались над Анатолием. Но все-таки Уля
уважала его; он был такой начитанный,
умный, замкнутый, любил те же стихи, что
и Уля. собирал жуков и бабочек, минералы
ий гербарии.

— Таисья Прокофьевна! Таисья Про-
кофъевна!—кричала мать, перегнувшиеь

через низенький плетень в садик соседей. —
Толечка! Уля пришла...

Где-то на той стороне вверху, невидная
за теревьями, отозвалась тоненьким голо-
оком сестренка Анатолия. Й вот он уже сам
бежал срели деревьев, усеянных малень-
RAMU поспевающими вишенками, в украин-

ской, вышитой по подолу и концам рука-

вов рубашке с расетегнутым воротом и в
узбекской шапочке на затылке; которую оя
носил, чтобы не рассыпались его зачесан-
ные назад, длинные, овсяного цвета волосы.

Его всегда серьезное, худое, загорелое ли-
mo с белесоватыми бровями было сильно
разгорячено. он так вопотел. что мокрые
пятиз кругами выступили у него подмыш-
ками. И, видно, он совсем забыл о том. что
Ули можно стесняться.

— Ульяна, ты знаешь, я тебя с самого
утра ищу... Ведь я уже всех ребят и дивчат
обегал, я из-за тебя Витьку Петрова за-
держал с от’ездом. они у нае здесь, отеп
эго ужас как ругается, собирайся немедлен-
но!—быстро говорил он.

— Мы же ничего не знали. Чье это рас-
поряжение?

— Распоряжение райкома — всем ухо-
дить. Немпы вот-вот будут здесь. Я всех
предупретил, а вашей всей компании нет,
я ужас кзк перенервничал. А тут с хутора
Погорелого едут Витька Петров © отцом.
Oren у него еще в гражданскую войну пар-
тизанил тут против немцев, задерживаться
ему, конечно, нельзя ни минуты, и, прел-
ставляешь себе, Витька специально заезжа.
ет за мной! Вот товарищ, так товариш!
Отеп у него лесничий. лошади у них в лес-
хозе хар-рошие... Я, конечно, стал их за-
держивать. Отеп ругается. я говорю: «Вы
же сам старый партизан, понимаете. что
товарища бросать нельзя, к тому же. —го-
ворю,—вы, должно быть, человек бесстраш-
ный...» Вот мы тебя и ждем. быстро го-
ворил Анатолий, желая, видимо, немедленно
поделиться с Улей всем, чго он пережил, и
глядя на нее то светлосерыми, то голубыми,
втруг прооиявиитми глазами, которые мгно-
венно сделали таким обаятельным его беле-
соватое лино.

Й как это оно казалось ей раньше ничем
не примечательным? В лице Анатолия было
выражение душевной силы — да, именно
вилы — где-то в складке полных губ, в
широком вырезе ноздрей.

— Толя, —сказала Уля, — Толя... ты...—
Голос ве хрогнуж, она протянула ему через
плетезь узкую, загорелую Руку.

И тогда ов смутился.

— Быстро, быстро!—©казал on, боясь
встретиться е ее черными, прожигавигими
эго насквозь глазами.

— Я уже все собрала, под’езжайте к
воротам... под’езжайте... под’`езжайте, —по-
вторяла Улина мама, и слезы все катились
и катились по ее лицу.

До этой минуты мать еще не совсем ве-
рила, что дочь ее пустится одна в этот ог-
ромный, раепавитийся на части мир, но она
знала, что дочерн оставаться опасно, и BOT
навлиеь добрые люди и взрослый человек
е ними, и теперь все уже было кончено.

— Но, Толя, ты предупредил Валю Фи-
латову?—сказала Уля с репгимостью в го-
логе.—Ты же понимаешь, это*моя лучитая
подруга, я не могу уехать без нев.

На лице Анатолия изобразилось такое
яскреннее огорчение, что он не мог, да и на
пытался скрыть его.

