МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!”
°, Воодущевленные блестящими успехами
Ерасной Армии, желая всеми силами п9-
мочь фронту быстрее разгромить немецких
захватчиков, трудящиеся Кировского рай-
она города Казани вносят в фонд побед
Ерасной Армии 4.140.000 рублей на уве-
‘личение выпуска боеприпасов.

Заверяем Вас, товарищ Сталин, что, не
жалея своих сил, мы будем всемерно по-
могать нашей Красной Армии беспощадно

СЕКРЕТАРЮ КИРОВСКОГО

тромить и гнать с нашей земли немецких

захватчиков.
Желаем Вам, Иосиф - Виссарионович,
сил и здоровья на долгие годы,
По поручению трудящихся

Секретарь Кировского райкома ВКП(б)
города Казани ТАРАКАНОВ

` Председатель Кировского райисполкома

СКРИПКИН

Секретарь Кировского райкома ВЛКСМ

ТАМАСИКОВА

‚ КАЗАНЬ ©
РАЙКОМА ВКП(б) ГОРОДА КАЗАНИ

тов. ТАРАКАНОВУ
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСПОЛКОМА РАЙСОВЕТА
ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ тов. СКРИПКИНУ
СЕКРЕТАРЮ РАЙКОМА ВЛКСМ тов. ТАМАСИКОВОЙ

Передайте трудящимея Кировского района города Казани, собрав-

шим 4.140.000 рублей на увеличение

скай привет и благодарность Красной Армии.

выпуска боеприпасов, — мой брат-

И. СТАЛИН,

МОСКВА, НРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой наш вождь и учитель
Виссарионович!

К Вам, любимому вождю, вырастивше-
му нас на верность народу, вдохновивше-
му нас на труд и на подвиги, обращаем
мы слова горячего привета, беспредельной
любви и благодарности. Под Вашим муд-
рым руководством славные войска Врас-
ной Армии освободили наш район от не-
мецко-фашиетских захватчиков и теперь
продолжают очищать советскую землю.

Счастливы доложить Вам, дорогой
Иосиф Виссарионович, что трудящиеся”
нашего района полностью выполнили пра-
вительственное задание по поставкам хле-
ба и других продуктов в фенд Красной
Армии. Кроме этого, из своих излишков
продали государству 65.000 центнеров
yteba, 53.000 центнеров картофеля,
22.000 центнеров подсолнуха и много дру-
гих продуктов. Военный заем 1943 года
распространили на 950.000 рублей, биле-
тов леножно-вешевой лотереи купили Ha
1.400.000 рублей.

Иосиф

Трудящиеся Золотоношского района с
большим 10x emom собрали 2.170.213 руб-
лей денег на танковую колонну. Пусть
таждый пуд нашего хлеба, каждый рубль
наших денег падает смертоносным ударом

на голову проклятой немчуры,

Трудящиеся Золотоноши просят Вас,
оны собранные нами
средства направить на строительство тан-
ковой колонны «Вызволена Полтавщина».

Живите и злраветвуйте, наш вождь и
учитель, долгие годы на радость народам
Советского Союза, на страх врагам.

Секретарь Золотоношского райкома
КП(б)У депутат Верховного Совета
СССР Иван Петрович АВРАМЕНКО
Предведатель райсовета депутатов
трудящихся
Василий Васильевич ВАРИЧ..
Секретарь Золотоношского
райкома ЛКСМУ
Павел Борисович ВОЛКОВ

ЗОЛОТОНОША, ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕКРЕТАРЮ ЗОЛОТОНОШСКОГО РАЙКОМА КП(б)У
ДЕПУТАТУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ИВАНУ ПЕТРОВИЧУ АВРАМЕНКО

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ РАЙСОВЕТА

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ

ВАСИЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ ВАРИЧ
СЕКРЕТАРЮ ЗОЛОТОНОШСКОГО РАЙКОМА ЛКСМУ
ПАВЛУ БОРИСОВИЧУ ВОЛКОВУ

Передайте трудящимся

Золотоношекого

района,  собравшим

2.170.213 рублей на строительство танковой колонны «Вызволена Пол-

тавшана»,— мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН _

Красвознаменный = Балтийский

флот. Командир торпедного катера гвардии
_ старший лейтенант А. В. Суворов. На его боевом счету — потопленные сторо-
жевой корабль и транспорт противника.
Снимок специального Фотокорреспондента «Краеного Флота»

5; Шейнина,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Латвийский народ в борьбе
против немецких захватчиков

Победоносная Красная Армия начата
освобождение Советской Прибалтики от
ига немецко-фалиистеких захватчиков.
Красное знамя нашей Родины уже раз-
вевается над многими населенными
пунктами duran. Советские
вплотную подошли ® Латвии.

