9 марта 1944 г» № 58 (1625) КРАСНЫЙ ФЛОТ 3

a nc ee ore yn Sr So

КОММУНИСТЫ БАТАЛЬОНА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ К чему приводят, условности

в боевой подготовке.

Успехи .
балтийских

Два боя офиц

. кал все новые и новые решения: Поздно

Борису Литовчаку стало известно, что
его отец, старый ветеринарный врач в
Гуровке на Полтавщине, спасавший от

немцев колхозный скот. был пойман. ими .

и казнен. Это горестное известие приш-
ло в канун боя одновременно с радост-
ным сообщением, что родная Полтавщи-
на очищена от врага.

Поток чуветв охватил молодого  лей-
тенанта. Перед. ним — его милая Гуров-
ха с белыми мазанками, цветущими вер-
бами.

Лейтенант примостилея за ящиками
с минами и патронами, положил на по-
левую сумку блокнот и быстро начал пи-
сать. Им владело одно желание — пусть

Гуровка узнает, что селянский парубок.

которого когда-то все, от мала до велика,
звали Борькой, не обманул надежд ста-
рого отца, сказавшего ему много лет
назад: <Езжай, Борька, в город, посту-
пай в инотитут, та вертайся обратно до
дому учителем, — выйдет © тебя толк»

Полтавщину оккупировали  чемец-
кие захватчики, и писать было некуда
Сейчас, перед боем, лейтенант писал
первую весточку домой. «Дорогой
отец...» Он. остановил взгляд Ha этом
слове — отец. Да, пусть будет так: <До-
рогой отец...» :

Когда лейтенант Литовчак подошел в
своим автоматчикам, он ничем не обна-
фужил взволнованности. Его привыкли
видеть бодрым, веселым, неунывающим.
Таким он хотел быть и сейчас.

— Наша штурмовая группа ‘идет в
опасный рейс, — снокойно сказал  лей-
тенант. — Or нас во многом зависит ус-
пех всей операции.

Только сказал это Литовчак,
ввысь устремилась. ракета
витью прострэчила небо,

Корабль ушел в море.

_В кубрике командира катера лей-
тенант рассматривал карту местности,
ка которой через несколько часов ему
прилется действовать. Этот район на
карте выглядел весьма безобидно. В дей-
ствительности же небольшой  треуголь-
ник, упиравшийся острием в море, был
опоясан пулеметными тнездами и ячей-
ками для снайперов, а внутри на-
чинен, точно слоеный пирог, ав-
томалчиками. Для Иитовчака это не бы-
то неожиданностью. ‹ Вомандир отряда
предупредил: «Имейте в виду — ваш
рейс подобен прыжку в пасть зверя...»

На лист бумаги МЛитовчак наносил
стрелы, кружочки, перечеркивал их. и
чертил заново. Один варнант прорыва
хазалея лучше другого, но лейтенант ис-

кав
и врасной

ночью, вызвав Филиппова, Мурашева,
Киселева. Столярова, лейтенант поведал
командирам групи свои замыслы. Боль-
зная стрела вонзилась в сердцевину вра-
жеской обороны: сюда двинется Филлин-
пов, Столяров устремится к об’екту Н.,
завяжет там огневой бой, а тем временем
Лукашев и Столяров завершат . разгром
гарнизона. у} :

— Такое принимаю решение, — е*а-
зал лейтенант Литовчак. — Нов б0ю
велкое может случиться. Каждый из вас
должен еще не раз подумать, как вернее
действовать, а в бою судите по обета-
новке...

Опустел кубрик. Литовчак прилег на
диван, хотел было соснуть, но не мог
Предстоял первый бой, когла он сам бу-
дет управлять людьми.

В кубрик спустилея краснофлотец и.
доложил. что катер приближается к 0е-
регу. Литовчак  векочил, ° причесался;
надел ватник, ушанку, перетянул через
плечо автомат, проверил гранаты и вы-
шел на палубу. Катер двигалея неслыш-
но. приказания отдавались почти шопо-
том. Лейтенант быстро прошел по палу-
бе, вглядываясь в автоматчиков. Баждо-
му пожал руку.

— Берег! -— почти

ет CRE I ERT RTA LO EEE CT eae ed SSS ee Ae ae ee

Oeste ee

ми огней, Со

От специального корреспондента
«Красного Флота»
<

автоматчики. Небо озарилось  сполоха-
свистом пролетали пули,
шяенались в воду, в борт катера. dacry-
чали пулеметы, мины рвались, преграж-
хая путь. Но ничто не могло остановить
матросов.
дара немцы не ожидали. Какой-то

верзила, выскочивший из дзота © ав-
томатом, очутилея в руках Литовчака.

