вов поблизости доты и дзоты разруша-

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Окончание. Начало см. на 1-Й стр. :

автомашин. Части другого нашего coe- 7 бронетранспортеров и 6 складов. Бой-

динения окружили немецкий гарнизон в

населенном пункте Вязовок и в резуль-

тате короткого боя уничтожили его. Oc-

`татки разгромленного гарнизона в коли-

чеетве 200 немецких солдат взяты в
плен. В западу от города Звенигородка
противник подтянул резервы и снова
предпринял попытку прорваться на по-
мощь своей окруженной группировке,
Жонтрударом наши войска отбросили
гитлеровцев. На поле боя осталось до
$00 вражескях трупов, Сожжено и под-
бито 32 немедких танка. Отступая, нем-
пы бросили 22 противотанковых  opy-
дия, 4 тагача, много пулеметов и ав-
томатов,
т вов

Войска 3-го Украинского фронта раз-
вивали успешное наступление. Южнее
города Апостолово части Н-ского соеди-
нения 6 боями овладели рядом наеелен-.
ных пунктов, Разбитые и дезорганизо-

ванные немецкие части отступают, бро-

сая технику и вооружение. Наши тгвар-
дейцы, запявшие населенные НЕТЫ
Большая Костромка, Первомайск и Ново-
Семеновка, захватили 306 автомашин,
22 мотоцикла, 200 лошадей с повозка-
ми, 215 пулеметов, 2 бензохранилища,

цы Н-схого соединения сегодня захвати-
ли у немцев 41 орудие, 5 тягачей 203
автомашины, 3 радиостанции и другие
трофеи. Много немцев взято в плен. В
районе города Никополь наши. войска,
отрезав противнику пути отхода на за-
пад, вели бои по ликвидации вражеской
группировки. Немцы  стремятея любой
ценой задержать советские войска Ha
подетупах к Никополю, зарывают в зем-
лю танки, самоходные орудия ий исполь-
зуют их в качестве неподвижных огневых
точек. Умелыми маневрами наши части
охватывают противника’ в флангов и в
упорных боях уничтожают. его. живую си-
лу и технику. Сегодня наши войска
вплотную подошли к Никополю и ведут
бой на окраинах города.
на

Партизанский отряд,. действующий в
Каменец-Подольской области, ночью ©0-
вершил нападение на крупную железно-
дорожную станцию противника. Совет
ские патриоты взорвали и повредили 20
паровозов, разрушили все входные и вы-
холные стрелки, ‘сожгли 13 цистерн с
горючим и узел связи. Труппа партизан
другого Каменец- Подольского отряда ny-
стила под откос немецкий бронеловзд,

и

Летчики Балтики помогают. =.
„> танкистам es

ЕРАСНОЗНАМЕПНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 7 февраля. (По телеграфу от
наш. корр.). В наступательных боях Ha
Ченинградском фронте летчики Врасно-
знаменного Балтийского ‘флота тесно
взаимодействуют со вбеми родами войск
Красной Армии. Бомбардировщики и
штурмовики расчищают путь советской
пехоте, громят вражеские укрепления,
наносят удары по опорным пунктам и
коммуникадиям немцев. Самолеты кор-
ректируют огонь морской и армейской
зртиллерии. Летчики морской авиации
успелнно взаимодействуют. с танками.

В наступлении на крупный опорный
пункт противника нашим наземным вой-
скам препятствовала сложная система
отневых точек, тщательно укрытых нем-
дами на местности я в большинстве об0-

ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРЕЛЬБ
БАЛТИЙЦЕВ ia

‚КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
наш, корр.). На флоте проводится боль-
шая работа по изучению результатов
боевых стрельб береговой ч. корабельной
артиллерии, проведенных в ходе насту-
пления под Ленинградом.

Комиссия из офицеров-зртиллеристов
во главе с майором Жук посетила многие
цели, по которым вели огонь балтийекие
артиллеристы. Осмотр состоялся немед-
ленно после освобождения района 97
противника. Отмечались ущерб и потери,
которые понесли немцы от огня кораб-
лей и береговых батарей.