— Ведь лошади-то не мол, и нас уже че-
тЫре человека... Я просто не знаю...—расте-
paca on.

— Но ты понимаешь, что я не могу бро-
сить ве и уехать?

— Лошади, конечно, очень сильные, не
взе-тажи пять человек...

— Вот что, Толя: спасибо тебе за все.
2a все!.. Вы езжайте. а яс Валей... мы пеш-
ком пойдем. —решительно сказала Уля.—
Прощай!

— Господи, как же‘ пешком, доню моя! Я
тебе все платья. белье в чемодан ело-
жила, а постель?..—И мать, по-детеки ути-
рая кулажами лицо, громко заплажала.

Благородство Ули по отнопению к под-
руге не только не казалось Анатолию ули-
вительным, оно Казалось. ему вполне. есте-
ственным. Было бы удивительно, если бы
Уля поступила иначе. Ноэтому он не раз-
дражалея и не выражал нетерпения — он
просто искал выход из положения.

— Да ты хоть спроси у нее!— вдруг
воскликнул он.-—Может, она уже уехала, a
может, и не собирается никуда: она же’ не
комсомолка все-таки! ;

— Яза ней ‹бегаю,—воспрянуля Матре-
на Савельевна: она уже совсем потерялл
меру силам своим.

— Ла ложитесь же вы, мама, я все сама
сделаю! — сказала Уля веердцах.

Но Ула не понадобилось итти 3a Валей.
Только Уля с матерью поднялись к кры-
лечку дома, там, между этим крылечком и
хомапгними пристройками, кухонкой и са-
райчиком для коровы, стояла среди домат
них Ули осунувшаяея Валя Филатова. Блед-
нозть в лице ее проступила хаже, сквозь
стльный загар.

— Валюша, собирайся, есть лошади, мы
эго уговорим, чтобы он взял нае обеих! —
гыстро’ сказала Уля:

— 0божди, мне нужно сказать тебе два
слова... :

Валя взяла ее за руку. Лицо у Вали бы-
ло серьезное и бледное.

Они отошли к калитке. р

— Уля!-—сказала Валя, прямо взглянув
ей в глаза своими широко расставленными
светлыми глазами, выражавшими нодлив-
ную муку.—Уля! Я не поеду никуда, я...
Уля!-—сказала она с силой—Ты необык-
новенный человек на свете, да, да, в тебе

есть ‘Что-то сильное, больше, ты все мо-
жёшь. и правху говорит моя мама — бог

дал тебе крылья... Улечка, ты мое ечзетье
нз свете, —говорила Валя с жаром любви, —
самое счастливое, что у меня было на све-
те, это ты, но я... я не поеду с тобой. Я
самый обыкновенный человек на свете, я
это знаю, и я всегла мечтала о самом обык-
новенном... Вот, думала, выучусь, буду ра-
ботать, встречу хорошего. доброго человека,
выйду замуж, будут у меня дети, мальчик,
девочка, булет у нас жизнь светлая, про-
стая, и больше ни о чем я не хумала. Улеч-

‘ка, я не умею бороться, я боюсь пуститься

на сторону одна... Ла, да, я вижу, теперь
Bee рушилось, этн мон мечты, во у меня
мама’ старенькая. я никому ничего худого
не сделала, я человек незаметный, ия оста-
нусь и... и прости меня... :

И Валя заплакала в платочек, который
внз все время комкала в руках. И Уля,
вдруг обняв и прижав ее к себе, тоже за-
плакала нал ее такой знакомой, милой. па-
хучей русой головкой.