— Фриц?

— Найн, найв, Ганс! — лепетал опе-
шивший немец.

Лейтенант расхохотался и швырнул
сго так, что Гане уже не поднялея. Ilo

завязавшемуся справа бою Литовчак по-
няя: там Филиппов. Нараставший гул во
всех очагах вражеской обороны радовал
лейтенанта — значит, каждал група
действует по его воле.

Лейтенант Литовчак уверенно управ-
лял боем. Стремительный удар по самым
чуветвительным местам парализовал не-
мецкую оборову. Немцы пытались столк-
нуть десантников в море, но это не удава-
лось. Захватив рубеж, контролирующий
важную коммуникацию, Литовчак дал
возможность двинуться основным силам.

Одновременно командир отряда нри-
нял новое. решение. Надежно укрепив-
тщись, Титовчак е груплой автоматчиков
прорвался в тыл и © налета разгромил
штаб укрепленного района. › Немецкие
офицеры не успели даже надеть мунди-
ры, Бак были уничтожены и частью пае-
нены.

Шесть суток стоял здеевл на этом ру-
беже, Литовчак, пока онерация не была
блестяще завершена. Двое убитых и
восемнадцать раненых — потери всей
группы, ворвавшейся в пасть’ зверя.

Так закончился первый самостеятель-
ный бой офицера Литовчака.

И быт второй бой. Он даилея сорок
дней и еорок ночей. Наши атаки сменя-
лись вражескими контратаками. Это бы-
ло длительное испытание сил и нервов,
проверка отнем, металлом, окружением.

Батальон нанее врагу ‘губительный
удар. Верный принцину неожиданности,
Читовчак стремительно и лихо ворвался
по трупам немцев на высоту в центре
селения. Через каждые 30—50 метров
на гребне и по скатам ее были доты и
лзоты. Сеть траншей и подземных ходов
сообщения опутала высоту.

Всю ночь моряки окапывались, при-

ера Литовчака

Только сейчас лейтенант

высоте? И они пошли на нее во весь
рост.

4 Немцам удалось потеснить моря:
ков. Теперь 300 метров  отделяло
наших бойцов от разбушевавшегоея

водили в порядок захваченные
зарывались в земаю,

На рассвете Читовчак добрался до на-
спех оборудованного ЕП. Ночь он mpo-
вед па скатах, в складках горы, где . 3a
камнями улеглись его автоматчики. Ти-
товчак необычайно устал, но выл очень
рад. что поговорил © меряками, вместе с
ними выработал десяток вариантов уси-
ления обороны.
` Лейтенанту было известно, что у вод-
ножья горы враг собирает силы, чтобы
кровью моряков залить ее скаты. Но
командир знал своих матросов, верил в
их непоколебимую стойкость.

Когда Литовчак. добралея до ВП, его
Кто-то оклякнух. Он пюднолз к человеку.
притаившемуея за ` камнем.

— Товарищ командир, я наверное
здесь помру, но на меня надейтесь. Не
уйду отсюда никуда. Только просьба до
вас. —- передать парторгу устное заявле-
ние. Пусть в партию  приймут... Можно
на словах заявление передать?

Лейтенант опустиаея к моряку, УЕ-
рыл себя и его плащ-палачкой, достал
листик бумаги. Луч карманного, фонаря
_есветил  окровавленное ano моряка.
увидел, что
боец ранен. Перевязав ‘рану, Дитовчак
под его диктовку написал заяваепие в
коммунистическую партию...

Разве таких людей одолеет немец?!

‚.Семь танков и два  «Фердананла»
одновременно ударили по высоте.’ Сна
ряды вгрызаются в камень, вокруг сте
летея облако мутно-серой пыли. Она за-
стилает глаза, сушит во рту. Нестерпи-
м0 хочется пить, но воды нет, Едва за-
тихаи танки, начали стрелять  дально-
бойные пушки из глубины вражеской
обороны. Потом сотни мин стали долбить
камень, вепахивать почву. Немцам и
этого было недостаточно — через каж-
дый час следовал десятимннутный «ог-
ненный кошмар»: комбинированный
удар дальнобойной артиллерии, танков,
самоходных пушек, минометев, И в до-
вершение десятки бомбардировщиков
опорожняли бомболюки над высотой.