Особенно. внимательно были оомотре-
ны  разгромленные немецкие опорные
пункты, тщательно исследованы двадцать
восемь артиллерийских огневых позиций
врага, которые сильно обетреливались.
Координаты для стрельбы по немецкам
батареям. выработанные перед наступле-
вием, оказались очень точными. Опти-
ческая разведка, проводившаяся  дли-
тельное время, оказала неоценимую уе-
лугу в выработке данных. Наши хально-
бойные орудия, ведя огонь на больших
дистанциях, быстро достигали накрытия
целей и прямых попаданий в дворики
орудий, в склады боеприпасов, блинда-
жи и землянки,

Обеледование разрушенных немецеих
узлов сопротивления и опорных  пунк-
тов показало, что сооружения врага, не-.
смотря на массивность и прочность, He
смогли выдержать отня нашей артилле-
‘pun. От прямых попаданий и от разры-

PE ses SS Е

‘го. Одновременно он должен был наво-

‘тально

‘сломлено. Кулаго вернулся ‘на аэродром,

рудованных в’ грунте. Легче всего orn
точки можно, было выявить в воздуха,
Эту задачу возложили на летчика Кула-

дить нз вражеские огневые средства на-
ши наступающие танки, Додгов время
самолет находился над целью на малой
высоте под ожесточенным зенитным ог-
нем. Вулаго, несмотря ‘на обстрел, тща-
тельно выискивал дзоты, пулеметные я
автоматные гнезда и амбразуры, момен-
показывая направление на них
движущимея советским танкам. .

Огневая система немцев была =ару-
шена, их сопротивление в этом пункте

показав исключительную выдержку, уме“
ние и напористость в достижении цели,

лись, & вся. прислуга полностью выво-
дилась из строя, ?

“Отмечена особая . точность стрельбы
линкора «Октябрьская а 0с-
новная  цедь, по которой бил линейный
корабль, — один особенно сильно ук-
репленный опорный пункт, буквально
весь разрушен.

Комиссия также осмотрела несколько.
узлов дорог, позкоторым вели огонь MOD-
свие артиллеристы, препятствуя вначале
подходу немецких резервов к  линми
фронта, а потом отводу живой силы и
техники противника. На дорогах  обна-
ружено много разбитого транспорта, тру-
пов немецких солдат и офицеров,

Н-екая артиллерийская часть в ходе
наступления вела огонь по перекрестку
торот, уничтожая неприятельскую  тех-
нику и живую силу. Командир части
с удовлетворением увилел. что ни один
снаряд не пропал даром. Весь перАкре-
веток дорог оказалея изрытым воронками,
причем некоторые из них находились
друг от друга в пяти — двадцати метрах.
В районе: обстрела оказалось много тру-
пов немцев, разбитых повозоЕ и автома-
ПИН.

Группа офицеров крейсеров обнаружи:
лз взорванный эшелон, разбитые \ доты.
танки, автомашины, большое число уби-
тых немцев, 4

Наряду со специальным изучением
итогов стрельб организуется  наглялный

погаз результатов на схемах и фото.
_ Капитан Г. СОЛОДНОВ,
ЕЕ Пер ВАРАХ а ЦА В 3

прикрытия штурмовиков над морем.

‚для истребителей

ИЖЕ ЗЕ

ПРИКРЫТИЕ

КРАСНЫЙ ФЛОТ

САМОЛЕТОВ ~

ANbIOLUMH-2».

Ь / <
Наша часть накопила солидный опыт рену и потеряет «Mau! Это облегчит
3 : 3H-   UpOT” “HAKY BOsMORHOCTS CBasaTh HoeM Ha~
мои при деиствиях по сухопутным целям ше непосредственное прикрытие и наяе-

требуются иные тактические приёмы co-
превождения самолетов «Ильюшин 9».

екоторыми выводами в. этом отношении
мы и хотим поделиться.

Прежде всего следует обратить внииа-
ние на характерные ошибки отдельных
молодых истребителей и командиров
звеньев, Не имея достаточной практики
полета под зенитным огнем противника,
они нередко стремятся над целью избе-
эать огня, теряют овое место в боевом
порядке и, как правило, уходят вверх. от
штурмовиков. Это

что при появлении разрывов снарядов

ного сосредоточения огня по ним, Желая

ют или резкие развороты иди уклоняют-
ся от огня пикированием. Это приводит
в отрыву от ведущего, и ему приходится
уходить от штурмовиков, следить за вво-