Исконные враги латвийского народа —

немцы-—вот уже три года хозяйничают
на территории нашей республики. Они
залили кровью города и села, принесли
столько страданий и мук трудящимся
латышам, сколько никогда еще не выпа-
дало на долю Латвии.

После захвата Латвии немцы нагло.

заявили, что латыши принадлежат к та-
кой расе, которая-де неёспособна иметь
государственную самоетоятельность и са-
моуправление, что у латышей, мол, нет.
своей культуры.  Гитлеровцы всячески
стремились искоренить Bee латышокое,
издевались над нашими национальными
святынями, над памятниками нашей ета.
рины и культуры. Даже улицы в городах
Чалвии, носившие имена национальных
TepoeB, немцы  перенменовали на свой
лад. :
/

Ras будто смертоносный ураган, про-
Несся над городами и селами Латвийской
республики. Множество разрушенных и
полуразрушенных зданий, обезлюдевшие
улицы и паркм, бледные, изможденные
лица жителей — все это создает страш-
ную картину.

Десятки тысяч латышей погибли от
рук гитлеровеких мерзавцев. Огромные
могилы в Викерниекском лесу близ Ри-
ти, между станциями Рамули и Cazac-
пиле хранят бесчисленное ‘множество
трупов расстрелянных и повешенных. В
каждом городе немцы устраивали крова-
вые расправы над мирным населением.
В Елагве, в Лиепае, Резенкне и в других
городах и населенных пунктах  истреб-
лена значительная часть жителей. Для
массовых убийств немцы еще в начале
1942 тода широко использовали в Риге
душегубку — закрытую автомашину, в
Боторой заключенные отравлялись отра-
ботанными газами.

В прошлом году только в. риж-
ских. тюрьмах было заключено более 25
тысяч человек. Недавно в отин из отря-
дов латышеких партизан прябыл тов. Т.,
Боторому удаловь бежать ‘из рижокой
центральной тюрьмы. Вог чт0 он рас-
сказал:

«Я находилея в камере, где могли по-
меститься только 20 арестованных, - но
нас находилось там около 60. Пол на-
шим отделением в подвале ежедневно

производились зверские пытки. По вече-

рам оттуда доноеиливь  душераздираю-
щие крики: там пьяные надзиратели из-
бивали палками и пистолетами
ченных. Но утрам из этих камер выно-
CHIH голые трупы и груды одежды. Не-
редко случалось, что вызванный на до-
прое заключенный не возвращалел, —
это означало, что он убит, Еели после
допроса заключенному удавалось  в0з-
вратиться в камеру, ему приходилось
несколько дней лежать, чтобы немного
оправиться от диких избиений. Заклю-
ченные десятками гибли от побоев и то-
лода. Нередко в день умирали по пят-
надцать человек,

Очень часто происхолят мавеовые
расстрелы заключенных. В месяц уби-
вают от 150 до 300 человек, отправляя
на место казни заключенных большими
группами. В одной из таких групи была
расетреляна ‘моя мать. Немцы убили
также моих товарищей Питкевич, Фельд-
ман, Богданова и других. Обычно в м0-
мент расстрела перед фашистскими па-
лачами заключенные держат свбя муже-
ственно и стойко. Один из патриотов —
тов. Полис — перед расетрелом произнес
речь, полную ненависти и презрения к
немцам».

Кестоким террором, расотрелами и
пытками, массовым заточением в тюрь-

= ЕЕ 5353 - ИВЕШЕЕ АЕ.

ИЗ ОПЫТА БОЕВ _ЛАДОЖСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ
‚ Мекоторые вопросы подготовки
и проведения десантной оперсции

Десантная операция, проведенная He-
давно МЛадожекой военной флотилией,
имеет некоторые особенности, связанные
с обстановкой. Участники этой операции
приобрели богатый опыт. Не вдаваясь в
тлубокий анализ всего хода операции, то-
стараюсь рассказать об обстановке, о под-
TOTOBKe и о выполнении операции.