Так продолжалось несколько Часов —
до тех пор, пока до слуха Литовчака до-
неслось дикое улюлюканье, свист, при-
ku: «Protec, сдавайся

Разве могли думать немцы, что хаос
огня и металла, в котором люди сленну1
и гаохнут, оставил кого-либо живым Ha

дЗоты,

моря. Настали критические мияуты же-
стокого двухдневного сражения. Бое-
запас коичалея. Немало моряков ‘пало в
веравной схватке смертью героев, ране-
ные не покидали строя. Bpar решил
вбить клин. расчленить групиу пополам
и уничтожить. За сплошной дымовой за-
весой немцы пошли в атаку. © ©

Во весь рост поднялея Борис Jaros
чак. За ним поднались все уцелевиие м0-
раки и в дыму, пущеннем немцами, ри-
нулись в контратаку. Это был грозный
удар. Не немцы расчленили моряков, a
моряки разорвали вражескую день и от
берега стали теснить врага вглубь —
ат подножья высоты на ее гребень. & 6
вершины на запал. Так теснилия они нём-
‘цез полтора километра, пока Литовчак
ие вернулся в свой разрушенный блин-
даж,

тенант Литовчак достал блокнот, при-
двинул к себе коптилку и начал писать
письмо в Гуровку на Полтавщине. Под
свежим впечатлением он сообщал  одно-
зельчанам о том, как учитель  укранн-
ского языка и литературы, офицер Воен-
но-Морского Флота

Борис Литовчак

ea nee at ener

Поздней ночью, на третьи сутки, .

вым. Когда фалнистские бомбардировщи-

метит за смерть своего отца, за пенел!

родной ТГуровки.
Капитан Е. КАМЕНЕЦИИЙ.

Черноморский флот. .

st ИЗ ИСТОРИИ НАШЕГО ФЛОТА

Свинцовая книга.

пахнушую влагой и солью кисейку, Про-

Каждая война имеет две истории. Одна
пишется снарядами по земле, ° прожектор-
ными лучами по небу, кильватерными стру-
ями кораблей по волнам моря, гусеница-
ми танков по грязи дорог. Читают эту исто-
рию сразу обе борющиеся стороны; читают
‘в тот самый миг, когда она слагается. Она
всем видна, доступна и понятна, ибо рас-
шифровывает ее сама жизнь в бою.

Другую историю образует где-то в тем-
ной глубине событий таинственная вязь то-
го, что до заключения мира остается нико-
му или почти никому неизвестным. Это —
история тайн и секретсв; хитроумных об-
манов противника или грубых ошибок, до-
пущенных вражеским командованием; до-
пущенных и незамеченных, совершенных и
неисправленных.

Пока гремят бой, никто не может про-
честь ее строк: ведь любая сторона распо-
лагает в этом случае только половиной
правды. Даже и по завершению войны не
всегда легко разобраться в ее двусмыслен*
ных письменах: часто сотни ученых работ
отмечают загадочность какого нибудь фак-
та, пока неожиданное об’яснение его не вы-
нырнет вдруг из забытого старого письма
или из пожелтевшей записной книжки
скромного очевидна.

В 1916 году английский флот внезапно и
к недоумению немцев перехватил эскадры.
Германии в тот мнг, когда они в величай-
шей тайве собирались вырваться на. про-
стор Атлантики. И случилось это потому,
что двумя годами раньше в холодные вол-
вы Балтики у входа в Финский залив опу-
стился внимательный ‘и исполнительный
человек—русский водолаз. Это звучит как
паралокс; но это истина. Вот как это слу-
ЧИЛОСЬ,

яка

21 августа 1914 года командующий мор-
скими силами немецкого флота в балтий-
ских ‘водах гросс-адмирал принц’ Генрих
Прусский приказал контр-адмиралу Берин-
гу произвести первый с начала войны круп-
ный разведывательный поиск в русских во-
дах Крейсерский отряд должен был вор-
ваться в Финский залив и продемонстриро-

вать русским активность с германского
флота.
Двалиать четвертого августа `контр-ад»

мирал Беринг, держа флаг на

=
Лев УСПЕНСКИЙ.
a

«Аугсбург», покинул воды своей ‘гавани.

Двадцать пятого рано утром все вымпелы
его отряда благополучно прибыли в услов-
ленную точку рандеву в «пятнадцати ми-
лях на норд-вест от южной оконечности
Готланда». s

Стоял 1914 год. Синее августовское не-
бо было девственно-пустым, оно не грозило
в те дни еше никакой воздушной опаз-
ностью. Самого понятия этого не суше-
ствовало. Без малейших помех контр-адми-
рал провел совещание командиров.