Е себе; Ee
При сопровождении самолетов    на сухопутные цели особое

На фоне местности легче потерять 43
виду свои самолеты и, кроме того, про-
TUBHUR имеет возможность неожиданно
‘нанести улар. Вот почему указанные
ощибки, приводящие к отрыву от груп-
пы, особенно опасны. Избежать их мож-
но лишь в том случае. если кажтый лет-
чик хорошо знает тактику и свое место
в боевом порядке. Самый ответотвенный
период’ еопровожде-
ния — момент нахождения штурмовиков
над целью. : ee
Для лучшего сочетания. маневра ист-
ребителей и огня «Илов» группу прикры-
тия целесообразно делить на два или три
эшелона по высоте, Опыт. показывает.
Это в момент выхода штурмовиков в ата-
ву истребители прикрытия (сковываю-
щая i Sg должны  находитьея впе-
реди. Они находятся на фланге, на уда-
лений по высоте и горизонту не более
1.000 метров; и наблюдают за, выхолом
штурмовиков из атаки. Если сковываю-
щая группа будет итти сзади «Илов». и
во время атаки уйдет вверх, то она обя-
зательно потеряет штурмовиков. Это
приводит. к тому, что истребители лиша-
WTCH возможности следить за штурмеви-

ками при выходе их из атаки и дальней:

ем полете. Поэтому сковывающая груп-.

‘Ta B момент пикирования <Илов» нахо-

лится на фланге с внешней стороны их
разворота, так как отеюда самолеты про-

тивнива чаще всего атакуют. =

‚ Надо твердо помнить, что при. вопро:
вождении штурмовиков возлушный
бой — на самоцель. Поэтому, отбив ата:
KY, наш истребитель должен снова итти
5 «Илам», находясь все время ¢ внеш.
ней стороны. Нельзя установить здесь
правила ведения воздунтного боя. В неко-
торых случаях мне приходилось делать
Tak: отбив на встречных вурсах атаку
пары самолетов снизу. я проходил впере.
ди и выше «Илов», переходил © манавроч
в зону зенитного огня (во внутренний
круг). делал разворот и снова ‘занимал
свое ‘место с внешней стороны, отбивая
очередную: атаку с малым радиуёом раз-
ворота. При выполнении подобных ма-
невров следует учитывать, что самолеты
противника никогда не идут в зону евоего
зенитного огня.  Получалаеь как бы
<вобьмерка». Так я с момента пикирова-
ния штурмовиков шел вместе с ними,
енижаясь до 700—1.500 м к месту их
выхола. . sara

При отражении атак истребителей про-
тивника во время пикирования штурмо-
виков от наших летчиков требуютёя хо-
рошая слетанность, понимание маневра
своего ведущего. Сковывающей группе Ни
в коем случае нельзя увлекаться 606м,
иначе она отстанет или оторвется в сто-

происходит ` потому,

неопытные летчики не учитывают на’
правления движения «Илов» и вероят-

избежать поражения, истребители дела-.

им ведомым, чтобы снова пристроить его

значение приобретает осмотритёльноель.

сти удар по Штурмовякам. Если же ско-
вывающая группа будет находиться на
своем месте, то-есть впереди и на фланге

«Илов». она получит двойное преямуще-

ство: переходя над «Илами», летчики вы-
  бирают положение, удобное для отраже-

‚ния -атак противника лобовым ударом, и,

кроме того, получают возможность дей-

ствовать вместе со стрелками штурмови-
  ROB.» ,

Другая группа сопровождения — не-
посредственное прикрытие.  Обеспечив
штурмовикам: маневр перед атакой и вы-
ход в пикирование последнего «Ила», она
выходит вперед и по кратчайшему пути
(внутренней стороне) следует также. в
месту выхода из атаки, сохраняя преж-
нюю высоту. При этом летчики следят за
всей остальной группой штурмовиков и
ястребителей. После выхода «Илов» из
атаки непосредственное прикрытие’ про-
должает оставаться на высоте и вынол-
няет функции сковывающей группы, & та,
‘наоборот, занимает положение непосред-
ственного прикрытия, обеспечивая выход
из атаки послелнего штурмовика.

сковывающая группа следует в непосред-
етвенном прикрытий, оставляя позади на
удалении 200 метров последнего штурмо-
вика. В это время другая группа, набрав
высоту, находится впереди с фланга и
выше штурмовиков на 700-—1.000 мет-
ров, в зависимости от их боевого порядка.

