15-летие со дня смерти В. В. Маяковского

МЫ СЛЫШИМ ЕГО ГОЛОС

Маяковокий — центральная фигура в. с0-
ветоком искусстве. Он кажется видимым с
любой точки пространства и времени. Ora
первея любозь людей Октябрьского поко-
ления, а перзая любовь никогда не обманы-
вает и никогда не проходит. Возвращаясь
к пей, мы возвращаемея к собетвенной мо-
лодости,.

Bor почему печальная дата — пятнад-
цать лет со дня смерти Маяковекого— так
горячо обжитает сердце. И в то жо время
кажется, что никаких пятнадцати лет
ве прэшло, а Владимир Маяковекий живет
и работает рядом, ворочает глыбами свой
громовоеный эпог, каждым новым стихом
прокладывает новую, нехоженую дорогу для
нас с вами. читатель.

Это самый молодой, беспокойный. никуг-
да He устающий человек в нашем искуз-
стве. Гозорить о нем можно п должно толь-
ко как о жчвом. Ведь давно уже извеетно,
Бак он ценавилел «веяческую мертвечину».

Вот я для нас дело Маяковского, его грэ-
мыхающий голое, его рабочий жар не кон-
чаютел. Представим себе его сегодня, вес-
ню, 1945 тола — выеокого, плечиетого че-
ловека, пятидесяти се лишком лет, е твердо
вылепленным, характерным лицом, в ши-
роким жестом, широкими шагами, неието-
вой любовью к новизне.

Вот он проходит по Моекве. Может быть,
по площали Маяковекого. Он не станет
екрызать, что радуется ‘ее новому назвз-
нию. Что ему прежде всего бросится в гла-
за ил подземной станция? Пожалуй, гоф-
рироватная сталь в обшивке колоннады.
Вель она. чем-то сродни его собетвенным
давний мечтам о дворцах социалистическог»
торода. 9п узнает эти мечты в свежевымы-
тых окнах поезда. в убегаюшей трубе тон-
неля. Сегодня Маяковский выйлет к аэру-
порту вместе со спешащей толпой мо-
оквичей, вузовцев, командиров. Многие
среди них узнают Маяковского в лицо. В
аэропорту его дожидается майор, работнив
фронтовой или армейской газеты. Обоим
предстоит путешествие, перелет в 6—8 ча-

сор ло западного города, а оттуда на «вилли-  .

©» их подкинут в армию.

Завтра утром Маяковский булет уже в
армии, в штабе фронта. Его ветретят, как
ролного брата, седые. знатные герои, с ко-

торыми он соединен тридцатилетней друж-

бой. — тут и память о первых залпах «Ав-
роры», и трагичеекий день января 1924 г.
у гроба вождя, а может статься, и Гвадарра-
ма, и Халхин-Гол.
Маяковский в армпи. Да разве был лень
и час Отечественной войны. когла Маяков-
ский не был бы в Красной Армии, когла
его книжна не лежала бы в полевой сумке
командира, его стихи не украшали бы рэ-
чин политработника, его слово не протяну-
лесь бы лозунгом по полосе газеты. Разве
его-имя не писали крошащимея мелом на
броне танка? Разве его именем не названа
боевая машина?
Маяковекий зайдет в блиндажик к ap-
тиллериетам, прильнет к стереотрубе и,
разглялев зеркими глазами вее, что еледу-
-ет, поможет корректировать огонь по чер-
ной Германии, как это не раз делало его
слово. Вместе в провлавленным пилотом
перелетит он на бомбардировщике линию
фронта и пошлет на крыши немецких анта-
ров и казарм проклинающий и разруши-

SNNN

тельный металл. Ведь и это тоже ему He
раз приходилось делать.

Потому что борьба и труд сегодняшних
советских людей есть прямое продолжение
ето стихов, прямой вывод из них. Ок знал,
что его «стих трудом громаду лет прорвет
и явитея весомо, грубо, зримо».

Но ведь Маяковский захочет оглядеться
также и в хозяйстве, наиболее близком ему:
он заглянет на страницы толстых журна-
лов, просмотрит полосы газет, ища стихов
и прозы. Что брослтся ему в глаза? Как
отнесется он к новым именам, которых еще
не слыхал, или к старым, которые слыхал
достаточно. часто?

