г
Ve

- вых, воще очень простых и грубых орудий

КАК ПРОИЗОШЛА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

Г У известного апглийекого писателя Узлл-
ea есть ромая «Машина времеви», В этом
фомане изобретатель машины путелтеству-
ет нз ней в очень далеком прошлом и в
очень далеком будущем, a потом paccna-
зывает, что он`там видел.

Фонечно, такой машины нет на кон-
зейере ни на одиом заводе в мире; она су-
ществуег только в воображении тиеателя,

Во’у науки п 0663 «малтины времени»
есть могущественные средетва, даюлгие воз-
можность видеть, что происходило на Земле
сотнл миллионов лет тому назад,

Глубина Земли раскрывает
нам глубину еремени

Представьте себе на минуту нашу pye-
скую стелную ‘реку Пон... Около Воронежа
левый берег ее, как это часто бывает у рек,
более низкий, с песчаными дюнами. Внизу
Е этому берегу примыклют  пеетреющие
цветами заливные луга. Празый берег воз-
вышенный, увенчан зеленым лиственным
лесом. Словом, перед идеи знакомая многим
прекрасная картина родной русской реки.

Но поропа есь. в’ няжней‘чзсти высокого
берега — и вы. нойлете там выходы серого
хауня. Каждый тдусов этого кадеия” двреное
CHT BAC B другой, мир, который существовал
на месте нынеунего Дона очень давно, при-
мерно 400 матлионов лет тому назал.

Бзгляните на рисунок на одном из ву-
сков камрРЯ. которые я своими руками Cor
бирал на ony,

Вы видите, что’ камень весь испежрен
остатками морских о животных:  моребих
лилий, кораллов, плеченогих. И эти живот-
ные сильБо отличаются от тех. которые жи-
BYT Ha Земле в настоящее время. i

Таким образом, на месте нынешнего До-
на когда-то было море со своим, древним ми-
ром животных. С увлечением держишь в ру-
ках и расематриваешь эти куски камня, ко-
торые без слов раосказывают о столь даде-
Еом прошлом.

В земных нластех находитея великое мно-
жоство остатков разнообразных животных и
растений. Они-то и помогают нам изучать
историю развития жизни на Земле. Глубина
Земли раскрывает нам глубину времени.

Вот примеры того, что наука обнаружила
в глубине Земли, В более молодых, верхних
пластах, ветречаются многочисленные оста
хи трудовой деятельности первобытного че-
ловека: орудия вто”’трула, сделанные из
камня и кости; угли от его костров; остат-
ви его пищи. На берегу реки’ Воронеж ееть
село Костёнки; оно так называется потому,
что стоит на коетях, Это — коети хревних
громадных сдонов-мамонтов. На_ месте ны-.
нешних Аостенок было когдз-то станови-
ще первобытных людей. которые охотилиеь
на мамонтов, ‘а потом разбивали их кости,
чтобы лобыть лакомый костный мозг. —

По таклм находкам в земных пластах’ бы-
ло прослежено, когда у людей появились ка-
менные и бронзовые мотыги для обработки
земли под посевы, каменные терки, чтобы
превралать зерно в муку. По этим наход-
кам установили, когда люли от простого
собирания растений перешли. коих разведе-
нию, стали заниматься земледелием.

Земные пласты” раскрывают нам также,
что человек произошел от овобых, высоко
развитых обезьян. Это’ показывается тем.
что в земле найдены остатки лревних прел-
ков человека, которые занимают промежу-
точное положение между обезьяной и чело-
веком, а потому им дали название питекан-
троп, что значит — обезьяно-человек.