При вторичном пикировании ° штурмо-
виков на цель с внешней стороны захода
их пхраняёт теперь уже верхняя группа,
‚бывшая ири подходе к цели во. время пез-
вой атаки в непоередственномх  прикры-
тии. Нижная групла, бывшая ранее ско-
вывающей, в момент повторного удара
выполняет роль непосредетвенного при-
крытия, то-есть обеспечивает выход в ата-
ву всех «Изов», и с набором высоты по
кратчайшему пути идет к месту. их выхо-
да. Здесь группы истребителей ветреча-
Ютел, снова меняются местами до очеред-
ного выхода штурмовиков” из атаки,

«Таким образом при многократных захо-
дах штурмовиков на цель образуется
замкнутый вруг с переменой’ мест труни
прикрытия. Это так называемый такти-
ческий круг. Могут быть, конечна, и от-
ступления. Опыт показывает, что camo-
летам противника иногда удаетея свазать
боем наши истребители, } охраняющие
«Hab с внешней стороны их захода на
цель. В этом случае выхох штурмовиков
из атаки обеспечивает групна, следующая
& месту внутренним кругом. Для ‘того,
чтобы своевременно прикрыть штуэмовн-
ков, необходимо обеим группам иетребз-
телей держать друг друга в поле видимо”.
сти. Для намболее полного предетаваения
сущности «замкнутого круга» приведу
дример.

Четверка  «Яковлев-7» © прихрывала
шесть «Ильющин 2»,  ведомых гваРдА:
калтитаном Абаниным. Во время первой
атаки два «Як-7»  (ековывающая пара)
вышли вперед на 500—1.000 метров п на
фланг с внешней стороны захода «Илов»,
В момент пикирования `пиурмовикв я
заметил три истребителя противника. Они
шли к месту выхода «Итоз» из атаки. Я
с ведомым Титовым пикировал вместе 6
штурмовиками на фланге в удалении. до
1.000 метров. Вражеские › истребители,
увидев нас, сразу отвернули. Втооая па-
ра «Яковлев-7» и — Шысенко),
обеспечив «Илам» выхэд в пикировачие,
подошла также к месту выхода «Илов»
из атаки, но с набором высоты и внутрен
ним кругом. При повторном заходе итур-
мовиков место ‘моей пары занял Вытоп.
тов с ведомым. Немецким истребятеляу
не удалось помешаль штурмовикам при-
цельно отбомбиться.

Герой Советского Союза
старший лейтенант К. КОВАЛЕВ,
Действующий флот. i

—

о ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Ночью вражеский

бомбарлировшик находился командир подразделения, . кото-

«Ю-88» шел на один наш об’ект. Прожек-   рый принял остроумное решение.

тористы во-время услышали звук мото-
ров — немецкий самолет летел
около 1.500

торных ставций взяла его в луч.
На прожекторной станции в это время

Торпедные втеки миноносцев.

Война дает толчок развитию техники.
научные открытия направляются на ско-
рейшее подавление материальных
средств и живой силы врага. На основе
изучения опыта войны принимаются per
шения, ` связанные 6 созданием новых
кораблей, нового оружия, совершенство:
ванием старого, выработкой новых так:
тических приемов его использования.
Это целиком относится к одному из наи-
более мощных боевых средств флота —
торпеднему оружию.

В отношении его использования суще-
ствуют различные взгляды, иной раз

` весьма противоречивые.

В 1914—1918 гг. торпедное оружие
стало одним из главных, а в нынешней
войне число кораблей, потопленных тор-
педами, — наивысшее. Их успешно при:
меняют надводные корабли, подводные
лодки и авиация. 7

Среди надводных кораблей оскадрен-
Г`ные миноноспы обладают наиболее мощ:
ным торпедным вооружением. До первой
‘мировой войны на их долю  выпалало
большинство торпедных атак, Затем
центр тяжести был перенесен ‘на подвод-
ные лодки: Такое положение создалось.
 с олной стороны, веледствие широкого
‘развития подводного плавания, & 6 дру-
roii —  3a Того, Что основные усилия
‘флотов направлены на борьбу на комму-
‘иртациях. Первая мировая. война как
Om разграничила сферы деятельности
  налведных и подводных кораблей. Эскад’
ренные миноносцы в основном участво-