Наверво, он кренко пожмет руку многим
фронтовых писателям и признает в их 06е-
вой работе свою хватку и свое всечаеное
напряжение. Он поралуется поэме фронтового
поэта, ‘тромко смеясь, процитирует чью-то
сатиру. обой стих, ставший бомбой \ или
знаменем, будет для него kak потарок
сына. Он полюбуетея на «Окна ТАСС»,
которые продолжают его выдумку и его тра-
дицию дней гражданской войны, может
быть, п поморщитея на кое-какие 2ко-
роспелые и неряшливые подписи под рисун-
ками. Незачем гадать, когда и почему еще
поморщится Маяковский? кула будет адре-
сован его сокрушающий и валящий с ног
сарказм. Яено только, что сильно непоздо-
ровилось бы`от Маяковского всем, кто хо-
Чет говорить о великом времени серыми,
отштампованными словами, а еще больше
тем, которые отмалчиваются вовсе, в 60-
зерцании своей маленькой фигуры и в
любований своими крохотными чувствами.

Потому что сул и суждение Маяковского
ясны и тверло обоснованы. Достаточно еще
раз раскрыть его книги, чтобы ‚оттуда дох-
нуло несравненной его правотой.

Й уж раз мы раскрыли их, эти знакомые
и читанные-перечитанные тома, пусть он
еше раз договорит свое заветное желание
п впрямую обратится к нам:

Ирикну я
BOT с этой,
в нынешней страницы:
— Не листай страницы!
: ‚ Воскреси!
...Воскреси
хотя 0 за то,
что я
- поэтом
ждал тебя, :
откинул булничную чушь!
Воскреси меня.
хотя б за это!
Воскреси —
свое дожить хочу!
...Чтоб день,
который горем старящ,
не христаралничать. моля.
Чтоб вся
на первый крик:
товарищ! —
оборачивалась земля.

Даты создня смерти великого поэта будут
повторяться еще не раз. Расстояние во вре-
мени между ним и новыми людьми будет
беспредельно увеличиваться. Но этот жи-
вой голое, голос человека, который, про-
живи он хоть сотню лет, все равно не до-
жил бы и не исчерпал своей жадности к
жизни, — он будет звучать всегда и всегда
булет услышан живыми.

Павел АНТОКОЛЬСКИЙ.

ТРИБУН

Лучшие нисатели и поэты русского на-
рода не уставали утверждать и проповеды-
вать активную. лейственную роль литерату-
ры, бороться за ее идейность, требовать от
хуюжника самоотверженного служения на-
роду.

Творчество Маяковекого является одним
Из наиболее высоких образцов такой граж-
данственности и действенности. С самого
начала выступил оп как поэт-трибун, как
тлашатай «народных тысяч». Образ поэта—
«народа водителя п одновременно народа
слуги», «агитатора, ‘горлана-главаря» —
определял для Маяковекого содержание и
направление искусства, характер отноше-
ния к жизни. Ещев 1914 году on еформу-
лировал одну из основных задач поэзии —
«находить каждому циклу идей свое исклю-
чительное выражение». Уже. в первых
крупных своих произведениях, в трагедив
«Влалимир Маяковский», в поэме «Война
и мир», он во весь рост поставил вопроз
96 ответетвенноети поэта перед народом.

С еще большей остротой ветал перед
Маяковским вопрос о назначении поэта, 0
го «месте в рабочем строю» после револю-
ция. Поэт, «революпией мобилизованный и
призванный», как он сам себя называл,
Маяковский своим творчеством участвовал
в переделке жизни, помогал овоему наро-
Ay «вырвать радость у грядущих дней», в
именно поэтому благородная традиция 0б-
щественного служения в поэзни Маяковеко-
го проявилагь так небывало ярко.

Как н творчество его великих предше-
ственников, поэзия Маяковского была mpe-
Hie веего утверждением патриотической
темы. Но эта тема для писателей пропктого
неизбежно означала и борьбу с теми сила-
ми, которые сковывали народ. Патриотизу
Маяковского был окрашен в другие тона.
В его стихи пришла радостная правда ут-
верждения новой жизни, повых человече-
зких отношений, расцветавших в молодой
стране социализма. И то активное, дейет-
военное начало, которым было всегда про-
БИкНУтО твоочество лучитих наптих писате-
лей п поэтов, в поэзии Маяковокого было
выражено с невиданной прежде силой.

Отечество
славлю,
которое есть, -
но трижды —
которое будет, — :

BOT слова. особенно полно раскрывающие
природу той действенности, той устремлен-

ности в будущее, которой прокикнут пат-
риотизм Маяковекого. Воспевая свою пре-
красную Родину, героические дела ее людей;
поэт с еще большим восхищением говорил
о грандиозных замыслах своего нарола. Его
не пугала огромноеть задач, серьезность тех
трудностей, которые предетояло преодолеть.