Причину, благодаря которой человек вы-
шел из мира животных и высоко поднялея
над ним, установили основоположники мар-
кеизма. Кеть замечательное сочинение Эн-
гельса: «Роль труда-в пропеесе : превраше-
пия обезьяны в Человека». В этой работе
Энтелье развил мыель Маркса, что чэлове-
Ба отличает от животных его способность
производить орулия труда, и доказал, что
человек стал ‘более высоким существом, чем
обезьяна, благодаря общественному труду.
Раскопки подтверждают этот вывод Энтель-
сл. Действительно. происхождение человека
нахотится в тесной связи с появлением пер-

труда из камня и кости. ;

Исследования ‘более древних земных ила-
стов свидетельствуют о том, что было врё-
мя. когда на Земле не было не только чзль
века, но. и ни одного зверя, ни отной ати-
цы. Земные пласты обнаруживают, что
звери и’ птины произошаяи т. ящерав.
А еше более древними предками и человека.
и зверей, и птин, и ящеров, и земноводных
животных были рыбы. Но не рыбами на-
чалея животный мир на Земле. Еще раньше
рыб существовали на ней многие более про-
стые животные. В, очень древних морях
обнаружен богатый и разнообразный живот-
ный мир, состоящий из губок, полипов
особенных древних раков и других,

Чех глубже мы исследуем древние зем-
ные пласты, тем более приближаемея в на-
чалу жизни на Земле, т. © к тому време-

Академик Б.

А. КЕЛЛЕР

НИ, когла на ней жили только очень про-
стые существа. Но что это были за живые
существа, 09 этом земные пласты нам ни-
Чего не говорят, Взэдь это было 22,5 мил-
дИзрхз лет тому назад. эвмные пласты 3a
Это время очень сильно изменились. В. них
не осталось ясных следов от. жявших ко-
Тда-то простейних еушеотв.

Таким образом, нить, по которой мы шли,
оборвалась на самом интересном меете,

Но у науки есть разные путя и снособы,
ттобы подходить в ‘решению олнюго и того
же большого ‘воптюса.

Спеды древнего прешпого

Мы уже указывали, чт чрезвычайно
древними предками и человека и зверй бы-
ли животные, живише в воде и Бапоминав-
шие рыб. А рыбы, как известно, лышат: пра
помощи жабр, которые помещаютея по 00-
кам рыбьей головы в виде так, называемых
жаберных дуг. И-вот наука обнаружила по-
разительный факт. У человеческого зароды-
Ma, КОГДА oH Mee Bospacr peeno B30 sued
п находитея еще в теле матери, тоже есть
По ‘бокам его головы ‘ясные зачатки жа-
берных луг. Важлый из! нас прохелит через
это явление история человеческого рода.

Однахо у человека пу всех более сложных
животных в растений можно видеть в их
телах слелы горазло более древних предков.
Тавими предками являютея очень мелкие
живые: единины, которые получили в науке
пазвание клеток. Они так мелки, эти жи-.
вые единицы, что их можно видеть и изу-
чать только при сильном увеличении под
микроскопом. Каждая такая живая елини-
па, клетка, состоит из живой слизи — про-
топлазмы, внутри которой находится слож-
о организованный ‚комочек — клеточное
ядро. Часто, но во всегда, клетка бывает
одеть оболочкой. И тогда живое вотержи-
мое — претонлазма- и ядро’-— действительно
заключено в своего рода камеру, или клетку,

Теле человека, сего различные органы
поетроены дз вотивого иножеетва разнооб>
разных клеток. Такое же общее строение мы
находим ‘9 веех более сложных животных
и растений. Но зоть животные. и растения,
которые называются простейшими, потому
Что тело у них состоит всего из одной  толь-
ко клетки. И тем’не менее они обладают Bee
ми главными евойствами жизни, Эти одно-
клеточные живые существа питаютея, ды-
шат, растут, размножаются, обладают чув-
отвительностью и живо реагируют нз свет,
тепло и. другие внелтние условия.

Возникает вопрос: может быть, проетей-
пеие, одноклетонные существа и были теми,
в которых началась жизнь на Земле? Нет,
это неверно. Жизнь началась на нашей
планете не с одноклеточных существ,
хотя они и организованы проще многих
других, Но они — не самые простые,

Одноклеточные организмы были только
этупенью, чарез которую прошло подавляю-
щее больпитнетво растений ‘и животных, 8
также сам человек в очень древней исто-
рип своего развития. Но сама эта однокле-
точная ступень могла появиться лишь в
результате. очень лолгого, п. большого пред-
шествуюшщего развития.