‘  Bad в морских сражениях эскадр иле

` других маневренных соединений, а пох
водный лодки преимущественно действо-

Balu wa Боммуникациях, торпедируя не`

приятельские транспорты и корабли,

В текущей войне деятельность эскад-
ренных миноносцев столь разнообразна,
что, на первый взгляд, затушевывается
основная задача, для которой’ предназ-
начался этот класс кораблей, а именно
торпедная атака. Конвонрование  кара-
ванов, переброска десантов, \ противоло-
дочвая охрана крупных кораблей, об-
стрет берега ит. п. функции, BENOIT
няемые эсминцами. не созлают условий,
при которых целесообразно и’ возмажно
использование торпедного оружия. Ана-
лизируя эти. условия. некоторые офаце-
ры высказывают мнение, что миноноецы,
как торпелные корабли. теряют свое зна-
чение, и их учаетие в последующих вой-
нах свелется лишь к ночным действиям.
С подобными взглядами нельзя  согла’
ситься. Те. кто их высказывает, видимо,
основываются на анализе только стати
стических материалов войны,
развития оружия ‘и обеспечивающих его
средств, без учета изменения обстановки
морских сражений,

Эекадренный миноносец попрежнему
остается мощным торпедвым кораблем,
наиболее устойчивым в бою, ‘способным
навосить удары и повторять их при дей:
ствиях в открытом море и океане, в рай:
онах, значительно удаленных от берегов

й баз. Атаки эсминцев производятся
й будут производиться как ночью, так
й Днем.

Topuexa всегла была оружием  глав-
ным образом «ночным» из-за Необхоли:
мости близко подходить к атакованному
кораблю. Илея дневных торпедных атак
была осуществлена в первую мировую
войну. На основе полученного опыта

этот вид воздействия. на противника   падению вражеского линкора,

остается общепризнанным до настоя

щего времени. Однако сближение ата:
кующего с кораблем целью не мыслится
сейчас пначе, как пол прикрытием лымо’
вых завес. Так как тенденция в Увели-
чению дальности торпедного. залпа нёт
и в текущей войне, то следует ожидать
пирохого ‘использования искусственного
понижения. видимости, хотя оно еще не
нашло применения в аперациях, прово
димых за последние годы.
Зимой, особенно в северных широтах,
сумерки и темнота длятся большую часть
сутов. но зато летом даже ночи бывают
светлыми. сокращая боевые. возможно“
сти торпедного оружия. Поэтому можно
предположить, что в будущем развитие
технических средств наблюдения приве-
дет к созданию искусственного пониже“
ния видимости. Боевые столкновения
будут протекать и днем, но в условиях,

без учёта   приближающихся к ночным. В такой иб
  становке можно успешно

использовать
терпедное оружие. и роль миноносцей
боях ва море’ будет попрежнему велика.
Если сейчас для нанесения  Торпелных
ударов выбирается ^благопряятная (of
становка, то в дальнейшем она будет не
только выбираться, но и создаваться 16°
RYCCTBEHHO.

Говоря © будущем, нвобходямо псхот
дить из накопленяого опыта. Ha 06н0ва-
ний имеющихся сведений о действиях
флотов наших союзвиков можно суть
что роль миноносцев и сейчас  доста-
точно велика. 2

Bo время проволки одного из союзных
караванов в Средиземном море его охра’
князи легкие вилы в составе крейсеров в
миноносцев. Караван днем подвергся  нз-
шедшего

в сопровождении маноносцев. Ангдий“

р

B

Прожектор начал освещать самолет ми-

на высоте   гающим лучом. Враг потерял ориентиров-
метров; и олна яз прожек-   ку и вынужден был свернуть © курса.

; Техник-лейтенант ©, KO3HOB.
Действующий флот,

ЕР ИЕ НИЕ

ВСЕ oa

ские легкие силы произвели под прикры
THOM дымовых завес торпедную атаку в
заставили линкор отойти, не выполнив
задачи,

Операция по уничтожению линейного
корабля «Рисмарк» также  характерва
широким применением торпед. Англий-
ские миноносцы ночею атаковали нчемен-
кий линкор и добились нескольких попа-
данай, В результате торпедных ударов
миноносцев и авиации линкор получил
серьезные повреждения, потерял ходи в
дальнейшем был расстрелян артилаезий-
ским огнем крупных кораблей.