Несколько позднее на суда эскадры был
передан по-немецки точный и обстоятель-
ный приказ. °

«Я намерен,-говорилось в этом прика-

‚ зе—двадцать. пятого августа после полу-

дня. и, по возможности, вне видимости не-
приятеля, подойти к Богшеру, чтобы отту-
да в ночь на 26 августа прорваться в
Финский залив».

Далёе «следовали пункты»... : :

Рандеву по завершению операций наме-
чалось в точно определенном пункте: в
сорока милях на 105 градусов от Дагерорта.
Контр-адмирал не был самонадеян: он до-
пускал, что в случае дурной погоды может
произойти при этом некоторое опоздание.
Он считался, таким образом, с возможно-
стью непогоды. Он предвидел даже появ-
ление тумана, но приказывал операцию и в

тельного сигнала. Словом. он предвидел и
предусмотрел все, решительно все, кроме
того, что на самом деле случилось.

Но так как будущего вообще предвидеть
нельзя, то суда его отряда, по завершению
совещания, легли Ha генеральный ‘курс
норд-ост и мимо Готтска-Сандэн. Мимо
маяка Богшер, направились к входу В Фин-
ский залив...

Они уже подходили к пели, когда около
91 часа с мостика «Аугсбурга» прямо ло но-
су была усмотреиа впереди’ перзая, легкая,
как паниросный дым, полсска вечернего ту-
мана.

Стальной нос крейсера небрежно pagMe-   белского пролива;
крейсере   Тал на 15-узловом ходу эту прохладную,

этом случае продолжать впредь 10 OTMEHH-

зрачные клочки мглы безвольно запутались
на них между горячими трубамл шедшего
в кильватер «Магдебурга». Никто не обра-
тил ни малейшего внимания на этот влаж»
‚ный выдох северного осеннего моря. А на
ирасно: он предупреждал их o беде!

5 Ревеле в те`дни было шумно, Людно,
оживленно, почти празднично: впервые за
много лет —за много десятков лет! — Ha
рейде стоял действующий, воюющий. рус-
ский флот. Самая мысль об этом возбуж-
дала, По мелкой волне порта взад и вперех
швыряли весь лень бесчисленные катера,
шлюйки, вельботы. Прекрасный силуэт мо+
гучего красавца «Рюрика» рисовался вдали,
как символ спокойствия и уверенной мо-
щи: на «Рюрикё» держал флаг командую-
щай флотом. В вечернем сумраке; дальше
за крейсером намечались и другие тяжелые
контуры: бригада линейных кораблей, пер-
зая и вторая бригада крейсеров. _

В тот вечер, однако. все эти ‘очертания
вдруг стушевались, расплылись: вот уже
третьи суткя при мертвом штиле, в сумер-
ках на море ложился исключительно плот-
ный туман. Видимость падала до нуля. Бе-
реговые огни сначала окружались радуж-
ными ресницами, потом угасали совсем...

Это. может быть, казалось пустяком
там — в городе, в ярко освещенных. бойко
торгующих копдитерских и кафе, гле спи-
савные на берег лейтенанты  невозбранно
наслаждались еще пресловутыми  ревель-
скими марципанами, закупали  фунтами
знаменитые эстонские тянучки. На эскадре
же это выглядело совсем иначе..К ночи на
96-е число поступило лонесепне с
ных кораблей «Паллады» и «Богатыря»:
из-за тумана крейсерам приилось стать на
якорь в Балтийском порту. Немного време-
ни спустя поступило и другое, известие:
первый дивизион эсминцев, которому над-
лежало < полночи образовать завесу север-
нее острова Олденсхольма, задержался по
той же причине у выхода с Лапвикского
рейла, там, в шхерах, туман связал всех
по рукам и по ногам...

Такая досадная ` неподвижность, и
главное когда? Как раз в то время, как по-
сты сзязи то и делс доносили, то из Ир-
то от Дагерирта, о та-
инственных судах, на минуту показываю-

летчиков

—

Потоплены транспорт
и сторожевой катер противника,
сбито 12 немецкнх самолетов

ПРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИИСКИЙ
ФЛОТ, 8 марта. (По телеграфу), Этот
день характерен многими воздушными
боями, в которых балтийские летчики
снова продемонстрировали свое превос-
ходетво над врагом. В течение дня мор-
ские летчики потопили транспорт и 015-
рожевой катер противника и сбили 1%.
немецких самолетов.

Передаем некоторые подробности это-
го боевого дия.