Таким образом, не с одноклеточных су-
ществ началась жизнь на Земае. Надо ие-
каль такие живые существа, которые были
еще проше клеток и появились раньше их,
Й такие существа есть. Они сохранились
до Иастоящего времени ‘нак пережитки,
эетатки от еще более превнэго, довлеточ-
ного периода жизни на Земле,

В мире существ-невидимок

В историй человечества известны 10-
вальные болезни, или моровые язвы, кото-
рые приводили людей в неописуемый yaar.
06 этом свитетельствуют уже самые назва-
ния таких болезней: черная емерть, или чу-
ма: красная смерть. или оспа, Чума особен-
но свирепетвовала в Европе с 1347 по
1350 год. Тогча ох «черной смерти» погиб-
ло до 25 миллионов людей, что составляло
  целую четверть населения тогдашней Евро-
пы. Люди думали тогда. что эти повальные
болезни посланы им богом за их грехи.

Только несколько столетий спустя были
впервые обнаружены подлинные виновники
этих страшных: болезней и многих других
вредных и полезных явлений в природе и
в нашей жизни. i

_ Голланлекий  шлифовальник  увеличи-
тельных стекол Антоний Левенгук вавел
отнажды свое увеличительное’ стекло на
канлю дождевой воды, взятую из горшка,
стоявшего в саду, и первым из людей уви-
дел, что в воде «нлавают различные  незна-
комые ничтожные зверюшки». Это были
инфузорит и другие простейшие одноклеточ-
ные животные. которыми особенно богата
болотная вода.   ;

Следующий опыт ЛевенгуЕ проделал ©
своими зубами. Когта оч взял © чих Ae-
много налета и стал разглядывать его через
свое увеличительное стекло, то натиел мно:
жотво мельчайших ‘существ.  которыР
оживленно хвигалиеь. изгибзясь. Предетавь-
те сейе. какое потрясение испытал этот ч6-
ловек. когда У себя во рту влруг натиел ко’
лоссальное живое население. Левенгук пп-
гал: «У меня во рту их больше, чем людей
в Голланлии». Это были бактерии, которые
во множестве распровтранены на Земле,

В чем отличие бактерий от одноклеточ-
яых животных? Бактерии — это существа,
более мелкие и более простые, чем клетки.
Так, в бактериях нет ‘ясно оформленного
клеточного `ятра. котарое составляет в клет-

ках очень важную, жизненно nee ea
часть. Для всех живых организмов, начиная
с одноклеточных. характерно, как правило,
образование потометва после олияния двух
живых клеток в олну, У бадтерий тз-
кое слияние ‘неизвестно. Tas называемо-
го полового ‘процесза, свойственного более
сложным. живым существам, У бактерий не
обнаружено. Тело их имеет простую форму

лиарика или палочки. прямой или изогну-

той. Чаето оно имеет органы движения:
жгутики, или реснички,

Бактерии неё только праноеят больлюй
BDel, Ha й имеют также огромное полезное
значение. Без бактерий жизнь на Земле
стала бы невозможной, Представьте 62дь.

сколько отбросов и трунов остается от RH

вотных к растений на земном паре. Эти от-
бросы я трупы’ подхватываютея бактерия-
мп. Они полвертают их пооцессам брожения
и гниения. Благодаря такой деятельностч
В этих отбросах и трупах сложные органи-
ческие вещества разрушаются до сравня-
тельно простых минеральных вещеетв, ото-
рые после этого енова вовлекаютея-в кру-
говорот жизни. 23

Tak обетовт дело ¢ бактериями, Может
быть, именно он и являются теми самыми
проетымн существами, с которых начелаеь
жизнь на Земле? Нет, бактерии, при pref
их кажущейся шюетоте, все еще слишком
сложны. Чтобы приблизиться в самому на-
чалу жизни н& налней планете, надо искать
живые сушества. еще проще устроенные,
чем бактерии.