.‚ Наконец последняя крупная победа
английского флота — потопление  лин-
кора. «Шарнгорст» — также завоввана в
значительной степени торпедным ору’
sem. Бой межлу «Шарнгорстом» и анг-
зийскими силами начался с артиллерий:
ской дуэли. Несколько десятков  снаря’
ов крупного калибра, выпущенных анг”
личанами; нанесли `неприятельскому ко-
рабзю рят повреждений, но линкор не
потерял боеспособности и  маневренно-
ети и, рассчитывая на прегмущество. в
скорости. пытался выйти из боя и прор-
ваться к своим базам. Тогла в атаку бы:
ли посланы 4 миноносца. Начальные 1по-
ложения атакующих и видимость,
превышавшая 25—30 кабельтовых, епо:
собствовали нанесению удара. Минонос-
цы попарно подошли с различных бор’

тов корабля-цели и`выпустили торпеды ¢ артиллерийского

коротких дистанций. Результат атаки —
три— четыре попавмих торпеды. Неемот-
ря на сильно развитую  противоторпед
ную защиту «Шарнгорста»,  поврежде-
ния, причиненные взрывами, решизи. ег
Участь. Потерявмий ход и 6066&10с0б
ность линкор был снова обстреляв ар:
тнллерийским огнем и затем. добит Top
педами английского крейсера. Лишь
один‘ из атавующих миноносцев получи»
попадание снаряда среднего калибра.

При повторном заходе «Илов» на Цель.

Не   биться снарядами того калибра, которым

Ремонт котла

В мирное времл команлир 5Ч4-\  па-
выполнять  Та-

— Капитальный ремонт
сказал бы OH,— ха это дело завода.
можно. доверить только опытным специ-
алистам, высококвалифицированным м-
стерам.

И командир был бы прав.. мы

Но сейчас война. Й капитальный ре-
монт одного из вепомогательных котлов
потребовалось произвести именно. на ко-
рабле, в сложных условиях.

‘До выхода оставалось около трех не-
дель. Предетояло вырубить ‘ водогрей-
ные трубки и выполнить  вальцование
без обычной помощи заводского  масте-
а. :

A Несмотря на все. предстоявшие, труд-
ности, решено было ввести котел в
строй собственными силами. › :

Старшина 2-й статьи Дунай был на-
значен руководителем группы. В. ero
распоряжение поступили ‘три. человека,
кроме того, двое поехали на завод. Пе-
ред началом ‘работ. старшина побеседо-
вал с подчинёнными, выслушал их 60-
веты, распределил обязанности.

Старший  краснофлотец Александров
отдал передний и задний фронты кожу-
xa. Краснофлотцы Сиволобов и Хохлов

кирпичи на палубу; Тем временем Лу-
Ha подобрал инструменты, ознакомил-
ся’е особенностями конструкции котла,

Когда пристушилу -5 вырубке ‘трубок;

встретились е первой трудностью: надо
было нё нарушить центровку коллекто-
ров. Старшина рещил вырубать трубки
в середине пучков, чтобы на крайних
коллектор ‘мог ‘удерживаться в прежнем
состояний, и
; Никто из назначенных на работу спе-
циалиетов не имел твердых навыков ра-
боты с пневматическим. зубилом. За вы-
рубку первых ‘трубок старшина взял-
ся. сам. Сначала удары’ были  неточны-
ми. Но постепенно он наловчился.
И когда к вырубке приступил Сиволо-
бов, Дунай смог уже показать ему, как
действовать зубилом. - п
Первый’ от кожуха ряд водогрейных
трубок вырубали медленно; они туго под-
давались.  А когда стали удалять  «ко-
Чокольчики», ‘бстающиеся в козлёекто-
aX, готретились с новым препятствием.
пня’ была большая о осторожноств,
чтобы не повредить отверстия в коллек-
торах. Дунай предупредил 06 stom
краснофлотцев. . Сначала, ‘осторожно.  3a-
сибали Ёрая «колокольчиков» внутрь, а
затем ‘ударами ручника выколачивали
их. Скорость работ вее возрастала; me-
тазл трубок, ближайших к огневым, был
болез слабым и легче: поддазалоя рубке,

Одновременно. на заводе старшина 2-й
статьи Слепнев и старший краснофлотец
Гниденко подбирали трубки, подрезали
их до нужных размеров, гнули по заго-
говленным шаблонам. Первая партия
была доставлена. на корабль как раз к
окончанию вырубки. - р

Когда первую трубку поставили ва
место, оказалось, что она чуть длиннее,
чем нужно. Ее слегка  развальцовали,
& с другого” конца ¢ помощью резца и
пневматической машинки ‘срезали. › Вто-
р трубка также. оказалась. длиннее.

озник вопрос: отправлять ли их снова
на завод, потеряв на это время, или
сделать все самим? ‘

Решили укоротить трубки на, месте
и выполнили работу в короткий срок.