Я
планов нантих

люблю громадьё,
размаха

шаги саженьи.
Я радуюсь -
маршту,
которым идем

в работу
и в сраженья, —

восклицал он в поэме «Хороню», и имен-
HO самый процессе борьбы, неукротимое
стремление народа вперед особенно пленяли

поэта.

Таким же активным, действенным нача-
лом был проникнут и гуманизм Маяковеко-
го. «Имя человечье несите в гордости»—
эти прекрасные слова, перекликающиеся с
горьковским «Человек — это звучит гор-
40», были не только призывом к людям. но
И опять-таки требованием к поэту, чей
высший долг Маяковский видел в борьбе 3a
утверждение подлинной человечности. Ло
революции поэт мог лишь мечтать о том
времени, когда «люди родятея, настоящие
люти. бога вамого милосердней и лучше».
Все послеоктябрьекое творчество Маяков-
кото — это уже не только  пламенное
стремление к высокой чистоте и осмые-
ленности людских «отношений и дел», но
и неустанная борьба за полноценного чело-
Beka, живое воплощение которого поэт
видел в лучших людях своей Родины.
(бличая пошлость и низость,  беспо-
шадно  клеймя  люлбкую «дрянь». и
«дрянцо», Маяковекий боролся за воплоще-
ние в сознание п быт людей высоких прин-
цинов внутренней свободы. празетвенной
чиетоты и силы. Идеалом его были люди,
готовые «сердце отдать временам на раз-
рыв»,—и именно такой готовности требо-
вал он от поэта. И, может быть, никому не
Зыла так близка мыель о писателях как
«инженерах человеческих душ», как Мая-
ковскому, который всем своим творчеством
утверждал огромную роль поэта в форми-
ровании человеческого сознания, в борьбе
за полноценного человека сталинекой эпохи.
Й не случайно именно Маяковский был и

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 137. Улица «Правды», д. 24, 6- этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ:

трудовых резервов — Д 3-31-96; учащейся молодёжи—Д 3-37-

—-

511710,

Выступлечия югославских деятелей на митинге в Белграде
° в Честь боветско-Югоелавского договора

БЕЛГРАД, 13 апреля. (ТАСС). На состо-
явшемся вчера в Белграде митинге в честь
подписания Советско-Югославского догево-
ра о дружбе, взаимной помощи и послевоен-
ном сотрудничестве выступил министр про-
мышленности Югославии Хебранг.

«Весть о подписании Советско-Югослав-
ского договора, —` сказал Хебранг, — за-
ставила радостно биться сердца. миллионов
патриотов нашей страны и сердца наших
друзей за границей. Этот договор является
залогом того, что никто отныне не сможет
поставить под угрозу завоеванную нами
свободу, никто не’ сможет безнаказанно
играть суверенитетом народов Югославии и
нарушать ее священные границы».

С горячей речью выступил на митинге
министр земледелия Сербии
Смилянич. «Братья и сестры!—сказал он.—
Великие исторические дни переживаем мы.
`В эти великие дни, в эти исторические часы
мы собрались, чтобы выразить нашу радость
по поводу великого событня — заключения
договора о дружбе между Советским Сою-
зом и Югославией. Могилы наших братьев,
русских героев Красной Армии, разбросан-
ные по нашей стране, кровь, пролитая эти-

протоиерей.

ма храбрыми воинами и нашими м
скрепила договор о нерушимой дружбе
между Советским Союзом и Югославией.
От имени всей Сербии, от имени `‘городско-
го и сельского люда я приветствую это
праздничное событие и призызаю вас вос
кликнуть так, чтобы нас слышали далеко
далеко, в’ самой нашей  матеря-Россаи:
«Да`здравствует Советская Россия во главе
с Маршалом Сталиным!»

«Сегодня, — сказал заместитель председа.
теля совета министров Сербии Бошкович,—
сербский нарол отмечает одну из самых
блестящих страниц своей истории — заклю-
чение договора о дружбе и взаимной по”
мощи между Советской Россией и’ Юго-

wD.

aso «Политика» поместила на первой
странице речи тов. Молотова и Маршала
Тито, которыми они обменялись после под-
писания договора, и заявление Шубашича.
В газете , опубликована большая статья
«Исторический путь ютославов, отмеченный
любовью к России». Автор статьи — писа-
тель и один из руководящих работников
редакции «Политика» Джокович. Газета
«Омлалина» посвящает редакционную пере-
ловицу подписанию договора.