Есть ли живые существа
еще проще бактерий?

В настоящее время в’ науке  иселедуютея
частицы, которые обнавуживают извеетные
свойства жизни и нахолятея близко к. гра-
Hille между существом и велтоством, Такие
частицы получили название ультрамикро-
бов. пли фильтруютщихея вирусов. ^

Есть фильтры из необожженного фарфе-
pa, Отверстия в этих фильтрах так узкл,
что бактерии, как правило, через них He
проходят, а вирусы проходят, Поэтому их
и называют «фильтрующиеся вирусы». Они
меньше бактерий и тоже относятся к тому
миру, который 10 сих пор остаетея для нае
невидимым. Самое елово «вирус» в перево-
де на русекий язык значит: яд. Фильтрую-
щиеся вирусы вызываютеу человека, жи-
вотных и растений много заразных болез-
ней. У человека — оспа, грипп, насморк,
корь, бешенство, бородавки, У рогатого ско-
та: чума, ящур; у свиней; свиная ocna 1
холера; у растений, например: мозаичная
болезнь картофеля и табака. Зараза при

этом широко и быстро распространяется. .

Микробы ‘можно расематривать при силь-.
ном увеличении в микрогхопах обыкновен-
ного тина. А ультрамикробы. еще меньше
микробов и в обычных микроокопах оста»
ются невидимыми. Я упугребил слова
«обыкновенного типа», потому что нелавно
изобретены новые, так называемые элек-
тронные микроскопы. Опи дадут нам воз-
можноеть сделать новый ‘большой прыжок
в глубину того мира, который до сих пор

OCTASTCA для нае невилимым,,

Распространение вирусных болезней —
свидетельство т0го, что вирусы обладают
некоторыми свойствами живых существ. Но
вместе с тем вирусы подходят к ‘самой гра-
нице между наиболее простым живым суще-
ством и наиболее сложным химическим вез
ществом. К числу таких наиболее сложных
химических веществ принадлежат белковые
вещеетва, т, в. белки, В их состав входят,
в основном. нять ‘химических элементув“
углерод, водород, кислород... азот и cepa,

Частицы, или молекулы, белка предетав-
ляюЮтТ с0бой очень сложные системы, KOTO-
рые построены из еотен и тысяч атомов
основных элементов. Поэтому молекулы у
белков бывают крупнее, чём у других хими-
ческих соединений. Вот какие сравнитель-
ные цифры приводятся для величины виру-
са п одного из сложных белков. Мера длины
в 1 миллиметр воем хорошо известна, Но у
науки есть другая, еще мевьшая мера—ми-
крон. Это тысячная доля миллиметра. И есть
еще мера: микромикрон, Это тызячная холя
микрона. или миллионная лоля миллиметра.

Так вот: вируе ящура имеет размер в 8—
20 микромикронов. Чаетица одного. из более
сложных белков равна 22 микромикронам.
Это поразительные нифры. Если вирус
яшура действительно принздлежит к живым
существам, то злесь самое простое живое

‘существо но своей величине смыкается ©

более сложным беляковым химичееким веще-
«твоем. А это говорит о том, что именно
здесь, па границе вещества и существа, надо
иевать решения вопроса о происхождении.
или самозарождении жизни на- Земле.
Яркий свет на этот вопрос бросают ге-
ниальные мыелн Энгельса. Известно, что

белковые  вещества составляют основу яв-.

лений жизни Из белковых веществ соетоят
прогонлазуа и клеточное ядро. Каждому
BULY живых сушеетв свойственны овом
веобонные, харазтерные белкл. Энгедье не
тольки подметил ато, но п дал четкое опре-
деление тому, что такое жизнь и что тре-
Oyerca для того, чтобы научно подтверлить
происхождение ее. «Жизнь, — писал он.—
это 610600 существования белковых тел,
существенным моментом которого являетея
постоянный обмен веществ с окружающей
их внешней природой...» «Как только бутет
установлен состав белковых тел, химия
сможет приступить к’изготовлению живого
OPTRA», ь

Таким образом. основной узел вонроса о

Животный и раслительный мир двух различных периодов глубокой древности.