Долго не удавалась вальцовка. Jona-
лись раздающие ролики, Оказалось, что
один конец. веретена прибора был ост-
рым и при назвиме разрезал ролик. Кон-

верно отказался бы
кую работу силами личного состава во-

бля... и
ne котла, —

Его.

(взяли Ha заводе; Работать

взламывали кладку топки и выносили.
й 1бок ‘закончили. Группа

8 февраля 1944 г. № 32 (1599)

своими’ силами

цы веретена заточили на  паждачнох
диске, и подомки прекратились,
Вальцовка ‘была самой  ответетвенной
цастью работы и требовала осторожно.
сти. Вачество зависело от каждого yo.
тельного машиниста. Александров удер-
живал вальцовку, Соколов. обеспечивал
подачу воздуха, Сиволобов подавая труб.

ки. Сам Дунай следил за ходом дела,
направлял веретено, старалол держать
его так, чтобы ось прибора cop.
металась 6 осью трубки, а раздан,

щие’ ролики не. выходили за пре.
делы трубной доски. Развальцовали ¢
таким. расчетом, чтобы не слишком утон-
чать втенки трубок и иметь  возмол-
ность производить, следующие рабкатки,

Несколько раз работа задерживалась
мешали” заусенцы, оставшиеся после
‚обрезки трубок. Интересно сравнить
цифры. В первый день котельные мал.
‘нисты развальцевали 13 трубок только
со стороны водяного коллектора. Hy
второй день группа справилась с 6)
трубками, обработав ux ¢ обеих сто-
poH., . ~

Для вальцовки трубок водяного хезо-
го коллектора, диаметром меньше’ право-
го, потребовалея другой прибор, Fro
B. Trecho
коллекторе было неудобно. Тем не xe.
нее дело подвигалось.

Наконец, вальцовку поставленных тру»
старшины Ду»
ная стала вырубать оставшиеся в пуч
‘вах крайние трубки. Tem Bee нара»
стали. На каждой операций котельные
машинисты стремились сэкономить вре“
мя,’ действовали аечетливо. Уверен»
ность возрастала, Но Дунай все mo ка
успокаивалея. Свои действия он тща
тельно. согласовывал с инженером, дез
тально уточнял все вопросы,

Векоре была закончена и постановка
крайних трубок. Наступил момент про-
верки.

Дунай закрыл горловины коллекторов,
С помощью’ шланга краснофлотцы нач
полнили котел водой, создали герметич“
ноеть. ‘’Прессовали . отремонтированный
котел на двойное рабочее давление, ках
и полагалось по правилам обелужива-
ния установки. Всё котельные машини»
сты ¢ нетернением ожидали результа-
тов. Вдруг.у одной, второй, третьей
трубок со. стороны правого коллектора
появилиеь <блезы». Таких трубок на
считали девять; отметили их мелом.

После продувки котла Дунай допол-
нительно разватьцоват их, ‘создал не
проницаемость. Затем котел снова На“
полнили водой и опять  опрессовали,
Теперь уже трубки не текли,

Когда горловины вновь — векрым,
каждую водогрейную трубку очистили
рт смазки, Арматуру поставили на ме-
сто, установили и закрепили передний
и задний фронты котла. Кладку топки
поручили старшине 2-й статьи Чертко-
ву, имеющему опыт в этой области,
Враснофлотцы Морозов и Соколов по-
могли -ему. Они’ готовили  шамотную
глину, подносили огнеупорные кирпичи,
За день топка была выложена. Котел
полностью ‘подготовили ’ действию.

Наступило утро семнадцатого рабоче-
го дня. Участники ремонта вновь собра-
лись в тесном помещении у вецомога
тельного котла. Итоги интересовали кал
ждого. Когда подняли пар и стрелка
манометрь дошла до марки, старшина
2-й стальи Дунай поспешил на доклад
к командиру.

Еапитально отремонтированный rover
работает сейчас на полную мощность,
Старший инженер-лейтенант

В. ДУБРОВСКИЙ,

Краснознаменный Балтийский ‘флот,

—=—-—-

_ НОЧНАЯ ВЫЛАЗКА РАЗВЕДЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7’ февраля:
(Спец. sopp. ТАСС). Группа разведчи-
ков под` командованием старшего лейте-
нанта Андрея Иващенко получила зада-
зу пробраться в расположение врага.