По замыелу она носит характер чисте
оперативного десанта. Цель — совершить
глубокий обход приморского  расположе-
ния фронта противника, перерезать его
коммуникации. Таким образом, противник
лишитея возможности подтянуть резервы
к линии фронта, & его группировке на зи-
нип фронта будут отрезаны пути отетуп-
ления, Этот оперативный десант должев
быт содействовать успеху наступления
Красной Армии.

Удаление ‘места высадки от линий
фронта на 35 миль и численноеть выса-
женной группы также подтверждают оне-
ративный характер десанта.

Место высадки командующий флоти-
пией выбрал очень удачно. С чисто мор-
свой точки зрения более подхолящее мес-
TO трудно было найти. 10-метровая
изобата проходит здесь всего в 5 кабель-
товых от берега — песчаного пляжа, тя-
нущегося вхоль озера неширокой полосой
(около 100 м). Отсутствие валунов и
подводных камней облегчало подход к 0е-
регу,

Таким образом занятие небольшого
плацдарма, защищенного с фронта, озером
Лендол и болотами и справа рекой Тулок-
са, давало возможность решить задачу
сравнительно гебольшими силами. Значи-
тельное расстояние до линии фронта
(35 ‘миль) и от главной базы He
являлось серьезным препятотвием ввиду
абеолютного  господотва наших  смл
на озере и нашей авиацич в воздухе. Пол-

ная уверенность в мощи готовящегося
наступления Красной Армий давала все
основания предполагать, что срок само-
состоятельного существования десанта, &
следовательно и необходимости питания
его через озеро, будет непродолжитель-
НЫМ.. : :

Вместе с тем нало было учесть, что
десанту, сжатому с одной стороны подхо-
дящими к фронту вражескими резервами
и ев другой стороны — отетупающими 6
фронта войсками противника, придется
выдержать жаркие бои,

Bee эти предположения оправдались на
практике.

Уяснив обстановку, приступили к под-
Готовке операции. Предетояло обучить де-
сант на основе разработанного паана бое-
вой полтотовки выполнить  оперативно-
тактические расчеты, собрать сзеления 0
противнике, разработать оперативные до-
кументы. Силы десанта постепенно под-
тягивались к базе. Каждое подразделение
по мере подхода участвовало в одиночных
учениях по посадке на высадочные съед-
отва и высадке на необорулованный 66-
рег. Буквально каждого бойца учили, как
садиться на катер, как использовать ору-
жие на переходе и при подходе к берегу,
как прыгать в воду и двигаться дальше.

Были предусмотрены и общие учения
отдельно для веех плавередетв е фактиче-
оким выходом в 036ро для маневрирова-
ния. Заключительное учение предуемат-
ривало тенеральную репетицию в посал-
ке, переходе, высадке и решении тактиче-
ской задачи десантом на берегу. Однако
обстановка He позволила. осущеетвить
весь намеченный нами план. Пришлось
ограничиться проигрышем разработанных
документов на групповом упражнении ©
участием всех командиров.

Авиационная разведка дала прекрае-
ные фотоснимки места высадки. На этой
основе между кораблями отряха поддерж-
ки были распределены цели и составле-
ны ориентирная схема и плановая таб-
лица огня.

Составленные на операцию документы
по связи были тщательно проверены Ha
учениях между взаимодействующими с06-
динениями, внутри эскадры, и на учениях
по связи канонерских лодок с корректи-
ровочными постами, команлиром десанта
и командиром базы высалки.

Наиболее сложный и основной доку-
мент всякой десантной операции — ведо-
мость посадки десанта на плавередотва,

Отправной точкой лля этого документа
влужила схема решения командира десан-
та при бое за высадку и при решении за-
дачи на берегу, составленная сухопутным
командованием, Эта схема давала нагляд-
ное представление о взаиуном  раеноло-
жении подразделений десанта во время
боя, численном составе и технике каждого
подразделения и той последовательности,
в которой подразделения должны были
высаживатьсл на берег и вводиться в бой,

Состав первого броска, намеченный
командиром десанта, быт полностью поса-
жен в базе на высадочные средства. Они
до точки развертывания шли на буксире у
транелтортов, а затем в строе фронта са-
мостоятельно к берегу. Высадочные па?-
тии, шедшие в составе первого броска,
сразу же наметили три пункта высадки и
установили заранее  заготовленные зна-
ки, различные по номеру и форме,
$ тем чтобы их можно было легко
отличить на расстоянии. :

Высадочные средства ‘были разбиты
на три группы. Баждую из них прикрепи-
ли в определенному пункту.