’. С самого дететва пружили они, вместе

учились, перехотили из класса в класс, ке-
ляли друг се другом первые девичьи ра10-
эти, горести и тайны. Уля была замкнут»
H только в минуты особенного зушевзог»
состояния раскрывала себя. а Валя веегт\
говорила ей все, все, не поспевая своими
чувствами за холом Уяиных признаней. ко-
гла приходила им пора, но разве в юности
заботятся о том, чтобы цонимать труг дру-
га,— радость состойт в чувстве доверия. в
возможности поделиться. Й оказалось. что
они совсем, совсем разные... Но столько чи-
стых, прозрачных дней стояло: за их неж-
ной, святой левичьей тружбой, что горе’ раз-
луки разлирало их cepa.

Валя чувствовала, что она отказывается
сьйчас от чего-то самого большого и светло:
го в своей жизни, лальше ‘оставалось что-
То очень серое и что-то очень неизвестное
й ужасное. : .

А Уля чувствовала, что она терязт един-
ственного человека. которому она Могла в
минуту счастья или самого великого ду-
тевного стеснения раскрыть всю себя, ка-
кая она есть, Уля. Она не заботилась о там,
чтойы похруга понимала ее, она знала-толь-
Ко, что веегда найдет отклик чуветва —
доброты в покорности, любви и просто чут-
кости в ее туше. И Уля плакала потому,
что это был конеп ее детства, она станови
лась взрослой. она выхолила в мир и вы-
ходилз одна. ты

Только теперь она вспомнила, как Валя.
вынула из ее волос лилию и бросила на зем-
лю. Уля поняла теперь, зачем Валя сделала
это. В момент такого потрясения Валя до-
алалась, как странно выглядела бы ве под-
фуга с этой лилией в волосах там, где рвут
шахты. ‘и поэтому она освободила ее ‘от
этой лилии. Значит, она вовсе не была
такой обыкновенной, как она говорила, она
могла понимать многое.

Какое-то предчувствие говорило им, что
то, что происходит между ними, это проие-
ходит в последний раз. Они не только чув-
ствовали, они знали, что они в каком-то
особенном, зушевном смысле прощаются
навсегда. Поэтому они плакали от всего
Cepia, He стесняясь своих‘ елез и не пы-
таясь их сдерживать.

(Продолжение следует)

Военные действия

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). В сообщ»
нии штаба верховного командования экспе-
диционных сил союзников говорится, что
войска союзников, преодолев сильное сопро-
тивление противника, заняли Девентер
(Голландия).

Войска союзников находягся сейчас всегз
лишь в 8 километрах от Брауншвейга. Авто-
страда Ганновер — Брауншвейг перерезана
союзниками на полпути между этими горэ-
цами.

Несмотря на сильный артиллерийскй
огонь противника, войска ссюзников обло-
Жили с трёх сторон город Швейнфурт. Брз-
нетанковые части союзников, наступающие
на Швейнфурт с юга, заняли 24-километр»-
вый участок берега реки Майн.

В районе рурского «мешка» войска со-
юзников продвинулись в южном направле-
нии к реке Рур до пункта восточнее Эссела
и заняли несколько небольших городов за:
паднее Доргмунла.

ЛОНДОН, Ш апреля. (ТАСС). Как пере-
даёт лондонское радио, пехотные и танко-
вые части 9-Й американской армии начали
битву за Брауншвейг.

Сопротивление немецких войск между
Ганновером и Бременом рушится. Союзные
войска наступают почти беспрепятственно,

Во внутренней части рурского «мешка»
17-я американская дивизия заняла город
Эссен. Немцы оказали лишь незначительное
сопротивление.

Войска 12-й армейской группы генерала
Брэлли продолжают стремительно продви-
гаться на восток.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). Лондон-
ское радио передает, что части американ-
ской 9-й армии заняли Ганновер. Военные
корреспонденты сообщают, что в боях за го-
род, кроме танковых частей, участвовали
американские пехотинцы в составе одной
роты, насчитывавшей 200 человек. Амери-
канские потери в этой операции составили
менее 10 человек.