_ Польский народ приветствует
советско-югославский договор

ВАРШАВА, 13 апреля. (ТАСС). Сегодня
все польские ‘газеты опубликовали полный
текст договора, заключенного между Союзом
ССР и Югославией. Договор многократно
транслировался по радио. На площадях го-
родов, у громкоговорителей собирались ог-
ромные массы людой, восторженно привет-
ствовавших этот акт, знаменующий укрепле-
нае дружбы между славянскими народами ч
направленный на устанозление совместно со
всеми Об’елиненными нациями длительного
послезоенного мира. После окончания работы

на фабриках зазодах, предприятиях и в учре-®

ждениях ГПолыши состоялись ‘многолюдные
митинги, посвященные этому событию.

На собрании железнодорожников станций
Варшава-Восточная -с сообщением о дого-
воре выступил делегат с’езда железнодо-
рожников Польши Кич. .

— Мы, — сказал он,— являемся свилете-
лями крупнейшего события, имеющего боль-
шое международное значение. Мы, поляки,
можем только приветствовать этот ак”, кк
свидетельство крепнушей дружбы между
славянскими народами, являющейся лучшей
гарантией против немецкой агрессии в бу-
дущем, лучшим гарантом мира в послегоен-
ной Европе. Советский Союз и егз доблест-
ная Красная Армия освободиля нмну ро-
дину от немецких захватчикоз, ваобужили
наше Польское Войско. Кровью лучпгих сво-
их сынов советский и польский наролы скре-
пили между собой вечную дружбу. Мы, ра-
бочие, а вместе с нами и весь польсхай ва-
род, считаем, что пришло время скрепять
этот союз о дружбе законным актом.

Эти слова оратора были встречены собрув-
шимися горячим одобрением. В ирчнятой ре-
золюции железнодорожники заявили:

«После ознакомления с текстом советско-
югославского договора мы горячо привет-
ствуем его и заявляем, что он являегоя вы-
ражением тесной дружбы и крепчушей co-
лидарности славянских народов. Этот до-
говор дает гарантию окончательного раз-
‚грома немецкого империализма и предотвра-
щает попытки немецкой агрессии на восток
в будущем,

УХУ хх

В. МАЯКОВСКИЙ.

остается одним из любимейпких поэтов на-
шей молодежи, ее верным другом и совет-
чиком, чьи горячие слова и призывы учат
ег жить и бороться, любить свою Родину,
воспитывать в себе лучшие черты человека
и гражданина.
«Я знаю силу слов, я знаю слов на-
бат», — восклицал Маяковский, и это yr-
верждение не было для него лишь яркой ме-
тафорой.. Он проверил его еще в дни граж-
данской войны, работая в окнах Роета, он
воочию убеждалея. как «из книги... в му-
скулы усталые лилась строящая и.бунтую-
шая сила», он знал. что настоящие слова
«приводят в движение тысячи лет миллио-
нов сердца». И тем настоятельнзе звучало
всегда его требование и к себе и к товари-
щам по поэтическому оружию — подчи-

HHTh BCe свое творчество единой великой.

цели, за которую боролея весь натюл, тем
репгительне” отстаивал он роль поэта как
«завода, вырабатывающего счастье», Kak
учителя жизни, приоткрывающего завееу
над будущим, зовущего магсы вперед. Это
сознание своего долга, своей ответетвенно-
сти было в Маяковеком особенно сильно
еще и потому, что, как никто до него, умел
он слить все свои переживания е жизнью
ротной страны, что не было для него такой
личной темы, которая не окралтивалаеь бы
социально. С другой стороны. любое етихо-
творение Маяковекого, посвященное соци-
альной, тематике, дышало горячим чуветвом
человека, говорящего о самом близком и до-
рогом. Любая строка. налисанная Маяков-

справочный — Д 3-30-56: секретариат — Д 3-36-
43; отдел крестьянской молодёжи—Д 3-38-38 и Д 3-84-23; у а

Пренсполненные желания сохрачить на-
вечно границы исконных польских земель,
отвоеванных в кровавых боях героической
Красной Армшей и возрожденным Польским
Войском у немецких насильников. преиечол-
ненные заботой об обеспечении безопасности
Полыши и создании гарантии от лозторния
немецкой агрессии, собравшиеся. просят пра-
вительство республики обратить-тя с пред-
ложением к правительству Союза ССР о за-
ключении польско-советсекого союзного до-
говора о дружбе, взаимопомощи ч после-
военном сотрудуичестве». ;

Аналогичные резолюции с требованием о
заключении  польско-советского союзного,
договора приняты на собрании завода теле-
графной аппаратуры, где присутствовали
350 человек, на собрании работников ди-
рекции путей сообщения, на котором при-
сутствовали свыше тысячи человек, и мчо-
гих других.