войска,

заклю-

тизанами, вов время держат

‚Далеко не полным ланным, только

+>

Секретарь ЦК КП(б) Латвии
К. ОЗОЛИН.

=>

мы немецкие оккупанты пытались с10-
мить волю латвийского народа к сопро-
тиваению. Однако рабочие, крестьяне,
интеалигенция Советекой Латвии © пер-
вых дней оккупации не прекращали
борьбы против ненавистных  порабо-
тителей. Они не давали немцам воз-
можности широко использовать про-
мышаенность И сельское хозяйство
республики. Они  саботировали. все
мероприятия гитлеровских — властей,
выводили из строя оборудование за-
водов, железнодорожные — магистрали.
Многие латыши ветупили в°фяды народ-
ных мететелей — партизан,
Нартизанское движение зв Латвии не-
престанно возрастало и ¢ приближением
Красной Армии в seers Советской
Прибалтики достигло большого. раз-
Маха. : ;
В партизаны идут люди самых
различных профессий и возрастов,
верные — патриоты,  охваченные  го-
рячим стремлением отомстить  немец-
ким захватчикам за горе и страдания
своего народа. Нередко в партизанокие
отряды являются целыми семьями, У
крестьянина Д. немцы убили одного сы-
на, а другого угнали на каторгу в Герма-
нию. Остальные четверо сыновей пошли в
партизаны, чтобы отомстить за кровь и
муки своих братьев, в оружием в руках
бороться з& честь и евободу своей, Роди-
ны. Вавалер боевого ордена «Лачилесие»

‘престарелый Осил Р. пришел ‘в парти-

занокий отряд с женой, дочерью м двумя
сыновьями. 56-летний крестьянин Г.
сражается в рядах партизан вместе с
женой, двумя сыновьями и двумя до-
черьми.

Наступление Врасной Армии, уверен-
HO прокладывающей путь к Советской
Латвии, еще ярче фазожгле пламя на-

родной борьбы. Партизаны наносят
большой. ущерб врагу, действуя на до-
режных коммуникациях, уничтожая
склады и технику противника,  истреб-

ляя его живую силу. Отряды народных
метителей, руководимые опытными и та-
лантливыми командирами, являются
серьезной угрозой для немцев в Латвии.
Нередко партизаны вступают в открытый
бой е титлерововими войсками и доби-
ваютея крупных успехов, несмотря Ha
численное ‹ превосходство врага, Отряд
под командованием учителя С. в марте
этого гола в открытых боях истребил fo-
лее 1.500 гитлеровцев и пустил под от-
кос несколько десятков немецких воин-
вких эшелонов. Партизаны пол команло-
ванием бывшего офицера - латвийской
армий 3. сломив сильно укрепленную
оборону немцев, уничтожили несколько
вражеских гарнизонов.

В борьбе с ненавистным врагом пар-
тизаны и партизанки Татвии проявляют
чудеса храброети м героизуа, Верные
сыны и дочери народа, они беспощадио
мстят фаптистам. Партизан И. однажды
ветретилея с восемью гитлеровцами и,
действуя ловко и решительно, сумет их
разоружить. Немцы, захваченные в плен
отважным патриотом, были с помощью
других партизан хоставлены в штаб от-
ряда. Рижекая девушка Л. во время од-
ного партизанекого налета первой вор-
валась в село и из автомата уничтожила
четырех немцев,

Удары, наносимые  латвийскими пар-
в напря-
жении немецкие гарнизоны, нарушают
связь, подрывают вражеский тыл. По
не-
сколько латвийских партизанских отря-
дов в первые два месяца нынешнего го-
да взорвали 4 зкелезнодорожных моста,
разгромили 11 телефонных станций, 6
полицейских участков и волостных ун-

ЕЕК ЕЕ a Oe

Транеперты, имевшие на борту подраз-
деления для высадки на первом пункте,
должны были держать флаг «1», дру-
гие — «2», третьи —- «3».

Таким образом командир высадочной
плавединицы знал, что он берет людей 6
того корабля, на котором висит номер его
пункта высадки. Командир транспорта в
свою очередь знал, 8 какой последователь-
ности на какой пункт высадки он подает
подразделения, и в соответствии с этим
поднимал цифровые флаги.