Разведчик Скоморохов обнаружил вра-
жеский транспорт, шедший в сопровож-
дении трех сторожевых катеров. Для на-
несения удара в воздух поднялась пятер-
ка «Ильюшин-2», ведомая лейгенантом
Макстта. При подходе в целя наши само-
леты были обнаружены. Немцы открыли
заградительный  огозь. Однако прямым
попаданием один сторожевой катер был
взорван и потоплен,

Для повторного удара вылетели шесть
штурмовиков. ведомых гвардии лейтенан-
том Родионовым. Они потопили враже-
ский транспорт водоизмещением 1.500
тени.

Значительные успехи одержаны наши-
ми истребителдми. В воздушных боях с
численно превосходящим противником
балтийцы вышаи победителями.

Ве время выполнения ответственного
задания лейтенантом Локтионевым. его.
самолет прикрывала ‘четверка «Яковле-
вых-9», ведомая лейтенантом Щефрбиной.
В районе вражеской военно-морской базы
па высоте 700 метров самолет Ловтионо-
ва был атакован двумя <Мессершмитта-
ми-109», Истребители сопровождения 3a-
вязали бой. Лейтенант Шербинь сбил
«Ме-109». Второй вражеский истреби-
тель был сбит старшим лейтенантом Цы-
ганковым.

Четверка самолетов «Лавочкин-5» BO
главе с гвардии лейтенантом Рябушки-
ным, патрулируя над полем. боя, обнару-
жила приближавшихсея к линии фронта
15 «Юнкерсов-87», — они шаи пол при-
Брытием четырех «Фокке-Вульф-190» п
восьми «Мессершмитт-109».  Балтийцы
вступили в бой, в результате которого
ебили два «Юнкерса».

Другая четверка истребителей-гвардей-
цев, ведомая старшим лейтенантом Ву-
ликовым. на высоте 3.000 метров вела
бой с 22 «<Ю-37> и 6 <ФВ-190», Во время
первой атахи гвардии старший лейтенант
Куликов ©бал один «Юнкерс». Второй
«Юнкерс» был сбит тварлейцем Селюти-

ки были рассеяны, отогнаны OT передне-
го края, гвардейцы вступили B do ¢
«Фокке-Вульфами». Младший лейтенант
Селютин и младший лейтенант Нефагян
сбили но олному «ФВ-190».

Четверка истребителей, руководимая
гвардии лейтенантом Бычковым, вела
бой с тремя «Ме-109» и двумя «ФВ-190».
Младший лейтенант Шорян уничтожил
один <«Фокке-Вульф-190».

Группа наших истребителей, ведомая
Героем Советского Союза гвардии  майэ-
ром Голубевым, обнаружила и перехвати-
ла 4 «Фокке-Вульф-190>. Голубев в пер-
вой атаке сбил отин немецкий самолет.
Это — 89-я победа замечательного бал-
тийского летчика.

Другая группа истребителей, ведомая
Героем Советского Союза капитаном Ба-
туриным, в районе переправы через реку

„атаковала шестерку немецких лстребите-

дозор:

лей и сбила один «Фокке-Вуль-190».

щихся в разрывах ночной мглы, о белесых
лучах неведомо чьих прожекторов, по+во-
ровска ощупывающих во мраке молчали-
вые дюны и сосновые перелески побережья.

`Это и возбуждало: и раздражало: против-.

ник был поблизости; но где же именно?
Нервничали все. от мичмава до вице-адми-
рала: армли шлн вперед, события на суше
развертывались, а мы на флоте... эх!

К полночи Ревель угомонился, Затихли
ночные улицы, опустились жалюзв на ок-
нах магазинов и ночных кабачков. Улег-
лась в густом тумане трудовая жизнь и на
эскадре. „.Тишина, тишина... И
по мановению жезла, все переменилось...

Ровно в 1 час 40 минут на «Рюрике» бы-
ла внезанно получена раднограмма. Дале-
кий пост связи, там, на ‚Оденекольме, у
хода в залив, доносил; в непроницаемом
тумане на камни возле самого Оденсхольм-
ского маяка, выскочило неизвестное д не-
видимое в темноте судно. В вепроглядной
мути слышна теперь оттуда громкая тре-
вожная, нерусская речь. Слышно,
работают то передним, то задним ходом
машины, как тащат по палубе и бросают в
воду какие-то тяжелые предметы — види-
мо. с целью облегчить себя и сняться с
мели...

Тотчас на рейде все пришло в движение,

«Палладе» и «Богатырю» было приказа-
но спешить к Оденсхольму пра первой воз-
можности. Дивизиону миноносцев итти ту-
да немедленно, не счатаясь ни с чем, дабы
произвести неожиланную атаку...