Занятию Ганновера предшествовало исклю-
зительно быстрое ‘продвижение союзных
войск по Северо-Западной н Средней Герма-

Заявление Черчилля о потерях есоруженных сил
Британского содружества наций
-тыми; Новая Зеландия — 36.747 чел., в том

ЛОНДОН, 1! апреля. (ТАСС). По сооб-
щению агентства Рейтер, премьер-министр
Черчилль заявил вчера в палате общин, что
со времени возникновения войны и до кон-
ца февраля нынешнего года потери воору-
женных сил Британского содружества наций
составиди 1.126.802 человека, в том числе
306.984 ел. убитыми.

Вооруженные силы Соединенного Коро-
левства потеряли 685.638 чел., в том числе
216.287 убитыми; Канада потеряла 89.220
чел., в том числе 31.439 убитыми; Австра-
лия — 87.256 чел., в том числе 19.430 уби-

Празднества в Венгрии по случаю полного освобождения
венгерской территории

БУДАПЕШТ, 10 апреля. (ТАСС). 8 ап-
реля в венгерской столице партиями венгер-
ского Национального фронта при участии
зленов венгерского правительства было ор-
ганизовано празднество по случаю освобож-
дения Красной Армней всей венгерской
территории от.немецких оккупантов.

На площади перед Национальным музеем
собрались тысячные толпы народа. Пло-
щадь, где происходил митинг, была празд-
нично украшена венгерскими нацниональны-
ми и советскими флагами и лозунгами: «Да
здравствует Красная Армия!», «Да’ здрав-
ствует маршал Сталин!», «Долой фашистов,
долой реакцию!», «Да здравствует Совет-
ский Союз!».

Митинг открыл бургомистр Пешта Чор-
ба. Затем выступил секретарь коммунисти-
ческой партии, член Национального коми-
тета Каллаи Дьюла, который в своей речи
выразил благодарность’ Красной Армии в
маршалу, Сталину за освобождение всей тер-
риторин Венгрии, J

В своем выступлении секретарь нацио-
нальной крестьянской партии Козач Имре
заявил: «В этот день мы празднуем не толь-
ко освобождение нашей страны, но и отме-
чаем передачу земли крестьянам, что сде-
лала возможным победоносная Красная Ар-
МИЯ.

Много помещичьих земель уже разделено
между крестьянами. С благодарностью и
любовью мы будем помнить о героических
русских бойцах, которые пали в борьбе зз
свободу нашей родины. Мы должны оправ-
дать доверие Красной Армии, построив ва-
стоящую демократическую Венгрию.

С речами выступили также представители
социал-демократической и демократической
партий.

Собравшиеся бурными овациями встреча:
лн слова благодарности Красной Армин а
маршалу Сталину. Раздавались возгласы:
«Па здравствует Красная Армия! Да здрав-
ствует маршал Сталин!».

Митинг закончился исполнением венгер-
ского и советского гимнов. ‘

БУДАПЕШТ, 10 апреля. (ТАСС). 7 апре-
тя рабочие Чепеля отмечали историческое
событие — освобождение Красной Армией
Венгрии от немецких захватчиков. Рабочие

Обращенме срганизации «Движение свободных австрийцее»

LPPPAL LL к

в Западной Европе.

вии. Население многих городов было 3a-
хвачено врасплох. Танковые части появля
лись здесь внезапно, и вслед за ними в ГО

ДНЕПРОГЭСА

род вступала пехота.

цой. военной администрации.