На собрании работников Варшавского го-
родского магистрата е большим докладом
выступил зам. председателя городской рады
народовой Гродицкий.

Докладчик подчеркнул, что, только опи-
раясь на союз и доужбу се Советским ©о-
юзом, Польша может стать подлинно ве-
ликой, сильной и независимой ‘страной.

Собрание единодушно потребовало от
временного правительства Польской рез-
публики обратиться с предложением к пра-
вительству Союза ССР о заключении
договора польско-советской дружбы, вза-
имопомощи и послевоенного сотрудничества.

На митинг гражданского комитета 25-го
округа города Варшавы собрались уполно-
моченные, представляющие 50 тысяч жите-
лей этого округа. С живейшим интересом
узнали присутствующие о заключении со-
ветско-югославского договора. Председа-.
тель гражданского комитета Вырубемский
заявил:

«Каждый честный поляк сердечно радует-
ся заключению этого догозора. Он скреп-
ляет союз между двумя славянскими наро-
дами, содействует скорой’ победе над не-
мецкими варварами и установлению тесного
послевоенного сотрудничества между всеми
свободолюбизыми народами. Мы, граждане
демократической Польши, желаем крепчай-
шей дружбы с Советским Союзом, героиче-
ская армия которого освободила нашу ро-
дяну от немецких оккупантов, ибо в брат-
ском союзе с ним мы непобедимы».

Собрание в своей резолюции потребовало
от временного правительства поднять во-
прое перед правительством! СССР о’ заклю-
чении договора о союзе и взаимопомоши
против агрессии. . ‘

С большим под’емом прошли митинги на
крупнейших заводах Лодзи, на пред-
приятиях и в учреждениях древней сто.
лицы Польши Кракова и других городов
Польской республики.

ХХХ КУ Х

ским, всегла покоряла той высокой искрен-
зостью, той честностью, которые возможны
лишь’ тогда, когла речь идет действительно
0 самом важном в жизни человека.

«Быть поэтом теперь — значит мыслить
поэтически, а не щебетать по-птичьи мело-
дическими звуками. Чтоб быть поэтом, нуж-
ны не грезы праздношатающейся фантазии,
не выписные чувства, не нарядная пе-
чаль: нужно могучее сочувствие с вопроса-
ми современной действительности».

Эти слова принадлежат Белинскому и на-
писаты сто лет назад. И те же самые тре-
бования пред’являл к поэту Маяковекий,
теми же эпитетами клеймил он поэзию, ото-
рванную от жизни, уводящую в сторону от

‘борьбы. И та беспощадноеть, е которой об-

рушивается Маяковский на поэтических
«птичек божьих», об’ясняетея отнюдь не
какими-либо профессиональными или цехо-
выми мотивами. Для лучших наших писа-
телей и критиков борьба с голым эстетиз-
MOM, € «чистым искусством» всегда была
не столько литературным, сколько общест-
венно-политичееким фактом. И для Маяков-
ского — в`особенной степени. Для него,
приравнивавишего перо к штыку, заявляв
шего, что все споры наши и с врагами, и >
друзьями о том, что важнее: «как дэлать»
или «что делать», мы покрываем теперь
эоновным налтгим литературным лозунгом
«для чего делать», —Поэзия, уклоняющаяея
от жизни п борьбы, представлялась не про-
сто бесполезным, а вредным делом, обра-
щенным против народа, мешающим. борь-
OG, созиланию. движению вперед. И это в
особенно большой степени касалось ‘олной
из самых важных для’ Маяковского тем —
темы защиты Родины, готовности к борьбе
¢ BnaroM.

Поэзию Маяковский рассматривал прежде
всего как большой и почетный труд и, так
же как и крупнейшие поэты прошлого, е
пегодхованием говорил о тех, кто считал
возуожным заниматься ею между прочим,
кто видел в ней простую забаву, развлече-
ние.