На <«Рюрике» накицало то молчаливое и
веселое возбуждение, которое всегда в03-
никает в первой, еше неясной стадин Goe-
вого дела,

В 2 часа 10 минут Оденсхольм заговорил
вновь. Из мглы, из тумана, аз пустынной
морской дали NO эфирным волнам долетела
взволнованная русская речь,

К острову подошел второй корабль. та-
кой же незримый в тумане. как и первый.
На обоих теперь скрипят тали: враг, вили-
мо. спускает шлюпки. Возможно, он соби-
рается высаживать на берег десант? «До-
ложите. адмиралу. что гарнизон острова
открызает по наступающему противнику
ружейный огонь!»

В тусклом мерцании рассвета «Россия» и
«Олег» спешно. готовились к походу. Пер»
вой бригале линкоров а «Рюрику» было
указано полнимать пары. Молчаливая пор-
Товая ночь внезапно наполнилась тревогой.
ожиданием. свистом пара, лязгом цепей, ки-
пучей деятельностью...

Что же происхолило у Оденсхольма?

Немецкие штурманы, хвалившиеся обыч-
но своей точностью. на этот раз безналеж-
но напутала в своих расчетах. Как только

ЕЕ ЕЕ

вдруг, как

как

Веякое корабельное учение, вне зави-
симости от об’ема и задач, ничему не
научит его участников, если будет про-
водиться шаблонно, если не будет мак
симально приближено в боевым услови-
ям. По этому поводу еще адмирал Мака-
ров писал: «При выборе учений на ко-
рабле нет ничего легче, как проделыва-
вие шаблонных упражнений, ^ Чистота
работы от этого чрезвычайно выпгрыва-
ет, но дело страдает, ибо при этом Har
ходчивость и прочие качества, нужные
военному человеку в бою, не развивают-
ея, в убиваются». Результаты излишних
условностей можно проиллюетрировать
ха. нескольких примерах боевой подго:
товки к борьбе за живучесть личного
состава в нашем соединении.

Корабль Н., которым командует стар-
ший лейтенант Ефимов, участвовал В
боевой операции. От близкого взрыва
мины корабль получил значительные по-
вреждения, В момент взрыва горловина
шахты лага была открыта, так как в са-
‘мой шахте находился в это время врас-
нофлотец Полозюк. Сразу же после взры-
ва Полозюх выскочил. но горловину не
задраил. Наружная обшивка в районе
шахты имела значительные  поврежде-
ния, шахту затопило, и через открытую
горловину вода стала затапливать одно
из носовых помещений. Только благо-
даря самоотверженноеги командира ава-
рийной группы Нилаева было предотвра-
щено полное затопление кубрика. Таким
образом, по вине одного краснофаотца
кораблю угрожала серьезная опасность.

На этом же корабле получила повреж-
дение платформа в районе носового ар-
тидлерийского погреба, Его начало  за-
тапливать, А личный еостав боевого 10-
ста оказался беспомощным. Даже pacto-
лагая аварийным материалом, он не мог
заделать пробоину, так как никогда этих
не занималея:

При выяснении оказалось, что aBa-
рийных учений на корабле было вполне
достаточно. аварийным материалом он
был снабжен полностью, Но беда в том,
что вев учения проводились условно.
Ограничивалиеь тем, что к месту  <1о-
вреждений» во время учения принесили
аварийный  матернал и аккуратно его

задача выполнена. Двери горловины лю-
ка He задраивались, и это от личного с0-
става не требовалось. В результате в
боевой обстановке это важвелшее усло-
вие ‘обоспечения непотопляемости кораб-
ля не выполиллось, так кав оно не стало
законом,

Мне пришлось быть в комиссии 110
проверке подготовленности к борьбе 3a

живучесть лачного состава корабля,
rye командиром БЧ-\ инженер-капитан
лейтенант Копняев.  Общекорабельные

комплексные учения, частные учения, а
также вее задачи  электромеханической
службы по методике боевой подготовки
были отработаны и приняты соответетву-
ющими командирами. При проверке ока-
залось, что опять-таки из-за шаблона и
условностей личный состав был пе 6у-
щеетву не подготовлен,

Когда была дана вводная — пробоина
в затоплением отсека, подана вода к ме-
ету пробоины из пожарного шланга,
личный состав боевого пость действовал
неуверенно. Выключение света в другом
отсеке и имитация пожара дымовой шанг-
кой прирели в замешательство личный
состав другого боевого поста.

‘задолго до начала учения.

схладывали. Руководители считали, что.