ели первую волну первого эшелона бе-
рут три транспорта, & вторую — другие
три, то первые обязаны подойти к берегу
как можно ближе, чтобы сократить про-
межуток высадки между первым броском
и первой волной. Вторые транспорты мог-
ли ожидать своей очереди вне дальности
огня артиллерии противника.

Подразделения, шедшие на транопор-
тах, не были расписаны по высадочным
средствам. Это позволяло последовательно
и планомерно разгружать транспорты, да-
же если бы часть высадочных средств
вышаа из строя в первом броске.

Разнородность высадочных средетв по
емкости и скоростям хода не давала воз-
можности предусмотреть последователь-
ность их возвращения с берега к тран-
спорту после первого броска, Поэтому, да-
Же если бы было составлено расписание
десанта, идущего на транспортах, по вы-
садочным средотвам, оно оказалось бы на
практике нереальным, в обобенности, ес-
ли учесть возможные потери,

Такова была техника высадки десанта.
Яено представляя себе ее, нетрудно pac-
пределить подразделения по транспортам
при посадке.

Во всех случаях надо помнить. что ис-
ходной точкой является расположение
подразделений в бою на берегу. Если мы
рассадили подразделения первого броска
по высадочным средствам. то надо так
рисовать ордер их на переходе; в строе
фронта на левом фланге должны очутитьея
те подразделения десанта, которые на бе-
регу в составе сухопутных подразделений
будут также на левом фланге,

равлений, истребили много гитлеровцев

и взяли большие трофеи.

Борясь против немецких  оккупан-
тов, латвийские патриоты беспощадно
расправлаютсн с предателями и измен-
никами. Партизаны убили начальника
полиции Тудзенского - уезда, двух Ha-
чальников полиции Мадонского уезда,
многих членов уездных Ебмиесий, выно-

сивших решения о высылке латышей на

каторгу в. Германию. . :

`Дая борьбы в партизанами” немцам
приходится отвлекать в фронта немалые
CHILI.

Вдоль железных дорог ‘и Важней-
ших 1066е, около каждого сколько-ни-
будь значительного военного об’екта ок-
купанты вынуждены теперь держать для
охраны крупные гарнизоны, Кромё т0го,
немцам приходится порою посылать це-
лые дивизии в карательные экспедиции
против партизанских отрядов. Напри-
мер, в начале этого года против отряда
тов. Р; гитлеровны бросили 7.000 ‘чело-
век, Против отряда тоз. С. была посдана
в феврале целая дивизия.

`Но партизанские отряды успешно 9т-
ражают атаки немецких карательных
войск.

В январе этого тодь партизаны
под командованием ‘тов. Р., используя
гибкую оборонительную тактику, в тече-
ние целой недели боролись против He-
мецкой карательной экспедиции. Потв-
ряв многих солдат и офицеров убитыми,
противник вынужден был отетупить и
‘прекратил свои наступательные  дейст-

вия. В феврале 1944 года отряд; руково-.

димый тов. С. в течение десяти дней
выдержал четыре крупных боя в немца-
ми и отбил все их атаки.

Партизанокое движение — не единет-
венный способ организованной борьбы
латышского народа с гитлеровцами. В
Латвии активно действуют многочислен-
ные подпольные организации, Они уст-

‚раивают диверсионные акты, организуют

саботаж на предприятиях, препятствуют
отправке населения на каторгу в Герма-
HED,

В Риге патриоты сожгли мельницу
«Дзирнавниеке», на которой немцы мо-
доли для своей армии награбленное зер-
но. В городе Елгава сожжен главный цех

‚на фабрике Гоффа, На железной дороге,

соединяющей Ригу с Валкой, было орга-
низовано несколько катастроф, во время
которых погибло много немецких солдат,
офицеров и боевой техники.

Чатыши борются с врагом не только в
его тылу. Латвийский народ дал Крае-
ной Армии много своих. отважных и му-
жественных сынов. Образцы воинекой
отваги и доблести показала  латышекая
стрелковая дивизия, сформированная
еще, в начале Отечественной войны, от-
важно сражавшаяся вместе с воинами
других братеких народов Советокого Со-
юза на различных участках фронта. Сей-
час, осененная  твардейским знаменем,
героическая латышская дивизия в одном
етрою с другими частями Красной Армии
приближается к родной латвийской зем-
ле.