(Репродукции с картин, хранящихся в Антропологическом музее в Москве).

происхождении жизни заключается в 06°
яенении того, как совершилея переход от
веживого белка к живому. Правильно по-
етазнл Энтелье эту задачу. Й замечательяо
то, что ‘уже намечаются пути ее решения.
Наш, советекий специалиет по белновым
веществам Талмуд отмечает, что их молекулы
способны Бак бы к обмену веществ. росту,
отдедению от себя новых молекул, Вее это
пак бы цервые зачатки, своего рода наме-
ки на те явления обмена веществ, роста зи
размножения, характервые лля жизни.

Теперь, пользуясь всеми этими фактами
и выводами, мы можем подойти к чалиему
основному вопросу,

Ногла и кан зародилась
жизнь на Земле

Это пронехехило примерно два с полови-
ной уйллпарла лет тому назад, Korda состав
воздуха и лругие условия на Земле очень
  существенно отличались от нынешних, Но
OTRYIA Же мы можем знать 9 тех условиях,
которые были. на нашей планете в столь
далеком ее проньлом? Чтобы отватить на
этот вопрос, мы должны будем от чрезвычай-
по малых живых частиц обратитьея к гро-
мадным небесным мирам. Наблюдая их в те-
‚лескопы, астрономы иселелуют эти миры‘ на
различных ступенях развития и по этим
иеследованиям судят о том, как идет разви-
тив материи в безграничной вселенной. Сре-
ди планет ‘нашей солнечной системы есть
такие, которые ‘помогают нам решить во-
прос и том, какой состав воздуха был на

ame Земле 2-—2.Б миллиарда лет тому
назад. Известно, что наш воздух состоит,
главным образом, из двух газов — азота и
кислорода. Но наука считает, что оба эти
газа появились и наконалиеь в воздухе
только благодаря деятельности живых су-
Meets. А до появления их на Земле воздух
состоял из других газов В его соетав вхо-
(ATH тогда углеволоролы. _

Углеводоролы, как показывает самое ‘их
название, состоят из углерода и водорола
и принадлежат к той группе горючих газов.
поторые скоре пойдут по трубам из Сарато-
ва в Мосюву.

Для образования белковых веществ не-
эбхолим азот. Он тоже был тогда в. воздухе,
Но не в свободном состоянии, & в соедине-
вии с водородом в вихе газа аммиака, вод-
ный раствор которого в общежитии назы-
вается нашатырным спиртом. Кроме того,
земная поверхноеть была тогла значитель-
но теплее, и возхух нал ней был полон
горячими водяными парами.

Такая обстановка, пожалуй, напоминала
внутренность колбы какого-нибудь coBpe-
менного химика, который пологревазт в ней
различные химические составы. И действи-
тельно, опыты в лабораториях показывают,
что в подхолящей обстановке из более про-
етых веществ могут возниенуть белки, ко-
торые и составляют нзобходимую исходную
ступень перед возникновением жизни. .

Науке известны опыты вазтего акалемика
Баха, Бах оставлял стоять смесь водных
растворов муравьиного альдегила и циани-
стого калия. Муравьиный альдегих — это
одно из сравнительно простых органических
соелинений и состоит из углерода, волорода
и кислорола, И вот в упомянутой смеси
у академика Баха возникло вещество 0
свойствами простейших белков.

вот какие наблюдения сделаны еще
великим ученым Ломоносовым. У планеты’
Венеры есть гуетая атмосфера, которая
окружает ee белыми облаками, Сравни.
тельЕо недавно у ученых возникло прел-
положение, TO эти облака состоят
из муравьиного  альдегила, который в
‘присутствии роты образует вокруг Ве-
неры густой белый туман. Если это
так, то можно предположить, что Ве-
вера в настоящее время представляет с9-
бой гигантекую природную химическую
лабораторию, в которой совертается ней-
холимая начальная ступень перел образова-
Нем ЖИЗНИ. р