И именно. потому, ч10 ве свое TBOD-
чество, «до. самого’ последнего листка»,
оп отдал народу, не было для него боль-
шей радости, чем «быть понятым род-
ной страной», пужным’ ей. завоевать ев
«любовищу». И нам понятно то чуветво
гордости и удовлетворения, с каким обра-
щался Маяковский к будущим поколениям,
напоминая им, что в борьбе за завоевание
их счастливой жизни есть и его доля. что
го «стих» войдет в будущее «весомо. гру-
бо, зримо, как в наи дни вошел водопро-
вэд, сработанный еще рабами Рима».

: Н. КАЛИТИН.

и -31-79;
отдел литературы и с Teak oe пропаганды и агитации —Д 3-37.

стенографии — Д 1-04-76 и д 3-35-20,

отдел информации—Д 3-38-49;

Типография газеты «Правда» имени Сталина. ,

военный отдел — Д 3-36-24;

‹ Обстоятельства смерти Рузвельта

ВАШИНГТОН, 13 апреля, (ТАСС). Врач
Рузвельта вице-адмирал Макинтайр заявил,
что смерть президента была совершенно не-
ожиданиой и что вчера утром он получил

сообщение по телефону из Уэрм-Спрингса,

что всё обстоит благополучно.

Печать сообщает, что Рузвельт в, течение
двух недель находился в Уорм-Слрингее,
Вчера днём он потерял сознание в то вре
мя, ‘когда художник писал его портрет. Ou
болыше уже не приходил в созлание м умер

спокойно.

Заявление Трумэна

ВАШИНГТОН, 12 апреля. (ТАСС), Через

три часа после скоропостижной смерти Руз-
вельта Трумэн вступил в должность презч-
дента и вскоре сделал заявление печати, об”.
явив о своём намерении решительно продол-
жать войну до успешного окончания, а так-
же уполномочил. государственного секрета“
ря Стеттиниуса об’явить, что конференция
в Сан-Франциско будет соззана в назначен-

} *

Новый президент Соединенных Штатов
Америки, видный деятель демократической
партии, Гарри Трумэн родился 8 мая
1884 года в семье фермера в г. Ламар (штат
Миссури). Окончив среднюю школу, он не-

оторое время работал в, банке, а затем вер-
нулся в семью. После  вступления США
в первую мировую войну Трумэн был за-
числен в армию, посещал некоторое время
артиллерийскую школу в форте Силл, а в
марте 1918 года получил назначение в дей-
ствующую армию и отправился в Езаропу.
Он принимал участие в военных операциях
во Франции, командуя батареей. К концу
войны Трумэн получил чин капитана. После
окончания войны он был демобилизован
в чине майора.

В 1922 году Трумэн был избран судьей
а графстве Джексон штата Миссури. В это
время сн поступил в правовую. школу в
Канзас-Сити, в которой обучался до 1925

также об’явил, что он наз

ное время, Трумэн
“f a Pyspenbta 4 cos

мерен продолжать политику
хранить кабинет Рузвельта.

ВАШИНГТОН, 12 апреля. (ТАСС). Тру
мэн сделал следующее заявление;

«Мир может быть узерен, что мы будем
  продолжать войну на обоих фронтах — ва
востоке и на западе — co всей имеющейся
у нас силой до успешного конца»,

ж *
года, В 1926 году Трумэн’ был избран на
пост председателя суда в графстве Джек.
сон и занимал этот пост до 1934 года вклю-
чительно. В этот период своей деятельности
Трумэн приобрел известность своими адми-
нистративными мероприятиями.

`В 1934 году Трумэн был избран в сенат,

В 1940. году Трумэн был’ вновь избран
в сенат. В начале 1941 года он был назна“
чен главою сенатской комиссии по обследоч
ванию военной промышленности.

Трумэн поддерживал внутриполитиче»
‘ские и внешнеполитические мероприятия
Рузвельта, неоднократно выступал против
изоляционизма и высказывался в пользу
международного сотрудничества. -

Летом 1944 года он был выдвинут с’ездом
демократической партии кандидатом на пост
вице-президента. 7 ноября 1944 года Трумэн
был избран вице-президентом США.