Один корреспондент, говорится в сооб:
щении лондонского радио,
ресную подробность. На подступах к Ган-

новеру американские солдаты заметили один

танк типа «Королевский тигр». Он стоял на
виадуке. Немецкие танкисты внутри танка
крепко спали. Будучи разбужены, они с
изумлением узнали, что должны немедленно
направиться в плен.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). В ночь на
10 апреля весьма крупные соединения ан-
глийских. бомбардировщиков снова соверши-
ли налёт на ряд об’ектов в Германии. Осо-
бенно сильной бомбардировке подверглись
судостроительные верфи в Киле. Совершён
также налёт на Берлин.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что 1.300 американских
тяжёлых бомбардировщиков совершили на-
лёты на 7 аэродромов в районе Берлина.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). В ‘сообще-
нии штаба вооруженных сил союзников „на
средиземноморском театре военных дейст-
вий говорится, что в Италии на Адриатиче-
ском секторе фронта части 8-й армии вече-
ром 9 апреля начали наступление, которому:
предшествовала сильная авиационная подго-
товка. Войска союзников прорвали оборону
противника на широком фронте на реке
Сенио. Передовые части 8-й армии продви-
нулись в нескольких секторах более чем на
3,5 километра и заняли города Луго, Фу-
зиньяно и Котиньола — важные пункты
обороны немцев севернее реки Сенио, менее
чем в 25 милях к юго-востоку от Болоньи.
Американские части 5-й армии, преодолев
упорное сопротивление’ противника, заняли
город Масса — важный узел обороны нем-
цев в 17 милях южнее города Специи на
Лигурийском побережье — и продолжают
продвигаться на северо-запад.

’

числе 9.334 убитыми; Южно-Африканский
Союз — 33.803 чел., в том числе 6.030 уби-
тыми; Индия — 163.486 чел.. в том числе

.420 убитыми; колонии — 30.652 чел., в том
исле 5.044 убитыми.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, Черчилль заявил 10
апреля, что число жертв в связи с войной
среди гражданского населения Соединен-
ного Королевства составляет 144.542 чело-
века, в том числе 59.793 — убитыми и
84.749 — ранеными.

и служащие завода «Вейс Анфред» собра-
лись на торжественный митинг перед зда-
нием городской управы. На митинге высту
пили члены национального комитета и пред:
ставители завода. В своих речах ораторы
благодарили Красную Армию и ее руко-
водителя маршала Сталина за освобождение
Венгрии от немецких оккупантов. На митин.
ге была принята следующая резолюция:

Мы, трудящиеся Чепеля, не только на
словах, но и на деле выражаем свою благо-
дарность героическим войскам Красной Ар-
мии и их великому вождю маршалу Сталину.
В сегодняшний исторический день мы даем
слово, что будем достойны борцов Красной
Армии. Мы приложим все свои силы и
уменье, чтобы содействовать успеху Крас-
ной Армии в решительных боях. Мы будем
продолжать беспощадную борьбу против
внутренних врагов до тех пор, пока не по-
строим свободную, счастливую и демокра-
тическую Венгрию. Русским героям, пав
шим за освобождение Чепеля, мы построим
памятник в знак нашей благодарности и
памяти.

Мы поручаем комитету предприятия со-
общить о нашем решении маршалу Сталину
и командующим 2-го и 3-го Украинских
фронтов маршалам Малиновскому и Толбу-
хину, освободившим Венгрию.

БУДАПЕШТ, 10 апреля. (ТАСС). 6 ап.
реля в°’Дебрецене состоялась массовая де-
монстрация и митинг, посвященный ` освобо-
ждению Венгрии. :

На центральной площади города у па-
мятника Кошута выстроились колонны
вновь сформированной дебреценской диви-
зии. На праздник пришли рабочие Дебреце-
на, городская интеллигенция и служащие,
учащаяся молодежь, школьники.

Перед открытием митинга были испол.‘
нены венгерский и советский гимны. На ми-
тинге присутствовали члены Временного
венгерского . правительства. Военный ми-
нистр-Вереш Янош произнес речь, в которой
от имени венгерского нарола выразил бла-
годарность Красной Армии, маршалу
Сталинузи командующим 2-го и 3-го Укра
инских фронтов маршалу Толбухину и мар-
шалу Малиновскому за освобождение Вен-
грии от немецких захватчиков.