Но первобытные белки были еще только
‘веществами. Ках же происходил перэход от
вещества к существу, от’ неживоео белка К
живому? Скорее всего. этот переход зовер-
щалея где-нибуль в первобытных лужйх,
где благодаря испарению воды прочеходило
некоторое сгущение белковых веществ.
Здесь частины белковых вешеств возника-
ли, нарастали и распалались и снова начи-
нали расти. Таким путем постепенно выде-
нялиеь среди этих частиц более устойчи-
вые, более уравновешенные, у которых 38-
Чатки жизни -—— обмен веществ, рост, р8з-
умножение — усиливались, становились 60-
лее развитыми, Так, видимо, соверниелся
переход от неживого белка к живому, от ве-
щества к существу.

Итак, живая материя при своем возник-
вовении на. Земле состояла из гораздо более
простых живых существ, приспособленных
Е жизни в такой среде? которая резко от
личалась от нынешней. Но жизнь в своем
послетующем стихийном развитии сама глу-
боко перерабатывала и приепосабливала к
себе свою среду и сама изменялась в еоот-
ВВТетвии 6 ЭТОЙ Новой средой,

Одним из самых круппых явлений в этой
древней иетории Жизни было появление
первых растений с аеленым веществом —
хлорофилдом. Через такие растения в mH-
вую материю стала широко вливаться энер-
roa Солняа, Появилось много свободного
виелорола. Для живых существ создалась
возможность широко использовать энвргию
 в органических веществах своего тела че-
рез дыхание при помощи такого химнчеекя
деятельного вещества, как кислород. Благо-
даря всему этому жавая материя п доетитла
того огромного богатетва, разнообразия ‘и
высокого уровня, которые мы вилим теперь

25 лет своего существования отпразл.
новал Башкирекяй государственный
академический театр драмы, За чет-
верть века он выдвинулся в число
лучших национальных театров страны.
Художественный руководитель  теат-
ра народный артист БАССР Х, Гали-
мов так рассказывает о пути театра:

— В условиях царского режима не
могло быть н речи о развитии нацио-
нальной башкирской культуры и ис-
кусства, Только при советской власти
высоко ‘поднялась культура башкир-
ского народа, Е

В 1919 году заботами партии и пра-
вительства был организован башкир-
ский театр, возникший из красноар-
мейской самодеятельности и попол-
ненный группой актеров,

В борьбе за советскую тематику шел
творческий рост коллектива. В театр
вливаются свежие силы. Сюда прихо-
дит актерская молодежь, кончившая
театральное отделение башкирского
техникума искусств, ®

`В связи с 25-летием и теорческими
успехами театру присваивается звание
Башкирского академического, а ряду

БАШКИРСКИЙ ТЕАТР

актеров — звания ‘народных и заслу
женных артистов республики.

В эти годы на сцене театра’ шла
спектакли из жизни башкирского на
рода, успешно ставились лучшие про
изведения русской и западноевропей
ской классики—пьесы Горького, Ост
ровского, Гоголя, Пушкина. Шекспи
ра, Шиллера. :

С первого дня Отечественной войнь
Башкирский театр служит делу побе
ды над врагом, подчиняет всю свок
работу интересам’ борьбы с немецким:
захватчиками В репертуаре театра —

° «На берегу Белой» и «Лес шумит»
Р. Нигмати, «Неугасимые сердца» и
«Женушки» А, Мубарякова, «Война»
Кедрова и Киреева, «Нашествие» Лео
нова, и другие пьесы, посвященные
Отечественной войне, Театр обслужи
вает части Красной Армии, районы
города Башкирии, дает шефские кон
церты и спектакли в войсковых ча
стях, на призывных пунктах, в госп
талях, в военных училищах, )

На снимке: танновальный коллек
тив Башкирского академического те
атра исполняет национальный башкир:
ский танец;

ких ищищЩио— >

Чиновник первого участка...