Заявление Стеттиниуса

ВАШИНГТОН, 12 апреля. (ТАСС). Госу-
дарственный секретарь США  Стеттиниус
сделал следующее заявление;

«Большая трагедия постигла ‘американ-
ский мир, великий лидер ушёл в историю в
тот час, когда он был так нужен. Однажды
уже в час национального кризиса наша стра-
на перенесла такую потерю. Подобно Лин-
кольну, Рузвельт поистине отдал жизнь за
го, чтобы Америка могла жить и чтобы бы-
ла сохранена свобода. Подобно Линкольну,
он благополучно провёл нашу страну с ве:
ликой мудростью и мужеством через самые

страшные угрозы почти до далёких Gepee
гов безопасности и мира. Теперь он ушёл,
Нет слов, могущих выразить ‘всю глубину
горя, которое испытывают сегодня все аме-
риканцы. Обращаясь к будущему, мы можем
вынести из нашего горя живую память о
непоколебимом мужестве, с которым наш
великий президент встречал каждую лич+
ную и национальную опасность. ‚ Ни один
человек не обладал более глубокой и силь-
ной верой в Америку. С этой верой он умер.
С такой же верой‘и с таким же непоколе-
бимым мужеством мы должиы итти вперёд»,

Заявление посла СССР в США тов. Громыко

НЬЮ-ЙОРК, 12 апреля. (ТАСС).
СССР в США тов. Громыко сделал следую-
щее заявление представителям печати:

«Для меня было ужасным ударом узнать
о смерти президента Рузвельта. Его смерть
является большой потерей не только для
американского народа, но и для миролюби-
вых народов всего мира. Мы потеряли од-
ного из величайших государственных дея-
телей, которых когда-либо знал мир, и ве-
ликого человека. Заслуги президента Руз-
вельта в деле мобилизации сил Соединен-
ных Штатов для войны против нашего об-
шего врага — нацистской Германии — бы-
ли огромными. Он мог различать подлинных

Посол   друзей так же, как и настоящих врагов. Он

знал цену единства великих союзных дер-
жав и значение этого единства ‘для победы.
Личное обаяние президента Рузвельта было
большим. Мои личные встречи с ним на-
всегда сохранятся в моей памяти, Я не сом*
неваюсь, что великий американский народ,
который дал такого великого человека, бу-
дет с такой же решимостью, как и под его
руководством, продолжать борьбу против
общего врага, пока полная и окончательная
победа над врагом, которая очень близка,
не будет достигнута. Советский народ раз»
деляет великое национальное горе, которое
постигло дружественный американский на-
род».

Хэлл о смерти Рузвельта
НЬЮ-ЙОРК, 12 апреля. (ТАСС). Бывший   нынешнего этала войны, когда победа уже

государственный секретарь США Хэлл сде:
лал следующее заязление в связи со смертью
Рузвельта:

«Я крайне ошеломлён потрясающим изве-
стием о смерти президента. Болышая тра-
гедия не могла постичь нашу страну и мир
в настоящий момент. Его вдохновляющая
дальновидность, исключительная  государ-
ственная мудрость и великолепные качества
руководителя были факторами, без которых
Об’единенные нации могли бы не достичь

Отклики на смерть

НЬЮ-ЙОРК, 13 апреля. (ТАСС). Скоро-
постижная смерть Рузвельта явилась круп-
нейшим ударом для большинства американ-
цев. На улицах, около радиорепродукторов
и информационных агентств, собирались
толпы, с нетерпением ожидая подробностей.
Радиостанции прекратили передачу всех
обычных программ и беспрерывно передава-
ла бюллетени последних известий, отклики
ч комментарии. Газеты выпустили специаль’
ные издания, причем заголовки в черных

близка. Этого’ руководства ‘мы лишились.
Однако его дальновидность и государствен.
чая мудрость должны продолжать вдохнов-
лять нас при выполнении решающей задачи,
которая ешё стоит перед нами,— задачи
установления всеобщего мира. Человечество
обеднеет в связи с его смертью. Мы были
близкими соратниками с президентом в те-
чение многих лет, когда руководили внеш-
ними отношениями нащей страны. Мы были
давнишними друзьями. Его смерть является
для меня лично огромной потерей»,

Рузвельта в США

рамках почти целиком заполняли первые
страницы. Информационные агентства не-
медленно начали передавать заявления
многочисленных видных деятелей по поводу
смерти Рузвельта.

Об’явление дня траура в США

ВАШИНГТОН, 13 апреля. (ТАСС). Пре-
зндент Трумэн об’явил 14 апреля днем
траура в связи со смертью Рузвельта,

Траур в американских войсках

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Лондэя-
ское радио сообщает, что по случаю смертн
президента Рузвельта генерал Эйзенхауэр

\

Военные действия
в Западной Европе

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). В сообще-
нии штаба верховного командования экепе-
диционных сил союзников говорится, что
наступление союзников через реку Эйссель
между Девентером и Зютфеном развивается
успешно. Противник оказывает более стой-
кое сопротивление. Создано два предмост-
ных укрепления через °реку Аллер. Город
Целле к сенеро-востоку от Ганновера: занят
союзниками. Дальше к юго-востоку танко-
вые и пехотные части союзников очищают
от противника Гарцские горы. Река Заале
форсирована к югу от Наумбурга и ещё в
одном пункте. В ходе наступления по обо-
им берегам реки Майн в верхнем течении
взято несколько городов в районе Гасфур-
та. К востоку от Гейльбронна союзники ©оз-
дали предмостное укрепление на реке Кохер
глубиной примерно в 13 километров. В рай-
оне рурского «мешка» операции развиваются
успешно.