к австрийскому народу

ЛОНДОН, 9 апреля. (ТАСС). Издающая:
ся в Лондоне австрийская газета «Цейг-
шпигель» публикует заявление «Движения
свободных австрийцев», в котором говорят-
ся: 29 марта Красная Армия перешла гра-
ницу Австрии. Мы, об’единивииеся в «Дви-
жение свободкых австрийцев», приветствуем

Красную Армию. Мы приветствуем день,
когда началось освобождение нашей стра.
ны. Мы призываем всех австрийцев во всём
мире, солдат союзных армий, рабочих, учё-
ных, мужчин и женщин всех профессий сде-
лать все от них зависящее для окончатель-
ной победы. Е ] :

ПОЛОЖЕНИЕ В ГРЕЦИИ.

АФИНЫ, 10 апреля. (ТАСС). В связи со
сменой греческого кабинета руководитель
греческой компартии Сантос сделал следую
шее заявление:

«Созданне нового правительства явилось
результатом давления — монархическо-фа-
шистской правой. Его сформирование пред-
ставляет антиконституционное действие —
своего рода заговор против конституции,
так как два большие политические тече-
ния старые цемократические партии и
движение национального сопротивления —
были, против смены правительства под влия
нчем шантажа монархистов-фашистов,

Следовательно, новое правительство. Вул-
гариса, созданное вопреки установленному
конституционному порядку, является не чем
ияым, как органом заговора монархических
и фашистских кругов в целях установления
монархическо-фашистской диктатуры.

Правительство не может скрыть’ этой
своей подлинной сущности никакой маской
«демократизма и левизны». Мы уверены,
что ни один демократ не будет обманут
лживой вывеской «делового правительства»
в не захочет придать авторитет этому реак-
ционному правительству своим участием
в нем».

Далее в заявленни Сантоса подчеркивает:

АДРЕС РЕДАКЦИИ:
трудовых резервов —

511768.

Москта. 137. Улица «Правды», д. 24. 6-Й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3-36-89 и Д 3-31-79; отдел п
Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 3-37-48; отдел крестьякской молодёжи —Д 3-38-38 в Д 3-34-23; отдел литературы п искусства—Д 3-31-
стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

4; отдел информации—Д 3.38-49;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

ропагавды агитация —Д 3-37-29; комсомольской жизни — Д 3-
воевный отдел — Д 3-36-04;

ся, что новое правительство еще более за-
труднит международное положение Греции
и приведет ее к полной изоляции, ибо про-
грамма правительства в корне противоречит
антифашистским целям войны Об’единенных
нащий. }.

С точки зрения внутренней политики это’
правительство неизбежно приведет страну к
хаосу и анархии, ибо его ‘создание противо-
речит воле подавляющего большинства гре-
ческого, народа. «Весьма характерно, что
правительство в своей декларации совер-
шенно игнорирует соглашение в Варкизе.
В силу своего происхождения и значения
правительство совершенно неспособно раз-
решить экономические и другие проблемы
страны и сможет удержаться лишь путем
фатцистского насилия и террора».

„Указав, что правительство Вулгариса
должно уступить место представительному
правительству, Сантос заявляет: «Ответ.
ственность, которую берет на себя регент-
ство, принимая это странное решение, огром-

‘на. Ссылка на «внегреческие факторы» со-

вершенно не может служить оправданием».

В заключениё Сантос призывает всех как
правых, так и левых демократов бороться
за «спасение родины, за демократические
свободы, за спокойствие и прогресс страны».

писем — Д 3-80-69;

Во многих случаях
союзные танки проезжают мимо городов, н?
задерживаясь здесь. Затем пехота занимала
город и передавала его в управление союз-

передает инте

31-39; отдел рабочей молодё

3 НА ЛЕСАХ

Возрожденный
из развалин ,

К нам донесся с Украины
Взрыва тяжкого обвал.

Это — кружево плотины
Враг безжалостный взорвал.