В редакдию пришло письмо с фронта.
Его ‚ прислали боевые товарищи старшего
лейтенанта Михаила П. Вот что они пишут:

«Вому неизвестно. что самый желанный
гость в фронтовой землянке или окопе
yBcbMonocen. Его ждут © нетерпением и
Загиранием сердпа. каж ждут свидания.
любимой.

Виречем, ветреча ¢ письмоносцем— это

и веть ло некоторой степени встреча с лр-.
бимой. Ведь он приносит письма, полные.

‚любви п ласковых слов, письма, от кото-
рых веет домаленим теплом и уютом, пиеь-
ма, которые напоминают о прошлом счастье
и предвещают радость скорой встречи,

Такого письма ждал и старший лейте-
нант Михаил Ш. :

В окопе, отбитом ночью у немцев, было
сумрачно и сыро. Наступила та редкая на
фронте минута тишины, котла каждому хо-
четея помолчать.

Бойцы мечтали о доме, о любимой, о ско-
рой вотрече с ней. Мечтал и Михаил Ц,

Там, в Ленинграде, у него осталась жена.
Любил ”ее Михаил сильно. Через велю войну
пронее он свою любовь. Легко ли было ему
прошагать с боями сотни километров  че-
рез степи и болота! Но всегда, в минуту 10
напряженного боя, под бомбежкой ли про-
тивника, в леденящую зимнюю стужу или в
летний зной, ему помогала. его любовь. Она
вела его в бой, она согревала эго в холод,
она вместе с ним шла сейчае к победе. 10-
нести ее ло дома, не расплескав, а приумно-
жив. вернуться с победой к любимой жене,
взять жену за руки и сказать: «Ну, вот
мы снова вместе!»,—ради этого можно вы-
нести любые тягости, любые иепытания!

Часто в ночной тиши, когда товарищи
спали, утомленные боями, Михаил, перебо-

ров усталость, шисал жене письма, полные

надежд на скорую встречу. Сколько раз,

бывало, говорил он усталым бойцам: «Ни-
чего, ребята, побъем немцев, заживем. Эх,

и заживем!», мечтая при этом о доме.
В тот ‘день Михаилу было не по себе:
уже давно не быле писем из дома, и он,

признаться, загруетил. Не хотелось ему ду-
уать дурное, но веякие невеселые мыели
лезли в голову.

Когда появился письмоносец, Михаил не
стал впрашивать, нет ли ему письма, боясь
услышать: «Пишут тебе, жди в следую-
щий раз!» ;

Й вдруг: «Товарищ П., вам письмо!»

Сразу все сомнения, вое мрачные мысля
развеялись, осталась одна светлая ралость:
письмо было из Ленинграда.

Поспешно разорвае конверт, он вынул
DUCbMO...» ‘

Ha этом я прерву рассказ товарищей о
Михаиле, Я делаю это из чувства глубоко-
№ уважения к нему. Я хочу налисать 0°
тех, кто нанес фронтовику велякую обиду,

В конверте лежало не письмо от жены,
там лежала маленькая серая бумажка ©
номером, штамном—ео веем, чему положе-
нс быть на официальной бумажке.

Это была сулебная повеетза. Вот она —
церехло мной. Не также прислали е фронта
товарищи Михаила. Привожу ее полностью:

«Народный суд 1-го участка Октябрь-
екото района гор. Ленинграда вызывает вае
в 12 часам 20/1-1945 г, в качестве от=
ветчика по иску гражданки П, о растор-
жении брака». А на обороте извепталоеь,
что неявка одной из сторон не является
препятетвяем к разбору и решению дела.

Я оставляю на совести гражланки П. ее
измену Михаилу. Но затеять судебный про-
цесе ¢ мужем. который сражается с нем-
цами, писать’ в суд заявление в ту самую
минуту. когда он. быть может, пошел в бой
‘За тебя, за твою жизнь, это ли оне пре-
отупление перел совеетью?!