‚ ремленно. Это подтверждается
‚боевой деятельности. Тем не менее ука-

Управление боевыми постами, связь
между КИ пятой боевой части и ГАИ бы-
ла потеряна, личный состав оказался
беспомощным. Если бы тахой ‘корабль
получил действительное боевое повреж-
дение, моряки оказалиеь бы в тяжелом
положении,

Такой уровень подготовки при кажу-
щемся внешнем благополучии (все зада-
чи Cpa об’яеняется рядом при-
чин. Аварийные учения строились 0
шаблону, без разнообразия вводных, без
применёния в широком маештабе имита-
ционных средств (вода, дым, выключе-
ние света, в противогазах, пробоины в
труднодоступных местах и т. п.). Ввод-
ные на записках давались исполнителям
Тем самым
исключалея элемент внезапности. Таким
образом, заранее связывалаеь  инициа-
тива краснофлотцев, не развивались Ha-
ходчивость, умение быстрое  ориентиро-
ватьея и принимать правильное  реше-
ние.

Успешно бороться за живучесть мож-
но только в том случае, когда к этому
подготовлен весь без исключения  лич-
ный состав корабая — и офицерский в
рядовой. Значение этого. фактора 0гово-
рено в Корабельном уставе: «Подготов-
ка личного состава к борьбе за живу
честь корабля должна етоять наравне ‹
огневой подготовкой и являться одним
из основных видов подготовки всего
личного состава, проводимым под непо-
средетвенным руководетвом командира
корабля» (ет. 231, ч.1.

Ё чему приводит нарушение этого
требования, свидетельствует следующий
пример. Корабль Н. в результате попа-
дания авиабомбы получил тяжелые по-
вреждения. Нужно было отстаивать мно-
тие отсеки одновременно. Естественно,
что аварийная группа одна физически не
могла справиться с этой задачей. По тре-
бованию командира БЧ-\ инженер-ка-
питан-лейтенанть Рыбкина в его расло-
ряжение были выделены враснофлотцы
из других боевых частей. Но они так в
не смогли быть использованы, так как не
только не умели устранять поврежде-
ния, но и не знали, где находится ава»
рийный материал, а некотерые не знали
расположения отсеков. Вся тяжееть ра-
боты по спасению корабля легла на лич-
вый состав БЧ-\.

При подготовке личного состав Е
борьбе за живучесть на корабле считали,
что это частное дело БЧ-У и им должи
заниматься только электромеханическая
служба. Вредноеть такого мнёния ©че-
видна,

Мы привели три примера порочного
стиля в боевой подготовке. Они вое же
единичны. На большинстве кораблей нё-
шего соединения боевая подготовка ор-
‘ганизуется более правильно и целеуст-
опытом

занные недостатки заслуживают внима-
ния. Они лолжны быть немедленно
устранены.

° Корабельный устав 1943 годы дает
четкие указания, как должна быть орга-
низована боевая подготовка на корабле.

Инженер-капитан 3-го ранга

И. ФАЙФЕР.
Действующий флот.

_ НАКАНУНЕ 130-й ГОДОВЩИНЫ CO

КИЕВ, 8 марта. (ТАСС). Столица УБ-
раины ширехо отмечает 130-ю годовщи-
ну со лня рождения Тараса Григорьевича
Шевченко, На предприятиях, в учрежде-
ниях и учебных заведениях украинские
писатели и преподаватели литературы чи-
тают лекции на тему <Т. Г. Шевченко —

туман Финского залива оплеснул со всех
сторон прорывающийся к востоку крейсер-
ский отряд, корабли потеряли друг друга.
ходом,
«Магдебург» прокладывал курсы, руковод-
ствуясь радиоприказами флагмана, В поло-
вине первого бросили лот: в тумане почув-
земли —

Идя предписанным 15-узловым

ствовалась опасная близость
Оденсхольм-то был рядом!
Лот показал 58 метров, потом,

да «Магдебург» стал: на месте.
ero была спета...

и единственно возможным для
корабля.

о катастрофе. Они много часов
раскачивали корабль, давали машинам

лых снарядов... Тщетно!

Ho!

радиетов
зловещие для немцев

пился к месту боя. Над
нависала смерть.