апреля союзники взяли на запале 40.159
пленных.

Педробности занятия союзниками Веймара

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Лондон-
ское радио сообщило вчера, что части аме-
риканской 3 армии генерала Паттона заня-
ли город Веймар, который был сдан 5зз
единого выстрела. К американским войскам
был послан на велосипеде пастор, который
сообщил о капитуляцич Веймара и уехал

обратно.
—O—.

Пребывание советской молодежной
делегации в Болгарии

СОФИЯ, 13 апреля. (ТАСС). Находящаяся
в Болгарии советская молодёжная делега-
ция, во главе с тов. Данилэвым, была при-
нята премьер-министром Кимоном Георгие-
вым. Делегация советской молодёжи прг-
поднесла премьер-министру шкатулку рабо-
ты палехских мастеров с изображением мос-
ковского Кремля.

Делегащия посетила также регентов. Ре-
генты тепло встретили представителей со-
ветской молодёжи и передали горячие прн-
веты молодёжи Советского Союза, сражаю-
щейся на фронтах Отечествейной войны. с
германскими захватчиками и обеспечиваю.
щей победу Красной Армии трудовыми пол-

‚.Вигами в тылу.

-22; комсомольской жизни — Д 3.31

*39; отдел рабочей
писем — 11 3-30-69), aaa

об’явил 30-дневный траур во всех амери-
каноких войсках на европейском театре вэ-
енных действий,

Расследование немецких
зверств в Освенциме

ВАРШАВА, 13 апреля. (ТАСС). Специ:
альная комиссия по расследованию немецких
зверств в Освенциме приступила к работе.
С целью выяснения нынешнего состояния
этого гитлеровского «лагеря смерти», ко-
миссия, во главе с министром юстиции Поль
ской республики Залесским, посетила Ос-
венцим. Комиссия установилау что в Освен:
циме немецко-фашистские злодеи взорвали
газовые камеры и крематории, однако это
уничтожение средств умерщвления людей не
является таким, чтобы нельзя было восста-
новить полной картины. Этому способству-
ют показания оставшихся в живых свидете-
лей — узников. Комиссия установила, что на
территории лагеря было четыре крематория,
в которых ежедневно сжигались трупы за-
ключенных, предварительно отравленных га-
зом. В специальных газовых камерах отрав-
ление жертв обычно продолжалось 3 ми
нуты, однако для полной уверенности ка:
меры оставались закрытыми еще 5 минут,
после чего тела выбрасывались, 40 дантис-
ie вырывали из ртов трупов золотые 3y-
ы и коронки, парикмахеры обрезали волосы
с голов умерщвленных женщин, затем тела
сжигались в газогенераторных печах крема-
ториев. Крематорий №№ 2 и 3 имели по
8 топок, крематории №№ 4 и 5 — по 15 то-
пок каждый. Они действовали днём и ночью.
Специальная железнодорожная ветка слу
жила для подвоза «сырья» для крематори-
ев. На основания железнодорожных доку:
ментов имеется возможность установить чис-
ленность поездов, прибывавших в Освенцим
Число сожжённых в освенцимских кремато-
риях определяется цифрой примерно свыше
4 с половиной миллиона человек. Комиссия
однако, определит более точно цифру умер.

щвленных в лагере.
—O—
Маневр Франко

ЛОНДОН, 13 апреля. (ТАСС). Мадрид:
ский корреспондент агентства Рейтер nepe-
дает, что правительство Франко разорвало
дипломатические отношения с Японией.

лондон, 13 апреля. (ТАСС). Диплома:
м обозреватель агентства Рейтер

ендел Нил пишет, что разрыв Испанией
ae a отношений с Японией, ко-
Вы ‘адрид заранее широковещательно
рекламировал, рассматривается в Лондоне
как дело, касающееся только Испании. °

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

ИЕ
Е

к

i }

Е

Изд. № 238. ,

молодёжи—дД 3-31-9
иллюстрации — i. 8-30-29  Gane