Под покровом ночи бойцы скрытно про-

ползли в самое логово неприлтеля и по

сигналу забросали немецкие траншеи

гранатами, & затем ворвались в них.
Азтоматными — очередями разведчики

Во время артиллерийского боя мино-
носцы, находясь на пределе видимости
от «Шарнгорста», корректировали
стрельбу английского линкора. Надо по:
лагать, что они наблюдались с немецкого
корабля и торпедная атака: не могла
быть для ‘него неожиданной. Несмотря
на это, небольшая группа миноносцев
облизилась с сохранившим мощь круп
ным линкором и успешно поразила его
торнедами. ; :

Предноложительно успех атаки мож-
нв о5`яенить тремя основными причи-
нами. Прежде веего, она проводилась с
двух . бортов цели, что сковывало про-
тивника в маневрировании. Атака” отли
чалась стремительностью и  настойчи-
востью командиров миноносцев в доети-
жении кратчайших дистанций. Это еще
сильнее сковывало врага и ‘лишало’ его
возможности уклониться.

Можно ‚предполагать, что в ‘артиллёв-
райском 0010 «Ha «Шарнгорсте» были
серьезно разрушены ‘надстройки, — ero

ввешние посты управления огнем сильно
пострадали. Это и вызвало снижение
меткости стрельбы. Повреждения  нал-
строек и нарушения работы внешних по-
стев управления стрельбой можно  до-

обычно вооружаются эскалренные мино-
ноепы. Разбираемый ‘случай еще раз
подчеркивает целесообразность ведения
огня по. корабдю-цели
во время торпедной атаки.  . :

Приведенные эпизоды говорят 0б уб-
пешных действиях мивопосцев торпедой
как. в морском бою, так и в борьбе на
воммуникациях. Значение этого класса
кораблей отнюдь не подорвано, и почет-
Hoe будущее ему обеспечено.

Ночные встречи сгоротечны. Это тре-
бует от командира быстрого принятия
решений и готовности оружия в немед-
ленному использованию,  Артизлерий-

мета и прочно закрепилиеь на высоте.
Немцы предприняли контратажу. Вра-
жеские автомалчики в трёх сторон при-

близились & высоте. Старший лейтенант

Иващенко организовал круговую obopo-
ну и принял ночной бой. Трн часа про-
должалась ожесточенная схватка, Соват-
ские воины не отошли ви на шаг, Ha
рассвете, когда подошло пехотное под-
разделение, бойцы увидели у подножья

истребили 42 гитлеровских солдата и  высоты мпого

ов гитлеровских 604-
двух офицеров, захватили четыре пуле- (дах. т у
Е КБЕ ЕЕ ИРЕИРЬЗНЕ И 4 ЕРИНО ыы

ский огонь можно сразу открывать 110
обнаруженной цели лишь в том случае,
воли атака замечена противником. Top-
педа — оружие ‹ разового действия, не
дающее возможности корректировать
первый залп, производить  пристрелку.
Залп даётся сразу на поражение. Дан-
ные для стрельбы должны быть строго
рассчитаны на основании правильной
оценки обстановки и определения олемен-
тов движения цели, ыпуск торледы
бесшумен, нё даёт пламени. И чем более
скрытно произведена атака, тем меньше
шансов на уклонение цели, тем больше
вероятности, что ‘атакованный корабль
будет поражён.
Эти специфические особенности тор-
педного оружия выдвигают основное поло-
жение для действия миноносцев в тёмное
время суток: ‘при встречах с противни-
вом не менять курса и не принимать
решения о выпуске ториед, пока йе
ясна обстановка. Время соприкоснове-
вия с противником хотя и кратко, HO
из-за малых дистанций взаимопололенае
кораблей быстро меняется, м на оценку
обставовви пойдет не более нескольких
десятков секунд. }
Стрельба торпедой. по Тихоходным Ко-
раолям. какими ‚ являются транспорты,
дает высокий процент попадания, Ско-
рость торпеды вначительно превосходит
скорость цели, длина которой перекры-
вает значительные ошибки в определении
аргументов ee движения. Иными слова-
ми; лая накрытия цели не требуется ши-
Эокой торпедной площади.
ри хорошо поставленной разведке,
правильней организации лопска. знании
командирами свойств торпедного ору-
жил и умении его использовать реминцы

могут значительно умножить счет потой-

тенных торпедами вражеских кораблей,
Капитан 1-го ранга

Ю. ДОБРОТВОРСКИЙ,