Тогла командир крейсера дал

решительно все;

важным,

ИА ЕЕ ЕСИ ОСА

минуту
спустя, — 43, я затем вдруг 34. Надо было
немедленно отворачивать круто влево. Но
командир «Магдебурга» замешкался. Толь-
ко в 0.37 рулевой доложил, что корабль
на курсе, В тот же миг все затряслось в
заскрёжетало вокруг, все заходило ходу-
ном; стальное брюхо крейсера напоролось
на острые гранитные скалы. С полного хо-
Песенка

Нельзя сказать, чтобы офицеры и коман-
да немецкого корабля сразу же опустили
руки, столкнувшись с опасностью. Совсем
нет: в течение всей оставшейся ночи они
делали то, что ‘чм казалось самым нужным
спасения

ни немедленно оповестили «Аугсбург»
подряд
то
передний, то задний ход, в поте лаца пе-
регружали с места на место сотне тяже“

Потом к потерпевшему аварию крейсеру
подошел миноносец «\У-26». Он завел бук-
сиры, пытался снять корабль с мелл, во-
зился и суетился вокруг крейсера... ти

В то же время в наушниках немецких
запишали и застрекотали уже

сигналы  русскау
станций: русский флот, во-время оповешен-
ный Оденсхольмским постом связи, торо-
«Магдебургом»

приказ
подготовить его ко взрыву, Были заложе-
ны подрывные патроны, были подожжены
ях фитили, Была собрана и переведена на
«V-26» команда. Словом. было сделано все,
не забыли даже прокри-
цать троекратное «ура» в чёсть кайзера. Но
в этой суете, в этой спешке упустили все
же одно, а это одно и было как раз самым

Лузше было бы для Германии, если бы
экипаж крейсера, оставиз свой корабль на
произвол ‘судьбы, занялся спасением одно-
то-едлиствениого предмета из всех бывших
у него на борту — тяжелой свинновой кнч-
ти, кола. сборника иифров. тшательно пол-
‚ готовленного рачительными штабистами к

UWA РОЖДЕНИЯ Т, Г. ШЕВЧЕНКО

великий патриот украннокого народа».
В Государственном университете идет
полготовка к научной сессии, посвящен-
ной творчеству Т. Г. Шевченко. В библио-
теках города, Дворцах культуры готовят-
ся зитературные выставки, посвященные
оэта-демократа.

ЕЕ

немедленному уничтожению в случае нуж-
ды. Лучше было бы, если бы русским до-
стался в целостл и сам «Магдебург». и
«\!-26>, и еше парочка миноносцев на нри-
дачу, лишь бы книга эта исчезла в пучине
моря или просто перешла бы вместе с
командой на`борт судна-спасителя. Ho ©
ней-то как раз и забыли. Е

Трудно сказать теперь, как это в точ-
ности произошло. Существует много версий.
Но большего доверия заслуживает та, со-
гласно которой немецкие офицеры, при-
помнив со свойственной им точностью и
аккуратностью тот параграф устава, кэто- .
рый приказывал всякую такую книгу «в
случае крайности» непременно утопить в
море, швырнули ее за борт. Им не пришло
в голову, что в этом месте глубина ничтож-
па: устав не оговаривал глубины. Они не
‚ подумали о русской  смекалке.

А смекалка эта существовала, М спустя
ьемного дней безвестные труженики моря—
водолазы Балтики-—посетили корабль. Свин-
исвая книга не ускользнула от их глаз.
Она, свалившись с шифровального ‘стола
«Магдебурга», после некоторых приключе-
ний попала прямо на письменный стол в
разведотделе русского флота.

Ее встретили здесь сначала естественным
недоверием, потом — радостным изумлени-
ем, наконец, прямым восторгом. Ее бережнь
исследовали, тшательно скопировали, сфо-
тографировали каждую страницу, Размно-
жилая  в достаточном количестве экземпля-

в.

И с этого дня все немецкие шифро-
ванные радиограммы, все переданные по
радао приказы по германскому флоту чита
лись легко н просто и в Англии и в России,
как если бы они были написаны на самом
обыкновенном немецком языке. Карты гер-
манского комавдования путалась, тайное
мгновенно стаповилось явным. А немцы
ничего не могли предпринять: вель они
представления не имели об ошибке офяце-
ров «Магдебурга». `

x“ k *&

Утром, когда туман рассеялся, «Бога-
тырь» и «Паллала» увидели перед собою
знакомый силуэт Оденсхольма — назменно-
го острова, как бы разделенного надвое ра-
стущими в середине рощами. На острове
все было как всегда.

Только на камнях возле самого маяка,
полувыброшенный на рифы, точно загнан
ный касаткамю на берег кит, лежал потер-
певший зварию крейсер. Маленький мано-
носец возился около него, торопливо сни-
мая команду Зэзвидев приближающиеся

усские корабли. он окутался клубами ды-_
ма, стал стремательно уходить на запад,