Татвийский народ ¢ надеждой и уве-
ренностью ждет часа своего  освобожде-
ния. Он знает, что недалек тот светлый
час, когда Латвия вновь станет  свобод-
ной, когда красное знамя советекой Ро-
дины взовьется над Ригой и другими го-
родами республики. До латышей доносит-
ся приближающийся гул сражений, через
огненную линию фронта к латышам про.
тягиваетея могучая рука братского рус-
ского народа и других народов Советского
Союза, доносятся вдохновенные слова
приказов Верховного Главнокомандую-
mero Маршала  Советекого - Союза
товарища Сталина. Латвийский народ,
до конца верный советской Родине,
великому вождю и учителю  наро-
дов товарищу Сталину, напрягает все’
силы и волю дая борьбы с врагом, для

Эту задачу штаб выполнил блестяще,
Никакой путаницы итя заминки при вы-
садке не произошлб. Каждый боец попал
туда, куда он и предназначался.

Курсы подхода и еамая точка развер-
тывания были удалены от берега на рас-
стояние примерно 120 кабельтовых. Та»
ким образом весь путь соединения  нахо-
дилея вне пределов видимости © берега,

Это, а также барражирование нашей
истребительной авиация, не допускавшей
разведывательную авиацию противника,
делало до некоторой степени скрытной всю
операцию.

Первая группа транспортов и отрах
поддержки подходили к берегу только
тогда, когда высадочные средетва, идя в
строе фронта, были в 50 кабельтовых от
берега, т. е. когда протявник имел в03-
можность их обнаружить,

Артиллерийская обработка в течение
часа и обработка переднего края бомбо-
штурмовой авиацией в течение 15 минут
были достаточными, чтобы взломать си-
стему обороны противника. К тому же вы-
садка, несомненно, была неожиданной для
неприятеля, Десантники застигли 11-ю
дивизию финнов ‚на марше м забрали у
нее всю артиллерию,

Грамотное использование дымовых за_
вес командирами морских охотников и
оронекатеров, решительное подавление
прямой наводкой огневых точек против-
ника и отличная связь канонерских лодок
¢ корректировочными постами в значи-
тельной мере облегчили задачу десанта
при высадке. Благодаря этому потеря
первого броска были ничтожны.

Опомнившийся враг стянул значитель-
ные силы и пытался сбросить десант в
озеро. По расчетам командира десанта
взятого боезатаса должно было ХВАТИТЬ
на трое суток жаркого боя. Но он был
чзрасходован в течение первых суток. И
если бы не своевременное боепитание
которов, несмотря на противодействие не.
приятеля, проходило планомерно и органи-
зованно, десанту пришлось бы туго.

Некоторая заминка с доставкой боеза-
паса для канонерских лодок и бензина
для высадочных средетв не сказалась на

13 июля 1944 г., № 165 (1732)

Отвага балтийских

катерников

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 12 июля, (По телеграфу), Корзб-
ли сопровождения конвоировали в бух-
ту Н. караван. наших кораблей © вах-
ным грузом. При проходе залива’ батареи
противника открыли по каравану силь-
ный огонь. Корабли сопровождения, бы-
стро поставив дымовую завесу и пру-
крыв транспорты, приняли на себя весь
огонь врага. ‘

Особенно геройски в этой операция
вели себя моряки катера капитан-лейге-
канта Оленюк. Прикрывая  дымзавеой,
караван, катер поцал под массированный
огонь врага. Временами его совершенно
скрывало за столбами воды от разрыва
вражеских снарядов. Гиболь катера ка-
залась неминуемой. Силой разрыва пе-
скольких снарядов KaTep отбросило 2
сторону. Из строя вышел левый мотор,
заклинило рули, Главный старшина ком-
мунист Отахновокий и комсорг Rarnintes
смело бросились за борт. Держаь ta
кронштейны, они © помощью ломиков Te-
рёкладывали рули, Парторг xarepa crap-
шина. 2 статьи Тысячный, находясь на
корме, передавал команду на руль и 10д-
держивал находившихся за бортом Стах-
новского и Ватышева.