А теперь--о лрутом. Меня интересует
судья 1-го участка, откула чиновник по-
олал серую бумажку на фронт, Аккурат-
ный, видно. человек. этот чиновник все
написал: и число явки, и час, и адрес,
куда явитьея. Аккуратный, но забывчи-
вый, Забыл, что «ответчик» воюет,

Ольга ЧЕЧЕТКИНА,

НАШ «ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»

Мы учимся на подготови-
тельном отделении Инсти-
тута стали, готовимся к эк-
заменам на аттестат зрело-
сти. Расскажу, как мы вы,

*

Студенты сами делают
учебные пособия

дарей и альбомов состав-
ляют сами учащиеся: пишут
статьи, исторические 0630-
ры и художественно их
оформляют, Руководит ра-

пускаем «Исторический ка- * ботой учащихся редколле-
ленларь», как он помогает гия:  Мгорь  Красненков,
учащимся восстановить в, ский народ пол предводи-   Игорь Светлов, а Са-
памяти и расширить знания   гельством народных героев   бельникова. Материалы
по истории нашей Родины.   Минина и Пожарского. бо- каленларей и исторических
- «Исторический кален-   ролся с польско-шведекой   альбомов обсуждаются в
дарь» выходит раз в месяц.   интервенцией. Петру Вели:   классах. а затем передают-
Он освешает основные исто-   кому, его успешной внеш-   ся на правах рукописей в
рические события и факты,   ней политике и укреплению   кабинет основ  маржсизма-

рассказывает о выдающих-

ся деятелях нашей Родины. :

Четыре номера  «Историче-
ского календаря» уже’ вы-
пущены, -

Первый посвящен  древ-
нему периоду нашей Роди-
ны — Киевскому государ-
ству, борьбе русского  на-
рода с немецкими и швед-
скими захватчиками, с тата-
ро-монгольскими завоевате-
JMU.

О создании  многонацио-
нального государства, 0
деятельности Ивана Ш и
Ивана‘ Грозного  рассказы-
вается во втором номере
календаря. В третьем по-

Русского государства
свяшен четвертый номер.
В следующих номерах
«Исторического календаря»
мы расскажем о Суворове,
06 Отечественной — войне

no-

1812 года, о декабристах, о

замечательных людях XIX
века — Герцене, Белинском,
Добролюбове, = Чернышев-
ском, Заключительный  но-
мер посвятим советским
полководцам, легендарным
героям и роли партии в го-
ды гражданской войны.
Кроме «Исторического
календаря», мы составляем
альбомы по чстории. Три
альбома уже выпущены.
Весь материал для кален-

ленинизма, чтобы ими поль-
зовались все учашиеся под-
готовительного ‘отделения.
Мы часто посещаем мое-
ковские музеи — Историче-
ский, Музей им В И,
Ленина, Музей революции.
всех наших делах нам
помогают предметная ко-
мисеня по иттории, доцент
и кандидат  историчееких
наук И. К. Гохберг. а так.
же преподазатели СН,
Дроздов и В. В Граве,

А. ГОЛИКОВА,
комсорг подготовитель-_
ного отделения Инсти-

тута стали имени

И. В. Сталина,

дробно показано, как рус-

ВИКОЛАЕВ, 12 апреля. (Наш. корр.). В
Николаеве состоялея общегородской день
учителя, на который собралось свыше 400
цедатогов. Лектор обкома партии тов. Голу-
бнцкий прочитал лекцию о международном
и военно-политическом положении Советско-
го Союза, а лектор горкома партии тов. бэл-
Датенко — 06 историческом прошлом города
Николаева. СЯ
‚ Такие дни учителя будут проводиться

каждый месяц по воскресеньям. В бдижай-
шее время намечается прочитать такие“
лекции для педагогов: «Исторические побе-

Не

Москва.

ЛЕНЬ УЧИТЕЛЯ

ды Краской Армин в Великой Отечествая-
Ной воине», «Воспитание волевых качеств
человека», «Коммуниетическое воспитание
B COMbe>, «Строение солнечной системы й
происхождение Земли» ит. д.

Дни учителя будут проводитьея ви веех
районах облаети,
П. СТЕПАНОВ.

№90490494%6- 4546444

ева
«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
13 апреля 1945 г. 8 стр.