Но вернули мы свободу
Всем краям родной земли
И в Германию на Одер
Мы войну перенесли,

Пламя близится к Берлину, $
К берегам речонки Шпре. }
А рабочие плотину

Снова строят на Днепре.

У седого Запорожья,

Где гремел недавно бой,
Вышло войско молодежи
Вновь на подвиг трудовой.

Мы тебе клянемся, Сталин,
В срок закончить наш второй,
Возрожденный из развалин
И бессмертный
Днепрострой!

С. МАРШАК.

\

На снимках (сверху вниз): 1. Вот мо-
лодые колхозницы из Запорожской
области Маруся КАРБУЛА, Оля
ДЕМЧЕНКО, Дуся СУЛИМОВА и
Анна МАРТУСЬ (колхоз «Красный
восток»). Они приехали восстанавли^
вать гидростанцию. 2. На этом снимке
вы видите знатных бетонщииц Галичу
ДЕМЧЕНКО, Марусю ПОЛОВКСВУ
и Раису ЛЕВЧЕНКО. Они системати-
чески перевыполняют производствен-
ные нормы. 3. Слесарь-монтажник Ни-
колай СИЗИНЦЕВ работает на высоте
60 метров над бурлящими водамя
Днепра.
Фото Н. ДРАЧИНСКОГО.

Пополнение выставки
образцов трофейного
вооружения

Выставка образцов трофейного воору-
жения пополнилась образцами оружия и
снаряжения, захваченного в 1944 и 1945
тодах в боях с немцами на фронтах (тече-
ственной войны. -Из районов  Петсамо---
Киркенес, острова Эзель, рек Дунай и Onep,
из Таллина, Риги, Познани, Каттовиц, Бу-
дапешта и городов Восточной Пруссии при-
были новейшие германские тяжелые танки
«Королевский тигр» и самоходные артил-
лерийские установки «Ягд-пантера», сред-
ние венгерские танки, 240-миллиметровая .
гаубица «ПШкода», 75-миллиметровая гор-
ная немецкая пушка.

Среди ‘новых приборов управления ог-
нем зенитной и полевой артиллерии —
германские «Пуазо-35» и «Пуазо-40»,
венгерский «Гамма-Югаш». Прибор «Пуазэ-

0» смонтирован со стереовысотомером. Вы-
ставлены Новые звукоуловители, прожег-
торы и их агрегаты. Противотанковые
средства пополнились 88-миллиметровым
реактивным минометом «Пупхен», выпу-
щенным в 1943 году. Его дальнобойноеть-—
700 метров. Гитлеровская пропаганда уси-
ленно рекламировала эту новинку герман-
ской боевой техники. Доставлены 60-мм
германские противотанковые ружья «0-
Фенрор», фауст-патроны и захваченный в
уличных боях в Будапеште 100-мм двух-
ствольный миномет «Игла Салаши» с двой-
вой коммуляцией. Поступили образцы
стрелкового вооружения врага: ручные и
станковые пулеметы, пистолеты-пулематы,
винтовки.

В интендантеком отделе демонстрир ют-
ся орудия пытки и казни, которые приме-
няют немцы при истязании арестованных
светских людей,—кандалы, плетки, резя-
новые дубинки, виселица. По соседству —
в химическом отделе выставлен в банках
газ «Циклон», е помошью которого гитлг-
ровские изверги отравили в Майданеке ты:
сачи беззащитных людей.

Появился еще один экспонат — знамя
высшей технической школы в Берлине,
Немцам не помогают уже ни регулярные
части, ни фольксштурм. Не помогли и ку}
санты. Они не устояли против неудержи-
MOTO натиска советских войск, а знамя п\
попало в Москву, на трофейную `выставеу.

—_

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

*И—Л 3-31-96; отдел

иллюстрации — Д 3-30-20; бюро F

[ae 4

Изд. № 236.