Для того чтобы сбить прицельный
огонь врага, Оленюк отдал приЕаз: <31-
жечь дымовую шашку и сбросить за
борт». Дым окутывал  Стахновокого ‘п
Катышева. Задыхаясь в дыму, отважные
бойцы продолжали управлять  рулями.
Огонь вражеских батарей не ослабевал.
Катер получил. новые поврежления, 0е-.
колки пробили переборки кубрика, вола ©
затопила бензоотсек. Сласая родной то-
рабль, краснофлотец. Пикунов и xra
Степанов по грудь в воде ведрами выбн-
рали воду из кубрека. В это время коман-
дир отделения комендоров смело нырнуа
под катер и заделал пробоину,

Ha израненный ‘калер пошел в ата
вражеский самолет «Фокке-Вульф-190».
Но и эта попытка врага мужественных
коллективом катерников была отбита,
Благодаря умелому руководству офицера
Оленюк, героизму и мужеству личного
состава катер выполнил боевое задание
и благополучно прибыл в свою базу.

Другой нали катер, выполняя °бо6нсв
задание, неожиданно был атакован само-
летами противника. Фашистские бомбар-
дировщики, зайдя со стороны солнца, 6
приглушенными моторами пытались
незамеченными подойти в нашему кораб-
лю. Но бдительность краснофлотца По-
лянекого сорвала замыслы врага. Он до-
ложил командиру катера о приближении
самолетов противника. Атака самолетов
противника была отбита.

Ha второй день в момент выполнения
важного задания на винт катера намотал-
ся трос. Катер остановился. Тогха в Bory
бросилея старший краснофлотец Алфе-
ров. затем старшина 2 стальи Игор,
Работая попеременно пох водой в тете-
ние полутора часов, Алферов и Егоров
освободили винт от троса.

Мужество и отвагу в бою против круп-
ных сил врага проявил командир катера
старший лейтенант Мазур. В течение трех
© половиной часов катер Мазура нахолил-
ся под артиллерийским обетрелом врага.
Палубу катера осыпало осколками, Мазур,
искусно маневрируя пол отнем врага,
три раза выходил на близкую дистанцию
и метко вел огонь по фангиетеким катерах
и кораблям. Орудие старшины 1 статьи

„Якова Терехова било с исключительной

точностью. Верхняя команда отметила

три прямых попадания в быстроходную

десантную баржу врага.
ж———Д—————=———>

УСПЕХИ БАКИНСКИХ ВЕФТАНИКОВ

БАКУ, 12 июля. (ТАСС), Пять трестов
Азнефтекомбината изо дня в день пере-
выполняют ^ задания по нефтедобыче —
это стахановский ответ бакинских нефтя-
ников на успехи наступающих советоких
войск, В треете Сталиннефть больших ус-
пехов добился седьмой промысел, За де-
вять днэй июля промысловики занесли в

свой фронтовой счет 1.000 тонн жидкого
топлива,

результатах операции, но все же показа-
ла, что нами расчетные цифры бы

меньше, чем потребовалось в действитель-
ности.

Несмотря на хорошую работу связи,
управление мелкими высадочными средет-
вами, не имевшими раций, было затрул
нено. Ошибка заключалась в том, что ка;
тера командиров соединений катеров, тен-
деров были связаны общими для всех вк-
садочных средств задачами. Командиры
подразделений высадочных ередетв 20л-
жны иметь раз’ездные катера. не свазан»
ные другими задачами. Только rorya он
смогут управлять своим подразделевяех.

Нрактика этой операции показала так
же. что, независимо от длительности 6,
необходимо сразу же после закрепления
десанта на берегу устраивать причалы дая
катеров и барж. Именно это в значителт-
ной мере облегчило подачу питания Се
caHTy.

Если высадочным средствам первого
броска пришлось прорывать завееу PY-
жеино-пулеметното огня и мелкой арта
лерии, сравнительно легко  подавленных
калерами, то последующая доставка людей
и грузов © транспортов проходила в 60228
сложных условиях. Враг успел подтянуть
тяжелые минометные батареи и бронето-
езл, пристрелял рубеж. Только прикрытив
дымовыми завесами, стрельба Kanone
ских лодок по площади и выбор темного
времени позволяли «беспрепятственно пи“
тать десант:

Несмотря на трудности, личный состав)
флотилии и частей морской пехоты 76-`
пешно справился с поставленными ‘ зада-
чами. Десант соединился с войсками Крас-
ной Армии, перетедитими. в наступление,
и выполнение задачи было закончено.

Конечно, эта статья далеко не охваты-
вает всех вопросов десантной операции.
пытался остановиться только на тех 13

них, которые в большей мере привлекали
напте внимание,

Капитан 1 ранга *
Н. МЕЩЕРСКИЙ

Ладожская военная флотилия,